Почему сила в правде?

Молитвы Невского

Александр Ярославич Невский (13 мая 1221 — 14 ноября 1263) — знаменитый русский полководец, покрытый воинской славой, удостоившийся литературной повести о своих деяниях, канонизированный церковью вскоре после смерти, человек, чье имя продолжало вдохновлять поколения, жившие много веков спустя.

Сегодня он — один из почитаемых святых, мощи которого хранятся в ковчеге в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга, поклоняться к которым ежедневно приходят сотни паломников.

Но, что интересно, деяния, которые совершал Невский при жизни, в наше время назвали бы целительством и экстрасенсорикой, и все подобные факты в большинстве своем умалчиваются церковью — в летописях жизни святых о них не говорится ни слова, принято считать, что к лику святых (в 1547 году) он был причислен, за то, что «будучи славен как военный деятель, и как мудрый политик, имел непревзойденное значение для строительства Российского государства». А какие любопытные материалы о Невском можно найти в архивных документах?

В 1236 году в возрасте 16 лет Александр становится полноправным правителем Новгорода, но уже через год на город идут войной орды Батыя. Они уже разрушили многие русские города: Владимир, Рязань, Суздаль. Есть сведения, что Александр, дабы защитить город, каждое утро, когда только-только поднималось солнце, выходил на улицу с босыми ногами, вставал на колени и начинал молиться (впрочем, некоторые историки считают, что он не молился, а читал определенные мантры).

В итоге все это создавало над городом невидимый защитный купол — и город, несмотря на нападки татаро-монголов, уцелел. Когда спустя три года угрозу городу стали представлять уже литовские и немецкие рыцари, нападавшие с запада, и шведы — с севера, Александр возглавил войско в битве со шведами на Неве, состоявшейся 15 июля 1240 г.

Перед битвой князь долго молился и сказал воинам такие слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!». А дальше произошло то, о чем уже в наши времена говорят уфологи во всем мире.

Как свидетельствуют русские летописи, когда Невский поднял руки к небу, случилось чудо. Его описал старейшина Ижорской земли Пелугсий: «Произошел страшный шум, и в небе показался насад (древнее новгородское судно ладейного типа), посередине которого стояли ранее убитые князья Борис и Глеб, произведенные в ранг святых; на них была одежда багряного цвета, тогда как гребцы имели костюмы цвета молнии». При этом все наше войско услыхало, как князь Борис произнес: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру».

После победы над шведами новгородцы во главе со своим князем продвигались по берегам реки Ижоры, и, когда войска оказались в средней части реки, Александр вдруг увидел, что по небу движется «полк ангелов»… Вскоре обнаружил и множество мертвых врагов. А ведь новгородских воинов там еще не было! Летописец утверждает, что враги были убиты «ангелами божьими», причем, остатки шведских войск бежали, погрузив часть трупов на три корабля, которые вскоре затонули в море.

Необычные проявления фигур в небе списывали на появление богов или ангелов (хотя современники склонны говорить об НЛО). Как бы то ни было, слух о чуде так быстро распространился по земле русской, что к Александру стали приезжать люди из самых разных уголков страны (некоторые шли по нескольку месяцев) за помощью. Считалось, что раз боги ему помогают, то он способен на любые чудеса.

Сопротивляться огромному числу людей Невский не мог, а поскольку на общение с каждым времени у него попросту не было, собирал людей вместе и помогал им молитвой, после которой «те, кто не могли встать, — вставали, те, у кого кожа была желтой от болезни, которая в них сидела — оживали и принимали нормальный цвет, истощенные поправлялись, беды отступали».

Чем это не публичные сеансы сегодняшних эзотериков? В пользу этого говорят и те свидетельства, что Невский не только массово лечил людей, но и предсказывал будущее. Многие к нему приходили с вопросами, за советами — он не отказывал никому.

Невский не только помогал людям и защищал русские земли, но и сам выступал завоевателем. В военных походах он также полагался на молитву, а в небе над каждым сражением очевидцы видели лики святых, ангелов и кресты. После походов на финскую землю, где была учреждена епархия Русской православной Церкви, Невского стали называть проповедником, который способствовал распространению Слова Божия повсюду.

