Плащаница, что это?

Туринская плащаница

Туринская плащаница представляет собой льняной плат бледно-желтого цвета длиной 4,36 м и шириной 1,1 м. Полотно соткано зигзагом 3 на 1 (одна поперечная нить переплетает три нити то сверху, то снизу). Такой способ применяли в первые века в Передней Азии.

Доктор Макс Фрай в 1973 году снял с помощью микропылесоса, снабженного клейкой лентой, с поверхности плащаницы двенадцать выборок пыльцы. На основе сделанных проб он смог определить пятьдесят восемь видов растений. Большинство из них произрастает на Ближнем Востоке, причем тринадцать солелюбивые и пустынные растения, произрастающие только в Южной Палестине и в бассейне Мертвого моря. Пыльца их могла попасть на ткань только тогда, когда ткань находилась в этих регионах.

На плащанице два отпечатка человеческого тела в полный рост: со стороны лица и со стороны спины. Плат покрывал голову, тело и ступни, поскольку отпечатки на ткани расположены головой к голове. Согласно медико-анатомическим исследованиям, на ткани изображен мужчина ростом около 180 см в возрасте от тридцати до сорока пяти лет.

Исследования плащаницы начались после того, как адвокат Секондо Пиа в 1898 году с разрешения итальянского короля Умберто I сделал несколько ее фотографий. Оказалось, что изображение тела на плащанице представляет собой негатив. Когда Пиа посмотрел на негатив, то был изумлен четкостью и яркостью изображения. Это было настоящее открытие. Позже он писал, что во время обработки полученных негативов в темноте он внезапно увидел, как на пластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа. Он всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие: на Туринской плащанице запечатлено негативное изображение, и позитивное изображение Иисуса Христа можно получить, сделав негатив с Туринской плащаницы.

Открытие, сделанное С. Пиа, полностью опровергает версию скептиков, что плащаница — средневековая подделка. Возникают сразу два вопроса, на которые атеисты ответить бессильны. Само понятие о негативе появилось лишь после изобретения фотографии. Как в Средние века художник мог создать на ткани негативное изображение? С какой целью?

Дальнейшие исследования, которые продолжаются уже более ста лет, полностью подтвердили, что святыня является подлинной.

Изображение тела на плащанице с точки зрения анатомии безупречно. К этому пришли еще в 1902 году французский биолог Поль Виньон и профессор Ив Делаж. Средневековая анатомия не имела серьезных достижений, поскольку запрещено было делать вскрытия. Научная анатомия берет начало с Андреаса Везалия (1514-1564). Никакой имитатор не мог это сделать.

Исследования показали, что в плащаницу был завернут человек, распятый по древнеримскому обычаю. Пробиты ступни; руки пробиты не в ладони, а в запястье. Ни один художник в Средние века не решился бы отступить от иконописной традиции. Невероятно, чтобы он знал, что ладони не выдержат тяжести тела. Только в первой половине XX века это признал хирург Пьер Барбе путем опытов (подвешивал тяжести в ампутированной руке).

В 1930 году Пьер Барбе сделал важное открытие. Он искал объяснение того, почему у Распятого на плащанице отпечатались только четыре пальца на каждой руке. Нет большого пальца. Когда он вбил гвоздь в запястье ампутированной руки, то большой палец согнулся и ушел под ладонь. Причина — разрыв запястного сухожилия. И вновь вопрос к упорствующим скептикам: неужели предполагаемый фальсификатор мог в Средние века знать то, что открыл ученый анатом в XX веке?

И еще об одном открытии, которое было сделано благодаря плащанице. Страдающего Спасителя обычно изображают в терновом венце в форме обруча. На плащанице отчетливо видны многочисленные следы крови на голове, истекавшей из проколотых шипами сосудов. Таких ран тринадцать на лбу и двадцать на темени. Следовательно, терновый венец имел форму круглой шапки. Именно такой форма и могла быть, так как воины, глумясь над Страдальцем, надели на Него, как на Царя Иудейского, багряницу и царский венец. На Востоке цари носили венец в форме митры. Бесчеловечная жестокость проявилась и в том, что воины били Его по голове тростью (Мк 15, 19). От ударов тростью по терновному венцу острые шипы впивались в голову, причиняя мучительную боль.

На плащанице много пятен крови (реальные следы, а не изображение). Исследования, проведенные в 1981 году учеными Б. П. Боллоне, М. Йорио и А. Л. Массаро, убедительно показали, что кровь эта человеческая. Она принадлежит к IV группе (АВ).

Анализ отпечатков тела (сзади и спереди) показывает, что на теле много следов от ударов. «Безвинный Страдалец испещрен многочисленными повреждениями, сделанными кнутами. В центре удара рана темнее, здесь травмы глубже и крови больше, по краям пятна светлее. Там долго текла сукровица, потому что раны раздражались одеждой и медленно сохли. В страшных разрывах вся спина, поясница и ниже. Тело отмечено многочисленными следами жестокого бичевания — девяносто восемь ударов плетью! Избивали с большой силой от плеч до ног за исключением зоны сердца, потому что удары в этой области могут быть смертельными.

