Питер брейгель перепись в вифлееме

LiveInternetLiveInternet

«Шествие Волхвов»…

Вероятно, тема не нова и многие уже делали посты на эту тему. Пусть так, я всё же хочу обратиться именно к этой теме, потому что мой дневник — мой мир, несколько ограниченный и замкнутый, но мой мир, одно из его окон. А эта картина занимает в моём мире своё определённое место. К тому же это моя «записная книжка» 🙂

Цикл этих фресок, представляющих собой единую декорации является росписью Капеллы Волхвов (Cappella dei Magi).

Это знаменитая капелла в Палаццо-Медичи-Рикарди (Флоренция), расписанная художником Беноццо Гоццоли в 1459-60 гг. на сюжет прибытия волхвов в Вифлием, в образе которых изображены члены семьи Медичи и многие их современники.

Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli, (1420-1497) — итальянский (флорентийский) художник, автор многочисленных циклов фресок.

В 1459 году художник получает заказ от семьи Медичи и приступает к работе.

Я не стану изображать исключительность, не буду ловить информацию в облаках, а просто возьму её из википедии 🙂

Смысловой центр росписи капеллы — алтарь, в центре алтарный образ «Рождество», исполенное Ф. Липпи. Прямо над ней Беноццо Гоццоли написал символы 4х евангелистов, а на боковых стенах абсиды — сонмы ангелов, поющих славу новорожденному Иисусу. На узких простенках над входами — пейзажи с пастухами, пришедшими поклониться Младенцу.

Три остальные стены капеллы — это непрерывная фреска, изображающая нескончаемое многолюдное шествие, возглавляемое тремя вохвами. В процессию включены более 150 фигур, среди них — члены семьи Медичи, их приближённые и даже сам автор фрески — Беноццо Гоццоли. Вифлиемская звезда, которая указывает им путь, изображена прямо на потолке капеллы.

Образы столь идеализированы, что сложно с полной уверенностью отождествлять их с реальными историческими персонажами. И всё же…

Три стены — три «короля».

По ходу дела прочитала об одном нюансе, связанным с Рождеством и Новым Годом. Правда это относилось к Испании, но наверное не только. Вот текст:

«Однако с наступлением нового года череда праздников вовсе не завершается. Скорее, наоборот. Впереди еще один важный праздник – праздник волхвов (или, как его еще называют, День трех королей). Он посвящен трем языческим царям-магам – Валтасару, Мельхиору и Гаспару, которые, согласно евангельской легенде, пришли поклониться новорожденному Христу. День волхвов славится одним зрелищным событием. Это – прибытие волхвов и шествие по улицам.
6 января вечером к берегу причаливает корабль, из которого выходят трое «королей» и их свита – слуги и придворные. Под ликование толпы, салют и музыку они садятся на лошадей и отправляются по улицам города, образуя настоящее карнавальное шествие. Главные действующие лица, неспешно едущие на конях и в каретах, кидают в толпу горсти конфет и мелких подарков, осыпают счастливых граждан конфетти и поют праздничные гимны.
Подобное действо происходит не только в столице. Каждый город старается организовать нечто похожее, и в каждом уголке Испании прибытие волхвов обставляется как-то по-своему».

В Каталонии, например, в День Королей на завтрак положено есть Роскон — пирог с марципанами, в которой запекается маленькая фигурка и фасолинка. Тот, кому достанется кусок с фигуркой — становится королём праздника, а кому фасолинка — тот оплачивает Роскон.

Итак — шествие. Восточная стена — Процессия Молодого Короля, южная стена — Процессия среднего Короля, западная стена — Процессия Старого Короля.

Начинаем с Молодого Короля. Восточная стена.

Во главе процессии скачет молодой волхв в окружении пажей — Лоренццо Великолепный.

Затем, впереди кавалькальды — Пьеро Медичи, сбруя его белого коня украшена фамильными эмблемами и девизом «Semper» (всегда). Опознается при сопоставлении лица изображенного с портретным бюстом рабты Мино де Фьезоле. Считается, что рядом с ним изображен его брат Джованни Медичи или же отец Козимо Медичи.

Лоренццо Великолепный

Пьеро Медичи

Возможно, изображены сын миланского герцога Галеаццо Мария Сфорца и Сиджизмондо Малатеста, правитель Римини

В толпе изображен человек, на шапке которого написано Opus Benotii. Это автопортрет художника.

Считается, что в группе портретов есть также изображения Витторино да Фельтре, Марсилио Фичино, Филиппо Строцци и Никкола да Уццано, однако опознать их невозможно.

На заднем плане — живописные пейзажи и сцены охоты.

Тут хорошо видны ласточки, несущие благую весть.

Южная стена. Процессия Среднего Короля.

Принято считать, что второй волхв — это византийский император Иоан VIII Палеолог, который жил во Флоренции за 20 лет до написания фресок, во время, когда там проходил флорентийский собор.

