Почему болит бог?

Богиня Страдания, Мать Бесконечных Плачей, Королева Бездонного Горя

«Реку я вам: Горе и Страдание поглотят всех отроков земли…»

Джувагла, Чемпион Тристарис.

Описание

Тристарис — тёмная богиня страдания. Она – последняя из главных сил Хаоса, и была создана из духа безнадёжности и отчаяния, которое обрело форму в эфире Хаоса в результате широко распространенного разрушения и террора, вызванные другими богами Хаоса. Тристарис является как огромная женщина с посеревшей кожей, изможденным, истощенным телом и длинными, стальными когтями. Черты её лица худые и острые, а волосы белые и тонкие. Тристарис не имеет глаз, и её глазницы постоянно переполнены слезами черной, густой жидкости, которая бежит по ее щекам и тонкой шее. Богиня закутана в черный саван плакальщицы и украшена изящным, хотя и болезненными драгоценностями из слоновой кости и оникса. Богиня бродит в бесконечных пустошах своего личного измерения в Хаосе, напевая жуткую, никогда не заканчивающуюся песню горя и страдания. Её песня рассказывает обо всех трагедиях, которые когда-либо происходили среди смертных земли, и сказано, что все, кто услышит песню, обречены провести остаток своей жизни в вечной безысходности.

Почитание

Богине поклоняются и почитается только теми, кто чувствует, что вся надежда на мир окончательно потеряна. Её фанатики находят облегчение в боли, когда орут о признании несчастий, которые пришли в этот мир; и принуждают других думать как они. Её чемпионы являются самыми рьяными из её служителей. Они полностью убеждены, что мир обречён, и с этим ничего нельзя поделать. Чтобы приблизить вечные муки мира, чемпионы Тристарис убивают и проклинают тех, кто выступает против Богов Хаоса и противостоят всеобщему падению, который они чувствуют как надвигающуюся гибель мира и неизбежный рок судьбы. Её чемпионы вознаграждаются за распространение идеи о беспомощности против конца мира, и страданий которые пронизывают повседневную жизнь её последователей.

Знак Тристарис

Неспособность чувствовать радость или удовольствие, только бесконечные страдания богини чувствуются чемпионами Королевы Бездонного Горя.

Символ и Число

Число Тристарис — четыре; после четырех элементных бедствий, которые служат, чтобы напомнить, что мир находится на пороге обреченности. Это — огонь, наводнение, землетрясение и шторм. Ее символ — половина лица, с плачущим оком.

Друзья и Враги

У Тристарис нет никаких истинных союзников или врагов среди других Богов Хаоса. Её последователи любят заманивать даже других культистов в лоно страдании богини; поскольку это — окончательная ирония, ведь те, кто разрушает мир, приходят к печальному осознанию того, что они делают.

Магия

Тристарис позволяет своим последователям использовать любые виды магии, к которому они способны; хотя сама богиня никогда не дарует им заклинания.

Критика

Последователи Тристарис неспособны к чувству радости в чём-либо кроме распространения и утверждения их собственного вечного страдания. В реальности им не запрещено делать что либо, хотя все они понимают, что им не изменить прямой и трудный путь своего проклятия.

С болью приходит сила

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Как придти к Богу?

К Богу нужно прийти в простоте сердца и с верою, что Бог есть.
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6)
Если нет веры, человек не придет к Богу. Он может исполнить обряд и повторить заученную молитву, но он не придет к Богу. Человек приходит к Богу, когда у него есть к этому потребность или необходимость, и вера. По другому к Богу человек не придет. Приходящий к Богу должен отдавать себе отчет в том, перед Кем он стоит. Он становится на молитву перед Творцом и Спасителем. Разумея величие Божье и Его всемогущество, человек должен еще и разуметь любовь Божью.
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16)
Если Бог есть любовь, то предстоящий перед Ним должен быть исполненным любви. Нельзя предстать пред лице Господне, имея в себе гнев, зависть и непрощение.
Как быть человеку, если он имеет обиду, и не может с ней расстаться? В таком случае к Богу нужно прийти с исповеданием, того что лежит на сердце и причин, которые привели его в это состояние. Бог поможет человеку справиться с его переживаниями и покажет выход из сложившихся обстоятельств. Только приходя к Богу, нужно верить, что Он Бог, и что человек пришел именно к Нему. Имея такую веру и намерения, человек представ перед Богом, будет услышан Им.
Первое с чего нужно начинать общение с Богом, это покаяние в своих грехах, с исповеданием самих грехов и причин своих согрешений. При первом обращении к Богу с покаянием, Бог прощает все сделанные человеком грехи от момента его рождения.
«Иди и впредь не греши» (Ин. 8:11)
Человек поднимается с колен и идет уже не таким как пришел. Он продолжает свое земное странствование принятым Богом и прощеным человеком. Он получает от Бога первую любовь.
«Потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5)
Прощение грехов и любовь Божья, это первое что получает человек при обращении к Богу. Далее следует путь жизни человека на земле с Господом. Дни жизни каждого человека определены Богом, и никто не в силах изменить это. То, что человеку кажется его земное поприще длинным в начале пути, окажется весьма коротким в конце, и путь жизни будет пройден и вечность впереди.
Проживая с Богом человек, не страшится вечности, а с надеждою ожидает ее, живущий на этой земле без Бога, томится от неизвестности и страшится своего конца земного странствования. Каждый человек в свое время, должен задуматься о том, как он живет и куда приведет его этот образ жизни и принять решение о своих отношения с Богом. Толи он, уверовав в Бога, пойдет с Ним по пути своего спасений и наследует обители Отца Небесного, толи он продолжит путь без Бога и в вечности также будет без Него.
Очень важно каждому человеку предстать пред Богом и принять правильное решение. От принятого решения зависит вся его дальнейшая жизнь на земле и пребывание в вечности.

