По крестам

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Есть большое количество символов в православии, которыми мы ежедневно пользуемся. Среди них наибольшей популярностью пользуется распятие. Крест несет определенное значение в православии. Именно он означает мученическую смерть Иисуса Христа. Если хорошо присмотреться к этому самому важному символу христианства, то можно увидеть некоторые надписи. Они привлекают наше внимание, особенно надпись НИКА на православном кресте.

Значение креста православного

Крест считают самым важным объектом религиозного почитания. Распятие на кресте было одним из наиболее частых способов казни в Древнем Риме, которую позаимствовали от карфагенян. В основном таким образом казнили разбойников, но и многие другие люди понесли такое же наказание. Распятым на кресте по приказу Понтия Пилата был и Христос, а вот апостол Петр приказал распять его вниз головой, так как говорил о том, что не достоин такой же смерти как Иисус.

До VI века изображение креста редко использовалось. Есть большое количество вариаций данного символа.

Наиболее часто в православии среди христианских символов и знаков встречается восьмиконечный крест, с нижней и верхней перекладинами. Эти перекладины также несут особое значение:

  • Верхняя (над основной горизонтальной перекладиной) означает табличку на кресте Иисуса, на которой есть надпись ИНЦИ.
  • Нижняя (косая перекладина) считается подпоркой для ног. Она несет значение двух разбойников, которые были распяты по обе стороны от Христа. Один из них перед своей смертью покаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же, перед смертью своей, нелестно отзывался о Христе и своих палачах.

Что означает НИКА на православном кресте

Присмотревшись к кресту можно увидеть несколько надписей. Они находятся как на табличках, так и рядом с крестом. Есть несколько особо значимых для христианства писаний. На верхней табличке можно увидеть сокращение «ИНЦИ». Данное слово практически не переводится на другие языки и остается без изменений. Оно означает «Иисус Назазарянин Царь Иудейский». Такую надпись сделал Понтий Пилат для того, чтобы обозначить проступок Христа, так как это делали для прочих разбойников.

Второй важной считают надпись на кресте НИКА. Это слово находится под нижней основной верхней горизонтальной перекладиной. По поводу его происхождения есть много разногласий.

В переводе данное слово имеет смысл победить или победитель. Именно оно является символом победы Христа над смертью, а также его Воскресенье. Многие считают, что появление данной надписи связано с иным не менее важным историческим событием.

Считают, что появление данного надписи на кресте возникло после победы Константина Великого над Марком Аврелием в 312 году. Согласно легенде, перед битвой он увидел на небе крест. И прочитал рядом с ним надпись «с ним побеждай!». Это прибавило ему сил. После победы он начал почитать символ креста и установил в Константинополе, который ранее именовался Византией, 3 креста с надписями:

  1. IС – на кресте триумфальных ворот,
  2. ХС – написано на римской колонне,
  3. NIKA – на мраморном столбе.

Если соединить все эти надписи воедино, то выйдет фраза – Иисус Христос побеждает. Со временем стало традицией писать эту надпись на просфорах и святом арстосе. После такой победы и пошло всеобщее почитание Креста Христова в народе.

Почему на крестах написано НИКА? Ученные считают, что таким образом показана власть Христа над смертью. Что даже после своего распятия он способен был воскреснуть и явится людям. Для того, чтобы они поверили в него и в Господа.

На кресте написано в ногах НИКА

Нижняя перекладина над которой есть эта надпись символизирует своеобразные весы Божьего суда. Если происходит покаяние, то одна чаша поднимается и таким образом человек попадает в рай. Если же продолжает жить во грехе, то чаша отпускается и тем самым ведя за собой человека в ад. Считается также, что Иисус – это Новый Адам, который искупил первородный грех человечества.

Господь всегда с Вами!

Почему Михаил Саакашвили присвоил «Крест крестоносцев» в качестве государственного флага Грузии?

Готфрид Бульонский — первый учредитель флага с изображением с пятью крестами — флаг Крестоносцев․ Фреска Giacomo Jaquerio, 1418—1430 годов.

Флаг с пятью крестами — «Крест Иерусалима»(«Иерусалимский Крест»), «Крест крестоносцев» выполнен в виде пяти золотых крестов, размещенных на серебряном фоне. Флаг, впервые в истории был учрежден в Иерусалиме графом и герцогом Нижней Лотаргинии и норманнским завоевателем Годфридом Бульонским. Он был одним из лидеров Первого крестового похода с 1096 по 1099 годы. После освобождение Святой земли и Гроба Господня от ига сарацин (мусульман), Готфрид был провозглашен первым правителем Иерусалима․ По его словам он не мог принять золотой венец там, где похоронен спаситель, то есть он не считал себя достойным. Вместо этого Годфрид принял титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня».

Крест ордена Гроба Господня

Сам крест был взят с герба Готфрида Бульонского․ Поэтому именно этот герб с пяти крестами был выбран – золотые кресты на серебряном фоне. Крест крестоносцев часто используется на покрывалах на алтаре. Большой крест представляет собой символ Христа, а вот четыре маленьких представляет символ 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий, распространяющих учение на все четыре стороны света.

Крестоносцы этот крест носили в качестве нашивок и пошла традиция наградных орденов в Европе, которые также выполняются в форме крестов, часто немного видоизмененных. Орден тамплиеров также имеет символику, где используется данное изображение. Крестоносцы же стали называться так именно по знаменитым нашивкам. Этот символ говорил о христианской вере и миссии, которую должны были выполнить эти солдаты, конечно, весьма варварским способом, т.е. огнем и мечом.

По сей день Иерусалимский крест является символом рыцарского католического ордена Святого Гроба Господня в Иерусалиме. Его штаб-квартира размещена в Ватикане. В настоящее время количество его членов насчитывает около двадцати восьми тысяч. В 2011 году руководителем Ордена назначен архиепископ Эдвин Брайен, принадлежащий к епископату Балтимора в США. В этот Орден входили в разное время такие известные личности, как Конрад Аденауэр, канцлер ФРГ; Ференц Литс, композитор; Петр Врангель, генерал, и др. Соответственно, основателем Ордена исторически считается Готфрид Бульонский.

Сегодня любой турист, кто приезжает в паломничество на Святую землю в Иерусалим, может приобрести тут т.н. кресты паломника – мини-аналоги Иерусалимского креста.

Иерусалимский крест, который используется либо золотым, либо красным.

