Поездки к старцам

Как относиться к турам «по старцам»?

В интернете то и дело появляется реклама паломнических поездок «к старцам и чудотворцам». Один из наших читателей спрашивает, как относиться к таким предложениям. Ответить «Фома» попросил протоиерея Игоря Фомина, настоятеля храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

Старец — это человек, который своими молитвами и трудами стяжал у Бога благодать. Господь дает дар прозорливости тем, кто в силах этот дар понести. Именно понести, потому что совсем не легко видеть будущее, прошлое или уметь «сканировать» человека — это большая ответственность. Так что старцев много не бывает: да, старчество было во все времена, но сподобляются дара прозорливости единицы.

Должен сразу предупредить: подобные туры не имеют никакого отношения к Русской Православной Церкви.

И воцерковленный человек, увидев приглашение в подобный тур «по старцам», вряд ли им воспользуется: у него уже есть духовная опора в лице своего духовника. Однако те, кто делают в Церкви первые шаги, могут по неопытности отправиться в путешествие с непредсказуемым концом — рискуя не только не обрести желанную помощь, но лишь больше запутаться.

И все же мы знаем, что многие верующие, но невоцерковленные люди стремятся попасть к старцу, чтобы получить ответ на какой-то важный вопрос. Давайте попробуем проанализировать почему, и понять, какой подвох может таиться в их мотивации.

Первый и самый распространенный мотив — любопытство: желание увидеть чудо, узнать, что про меня скажут. Мы очень любим все, что кажется нам загадочным, потусторонним. Встреча со старцем — это встреча с другим миром. Но к этой встрече мы чаще всего бываем не готовы.

Вторая причина — желание получить ответ на свой вопрос. Причем, вопрос может быть чисто бытовым, а вот ответ старца — совершенно из другой области. Он может, например, указать вам на вашу слабость или грех, но сможете ли вы услышать и принять этот ответ? И кардинально изменить свою жизнь, борясь с этим грехом?

Третья причина — нужда в совете. Вот только на деле нередко оказывается, что люди едут не за советом, а за подтверждением своего же решения. И ответ старца может не понравиться, если он не соответствует нашим ожиданиям. Например, жалуется женщина старцу на мужа, а он советует мужа слушаться. Конечно, такой ответ ее разочарует, и она не станет ему следовать. Так зачем было спрашивать?

Четвертая причина — желание узнать волю Божию. Но для начала нужно самому горячо помолиться, чтобы Господь через старца открыл Cвою волю. И сам старец должен об этом помолиться, поэтому ваша встреча не может проходить в экспресс-режиме тура. Представьте: приехали 45 человек и выстроились в очередь на 2-3 дня. В лучшем случае, вы пообщаетесь минут 15, и не думаю, что за это время вам откроются все секреты духовной жизни. А главное, когда старцу молиться, когда стяжать Дух Святой, если к нему постоянно будут приезжать толпы людей?

Надо быть готовым и к тому, что полученный совет может не вписываться в ваши планы. Ведь старец — это тот, кто только указывает путь, а пройти его придется каждому самостоятельно. И есть большой риск не выполнить то, на что благословит вас старец. То есть может получиться, как с благочестивым юношей, который пришел ко Христу и спросил: «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Христос ответил: «Иди, продай свое имение, раздай нищим и иди за мной». И юноша отошел опечаленный: он не был готов к такому ответу. А ведь дерзнул подойти к самому Христу!

Пятая причина — жажда духовного общения, наставничества. Но если вы чувствуете, что вам нужен более мудрый духовник, не торопитесь ехать к старцам, присмотритесь, побеседуйте с разными батюшками. Не надо думать, что подлинная духовная жизнь есть только в монастырях и старческих скитах. Духовно возрастать можно и в многолюдном городском храме, и даже у себя дома. И потом, ваш приходской священник уже знает обстоятельства вашей жизни и может посоветовать, как поступить. Кроме того, с ним вы можете побеседовать, попросить разъяснить смысл его слов и уж потом решить, соглашаться с ними или нет. Со старцем так не получится: взял благословение — не медли его исполнить.

Значит ли, что вообще не стоит ездить к старцам? Вовсе нет. Но мы говорим о тех случаях, когда человек, не имеющий духовника, неопытный в церковной жизни, может соблазниться мыслью, что некий старец, подобно волшебнику, разом решит его проблемы.

