Подвиг в жизни

Содержание

В жизни всегда есть место подвигу…

Подвиг… Что это такое? Разные поколения понимают это по-разному. Меняются времена, меняются люди, а значит, и меняются значения. Раньше подвигом назывались героические поступки, победы в сражениях. Сегодня же подвигом является поступок человека, который жертвует своей жизнью ради других. Это подвиги достойны похвалы, восторга. Но мне кажется, что подвиги могут быть и маленькие. Например, первый шаг ребёнка, отличная учёба или получение аттестата. И мы радуемся этому, потому — что это наши победы и подвиги.

Профессии, совершающие подвиги, — великие профессии. Враг. Каждый день он спасает тысячи жизней, дает людям надежду, делает их счастливыми. И люди боготворят их. Это и есть большие, душевные подвиги.

Ведь как говорил Тёркин: ”Не надо орден, я согласен на медаль”. Из этих слов я понял, что не надо разглагольствовать о своих подвигах во всеуслышанья, чтобы все люди знали, что ты совершил, надо оставить это в себе, жить и гордиться собой!

Прекрасны поэмы, посвящённые таким людям. Мы читали произведение, прекрасное, по моему мнению, ”Гамбринус”. Там рассказывали про героя Сашку. Он не был красив, не имел авторитета. Но его игра на скрипке заставила всех восхищаться им, смотреть на него с умилением. И даже когда он сломал руку, он всё равно приспособился играть на скрипке и удержать публику. Во-первых, это талант от природы, но для меня это ещё и подвиг, достойный уважения.

Каждый день нас окружает такие люди, но мы не замечали их, и не знали, что в своей жизни они тоже совершали подвиги.

Подвиг – понятие разностороннее, и во все времена их будут приветствовать. Я думаю, что в своей жизни я сделаю тоже немало подвигов!!!

Волынский Дмитрий,

9а класс

МОУ БСОШ №1


Что такое подвиг? Подвиг – это самоотверженный, героический поступок.

Подвиги совершались и совершаются во все времена не только взрослыми, но и детьми. Подвиги могут совершаться не только ради жизни, но и ради любви.

На Руси прославились благодаря своим подвигам во имя земли русской такие богатыри, как Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Ради жизни других людей гибли наши предки в войсках Д. Донского, М. Кутузова, Г. Жукова. И именно ради жизни на родной земле несут сегодня свою службу, исполненную зачастую смертельных опасностей, не только воины – современники, но и люди многих других профессий. Низкий поклон им за это, за ту великую любовь, без которой невозможно жертвовать жизнью ради других людей, без которой невозможно быть настоящим солдатом.

В жизни каждого человека есть место подвигу!!!

Сычугов Максим, 9а класс

МОУ БСОШ №1

В жизни всегда есть место подвигу…

Подвиг. Каково понятие этого слова? Задумываемся ли мы над этим?

Подвиг-это героический поступок. Люди, совершая его, становятся героями, но не это главное. Главное то, что ты спас человеческую жизнь.

Каждый день люди совершают подвиг. Это, например врачи, которые спасают миллионы людей. Это спасатели, которые работаю днём и ночью в любую погоду. Вытаскивают людей из-под завалов, из огня, воды. Хорошими примерами являются случаи из жизни.

Недавно в «Новостях» по телевизору, рассказывали об одной девочке двенадцати лет, которая вытащила из горевшего дома троих маленьких детей. Дело было так. Мать пошла на почту платить за коммунальные услуги. Она оставила троих детей дома, надеясь быстро вернуться. Раньше никогда их одних не оставляла. Шел сильный дождь, в результате чего в доме произошло короткое замыкание проводки. Дом загорелся. В это время девочка шла из школы, увидела, что дом горит. Она знала, что там находятся дети. Разбив стекло в доме, она стала вытаскивать детей. В это время приехала «скорая», пожарные. Пожар потушили. Дети остались живы. Узнавшая об этом мать прибежала домой и была очень рада, что дети живы и здоровы. За этот подвиг девочку наградили медалью за отвагу на пожаре. Мама детей была очень благодарна девочке.

И таких случаев в жизни встречается очень много, когда люди спасают друг друга.

5-11 КЛАСС

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ГЕРОИЗМ — ГЕРОЙСТВО — ГЕРОИКА

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов героизм – геройство — героика

2.Примеры словосочетаний с паронимом героизм

3.Примеры предложений с паронимом героизм

4.Примеры словосочетаний с паронимом геройство

5.Примеры предложений с паронимом геройство

6..Примеры словосочетаний с паронимом героика

7.Примеры предложений с паронимом героика

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ГЕРОИЗМ — ГЕРОЙСТВО — ГЕРОИКА

ГЕРОИЗМ — необыкновенное мужество, самоотверженность, самопожертвование в критической обстановке, способность к совершению подвига; дух, свойственный герою.

ГЕРОЙСТВО — геройское поведение, героизм, способность к геройским поступкам. Употребляется в том числе и с иронией.