Из своей последней поездки князь Александр уже не вернулся. Он тяжело заболел и умер. После того, как его похоронили в Рождественском монастыре во Владимире, произошло чудо. Все иконы на территории монастыря замироточили, и это продолжалось в течение нескольких недель.

В небе же над могилой тысячи людей видели странные светящиеся объекты в форме крестов. Они провисели на небе в течение 40 дней после смерти Невского, а после на протяжении почти пятиста лет (!) появлялись на том месте — вплоть до 1 724 года, когда по приказу Петра I мощи Александра Невского не были перенесены в Александро-Невский монастырь.

Денис Лобков «Мистика в жизни выдающихся людей»

Цитаты Александра Невского

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат русского полководца князя Александра Невского (1221 — 1263).

Он считается одним из величайших русских полководцев, наряду с Дмитрием Донским, Александром Суворовым, Михаилом Кутузовым, Георгием Жуковым.

Цитаты разбиты на две группы: цитаты Александра Невского (из «Жития Александр Невского» XIII века) и цитаты из фильма «Александр Невский» режиссера Сергея Эйзенштейна. Приводятся также цитаты про Александра Невского.

Цитаты Александра Невского

Не в силе Бог, а в правде. (Слова, произнесенные перед Невской битвой 1240 г.)

Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам,

Ты повелел жить, не преступая чужих границ. Суди, Господи, обидевших меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне.

Цитаты из фильма «Александр Невский»

Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля!

С монголом подождать можно. Опаснее татарина враг есть: ближе, злее. От него данью не откупишься. Немец! А его разбивши, и за татар можно взяться.

Надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке.

Есть у нас поговорка: «С родной земли умри, да не сходи».

Умеючи, и ведьму бьют!

Как видим, достоверных цитат Александра Невского практически нет. И даже в житиях реальные слова святых нередко приводились в определенной обработке. Впрочем, для данного исторического периода такая скудость цитат — вполне нормальная ситуация.

Цитаты про Александра Невского

  • Н. Карамзин: Александр, уже слабый здоровьем, возвратился в Нижний Новгород и, приехав оттуда в Городец, занемог тяжкою болезнию, которая пресекла его жизнь 14 ноября. Истощив силы душевные и телесные в ревностном служении отечеству, пред концом своим он думал единственно о Боге: постригся, принял схиму и, слыша горестный плач вокруг себя, тихим голосом, но еще с изъявлением нежной чувствительности сказал добрым слугам: «Удалитесь и не сокрушайте души моей жалостию!» Они все готовы были лечь с ним в гроб, любив его всегда ― по собственному выражению одного из них ― гораздо более, нежели отца родного.
  • С. Соловьев: Соблюдение Русской земли, — говорит знаменитый историк Сергей Соловьёв, — от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского.
  • И. Данилевский: Существуют два Александра. Один реальный сын своего времени, хитрый, власто­любивый и жестокий правитель, всеми силами старавшийся сна­чала заполучить, а потом удержать титул великого князя. Он, ви­димо, был одним из первых русских князей, который в годы ор­дынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое-какие выгоды для себя. Позднее по этому пути пойдут и его потомки… Реального князя Александра Ярославича хорошо знают профессиональные историки. Другой, мифический, Александр Невский герой, создан­ный с определенными политическими целями. Он живет и дей­ствует сегодня, влияя на мысли и поступки множества людей, плохо знакомых с историей своего Отечества (хотя, скорее всего, полагающих, что отлично знают ее). Оба Александра почти не знакомы друг с другом. Пути их почти никогда не пересекаются.
  • В. Белинский: Первую, так называемую «великую победу» Александр, согласно «великорусских писаний», заимел 15 июля 1240 года. В тот день во главе собственной дружины он напал на шведов, высадившихся на берег Невы, и «разбил их в пух и прах». Казалось бы, действительно, стоит возгордиться «величайшей победой» князя. Ан, нет! Совесть не позволяет. Словом «битва» такую мелкую стычку никто не величает. С обеих сторон в той драке приняло участие не более 300 человек. И Александр в той стычке не победил с тем блеском, как нам сказывали.
  • Н. Костомаров: Ледовое побоище имеет важное значение в русской истории. Правда, проявления вражды немцев с русскими не прекращались и после того… но уже мысль о покорении северных русских земель, о порабощении их… навсегда оставила немцев.
  • В. Янин: К сожалению, я должен сейчас заняться критикой одного из крупнейших деятелей новгородской истории. А именно Александра Невского. Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил на Новгород, который никогда не был завоеван татарами, татарскую власть. Причем, выкалывал глаза несогласным новгородцам. И много за ним грехов всяких.