Вот только логика церковной жизни иная — она строится не на волшебстве и «сверхспособностях», а на постоянной и вдумчивом соработничестве человека и Бога. Работе, которая начинается в собственном доме, продолжается на богослужениях и в Таинствах в приходском храме. И в ходе которой у людей, прошедших какой-то путь в Церкви, со временем действительно назревает необходимость получить особое духовное окормление у старца.

И кроме того, нет ничего плохого в желании посетить намоленные, как говорят в народе, места. Когда мы едем в паломничества, мы хотим оказаться в той обстановке, где молитва не просто совершалась, а совершалась успешно, то есть приносила плоды, помогала людям по-настоящему изменить свою жизнь, обрести мир в душе. Там легче приходишь к ощущению единения с Богом и настраиваешься на нужный молитвенный лад.

Нет ничего плохого и в желании отправиться в обитель, где живут старцы, если главная цель поездки — вдохновиться чужим молитвенным опытом. Всегда хорошо побыть рядом со святыми местами и людьми, помолиться и попытаться узнать волю Божию о собственном пути.

Сыны Гиезия: о «паломничествах к старцам»

Преподаватель Перервинской духовной семинарии Роман Булочев о паломничестве как бизнесе и его последствиях для всех причастных.

Эту поучительную историю наверно помнят многие, кто хоть раз читал Ветхозаветные Книги. Вкратце, суть ее проста — ученик и слуга пророка Елисея Гиезий решил воспользоваться ситуацией, и заработать на излечении его наставником от проказы военачальника Неемана.

Когда пророк отказался от даров выздоровевшего больного и тот уехал в свой город, Гиезий догнал Неемана, и, сказав что наставник его Елисей передумал, взял дары (два таланта серебра, и две перемены одежды). Когда слуга возвратился к своему учителю, тот спросил ученика: где ты был, куда ездил. Гиезий солгал, сказав, что никуда не отлучался. В результате болезнь Неемана перешла на него.

Данный библейский рассказ служит хорошей иллюстрацией истины — нельзя не только продавать духовные дары за деньги (даром приняли, даром давайте), но и улучшать свое материальное благосостояние путем оказания посреднических услуг жаждущим воспользоваться от дара.

Паломнические поездки пользуются в настоящее время большой популярностью. Многие верующие стараются проводить выходные или отпуск с пользой для души — посетить монастырь, помолиться у чтимой святыни. Тем более, что сделать это сейчас просто. Достаточно позвонить в одну из многочисленных паломнических служб, выбрать маршрут, оплатить услугу и приготовиться «получать благодать». Не беда, если ничего не знаешь о выбранной обители и ее святынях. Во время поездки на автобусе сопровождающий гид все расскажет или покажет фильм, а также прочитает акафист, чтобы группе «избежать вражеских искушений». В общем, все в нашем мире располагает к «духовному деланию».

Отдельной услугой, пользующейся повышенной популярностью, является организация поездок к живущим «старцам». Почти любая уважающая себя паломническая фирма имеет их в своем маршрутном графике. Причем, некоторые фирмы специализируются «на старцах», предлагая широкой ассортимент поездок на любой вкус и кошелек. География поездок охватывает почти всю Россию. Наиболее популярными маршрутами являются Ивановская область, Мордовия, Курская и Рязанская области, Псков и другие.

Конечно, дело не обходится без «эксклюзивчиков». Одна из московских фирм обязуется доставить клиентов к известному схиархимандриту в Калужскую область, акцентируя внимание потенциальных заказчиков на том, что ее руководству «так благословлено». Разумеется, предложение ограниченно, ведь группа проходит к батюшке без очереди, то есть не придется ждать несколько дней, соответственно, необходимо раскошелиться. И уже не вызывает особого ужаса пометка о том, что размер пожертвования оговаривается с каждым индивидуально…

Другая фирма, тоже из первопрестольного града, возит клиентов в глухие места Мордовии, за духовным советом к отцу, который всех лечит копием, отчитывает бесноватых, отмаливает заблудших. Причем, никаких точных координат служения «старца» на сайте нет.

При наличии желания и достаточных материальных средств, можно заказать индивидуальную поездку, во время которой гарантируется прием у провидца, причем без очереди. Очевидно, у фирмы заключены долгосрочные договора с отцами о взаимном сотрудничестве.

Записаться «к старцам» можно и на православных выставках, у известных в Москве и Петербурге храмов и монастырей, и даже на курортах. Так, один из санаториев в Новгородской области, желая привлечь дополнительных клиентов, предлагает поездку к местному прозорливцу, бывшему шоферу без духовного образования, который, приняв сан, щедро одаривает всех страждущих и обремененных советами «во спасение души». Любовь батюшки к страждущим настолько велика, что он неустанно трудится даже находясь на излечении в больнице.