ГЕРОИКА — героическое содержание, героическая сторона чего-либо (чьей-либо деятельности, каких-либо событий)

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ГЕРОИЗМ

1)беззаветный героизм

2)бесподобный героизм

3)беспримерный героизм

4)величайший героизм

5)исключительный героизм

6)истинный героизм

7)небывалый героизм

8)невиданный героизм

9)необычайный героизм

10)подлинный героизм

11)показной героизм

12)боевой героизм

13)воинский героизм

14)массовый героизм

15)революционный героизм

16)трудовой героизм

17)героизм защитников Родины

18)героизм жителей блокадного Ленинграда

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ГЕРОИЗМ

1) Люди, восстанавливающие завод, проявляют чудеса героизма. (Галин. Начало битвы)

2) Благодаря героизму рабочих катастрофа была предотвращена. (К.Г.Паустовский).

3) Героизм становится у нас уже не чрезвычайным, а жизненным явлением. (А. Н. Толстой. В добрый час!)

4) Почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. (А.И.Куприн)

5) Реализм В.Г.Короленко, продолжая традиции классической русской литературы (в том числе традиции тургеневской школы), открывал и новые перспективы: писатель стремился найти художественные средства для выражения предчувствия неизбежного обновления жизни; литературу, считал он, необходимо обогатить чертами героического: «Мы признаем и героизм. И тогда из синтеза реализма с романтизмом возникнет новое направление художественной литературы…». (Избранные письма)

6) Героизм — необычайное мужество, когда человек действует, совершенно забыв о своих личных интересах или даже вопреки им.

7) Героизм — свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

8) Идеалы героизма развивались на протяжении многовековой истории человечества, запечатлеваясь первоначально в формах стихийно складывающегося массового нравственного сознания, устного народного творчества (в частности, в т. н. героическом эпосе), а в дальнейшем становясь предметом художественной литературы и искусства, специальных теоретических дисциплин — этики, эстетики, социологии, психологии.

9) Высшая форма героизма — советский (социалистический) героизм, основанный на твёрдых коммунистических убеждениях, преданности партии и народу, глубоком сознании патриотического и интернационального долга.(Из словаря военных терминов)

10) По словам В. И. Ленина, победа социализма «… ни в коем случае не может быть решена героизмом отдельного порыва, а требует самого длительного, самого упорного, самого трудного героизма массовой и будничной работы».

11) «Причина наших побед…,— пишет В. И. Ленин, — уменье поднять энергию, героизм, энтузиазм масс, сосредоточивая революционно напряженные усилия на важнейшей очередной задаче».

12) Город-герой — почётное звание города, население которого проявило героизм во время Великой Отечественной войны.

13) Во время Швейцарского похода А.В.Суворова русские войска в сентябре 1799 года с боем преодолели Чертов мост, проявив при этом массовый героизм.

14) Самоходка СУ-152 была единственной советской боевой машиной, способной успешно противостоять грозной немецкой САУ «Фердинанд». Многие самоходчики на Курской Дуге проявили героизм и высокое умение владеть вверенной им техникой, например майор Санковский вместе с экипажем своей СУ-152 уничтожил только за один день 10 немецких танков.

15) В честь доблестной защиты города 22 декабря 1942 учреждена медаль «За оборону Сталинграда». Сталинград стал городом-героем. 8 мая 1965 Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные трудящимися Волгограда в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, город награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

16) Харизматический лидер — человек, пользующийся авторитетом, основанным на его исключительных качествах — мудрости, героизме, святости и т. п.

17) В исключительно тяжелых условиях (превосходство противника в силах, недостаток боеприпасов, сильная жара, отсутствие воды) русские войска проявили высокий героизм и стойкость и удержали свои позиции.

18) Защитники Одессы, проявляя невиданный героизм и самопожертвование, стойко отражали наступление противника.

19) Героизм вождя воодушевлял войска.

20) Во время катастрофы он проявил истинный героизм.

21) Он не отличается героизмом.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ГЕРОЙСТВО

1)истинное геройство

2)показное геройство

3)проявить геройство в сражениях за Родину

4)оценить геройство

5)восхищаться геройством

6)выказать геройство

7)отличиться геройством

8)хвастаться геройством

9)сильны геройством

10)дело чести, доблести, геройства

11)памятник геройству

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ГЕРОЙСТВО

1)Это название звучало предостережением и напоминало об участи горсточки безыменных русских людей, погибших в прошлом веке на этом берегу в неравной схватке с природой. Гранитные скалы остались памятником их геройству. (В.Н.Ажаев. Далеко от Москвы)

2) Кто сохранил у нас силу на геройство, так тому незачем быть героем, цели настоящей он не видит, взяться за дело не умеет и потому только донкихотствует. (Н.А.Добролюбов. Когда же придет настоящий день?)