Плащаница однозначно показывает, что Распятый был погребен по древнееврейскому обычаю. На плащанице в области глаз имеются отпечатки монет. У евреев в древности был обычай класть на глаза монеты, чтобы веки непроизвольно не открывались. Поскольку Иудея входила в состав Римской империи, то в обращении были римские денежные единицы. Исследователи смогли идентифицировать монету. На глаза Спасителя были положены небольшие медные монеты «лепта Пилата». На плащанице отчетливо видны буквы UCAI, которые являются окончанием первого и началом второго слова в надписи: «TIBERIOU CAICAROC» (Тиберий император).

В 1988 году были проведены радиоуглеродные исследования в лабораториях Оксфордского университета, университета в штате Аризона и Института технологии в Цюрихе. Углеродный анализ заключается в измерении количества углерода 14 (С-14) в исследуемом образце. С-14 является радиоактивным изотопом, который со временем распадается. Чем образец древнее, тем в меньшей степени С-14 радиоактивен. В ходе исследований 1988 года были получены датировки: Аризона 1304 год ± 31; Оксфорд 1200 год ± 30; Цюрих 1274 год ± 24. Эти результаты сразу же вызвали вопросы: 1) Почему полученные даты противоречат данным, которые прямо или косвенно доказывают ее древнее происхождение? 2) Являются ли эти расчеты корректными, если исследователи не учитывали загрязнения плащаницы более молодым углеродом? Радиоуглеродный метод позволяет определить возраст предмета только тогда, когда соотношение изотопов в образце не нарушено за время его существования: образец не был загрязнен углеродосодержащими материалами более позднего происхождения. Этого нельзя сказать о плащанице. В 1508 году она была вынесена для поклонения. Чтобы доказать, что она не создана художником, ее долго кипятили в масле, мыли и терли, но не смогли снять и уничтожить отпечатков. Плащаница неоднократно попадала в огонь (пожары 1201, 1349, 1532, 1934 годов). Во время пожара 1532 года в храме города Шамбери некоторые места ее обуглились. Серебряный ковчег частично расплавился. На плащанице остались следы капель серебра. После пожара плащаницу чистили. В то время в качестве растворителей использовалось горячее растительное масло. Поскольку в 1988 году при исследовании плащаницы это учтено не было, то результаты его являются научно некорректными, а датировка не может быть признана правильной.

В 2011 году завершилось пятилетнее исследование плащаницы учеными Итальянского национального агентства по новым технологиям, энергии и устойчивому экономическому развитию во главе с Паоло ди Лаццаро. Ученые решительно опровергли утверждение, что Туринская плащаница является средневековой подделкой: «Двойное изображение, фронтальное и заднее, человека, подвергавшегося истязаниям и распятию, которое просматривается на льняной ткани Туринской плащаницы, обладает многочисленными необычными характеристиками, химическими и физическими, которые в настоящее время невозможно воспроизвести в лабораторных условиях». Отсутствие технических возможностей повторить изображение на ткани не позволяет создать достоверную гипотезу о механизме формирования отпечатка. Исследователи установили важный факт: под каплями крови нет изображения. Это означает только то, что кровь появилась раньше, чем рисунок. На ткани отсутствуют следы разложения тела. Тело Распятого было завернуто в плащаницу примерно два дня. Это полностью согласуется с евангельским повествованием: после крестной смерти истерзанное бичами тело Спасителя было завернуто в погребальную пелену.

Самым важным фактом является то, что плащаница свидетельствует не только о распятии Спасителя, но и о Его воскресении. Это великое чудо ставит предел возможностям науки. Проникнуть в тайну она не может, но может косвенно подтвердить Евангелие. Результаты исследований ученых ENEA: «Общая мощность ультрафиолетовой радиации, необходимой для мгновенного окрашивания поверхности льняной простыни, соответствующей телу человека среднего роста, равна тридцати четырем миллиардам ватт, а такую мощность не способен произвести ни один из существующих ныне источников ультрафиолетового излучения».

Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян 2, 24).

В 1997 году точная копия Туринской плащаницы была передана в Московский Сретенский монастырь. В том же году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил ее как Нерукотворный Образ Спасителя.

Послесловие

Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим 10, 17), — пишет апостол Павел. Вера в Бога, стремление к Нему является чувством врожденным. Но вера невозможна без знания. Вера не что иное, как точное знание о Боге и духовном мире. Почему вера от слышания? Люди во времена апостолов слушали слово Божие, которое те проповедовали, узнавали от них, как от очевидцев, от учеников Спасителя, о Боге и Его учении. Апостолы эти знания получили от Самого Иисуса Христа. После времен апостольских знания о Боге, о вере люди стали получать, читая Священное Писание и творения святых отцов. Также научение в вере шло изустно, от духовно опытных людей — священников, богословов.