Так, одной юной особе, лежавшей в соседнем отделении, батюшка велел завести тетрадь, в которую надо будет записывать советы и рекомендации «старца» по устройству счастливой жизни. Этот же авва любит во время полиелея, помазывая маслом чело прихожанина, открывать ему будущее. Однажды своей духовной дщери батюшка назвал возраст, после которого та станет счастливой, и мирно заживет, сожительствуя со своим возлюбленным. Пока же счастью молодых мешает родственник молодого человека. Остается только дождаться его скорой смерти.

Если у вас не хватает силы духа услышать, через сколько лет вы станете счастливы, можно обратиться в другую фирму, которая прямехонько доставить к еще одному старцу. Правда, для приема у него нужно как можно быстрее сформулировать свой вопрос и внимательно выслушать крайне немногословный ответ, ведь на общение отводится всего четыре минуты. Сложная технология приема подробно описана на приходском сайте храма, где настоятельствует сей достопочтенный протоиерей.

Сначала составляется годовой график приема паломников, привозимых специализированными фирмами. Клиент такой фирмы имеет право на внеочередной прием в течение минуты. Затем принимаются паломники, приехавшие индивидуально. Каждый — тоже на минуту. После этого, паломники, приехавшие в составе группы, включенной в годовой план приема, могут побеседовать с батюшкой еще по три минуты каждый. Как утверждается, подобный способ приема страждущим благословил правящий архиерей, владыка Анастасий.

Интересно, что можно узнать в такой поездке, какую духовную пользу получить? Очевидно, что время беседы со «старцем» времени хотя бы задать действительно наболевшие вопросы духовной жизни, а тем более выслушать грамотный, понятный ответ попросту не будет. Следовательно, вопросы, приносимые духовнику для разрешения, включают в себя определенную вариативность, устранить которую и призван «старческий совет». Примерами таких вопросов могут являться типичные, к сожалению, дилеммы: увольняться или нет, брать или не брать (ИНН, УЭК, ипотеку, и т. д.), покупать, не покупать, разводиться или нет.

Для всех сомневающихся «в богомудрых отцах», сотрудниками паломнических фирм проводится ликбез, во время которого рассказы о благодатных дарах современных прозорливцев щедро разбавляются ссылками на жития преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Оптинских старцев. Если недоверие клиентов полностью не растворяется в агиографической сахарной пудре, то тут же начинаются увещевания и обещания в том, что именно эта поездка будет способствовать «стяжанию и укреплению веры» паломника.

Правда, почему-то не уточняется, веры в кого или во что? В реальность сверхъестественного, в возможность чуда, во Христа — или в то, что в дальнейшем все возникающие в жизни неурядицы легко разрешить, набрав заветный номер фирмы и отправившись в сопровождении гида «к старцу», не забыв при этом обговорить размер пожертвования за услугу? А ведь именно такой вариант развития событий чаще всего заканчивает все эти поездки.

Иногда руководители служб проявляют инициативу, привозя паломников вместо обещанной обители на отчитку к местному «бесогону». В результате некоторые верующие, только недавно переступившие порог храма и на свою беду решившие прикоснуться к сокровищнице православной веры в паломнической поездке, принимают решение в следующий раз искать Бога преимущественно в собственной душе. Многие интернет-форумы пестрят подобными сообщениями. Это происходит и в Санкт-Петербурге, и во Владимире, и в Пскове, и в других городах.

Однажды автобус с паломниками из Самары, ехавшими в Псково-Печерский монастырь, привезли в какой-то сельский храм на службу. Служащий там священномонах стал петь народные песни и песни собственного сочинения. Руководитель поездки млела и называла происходящее «отчиткой». Одну из трезвомыслящих паломниц, рискнувших предположить, что на молебен о недужных нужно самому батюшке и руководству паломнической фирмы, подвергли травле и хотели высадить из автобуса.

Аналогичный случай был в Курске. Группу обещали доставить на Литургию в Коренную пустынь, вместо чего привезли в скит, опять на пресловутый «бесогонный молебен», а в качестве бонуса предлагали собеседование с молодым иеромонахом, гарантируя его «прозорливость и молитвенность». Некоторым паломникам, отказавшимся от спецпредложения, было сказано: а зачем вы вообще тогда ездите в поездки?

