Почему не надо бояться смерти?

Умирать не страшно. Как научиться не бояться смерти

Можно ли создать позитивное отношение к смерти? Как меняется умирающий человек? Своим взглядом поделился врач Московского многопрофильного центра паллиативной помощи Эдуард Ахметов.

Простое счастье

Юлия Борта, «АиФ»: Эдуард Равилович, меняются ли у людей представления о жизни и счастье, когда они оказываются у последней черты?

Эдуард Ахметов: Ещё святой Августин писал, что «только перед лицом смерти по-настоящему рождается человек». Думать, что мысли о смерти введут человека в депрессию, уныние, приведут к саморазрушению, неправильно. Смерть придаёт смысл жизни. У меня лежал пациент, который не мог пить из-за постоянной неукротимой рвоты. Как-то он подошёл ко мне со словами: «Я знаю, что мне немного осталось. И всё, что у меня есть, я бы отдал за один глоток холодной газировки, чтобы ощутить её вкус». Был июль, стояла жара. И неизвестно, у кого большая метаморфоза произошла — у пациента или у меня. Когда я подумал, что могу сейчас после работы пойти и купить большую бутылку этого напитка (хотя не особенно его люблю), выпить и при этом чувствовать себя недовольным жизнью, обиженным. Самое худшее — быть неблагодарным. Зачастую мы ценим что-то, только когда стоим перед угрозой потери этого.

В состоянии приближённости к последнему дню происходит внутренний рост человека. Люди начинают понимать истинную цену любви близких по отношению к ним и сами начинают её проявлять. А по жизни мы все испытываем дефицит этого. В центре паллиативной помощи нередко встречаешь довольно радостные лица. Это место, где ценят каждый день жизни и простые радости больше, чем где-либо. Где приходит осознание, что оставшуюся жизнь можно потратить на более ценные, несгораемые вещи. Например, на то, чтобы кого-то простить, попросить прощения самому. Что человек никогда бы не сделал, не окажись в таком состоянии.

Были пациенты, которые говорили парадоксальные вещи — что они благодарны болезни. Причём говорили простые люди. Я с этим сталкивался не только здесь. Больше 30 лет проработал в реанимации. И много раз видел, когда люди возвращались после тяжёлой болезни сильно изменившимися. Но точно так же личностный рост произойдёт, если мы будем думать об этом.

— А вас работа тоже изменила? Как удаётся врачам сохранять милосердие, не очерстветь, когда ты не спасаешь, а, наоборот, провожаешь почти каждый день?

— Увы, милосердие и сочувствие в обычной жизни в дефиците. Мы не чувствуем порой даже близких. Да и себя-то не чувствуем, свои потребности и желания, будучи в постоянной суете и гонке. А здесь, где лежат умирающие пациенты, чувство эмпатии обостряется и у врача, и у пациентов. Захожу в палату утром в неважном настроении. Меня пациенты спрашивают: «Доктор, как вы себя чувствуете? А чего-то вы какой-то расстроенный? Да посмотрите — на улице солнышко. Вы устали, наверное? Конечно, в таком месте работать не сахар… А дома-то нормально всё?» И тут мне становится так стыдно, не по себе. Вроде я должен сочувствовать и поддерживать, а получаю слова утешения и поддержки от них. Видимо, обратная связь, которую мы получаем, работая с такими пациентами, компенсирует трудности работы.

А вообще, действительно, по-другому начинаешь относиться к людям и своей жизни. Начинаешь ценить близких, меньше размениваться по мелочам, больше понимаешь, что ценно, важно, а что — второстепенно, необязательно. Думаете, у меня так всегда получается? Нет, конечно. Так же из-за мелочей расстраиваюсь. Многие здесь становятся верующими — и врачи, и пациенты. Поддерживает и даёт ответы только вера.