По материалам сайта «Путь спасения»

РУСКАТОЛИК.РФ

  1. Духовное прикосновение

Еще Аристотель писал: «В других чувствах человек уступает многим животным, а что касается осязания, то он далеко превосходит их в тонкости этого чувства. Именно поэтому человек самое разумное из всех живых существ».

Но все-таки мы говорим не о таком прикосновении, то есть не о физическом прикосновении. Мы говорим о прикосновении к Богу, Свету, Слову, Истине.

Французский богослов Владимир Лосский так пишет о прикосновении к Богу:

«Искать богопознания означает искать блаженства. Поэтому, если тварный ум и остается совершенно неспособным к постижению Бога в том, что Он есть, он тем не менее обретает великую усладу, когда он Богу каким-то образом соприкасается, Его достигает. Слово attingere обретает здесь значение «прикосновения».

А далее он приводит цитату из блаженного Августина:

«Кто же очами сердца постигает Бога? Достаточно, чтобы коснуться, если чисто око. Если же касается, то касается неким бестелесным и духовным прикосновением, если притом чист, всего, однако, не постигает» (Святой Августин «О Троице»).

Итак, мы говорим прежде всего о прикосновении бестелесном и духовном. В Библии можно прочесть множество стихов, в которых так или иначе описывается прикосновение к Богу или божественному, но нужно понимать, что прикоснуться физически к трансцендентному нам Создателю невозможно для нас. Лишь для Него одного все возможно. Человек же может рассчитывать на прикосновение духовное и бестелесное.

В чем же особенность этого прикосновения?

  1. Встреча двух и прикосновение Бога

«Касание есть всегда акт встречный, это пребывание на той границе, которая разделяет и одновременно соединяет двоих, и которая в силу своей пограничности не может принадлежать только одному» (Михаил Эпштейн «Философия тела»).

Духовное прикосновение требует двух участников. Если от Света можно оградиться и от Слова тоже, то от прикосновения – невозможно. Прикосновение — это всегда двое. В случае с духовным прикосновением в Писании, эти двое — Бог и человек.

Прикосновение Бога проявляется полностью тогда, когда у человека есть вера. Наилучшим образом это показывает нам Евангелие от Марка:

«Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истратила всё, что было у нее, и не получила никакой пользы, но пришла в еще худшее состояние, услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: «Если хоть к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». И тотчас иссяк у нее источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обернулся в народе и сказал: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» Ученики сказали Ему: «Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: „Кто прикоснулся ко Мне?“» Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с ней произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: «Дочь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей». Когда Он еще говорил это, приходят от начальника синагоги и говорят: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?» (Евангелие от Марка 5: 25-34)

Лишь одним касанием исцелилась женщина, потому что у нее была вера.

Об этом же свидетельствует нам один из эпизодов с исцелением, описанное в Евангелии от Луки:

«Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: «Господи! Если хочешь, можешь меня очистить». Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: «Хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него» (Лк 5:12-13).

Когда человек верует абсолютно, когда он подчинен Истине и желает ее познания, прикосновение Бога служит тем самым живительным исцелением, которое способно выдернуть его из греха, из тьмы, слепоты, глухоты, любой духовной болезни.

  1. Рука Бога

Символ прикосновения – это зачастую рука. Именно рука Бога чаще всего фигурирует в Библии, как инструмент, которым Господь прикасается к своему творению, благоволит ему, исцеляет его, а когда нужно – наказывает. И когда следует наказание – рука Господа тяжела:

1Цар 5:6 …И отяготела рука Господня над Азотянами…

1Цар 5:7 …ибо тяжка рука Его и для нас и для Дагона, бога нашего…

1Цар 5:9 …была рука Господа на городе – ужас весьма великий…

1Цар 5:11 …весьма отяготела рука Божия на них…

Рука Его сильна:

«Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!» (Псалмы 88:14)

Последствия прикосновение Бога к творению велики и неподвластны пониманию человека:

«Ибо Господь Бог Саваоф коснется земли – и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она, как река, и опустится, как река египетская» (Ам. 9:5).

Но важно помнить, что та же самая рука Господа может быть не только сильной, властной, но и любящей и нежной. Тогда прикосновение несет собой мир, благодать, свет и любовь:

«Левая рука его у меня под головой, а правая обнимает меня» (Песн. 2:6).

  1. Стремление к прикосновению

Человек стремится к этому прикосновению:

«В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения» (Псалмы 76:3).