Вот уж воистину, по мнению руководителей таких фирм смысл паломничества заключается в том, чтобы вовремя заплатив нужным людям, попасть к штатному прозорливцу. Очень коварная идея, которая, однако, легко конвертируется в успешный псевдоцерковный бизнес-план. О том, что подобная практика категорически расходится со святотеческим церковным учением, упоминать даже как-то неудобно.Приведу лишь слова первого христианского путешественника — святителя Мелитона Сардийского, который паломничал по тем местам, где происходили события Священной истории — «На том самом месте, где происходили проповеди и события, я изучал книги Ветхого Завета».

С первых веков христианизации Руси паломничество на Святую Землю, в Константинополь и в другие заморские земли предпринимались нашими предками с двумя основными целями: сакральной и познавательной. Описания паломничеств, дошедшие до нас, содержат много исторических, литургических, географических, культурных деталей. Но в них нет выволакиваемого на публику чувства, личностных эмоций, которыми преизобилуют сегодняшние рассказы.

В многостраничных сообщениях о посещении «старцев» «все благодатно», все вызывает бурю эмоций, слез, смеха, чего угодно. В трапезной скита накормили первым, вторым и напоили чаем из одной и той же немытой посуды — «благодатно, как в древнем монастыре»; в Дивеево суровая монахиня потребовала оставить Литургию и пройти с ней мыть посуду и чистить картошку — «благодатно, послушание выше поста и молитвы»; там же в Дивеево особо потрудившимся после молебна надели на голову чугунок преподобного — «благодатно, батюшка Серафим благословил»; у входа в келью старца потребовали покаяться в поедании кроликов и лечении у евреев — «благодатно, генеральная исповедь».

Все внешнее наделяется сверхсмыслом. Внимание концентрируется на глазах «старца», тембре его голоса, отношении келейниц. Силы ума и духа уже не хватает вместить настоящий смысл и значение событий. «Благодать» опьяняет, придает новые ощущения, неведомые ранее, становится наркотиком. Паломник снова и снова ищет повторения. В результате возвращается к поставщику — в паломническую фирму, за очередным счастливым билетом «к старцу».

Корыстный, антицерковный мотив деятельности большинства паломнических фирм подтверждается опытом многих попавшихся на их красочные рекламные уловки. Так, одна из верующих москвичек, доверившись агитатору на православной выставке-ярмарке, вместе с близкими поехала к еще одному «раскрученному» схимнику.

Смущения о правильности происходящего стали появляться еще до отъезда, когда выяснилось, что организаторы паломничества продали билетов больше, чем было мест в предоставленном автобусе. Для преодоления назревавшего конфликта руководитель группы, спекулируя чувством христианской любви, попросил худеньких девушек-паломниц занять одно место на двоих, а на освободившиеся кресла посадить оставшихся паломников.

Во время почти восьмичасовой поездки гид рассказывал о чудотворце, встреча с которым предстояла группе, параллельно призывая не скупиться на жертву, клятвенно обещая, что Бог воздаст сторицей. Правда, на вопрос: почему тогда он не бесплатно возит паломников, ведь Господь, по логике, должен «завалить деньгами», предпочитал отвечать, что это «бесовское искушение». По приезде «к старцу» паломников поразила бедность храма и, одновременно, огромное количество страждущих из всех концов необъятной России.

Все они послушно платили за навязываемые отчитки, за «письма и записки к батюшке», за отмаливание совершенных женщинами абортов по строгой таксе — 100 рублей за убиенного младенца… Слава Богу, что у многих паломников из московской группы хватило ума осознать ложь происходящего и не отвратиться от Церкви. В этот раз зерна от плевел были отделены верно. Но кто даст гарантию, что у остальных паломников хватит рассуждения и здравого церковного опыта?

Мне бы не хотелось предъявлять претензии только к отцам. Многие из них — уже престарелые люди, которых, вероятно, подкупило внимание и лесть руководителей паломнических групп. Кто-то из отцов, вероятно, может дать дельный совет, помолиться, да просто приласкать израненную душу. Однако корыстолюбие некоторых дельцов формирует уродливую систему, в которой все меньше места остается Христу и Его Церкви.

Возвращаясь к истории Гиезия, следует сказать, что в ней необходимо осмыслить несколько моментов. Во-первых, он долгое время самым тесным образом соприкасался со святым человеком, пророком, через которого Бог творил чудеса и возвещал Свою волю. Однако непобежденная страсть сребролюбия и гордыни привела ученика к падению.