Вера приобретается и укрепляется знаниями. Луи Пастер говорил: «Недостаток знания отдаляет от Бога, но настоящая наука приводит к Нему». Маловерие, сомнения в вере происходят от недостатка личного духовного опыта и от малых знаний. Ведь за двухтысячелетнюю историю христианства святые отцы накопили огромный опыт духовного познания, помогающий разрешить даже самые сложные богословские вопросы. Нужно почаще обращаться к этому наследию.

Большинство наших соотечественников, к величайшему сожалению, было оторвано от духовной жизни и учения Церкви. Ведь Россия свыше семидесяти лет находилась в атеистическом плену, горькие плоды этого безбожного периода мы пожинаем до сих пор. Но идти к Богу не поздно ни в каком возрасте. Господь открывается и взрослому человеку, который пришел в храм на склоне лет и делает первые шаги на пути духовной жизни, и ребенку. Изучая православную веру, читая Священное Писание, другие духовные книги, человек постоянно открывает для себя что-то новое, неизведанное. Это относится ко всем без исключения людям, ибо Православие — огромный, богатый, невероятно прекрасный мир. Важно, чтобы, изучая этот мир, приобретая знания, мы не просто копили их, а постоянно использовали в своей духовной жизни: тогда они послужат главной цели — соединению с Богом и спасению души.

Туринская Плащаница Иисуса Христа является тканью, в которую уважаемый в совете Иосиф завернул снятое с креста Тело Спасителя. (Матв. 27:37)

В каждом из четырех Евангелий говорится о снятии Христа Иосифом и погребении Его, завернутым в полотно после натирания Тела маслами.

Что такое Туринская Плащаница

Эта реликвия хранится в городе Турине, Италия в храме Святого Иоанна Крестителя более четырех веков. Долгое время о Плащанице Христа не было ничего слышно. Обнаруженное через несколько веков Полотно, на котором видны отпечатки человеческого Тела, до сих пор волнуют умы ученых.

О других православных чудесах:

  • Ланчанское чудо в православии
  • Барнаульское чудо Клавдии Устюжаниной
  • Зоино стояние — история православного чуда

Ни католическая, ни православная церковь не имели доказательства того, что это та самая ткань, в которую был завернут Сын Божий. По этой причине 110 лет назад были организованы скрупулезные исследования, начиная от ткани и заканчивая следами крови.

Погребение Иисуса Христа

Древнее полотно, хранящееся в Турине, имеет размер один на четыре метра. На нем, как в негативе пленки видны две Фигуры, в которых легко узнаваем Образ человека, сверху и снизу.Оба образа симметричны, и при складывании четко повторяют размеры друг друга.

На одной стороне виден отпечаток Человека, у которого руки сложены одна на другой, четко просматриваются пальцы, а ноги ровно вытянуты. При внимательном рассмотрении становятся различимыми части Святого Лика:

  • лицо;
  • губы;
  • борода;
  • волосы.

Вторая половина льняной ткани светло-коричневого цвета хранит отпечаток задней части Тела.

История появления Туринской плащаницы

Предания гласят, что первым хранителем Плащаницы стал апостол Петр, который завещал передавать ее среди учеников Христа. Тайна сокрытия святыни объясняется жестким отношением властей к христианам и всем атрибутам, хранящим воспоминания о земном пребывании Сына Божьего на земле.

Римляне с особой жестокостью карали всех, кто являлся хранителем предметов христианства, особенно рукописей первых учеников Христа. Император Константин провозгласил христианство свободной религией.

О первых учениках Христа:

  • Житие апостола Иоанна Богослова
  • Икона святых апостолов Петра и Павла
  • Молитва святому апостолу и евангелисту Матфею

Из упоминаний епископа Сарагосского известно, что Святая Пульхерия, сестра императора, в 436 году хранила Плащаницу Спасителя в базилике Пресвятой Богоматери.

В описаниях паломничества епископа Галльского в 640 году упоминается о хранении Святого полотна в Иерусалиме, далее идут упоминания о нахождении Похоронных Полотен в Константинополе.

В 1221 году Плащаница, выносимая для всеобщего обозрения по пятницам, исчезла из монастыря Пресвятой Марии во время нашествия крестоносцев.

1353 год потряс христианский мир сообщением о том, что найдена Плащаница Христа. Французский дворянин Жеффруа де Шарни выставил полотно, в котором якобы был погребен Спаситель, в своих владениях в Ливре. Через сто лет, в 1452 году христианская святыня перевозится в Шамбери, в королевские владения Людовика I Савойского. Пожар, который случился во дворце в 1532 году, нанес повреждения ткани, но Лик Спасителя не пострадал.

Чтобы испытать подлинность святыни, ее варили, стирали, но изображение не исчезало.

В Турин Святое Полотно попало в 1578 году. Его из Шамбери вынесли навстречу миланскому архиепископу Карлу Борромео, который совершал паломничество к Плащанице.

Туринская плащаница

Причисленный к лику Святых Карл благословил пребывание Святыни в Турине, где она хранится и поныне под строжайшей защитой в недоступном для людских глаз месте. Накануне празднования столетия исследований подлинности Плащаницы в Туринском соборе случился пожар, который дотла спалил помещение.