Трудные вопросы

— Столкнувшись с тяжёлой болезнью, многие люди начинают задавать вопросы «За что?», «Почему я?»…

— Такое чувство отчаяния и несправедливости обычно возникает на первом этапе, когда человек или его близкие узнают о неотвратимом диагнозе. Иногда пациенты обвиняют родных в том, что заболели. Но сама постановка вопроса «За что?» и «Почему?» неправильна. Можно только пытаться найти ответ на вопрос: «Для чего?» Для чего эта ситуация дана самому пациенту и его близким? После смерти мы рассчитываем на милость и милосердие, прощение, а не на то, что нас будут судить по справедливости. Милосердие и прощение выше справедливости. А люди уповают именно на справедливость — «За что?» Надо смотреть выше. Некоторые верующие вообще считают: заболевание раком — это милость Божья. Когда удаётся пациента переориентировать на самое важное, это тоже даёт поддержку в нашей работе.

— А стоит ли лечить людей с онкологией на последних стадиях?

— Специализированное лечение онкологии — химиотерапия и прочие методы — в хосписе действительно прекращается. Ввиду его бесполезности, неэффективности, вредности, токсичности и только ухудшения состояния и качества жизни пациента. Остаются методы обезболивания. Ведь если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь. Это бывает сложно осознать и принять пациенту и его родственникам. Надо уметь сказать «стоп». Это непросто. Как говорил один мой друг-хирург, самая лучшая операция — та, от которой смог отказаться. Сложнее всего, когда пациенты и родственники не смиряются, продолжают настаивать на лечении. Отчасти из-за чувства вины: недоглядели, не вовремя обратились к врачу. Или начинают поиск виновных среди врачей — мол, просмотрели, не хотят лечить, опустили руки и т. д. Приходится объяснять, что наши возможности, к сожалению, ограниченны. И лечить дальше — это делать вид, что лечишь. Лучше побыть с близким человеком, погулять, чем тратить время на консультантов, поиски лекарств и т. д. Они бесполезны. Это надо принять.

— Надо ли сообщать пациентам и родственникам правду, сколько человеку осталось?

— Я долго не знал, как ответить на этот вопрос. Врать или правду сказать? Потом попробовал задавать такой контрвопрос: «А зачем вам это знать?» Некоторые, смутившись, задумывались: «Доктор, а действительно, зачем? Лучше не надо». А другие разумно начинали рассказывать, что им нужно успеть отдать последние распоряжения, кому-то книжку дописать, верующим исповедаться и причаститься. Вполне реальные планы. В таком случае я могу честно сказать пациенту примерные сроки.

Кстати, я пришёл к выводу, что чем более насыщенно человек прожил жизнь, чем больше успел реализовать, тем ему легче расставаться с ней. Самое страшное, когда больные говорят: «Я понял, что не свою жизнь прожил». И вот здесь слова утешения найти очень сложно. Человек так сильно зависел от мнения окружающих, поступал так, как от него ждали, а не как он сам хотел. Всё время забывал о себе или отодвигал это на второй план. И вдруг такой диагноз. Он понимает, что отодвигать некуда, а он своей жизнью так и не жил. Вот почему так важно прислушиваться к себе.

— К больным с онкологией бывает предвзятое отношение — страх, нежелание обсуждать. Многие думают: лучше умереть от инфаркта, чем от рака.

— Мы сталкиваемся с человеком, который понимает, что уходит. Да, всех нас каждый день приближает к этому. Но когда сроки более-менее понятны, говорить сложно. Начать утешать: «Ну ты давай, держись, может быть, всё получится», «Тебя обязательно вылечат, найдут способ» и т. д.? Но ты же понимаешь, что говоришь неправду. И сам в это не веришь. А быть искренним с таким человеком очень сложно. Избегать этих тем? А в глазах-то всё равно эти вопросы… Какой выход? Не видеть в болезни трагедию, ужас и кошмар. Не думать, что все эти люди несчастны. За всем этим стоит собственный страх смерти. Если я его внутри себя преодолел, мне не страшно. И не будет этого лицемерного общения с человеком, таким же смертным, как я.