Использовать флаг с пяти крестами в качестве государственного флага по историческому справедливости имеют права только участники Первого крестового похода (и последующих походов). Список стран (Грузии в этом списке нет) принявшие участие в Первом крестовом походе:
1 Священная Римская империя, 2 Генуя, 3 Нижняя Лотарингия, 4 Прованс, 5 Королевство Франция, 6 Блуа, 7 Булонь, 8 Фландрия, 9 Пуи-ан-Велэ, 10 Вермандуа, 11 Англия, 12 Нормандия, 13 Апулия, 14 Тарент, 15 Византийская империя, 16 Киликийская Армения.

Герб Жуана де Коимбры: сочетание эмблем Иерусалима (I), Португалии и Англии (II), Киликийской Армении (III), Кипра (IV) и герба кипрских Лузиньянов (в центре)

Иерусалимский крест также использовался в качестве герба Киликийской Армении — в период правления последнего короля Левона VI.

Португальская миниатюра XVI века, где изображена Герольдмейстер Армении (Киликийской Армении) – с пятью крестами между львами. O Livro do Armeiro Mor (Portugal — 1509)

Символ с пятью крестами также был распространен в Хаченское княжество (Армения) – союзник Киликийской Армении, в период правления Великого Князя Асана Джалала Вахтангяна (1214-1261). В центре флага — «старший» белый (серебряный) крест Св. Иоанна Крестителя и четыре «младших» креста Св. Иоанна. Традиционные армянские церковные аббревиатуры обозначают слова Иисус, Христос, Господь и Бог. Красно-оранжевый цвет Цирани (по-армянски, буквально означающий «абрикосовый») считался цветом дворянства.

Княжеский флаг — Армянского княжества Хачен (Арцахского Княжество)

Многие помнят, как в 2004 году Михаил Саакашвили официально присвоил Иерусалимский Крест и утвердил в качестве государственного флага Грузии. Абсолютно не существуют никакие свидетельства того факта, что Иерусалимский крест когда-либо изображался на грузинских флагах или гербах. Для многих это было совершено неожиданно увидеть «Крест крестоносцев» в качестве государственного флага Грузии. Грузия, в своей истории ни разу не принимала участие в крестовых походах и соответствия этому, Грузия исторический не имела никаких прав на этот флаг. Даже в эпоху Давида Строителя, в битве при Дидгори, в которой приняли участие и крестоносцы, вплоть до эпохи царицы Тамары и после неё не было такого флага или герба.

Флаг Давида СтроителяФлаг царицы Тамары

В грузинских средневековых источниках — также не подтверждаются, что когда-либо у Грузии был флаг или герб с пятью крестами. После присвоение и учреждение флага грузинская сторона упорно доказывает обратное, что флаг принадлежность исключительно грузин, и они являются первыми создателями флага с пятью крестами, что вызывает смех.

Очень часто грузины ссылаются на морской карте братьев Франциска и Доминика Пиццигани «Портулан» (XIII до XVI века) где только Тифлис изображён флагом крестоносцев и она означает католическое влияние, там, где были крестоносцы еще при битве Дидгори.․Изображение пятью крестами города Тифлиса — вовсе не означает, что у Грузии, или у города Тифлиса в средние века был такой флаг или герб, ведь грузины в своей истории такого флага или герба знать не знают, ЕГО ПРОСТО НЕ БЫЛО.

Также, утверждают, что на территории Грузии были обнаружены в Некреской церкви (не позже VI века), на фасадах церквей Св. Георгия в Бочорме каменные кресты с изображением пяти крестов (X—XI века) и Чхари (XIII—XIV века); Дманиси (XIV—XV века.) .

Значения пяти крестов — символизирует общим христианским, встречается во многих средневековых монастырях и церквях. В Армении не однократно встречается, и это не даёт основу, доказывать, что флаг крестоносцев было взято именно у армян, тем более у киликийских армян – участников крестовых походов, или у других христиан. Флаг пятью крестами был учрежден впервые в истории крестоносцами и принадлежит государству крестоносцев и любое использования флага в не государства крестоносцев считается КЛАССИЧЕСКИМ ПЛАГИАТОМ -лично от третьего президента Грузии Михаила Саакашвили.

Текст книги «Символы и знаки. Арканы Таро, коды тайных обществ и значения древних артефактов»

Кресты с перекладинами

Экклезиастические кресты с двумя перекладинами означают архиепископов и патриархов, а с тремя перекладинами – папу.

Лорранский крест

Лорранский крест, или крест Лоррана, имеет две поперечные линии. Происходит от нагрудного знака фамилии Гизов, которые правили герцогством Лорранским во Франции с начала XVI века. Жанна д’Арк, родившаяся 6 января 1412 года в Домрема, неподалеку от Лоррана, как утверждается, имела именно этот крест своей эмблемой. Эта форма креста была одобрена генералом Шарлем де Голлем в июне 1940 года как символ освобождения Франции от нацистских оккупантов, а также как символ организации «Свободная Франция».

Патриарший крест – с двумя горизонтальными перекладинами – используется архиепископами и кардиналами. Это символ православной церкви, его также называют католическим крестом кардинала и крестом с двумя перекладинами. Верхняя перекладина представляет собой titulus (титулус – доску для написания имени), введенную по распоряжению Понтия Пилата. Под названием архиепископский крест он часто встречается на гербах архиепископов. Иногда его ошибочно называют лорранским крестом, хотя на последнем верхняя и нижняя перекладины размещаются на равном удалении от концов вертикальной перекладины.

Патриарший крест

Этот крест широко распространен в Греции и иногда называется анжуйским или лотарингским.

Папский крест

Папский крест с тремя горизонтальными перекладинами известен также под названием тройной крест, используется в процессиях, в которых участвует папа. Три перекрестные линии символизируют власть и Древо Жизни.

Восьмиконечный крест – это крест русской православной церкви. Он называется также восточный крест или крест святого Лазаря. Символ православной церкви в Восточном Средиземноморье, восточной Европе и России.

Восьмиконечный крест

Русский крест (святого Лазаря)

Верхняя из трех поперечных перекладин – титулус, где писалось имя, как в патриаршем кресте, нижняя перекладина – скошенная.

Поднятые кресты

Самый известный из поднятых крестов – крест Голгофы. Это латинский крест, называемый также крестом восхождения или нисхождения. На нем изображены три ступени христианских добродетелей: Вера (самая высшая), Надежда, Милосердие. Один из наиболее лаконичных крестов алтаря.