3) Я, кажется, начинаю находить общий язык со смертью. Оказывается, это простой язык, повседневный. Единственное геройство, какое мне осталось: дожить оставшиеся дни, как я живу сейчас, ничего не менять. (Ю.М.Нагибин. И вся последующая жизнь)

4) Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг. (А.А.Бестужев)

5) Войсковые товарищи — у запорожских казаков лица особенно заслуженные в боях и походах. Ввиду того, что их подвиги совершались на глазах у других бойцов, а народ умел оценить их геройство и распорядительность, атаманы, начальники, командиры обычно изби­рались из среды войсковых товарищей.

6) Павел Иголкин — новгородский купец, в плену в Швеции оказавший геройство, защищая честь своего государя, Петра I. (Половцов)

7) Василий Шибанов — слуга князя А. М. Курбского, выказал бесстрашие и геройство перед Иваном Грозным, подав ему письмо своего господина, полное ругательных выражений и оправдывающее бегство его (1563 г.) (Половцов)

8) Для геройства — не сыщешь предела,

У отваги не видно границ. (В.И.Лебедев-Кумач. Капитаны воздушных морей)

9) В трагедии Я.Б.Княжнина «Вадим Новгородский» главный герой — не юноша, а муж, умудренный жизнью, доказавший свое геройство на поле брани.

10) Первый в русской, да и едва ли не во всемирной литературе, Л.Н.Толстой занялся трезвым анализом боевой жизни, первый отнесся к ней без всякой экзальтации. Он низвел воинскую доблесть с пьедестала сплошного » геройства «, но вместе с тем возвеличил ее как никто. Он показал, что храбрец данного момента за минуту до того и минуту спустя такой же человек, как и все: хороший — если он всегда такой, мелочный, завистливый, нечестный — если он был таким, пока обстоятельства не потребовали от него геройства.

11) Вся философия романа «Война и мир» сводится к тому, что успех и неуспех в исторической жизни зависит не от воли и талантов отдельных людей, а от того, насколько они отражают в своей деятельности стихийную подкладку исторических событий. Отсюда любовное отношение Л.Н.Толстого к Кутузову, сильному не стратегическими знаниями и не геройством, а тем, что он понял тот чисто русский, не эффектный и не яркий, но единственно верный путь, которым можно было справиться с Наполеоном.

12) Тематический охват С.Я.Маршака чрезвычайно широк. Особенностью его творчества является многообразие композиции, стиховых жанров и приемов в разработке отдельной темы. С одинаковым мастерством дает он и загадку, которую широко использует как литературный прием для детей, и анекдот, построенный на самом примитивном комизме положений, в ритме, размере и интонациях народных английских песен, и пионерский лагерь, целиком идущий в ударном ритме лагерной жизни… Дальше показ Днепростроя — «Война с Днепром» и «Доска соревнования», где труд — «дело чести, доблести, геройства «, где «каждый подвиг и успех пример для всех». И наряду со всем этим почти стихотворение в прозе — «Усатый полосатый» — для самых маленьких детей.

13) Прославился Гектор на десятом году Троянской войны, он возглавил боевые действия троянцев, отличаясь силой и геройством.

14) знал Николая Алексеевича Бирилёва, восхищался его геройством в осаждённом Севастополе. И сейчас сокрушался: подумать только, в разгар Крымской войны картечная пуля на излёте, казалось, неопасная, контузила Бирилёва, а теперь, спустя столько лет, приковала его к постели. (Ю. Коганов. Встреча в Черни)

15) Пожарные проявили истинное геройство, с риском для жизни спасая погибающих.

16) За какие такие геройства награду получил? (ирон.)

17) Перед кем ты геройство выказываешь? (ирон.)

18) Он всюду хвастался своим геройством. (ирон.)

6.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ГЕРОИКА

1)патриотическая героика

2)возвышенная героика

3)мужественная героика

4)военная героика

5)боевая героика

6)трудовая героика

7)революционная героика

8)подлинная героика

9)суровая героика

10)повседневная героика

11)действенная героика

12)героика революции

13)героика борьбы

14)героика протеста

15)героика сражений

16)героика антифашистского движения

17)героика строительства

18)героика труда

19)героика созидания

20)героика освоения Сибири

21)героика гражданской войны

22)героика первых пятилеток

23)героика Великой Отечественной войны

24)героика партизанской борьбы

25)героика революционных будней

26)пафос героики

7.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ГЕРОИКА

1)Мы, артисты, чувствуем поэзию и героику борьбы. (К.С.Станиславский. Письмо зимовщикам Югорского Шара, ноябрь 1935)

2) В этих произведениях отражена героика Октябрьской революции.

3) Реалистический гений Сервантеса и неизменный вкус к героике и романтике органически слились во всей мощи лишь один раз: в субъективно героическом пафосе странствующего «безумно мудрого» рыцаря Дон Кихота, в открытии «донкихотской ситуации».

4) Основными мотивами его поэзии стали героика социалистического строительства, дружба освобожденных народов.

5) Темы его романов ‒ героика антифашистского движения, социалистические преобразования в селе.

6) В романе Ф.В.Гладкова «Цемент» (1925) передана героика трудовых подвигов рабочего класса.