Изучай, дыши, стучи: как избавиться от страха смерти

Побороть этот страх невозможно. Чем больше мы с чем-то боремся, тем больше это нечто завладевает нашим умом. Зато удушающую тревожность можно преодолевать. Неважно, как называется страх умереть — он парализует, лишает способности двигаться дальше.

В запущенных случаях боязнь проявляется в форме панической атаки. Паника учащает сердцебиение, воздуха как будто становится меньше, к горлу подступает комок, мысли путаются. Избавляться от подобной симптоматики помогут дыхательные техники.

Дыши «по квадрату»

Практика пришла из восточной медицины. Она помогает освободиться от углекислого газа, которого становится больше в результате панической атаки. Вдыхать следует носом, выдыхать — ртом. Плавно, глубоко и находясь в удобном положении.

Осмотрись, найди любой предмет квадратной/прямоугольной формы, зафиксируй на нем взгляд. Начинай следовать взглядом с верхнего левого угла. Задержись на нем, плавно сделай глубокий вдох, сосчитай до четырех.

Перейди к правому верхнему углу, задержи дыхание, мысленно считая до четырех. Выдохни, зафиксируй взгляд на нижнем правом углу, повтори алгоритм со вдохом.

Теперь переведи взгляд на нижний левый угол и улыбнись (или хотя бы представь себе, что улыбаешься).

Когда ты концентрируешь свое внимание на внешнем объекте, то можешь перевести свое текущее состояние — тревожное, в желаемое — спокойное. Фиксация на собственном дыхании помогает «очистить мысли», успокоить паническую атаку, которую вызвала фобия.

Правило 2/10

Еще один ответ на вопрос, как перестать бояться смерти. По своему принципу этот метод схож с предыдущим, помогает восстановить необходимый уровень кислорода и замедлить дыхание. Когда ты чувствуешь, что паническая волна вот-вот накроет, медленно и плавно вдохни в течение пяти секунд. На две секунды задержи дыхание, затем медленно выдыхай в течение 10 секунд.

Перед началом упражнения положи руки на верхнюю часть живота — прочувствуй, как воздух наполняет тебя будто воздушный шар. На выдохе старайся максимально расслаблять тело, давать ему свободу. Особое внимание удели расслаблению зажатых частей тела — плеч, челюсти, кома в горле. Выполнив упражнение несколько раз, ты почувствуешь, как приступ паники ослабевает.

«Простукивание» фобии

Как перестать бояться смерти? Это можно сделать с помощью техники эмоциональной свободы, основанной на элементах восточной медицины, западной психологии и методике Роджера Каллахана.

  1. Опиши для себя тревожащую ситуацию — боязнь неизбежности конца жизни. Когда эти мысли возникли впервые, что ты ощущаешь во время сопровождающей фобию панической атаки.
  2. Оцени степень своей тревоги по 10-балльной шкале (10 — сильнейший ужас, 0 — спокойствие). Не бойся попасть выше семи — работа с фобией требует честности.
  3. Ключевой этап. Мягко простукивай так называемые меридиональные (иначе говоря энергетические) точки организма в сочетании с повторяющимися фразами «принятия». Полный список точек — ищи у специалистов по аюрведе. Но начать можно с укороченной версии, предполагающей воздействие только на одну точку — на ребре ладони («каратэ»).
  4. Простукивай точки кончиками пальцев, вслух проговаривая целительные установки: «Пусть я боюсь умереть и понимаю неизбежность конца жизни, я все равно глубоко и полностью принимаю себя». Повторяй столько раз, сколько захочется (лучше не менее семи). Количество повторений от точки к точке может быть разное — прислушивайтесь к интуиции.
  5. Сделай глубокий вдох — выдох. Снова оцени проблему по шкале в 10 баллов. Если страх остается не той же отметке, повтори технику с обновленной аффирмацией: «Несмотря на то, что я все еще чувствую страх, я глубоко и полностью принимаю себя».