Крест Голгофы

Два поднятых креста архангела

Крест на колонне

Изображения крестов на старых монетах (справа – поднятый крест с рукой около него)

Крест, установленный на трех ступеньках

Крест, установленный на четырех линиях, значение которых трудно объяснить (они могли символизировать четыре Евангелия)

Поднятый крест в раннехристианских изображениях (земля, на которой воздвигнут крест, представлена точкой: иногда изображают шесть точек, которые означают крупинки песка)

Пустотелые кресты

Самый простой из пустотелых – гамма-крест, или гаммадион; назван так потому, что состоит из четырех греческих букв Г (гамма). Он, как утверждается, символизирует Христа как «краеугольный камень Церкви». Часто такой крест можно увидеть на одежде священников православной церкви.

Немецкий крест построен четырьмя буквами F в такой последовательности: «Frish, Fromm, Fruhlich, Frei» (крепкий, богобоязненный, жизнерадостный и свободный).

Самый сложный из пустотелых – римский священный крест.

Гамма-крест

Римский священный

Немецкий крест крест

Изогнутый крест

Символика непонятна.

Изогнутый крест

Разветвленный крест

В христианской традиции такой крест напрямую связан с символикой Древа Жизни. Как бытовой символ считался крестом воров.

Разветвленный крест

Крест Константина (знак «Хи-ро»)

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро». Состоит из Х (греческой буквы «хи») и Р («ро») – это первые две буквы имени Христа по-гречески. Легенда гласит, что именно этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим к своему соправителю и одновременно противнику Максимилиану; вместе с крестом он увидел надпись «In hoc vinces», переводимую как «Сим победиши».

Крест Константина

Магическая печать с символом «Хи-Ро» (Агриппа, 1533 год)

Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой, при этом император услышал голос: «In hoc signo vinces» («С этим знаком победишь»). Обе легенды утверждают, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. Он сделал монограмму своей эмблемой, поместив ее на свой лабарум (имперский штандарт) вместо орла. Последовавшая победа у моста Милвиана неподалеку от Рима 27 октября 312 года сделала его единственным императором. На следующий год был издан эдикт, разрешающий исповедование христианской религии в империи; верующих больше не преследовали, и эта монограмма, которую христиане до того использовали тайно, стала первым общепринятым символом христианства, а также получила широкую известность как знак победы и спасения.

Двойной крест

Двойной крест – солярный символ Зевса как бога Небес; изображается также на стопах Будды; сопровождает халдейских богов Неба и арийских божеств.

Двойной крест

Кельтский крест

Кельтский крест – крест, на который наложен круг меньших размеров. Иногда его называют крестом Ионы или круглым крестом. Круг символизирует как Солнце, так и вечность.

Кельтский крест

Этот крест, который появился в Ирландии еще до VIII века, возможно, происходит от «Хи-Ро» (крест Константина), монограммы из написанных по-гречески первых двух букв имени Христа, что стало предпосылкой распространения креста как символа Христа. Часто этот крест украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами, такими, как грехопадение человека или жертвоприношение Исаака.

Крест-свастика

Свастика обычно рассматривается как самостоятельный древний символ космической энергии, но она, в сущности, также является разновидностью креста, «сломанные» концы которого передают вращательное движение. Христиане использовали этот символ (особенно так называемый скрытый крест) во времена преследования их за вероисповедание. Считалось также, что он состоит из четырех букв греческого алфавита Г («гамма»).

Скрытый крест

Крест-свастика

Полый крест-свастика

Крест с точкой (кругом) в центре

Такой крест символизирует космический центр: четыре точки, соответствующие сторонам света, сходятся в пятой, центральной точке, где встречаются Небо и Земля.

Крест с колесом в центре – чакра индусов, сила, величие, солярность.

Крест с розой (розенкрейцерский)

Другое название – крест розы (пятилепестковой); символизирует гармонию, сердце, центр. Крест розы – эмблема ордена розенкрейцеров.

Крест с розой (розенкрейцерский)

Согласно «Новому международному словарю христианской церкви» Дж. Стаффорда Райта, крест символизирует человеческое тело, а «роза в центре является чистым жизненным флюидом, который призван преодолеть горячую кровь человеческой расы». Чаще всего этот знак интерпретируется как божественный свет Вселенной (роза) и земной мир страданий (крест), как Дева Мария и Христос, женское начало и мужское, материальное и духовное, духовная и чувственная любовь. Есть и другая трактовка: роза, растущая на кресте Древа Жизни, символизирует возрождение и воскрешение.

Крест в круге (масонский крест)

Масонский крест – это крест, вписанный в круг, означающий святое место и космический центр. Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий дух.

Масонский крест

Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Такой крест или выполнялся в камне, или изображался на стенах римских готических храмов, символизируя их освященность.

Тевтонский крест

Крест, образованный четырьмя треугольниками, – эмблема тевтонского рыцарского ордена.

Отделенный крест в круге

Отделенный крест в круге означает подвижность Солнца, колесо фортуны. Христианская церковь построена так, что здание образует крест внутри круга церковного двора (см. также Круг).

Отделенный крест в круге

Крест в квадрате

Это китайский символ земли и стабильности.

Вавилонский крест

Использовался в шумеро-семитской традиции. Это крест с полумесяцем: полумесяц – лунная барка, женский воспринимающий элемент; крест – ось мачты и фаллический символ одновременно; вместе они олицетворяют союз мужского и женского, Неба и Земли.

Крест с рукой

Крест с рукой – древний талисман против злого глаза (см. «Поднятые кресты»).

Якорный крест

Крест-якорь – последний скрытый крест. Эта форма креста встречается в изображениях, которые рисовали ранние христиане на стенах катакомб. Иногда якорный крест изображался с дельфином или двумя рыбами, свешивающимися с поперечной перекладины.

Крест-якорь: тау-крест, скрытый под общим символом якоря

В христианском символизме якорь вообще является знаком безопасности, устойчивости и надежды. Святой Павел пишет в своем Послании к евреям про «надежду, которая для души как бы является ее якорем».

Варианты якорного креста

Якорный крест – комбинация трех символов: креста, круга и полумесяца. Это – символ рождения Христа из тела Марии, так как полумесяц – эмблема Марии.

Пацифистский крест (крест мира)

Этот символ разработал Джеральд Холтом в 1958 году для создававшегося тогда движения за ядерное разоружение.

Пацифистский крест (крест мира)

Поначалу Холтом хотел взять за основу символа более традиционное изображение, но затем решил, что традиционные кресты несут слишком много значений, в том числе и военных. Для разработки нового символа он использовал семафорную азбуку: составил крест из ее символов для «N» (nuclear, ядерное) и «D» (disarmament, разоружение) и поместил их в круг, что символизировало глобальное соглашение. Символ привлек общественное внимание после первого марша протеста от Лондона к центру по ядерным исследованиям в Беркшире 4 апреля 1958 года. Скоро этот крест стал одним из самых распространенных знаков 60-х годов ХХ века, символизируя как мир, так и анархию.