Имеется медаль с портретом Иоанна, сделанная Пизанелло во время пребывания императора в Флоренции.

enter>

Как видно, сходства нет, образ короля условный.

Три пажа за спиной второго волхва — возможно, одетые в мужские костюмы сестры Лоренцо — Бьянка, Наннина и Мария, образы так идеализированы и неиндивидуальны, что официально установить что-либо сложно.

Пажи:

Ничего пока не нашла об этих персонажах.

Задний план — прекрасные пейзажи Италии… В небе кажется фазаны (фазанов смотрим на репродукции с общим видом).

Западная стена, Процессия Старого Короля.

Считается, что третий король — это константинопольский патриарх Иосиф.

Юноша с гепардом за спиной, возможно Джулиано Медичи.

Нельзя не обратить внимание так же на это кошачье создание, имени которого ни кто не знает 🙂

Эти персонажи пока тоже неизвестны.

О пастухах.

Левая фреска:

Правая фреска.

Об ангелах.

Две фрески с ангелами мне кажутся исполнены на более высоком уровне, чем фрески с процессией. Есть даже какая-то ассоциация с Фра Анджелико…

Левая фреска.

Правая фреска.

И Алтарь, исполненный Липпи:

На этой картине все лица, кроме лица Марии мне кажутся кукольными, вплоть до иронии, гротеска, лицо Марии — нежно и вдохновенно, удивлено и полно печали о грядущем.

Так в этих фресках воплотилась, кажется вся Италия: вдохновенна, щедра, великолепна, кукольна, гротескна, царственна и проста, даже дика в своей сохранившейся первозданности, идеализирована и вместе с тем возвышенна в своей полноте.

Использованы материалы:

Цитата сообщения ZnichKa Всё это происходит сейчас… Перепись в Вифлееме

Продолжение темы про картины и иконы. Еще одно из их отличий (ага, как-то было уже про это — вот тут http://www.liveinternet.ru/users/znichka/post82037267) – разное отношение времени и пространства…

Снова любимый Брейгель, «Перепись в Вифлееме»… Сразу видите Иосифа и Марию?

Чего только не довелось услышать и читать об этой картине… И — «художник не знал,как изобразить Иудею», и вообще «Священное Писание он трактовал по-своему»,он «специально рисовал для народа (!)чтобы понятнее было», а чаще всего – «при помощи библейских сюжетовговорил о волнующих егопроблемах современности», типа как бы вот, наконец,нашлось для Священного текста применение… Мне кажется, все гораздо … проще, конечно. Брейгель совмещал время и пространство…

Обычный брейгелевский полётный взгляд — всё с высоты…Пейзаж, людей, телеги в снегу, развалившуюся башнюс проломленной крышей.Снег на крышах, белизна полей. Зимнее царство, зиме нет конца…Ирод приказал провести перепись населения –и всем явится в город своего отца –записаться в книгу и конечно -заплатить подати…Горы и расстояния не в счет, и если идти далеко –то всё равно надо идти.Вот слева – Вифлеемская гостиница «Зеленая корона»: заснеженная корона из листьев венкомвисит над колышкомнад входом, оконный переплет выглядит крестом, тут же –табличка с гербом Кесаря –двуглавый черный орел на красном фоне..Небольшая группка людей терпеливо ждет совей очереди. (При рассматривании фрагментовлучше смотреть еще и на репродукцию всей картины целиком)


Черное дерево, к которому прислонился солдат-алебардщик в красной шляпе, кажется,
ловит голыми безжизненными ветками красное зимнее солнце. Слуга из гостиницы режет свинью – женщина подставляет сковороду под струю крови, тут же кто-то пересчитывает монеты, а куры склевывают корм со снега… Река затянута зелёным льдом, на другом берегу – еще одна деревня с розовой церквушкой. Покрытая снегом баржа вмерзла в реку, и крестьяне, нагруженные мешками, опираясь на палки, перетаскивают тяжелые мешки через реку, кто-то тянет санки с бочкой..

«И пошли все записываться, каждый в свой город, пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.» (Лк.2:3-5) Цены за постой в гостиницах были непомерно высоки, и путники обычно продолжали свой путь и после наступления ночи, пока не набредали на какую-нибудь сарай или развалины, где могли укрыться и развести костер. Иосиф надеялся на приработок по дороге и захватил с собой пилу. Вряд ли он нашёл себе работу, ивот они входят в Вифлеем, и тут негде найти им пристанища. На улицах и площади холодно и дует ветер.

Иосиф и Мария – на заснеженной площади Вифлеема. и нидерландской деревни. Так же как везде.

На них никто не обращает внимания. Так же как всегда.

Мужчина в коричневом кафтане с пилой на плече, молодая женщина на осле кутается в плащ.