Хранящаяся под пуленепробиваемым стеклом святыня была спасена в последнюю минуту пожарным, которому Бог дал сверхъестественную силу разбить стеклянный колпак.

Удивительное открытие сделал благочестивый Секундо Пиа, фотограф, которому первому было разрешено сфотографировать Святой отпечаток в 1898 году. Секундо Пиа утверждает, что при проявлении пленки на ней оказался не негатив, а сам снимок. Целую ночь верный христианин проверял свое открытие, пребывая в необыкновенном волнении.

Случайно ли Иисус с новой силой явил Себя людям именно в конце XIX столетия, когда активизировалась противохристианская пропаганда, появились лжеучения о несуществующем Христе? Всевышний Творец еще раз явил Свое чудо — Туринскую Плащаницу для укрепления веры христиан.

Для справки! В XXI веке христианская Святыня редко выставляется для обозрения, чаще это происходит при помощи компьютерных технологий, с помощью которых выставляется виртуальная картина Святого Образа.

Олимпиада 2006 года была удостоена обозрения виртуальной Туринской Плащаницы. Христианская святыня находится во властности католиков, но это не уменьшает ее ценности для православных христиан.

«Читаем» Плащаницу

Уровень науки до 1898 года времени не позволял с достоверной точностью доказать подлинность выставленной в Турине Плащаницы.

Ныне над проверкой выставленного в Турине полотна работают ученые разных профилей:

  • физики;
  • биохимики;
  • криминалисты;
  • историки;
  • медэксперты и другие специалисты.

Итоги работы впечатляют:

  1. После проведения спектроскопии было установлено, что видимый образ не является рукотворным рисунком, что полностью исключает участие человека в его создании.

    Реконструкция лица Иисуса Христа с Туринской плащаницы

  2. Поврежденные места ткани образовались в результате воздействия огня, т.е. пожаров, который трижды пытались уничтожить святыню.
  3. Физики и биохимики подтвердили, что пятнистые образования на ткани — капли крови, которая глубоко проникла в волокна льна.
  4. В 1973 года путем тщательных поисков между переплетениями ткани было обнаружено несколько видов пыльцы растений, которые растут в местах предполагаемого нахождения Плащаницы Христа.
  5. Исследование переплетений и волокон ткани, на которой виднеется Светлый Образ, показало, что это полотно «дамаск», производимое в I веке нашей эры. Дорогостоящую ткань купить его мог только богатый человек, каким и был Иосиф.
  6. Результаты опытов 1978 года доказали, что кровь появилась на полотне раньше образа. Ученые даже определили группу крови — IV (AB).
  7. Анатомический обзор изображенной на полотне Жертвы установил, что на ткани изображен Мужчина лет 30 — 40, Его рост около 180 см. Приблизительные показатели объясняются тем, что Спаситель был положен головой на большой камень, а ноги Его в момент погребения были полусогнуты.
  8. Короткая борода, разделена на две части и косичка в длинных волосах указывают на принадлежность изображенной Фигуры к евреям или арабам.
  9. Анализ крови и отпечатков показал, что Тело было покрыто льняным Полотном не более трех суток.
  10. Библия говорит об истязаниях и страданиях Иисуса, но не раскрывает, насколько жестокими были издевательства римлян. «Читая» отпечаток Святого тела на Полотне, ученые установили, что Спасителя бичевали два человека, в руках которых были плети различных видов. В то время бичи делались из кожи, на концах их закрепляли металлические шарики или крючья. Весь арсенал для пыток был применен в истязании Христа. Тело Сына Божьего буквально исполосовано ранами от ударов, следы которых явно видны на снимках. Каждая плеть оставляла кровавый след длиной 3 — 4 сантиметра. Страшно представить, как лилась Святая Кровь вдоль всего пути следования на Голгофу.
  11. Терновый венок, наложенный на голову Иисуса, был не только символом позора, но и пыток. Проведенные исследования показали, что длинные, острые шипы пробили не только кожу, но и поранили головные сосуды, отчего ручейки Святой крови стекали на бороду и волосы, впоследствии оставив отпечатки на льняной ткани.

    Христос в терновом венце

  12. Кровавые пятна на коленях образовались при падении Иисуса под тяжестью креста, который оставил свой след и на левой лопатке.
  13. Туринская Плащаница не дает возможность увидеть отпечаток правой руки, она прикрыта левой, на которой четко виден след гвоздя. Острое железо пробило руки Спасителя в запястьях, в месте, где сходятся две кости. Римские каратели продумали все до мелочей. Прибитые таким образом люди могли удерживаться на распятии долгое время, пребывая в ужасных мучениях.
  14. Видны раны от распятия на обеих ногах от, которые прижаты одна к другой.
  15. В области ребра пятно менее яркое, но более расплывчатое, это след от сукровицы, которая вытекала из пробитого копьем Тела Христа после Его смерти.

Важно! Во время проведения научных опытов многие атеисты, среди них был и профессор Барбье, приняли Христа Своим Спасителем, удостоверившись в достоверности Образа на льняном Полотне.