Космический крест

Космический крест состоит, как правило, из двух равных перекладин, но можно встретить и другие варианты. Вертикальная часть может быть длиннее: это значит, что мужская составляющая более развита, чем женская. Горизонтальных перекладин может быть две или три. Интересно отметить, что никогда не встречается двойная вертикальная линия, потому что только материя, женское начало, множественно; дух – мужское начало, символизируемое вертикалью, – един.

Символика креста в различных культурах и религиях13
Айванхов О. М. Наука Посвящения; Айванхов О. М. Язык геометрических фигур; Купер Дж. Энциклопедия символов и др.

Крест, представляющий собой две перекрещивающиеся линии, с доисторических времен служил религиозным, охранительным символом почти в каждой культуре мира. Символ креста разных стран и эпох схож по философскому содержанию и исполнению. Сходство знаковых систем наблюдается даже у народов, исторически разделенных пространством и временем.

Все изображения креста (ритуальные и декоративные узоры, религиозные символы и орнаменты) объединяет некая общность, так как глубинные процессы человеческой психики тесно связаны с процессами, происходящими в окружающем мире. Отсюда проистекает мистическое воздействие ритуальных орнаментов, шрифтов, знаков и символов.

Крест – это тигель алхимиков (само слово «тигель» происходит от слова «крест»). Алхимия – работа по преобразованию материи.

Мистерия распятия в алхимическом толковании

В тигель алхимик помещает сырье, которое сначала умирает и разлагается; эта операция соответствует черному цвету. Затем материя рассеивается и очищается; она соответствует белому цвету. Потом идут перегонка и слияние, и материя приобретает красный цвет. Затем идет сублимация – золотой цвет. Эти операции должны толковаться как различные этапы внутренней жизни. Совершаемая алхимиком работа с материей в тигле – это на самом деле духовная работа, которую человек должен осуществить в тигле своего тела. «Воскресшая» материя выходит из горнила превращенной в золото: воскресший человек сходит с креста. Иисус говорил: «Если не умрете, не будете жить».

Кроме того, в алхимии крест – природный порядок четырех элементов (воздуха, земли, огня и воды).

В платонизме крест – символ творца, который «расколол целый мир надвое и положил две части одну поперек другой».

У гностиков крест символизирует равновесие совершенств.

В Египте крест (анкх) символизировал жизнь, союз, бессмертие, здоровье. Его держит богиня правды Маат (см. раздел «Мифологические символы древних культур»).

Анкх и другие египетские иероглифы таблички, расположенной перед сфинксом, охраняют так называемую Булавку Клеопатры (Набережная Темзы, Лондон)

Но анкх является чем-то несравненно бoльшим, чем простой символ жизни, поскольку он связан с трансформацией обычных жизненных процессов.

Этот крест символизирует также объединение женского и мужского божеств, Озириса и Изиды, а следовательно, союз небесного и земного. В иероглифическом письме этот знак ставили со значением «жизнь», и он являлся частью слов «благосостояние» и «счастье». Как символ жизни он присутствует на множестве изображений древних египтян.

Анкх – ключ к воротам смерти

Анкх используется женщинами в качестве защитного амулета, предназначенного для ношения на шее, поскольку считается, будто он помогает от бесплодия. Египтяне изображали анкх на амулетах, чтобы продлить жизнь на земле; с этим амулетом хоронили усопших – для жизни в другом мире.

Гор (с солярным диском) и Озирис (с анкхом). Древнеегипетская настенная живопись

Вера в силу анкха зиждилась на представлении о том, что именно так выглядит ключ, которым можно открыть врата смерти. Символ этого «ключа» ставили на стенах каналов в надежде, что он убережет от наводнений и колебаний уровня воды.

Но прежде всего анкх – один из наиболее древних магических символов, применявшихся в ходе египетских магических ритуалов инициации. Хорошим примером подобного символа может служить изображение, взятое из египетской мифологии. Это изображение является частью более широкой композиции, в которой воспроизводится, как боги и демоны встречают душу только что умершего Хунефера в стране, открывающейся человеку после смерти, согласно описанию, содержащемуся в египетской «Книге Мертвых».

В давнем прошлом в храмах практиковались такие разновидности магии, которые обеспечивали определенным людям возможность развить сверхординарные способности, позволяющие им видеть высшие сферы бытия. В соответствии с подобными магическими верованиями, обычные люди обречены видеть этот мир «смутно, во тьме», то есть они в состоянии видеть лишь внешнюю оболочку, шелуху вещей. Те же, кто прошел обряд инициации в храмах, способны освободиться от этой гипнотической власти и прозревать в мир высший. И сам анкх символизирует это высшее видение, поскольку образ Тау описывает рождение ординарного человека как вертикальную проекцию духа из материнской утробы, но инициированный, являясь такой же проекцией духа из утробы материнской, никогда не сможет забыть широкие просторы мира спиритуального (выраженного кругом), откуда он на самом деле и произошел. Следовательно, анкх – это магический символ мудрости, обретенной в результате инициации, чем объясняется тот факт, что его находят на многих изображениях божеств и священнослужителей времен египетских фараонов, которые крепко держат его в своих руках.

Согласно дошедшим до нас сведениям, людей, выбранных для инициации, посвящения в тайное знание храмов, привязывали к Т-образному кресту и над ними производили определенные ритуалы, призванные обеспечить развитие в них того внутреннего видения, которое является прелюдией к инициации.

В шумеро-семитской традиции вавилонский крест с неполной Луной символизирует связь с лунными божествами, а также четыре фазы Луны (в Вавилоне) и богов четырех основных элементов мироздания (в Сирии).

Ассирийский крест – это четыре направления, в которых светит солнце; крест-солнце носила только аристократия.

У греков крест изображался на брови Артемиды Эфесской.

У римлян крест олицетворяет кару за злодеяния.

В Финикии крест означал жизнь и здоровье.

В Халдее крестом изображались шесть дней творения и шесть фаз времени и срока жизни мира.

В еврейской Каббале шестилучевой крест означает шесть дней творения, шесть фаз времени и продолжительности мира.

Наибольшее распространение крест получил в христианстве. В первую очередь, это символ Христа, его распятия и его славы и, таким образом, христианской веры. Именно в таком качестве крест стал не только неотъемлемой частью христианской обрядности, но также главным символом в искусстве и многих других областях, включая флаги и геральдику, где зафиксировано более 400 форм креста.