Техника эмоциональной свободы может задействовать точки по весму телу в зависимости от «длины» версии. Однако даже пять минут терапии станут эффективным инструментом в случае, когда справиться с паникой нужно быстро, здесь и сейчас.

Смерть может называться по-разному — в ходе статьи ты видела не одно ее лицо. Бояться — естественная реакция, заложенная в нас алгоритмом создания. Но жить в страхе или освободиться, приняв его уроки — исключительно наш выбор. Доверься течению жизни, этот великий учитель мудрее каждого из нас.

Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.

Пока мы молоды и у нас ничего не болит, пока мы в расцвете душевных и телесных сил, мы не думаем о смерти. После же 40, 50 или 60 лет смерть через болезни и скорби все чаще и чаще напоминает о себе. И приближение её многих весьма страшит. Нынешний праздник Успения Пресвятой Богородицы научает нас помнить о смерти и одновременно не бояться её, ибо она является лишь сном, переходом из этой временной в вечную жизнь. Но для того чтобы смерть стала для нас не страшной и мучительной, а спокойной, безболезненной и непостыдной, необходимо выполнить ряд условий.

Кого гложут обиды; кто терзается совестью из-за нераскаянных грехов; у кого есть какие-то грубые привычки, выматывающие и его, и окружающих; кто совершенно не видит своих недостатков, а только грехи окружающих, и вместе с тем постоянно их укоряет и осуждает – со всем этим при содействии Божием необходимо расстаться. Существенной помощью в таком случае станет молитва, Исповедь, Причастие и милостыня.

Люди постарше стараются прислушиваться к этим советам и, пользуясь временем, как можно больше пребывают в молитве, не забывают дорогу в храм Божий, стараются всех любить и всем послужить. А те, кто моложе, не любят останавливать своё внимание на грядущем часе смертном, ибо это мешает им наслаждаться жизнью в свое удовольствие. Однако парадокс в том, что этим самым они как раз больше всего укорачивают свою жизнь, не будучи способными сохранить семью, правильно воспитать детей, быть добрыми и великодушными в отношениях с окружающими.

Если мы хотим наследовать вечную жизнь в Царстве Небесном, то уже сейчас мы должны приучить себя жить вечностью. Что ни делает такой человек, он делает старательно, с любовью и на века; с кем бы он ни повстречался в жизни, воспринимает его как Ангела, посланника Божьего и старается ничем не обидеть и не огорчить. Даже к своим недоброжелателям и врагам он относится как к орудиям Божиим, призванным смирить его гордыню.

Во времена правления императрицы Екатерины Великой за противление ее политике секуляризации был жестоко осужден митрополит Ростовский Арсений (Мациевич). Его лишили архиерейского сана, заточили в Ревельскую крепость, даже замуровали дверь камеры, оставив маленькое окошко для передачи скудной еды. Чтобы никто не знал, что в месте заточения находится бывший архиерей, его переименовали в Андрея Враля. В этом суровом месте святитель встретил свою кончину. Когда разобрали двери камеры, чтобы предать останки погребению, то все были поражены его мирным, спокойным видом, а на стене им был нацарапан стих из псалма: «Благо, яко смирил мя еси» (Пс. 118:71).

Обычный человек в таких условиях быстро бы сошел с ума, а для святителя, поскольку он жил вечностью, это невольное жилище послужило во спасение души. Ощущение вечности преодолело в нем животный страх смерти.

Ныне темп жизни все более и более ускоряется, но, несмотря на все научные технические достижения, мы мало что успеваем сделать в жизни хорошего из-за того, что не стремимся жить вечностью. Некоторые даже не имеют времени, чтобы уделить его самым близким и родным людям: своим детям, друзьям, именно из-за того, что забывают о вечности.

Итак, не будем бояться смерти и, готовясь праздновать Успение Божией Матери, независимо от возраста, вспомним о грядущем смертном часе и постараемся так относиться к родным и близким, друзьям и знакомым, чтобы эти отношения не были сиюминутными и меркантильными, а перешли с нами в вечность. Аминь!