7) Героика гражданской войны, жизненность ленинских идей, окрылявших народные массы и давших новое направление народной жизни, вдохновляли поэта. (Решетов. Перед лицом Пушкина)

8) Художники стремились к правдивому отражению действительности во всей остроте её противоречий, к утверждению в искусстве новых духовных ценностей и новых героев — людей труда, с их жизненной стойкостью и внутренним достоинством, к воплощению героики борьбы против фашизма и отстаивания социальной справедливости, к передаче как широкой панорамы, так и повседневных коллизий народной жизни.

9) В стихотворениях Эдуарда Багрицкого, пронизанных романтическим пафосом героика Гражданской войны, драматизм рожденных революцией социальных и нравственных конфликтов.

10) Героика борьбы и смерти за революцию нашла себе яркое выражение в ряде лучших романтических стихотворений Михаила Светлова («Гренада», «Звезды», «Пирушки», «Двое», «В разведке», «Граница», поэма «Хлеб» и др.).

12) Полотнам И.К.Айвазовского с изображениями моря, кораблей, морских сражений присущи романтические эффекты освещения, эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и пафосу.

13) Уже в 1840-х гг. И.К.Айвазовский завоевал мировую славу эмоциональной приподнятостью своих картин, с их тяготением к пафосу и героике, точностью и быстротой кисти.

14) Музыка композитора проникнута оптимизмом, жизнерадостностью, мужественной героикой, светлым лиризмом, юмором и энергией творческого созидания.

15) Повесть Б.Л.Горбатова «Моё поколение» (1933) передаёт революционный энтузиазм первой пятилетки, книга рассказов «Обыкновенная Арктика» (1940) — героику освоения Севера.

16) Мучительный разлад идеала и социальной действительности — основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков — героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла».

17) Героика первых пятилеток открывала перед писателями грандиозные творческие перспективы.

18) Л.А.Кассилю принадлежат первые опыты публицистических очерков для детей. В них писатель ведёт разговор с читателями «на равных», погружая их в атмосферу повседневной героики: «Ледовый комиссар» (о челюскинской эпопее и О. Ю. Шмидте), «Искусство удивляться» (о советской авиации) и др.

19) Творчество В.А.Моцарта — один из важнейших этапов в мировом развитии оперы, симфонии, концертной и камерной музыки. В нём обобщён многовековой опыт композиторов различных стран. Завершая 18 век, оно оказало влияние на позднее творчество Й.Гайдна и непосредственно подвело к 19 веку — к героике Л. Бетховена и романтике Ф. Шуберта.

20) Национальные русские черты автор «Войны и мира» видит в «скрытой теплоте патриотизма», в отвращении к показной героике, в спокойной вере в справедливость, в скромном достоинстве и мужестве (образы простых солдат, Тимохина, капитана Тушина).

Используемые источники

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. – Киров: Кировская областная типография. 1997.

3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

5.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Помогите пожалуйста.какие примеры героизма из современной общественной жизни вам известны? какой из примеров героизма поразил вас больше всего? почему?

мисс 3. апатия 4. дружба А2. Примером неречевого общения может служить: 1. письмо другу 2. улыбка при встрече друзей 3. разговор пассажиров автобуса 4. беседа с приятелем А3. Наказание за нарушение установленных правил: 1. мораль 2. санкция 3. Конституция 4. действие А4. Основной, главный закон страны: 1.Великая хартня вольностей 2. декларация 3. Конституция 4. конвенция А5. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений? 1. с 12 лет 2. с 14 лет 3. с 16 лет 4. с 18 лет А6. Насильственное хищение чужого имущества: 1. вымогательство 2. кража 3. попрошайничество 4. разбой А7. К внешним угрозам нашей стране относится: 1. создание незнакомых вооруженных формирований 2. торговля наркотиками на улицах 3. военный конфликт в соседнем государстве 4. распространение оружия А8. Наука об ограниченных возможностях и безграничных потребностях человека: 1. философия 2. Обществознание 3. Экономика 4. история А9. Какое проявление экономики приведено: «Завод выпустил партию новых легковых автомобилей»? 1. производство 2.Распределение 3. Обмен 4. Реклама А10. Что из перечисленного характеризует торговое предпринимательство? 1. Ремесло 2. Купля-продажа товара 3. Ростовшичество 4. Уплата налогов А11. Предприятие, которым владеет и управляет один человек: 1. Госкорпорация 2. Акционерное общество 3. товарищество 4. Индивидуальное предприятие А12. К каким ресурсам семьи относится заработная плата родителей? 1. К материальным 2. К трудовым 3. К финансовым 4. К информационным А13. Одной из причин современных экологических бедствий является: 1. Рост числа животных на планете 2. Посадка лесов вокруг городов 3. Большое число любителей созданий гербириев 4. Нерациональное использование ресурсов

15 невероятных примеров героизма во время ВОВ, в которые сложно поверить!