А если не стремится – то должен, ведь он призван к этому Христом. И по милости Божьей возможность для этого есть всегда, ведь точно так же, как и Свет и Слово, рука Господа – повсюду, она простерта на все народы:

«Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, ибо Господь Саваоф определил – и кто может отменить это? Рука Его простерта – и кто отвратит ее?» (Ис. 14:26-27)

Божественное прикосновение лечит от греха, очищает человеческую душу от скверны:

«Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника; и коснулся уст моих, и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен»» (Ис. 6:6-7).

Но также оно служит часто для любящей острастки, чтобы человек не впадал в искушение и соблазн, но понимал, кто он и к чему призван. Так Христос прикасается к трем своим ученикам после открытого им видения с пророками Моисеем и Илией, чтобы вынуть их из мира будущего в мир сегодняшний:

«И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При этом Петр сказал Иисусу: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Когда он еще говорил, вот, облако светлое осенило их; и вот, голос из облака говорящий: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь» (Мф 17:3-7).

  1. Прикосновение как союз

Когда Господь протягивает человеку свою руку, Он желает заключить с человеком союз:

«Подать десницу означает заключить мир, союз» (1 Мак.)

Как пишет об этом философ Эпштейн: «Издревле прикосновение составляло чувственную основу магии и самых священных символических действий — клятвы, присяги. Отсюда корневое родство слов «осязание» и «присяга»: оба происходят от праславянского «сягати» (касаться, доставать). Присяга, собственно, и означала прикосновение к предмету клятвы — земле, крови, телу, знамени и т. д. Да и сегодня глава государства, вступая в должность, приносит присягу, кладя руку на текст Священного Писания или Конституции. Прикосновением к Писанию или Закону освящается и сам акт создания нового государства, провозглашения новой нации» (Михаил Эпштейн «Хаптика. Человек осязающий»).

В Сравнительном словаре мифологической символики Маковского также читаем: «Прикосновение, а также возложение (жертвоприношение) были наиболее типичными формами клятвы и проклятия. (…) Вполне возможно допустить соотношение рус. глаголов «класть» и «клясть». Типологически ср.: праформа *pri-sega «клятва» буквально означает касание рукой…» (Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996, с. 187).

Прикосновение – это избрание Богом человека для следования по пути Христа.

  1. Прикосновение – милость и дар

Прикосновение также – что очень важно – символизирует бесконечную милость и любовь Бога к человеку. Человек может отказываться видеть Свет. Он может сопротивляться Слову Бога, закрывать от него свои уши. Он волен стать слепым и глухим. Но даже тогда Бог не оставляет человека. Об этом прекрасно говорит нам эпизод с исцелением глухонемого, о котором мы читаем у апостола Марка (Мр 7:35). Иисус вкладывает глухонемому пальцы в уши. Почему? Господь все ведает. Он знает, что человек глух и не может услышать Его Слово. Но Христос все равно позволяет человеку исцелиться, обрести истину. Для этого Христос прикасается к человеку.

Бог знает, что у этого человека нет веры, по крайней мере нет никакого понимания Истины. Он знает это, но все равно делает шаг навстречу, призывает его к себе и дарует исцеление прикосновением, то есть тем способом, на восприятие которого этот конкретный грешник еще способен.

В этой притче прекрасно также и то, что человек – нем. Не обладая истиной, он не может ответить на призыв Христа. Он не умеет говорить с Богом. Поэтому Христос сначала отверзает ему уши, то есть дарует Истину своим прикосновением, а потом уже дарует ему способность возблагодарить Бога за этот дар и эту милость, дает ему возможность ответить на призыв Христа.

За прикосновением всегда следует ответ человека. Господь ждет от него этого ответа. Как и в случае со зрением и слухом, прикосновение служит первой ступенью в общении человека с Богом. Бог дарует ему Истину, все что после этого – ответное служение человека Христу, пребывающее в постоянном Свете Истины, в ее Слове.

  1. Не прикасайся ко мне

Лишь один раз Господь говорит человеку напрямую: «Не прикасайся ко мне». И тут тоже речь идет о духовном понимании прикосновения. Эти слова Христос Воскресший говорит Марии Магдалине. Почему же Он говорит ей «не прикасайся», а потом позволяет прикоснуться к ранам Своим апостолу Фоме?

Для того чтобы ответить на этот вопрос прочитаем отрывок полностью:

«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17).

Мария хочет прикоснуться к мертвому человеку! Она мыслит еще категориями земной жизни. Христос же соединяется с Отцом. Прикосновение к Христу может состоятся не для сожаления человека о смерти, не для эмоционального переживания, но лишь для утверждения веры. Именно поэтому апостолу Фоме Христос предлагает вложить руки в Свои раны, ведь это послужит его утверждению в вере.

Так и духовное осязание в повседневной жизни призвано утверждать человека в вере. И не стоит принижать это великое, дарованное Богом, чувство. Как сказал современный английский философ Мэттью Рэтклифф: «Человек, лишенный зрения или слуха, обитает в эмпирически ином мире, но без осязания у человека не будет никакого мира вообще» (Ratcliffe M. Touch and the sense of reality // The Hand: An Organ of the Mind / Ed. by Z. Radman. Cambridge, Mass.: MIT Press).