Французский ученый был поражен открытием, что Иисус не раскрывал Полотно и не выходил из него, как не открывал вход в гробницу, Он Воскрес!

Древние и современные свидетельства показывают подлинность Туринской Плащаницы, истинность Воскрешения Господа нашего.

Милостивый Творец через Святой Лик Своего Сына дарует миру еще одно свидетельство. Если Воскресение Иисуса Христа многими верующими принимается по вере, то хранящиеся в Турине Похоронные Полотна являются вескими доказательствами реальности событий Святой Пасхи.

Туринскую Плащаницу называют Пятым Евангелием, открывающим неверующим людям истинность подвига Христа — Сына Божьего, который доказали изотопические и медицинские исследования, признавшие факт Воскресения Иисуса Христа.

Туринская плащаница — история, легенды, исследования

Что такое Плащаница?

Если зайти в любой православных храм с двух часов дня Великой пятницы до полуночи Пасхи, то обязательно можно увидеть стоящий посреди церкви стол, на котором лежит больших размеров, расшитое золотыми нитками, украшенное бисером и ценными камнями полотнище дорогой ткани. Приглядевшись, можно увидеть изображенного на нем человека, полуобнаженного, как бы лежащего в гробе. Это – плащаница, а человек этот – не кто иной, как Иисус Христос.

Традиция выносить на середину храма «гроб Господень» – относительно недавняя. Примерно в XIV веке на утрени Великой субботы (то есть во второй половине дня пятницы) во время выноса Евангелия использовали небольшой платок с изображением умершего Спасителя. Этим платком покрывали книгу во время шествия, как бы наглядно показывая, что Господь уже лежит в гробе телом, а душою сходит в ад. Примерно в XVI веке платок превратилось в большое полотнище, известное нам сейчас как Плащаница.

Сначала Плащаница лежала на престоле в алтаре всю Светлую седмицу, чуть позже ее стали оставлять вплоть до Вознесения. Это была уже не просто материя с изображенным на ней Христом, а целый шедевр ткацкого искусства, украшенный по строгим правилам. Традиция выносить «гроб Господень» для поклонения верующих окончательно утвердилась не ранее XVII века, а современный порядок приобрела уже веку к XIX.

В наши дни изображение умершего Спасителя выносится в конце вечерни Великой пятницы, которая служится в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте. Под пение “Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи («Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе»)” священнослужители поднимают Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, и переносят на заранее приготовленный стол — «гробницу», и все присутствующие в храме поклоняются почившему Господу. Вечером, на службе утрени Великой субботы (вечером в пятницу) перед Плащаницей совершается чин «оплакивания Христа». В конце этого удивительного обряда совершается крестный ход вокруг храма, с пением погребальной молитвы «Святый Боже…». Впереди шествия священники несут Плащаницу. Этим верующие как бы провожают Спасителя и хоронят Его. До пасхальной заутрени (полночь на воскресенье) изображение покоящегося Христа пребывает в храме, потом его заносят в алтарь и кладут на престол. Здесь оно покоится до праздника отдания Пасхи (канун Вознесения).

Фото Светланы Бурдиной

Иконография Плащаницы очень проста. По сути, это живописная копия Туринской плащаницы – пелены, в которую было завернуто тело Спасителя и на которой чудесным образом осталось изображение Господа.

На храмовых плащаницах Спаситель изображен лежащим в гробе, нагим, в набедренной повязке. Иногда его окружают фигуры ангелов, Богородицы, апостолов, но сейчас такие композиции встречаются редко. По краю Плащаницы идет вышитый золотыми нитками текст стихиры: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи». По углам полотнища (иногда на отдельно пристегиваемых ромбовидных скрижалях) изображаются четыре евангелиста.

АЛЕКСЕЙ I КОМНИН

Византийский император в 1081-1118 гг., сын Иоанна Комнина и Анны Далассины, племянник императора Исаака I Комнина, основатель династии Комнинов.

Зарекомендовав себя как талантливый военачальник, Алексей Комнин исправно служил Михаилу VII Дуке, а в момент его свержения одним из последних принял сторону победителя Никифора III Вотаниата. При новом василевсе Комнин вошел в круг приближенных Вотаниата и занял высокий пост доместика схол Запада, но дезорганизация власти и бесконечное придворное интриганство приобрели такой масштаб, что даже вполне лояльный Никифору III Алексей I замыслил мятеж. 15 февраля 1081 г. Алексей Комнин вместе со старшим братом Исааком тайно покинул Константинополь и направился во фракийскую крепость Цурул – базу фемных отрядов Балкан, – где объявил себя императором. Кроме армейских частей, Комнин опирался на собственный спаянный клан, во главе которого находилась мать Алексея Анна Далассина. Будучи счастливее, хитрее и проворнее других претендентов на трон (в том числе и своего брата Исаака), Алексей после недолгой схватки 1-4 апреля 1081 г. низложил Никифора Вотаниата и овладел престолом. Установив твердый режим, Алексей I не только основал династию, но и в течение сравнительно короткого времени одолел внешнюю угрозу, обуздал внутреннюю анархию, консолидировал правящую верхушку, возродил обороноспособность, социальные связи и хозяйство, казалось, погибшей империи.