Они только что перешли через ручей, на котором ребятня катается и на санках и запускает волчки. Мальчик на берегу застывшего ручья привязывает коньки… Еще одна семейная пара переходит по льду ручей, мужчина в желтой шляпе держит на руках младенца, жена, боясь поскользнуться. Идет следом.. Обычные картинки повседневной жизни…Окинув взглядом картину целиком, видно, что Иосиф пробирается к гостинице между двумя телегами, на одной – бочка с вином, на второй, скорее всего – зерно. Посреди площади стоит убогая хижина. Скособоченная и ветхая, с ульем вместо дымохода. Бык поравнялся с ослом и смотрит на нас… Женщина разметает дорожку. А рядом дети катаются на ледяной горке.

Колеса, которых на картине немало, и кажется, они медленно поворачивают мир.

Одно из них отлетело от телеги, чтобы обозначит центр… картины, наверное…

Мне кажется, что на этой картине, весь мир, сотворенный Богом, воспринимается в единстве пространства – всего целиком – и времени — прошлого, настоящего и будущего, библейские события происходят всегда и везде, и сейчас, так же как в обычной нидерландской деревне жизнь идет своим чередом, и каждый может встретиться с чудом. Стоит только посмотреть на мир как на произведение совершенного Художника. Многие Святые Отцы, описывая свой опыт молитвы, воспринимают и излагают его как выход из времени или пребывание вне времени. В картинах Брейгеля время тоже условно, поэтому они похожи на иконы, где могут быть представлены события в хронологическом несовпадении, в вечности и бесконечности. Может быть, это даёт возможность из обычного офисного окна увидеть , что всё это происходит сейчас…

Разве нет?