Ратные подвиги на полях сражений ВОВ не поддаются описанию — люди, казалось, реально сделаны из металла, обладают недюжинной силой, невероятной смекалкой и фантастической храбростью. И это всего лишь 15 моментов той страшной войны и нечеловеческого подвига народа…

Дважды герой СССР Алексей Васильевич Алелюхин — 601 боевой вылет, провёл 258 воздушных боёв, уничтожил 40 вражеских самолётов лично и 17

В 1943 году за воинскую доблесть и мужество, проявленные при обороне Одессы и в Сталинградской битве, в боях под Ростовом, Таганрогом и Мелитополем, 265 боевых вылетов и участие в 65 воздушных боях, в которых сбил 11 самолётов противника лично и 6 — в составе группы, командир эскадрильи 9-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт ) Гвардии капитан А. В. Алелюхин удостоен звания Героя Советского Союза.
Прошел весь боевой путь — от Одессы и до Берлина… Начал войну в звании Младшего лейтенанта, рядовым пилотом, а окончил её Гвардии майором, командиром этого полка.

Ударная группировка армейских разведчиков группы под командованием гвардии капитана Григория Галузы

С честью выполнили поставленную командованием задачу — пройти смерчем по тылам вермахта и проложить путь для ударной группировки.
Двадцать пять бойцов на трёх бронеавтомобилях БА-64, на паре советских танков Т-80 и трех немецких бронетранспортёрах SdKfz-251, в мундирах вермахта в 1944 году под обстрелом и фашистским тараном танками прорвались по шоссе Шауляй–Рига в направлении Митавы на полной скорости.
Сняли часовых у немецких тяжелых танков. Затем девять «тгиров» были заведены, развернуты в сторону противника. Гарнизон городка атаки не выдержал, отступил в панике. Разведывательному отряду достались трофеи и целехонький мост на реке Презенции.
Захваченные «тигры» бойцы передового отряда отдали авангарду 9-й бригады, а сами пошли дальше. Во время смелого рейда по тылам врага армейские разведчики прошли 80 километров. Офицеры Григорий Галуза и Иван Чечулин в марте 1945 года получили геройские звания.

Захар Артёмович Сорокин (17 марта 1917 — 19 марта 1978) — советский лётчик, герой Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Летал и воевал без обеих ступней

В 1941 году во время боя совершил воздушный таран, но его повреждённый самолёт упал в тундре. Лётчик шесть суток добирался до расположения советских частей, прополз около 70 км, при этом он отморозил ноги. Лишившись обеих ступней, З. А. Сорокин вернулся в свой полк и продолжал уничтожать врагов. Свой седьмой самолёт Захар Сорокин сбил в феврале 1943 года, уже будучи на протезах. Военный атташе Великобритании, прибывший в Заполярье, вручил лётчику-истребителю высокую награду — орден Британской империи, сказав: «Пока в России есть такие люди, она непобедима».
К моменту присвоения звания Героя Советского Союза совершил 117 боевых вылета (в том числе 4 — на разведку и 10 — на сопровождение торпедоносцев и бомбардировщиков), 19 воздушных боёв и лично сбил 11 самолётов противника.
Всего Захар Сорокин сбил 18 вражеских самолетов, 12 из них — будучи на протезах.

«Он мастер снайперской науки, Фашистской нечисти гроза, Какие золотые руки. Какие острые глаза!» Эти строки Лебедева-Кумача посвящены тунгусу Семену Даниловичу Номоконову. Он уничтожил 368 солдат и офицеров вермахта

Вместо винтовки с оптическим прицелом он использовал обычную «трехлинейку» Мосина. Он, весь обвешанный веревочками, осколками зеркала, шнурками для маскировки был прозван «Таежным шаманом» — маскировался так, что не только немцы, но даже свои не могли его обнаружить.

Смекалка наших советских снайперов во время боев на Верхнем Дону, позволила без потерь уничтожить все минометное немецкое подразделение

Два советских снайпера пробрались на близлежащий к оврагу, где обустроилось минометное немецкое подразделение, подожгли развалины хутора и разместились в старой печке разрушенного дома.
Утром под их меткими выстрелами погибло все немецкое подразделение, так и не поняв, что обстрел по ним велся из старой печки находящейся в центре догорающей деревни.

Семья Г. Зубенко, вся вступившая добровольцами в казачью часть Красной армии. Кубань, сентябрь 1942 года

Как украсть штабной немецкий автомобиль с документами

В часть под Курском по ленд-лизу поступили канадские легкие танки Валлентайн VII. Бойцы удивлялись им, называя рестораном, а 22-летний командир взвода мл. лейтенант Борис Кошечкин, осматривая танк, на котором предстояло воевать ему и его экипажу, тем не менее сказал: «Ничего, ребята, мы и на этом недоразумении немцам жару зададим. Как насчет того, чтобы к немцам в гости сходить?»
И они, нарисовав на танке кресты, поехали. При этом Борис хорошо говорил по-немецки и раздавив по пути два немецких орудия еще и наорал на артиллеристов за их неправильную установку.
Но главное было впереди — увидев припаркованную у штаба машину, Кошечкин принял решение тихонько зацепить ее тросом и отбуксировать к своим.
Немцы даже не обратили внимания, когда один из танкистов вылез из машины и зацепил тросом их штабной автомобиль. Кошечкин в это время сидел на башне, уплетал бутерброд и перекидывался с проходящими мимо гитлеровцами ничего не значащими фразами.
Только когда танк взревел и рванул с места, немцы забегали, начали разворачивать орудия, пробили танк, но все остались живы — легкое осколочное ранение в плечо получил механик.
Машина оказалась действительно штабной и в ней были найдены важные документы. Вместо нагоняя от начальства участники хулиганской выходки получили награды, младший лейтенант Кошечкин – орден Красной звезды.