Почти сразу по воцарении Комнин постарался обеспечить перемирие в Азии: василевс лично встретился с румским султаном Сулейманом I на р. Дракон у Еленополя (Херсек). По договору с сельджуками, подписанному в апреле – мае или 17 июня 1081 г., Никомедия (Измит) и восточное побережье Мраморного моря вплоть до р. Дракон возвращались Византии, но Никея (Изник) оставалась столицей султаната.

Передышка в Анатолии позволила обратиться к Западным Балканам, ставших объектом притязаний южно-итальянских норманнов и их вождя Роберта Гвискара. Для борьбы с норманнами, осадившими Диррахий (Дуррес), Алексей I привлек Венецию. Стремившаяся увеличить влияние на Адриатическом море, она сохраняла не только формальную политическую связь с Византией: еще в 1075 г. дож Доменико Сельво женился на сестре Михаила VII Дуки Феодоре. Благодаря альянсу с Константинополем в мае 1082 г. Венеция удостоилась чрезвычайных купеческих привилегий на территории империи, что заложило фундамент экономического процветания республики св. Марка на несколько столетий. Балканская авантюра Роберта Гвискара напрямую задевала Венецию, и ее флот под руководством Доменико Сельво прибыл к Диррахию. В конце июля или начале августа 1081 г. венецианцы одержали морскую победу над норманнами и деблокировали город. В середине августа 1081 г. на выручку Диррахию из Константинополя отправилась ромейская армия под командованием царя Алексея, но 18 октября 1081 г. она была разгромлена Гвискаром под Диррахием; гарнизон крепости, хотя и продержавшись зиму, капитулировал 21 февраля 1082 г. Норманны, однако, не продвинулись вглубь полуострова: Роберт Гвискар отвлекся на события в Италии, где норманны участвовали в войне между папой Григорием VII и германским императором Генрихом IV на стороне понтифика. Гвискар оставил на Балканах сына Боэмунда, который ок. 1082 г. проиграл ромеям сражение при Лариссе в Фессалии. Вернувшись на Балканы лишь осенью 1084 г., уже после освобождения венецианско-византийскими войсками Диррахия, Гвискар вскоре скончался (лето 1085 г.), и Константинополь выбил норманнов с Балкан.

С начала 1080-х гг. ключевой проблемой в Азии являлась нейтрализация эмира Чака Бея (Чахи), выходца из одного из огузских племен. Плененный ромеями, он нанялся на службу к Никифору III, а вслед за переворотом 1081 г. был отстранен от двора, но утвердился как независимый правитель в Смирне (Измире) и прилегающих землях на побережье и островах Эгейского моря. Построив флот, Чака Бей воевал с Византией на протяжении более 10 лет и даже провозгласил себя императором. Подчинив Лесбос (1089 г.) и Хиос (1090 г.), Чаха в 1090 г. в районе о. Хиос рассеял ромейскую эскадру Никиты Кастамонита. В 1091 г. Чака Бей покорил острова Самос и Родос, но потерпел поражение в Мраморном море от Константина Далассина. Последняя неудача не ослабила Чаху: он продолжил тревожить византийцев и вступил в переговоры с печенегами о совместном походе на Константинополь.

В 1086 г., а затем весной 1087 г. на Балканы из Северного Причерноморья пришли печенеги, с которыми объединились еретики-богомилы, жившие в районе Филиппополя (Пловдив). Осенью 1088 г. Алексей I атаковал печенегов, но не смог взять захваченный ими Доростол (Силистрию) на Дунае, а при отступлении попал в окружение и был вынужден подписать перемирие с уплатой выкупа. В 1088-90 гг. печенеги расселились на Нижнедунайской равнине, а в 1090 г. их орда вторглась во Фракию. В начале 1091 г. кочевники, приблизившись к Константинополю, пошли на контакт с Чака Беем по вопросу о координации действий. Всерьез опасаясь удара по столице с двух сторон, Комнин решил разбить соперников поодиночке и вышел навстречу печенегам. Царь принял шефство над армией и блокировался с другими кочевниками – половецкими ханами Тугорканом и Боняком. Битва 29 апреля 1091 г. у крепости Хирины на правом берегу р. Марицы (Эврос) у ее впадения в Эгейское море увенчалась полным разгромом печенегов, что стало первым крупным военным успехом Алексея I. Эта победа упрочила позиции ромеев на Балканском полуострове, который целиком они не контролировали уже два десятилетия (еще ок. 1072 г. один из печенежских вождей Татуш учредил фактически самостоятельное княжество в Нижнем Подунавье).