  • 0 pneuma hagion
  • 0 yhwh
  • 0 Бог
  • 0 Господь Иисус
  • 0 Троица
  • 0 господь иисус
  • 0 я
  • 00 it
  • 00 my_life
  • 00 my_photo
  • 00 рассказываю о вере
  • 1 Александр Мень
  • 1 Антоний Блум
  • 1 Георгий Чистяков
  • 1 Деяния
  • 1 александр мень
  • 1 антоний блум
  • 1 катехизация
  • 1 мария скобцова
  • 1 мая
  • 1 ненасилие
  • 1 от Иоанна
  • 1 от Луки
  • 1 от Марка
  • 1 от Марка коммент Кузнецовой
  • 1 от Матфея
  • 1 павел адельгейм
  • 1 павел апостол
  • 1 холокост
  • 1 христианство
  • 10 заповедей
  • 100 фактов
  • 1917
  • 1960-е
  • 1990
  • 1990-е
  • 1991
  • 1993
  • 1999
  • 2 carroll
  • 2 бенито навальный
  • 2 кураев
  • 2 мировая
  • 2001
  • 31
  • 4 мировая
  • 6 мая
  • 8 марта
  • 9 мая
  • =4====
  • abstract_expressionism
  • abstractionism
  • alice
  • alice0
  • alice_accessories
  • alice_anime
  • alice_assortis
  • alice_audio
  • alice_autor_ru
  • alice_autor_west
  • alice_autors
  • alice_cinema
  • alice_collection
  • alice_comics
  • alice_dolls
  • alice_episode
  • alice_fashion
  • alice_photo
  • alice_theater
  • alice_video
  • alizee
  • art
  • art_cont_rus
  • art_cont_west
  • art_criticism
  • art_midl
  • art_modern
  • art_nazi
  • art_ost
  • art_primitiv
  • art_religious
  • art_russian
  • art_soviet
  • art_web
  • art_xiii
  • art_xiv
  • art_xix
  • art_xv
  • art_xvi
  • art_xvii
  • art_xviii
  • art_xx
  • art_xxi
  • bibl_day
  • biblia_pauperum
  • blog
  • brener
  • caricature_liliput
  • caritas
  • dandy
  • dem_opposition
  • dimon77
  • dreamwidth.org
  • expressionism
  • fashion
  • fool
  • foto_art
  • futurizm
  • gays
  • giacobbe
  • gill
  • ian_pollock
  • impressionism
  • inet
  • isihia
  • jesus_christ_superstar
  • kartiny
  • kassandra
  • kubizm
  • kuznetsova_ap
  • kuznetsova_luke
  • kuznetsova_matthew
  • leonardo
  • liliput
  • lj
  • lj_links
  • mack_the_knife
  • minimalism
  • mult
  • munk
  • music
  • music_channel
  • music_film
  • mustaev
  • novikov_pravo
  • oca
  • optika
  • orthodoxy
  • p_ediros
  • paroles_paroles
  • piano
  • poland
  • politika
  • politika2005
  • politika2006
  • politika2007
  • politika2008
  • politika2009
  • politika2010_11
  • politika2012
  • politika2013
  • politika2014
  • poor_in_spirit
  • popart
  • realism
  • religious_education
  • religious_sociology
  • rotko
  • simone_weil
  • snark
  • socium2007
  • socium2008
  • socium2009
  • socium2010
  • socium2011
  • socium2012_13
  • socium2014_15
  • soft
  • suprematism
  • surrealism
  • taize
  • tapirr_kunst
  • tapirr_litera
  • tatu
  • tissot
  • tnews
  • twitter
  • ulrich_leive
  • vasilyeva_pressattashe
  • west_vs_hunta
  • william_mcnichols
  • windows
  • Бог
  • Михаил Шполянский
  • США
  • аборт
  • авен
  • аверинцев
  • австралия
  • агитация
  • ад
  • адам
  • азербайджан
  • азия
  • александр борисов прот
  • александр невский
  • александр петросян
  • алексанян
  • алексий 2
  • алкоголизм
  • альфа
  • анархизм
  • англи. западные разведки
  • англикане
  • англия
  • андерграунд
  • андрей белоус
  • андропов
  • анекдот
  • анимация
  • аниме манга
  • аннексия крыма
  • антиглобализм
  • антимилитаризм
  • антисемитизм
  • антитерроризм
  • антифа
  • антифашизм
  • антихрист
  • антицерковная кампания
  • античное искусство
  • античность
  • антонюк ветхий завет
  • апартеид
  • апокалипсис
  • апокатастасис
  • апостолы
  • арап лариса
  • аргентина
  • аристотель
  • армения
  • армия
  • армстронг
  • армяне
  • архитектура
  • аскеза
  • астрономия
  • атеизм
  • аудио
  • афганистан
  • афинагор патриарх
  • афон
  • афоризм
  • африка
  • ахметов
  • бабий яр
  • балтия
  • банки
  • банкиры
  • бартини
  • бархатные революции
  • бах
  • бг
  • бекшаев
  • белое движение
  • белоруссия
  • белых
  • бергольо
  • бердяев
  • березовский
  • берия
  • беслан
  • бехтор
  • бибеистика
  • библеистика
  • библейские иллюстрации
  • библейские фильмы
  • библиотеки
  • библия
  • бизнес
  • биологическое оружие
  • благовещение
  • ближний восток
  • блоги
  • блюмкин
  • богословие
  • богослужение
  • богоявление
  • боинг
  • болгария
  • болдырев ю
  • большевитские недобитки
  • большие кочки
  • борис талантов
  • брак
  • брак в Кане
  • брачный возраст
  • бренер
  • бродский
  • буддизм
  • будущее
  • буковский
  • буратино
  • вайно
  • ватикан2
  • великая суббота
  • венгрия
  • вениамин новик
  • веротерпимость
  • вертинский
  • ветераны
  • ветхий завет
  • вз
  • видео
  • византия
  • виндзоры
  • винзоры
  • владимир головин прот
  • владимиров а
  • власов
  • возмездие
  • вознесение
  • война
  • война в сирии
  • война в сирия
  • война народная
  • война. сирия
  • войтыла
  • волошин
  • волхвы
  • вона
  • вопрос
  • вопросы о христианстве
  • воскресение
  • воскрешение лазаря
  • воспитание
  • всеволод шпиллер
  • вселенная
  • вселенская церковь
  • всеправославный собор
  • вторая чеченская
  • вторжение в грузию
  • вторжение на украину
  • вход в иерусалим
  • выборы
  • выборы-фарс
  • высоцкий
  • вэнгард
  • вяч. иванов
  • вячеслав винников
  • габдулин
  • габсбурги
  • гагарин юрий
  • гагарина
  • газ
  • гайдар
  • галич
  • галковский
  • гальцев
  • ганди
  • гб
  • гвишиани
  • гендер
  • геноцид
  • георгий митрофанов
  • георгий эдельштейн
  • германия
  • гитлер
  • глеб якунин
  • глобальная политика