В дополнение вы можете прочитать:

  • цитаты Суворова
  • цитаты Кутузова
  • цитаты Юлия Цезаря
  • цитаты Наполеона Бонапарта
  • цитаты Ленина
  • цитаты Сталина

Испокон веков народ обращается к Господу. Частое вознесение молитвы приходится на те моменты, когда они больше всего нуждаются в защите и помощи, когда не хватает душевных сил доказать чистоту своих помыслов и правду. Искренние молитвы людей способны привлечь благодать Божью, изменить жизнь в лучшую сторону и сотворить чудо.

В крылатом слогане благоверного князя Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде» противостоят правота с могучей силой убеждения и сокрушительная сила, а не как привычно считать — жестокая правда и красивая ложь.

Люди часто задаются вопросом — есть ли сильная энергия в возвышающей правде, которую воспитывают в человеке с детского возраста? Ведь именно тогда в нашем мировоззрении наряду с понятием «истина» закладывается доверие Создателю и уверенность в бессмертии народа, с которым навеки связано имя доблестного воина и политика — святого князя Александра Невского.

Не в силе Бог, а в правде

Древние философы задолго до нас задавались вопросом и пытались понять — что есть великая правда. Находили неоднозначные ответы и прибегали к разным источникам знаний, которые не утратили своей ценности и в наши дни.

Речь идет о нефальсифицируемом понятии, которое всецело зависит от:

  • уровня воспитанности;
  • внешней окружающей обстановки;
  • сопутствующих жизненных целей.

У каждого индивидуума правота своя. Причем не просто в рассуждениях о правдивости на философском уровне, а когда сталкиваются с ней в обыденной, будничной сутолоке.

Ведь правда — это неодушевленный порядок, который:

  • существует только в словах, у каждого — своя правда;
  • соответствует реальному положению вещей;
  • желает осознать реальную истину;
  • в действительности жить по соображениям совести.

И только Божественная правда справедливо оказывается истинной.

Это также подтверждается давними средневековыми событиями из известной нашим современникам истории 13-го века.

Происхождение фразы

В период христианизации Руси происходили чудовищные события — нашествие ордынского ига.

Непременными спутниками периода междоусобной вражды были:

  • вероломные действия;
  • разные посягательства и распри;
  • захват территорий.

Историей выдвигаются многочисленные гипотезы о популяризации процесса учения об Иисусе Христе среди русского народа.

В летописных рукописях средневекового периода почти не упоминаются:

  • маги и гадатели;
  • жрецы языческого культа;
  • искореняются проявления символизма на ювелирных украшениях;
  • быстро распространяется христианская литература.

Богослужители не оставались в стороне и оказывали поддержку правителям, которые не гнушались заручиться ею в условиях частой смены князей. Духовенство проявляло себя как компетентная, влиятельная структура периода государственных перипетий. Под их влиянием в колоссальном темпе происходила модернизация иерархического общества в Древней Руси.

Крылатая фраза напрямую связана с историческими событиями тяжелой для Руси поры:

  • с востока монгольские орды опустошали государство;
  • с запада нависала угроза нашествия германских крестоносцев;
  • скандинавские рыцари покушались на русские земли;
  • стремительно распространялась литовская экспансия.