Братья-фронтовики Лысенко. Все 10 ушли на фронт и все 10 вернулись

Хтодось, Петро, Иван, Василь, Михайло, Степан, Николай, Павло, Андрей и Александр.
Прошли до Берлина и оттуда до Курил. Николай катал на руках «сорокапятку», бил по танкам и вернулся домой «сильно увеченный».
Хтодось в составе дивизионной разведки нарвался на минное поле под Будапештом и потерял ногу. Оттуда же, из Венгрии, вернулся с орденом Славы его брат Михайло. Павло прошел с автоматом весь боевой путь 1-го Украинского фронта, а потом еще в Карпатах задержался.
Василь — единственный офицер среди братьев — командовал взводом, а потом минной батареей, но Красную Звезду получил еще за солдатский свой подвиг — поджег двумя бутылками два танка. Андрей вернулся тяжело раненный из-под Ясс.

Иван дошел до Вены, а Александр — аж до Берлина, хотел расписаться на Рейхстаге, да почерк неважный. Степан воевал под Смоленском, после госпиталя — в Восточной Пруссии и уж хотел было домой, да пришлось на Дальний Восток ехать. Правда, пока ехали, японская война уже кончилась, «но там брат Петро воевал».

Маншук Маметова и 72 нациста

В 1942 году казашка Маншук Маметова добровольно пошла на фронт и сразу «прикипела» к пулемету «Максим». В 1943 году во время боя за город Невель в Псковской области Маншук остается одна и с пулей в голове отстреливалась единолично убив при этом 72 нациста.
К сожалению, этот бой стал для Маншук последним — ее ранение оказалось смертельным. В 1944 году Маншук Маметовой было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Никодим Корзенников — глухонемой солдат

Никодим Корзенников вошел в историю как единственный во всех армиях мира боец, который воевал на передовой, несмотря на природный недуг: Никодим был глухонемым — он ничего не слышал и не мог говорить. Тем не менее воином показал себя героическим.
«Настоящим докладываю, что знаком с красноармейцем Корзенниковым на протяжении двух месяцев. Красноармеец Корзенников, несмотря на врожденную глухонемоту, был примерным воином, боролся с немецко-фашистскими захватчиками не щадя жизни. На его личном счету подбитый вражеский танк, немалое количество уничтоженных германских солдат и офицеров. На вопрос, грамотен ли красноармеец Корзенников, отвечаю — грамотен. На вопрос, умеет ли писать, отвечаю — не умеет».

13 ноября 1943 года порховский подпольщик Константин Чехович взорвал во время сеанса битком набитый немецкими солдатами и офицерами кинотеатр

Идея взорвать здание, набитое руководящим составом фашистской армии, принадлежала самому Константину — от партизан он получил около 60 кг взрывчатки, которую погрузил на повозку, а затем, работая в это время подсобником в кинотеатре, проносил тол под одеждой, а затем подключил Евгению Васильеву — сестра его жены была трудоустроена в кинотеатр уборщицей. Каждый день она проносила по несколько брикетов в ведрах с грязной водой и тряпкой.
В результате взрыва стена кинотеатра, выходящая на Шелонь, рухнула полностью. Нетронутыми остались только подвалы, где пытали русских пленных. Жертвами взрыва стали более 700 человек, среди них 2 генерала, более 40 высших офицеров вермахта, не говоря уже о низших чинах.
Врыв кинотеатра в Порхове — одна из самых успешных диверсий за всю историю Великой Отечественной войны. Сам Чехович сразу же после взрыва на велосипеде бежал в отряд ленинградских партизан.
Никаких наград ему, по мнению командования, не полагалось, и лишь спустя 70 лет на здании того самого кинотеатра появилась мемориальная доска — Константину Чеховичу посмертно присвоили звание почетного гражданина Порхова. Такого же звания удостоилась и Евгения Васильева — та самая уборщица из кинотеатра, проносившая взрывчатку в ведрах с водой.