В римской, персидской, иудейской традициях распятие на кресте было жестоким и унизительным способом наказания для таких слоев населения, как рабы, пираты, бунтовщики, преступники и прочие «неграждане». Таким образом, во времена Христа это вряд ли выглядело как символ, способный привлечь новых верующих. Преследования властей, возможно, стали причиной появления у ранних христиан различных вариантов «креста-распятия», а то и просто фигур, лишь внешне напоминающих крест (якорь, посох, свастика, трезубец), в качестве тайных изображений креста. Даже после крещения римского императора Константина крест оставался второстепенным символом по сравнению с христограммой. После того как христианство достаточно распространилось, он начал доминировать, при этом вобрав в свой символизм и дохристианские значения и тем самым сделав более глубокой новую традицию: крест как символ искупления через самопожертвование Христа.

Схематическое изображение бесстрастного Христа на кресте, присущее раннему христианскому искусству, постепенно уступало место полному чувств образу агонизирующего Сына Божия. Обычный крест стал утешительным символом человеческого страдания.

Идея искупления, символ которой – крест, глубоко этична в своем воплощении, поскольку крест есть прощение и истина, добродетель и мир, обнимающие друг друга.

В христианстве крест – это страдание, вера, искупление, принятие смерти или мучения и пожертвования. Крест Y-образной формы изображает руки Христа, распростертые на кресте, и «поднятие рук» (Псалмы, 141:2).

Крест святого Андрея изображает мученичество, страдание и унижение.

Сцена распятия над андреевским крестом, символизирующая мученичество и страдания (Рейнланд, VII век н. э.)

В средневековом символизме крест Христа, по преданию, был сделан из дерева, взятого от Древа Познания, которое, являясь причиной грехопадения, стало, тем самым, орудием спасения. «Две руки» креста олицетворяют, кроме того, милость и суд.

Ритуал обращения на четыре стороны света перед началом молитвы утвердился в христианской религии в виде крестного знамения. Когда молящийся, прикасаясь правой рукой по очереди ко лбу, к солнечному сплетению, к правому и левому плечу, произносит: «Во имя Отца и сына и Святого Духа, аминь», он вступает в контакт с четырьмя сторонами света, над которыми должен работать своей мыслью, своей любовью. Совершая крестное знамение, человек указывает на будущее, развивая духовное начало в тайнике души. Через святое, через незамутненный дух человеческая духовность связывается с Божественной энергией.

Иоанн Златоуст писал, что как светильник содержит свет на своей вершине, так и крест на своей вершине имеет сияющее солнце правды, то есть Христа. Об этом напоминают фигуры крестов в скульптуре и живописи, от которых растекаются золотые лучи света.

В христианском искусстве часто изображали Солнце и Луну по обеим сторонам креста, чтобы отобразить двойственность натуры Христа, представленной вертикальной (небесной) и горизонтальной (земной) осями креста.

Зацветающий крест (cross botone), по предположению, означал набухание прутика Аарона и восстание Христа к деятельной жизни.

Древнеегипетский анкх, символ бессмертия, был принят христианской коптской церковью в качестве своей эмблемы.

У манихеев крест света символизирует страдания Христа, свет, который пронизывает всю природу.

У скандинавов и тевтонов тау-крест – это молот Тора, олицетворяющий гром, молнию, бурю, дождь, плодородие, а также силу богов бури. В Скандинавии рунические кресты обозначали границы владений или могилы вождей.

У кельтов крест – фаллический символ, жизнь, плодородие.

Распятие Иисуса Христа (витраж окна кафедрального собора в Бурже, ок. 1230 года)

В исламе крест символизирует совершенное объединение всех состояний бытия как в «ширину», так и «по напряженности»; горизонтальную и вертикальную экспансию, высшую идентификацию.

У индусов вертикаль креста – это раджас, расширение существования, саттвы (высшие небесные состояния); горизонталь – это тамас (нижние, более земные состояния). Крест ассоциируют со священным Гангом и с пересеченными огненными палицами бога огня Агни.

В индуизме и буддизме крест – образ единства низшей и высшей сферы бытия: вертикальная перекладина означает вознесение к небу, а горизонтальная – земную жизнь.

В буддизме крест внутри круга означает колесо закона и колесо сансары (колесо жизни); крест с выходящими за пределы круга концами – божественная энергия.

Даосский крест – Древо Жизни, регенерация, скрытая мудрость, божественная сила и правление, жизнь предстоящая.

В Китае крест считают лестницей на небо, крестом также обозначается цифра 10 (символ всеобщности) в китайском иероглифическом письме.

В Африке знак креста может символизировать покровительство, защиту, космическое единство, судьбу и, вписанный в круг, верховную власть. У африканцев (бушменов и готтентотов) крест символизирует божество, защиту в деторождении.

Широко распространенное почитание креста народами, которые до последнего времени ничего не знали о христианстве, озадачивало первых миссионеров, особенно в Северной и Центральной Америке.

Крест может означать ветры, несущие дожди (например, в доколумбовой Америке, где крест часто использовался как символ плодородия, жизни и природных стихий).

В Мексике крест был атрибутом богов ветра и дождя – Кецалькоатля и Тлалока. Довольно часто встречаются ацтекские изображения жертвенного распятия людей.

У майя тау-крест – Древо Жизни и Пропитания.

У американских индейцев крест – форма человека, дождь, звезды, огонь от дров, девственность, четыре стороны света и четыре ветра. Центром креста являются земля и человек, движимый противоборствующими силами богов и ветров.

У маори крест – богиня Луны, общее благо.

Крест — украденный символ, Продолжение — как из креста сделали символ смерти

О могильных крестах

Раскопки Лужецкого монастыря в 1999—2000 годах засвидетельствовали интересные факты. Выяснилось, что во второй половине XVII века в Лужецком монастыре происходило бурное строительство. При этом в фундаменты возводимых в XVII веке построек замуровывались старые надгробные плиты с русских кладбищ. Надгробий, пущенных на строительный камень, оказалось настолько много, что возникает впечатление, что окрестные кладбища были в некий момент практически полностью очищены от надгробных плит. При этом, спрятанные сегодня от глаз, в фундаментах, эти старые надгробия, как правило, совсем не похожи на те, которые выдают сегодня за якобы «старинный русский образец».

Почти все старинные надгробия, раскопанные в Лужецком монастыре, покрыты такой же резьбой, что и надгробные плиты Старо-Симонова монастыря: на них изображено нечто совсем непохожее на крест, который мы привыкли видеть на современных надгробиях. Судите сами. Единственно, что есть общего между древнеславянской религиозной символикой и современной Православной — наличие изображения Солнца в центре.