  • глубокая философия на мелких местах
  • гмо
  • гностицизм
  • гоголь
  • голод
  • гольштейн-готторпы
  • гомофобия
  • гомохунта
  • гонения
  • горбачёв
  • гордость житейская
  • горький
  • государство
  • град божий
  • гражданская война
  • графика
  • граффити
  • греф
  • грех
  • греция
  • грозовский
  • грузия
  • гуайта джованни
  • гулаг
  • гуманизм
  • давыдова
  • дада
  • данте
  • две гитары
  • дворкин
  • дворцовый проезд
  • двустишие
  • дезайн
  • делягин
  • демография
  • демократия
  • демура
  • деньги
  • десятина
  • дети
  • джаз
  • джемаль
  • диалоги
  • дизайн
  • диодор ларионов
  • диссиденты
  • догматы
  • долгохамовнический переулок
  • древний мир
  • дружбы
  • дуализм
  • дуда-грач
  • дузовная музыка
  • дуумвират
  • дух и материя
  • евангелие
  • евангельские группы
  • евмений перистый
  • евпатория
  • евреи
  • евреи-израиль
  • евровидение
  • европа
  • евхаристия
  • египет
  • елеосвящение
  • елизавета фёдоровна
  • ельцин
  • епископат
  • епископы
  • ересь
  • ерко
  • ермоген голубев
  • еротика
  • есенин
  • ефрем сирин
  • жан ванье
  • железный занавес
  • желудков
  • женское священство
  • женщина
  • женщины
  • жж
  • живопись
  • животные
  • жизнь после смерти
  • жизнь церкви
  • жизнь церковь
  • жириновский
  • жулики
  • забавное фото
  • завет
  • загадочное
  • зазеркалье
  • закваска фрисейская
  • заостровье
  • западные разведки
  • запольский
  • защита животных
  • здоровье
  • зелинский вл
  • земфира
  • зинон
  • зинон теодор
  • зло
  • золотари
  • золото
  • зубов а.б.
  • зубовская улица
  • ианнуарий ивлиев
  • иван грозный
  • ивашов
  • игил
  • из Facebook
  • изнасилование
  • израиль
  • иисус в документах истории
  • икона
  • иконы
  • иларион алфеев
  • иллюстрации
  • иллюстрации к Ветхому Завету
  • иллюстрации к Новому Завету
  • иллюстрации к ветхому завету
  • иллюстрации к новому завету
  • илья шмаин
  • имерия
  • империализм
  • империя
  • инвалиды
  • индейцы
  • индия
  • индуизм
  • инет
  • инет тв
  • интеллект
  • интеллигенция
  • интеркоммунион
  • интернет
  • интерьер
  • иоанн 23
  • ирак
  • иран
  • иран карикатуры
  • ирландия
  • искупление
  • ислам
  • исламофобия
  • исламское государство
  • испания
  • история
  • история религии
  • история церкви
  • исход
  • италия
  • иудаизм
  • иудеи
  • йеху москвы
  • каббала
  • кавказ
  • казаки
  • казахстан
  • календарь
  • калиновский
  • каллист уэр
  • каноны
  • карикатуры
  • карлин
  • картинки
  • карты
  • каспаров
  • катай
  • катасонов
  • катастрофа
  • католики
  • катя ли
  • кашин
  • квачков
  • керсновская
  • кинг м.л.
  • кино
  • кипр
  • кирилл говорун
  • китай
  • кладбища
  • клеман
  • книги
  • ковалёв
  • комиксы
  • коммунизм
  • комп
  • компьютер
  • консервативная революция
  • константинополь
  • контрацепция
  • конформисты
  • копирайт
  • копты
  • корея
  • кормильцев
  • коронавирус
  • корпорации
  • космонавтика
  • кочетков г
  • кощунство
  • кпсс
  • красные ворота
  • красный террор
  • красота
  • креационизм
  • крест
  • крестный путь варфоломей
  • крещение
  • крещение1
  • кривая снукса-панова
  • криминал
  • криптократия
  • кровная месть
  • куба
  • кудрин
  • кузбас
  • куклы
  • куми-куми
  • куршавельский дебил
  • курьёзы
  • курёхин
  • кюнг
  • лагерь
  • лапшин
  • латинская америка
  • латынина
  • лгбт
  • левое-правое
  • лекции
  • лекции русская история
  • ленин
  • лже-братия
  • лжебратия
  • лженаука
  • ливия
  • ликвидация рф
  • лимонов
  • литвиненко
  • литература 20 в
  • литургика
  • ложи
  • ложкин
  • ложь
  • лубок
  • любовь
  • люстрация
  • ляруш
  • магизм
  • макаров
  • малазийский боинг
  • малые кочки
  • мальтийский орден
  • мальцев
  • маммона
  • мамонов
  • мамышев-монро
  • мананников
  • марина салье
  • марксизм
  • марченко
  • марш мск
  • марш спб
  • мастер и маргарита
  • махнаткин
  • маяковский
  • мбх
  • медицина
  • межсоборное присутствие
  • мексика
  • мелочи
  • мельников
  • мельниченко
  • метро
  • мещеринов
  • миграция
  • миниатюры
  • миннибаева
  • мир
  • миронов
  • миссионерство
  • миссия
  • мистика
  • митинг
  • митинг_фото
  • михаил мудьюгин
  • михалков ни
  • ммм
  • мозг
  • мои тексты
  • молдавия
  • молитва
  • молодёжь
  • молотов-риббентроп
  • мона лиза
  • монархия
  • монахи
  • монотеизм
  • москва
  • московская хунта
  • мочалов
  • моё фото
  • мудрость
  • мужчина и женщина
  • музыка
  • мульт
  • мусора
  • мф20
  • мюнхен
  • набоков
  • нани ева
  • наркомания
  • народ
  • народ Божий
  • народ без закона
  • насилие
  • насилие в армии
  • нато
  • наука
  • наука и религия
  • национал-социализм
  • национализм
  • национализм. евреи
  • национальный вопрос
  • нашисты
  • невзоров
  • неизвестная история
  • немцовы/миловы
  • ненасилие
  • нефть
  • низовкина
  • никодим ротов
  • николай 2
  • нмп
  • новая
  • новгород
  • новодворская
  • новомученики
  • новый перевод библии
  • ной/потоп
  • норд-ост
  • ню
  • обама
  • обзоры
  • обман
  • ободзинский
  • образование
  • общество
  • община
  • одесса
  • одна песня
  • оккупай
  • около
  • окуджава
  • олег батов
  • ольга ли
  • ориген
  • осетия
  • осипов
  • осторожно религия
  • от Марка Блюм
  • от Марка Лебедев
  • от марка баркли
  • открытки
  • откуда берутся дети
  • отливающий в граните
  • отцы церкви
  • охлобыстин ваня