Чувство страха смерти (танатофобии) свойственно всем живым существам. Если своевременно не принять терапевтические меры и не избавиться от страха смерти, то последствия могут быть тяжелыми.

Когда человек сталкивается с бедствием, то отрицательно окрашенное эмоциональное состояние считается обоснованным. Тревога проходит самостоятельно после того, как будет устранена ее причина. Однако некоторые фобии возникают беспочвенно и могут привести к психосоматическим нарушениям (телесным заболеваниям) у физически здорового человека.

Симптомы страха перед смертью

Тревога за окружающих (больше за родственников) проявляется в виде чрезмерной опеки. Страх собственной смерти чаще всего проявляется более остро, и человек видит в каждом предмете или действии опасность.

Люди с выраженной боязнью смерти обычно ведут отчужденный образ жизни, стараются не выходить на улицу и не вступать в контакт с окружающими.

Если не удается избежать действий, которые представляют повышенную опасность, например авиаперелет, то в самолете у больного может случиться приступ панической атаки с появлением следующих симптомов:

  • головокружение;
  • тошнота;
  • частое мочеиспускание;
  • диарея;
  • учащенное сердцебиение;
  • повышение АД;
  • потеря сознания.

Постоянный страх за собственную жизнь провоцирует развитие других фобий:

  • мизофобия,
  • лифтофобия,
  • электрофобия.

По мере прогрессирования патологии симптомы усиливаются, а приступ панического страха может появиться без видимого раздражителя и в любое время суток.

Почему возникает танатофобия

Танатофобия — медицинское название страха смерти. Она может возникать у людей в любом сознательном возрасте. Логическим завершением жизни является смерть, поэтому боязнь данного события свойственна всем людям. Полное отсутствие чувства страха смерти тоже считается патологией.

В зависимости от причины, которая может спровоцировать боязнь ухода из жизни, выделяют несколько форм страха и его проявлений:

  1. Страх тяжелой болезни.
    Пациент с таким психоэмоциональным расстройством перенес операцию или были другие проблемы со здоровьем. Не исключается, что источник проблемы кроется в боязни испытать сильную боль, которая характерна для многих тяжелых заболеваний.
  2. Страх перед безызвестностью.
    Никто не знает, что будет с ним после смерти, поэтому человек начинает бояться того, что его ожидает после кончины.
  3. Утрата контроля.
    Предотвратить наступление смерти невозможно. Даже если человек правильно питается, своевременно обращается за медицинской помощью и т.д., он знает, что смерти избежать не удастся и начинает осознавать собственную беспомощность. Утрата контроля над ситуацией провоцирует появление постоянного чувства тревоги.
  4. Одиночество.
    Человек боится остаться один.
  5. Вера и наказание.
    Религиозные люди бояться не смерти, а того, что их ожидает кара за грехи.
  6. Страх внезапной смерти.
    Люди с данной формой проявления танатофобии боятся уйти из жизни, т.к. у них остались незавершенные дела, маленькие дети, нуждающиеся в опеке и пр.

У взрослых

Навязчивый страх смерти у взрослых пациентов часто возникает после 30-35 лет. В этот период большинство успевает утвердиться как личность в карьере, бизнесе и семейной жизни, начиная по-другому оценивать свои достижения, т.к. считают, что жизнь находится в начале своего заката. Мысли о смерти посещают все чаще, и боязнь умереть начинает усиливаться в случае финансового кризиса, в моменты плохого физического самочувствия и жизненных потрясений.

У пожилых людей

Психология пожилого человека отличается от психологии людей среднего возраста. На закате жизни происходит переосмысливание всех поступков и событий. В преклонном возрасте люди чаще бояться не умереть, а испытать предсмертные муки.

Страх усиливается, когда диагностируется тяжелая болезнь, и человек начинает бояться того, что проблемы со здоровьем могут стать причиной таких проблем, как утрата рассудка или отсутствие возможности самостоятельно передвигаться. Наличие таких мыслей может привести к тому, что человек попытается избежать предсмертных мук через суицид.