Единственный солдат в мире награжденный шесть раз медалью «За отвагу»

В истории награждений смелых бойцов медалью «За отвагу» есть несколько случаев, когда один человек получал пять медалей. И один совершенно уникальный – Семен Васильевич Грецов был награжден этой медалью шесть раз.
И все это за спасение жизней — Семен Васильевич был сержантом медицинской службы, санинструктором — всего за годы войны Грецов вынес с поля боя 122 бойца. Это те, которые были вынесены им с оружием. А сколько было тех, кого он просто вынес или оказал первую помощь…

Александра Самусенко стала единственной в мире женщиной-командиром танкового батальона во времена Второй мировой войны

3 марта 1945 года ее танк ворвался в город Лобез (Польша). В танк Александры попал снаряд. Она выскочила оттуда, выбросила офицерский планшет с документами в пылающую машину и до последнего отстреливалась от врага. Отважная девушка скончалась от многочисленных полученных ранений.

Ваня Кузнецов. Самый молодой кавалер трех орденов Славы

Иван Кузнецов пошел на фронт в возрасте 14 лет. Свою первую медаль «За отвагу» Ваня получил, когда ему было 15 лет, за подвиги в боях за освобождение Украины. Дошел до Берлина, проявляя мужество не по годам в ряде боев. За это уже в возрасте 17 лет Кузнецов стал самым молодым полным кавалером ордена Славы всех трех степеней.

Роман Смищук и 16 танков

На роту, где служил боец Смищук, пошли 16 тяжелых немецких танков Т-IV. После огня из танковых пушек среди солдат Красной армии вспыхнула паника. И рота побежала спасаться за реку, но только не Смищук — он бросился к противотанковым гранатам, которые были там и сям раскиданы по окопам и поджег 6 танков врага. Немцы приостановили атаку и плацдарм был спасен.
Единственного защитника плацдарма, уцелевшего на удивление всего личного состава, потом наградил маршал Малиновский — представил Смищука к званию Героя Советского Союза. Случай не имел прецедентов. Отчаянная храбрость одного из героев Страны Советов поразила самого Сталина.

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВ-ПАРОНИМОВ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№4, 31.12.2016

Педагогические науки

Клиппа Анна Андреевна
Козлова Марина Михайловна

Ключевые слова: СЛОВА-ПАРОНИМЫ; ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА; РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ; WORDS-PARONYMS; SOCIAL AND POLITICAL VOCABULARY; DEVELOPMENT OF VOCABULARY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN.

Аннотация: В статье обосновывается необходимость создания Приложения слов-паронимов общественно-политической тематики, ориентированных на словарный состав текстов учебных пособий по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру в начальном курсе обучения, в целях развития лексического запаса младших школьников.

Слова-паронимы составляют один из самых сложных в семантическом отношении лексический разряд, поскольку при близости произношения и написания, при общности корневых морфем они имеют разные лексические значения, в связи с чем часто ошибочно взаимозаменяются в речи (употребляются одно вместо другого). Для детей младшего школьного возраста слова-паронимы представляют определенные семантические трудности, так как при восприятии той или иной лексической единицы они ориентируются прежде всего на ее формальные признаки. Ввиду относительной бедности словарного запаса, учащиеся начальной школы еще недостаточно четко разграничивают значения словообразовательных аффиксов, что приводит к множеству речевых ошибок в употреблении слов-паронимов, имеющих близкие в семантическом отношении аффиксы.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется патриотическое и духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее привитие им чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; принятие моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей. «В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит нравственный идеал – это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации» . Основополагающие идеи и знания, связанные с патриотическим формированием личности младшего школьника, излагаются с помощью слов общественно-политической лексики, которая в начальной школе представлена весьма обширно и тематически разнообразно.

Возникает вопрос о накоплении общественно-политической лексики детей младшего школьного возраста. Проанализировав состав словников текстов публицистического характера в учебниках русского языка, литературного чтения и окружающего мира, мы предлагаем один из вариантов словаря паронимов, который может быть полезен в педагогическом отношении учителю начальных классов при ознакомлении учащихся с подразделами лексики общественно-политического характера.

Приложение включает однокоренные слова-паронимы общественно-политической тематики, расположенные в алфавитном порядке и ориентированные на словарный состав текстов учебных пособий по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру в начальном курсе обучения.

Под паронимами (от греч. para – «возле» + onyma, onoma – «имя») понимаются «однокорневые слова одной и той же части речи, близкие по звучанию (единство корня, различие аффиксов), но разные или частично совпадающие в своем лексическом значении» .

Данное словарное приложение имеет своей целью нормативно-практическое употребление паронимов в устной и письменной речи учителя и учащихся; расширение и уточнение активного общественно-политического словаря и кругозора младших школьников.

При составлении словарного приложения паронимов использованы материалы толкового словаря и словарей паронимов русского языка .

Военный – воинский – воинственный.

Воинственный – храбрый, решительный (иногда иронич.) (вид, планы, народ, характер и др.).

Героизм – героика – геройство.

Героизм – способность к совершению подвига, к самопожертвованию (советского народа, массовый и т.д.).

Героика – героическое содержание, героическая сторона чего-либо (революции, труда, жизни, революционная и др.).

Героический – геройский.

Геройский – отважный, смелый, свойственный герою (поступок, подвиг и др.).

Главный – заглавный.

Заглавный – относящийся к заглавию, являющийся названием чего-либо (лист, страница, буква, роль и др.).