Николай Сыров

Изображение: Pinterest

  • Редакция Рускатолик.рф

    Жизнь с верой интереснее во сто крат. Мы проверяли!

В общем обзоре на God of War я немного рассказала о связи игры с реальными мифами и легендами северных народов — об Озере Девяти, Фрейе и Одине. Пока я писала текст, поняла, что интересной информации про это слишком много, обзор потеряет сбалансированность, если в него добавить все, что я нашла. Зато в отдельном материале можно развернуть мысль и порассуждать в удовольствие, не боясь испортить впечатление от игры.

Я пытаюсь объяснить связь мифологии с игрой

Скандинавская мифология довольно запутана и без пол-литра мёда в ней не разобраться. Даже я успела несколько раз запутаться в причинах и следствиях. Форма стиха, которым записаны все эти саги о богах и героях, непривычная — аллитерационный стих. Некоторые сюжеты повторяют друг друга, могут вообще не иметь рифмы и отсылаться к другим песням, что очень усложняет понимание общей картины. Но это сложно только на первый взгляд, на самом деле во всем есть своеобразная система. Присоединяйтесь, я буду вашим гидом!

Разобраться в мифологии мне и вам помогут переведенные на русский исландские мифы и саги, изречения Мимира в игре и теоретики с Reddit. О некоторых фактах и связях с легендами настолько мало говорится в игре, что приходится искать разгадку вместе с такими же энтузиастами в Интернете. Ещё на сайте Sony выложены некоторые скандинавские мифы в интерпретации разработчиков игры. Я попробую провести параллели с событиями в God of War, чтобы ещё больше раскрыть сюжет игры и пояснить важные моменты. Я очень люблю скандинавскую культуру, она мне близка по духу, поэтому с удовольствием поделюсь с вами тем, что успела заметить и осмыслить, а в комментариях жду ваших вариантов и впечатлений от игры.

Для большей атмосферности включайте специальный плейлист от нас с Эльвирой — фолк, блэк и викинг метал для полного погружения.

Spotify | Apple | Google

Предупреждаю, в тексте много спойлеров. Рекомендую читать текст только после полного прохождения игры.

Девять миров

Согласно скандинавской мифологии, существует девять миров, которые связаны мировым древом Иггдрасиль. При определенной последовательности событий наступит конец всем этим мирам и древу тоже: сначала трехсотлетняя зима, потом финальная битва богов друг с другом и с великанами, которая закончится Рагнарёком — гибелью всех. На этом основано все представление о строении вселенной у северян, в которой дерево — центр мироздания и связующий элемент, а конец света — неизбежная судьба. Рагнарёк очень важен и в God of War, как основа сюжета игры, о нём дальше будет целая глава.

Устройство скандинавских миров

Начать стоит с миров и дерева, чтобы в целом понимать, где что находится в скандинавском мире. В записях легенд по-разному описывается расположение миров относительно самого дерева и друг друга: в одних — миры находятся прямо на дереве, в других — дерево лишь их связывает, а в третьих вообще один мир расположен внутри другого. Не принципиально придерживаться какой-то одной теории, поскольку даже сами германо-скандинавские народы не всегда чётко могли сформулировать факты и сами же в них путались, так что все варианты считались рабочими. Я попробую объяснить то устройство вселенной, которое мне кажется наиболее понятным. Для удобства давайте разделим миры на три части: ветви дерева уходят в небо, ствол — это земля, а корни уходят в подземные миры.

Корней у дерева три. Под одним находится источник Урд, у которого живут три норны — девы, олицетворяющие прошлое, настоящее и будущее, определяющие судьбу всего на свете и поддерживающие вечную молодость древа. Под вторым корнем — источник мудрости. Под третьим корнем находится еще один источник — Хвергельмир, из него вытекают все подземные реки. Самый интересный для нас — источник мудрости, который охраняет Мимир, самый могучий из всех великанов. О нём подробнее расскажу в разделе про богов.

На земле существует пять миров. В центре находится Мидгард, мир людей, в котором и живет Кратос со своим сыном, отсюда начинается их путешествие. По сторонам света есть ещё четыре мира, которые связаны Мидгардом: на севере —Нифльхейм, мир льда, на юге — Муспельхейм, мир огня, на востоке — Йотунхейм, мир великанов, а на западе — Ванахейм, мир богов-ванов. По другой версии, Ванахейм расположен где-то на небе, но и одновременно у моря. Вокруг земли расположен океан, а опоясывает всё это мировой змей Ёрмунганд, такой большой, что кусает собственный хвост. Расположение миров и океан в игре проиллюстрированы очень наглядно, Озером Девяти. В нём покоится тот самый змей, и он действительно огромный!

По центру озера возвышается храм с комнатой для путешествий между мирами и большим мостом, а по периметру стоят башни со входом в каждый из миров. Фактически, не все миры расположены в одной плоскости, но чтобы окончательно не запутать игрока озеро вполне подойдет. Чтобы попасть в другой мир, нужно повернуть гигантский механизм и подвинуть мост к нужной башне с помощью специального предмета, биврёста. Всё логично: в мифологии биврёст — радужный мостик между миром людей и богов. Мне очень понравилась идея с подвижным реальным мостом и башнями в озере. Над землей находится Альвхейм, мир светлых альвов (эльфов), а еще выше в небе — Асгард, где живут боги. В Альвхейм мы попадаем по квесту, но не все миры доступны в игре: некоторые открываются с продвижением по сюжету, а вот Ванахейм закрыт лично Одином и виден только в окошке в доме Фрейи. Закрыт также и Асгард. Так что не так-то просто попасть к богам.