У ребенка, подростка

Осознание смерти детьми происходит постепенно. Они могут столкнуться с ней в результате гибели домашнего питомца или родственника. Маленький ребенок не переживает эмоциональную утрату так, как это делает взрослый. По мере своего взросления он начинает копировать поведение окружающих (родителей).

Когда приходит осознание того, что смерть — это безвозвратная утрата, необходимо объяснить ребенку, то данное событие ожидает всех живых существ, но в разное время. Ребенок должен научиться правильно понимать значение смерти. В противном случае может начать развиваться фобия. Чаще всего дети боятся не собственной смерти, а утраты близких (мамы, папы).

В подростковом возрасте, когда формируется личность, признаки проявления страха перед чем-то новым появляются постоянно. Ребенок боится публичных выступлений, вида крови, нападения. Не является исключением и боязнь раннего ухода из жизни.

Полученную в юном возрасте информацию о значении смерти подросток переосмысливает. Он начинает понимать, что конца существования избежать невозможно. Часто подростки пытаются бороться и противостоять своим страхам, увлекаются различными культурами, которые превозносят смерть или, наоборот, глумятся над ней.

Не исключаются и ситуации, когда осознание собственной беспомощности у подростков приводит к появлению суицидальных мыслей.

Почему важно избавиться от страха смерти

Если ребенок, подросток или взрослый человек говорит «Боюсь смерти», рекомендуется отнестись к такому заявлению со всей серьезностью. Избавиться от страха важно, потому как его присутствие становится причиной принятия неправильных решений. Человек с такой проблемой лишает себя радостей жизни. Постоянное эмоциональное напряжение, которое сопровождает фобию смерти, отрицательно сказывается и на физическом здоровье.

Тяжелое течение и последствия

Если не преодолеть танатофобию, то могут быть неприятные последствия:

  • развитие соматических заболеваний (язва, хроническая усталость и пр.);
  • вторичные психоэмоциональные расстройства;
  • сужение круга социальных контактов;
  • потеря работы.

Чтобы перебороть страх, некоторые пациенты начинают употреблять алкоголь или наркотические вещества. Такое самолечение приводит к ухудшению клинической картины. Воздействие на организм таких веществ часто не притупляет, а обостряет чувство страха.

Как избавиться от страха смерти

Самостоятельно избавиться от страха смети, задавая себе вопросы о причинах и следствиях тех или иных событий. Таким образом, чем больше событий человек разберет и найдет естественные причины, тем меньше будет становиться тревога за свою жизнь. Проживая подобным путем различные ситуации, можно найти логичные ответы, и в этом случае эмоциональная составляющая о «плохих» и «хороших» событиях переходит в нейтральную: данное событие случилось, потому что произошло то-то.

Чтобы победить страх смерти более быстро и эффективнее, рекомендуется обратиться к психотерапевту.

Самостоятельно справиться с данной фобией сложно. В зависимости от проявлений, т.е. степени тяжести заболевания, пациенту будет назначено соответствующее лечение. Врач даст рекомендации, что делать при появлении приступа панической атаки. При тяжелых формах назначают медикаментозное лечение.

Советы психолога и лечение

Терапия подбирается на основании того, почему человек боится умереть. После выяснения первоисточника проблемы рекомендуется принять тот факт, что избежать окончания жизни невозможно. Смерть — это не плохо и не хорошо. Если у человека есть родственники или друзья, то в их памяти ушедший человек остается навсегда.

Пациенту необходимо понять, что второго шанса прожить жизнь нет, поэтому от всего происходящего необходимо получать максимальные счастье и пользу. Не следует упускать возможность испытать радость. Если постоянно переживать о предстоящей кончине, то можно пропустить свою длинную жизнь, не узнав, что значит быть счастливым.

Доказано, что положительное мышление позволяет ускорить процесс выздоровления при физической болезни. Когда проблема имеет психоэмоциональный характер, оптимизм — одно из лучших лекарств.