К началу 1090-х гг. у Чахи возникла идея антивизантийского «тройственного союза»: эмир Смирны призывал в коалицию не только печенегов, но и с 1088 г. побуждал половцев к захвату Херсона (в Крыму). Потенциальное комбинированное нападение печенежско-половецкой конницы с запада и сельджукского флота с Босфора было бы для Константинополя смертельным. Между тем румский султан Килич Арслан I (сын Сулеймана I) женился на дочери Чака Бея, что могло привести к синхронной вылазке на ромеев их породнившихся восточных соседей. В 1095 г. опираясь на помощь зятя, Чаха начал новое наступление: он взял Адрамитий (Эдремет) на побережье Эгейского моря и Авидос на берегу пролива Дарданеллы, который Килич Арслан, правда, рассматривал в качестве сферы своих интересов. Здесь фортуна отвернулась от Чака Бея: искусным дипломатическим маневром Комнин убедил Килич Арслана I в наличии коварных планов Чахи, якобы намеревавшегося идти не на Константинополь, а на Никею. Прислушавшись к мнению императора, Килич Арслан отравил тестя, что избавило Византию от коварного противника.

Не меньше, чем внешние враги, Алексею I угрожали распри различных придворных клик: царь столкнулся с весьма мощной оппозицией, в любой момент готовой оспорить его (пожалуй, неубедительные) права на престол. В первой половине 1090-х гг. удалось раскрыть ряд заговоров, в которые оказались вовлечены как высшее офицерство, так и родственники василевса. Одну из интриг сплел его племянник, стратиг Диррахия Иоанн Комнин, сын севастократора Исаака, в другой были замешаны Никифор Диоген, сын Романа IV Диогена, и Михаил Таронит, зять Алексея I, муж его старшей сестры Марии. Наибольшую опасность за все правление Комнина представляла попытка переворота, намеченного Никифором Диогеном. Порфирородный Никифор до начала 1090-х гг. занимал должность дуки Крита и пользовался популярностью в солдатской среде. Поощряемый группой из военной и гражданской аристократии, Никифор Диоген задумал свергнуть Алексея I, но в июне 1094 г. был разоблачен и с сообщниками ослеплен. Легкость в нейтрализации заговорщиков никого не вводила в заблуждение: Комнины не до конца укрепились, а претензии Никифора на трон были не лишены оснований. Тем не менее, несмотря на внутренние противоречия, положение комниновской семьи в целом оставалось прочным, в чем принципиальную роль сыграла мать василевса Анна Далассина, в 1080-90-х гг. имевшая громадный политический вес. По восшествии на престол Алексей I присвоил матери титул деспины, которым обычно награждались императорские жены: будучи монахиней, Анна не могла получить более почетный титул августы, а во время частых отлучек Алексея и его братьев, Анна Далассина исполняла обязанности регента.

К середине 1090-х гг. ситуация в Византии и вокруг нее стабилизировалась, но тюркская экспансия в Малой Азии не давала империи наладить эффективную оборону, что заставляло Алексея I искать партнеров вдали от ромейских рубежей. Еще 1088 г. в Константинополь прибыли 500 рыцарей из Фландрии, которым позднее довелось драться в составе императорской армии в битве при Марице в 1091 г. В марте 1095 г. Комнин через своих послов попросил папу Урбана II на синоде в Пьяченце о содействии Византии против турок-сельджуков. Понтифик согласился удовлетворить обращение василевса, что придало решающий импульс крестоносному движению: новый синод, собравшийся в Клермоне, завершился 26 ноября 1095 г. призывом Урбана II об организации похода на Иерусалим. Константинополь, правда, ожидал не объявления Священной войны, а вербовку вспомогательных войск – профессиональных солдат, подобных фландрским рыцарям. Иными словами, помощь была нужна, но не в таких размерах и не в таком виде, как это воображали на Западе: изначальная цель вооруженной поддержки Византии – цитадели христианства на Востоке – все больше вытеснялась идеей освобождения Гроба Господня. Между тем крестоносцы, достигшие Константинополя летом и зимой 1096/97 г., не уклонились от сотрудничества с императорским правительством: они отбили для ромеев Никею – столицу сельджукского Румского султаната (19 июня 1097 г.), – а также Сарды, Смирну и Эфес. Способствуя до определенного момента предприятию крестоносцев, Алексей I рассчитывал на создание дружественных христианских лимитрофов вдоль восточной границы под сюзеренитетом Византии и добивался вассальной присяги от лидеров похода.

В начале 1100-х гг. старый недоброжелатель ромеев Боэмунд Тарентский возобновил поединок с Византией, в который он ввязался четверть века назад с отцом Робертом Гвискаром. 9 октября 1107 г. Боэмунд отплыл из Бриндизи в Авлону (Валону, ныне Влера) и вскоре обложил Диррахий. Алексей Комнин не был застигнут врасплох, и вместе венецианским флотом запер осаждавших с суши и моря. В конечном итоге истощенные норманны капитулировали: в сентябре 1108 г. Боэмунд явился в византийский лагерь в Деволе в Западной Македонии и, как князь Антиохийский, принес вассальную присягу Алексею I и его сыну и преемнику Иоанну II. В ответ василевс пожаловал Боэмунду титулы севаста и дуки Антиохии и сверх того права на принадлежавший мусульманам Алеппо (Халеб).