Под землей расположен Хельхейм, мир мертвых, и Свартальвхейм, мир темных альвов. Хельхейм интересен тем, что в нем игрок видит гигантскую птицу по другую сторону моста — это один из трех петухов Рагнарёка, что закричат в Хельхейме, Вальгалле и Йотунхейме, извещая всех о начале конца. Во второй раз по сюжету игры Кратос выбирается из мира мёртвых на большом потрепанном корабле. Я думаю, это отсылка к Нагльфару — мифическому кораблю, который с армией йотунов (великанов) выплывет из царства мертвых, чтобы тоже поучаствовать в великом сражении в конце света. В игре корабль не плывет, а фактически летит, но и Нагльфар не может плыть по воде: он настолько тяжёлый, что отправиться «в плавание» сможет только зимой перед Рагнарёком по замёрзшей воде, как на санях.

Боги

Большое количество разных богов в легендах появились не просто так. Многие явления, которые люди не могли объяснить, присваивались богам: погода, смена времен года, удачи и неудачи, цикл жизни, смерть и даже душа и психика. Боги, великаны и другие существа были понятным и близким каждому объяснением как глобальных событий с движением солнца и луны, так и бытовых в обычной жизни. Даже сам всеотец скандинавских богов, Один, рассказывал, как достойно прожить жизнь, учил мудрости и в тоже время пояснял, как правильно пить:

Пей на пиру,
но меру блюди
и дельно беседуй;
не прослывешь
меж людей неучтивым,
коль спать рано ляжешь.

Иногда песни о богах заканчиваются переодеванием в женские одежды, алкогольным угаром и убийствами на свадьбе. Почему бы и нет? Скандинавская культура про реальных людей и реальный результат их действий, именно этим она меня когда-то и зацепила.

Верховный бог Один со своими волками и воронами

В скандинавской мифологии есть два пантеона богов: асы и ваны. Ваны — древние боги плодородия, они в какой-то момент уступили место новым богам — асам. Оба пантеона тесно друг с другом связаны и воюют, но их конфликт заканчивается примирением. Глава рода асов — Один, бог войны и победы. Из ванов в игре есть Фрейя, богиня плодородия, мать земли и всего живого. В мире GOW два рода примирились, когда Один взял в жены Фрейю, но в легендах рассказывается несколько другая история.

В игре происходит смешивание двух персонажей, Фригг и Фрейи. Они похожи, но всё же разные и их происхождение тоже разнится, об этом четко сказано в легендах. Женой Одина является Фригг, она всегда была из рода асов. Фрейю асы взяли в заложники во время примирения асов и ванов. Бальдр, который в игре является сыном Фрейи, на самом деле сын Фригг. Обе дамы и в мифологии настолько близко друг к другу, что порой не понятно, точно ли они разные: имена Фригг и Фрейя очень созвучны, как и имена их мужей — Один и Од. Я думаю, что для игрового мира вполне нормально решать такие конфликты слиянием образов.

Из богов-асов в игре упоминаются многие, но подробнее всех — Один, Тор и Тюр. В сюжетных квестах также есть сыновья Тора — Магни и Моди, сын Фрейи (Фригг) Бальдр и великан Мимир. Не перепутайте Тора с Тюром: да, они оба сыновья Одина, но это разные персонажи!

Боги в новом God of War представлены агрессивными, завистливыми и враждебными. Скорее всего потому, что в предыдущих играх серии главного героя также противопоставляют богам. Именно боги когда-то сделали его жестоким животным, порождением ярости; из-за их междоусобицы и борьбы за власть погибали невинные, включая жену и дочь Кратоса. Теперь спартанец переехал на север, но идея осталось прежней: от богов хорошего ждать нельзя. Дополнительно ненависть разжигается тем, что Кратос сам сын Зевса, а Атрей унаследовал половину божественной силы отца. В попытках скрыть свое прошлое и оградить сына от «проклятья» быть богом, Кратос постоянно находится во внутреннем конфликте.

В отличие от всех остальных, Тюр почти единственный, кого по сюжету наделили позитивными характеристиками и тщательно вплели в основной сюжет. Фрейя тоже активно участвует в приключении, но с ней не так всё просто: половину игры Кратос ей не доверяет, а ближе к концу он обрушивает на себя гнев Фрейи и всего живого на земле, убивая её сына. Богиня жизни и плодородия, как и все остальные её коллеги, скатывается в мстительную предводительницу валькирий. Тюр же описывается как сопереживающий, честный и справедливый, открытый к созиданию, а не разрушению. Тюр всегда стремился прийти к согласию между богами и великанами, в то время как Один разжигал между ними войну. Ему приходилось прятать свидетельства своей связи с неугодными народами, скрываться и оставлять за собой лишь загадки с ловушками.