Как побороть страх смерти близких

Полное избавление от страха потерять близких невозможно. Данное проявление чувств считается нормальным, если оно не выходит за рамки, т.е. не становится навязчивой идеей. Если тяжелая болезнь или преклонный возраст близкого человека вызывают страх, то, чтобы избавиться от него, необходимо сфокусировать свое внимание на улучшении жизненных условий человека.

Не следует впадать в депрессию. Такое состояние отрицательно отразится и на близком человеке, за которым осуществляется уход.

Нужно наслаждаться временем, которое отведено каждому. Следует научиться понимать, что поддается контролю, а что — нет, и принимать только те меры, которые являются физически выполнимыми.

Чтобы избавиться от страха потерять ребенка, с ним нужно проводить беседы и объяснять, какие действия могут привести к необратимым последствиям. Дети не всегда прислушиваются к словам родителей, поэтому в некоторых ситуациях может потребоваться общение с психологом.

Не рекомендуется чрезмерно опекать детей, у них должна быть свобода выбора в пределах допустимого. В пубертатном периоде такое отношение родителей, которые пытаются уберечь ребенка от смерти, может стать причиной протеста подростка. Он будет делать все, чтобы не следовать указаниям старших, поэтому может подвергать себя опасности.

Когда не удается самостоятельно побороть фобию, лучшее решение — помощь специалиста.

Надо ли бояться смерти?

«Все мне позволительно!» — заносчиво доказывает злой раб себе и всему миру. «Но не все мне полезно», — добавляет раб благоразумный и верный. Его благоразумие проявляется не в примерном поведении или особенном внешнем виде, а в постоянном хранении памяти смертной. За любым занятием он старается помнить, что впереди его ждет кончина, которую нельзя отменить медицинскими процедурами, чудодейственными лекарствами или любыми иными способами.

Подготовку к смерти благоразумный человек расценивает как основное делание своей жизни. Он стремится соотносить с этим событием все свои поступки, слова и мысли. Говоря евангельским языком, человек приучает себя «бодрствовать» (см. Мф. 24, 42). Это отличает раба благоразумного от злого, который с пьяницами пьет и веселится и не ожидает прихода своего Господина. Злой раб тоже понимает, что смерть неизбежна, но пока, как говорится, «пить будем, гулять будем, а смерть придет — помирать будем». Зачем ему негативные мысли, вызывающие депрессию, к чему мучительный страх смерти, отравляющий и без того короткую жизнь?

Что удивительно, даже святые призывают нас не бояться смерти, правда, совершенно в ином ключе. Преподобный Антоний Великий утверждает, что надо опасаться не физической смерти, а погибели души, которая есть неведение Бога. Этот святой говорит о смерти как о процессе перехода из временного существования в жизнь вечную, чего не надо страшиться, если человек с Богом.

В Евангелии многократно звучит та же мысль. Господь говорит, что верующий в Единородного Сына Божия «не судится, а неверующий уже осужден» (Ин. 3, 18). Людей, не заботящихся о познании Бога, Он называет духовными мертвецами (см. Мф. 8, 22). Верующие во Христа Спасителя не погибнут, но будут иметь жизнь вечную (см. Ин. 3, 15), ибо таковые уже перешли «от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). То есть человеку, уже здесь живущему единой жизнью со Христом и для Христа, переход в иной мир не страшен, ведь и там его связь с Господом сохраняется. На земле стяжавший Бога остается с Ним и после смерти, поэтому смерть ему не страшна.

Определение преподобным Антонием погибели души как неведения Бога следует из слов Христа: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Ведение вечного Бога и воплотившегося для спасения людей Богочеловека Иисуса Христа — это жизнь нетленная, а неведение, наоборот, — ее отрицание: погибель, кончина, смерть. Святой Антоний Великий, по сути, ссылается на Евангелие, но говорит немного иными словами.