Происхождение фразы напрямую связано с деятельностью героя русской истории, полководца, новгородского князя родом из Переяслава Залесского. Прожив всего сорок три года, князю Александру Ярославичу, названному Невским, в условиях непростых политических противостояний в борьбе за независимость древнерусского народа удалось в двадцатилетнем возрасте победить шведов в битве на реке Неве. А спустя два года — выиграть в сражении на льду Чудского озера.

Раннее детство Александра проходило в Переяславе. Средневековые былины и летописи научили маленького Александра верить в силу и мужество богатырей, непременное торжество добра и счастливого исхода. Князь рано стал воином — это было предопределено с детства. Часто сопровождал своего отца и княжеских дружинников в рыцарских походах. Самостоятельная политическая жизнь началась после смерти старшего брата Федора, отец передал меч шестнадцатилетнему Александру — символ наместника Новгорода.

Непростое было время и тревожное. С востока надвигались войска монгольской знати под командованием Батыя, а с северо-запада готовились начать новый военный поход на Новгородскую Русь полчища немецких крестоносцев. Король Швеции в 1240 году выдвинул к Неве и Ладоге многочисленную флотилию. Гонцы привезли к святому князю Александру в Новгород смелое, вызывающее сообщение: «Если можешь, сопротивляйся, — я уже здесь и пленяю землю твою».

Набожный молодой князь по традиции Всея Руси долго молился в храме Святой Софии. Задумался над полезным наследием — псалмом Давида: «Суди, Господи, обидевшим меня и возбрани борющимся со мной, прими оружие и щит, стань в помощь мне». После богослужения, завершив свое моление, князя благословил святитель Спиридон.

Будучи на Софийской площади, Александр сказал слова напутствия русской конной дружине и всем новгородским горожанам, чтобы поддержать славный воинский дух: «Братья, не в силе Бог, а в Правде. Иные с оружием, иные на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем. Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были».

Эмоционально-патетичное выражение и одухотворенный клич Невского воодушевил дружину и новгородский люд. Вне всякого сомнения, если правое дело нацелено на победу в такой немыслимой обстановке угрозы порабощения, значит — правда всесильна.

Стремиться к правому благому делу — залог успеха в русской победе над захватчиками-иноземцами.

Смысл высказывания «Не в силе Бог, но в Правде» можно назвать девизом непродолжительной деятельности полководца. Свою мощь и силы святой князь низводил на борьбу с поработителями.

В редкие месяца отсутствия поползновений врагов Александр — знаток воинских подвигов, смиренно проявлял:

  • долготерпение и невозмутимость;
  • усмирял самолюбие;
  • договаривался о перемирии, чтобы противник не уничтожал русские земли;
  • ежедневно горячо и исступленно молился (в то смутное время запрещалось произносить мольбы открытым способом);
  • веру в силу Создателя и тайно рассчитывал на Божью помощь.

Был искренне предан христианской вере, вселяющей в него бесстрашие, благородство и геройство. Именно благодаря одухотворенному терпению им были совершены судьбоносные подвиги, за что князь канонизирован к лику святости.

Ждать помощи от отца времени не было, так как корабли под предводительством зятя шведского правителя Биргера Магнуссона вероломно вторглись в Неву. С немногочисленным отрядом рыцарей, уповая на Господа, Святой князь смело выдвинулся на врагов.

Талант, решительность и отвага, вера в правоту и будущность русского народа предрешило исход битвы со шведами. Мужественная победа над шведами — блестящая страница истории, но являлась лишь частью благородного дела обороны Руси и подтвердила верность произнесенной князем фразы, сделав ее крылатой.

Об авторстве выражения

Крылатые слова были произнесены православным князем Александром Невским в Новгороде (возле Софийского собора) при получении известия о вторжении шведских войск. Обращены были к новгородцам и русской дружине для поддержки боевого духа и воодушевления на ратные подвиги.

Битва с внезапной тактикой русских войск закончилась их победой на реках Ижоре и Неве . Эту многочасовую битву Святой князь с честью выдержал. Проявил геройские качества не только талантливого полководца, но и государственного мужа.

Шведы бежали, не выдержав «великой сечи», оставив русскому войску свой прибрежный плацдарм, трофейные шатры и брошенные шнеки.