Тор. Johannes Gehrts, 1901

Совсем другое впечатление производят боги в мифологии, далеко не все из них имеют такой явно негативный образ. Глава пантеона, Один, действительно ассоциируется с войной и кровожадностью, но важнее всего, что он обладает великой мудростью и знанием. Он не благородный рыцарь и порой бывает коварен, но в целом, он строг и справедлив, поэтому вызывает лишь уважение, в том числе и своими поступками. Óдин пожертвовал своим глазом, чтобы испить из источника мудрости Мимира, провисел 9 дней на Иггдрасиле, мировом древе, чтобы познать тайну рун. В игре эти две жертвы обыгрываются с другой, насмешливой, стороны: Мимир обманул бога с источником, а мировое древо настолько устало от повешенного, что отдало знания, лишь бы Один отстал. Совсем не то впечатление о верховном боге складывается, правда?

Тор, сын всеотца — могучий герой и защитник человечества от чудовищ. Сыновья Тора, — Магни и Моди, — помогают воинам в бою и насылают на врага страх. Они такие же доблестные воины, как и их отец. Бальдр, который в игре искренне несчастен и обозлён на мать, — самый светлый и красивый из богов, символ весны и плодородия. Не самые приятные личности из всех лишь некоторые великаны, Локи, бог обмана, и его дети. Всё, что бы Локи ни делал, приносит вред.

Свартальвы и гномы

По легендам, свартальвы (они же дверги) — низкорослые и смуглые братья светлых эльфов (альвов), живут под землей в Свартальвхейме. Не смотря на то, что они созданы богами из могильных червей, дверги — первоклассные кузнецы. В игре образ свартальвов разделили на два: темные эльфы (собственно, свартальвы) и гномы. Я думаю, такое разделение просто привычнее современным любителям фентези. Дверги стали прототипами гномов в западноевропейских сказках, превратившись в «дворфов» и «цвергов». Во вселенной God of War тёмные эльфы воюют со светлыми в Альвхейме, пытаясь остановить поток света. В самом конце эпизода про светлых эльфов Кратос попадает в битву с королем тёмных по имени Свартальофурр. Его имя — прямая отсылка к свартальвам.

Со второй половиной свартальвов, гномами, дела обстоят не менее интересно. Братья-кузнецы Брок и Синдри, постоянные спутники главного героя в игре, являются персонажам реальных германо-скандинавских мифов — сыновьями Ивальди. Именно они, согласно сагам, создавали для богов волшебное оружие и предметы — копье Одина, молот Тора Мьёльнир, кольцо Драупнир и корабль Скидбладнир. Это не просто торговцы-NPC, относитесь с уважением к легендарным гномам! В игре Брок и Синдри выковали топор Левиафан и потеряли кое-где на карте секретное улучшение для него, из-за чего поссорились. В диалогах основных сюжетных квестов братья рассказывают, что Один приходил к каждому из них с просьбой создать статую Тора с тайником, в котором спрятан второй глаз Мимира. Оба отказались: Синдри побрезговал, а Брок отказался потому, что это не оружие. В мифах про их отца, Ивальди, почти ничего нет, он упоминается лишь мельком. В игре же его имя носят три крутых сета брони и линейка из трех квестов в Нифльхейме. По сюжету сайд-квестов, в проклятом ядовитом тумане находится мастерская Ивальди, куча сундуков и нужные материалы для крафта брони.

Гномы Брок и Синдри. Иллюстрация E. Boyd Smith

В одном из сайд-квестов нас знакомят с Андвари — гномом-кузнецом и мастером зачарований. Он задолжал Броку и пропал, игроку предстоит выяснить, что с ним случилось. Оказывается, что спасаясь от пожирателя душ, Андвари умер, но успел заключить свою душу в кольцо, и кольцо тут не просто так. В эпической поэме «Песнь о Нибелунгах», где в основном рассказывается про родственные связи и кто кому должен, повествуется, в том числе и о карлике Андвари. Он умел превращаться в рыбу и охранял золото Нибелунгов, мифических карликов. Всё было хорошо до тех пор, пока Локи не напортачил в очередной раз: чтобы исправить ситуацию, он поймал Андвари и начал вымогать у карлика золото и волшебное кольцо в придачу, а тот так разозлился, что проклял кольцо и всех, кто когда-либо будет этим кольцом владеть, пока золото Нибелунгов не вернут на место. Золото в итоге нашлось, а кольцо пропало навеки.

Если вы делали задания на освобождение драконов и помогали братьям-гномам, то наверняка побывали в Конунгсгарде. На некогда богатой земле жили люди и их королем был Мотсогнир, отец гномов. Королю начали сниться сны о смерти подданных, и он от паранойи поехал умом и начал заковывать драконов в цепи в надежде создать особую броню для защиты. К сожалению, он так и не смог найти третий ингредиент и был убит. В заброшенном замке можно найти его скелет в секретном проходе за троном. Мотсогнир упоминался в Эдде как король гномов, но больше информации о нем толком нет. Здорово, что в GOW решили пофантазировать и проработали свой вариант судьбы Мотсогнира.