Во-вторых, Гиезий зарабатывает не на своих способностях и труде. Он беззастенчиво пользуется чужим даром, чужой славой. Это внутренне разлучает его со своим учителем. Он клевещет на него Нееману, выдавая свое желание наживы за желание учителя. Падение находит свою логическую точку во лжи Елисею, когда вместо ожидаемого покаяния Гиезий отрицает очевидное. Абсурдность ситуации усугубляется тем,что ученик прекрасно знает, что его учитель — пророк, которому известны тайны. Результат — появление телесной проказы как видимая форма ранее уязвленной грехом души.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!
ЗА ДУХОВНЫМ СОВЕТОМ И ЛЕЧЕНИЕМ К СТАРЦАМ

  • Даст ти Господь по сердцу твоему. и весь совет твой исполнит(Пс.19,5)
  • НАШЕ ПРЕИМУЩЕСТВО;гуппы небольшие, можно индивидуально поехать,дополнительная программа по другим монастырям,купание во святых источниках,зксурсоводы православные,конкретная помощь по молитвам старцев
  • 13-14 июня.ЗАДОНСК-ЕЛЕЦ.
  • 6, 20 июня О. Димитрий .МОЛИТСЯ ЗА ДЕТЕЙ!!! МОЛИТТСЯ О ТОМ,ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК ОБРЕЛ РАБОТУ.Батюшка 40 дней МОЛИТСЯ О СОЕДИНЕНИИ СЕМЕЙ,О СОЗДАНИИ СЕМЬИ.Много исцелений по молитвам АРХИМАНДРИТА ПАИСИЯ ОТ РАЗНЫХ ДУШЕВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ\уныние,депрессия,болезни головы \, сильный молитвенник за детей,помощь в семейных нуждах,молится за человека 30 дней в алтаре Помогает молитвами при компьютерной зависимости и компьютерных играх, молитвами исцеляет агрессивно настроенных детей. Также наркомания, винопитие исчезают по молитвам батюшки. Он постоянно молится в келье. Настоящий чудотворец нашего времени. Старец защищает людей молитвами от всякого зла и напасти и демонов. Молится о чадородии,\К старцу можно поехать за советом индивидуально :родители с детьми. Присутствие на Божественной Литургии,исповедь,причастие.К о.ДИМИТРИЮ ВОЗИТ ПАЛОМНИКОВ ТОЛЬКО НАША СЛУЖБА , ПРИЧЕМ НЕБОЛЬШОЕ КОЛЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК.Попасть к нему очень сложноli>
  • 7июня \ТРОИЦА\.о.ПАИСИЙ.Батюшка молится за детей \Прозорливый монах,молится особо за молодежь, детей,благополучие и соединение семьи,спасение души, исцеление от болезней.Батюшка Паисий благословил только нашу группу подавать список имен в алтарь.И он сугубо молится о здравии 30 дней.После посещения старца мы едем в Троице-Сергиеву Лавру.В монастыре прикладываемся к святыням и беседуем еще с одни прозорливым лаврским монахом.
  • 27 июня .СОБОРОВАНИЕ.
  • Принимаем заказ на чтение 40 псалтирей\о здравии\матушка Мелания. Псалтирь поднимает тяжко болящих с одра болезненного, людей страждущих,винопиец,курильщиков,наркоманов,компьютерозавиимых , бесноватых,заблудших
  • 7,13 июня о ИОНА..ПРОЗОРЛИВЫЙ И МОЛИТВЕННИК.\духовная беседа. Можно пройти генеральную исповедь
  • 17-20июля .С-ПЕТЕРБУРГ\За духовным советом о.Иоанн Миронов\
  • 21 июня.КОЛЮПАНОВО
  • 1 июля о Власий
  • 28 июня,11июля.РОСТОВ ВЕЛИКИЙ О СИЛЬВЕСТР МОЛИТСЯ 40 ДНЕЙ.Настоящий подвижник, добрый пастырь. Обладает даром молитвы и прозрения. Молится о исцелении болящих и особенно за детей.об исцелении раковых больных,наркомании,алкоголизма,душевно больных и депрессивных детях. О молитвам батюшки многие обретают работу,жилье.1 декабря.КОЛЮПАНОВО-АЛЕКСИН-НИКОЛЬСКИЙ СКИТ.Беседа с матушкой Евфросинией\духовный совет\.Прозорливая монахиня,помогает советом ,молится о семье,детях.На святом источнике происходят чудеса исцелений от рака, слепоты,немоты и др. болезней.Это очень сильный святой источник.Отъезд из Москвы в 7.00.Возврат в Москву в 20.00.
  • Отправление и сбор групп метро «ТАГАНСКАЯ»\кольцевая\
  • В программу входит:

    • Духовные беседы со старцами,
    • Лечение освященным маслом и копием,отчитка,в пост-соборование,
    • Посещение святых мест,источников,купален,
    • Присутствие на богослужениях.