После снятия верхнего слоя земли, у северной стены главного монастырского Собора Рождества Богородицы открылся фундамент небольшой церкви, построенной в XVII веке.

Внутри этого фундамента уже в наше время сооружён крест, символ современной православной церкви. Как видите, ни такого креста, ни вообще креста на древних русских надгробиях не было, хотя христианство на Руси в то время уже было!

В фундаменте этой разрушенной церкви оказались положены надгробные плиты со старых русских кладбищ, датированные XVI — начала XVII веков. Были там обнаружены и более «свежие» надгробные плиты. Одна датирована 7159 годом, — в пересчёте на современное летосчисление — это 1651 год. Вторая датирована 7177-м годом, это 1669 год по новому летоисчислению. Следовательно, фундамент этой церкви был сложен после 1669 года, поскольку плита 1669 года уже оказалась замурованной в нём.

Вот эти надгробные плиты, которые во времена правления династии Романовых, были повсеместно демонтированы и использованы в качестве строительного материала.

Получается, что никаких крестов до середины XVII века на могилах русских людей не было, притом что крещение Руси, как утверждается, состоялось в 988 году. Почему в истории Христа во второй половине XVII века появился крест?

Ответ первый:

Его даёт нам Энциклопедия: в 1650-х — 1660-х годах состоялась «Церковная реформа патриарха Никона». Предпринятые тогда патриархом Никоном богослужебно-канонические меры, направленные на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой традицией, вызвали раскол Русской церкви и повлекли возникновение многочисленных старообрядческих течений.

Как раз именно в этих годах на всех русских кладбищах были снесены все надгробные плиты со старой христианской символикой (бескрестовой).

Ответ второй — славяне были солнцепоклонниками довольно длительное время и после крещения в некоторых, особенно северных областях.

Имеет место такое свидетельство:

«Нет никакого сомнения в том, что славяне были солнцепоклонниками, на это указывает и арабский путешественник X в. аль-Масуди. Он пишет, что у славян был даже храм с раскрывающейся крышей и пристройками, из которых наблюдали восход. Мёртвых хоронили, повернув их головы на восток или ориентировав их глаза или лицо в этом направлении. И спать рекомендовалось, повернув голову на восток. Приветствия и молитвы поднимающемуся или заходящему солнцу известны в Южной Польше, Белоруссии и на Украине. Поклонение солнцу как божеству вошло и в христианский культ. Известен обычай, распространенный среди лужицких славян в Восточной Германии, входя в церковь, повернуться и приветствовать восходящее солнце».

Итак, почему на Руси во второй половине XVII века появился крест в качестве религиозного символа Православия?

Причём в одном случае на кресте изображается «распятое Солнце», в другом случае — распятый Христос-Спаситель.
Источник

Ответ на этот вопрос особо искать не надо: крест — это древнейший солярный символ, символ солнца. В сознании миллионов древних людей, населявших когда-то землю, это был символ жизни, благополучия, радости. Но в дальнейшем этот древнейший символ солнца стал нести на себе печаль, знак скорби и смерти. Символ жизни стал широко употребляться в качестве символа смерти. Таковым крест стал после того, как на символ солнца церковь наложила фигурку убитого (распятого) человека, после чего стала тиражировать этот символ распятия в миллионах экземплярах.

Немецкие нацисты, как известно, подобным образом «убили» другой древнерусский символ — свастика или коловрат (знак вращения солнца). В годы второй мировой войны под знаком этого древнерусского символа нацисты погубили около 50,0 млн. человек. И теперь у подавляющего большинства людей, живущих на планете, никаких позитивных эмоций и мыслей этот символ, конечно же, не вызывает.

Крест — символ смерти

Источник

Ещё одна функция креста, исходящая из его символического значения — значения смерти, прочно укрепилась в народном быту. Это водружение креста на человеческие могилы. Как видно, эта функция прямо истекает из значения креста, который в данных обстоятельствах символизирует — здесь смерть, здесь лежит мёртвый человек.

Теперь рассмотрим, как в свете этого значения креста, выглядят многие ритуалы и способы применения креста как символа смерти.

Кроме кладбищ, кресты в наше время устанавливаются на христианских храмах и церквях. Характерным свойством многих христианских храмов, как вы, наверное, знаете, является присутствие в них человеческих останков — мощей. В этом смысле чисто символически христианский храм представляет из себя как бы могилу, место погребения, что уже достаточно для помещения над ним креста — символа смерти. Но в храме находятся и живые люди. Что же они там делают? Они готовятся к смерти. Они пытаются искупить грехи, чтобы после смерти получить некоторые выгоды. Даже если они не владеют техникой умерщвления плоти, они придают особое значение моменту смерти, так как он является для них особым моментом — началом существования после смерти. В некотором смысле можно сказать, что они уже наполовину мертвы, а храм, увенчанный крестом, является для них своего рода выросшей из земли общей могилой — переходным мостиком с этого света на тот.

Задумайтесь теперь, что происходит, когда человек «осеняет себя крестным знамением», или хуже того, надевает этот символ мучительной смерти на себя. Этим человек показывает другим людям, что он как бы мёртв или стремится умереть, так как земная жизнь для него явление, в общем-то, незначительное в сравнении с предстоящей после смерти вечностью, «смертельной вечности».

Задумайтесь над тем, что происходит, когда священник крестит вашего ребёнка, налагая на него символ смерти.

Таким образом, можно достоверно заключить, что сооружения и люди, несущие на себе символ креста, с помощью этого символа показывают, что они не принадлежат уже миру живых, а принадлежат миру мёртвых.