Славная победа принесла Александру Ярославичу огромную славу и величие. Благодарная народная молва добавила к имени князя благородное прозвище «Невский».

В культовом фильме «Брат 2» из уст главного героя Данилы звучит переделанная из авторского выражения фраза — «В чем сила брат? — в правде». Что еще раз подчеркивает ее актуальность даже в современной интерпретации.

Толкование смысла

Произнося мотивирующую фразу, святой Александр имел в виду, что враги русского государства были завоевателями, совершали плохие поступки, за что Господь не мог их благословлять и оказывать помощь, а помогал именно русским воинам одержать победу, чтобы восторжествовала справедливость.

Молодой князь Александр считал, что в случае если у противника очевидное превосходство над русскими в силе и оружие, русичи так или иначе должны быть победителями, потому что:

  • сражаются за правое дело;
  • отстаивают свою родную землю;
  • защищают семьи.

Именно поэтому так называемое «малое стадо», верное Спасителю, одержало победу. Их Пастырем, по великой милости Божьей, был Христос. Он покровительствовал людям, которые постоянно чтят Его и помнят о вере, а не только в те часы, когда им очень плохо.

Дальше рассмотрим вопрос, почему правота добродетельных и богоугодных людей побеждает, несмотря на свое меньшинство. Получить ответ можно, процитировав Библию, в частности, первое послание к коринфянам апостола Павла: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,—…». На самом деле, всегда, когда правда восторжествует, за это чествуют и прославляют Создателя.

В то же время, действуя только силой, заслужить милость Божию любящим Его и благословение как милостивые дары было бы сложно.

Милосердный Бог прощает грехи людские и проявляет милость. Примеров восторжествования правды великое множество. Вспомнить хотя бы гибель фараона-угнетателя, который возомнил себя победителем, во время вывода великим пророком Моисеем людей из Египта. Слава Богу, были ниспосланы людям чудеса Господни. Закончилось все тем, что Моисею удалось провести израильтян по осушенному дну Красного моря, а колесницы с врагами были повержены волнами в пучине морской.

Бескорыстное служение правде и духовный мотив борьбы за правое дело сулят нравственное возрождение и милость Господню.

Исторические события

Скандинавские исторические сказания упоминают шведскую флотилию и войско численностью 5 тысяч душ, которые подошли к Неве июльским утром (15 числа) 1240 года. Не сомневаясь в своем успехе, шведский король полагал, что победа будет быстрой и легкой.

Предпосылками битвы являлись:

  • обнищание русичей в боях и совсем недавние огромные материальные потери в сражениях против Батыя;
  • существенное сокращение численности мужского населения в ходе войн;
  • новгородские земли оказались без ощутимой дополнительной поддержки;
  • правление молодого князя, не известного своими воинскими заслугами.

Положение Новгорода и правда было непростое: ожидать помощи было неоткуда, монгольское иго разорило Северо-восточную Русь основательно. Молодой Александр знал об уготовленной ему судьбе отразить атаку шведов.

После православной службы на Софийской площади возле храма, обращаясь к людям и своей дружине, «нача крепити» речью о том, что надежда только на их дух, силу и правые помыслы. Из его уст прозвучала фраза, ставшая впоследствии крылатой, что несмотря на численный перевес вражеских сил, борьба за правое дело, защищая свои родные земли и семьи, — благодатна, а беззаконие — грешно и позорно.

Противопоставление привлекло к нему сердца новгородских граждан. Наспех собрав отряды, Александр поспешил нанести внезапный удар по шведскому лагерю первым.

Что предстояло выполнить:

  • тщательно осмотреть лагерь врага для подготовки плана;
  • конной дружине ударить вдоль реки Ижоры по направлению к центру расположения вражеских войск;
  • русским пешцам одновременно выступить вдоль реки Невы, уничтожая на своем пути шведские мосты отхода с суши на корабль;
  • процесс соединения должен отбросить врага в воду.