  • ПОЕХАТЬ К СТАРЦУ МОЖНО ИНДИВИДУАЛЬНО В ЛЮБОЙ ДЕНЬ НЕЗАВИСИМО ОТ РАСПИСАНИЯ
  • — Группы небольшие,что дает возможность каждому из паломников побеседовать со старцами лично и получить духовный совет.Выехать к старцу возможно в день, когда того требуют жизненые обстоятельсва.
    — Старцы помогают мирянам,дают ответы на беспокоящие их вопросы,говорят слова утешения.
    — Для детей благословение старцев и молитва за них в наше время необходима.
    Наши паломники имеют уникальную возможность получить духовное наставление в минуту трудную у прозорливых старцев нашего времени,а также ознакомиться с историей и святынями древних русских монастырей и храмов, искупаться в святых целебных источниках, приложиться к чудотворным иконам и мощам святых угодников Божиих.
    Уважаемые ,братии и сестры, если вы по какой-то причине не сможете с нами осуществить поездку к старцу,то через нашу службу можете передать имена и мы обязательно ваши записки передадим батюшкам.
  • ПС «Пересвет» — надежный спутник в паломнических поездках из Москвы!

    • Удобное время и место отправления в Москве: не нужно ждать выходных, или заполнения автобуса. Удобно добираться.
    • Низкие цены.
    • Небольшое количество паломников в группе: можно изменять маршрут и время пребывания у святынь по Вашему желанию.
    • По запросу Вашей паломнической группы строим полностью индивидуальный маршрут.
    • Собственные микроавтобусы и автобусы туристического класса и опытные водители: мы не зависим от компаний-перевозчиков.
    • Обратная связь с директором паломнической службы «Пересвет»: при планировании поездки, во время и после неё.
    • Коллектив воцерковленных христиан, экскурсоводов с богословским образованием.

    Православное паломничество — это малый подвиг христианина, движимого любовью к Богу и святым. Традициям путешествий к святыням с древности следовали наши благочестивые предки, доходившие пешком до Святой Земли.

    Сегодня паломническая служба «Пересвет» гарантирует комфортное и безопасное путешествие из Москвы для Вас и Ваших близких. Наш собственный автопарк оснащен комфортными микроавтобусами и автобусами туристического класса. Жертвенность подвига не умалится, если паломники принесут Богу сердечную молитву в чистоте сокрушенного и смиренного сердца. Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит (Пс. 50).

    Даже малый труд во славу Божию принесет добрые плоды. Паломническая служба «Пересвет» станет Вашим опытным спутником в пути.

    В дружном коллективе паломнической службы «Пересвет» в Москве работают экскурсоводы с богословским образованием, профессиональные и воцерковленные водители. Группы сопровождаются православными священниками. Вы сможете совершить сугубые молебны и получить ответы на волнующие лично Вас духовные вопросы.

    Однодневные автобусные поездки по московским монастырям, родившим великих святых молитвенников — лучший вариант для первого паломничества, поездок с детьми.

    Многодневные поездки из Москвы подойдут для православных христиан, желающих глубже проникнуться духом святых мест, в которых время приобретает совсем иное измерение, нежели в миру.

    Все паломнические программы службы «Пересвет» продуманы с учетом многолетнего опыта работы с паломниками.

    Наша компания зарегистрирована в законном порядке. Мы всегда открыты к предложениям и выстроим программу для любых групп паломников. На все Ваши вопросы отвечаем

    по телефону 8 (495) 970-57-09

    Для удобства наших паломников, Вы всегда можете послушать молитвы не уходя с сайта:

    Вечерние молитвы Оптиной пустыни

    Утренние молитвы Оптиной пустыни

    Самыми востребованными поездками на сегодня являются:

    Туры в Дивеево – удел молитвенного покровительства Пресвятой Богородицы!

    Туры в Оптину Пустынь – монастырь известный на весь мир, центр духовного старчества России!

    Туры к Матроне Московской – одна из самых любимых и почитаемых святых наших дней!

    Поэтому советуем заблаговременно бронировать места через он-лайн форму на сайте или по телефону!