Графические типы крестов

Символ Значение
Анкх — Древнеегипетский крест. Символ жизни
Кельтский
крест — Равнолучевой крест с кругом. Является характерным символом
кельтского христианства, хотя имеет более древние языческие корни.
Греческий
крест — Греческим крестом называют крест, у которого линии имеют равную
длину, перпендикулярны друг другу и пересекаются в середине.
Латинский
крест — Латинским крестом (лат. Crux immissa, Crux capitata) называют
такой крест, у которого поперечная линия делится вертикальной пополам,
причём поперечная линия находится выше середины вертикальной линии.
Обычно он ассоциируется с распятием Иисуса Христа, то есть, тем самым, с
христианством в целом.
До Иисуса таким символом обозначался, кроме всего прочего, посох
Аполлона — бога солнца, сына Зевса; такой символ нередко чеканили на
древнегреческих монетах.
С четвёртого века нашей эры латинский крест стал тем, с чем он
ассоциируется сейчас — символом христианства. Сегодня он также
ассоциируется со смертью, виной (нести крест), кроме того — с
воскрешением, возрождением, спасением и вечной жизнью (после смерти). В
генеалогии латинским крестом обозначают кончину и дату смерти. В России
среди православных латинский крест зачастую считался несовершенным и
презрительно назывался «крыж» (от польск.krzyz — крест, и ассоциировано с
крыжить — обрезать, обрубать).
Крест
Апостола Петра / Перевёрнутый крест — Крестом Апостола Петра называют
перевёрнутый латинский крест. Апостол Пётр принял мученическую кончину в
67 годучерез распятие вниз головой. Это событие художественно описано
Генриком Сенкевичем в книге «Камо грядеши». Данный символ изображён на
троне Папы Римского, полагаемого переемником апостола. Но в то же самое
время, перевёрнутый крест ассоциируется с антихристианством и
сатанизмом.
Крест евангелистов — Символическое обозначение четырёх евангелистов: Матфея,Марка, Луки и Иоанна.
Архангельский
крест — Архангельским крестом (крестом Голгофы, лат. Golgata cross)
обозначали особый крест, который символизировал архангелов — высших
существ, покровителей верующих людей в христианстве.
Литовский крест — Двойной шестиконечный крест с равновеликими перекладинами.
Лотарингский
крест — Лотарингский крест (фр. Croix de Lorraine) — крест с двумя
поперечинами. Иногда называется патриаршим крестом или архиепископальным
крестом. Означает чин кардинала или архиепископа в католической церкви.
Этот крест является также крестом Элладской православной церкви.
Папский
Крест — Разновидность латинского креста, но с тремя поперечинами.
Иногда такой крест называется западным тройным крестом.
Православный христианский крест
Православный христианский крест, который чаще всего используется Русской
и Сербской православными церквями; содержит, кроме большой
горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на
кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или
INRI на латыни). NИКА — Победитель. Нижняя косая перекладина — подпорка
для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное», взвешивающее
грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую
сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую
сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую
сторону, своим хулением Христа ещё более усугубил свою посмертную участь
и попал в ад. Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя
Иисуса Христа.
Также
на некоторых христианских крестах изображается внизу череп или череп с
костями символизирует падшего Адама (включая его потомков).
У молокан нижняя косая перекладина наклонена наоборот, в правую сторону.
Византийский крест
Армянский
крест — Армянский крест — крест с неравной длиной и декоративными
элементами на лучах. Сходные по форме кресты (с трилистно-квадратными
завершениями и пр.) использовались с начала XVIII века в гербе
армяно-католического сообществ амхитаристов, имеющего обители в Венеции и
Вене.
Андреевский
крест — Крест, на котором распяли апостола Андрея Первозванного, по
преданию был Х-образным. Используется на флаге Российского
военно-морского флота и Шотландии.
Тамплиерский
крест — Тамплиерский крест — знак духовно-рыцарского ордена тамплиеров,
основанного в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во
главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Один из первых
по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с
госпитальерами.
Новгородский
крест — Похожий на тамплиерский крест, включающий в центре увеличенный
круг или ромбовидную фигуру. Подобная форма крестов является
распространённой в землях древнего Новгорода. В других землях и среди
иных традиций данная форма креста используется редко.
Мальтийский
крест — Мальтийский крест (лат. Cross of Maltese) — знак
могущественного рыцарского ордена госпитальеров-иоаннитов, основанного в
XII веке в Палестине. Иногда называется крестом Святого Иоанна
Иерусалимского или Георгиевским крестом. Символом рыцарей Мальтийского
ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого
обозначали восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире.
Укороченный
лапчатый крест — Прямой равноконечный крест, вариант так называемого
креста лат. Cross pattee. У этого креста, лучи сужаются к центру, но не
имеют, в отличие от Мальтийского креста, вырезов на концах.
Используется, в частности, в изображении Ордена Святого Георгия, Креста
Виктории.
Болнисский
крест — Тип крестов, наиболее широко известный и используемых в Грузии с
V века. Используется повсеместно наравне с крестом Святой Нино.
Тевтонский
крест — Крест Тевтонского ордена — знак духовно-рыцарского Тевтонского
ордена, основанного в конце XII века. Столетиями позднее, на основе
креста Тевтонского ордена, были созданы различные варианты широко
известного военного ордена Железный крест. Также Железный крест и поныне
изображается на военной технике, в качестве опознавательного знака,
флагах и вымпелах ВС Германии.
Шварцкрест (черный крест) — Опознавательный знак Вооружённых сил Германии.
Балканский
реже Balkenkreuz, тж. балочный крест — Второе название обусловлено
использованием как опознавательного знака военной техники Германии с
1935 по 1945 гг.
Свастика
— Крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными по часовой
стрелке, либо против часовой стрелки. Древний и широко распространенный
символ в культуре разных народов — свастика присутствовала на оружии,
предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась
при оформлении храмов и домов. Свастика как символ имеет много значений,
у большинства народов они были положительны до того, как она была
скомпрометирована нацистами и отменена от использования. У древних
народов свастика была символом движения жизни, Солнца, света,
благополучия.
Направленная по часовой стрелке свастика — древний индийский символ, использующийся в индуизме, буддизме и джайнизме.
Руки
Бога — Солярный Крест Славян, Rece Boga. Название и вид креста отсылает
к культу Атон Ра, введёному Эхнатоном, в котором солнце изображалась с
лучами-руками, идущими к каждому на земле.
Иерусалимский крест — Нанесён на флаг Грузии
Крест ордена Христа — Символ духовно-рыцарского ордена Христа.
Красный
крест — Символ организации Красный Крест и службы Скорой медицинской
помощи. Зелёный крест является символом аптек. Синий — ветеринарной
службы.
Треф
— Символ масти трефы (другое название «крести») в карточной колоде.
Названа по кресту, изображаемому в виде трилистника. Слово заимствовано
из французского, где trefle — клевер, в свою очередь от латинского
trifolium — сложение tri «три» и folium «лист».
Крест
святой Нины — Христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных
лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как
направить её в Грузию.
Тау-крест
или Антониевский крест — T-образный крест. Крест Антония — крест
Т-образной формы в честь основателя христианского монашества Антония.
Согласно некоторым источникам, он жил 105 лет и 40 последних провел на
горе Колзим неподалеку от Красного моря. Крест святого Антония также
известен как лат. crux commissa, египетский или тау-крест. Франциск
Ассизский сделал этот крест своей эмблемой в начале XIII века.
Баскский
крест — Четыре лепестка, загнутые в форме, напоминающей свастику. В
Стране басков распространены два варианта креста, с направлением
вращения по часовой и против часовой стрелки.
Кантабрийский крест — Представляет собой раздвоенный андреевский крест с навершиями на концах перекладин.
studfiles.net

Послесловие

Источник

Церковные идеологи и даже составители этимологических словарей утверждают, что слово «крестьянин» произошло от слова «христианин», а слово «крест» — от имени собственного — Христос (нем. Christ, Krist). Как видим, и здесь речь идёт о «заимствовании», на этот раз — из германского языка. Сталкиваясь с подобными интерпретациями, невольно задаешься вопросом: до какой же степени неграмотности надо дойти, чтобы утверждать подобные вещи?!