Из этого определения следует, что основным занятием в жизни человека является богопознание. Чтобы познать Бога, недостаточно совершать молитвенное правило по утрам и вечерам, изучать книги по богословию и даже читать святоотеческую литературу. Познание Бога — это опыт жизни в Боге. Например, если нет возможности прочесть полное правило, можно молиться кратко: «Господи, помилуй» или «Боже, милостив буди мне, грешному», читать «Отче наш» или Иисусову молитву. Надо обращаться к Богу на всяком месте: во время уборки квартиры, за приготовлением пищи, при выполнении любых повседневных, бытовых дел, в пути, на работе.

Жизнь в Боге достигается через постоянный внутренний труд, который направлен на то, чтобы научиться всегда помнить о присутствии Божием и обращаться к Господу хотя бы немногословно, но в любой момент времени. Так постепенно, день за днем, мы будем укреплять память смертную — память о грядущей встрече со Христом, о том, что Господь задаст каждому из нас вопросы, а мы должны будем на них ответить, а не стоять перед Ним, как истуканы, в растерянности или испуге.

В житии преподобного Сисоя Великого есть такой эпизод. Когда он умирал и уже видел светлых ангелов, которые пришли за его душой, святой начал умолять Господа отложить его смерть хотя бы на день. В этот момент отнюдь не биологический страх смерти мучил преподобного, а мысль, что он предстанет перед Богом неготовым, не очищенным покаянными слезами. Лежа на смертном одре, он говорил: «Поистине не знаю, братья, положил ли я хоть начало покаянию моему», в то время как братия даже не дерзали смотреть на его лицо, источавшее сияние чистоты и святости, готовности к жизни вечной.

Преподобный Сисой переживал не о том, что сейчас окончится его земная жизнь, а каким он предстанет перед Богом. Для святого человека это важно. Нам же не так страшна наша неготовность ко встрече с Господом, как сам процесс смерти — каким он будет: безболезненным или мучительным, мгновенным или долгим, застанет ли он нас в одиночестве или в окружении близких и так далее. А у святых подобные размышления отходят на второй план, если не на десятый. Они заботятся, чтобы принести Христу покаяние и встретить Его максимально подготовленными. Для них главное — очищение своей души от грехов, а не то, сколько лет они проживут и будут ли физически страдать в момент кончины.

Нам надо по возможности приобретать ту готовность к смерти, которая была у святых, искренне полагавших: «Когда, Господи, Тебе надо будет, тогда это свершится. У меня здесь нет дел, кроме Тебя». Это не означает, что человек может не выполнять своих повседневных дел, не заботиться о чистоте, ходить в неряшливой одежде, жить в неубранной комнате и тому подобное. Напротив, память смертная учит полноценной жизни. Человеку следует прикладывать все усилия, чтобы его жизнь была достойной. Он должен обслуживать себя и своих домочадцев, обеспечивать семью и помогать нуждающимся, делать все, что необходимо в его положении. Но при этом он, как верный раб, понимает, что все это — некая дань своей ветхости, которую нужно отдать, расплатиться и отправиться из гостиницы в свой родной, прекрасно обустроенный дом — вечную жизнь.

Такой суровый аскет, как святитель Игнатий Брянчанинов, в одном из писем укоряет свою сестру за то, что она носит безвкусные, неизящные вещи и ходит в храм только в черном платье. Святитель советует живущей в мире женщине одеваться со вкусом, согласно стандартам, которые приняты в ее окружении. Верующему человеку не надо что-то изображать из себя, выделяться поведением или внешним видом. Надо идти путем внутренних изменений, стараться приучать себя к памяти смертной. Но это не значит ходить угрюмым и печальным, одетым в подчеркнуто «аскетическую» одежду, а стараться привести себя и свою жизнь в соответствие с Евангелием. Тогда вера будет восприниматься нами правильно – не как система запретов и ограничений, а как способ приблизиться к Богу, Который есть любовь (см. 1 Ин. 4, 16), как свобода жить в единстве с сотворившим нас Богом, Который делает все, чтобы удержать нас от зла и спасти для жизни вечной.