  • павел великанов
  • павленский
  • палиндром
  • памятники
  • папа
  • параллельное государство
  • парапсихология
  • париж
  • партии
  • партия Жуликов и Воров
  • партия жуликов и воров
  • пасха
  • патриарх
  • патриархат
  • пдд
  • педагогика
  • педофилия
  • педофилофобия
  • пейзаж
  • пелевин
  • первая мировая
  • перевод богослужения
  • переводы Библии
  • переселение
  • перестройка
  • персональные данные
  • песни
  • песнь песней
  • петрин
  • пикассо
  • пионтковский
  • плакат
  • плакаты
  • платон
  • победасты
  • погром
  • подрабинек
  • покаяние
  • пол
  • ползучая война
  • полит-зк
  • политика
  • политика2016
  • политковская
  • политкорректность
  • полторанин
  • польша
  • помазание Иисуса
  • померанц
  • пора валить
  • последний суд
  • пост
  • постер христианский
  • потапенко
  • поэзия
  • поэт_гражданин
  • права детей
  • права животных
  • права ребёнка
  • права человека
  • право
  • правозащита
  • правые
  • прага
  • праздники
  • предание
  • преображение
  • пресвятая дева
  • преступления Красной Армии
  • преступления красной армии
  • приватизация
  • прививки
  • примаков
  • притчи
  • причастие без исповеди
  • провокации
  • пропаганда
  • прописка
  • пророки
  • протестанты
  • псалмы
  • психиатрия
  • психология
  • психотроника
  • псой короленко
  • пушкин
  • пца
  • пытки
  • пятидесятница
  • рабство
  • равенство
  • равые
  • радио
  • разгром жж
  • разложение
  • разное
  • расизм
  • раскол
  • распад эрэф
  • распутин
  • расслоение
  • ратцингер
  • ревзин
  • революция
  • реклама
  • религиозная свобода
  • религия
  • рембрандт
  • реновация
  • реституция
  • реформа
  • ридигер
  • рим
  • римский клуб
  • рогозин
  • рождество
  • ройзман
  • рок
  • рокфеллеры
  • россия
  • россия. рф
  • рохлин
  • роялы
  • рубенс
  • румыния
  • русская история
  • русская литература
  • русская революция
  • русский рок
  • русский сепаратизм
  • русский язык
  • рф
  • рф-колония
  • рыбко
  • рябикова
  • савченко
  • салль
  • самоубийство
  • санкции
  • сахаров
  • св.отцы
  • свидетели иеговы
  • свобода
  • свобода информации
  • святые
  • святые отцы
  • святые. католики
  • священники
  • священство
  • седакова
  • секс
  • секс и христианство
  • сексизм
  • сельское хозяйство
  • семья
  • сепаратизм
  • сербия
  • сергий круглов
  • серебряный век
  • сечин
  • символика
  • симония
  • синай
  • сирия
  • скверна
  • скульптура
  • смертная казнь
  • смерть
  • смех
  • сми
  • смирение
  • смирнов прот
  • сны
  • снятие с креста
  • собор
  • собчак
  • собянин
  • соколовский
  • солженицын
  • солидарность
  • солонин
  • сопротивление
  • софт
  • социология
  • соцреализм
  • спасение
  • спб
  • спорт
  • справедливость
  • средневековье
  • сссp
  • ссср
  • сталин
  • старообрядчество
  • старые фото
  • статистика
  • стерлигов
  • стой! кто идёт?
  • столыпин
  • стомахин
  • страдания христа
  • страстная
  • суворов виктор
  • суд над Иисусом
  • суеверия
  • сурков
  • счастье
  • сша
  • сысоевщина
  • т.н. благодатный огонь
  • таинства
  • таинственное
  • танцы
  • татары
  • тв
  • театр
  • текст
  • тексты
  • тело/здоровье
  • теология освобождения
  • тер-оганян
  • террор
  • террор хунты рф
  • технологии
  • тихон белавин
  • толерантность
  • толстой
  • топонимика
  • точь-в-точь
  • традиционное общество
  • трамп
  • трансгуманизм
  • трауберг
  • троицкий
  • троцкий
  • труд и капитал
  • трёхсторонняя комиссия
  • тургенев
  • турция
  • тэзе
  • тюрьма
  • тёплый переулок
  • украина
  • украинская церковь
  • уминский а прот
  • уничтожение москвы
  • уния
  • управляемый хаос
  • успение
  • устинов а
  • усыновление
  • уукраина
  • фальсификация истории
  • фарисейство
  • фармакологическая мафия
  • фашизм
  • феминизм
  • филарет дроздов
  • философия
  • фима циценбогель
  • финансовый кризис
  • финляндия
  • флоровский
  • фото
  • фото гламур
  • фото животных
  • фото мир
  • фото москва
  • фото чб
  • фото я
  • францисканцы
  • франция
  • фрс
  • фукусима
  • фурсов
  • фёдор людоговский
  • фёдоров деп
  • хабад
  • хазин
  • халкидон
  • хам андрей ткачёв
  • хамовники
  • хамовнический плац
  • харассмент
  • харизматическое движение
  • хармс
  • химлес
  • ходос
  • хозяева планеты
  • холодная война
  • хохот
  • храм
  • христианские фильмы
  • христология
  • хрущёв
  • хунта
  • царствование Бога
  • царствование бога
  • цб
  • цветные революции
  • целибат
  • церковная история
  • церковные новости
  • церковный юмор
  • церковь
  • церковь и государство
  • церковь и общество
  • церковь сегодня
  • цитаты
  • цой
  • цру
  • цыгане
  • чаплин
  • чарыкова
  • че
  • человек
  • человек и Бог
  • человек и бог
  • человек и творение
  • честность
  • четвёртое ноября
  • чехословакия
  • чипирование
  • чубайс
  • чудовка
  • шаламов
  • шванкмаер
  • шевкунов
  • шевчук
  • школа
  • школа фильм
  • шмеман
  • шойгу
  • шолох
  • шостакович
  • шувалов
  • эволюция
  • эвтаназия
  • экклезиология
  • экология
  • экономика
  • экономическая война
  • экуменизм
  • электронное сопротивление
  • электронный контроль
  • эмиграция
  • энергетика
  • эсхатон
  • этика
  • этика Евангелия
  • этика евангелия
  • юриспруденция
  • юродство
  • юю
  • я 2007
  • яблоко
  • ядерное оружие
  • язык
  • язычество
  • якунин
  • янов
  • япония
  • яшин