Всем нам хорошо знакомо слово «кремень» в значении твердого камня-минерала для высекания огня, использующегося в современных зажигалках. В старину, до появления серных спичек, огонь высекали огнивом из кремня с использованием трута.

Вторым названием огнива было «кресало» или «кресево». Под словом «кресать» подразумевалось высекать искры из кремня. Любопытно, что от этого же корня образовалось слово «кресить» в значении воскрешать или оживлять (высекать искру жизни):

«Игорева храброго полку не кресити (т.е. не воскресить)» («Слово о полку Игореве»).

Отсюда же пословицы: «Упрямого креси, а он в могилу лезет», «Не бывать ему на кресу (т.е. не ожить)» и т.д. Отсюда же «кресенье» — старинное название седьмого дня недели (ныне — воскресенье) и «кресень»(кресник) — древнее обозначение июня месяца.

Все приведённые выше слова происходят от древнерусского «крес» — огонь. Действительно, получаемый путём высекания искусственный жертвенный огонь-крес в глазах наших далёких предков как бы воскресал заново, оживал, возрождался, поэтому к нему относились с таким почтением. Нетрудно догадаться, что древнерусские слова «крес» (огонь) и «крест» (приспособление, с помощью которого он добывался) состоят в самом близком этимологическом родстве и по своей архаичности намного превосходят любые христианские толкования.

Обильно украшая крестами одежду, русские вышивальщицы вовсе не помышляли о прославлении символа христианской веры и уж тем более — орудия казни Иисуса: в их представлении он оставался древним знаком огня и Солнца. Так же несостоятельно утверждение церковников и этимологов-атеистов о происхождении слова «крестьянин» от слова «христианин»: и в этом случае мы имеем дело с элементарной подтасовкой понятий.

Против данной версии прежде всего говорит то, что «крестьянами» на Руси во все времена называли исключительно землепашцев и никогда — представителей знати, хотя и те, и другие придерживались одной христианской веры.

В этимологическом, лексическом и смысловом родстве слов «кресс», «крест» и «крестьянин» не приходится сомневаться. Подобно «огнищанину» (земледельцу), «крестьянин» был тесно связан с огнём-«кресом» и, естественно, с орудием его добывания — крестом. Не исключено, что связано это было с использовавшейся тогда огневой (подсечной) системой земледелия, при которой крестьянам приходилось выжигать и выкорчевывать лесные участки под пашню. Срубленный и спалённый таким образом лес назывался «огнище», отсюда — «огнищанин», т.е. землепашец.

В.И. Даль в своём словаре совершенно справедливо отождествляет слова «крестьяне» и «огнищане», поскольку смысловое значение их абсолютно одинаково и восходит к одному и тому же слову — «огонь-крес».

Признав официально крест как символ своего вероучения, христианская церковь превратила его в символ страдания и покорности. Ссылаясь на евангельские сказания о том, как Христос во искупление грехов человеческих безропотно нёс на себе позорный крест на гору Голгофу, а затем был распят на нём, духовенство внушает верующим, что все их страдания на земле являются, по сути дела, крестом Христовым, который возлагается на плечи каждого христианина. И люди, которые верят этому учению, должны терпеливо нести на себе этот крест во имя спасения на «том свете». Нетрудно видеть, что эти утверждения церковников имеют определённую цель — заставить людей уверовать в необходимость рабской покорности «судьбе», которую для них готовят другие, ослабить волю народа, заставить их смириться со своим положением, отвлечь от борьбы за переустройство общества, за своё счастье на земле, за созидание на земле Царства Божиего, благовествование о котором и является основой учения Иисуса, которое было подменено чем-то иным, ставшим основной исторически сложившегося христианства.

Ведь Церковь учит так:

«1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже с Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскуо Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

12. и жизни будущаго века. Аминь».

По своему существу Никейский символ веры — пересказ биографических повествований Нового Завета своими словами в меру совестливости и понимания, т.е. он — предание старцев, из которого исключены все слова самого Христа, рассыпанные авторами канонических Евангелий по своим текстам. Вследствие этого Никейский символ веры должно было начинать словами: «Верую в предания старцев — отцов церкви, — которые учат, что я…» (стих 9 в нём об этом же) и далее по тексту Символа вhры.

Устранение из Символа веры речей самого Христа не может не иметь религиозных и внутриобщественных последствий для обществ, чья духовная и вся прочая культура выросла из Никейской догматики. Символ веры, хотя и существует вместе с каноном Новозаветных писаний, не отрицающим прямо Благовестие Христово, в одной и той же церкви, тем не менее он не столь безобиден, как может многим показаться. Иисус же своих современников по плоти учил совсем другому, что в молчании церкви столетиями подменяют отсебятиной:

«С сего времени Царствие Божие благовествуется и всякий усилием входит в него (Лука, 16:16).

Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его, и это всё (по контексту благоденствие земное для всех людей) приложится вам (Матфей, 6:33).

Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное (Матфей, 5:20).

Господь Бог наш есть Господь единый (Марк, 12:29).

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Матфей, 22:37, 38).

Не всякий говорящий Мне «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Матфей, 7:21).

Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; ибо всякий просящий получает, ищущий находит, и стучащему отворят (…) Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лука, 11:9, 10, 13).

Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… (Иоанн, 16:13)

Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: подымись и ввергнись в море, и не усомниться в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам (Марк, 11:23, 24).

Молитесь же так: Наши дни: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки!» (Матфей, 6:9 13).

Не придёт Царствие Божие приметным образом (…) ибо вот Царствие Божие внутри вас есть (Лука, 17:20, 21)».

Это — два взаимно исключающих вероучения. И Церковь, как это ни печально, далека от того, чему учил Христос и мировоззренчески, и символически.

Материалы:

Что символизирует крест?

Крест:правда и вымысел

Православие и крест

Тайная история креста. Инна Смирнова

Крест: святыня или заблуждение?

Язычество славян