Год – годовщина.

Год – промежуток времени, равный 12 месяцам (новый, прошлый и др.).

Годовщина – календарная дата, отмечающая, что со времен какого-нибудь события прошел очередной год (Октября, Великой Отечественной войны, знаменательная и др.).

Дружественный – дружеский – дружелюбный – дружный.

Дружественный (офиц.) – взаимно благожелательный, основанный на дружелюбии, выражающий расположение (преимущественно о государствах, народах и отношениях между ними) (народ, страны, политика, отношения и др.).

Дружеский — характеризующий отношения друзей, принадлежащий другу (отношения, разговор, совет, встреча и др.).

Дружелюбный – дружески расположенный (человек и др.).

Дружный – связанный дружбой, согласием, единодушный (коллектив, семья и др.).

Знаменательный – знаменитый.

Знаменательный – важный, значительный (дата, событие, день и др.).

Знаменитый – известный, популярный (человек и др.).

Капиталистический – капитальный.

Капиталистический – относящийся к капитализму как общественному строю, характеризующий его (строй, отношения и др.).

Капитальный – основной, коренной, очень важный (труд, вопрос и др.).

Классовый – классный.

Классовый – свойственный общественному классу (общество, борьба, отношения, противоречия и др.).

Мирный – мировой – миролюбивый.

Мирный – согласный, дружный, характеризующий отсутствие войны, ссоры, вражды (жизнь, дом, народ, разговор и др.).

Мировой – распространяющийся на весь мир, имеющий значение для всего мира (война, слава, страны и др.).

Миролюбивый – дружелюбный, выступающий за мир, отсутствие войны, ссоры (страна, политика и др.).

Отечественный – отеческий.

Отечественный – относящийся к Отечеству, Родине, не иностранный, принадлежащий Отечеству (промышленность, товары, война и др.).

Отеческий – заботливый, внимательный, свойственный отцу (забота, внимание и др.).

Обосновать – основать.

Обосновать – доказать, убедить в пользу чего-либо (взгляды, мнение, поведение и др.).

Основать – создать, положить начало чему-либо (город, музей, завод, государство и др.).

Схема управления:

Обосновать – что? (теорию, вывод и др.), что чем? (теорию новейшими данными наук и др.);

Основать – что? (город, государство и др.), что на чём? (вывод на практических опытах и др.).

Освоить – усвоить.

Усвоить – понять, запомнить, воспринять что-либо (взгляды, книгу, тему, язык и др.). – Ср. освоить во втором значении.

Победный – победоносный.

Победный – относящийся к победе (гимн, марш и др.).

Победоносный – завершившийся победой, одерживающий победы (война, армия, народ и др.).

Побежденный – непобедимый.

Побежденный – такой, которого победили (армия, государство и др.).

Непобедимый – такой, который не может быть побежден (народ, армия и др.).

Предоставить – представить.

Рабочий – работник и рабочая – работница.

Рабочий, рабочая (сущ.) – человек (мужчина или женщина), занимающийся производственным трудом и принадлежащий к рабочему классу.

Разный – различный.

Различный – 1. Неодинаковый, несходный (характеры, цвет кожи, судьбы и др.); 2. Разнообразный, всякий (предметы, методы и др.).

Соседний – соседский.

Соседний – расположенный вблизи, рядом с кем-чем-либо, близлежащий (дом, сооружение, предприятие, страны, государства и др.).

Соседский (разг.) – относящийся к соседу, принадлежащий ему (дети, дача, имущество и др.).

Социалистический – социальный.

Социалистический – относящийся к социализму как общественному строю, осуществляющий социализм, выражающий идеи социализма (республика, революция, строй, страна и др.).

Социальный – общественный, характеризующий жизнь людей в обществе (положение, отношения и др.).

Стать (становиться) – встать (вставать).

Стать (становиться) – 1. Приступить к работе, деятельности (в соответствии со значением следующего далее существительного) (на защиту угнетенных, у власти, в караул и др.); 2. Остановиться, прекратить движение (ворота, на ковер и др.); 3. Употребляется как вспомогательный глагол «быть», а в будущем времени преимущественно в значении «начать» (он стал работать, стало светать и др.); 4. кем-чем, каким и безл. Употребляется как вспомогательный глагол в значении сделаться, превратиться (стать писателем, космонавтом и др. Стать всенародным праздником. Стать внимательным и др.).

Трудовой – трудящийся.

Человеческий – человечный.

Для формирования патриотического сознания младшего школьника учителю необходимо разъяснять значения слов активно употребляющейся общественно-политической лексики. Точности и правильности речи способствует нормативное употребление слов-паронимов разных тематических групп и лексико-грамматических разрядов. Лучший способ разъяснения лексических паронимов – это использование их в понятном для детей контексте. Обращение к толковым и другим словарям русского языка, справочникам норм и трудностей русской речи помогут педагогу правильно, без речевых и стилистических неточностей преподнести младшим школьникам изучаемый словарный материал.

Список литературы