Атрей и все-все-все

Хоть Кратос и является главным героем, основная линия больше связана с его сыном. Атрей сын бога и великанши Фэй (в мифах её зовут Лаувей — Laufey, от др.-сканд. lauf — «лист», «листва» и др.-сканд. ey — «остров»). По ходу сюжета мы узнаем, что парнишка не простой, а его мать уважали среди богов и великанов. Фэй предрекла путешествие Кратоса с сыном, описала каждый их шаг на стенах пещеры в Йотунхейме, финальной локации игры. Она хотела, чтобы они прошли весь путь и узнали правду о том, кем является Атрей и какова его судьба. Именно поэтому перед смертью она попросила развеять прах с самой высокой во всех мирах горы. God of War — это история Атрея, его реальной сущности и его взаимоотношений с богами и этим миром. Когда выясняется, что настоящее имя Атрея — Локи, все встает на свои места.

При первой встрече с Ёрмунгандом, змей узнает мальчишку, потому что Локи — его отец. Да, вы правильно прочли и я ничего не путаю. В мифах у Локи несколько детей: мировой змей, чудовищный волк Фенрир, восьминогий конь Слейпнир, владычица мира мёртвых Хель и еще двое — Нарфи и Вали. Как же получилось так, что Локи ещё совсем ребёнок, а его дитя Ёрмунганд уже здесь, в настоящем? Всё связано с Рагнарёком. Во время финальной битвы богов, змей сразится с Тором. Есть теория, что Тор так сильно ударит могучим молотом змею по голове, что тот улетит в прошлое. Ещё это объяснит, почему в игре змей с большой радостью съел статую Тора: Мимир пояснил это давней неприязнью змея и Тора. Достоверного подтверждения этой теории я найти пока не смогла — Тор действительно сильно ударит змея, но в битве погибнут оба, согласно мифу.

Ёрмунганд не очень любит Тора, потому что получил от него молотом по голове

Локи — плут, он активно всех подставляет, врет и обманывает, такова его изворотливая натура. Он пользуется любым удобным случаем навредить, сорвать переговоры, устроить войну или поссорить кого-нибудь. Либо просто потому, что он может, либо потому, что он только полубог и в Асгарде ему полноценного места нет как полукровке.

Когда Бальдру начинают сниться сны о смерти, а колдунья-провидица из Хельхейма предсказывает его смерть от руки брата, его родители, Один и Фригг, начинают сильно переживать. Отец печалится, а мать решает обойти весь мир и взять со всего живого и неживого клятву никогда не причинять вред сыну. Всё с ней соглашается, кроме омелы. Вероятно, Фригг не обратила внимания на маленький невзрачный росток безобидного растения и клятву с него не взяла. И тут боги решают поиграть в игру «Кинь в Бальдра любое дерьмо, потому что ему не больно и это весело». В бедного неуязвимого бога летят камни, копья и все, что попадается под руку, а он стоит и хохочет. Локи пользуется случаем, делает из омелы что-то вроде стрелы и вкладывает её в руку брата Хёда, брата Бальдра. Как и предсказывала колдунья, Бальдр умирает от руки брата. Дальше начинается целая эпопея с выкупом Бальдра из мира мёртвых и прочие интересные события.

В игровом мире Бальдр и его мать, Фрейя, очень хорошо проработаны как персонажи и основной сюжет с ними тесно связан. Они появляются в квестах с самого начала и вплоть до конца игры. В игре, правда, от светлого и прекрасного бога весны почти ничего не осталось. Бальдр несчастен, измучен и зол на мать за то, что она лишила его всех чувств заклятьем неуязвимости. Он не чувствует не только боли, но и холода, тепла и радости, поэтому не может полноценно наслаждаться своей жизнью. А какой ещё был выбор у матери, когда сыну грозит смерть? Даже когда Бальдр в ярости хочет задушить мать, Фрейя полностью ему поддается. Она сделает всё, лишь бы её сын был счастлив. Увы, Бальдр и в игре умирает, такова его судьба. Локи-Атрей снимает заклятие неуязвимости стрелой из омелы, после чего Кратос сворачивает Бальдру шею. Жуткий конец для матери, но счастливое избавление от страданий для сына. Смерть Бальдра — очень важное в скандинавской мифологии, а в сюжете God of War это то событие, с которого начинается конец света, Рагнарёк.

Рагнарёк

Все стремится к концу, в этом суть жизненного цикла: ночь сменяет день, осень приходит на смену лету, каждая жизнь рано или поздно заканчивается смертью. Идея цикличности у многих считается одной из основных, у германо-скандинавских народов в том числе. Все, что есть в легендах и песнях о богах и героях, ведет к Рагнарёку, концу света и гибели. В финальной битве погибнут все, останутся лишь единицы избранных, которые возродят жизнь на земле из пепла. Рагнарёк — одно из самых важных событий во всей мифологии, а в God of War и вовсе почти центральный сюжет.