ПЕРЕПИСЬ В ВИФЛЕЕМЕ

(Лука, 2:1-5)

(1) В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. (2) Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. (3) И пошли все записываться, каждый в свой город. (4) Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, (5) записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

(Лк. 2:1-5)

Евангелисты сходятся в том, что местом рождения Иисуса является Виф­леем. Они должны были указать именно этот город, поскольку он назван ветхозаветными пророками тем городом, из которого явится Мессия. Согласно Луке, Иосиф и Мария, прежде чем последней родить, жили в Назарете. Именно здесь, в Назарете, Марии было Благовещение Архангела Гавриила. Чтобы объяснить, каким образом Мария, которая вот-вот должна была родить, оказалась в Вифлееме, Лука ссылается на перепись, предпринятую по указу римского императора Августа. Дело в том, что каждый иудей, чтобы зарегис­трироваться, должен был вернуться в свой родной город. Вифлеем был городом Давида, а Иосиф происходил из рода Давида. Потому законопослушный плотник и отправился в это опасное – из-за сроков беременности Марии – путешествие. (Анализ высказывавшихся суждений по поводу хронологии прав­ления Квириния – правил ли он дважды и насколько можно доверять надписи в Тиволи, обнаруженной в 1764 году, подтверждающей, что он действительно дважды правил и что в таком случае перепись, в которую Иосиф явился в Вифлеем, была в первое его правление (Ренан категорически утверждает, что документ этот подложный) — все это не может в данном случае отвлекать нас от рассмотрения вопроса иллюстрирования старыми мастерами популярного сюжета.)

По-видимому, одним из самых ранних (если не первым) изображений путешествия Иосифа и Марии в Вифлеем является таблетка кафедры Максимиана в Равенне. В верхней части таблетки изображен сон Иосифа, что основано на тексте Матфея: «(20) Се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; (21) родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:20 – 21). Нижняя часть таблетки изображает собственно путешествие Иосифа и Девы Марии, восседа­ющей на осле, которого ведет Ангел. Беременность Марии на этом изображении очевидна. Движение, как и в Бегстве в Египет, по традиции направлено слева направо, в отличие от сцены возвращения из Египта, где Св. Семейство обычно изображается движущимся справа налево (см. БЕГСТВО В ЕГИПЕТ: Возвраще­ние из Египта). По византийским образцам исполнен этот сюжет на мозаике собора Св. Марка в Венеции, где также объединены два эпизода — сон Иосифа и собственно путешествие.