План Александра был одобрен, а сам он выступил во главе русской конной рати. Уничтожив шатры вражеские, князь поддержал воинов славных, бросив клич «За землю Русскую, за правду Новгородскую». Сценарий яростного боя проводился в точном исполнении с плана князя. Это принесло блестящую победу русским, которые вернулись с поля боя с небольшими потерями новгородцев и ладожан. Мужественно и героически сражались русские люди, отстаивая уцелевшую от монгольского ига родную землю.

Нельзя не вспомнить чудесное предзнаменование перед боем, когда в ночном дозоре воину Пелгусию привиделась ладья на Неве со святыми князьями-мучениками Борисом и Глебом. Именно Борис был тем, кто сказал: «… поможем сроднику нашему Александру». Юный Александр, ободренный чудом чудным, выдвинулся с молитвой на устах на шведов, обрушившись на вражеское построение внезапно, как Божия гроза.

Историческое значение битвы заключалось в следующем:

  • героям-русичам удалось остановить продвижение шведов к Ладоге и Новгороду;
  • была пресечена на ближайшее будущее скоординированность действий Ордена и Швеции;
  • приостановлены захватнические нападки иноземцев на Русь.

Главные победы и боевое крещение молодой полководец получил в молодом возрасте: во время Невской битвы ему едва исполнилось 20 лет, а в свои 22 года — отстаивал будущность русского народа во время побоища на Чудском озере.

Значение фразы

Простой фразой, которая сохранилась в Новгородской летописи, святой Александр настроил новгородцев, псковичей, ижорян и карелов на победу в борьбе с рыцарями Ливонского и Тевтонского орденов в устье Невы. Невскую битву русские дружины выиграли, но крестовый поход, объявленный Папой Римским против наших православных предков, на этом не был закончен.

И снова псы-рыцари (так называл Карл Маркс немецких завоевателей) отправились с захватническими целями на русскую землю, облюбовав город Псков. Тогда и пришлось князю стать во главе небольшого, но решительного и сильного духом войска, которое выдвинулось навстречу врагу к Чудскому озеру в 1242 году.

Победа на Ледовом побоище имела большое значение для всех русских народов — освободились от ненавистного иноземного ига и грабительского притеснения немецких правителей, которые нависали над Русью не одно столетие.

В Библии

Фраза, сказанная русским святым Александром Невским, князем, которого мы призываем в молитвах и считаем ангелом-хранителем Санкт-Петербурга, — очень символична. С самого раннего детства Александр проявлял интерес к Библейским сказаниям и слыл набожным княжичем. За что Господь благословил верного стража Православия, которому противостояли враги. Но их попытки были безуспешными.

Произнося искренние молитвы, Александр настраивал своих ратных рыцарей на борьбу против многочисленных вражеских сил, будучи уверенным в своем правом деле.

В руках князя и митрополита Кирилла оказалось управление Русской церковью в непростой период ордынской зависимости. Всю свою жизнь Невский геройски воплощал жизненный принцип «Мир — Востоку, меч — Западу», в то время верную политику в полной мере поддержало и русское православие.

Несколько примеров (библейских и реальных) с похожим смыслом, которые отражают суть крылатого выражения русского князя:

  1. Из Ветхого Завета известно об истории Давида и Голиафа. В неравной борьбе Давиду, с именем Бога на устах и уповая на Его милосердие, удалось камнем победить великана Голиафа, что доказывало получение помощи от Господа не с помощью меча и копья.
  2. Гедеон стал знаменит тем, что с немногочисленными воинами, благодаря Божьему покровительству, освободил еврейский народ от врагов-мадианитян, угнетавших евреев в течение семи лет. Многочисленные обращения к Богу были нацелены на получение какого-нибудь святого знамения, чтобы заручиться поддержкой, подтвердить свои действия благословением и волей Господа, а не только самовольным решением.
  3. Не зря в Евангелии от Матфея говорится о том, что волосок не упадет с головы человека без ведома Господа.

Божественная сила правды милосердствует, никогда не завидует, не испытывает гордыни, не делает зла и не злорадствует.