До последних лет жизни Алексей I не выпускал из рук государственного управления и командования армией: пренебрегая обострением подагры, василевс летом – осенью 1116 г. предводительствовал над войсками во Фригии и отразил очередную атаку сельджукского султана Малик-шаха II. В результате в 1117 г. в Акроине (Афьон-Карахисар) между ромеями и турками был заключен мирный договор, по которому сельджуки уступили Византии часть северного и южного побережья Малой Азии и все западное взморье от Пафлагонии до Памфилии.

Алексей Комнин умер в столице летом 1118 г.

С 1078 г. Алексей I был женат на Ирине Дукене (1066-1123/33 гг.), внучатой племяннице императора Константина Х, от которой имел пять дочерей и двоих сыновей.

Исторические источники:

Анна Комнина. Алексиада / Вступ. статья, перев., комм. Я.Н. Любарского. СПб., 1996;

Исторические записки Никифора Вриенния (976-1087) / Отв. ред. А.А. Калинин. М., 1997;

Икона — Плащаница Христа

Икона — Плащаница Христа

На сей иконе изображен лик Господа нашего Иисуса Христа с Туринской Плащаницы.

ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА

Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, – Плащаница Спасителя, кусок длинной узкой ткани, которым было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.

Вот как повествует об этом Евангелие от Марка: Иосиф Аримафейский, один из тайных учеников Христа, купив плащаницу и сняв тело Господа со креста, обвил плащаницею и положил во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень ко двери гроба.

На третий день, уже после Воскресения, ученики Спасителя, войдя во гроб, которым служила небольшая пещера, увидели одни пелены лежащие. Эти пелены и есть Плащаница. Плащаница стала святыней для учеников Христа. Затем долгое время Плащаница хранилась в Константинополе, а после крестовых походов была вывезена в Западную Европу и вот уже шесть веков находится в итальянском городе Турин, по которому и получила свое название «Туринская».

На Плащанице таинственным, непостижимым образом запечатлен Иисус Христос, снятый после распятия с креста. Удивительный лик, исполненный мира и неземного величия, хотя и со следами тяжелейших страданий. На высоком лбу заметны струйки крови, на руках и на ногах следы ран от гвоздей, кровоподтеки от ударов бичей покрывают все тело.

Само изображение нечеткое, как бы размытое. Секрет этого был раскрыт неожиданно в 1889 году. Тогда Плащаницу впервые сфотографировали. И каково же было удивление фотографа, когда на стеклянном негативе проявилось четкое, совершенно поразительное изображение Христа. С этого дня начинается особый, научный этап исследований Плащаницы. Ученые со всего мира принимали участие в этих исследованиях, которые приносили им не только профессиональное удовлетворение: Плащаница поистине стала для тысяч современных ученых «пятым евангелием», приводящим сомневающихся к твердой и глубокой вере. Она являет собой как бы послание к нам, запечатанный свиток, который мы только начинаем приоткрывать.

В Евангелии упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит», сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели специальные металлические окончания, – как было принято в римской армии. Ударов было не менее сорока, и они приходились по всей спине, груди и по ногам. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу.

Плащаница свидетельствует не только о распятии Иисуса Христа, но и о Его воскресении. В запечатанной пещере с Ним была лишь Плащаница, и поэтому то, как произошло воскресение Господа, «видела» она одна.

На Плащанице ученые не обнаружили красящих веществ. Отсюда был сделан вывод, что изображение на ткани подобно изображению на фотонегативе и что оно могло появиться при воздействии очень сильного потока света, когда обычная ткань сама становится как бы негативом. Но никто, даже в условиях современных лабораторий, не смог воспроизвести ничего подобного изображению на Плащанице. Некоторые ученые утверждают, что для получения такого изображения необходим больший поток света внутри Плащаницы, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом ткань должна быть сохранена. Такой свет мог воссиять в момент воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных Светлому Христову Воскресению, поется: «светоносное воскресение», «узрим в свете неприступном Христа блистающегося».

Ученые обнаружили и другие поразительные факты: на ткани сохранилась пыльца растений, произрастающих только в Палестине; сама ткань изготовлена давно утраченным способом, применявшимся в начале нашего тысячелетия на Ближнем Востоке; все раны на теле полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа и не могли быть ни у какого другого человека (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Это лишь немногое из того, что узнали ученые и весь христианский мир о Плащанице. Возникла целая наука – синдология, от греческого «синдон» — плащаница.

Впрочем, у ученых осталось множество еще неразрешенных проблем, и важнейшая из них — научная датировка Плащаницы.

Плащаница за свою историю побывала в нескольких пожарах, оставивших на ней свои следы. В последний раз она была в огне в 1997 году. Тогда из закрытого пуленепробиваемого саркофага ее чудом удалось извлечь одному итальянскому пожарному, ставшему после спасения Плащаницы национальным героем.
Освящение копии Плащаницы Святейшим Патриархом в Сретенском монастыре

В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы (всего таких копий в мире пять) известный американский ученый Джон Джексон передал в Московский центр по изучению Плащаницы, в котором трудятся православные физики, математики, биохимики, искусствоведы и ученые других специальностей.

7 октября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.