Если на византийских изображениях эпизода путешествия в Вифлеем присут­ствует только осел, на котором едет Дева Мария, причем изображаемая, как и Иисус при Входе в Иерусалим (см. ВХОД В ИЕРУСАЛИМ), анфас, сидящей на осле, как на троне (кстати, такова в действительности на Востоке манера сидеть на осле во время езды), то западные мастера вводят в изображение этого эпизода также вола, чтобы оправдать его присутствие позже, в сцене рождения Христа.

В Евангелии, как уже отмечалось выше, описания самого путешествия нет. Анализ его изображений, однако, наводит на мысль о том, что художники пользовались какой-то литературной программой. Они изображали, как Богома­терь намеревается сойти с осла и Иосиф помогает Ей в этом; Она беременна, Ангел сопровождает путников. Все эти подробности, как выясняется, имеются в Протоевангелии Иакова: «(17) Да покажет день Господень, что будет угодно Господу. И посадил Ее на осла оседланного и повел его один сын, а Иосиф с другим сыном пошел за ними. И прошли три мили. И посмотрел Иосиф и увидел, что Она печальна, и подумал, что находящийся в Ней плод печалит ее. Потом опять посмотрел Иосиф и увидел, что Она радостна, и спросил: Мария, отчего я вижу Твое лицо то грустным, то веселым? И Мария ответила Иосифу: Оттого, что Я вижу перед глазами два народа, один плачет и рыдает, другой радуется и веселится. И прошли половину пути, и сказала ему Мария: Сними Меня с осла, ибо то, что во Мне, заставляет Меня идти. И он снял Ее с осла и сказал Ей: Куда мне отвести Тебя и скрыть позор Твой? Ибо место здесь пустынно».

Евангелие Псевдо-Матфея вносит в рассказ дополнительные варианты, в частности указание на то, что, когда настало время Марии родить, ослицу, на которой Она ехала, остановил Ангел. Все эти подробности находят отражение в памятниках изобразительного искусства и с очевидностью доказывают, что литературной программой для них были именно эти апокрифические источ­ники.

Собственно перепись и участие в ней Иосифа мы видим на картине Питера Брейгеля Старшего.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме (1566). Брюссель. Королевский музей изящных искусств.

Картина эта – яркий пример того, как сплошь и рядом старые мастера использовали евангельский рассказ, приспосабливая его к реалиям своего времени (Питер Брейгель Старший). Для Брейгеля этот эпизод евангельской истории явился поводом показать произвол, который чинили в нидерландских деревнях носители власти. Символом этой власти является герб Габсбургов, к роду которых относился правивший в Нидерландах Филипп II Испанский. Герб этого рода Брейгель поместил на стене дома, под крышей которого идет перепись.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме (1566). Деталь.

Брюссель. Королевский музей изящных искусств.

Оригинальность брейгелевской трактовки этого евангельского сюжета — как и других, в чем мы еще сможем убедиться, – состоит в том, что Св. Семейство совершенно растворилось среди толпы, явившейся на перепись. (Такая трактов­ка главных персонажей и главного действия того или иного рассказа Евангелия характерна для Брейгеля.) Все здесь рисует быт нидерландской деревни того времени, и только одна деталь расшифровывает эту картину как евангельский сюжет – осел, на котором едет Мария, сама по себе малоприметная, и вол — животные, которым, согласно рассказу Протоевангелия Иакова, надлежит присутствовать в Рождестве. Не будь этих деталей, картину Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой. Иосиф, эта второстепенная фигура евангельской истории, в отличие от Марии, показанной анфас, изображен со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями (тоже необычная для жителей северных широт) совершенно закрывает его лицо. Но чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что это именно Иосиф-Плотник, муж Марии, Брейгель дает ему в руки его профессиональный инструмент – пилу, традиционный атрибут Иосифа (Питер Брейгель Старший. Деталь).

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме (1566). Деталь

Брюссель. Королевский музей изящных искусств.

.

Брейгель своей трактовкой этого сюжета, как и в других случаях, как бы утверждает: Христос здесь и сейчас, Он среди нас, но мы Его не видим, пока Он вне, а не внутри нас.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Неизвестный мастер. Сон Иосифа и путешествие в Вифлеем. Мозаика. Собор Св. Мар­ка. Венеция.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме (1566). Брюссель. Королевский музей изящных искусств.

Питер Брейгель Старший. То же самое. Деталь 1.

Питер Брейгель Старший. То же самое. Деталь 2.