В грозные годы Великой Отечественной войны немецкие захватчики шагали по советской стране, держа в руках плакаты с надписью «Бог с нами», но одновременно с этим чинили беззаконные поступки и насилие. Доселе известно, что верование без подтверждения делами праведными — неживое и пустое. Значит, Единородного Спасителя Божия с фашистами быть не могло, так как Бог — это есть правда и любовь.

Миссия истины — в вере, надежде, любви, долготерпении. Как гласит Священное Писание, любовь — вечна, даже если пророчества и знания упразднятся.

Ради других Отец Небесный готов был следовать на распятие, но Он никого не защищает против воли человека. И каждый самостоятельно выбирает, быть рядом с Господом или нет. Без Создателя вкусить настоящего упоения, жизнерадостности, блаженства и, разумеется, безусловной правды не получится.

В современном мире (как и когда ее употребляют)

Победы полководца Александра воспринимаются как символ превосходства русского духа над западной агрессией. Поэтому и в сегодняшние дни делают попытки оклеветать и опорочить его имя, а значение ратных битв занизить или вовсе исключить. А.С.Пушкин назвал таких людей «клеветниками России», а сам ответ заложен в том самом крылатом выражении, автором которого является благоверный князь Александр, и который вынесен в основную тему повествования.

Верить или нет в Господа — индивидуальное дело каждого. Но именно вера в давние времена вдохновляла воинов и великих полководцев перед сражениями во имя Руси Великой.

Все верили в Бога и обращались к нему с мольбами о помощи и просили благословения. И молодой герой-защитник не был исключением. Исходя из смысла изречения о правде и силе, невольно поверишь в помощь Сына Божьего, когда малому войску удалось разбить огромные полчища тевтонских рыцарей, как подтверждение торжества справедливости над силой.

Примеры обращения к этим знаменитым словам современных людей в самые тяжелые жизненные ситуации:

  1. Фильм режиссера Сергея Эйзенштейна о полководце Александре был снят в канун нависшей угрозы фашизма, чтобы вдохновить людей на защиту Родины. Патриотическая музыка Сергея Прокофьева оказывала сильное влияние на эмоциональный фон зрителя, умело связывая зрительные и музыкальные образы. Вывод один: крылатая фраза Александра затронула не только военную тематику, но и кинематограф, музыку и живопись.
  2. Опера Михаила Глинки «Иван Сусанин» тоже умело отразила разницу в понятиях «правда» (на стороне Сусанина) и «сила» (в лице польских угнетателей). В произведении всепобеждающая правда восторжествовала, а это является доказательством того, что Бог защищает правое дело и справедлив к людям.
  3. Известно, что князь являлся небесным покровителем и защитником сразу нескольких русских правителей. В честь святого князя уже в 19 веке, как бы вторя его знаменитым словам, символично освящались храмы, государственные учреждения, больницы, военные училища и тюрьмы, в которых христианство преподавалось в духе воспитания патриотизма, милосердия и гуманизма к убогим, немощным и падшим.
  4. В Советском Союзе во время Великой Отечественной войны (в 1942 году) была учреждена награда — орден благоверного князя Александра, которая вручалась офицерам Советской Армии за личную отвагу и совершенный подвиг на благо Родины.

Современная действительность подтверждает тот факт, что борцы за правду почему-то оказываются в меньшинстве, но чаще всего, непременно выходят победителями. Считается, что это обнадеживает человека, и не важно, есть ли у тебя сторонники и единомышленники.

И сегодня каждый, кто один или с малым количеством единомышленников стоит за правое дело и чувствует истинность своих устремлений к защите правды, вспоминая пример великого предка, с твердостью и упованием на Божью помощь может вслед за ним повторить: «Не в силе Бог, а в правде».

Даже если ты одинок в своих убеждениях, но прав, то справедливость непременно будет на стороне правды. Это то, за что боролся при жизни благоверный Александр и ради чего он совершил гражданский и духовный подвиг в деле борьбы с ордынским игом и иноземным порабощением.

Видео о ратных битвах за правду

На видеоролике показаны зарисовки ратных битв за правду и справедливость во имя русской земли и памяти наших предков.