Рагнарёк. Friedrich Wilhelm Heine, 1882

Согласно пророчеству в мифах, дети Локи примут непосредственное участие в Рагнарёке и будут сражаться против богов. Змей Ёрмунганд, волк Фенрир, владычица мира мёртвых Хель, пёс Гарм, охраняющий вход в Хельхейм — все они порождения хитреца Локи. Согласно прорицанию провидицы Вёльвы, смерть Бальдра от руки Локи станет началом. Затем последуют распри внутри семей, брат пойдет против брата, начнется вселенский хаос, да такой, что никому не ждать пощады и спасения. После этого придёт трёхсотлетняя зима Фимбулвинтер, волки в небе проглотят луну и солнце, погаснут звёзды. Три петуха прокричат о начале Рагнарёка: один в Йотунхейме, второй в Вальхалле и третий — в Хельхейме. Самым последним и финальным сигналом конца станет момент, когда Хеймдалль протрубит в рог Гьяллархорн. Армия йотунов и великанов выступит против богов, волк Фенрир освободится от своих оков и убьет Одина, Хеймдаль сразится с Локи, Тор убьет змея Ёрмунганда и погибнет сам от его яда. Погибнут все, кроме Мади, Могни, двух сыновей Одина и двух людей.

Когда по сюжету игры мы попадаем в мир эльфов, там идет война темных эльфов против светлых из-за Света Альвхейма. После победы светлых над тёмными, король последних, Свартальофурр, перед смертью предупреждает: “Мы совершили роковую ошибку”. Что это может быть за ошибка? Почему Фрейя перед входом в Альвхейм кричала, чтобы Кратос не заходил в Свет? Связана ли эта «роковая ошибка» с наступлением Рагнарёка? На Reddit есть теория, что свет подразумевался разработчиками игры, как своего рода трамплин для душ, который возвращает их в цикл жизни. Темные эльфы же пытаются перекрыть источник Света, нарушая этот цикл. Не могли ли мы, вмешавшись в процесс, ускорить наступление апокалипсиса?

Еще один знак конца света связан с Хельхеймом: души умерших перестали попадать в мир мёртвых, где им самое место. Из-за этого Хельхейм становится переполнен, и земли Мидгарда заполонили драурги и ходячие из Хеля. Атрей это заметил еще в самом начале игры и удивился, почему драурги стали появляться так близко от их дома. Кратос своими глазами увидел закрытые врата перед мостом во владения Хель и души, которые не могут попасть внутрь. Мост сторожит Хранитель, которого Кратос чуть позже убьет и вырвет его сердце, чтобы спасти сына. Убийство хранителя вполне могло повлиять на ход событий. За мостом видна гигантская птица — судя по всему, это один из петухов Рагнарёка.

Петух Хельхейма

Мы уже знаем, что Атрей — это Локи, в будущем он должен стать отцом чудовищам, которые в финальной битве сразятся с богами. Казалось бы, судьба пацана определена, но он — сын Кратоса. Нельзя недооценивать бога, который один раз уже смог отказаться от своей судьбы и изменить её. Кратос находится вне пророчеств, поэтому смог нарушить нормальный ход событий. Пацан ещё мал, а предвестье Рагнарёка уже случилось — Бальдр умирает, начинается долгая зима; процесс запущен раньше положенного времени на сто лет, если верить Мимиру. Бальдра фактически убивает Кратос, Магни и Моди тоже уже мертвы к этому моменту, хотя должны были выжить после Рагнарёка. Все йотуны в Йотунхейме тоже вымерли, хотя должны воевать на финальной битве, но здесь уже постарался Один.

Предсказания Фэй

Боги в God of War всеми силами пытаются не дать пророчеству Рагнарёка сбыться, но менять ход истории получается пока только у Кратоса, да и то не до конца. Óдин знал, что великаны пойдут против богов войной, поэтому сильно пригорал от сотрудничества Тюра с ними, всячески этому мешал, и в итоге великаны все умерли. Бальдр у порога дома Кратоса тоже появился не для того, чтобы драться. Вместе с Магни и Моди он искал мать Атрея, которая имела важное значение в судьбе мира: она тоже была великаншей, да ещё и предрекла ключевые события, да и вообще была матерью самого Локи на секундочку.

Боги все это время искали не Кратоса, они искали Фэй и Атрея, но не знали, что великанша уже превратилась в прах — игра начинается с того, что Кратос её хоронит. Он срубает последнее волшебное дерево и делает это с тяжестью на душе, потому что знает, что будет дальше. Особенные деревья были отмечены его покойной женой и защищали дом от взгляда богов. Срубив последнее, Кратос и Атрей становятся уязвимы. Но такова воля Фэй: дерево должно послужить топливом для погребального костра. Теперь, когда Кратос убил трёх богов, раскрыл неудобные секреты и срубил все охранные деревья, всевидящий Один нашел его и очень зол. Настолько зол, что в конце игры отправляет самого громовержца с молотом. А кто его не увидел, после окончания игры загляните домой поспать.

На этом наше путешествие заканчивается, но не заканчивается путешествие в мир скандинавских мифов, в игре осталось множество мелких намеков и загадок — тело великана Тамура, валькирии, Фафнир и другие. Обязательно посмотрите серию видеороликов с комментариями разработчиков, в которых очень подробно рассказывается про смысл и значение символов в начале игры, про бой с незнакомцем и болезнь Атрея. Надеюсь, что разработчики Santa Monica Studio продолжат снимать такие видео и еще больше пояснят персонажей и расскажут о работе над игрой. Пишите в комментариях то, что успели сами заметить, а я пойду следовать речам Высокого и пировать. Всем мёда в этом зале!