Петрановская детский сад

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

В некоторых семьях вопрос, отдавать в сад или нет, не стоит, просто потому, что нет другого выхода: маме надо идти на работу. В других необходимости такой нет, но есть давление старшего поколения и социума, которые твердят о необходимости для ребенка «социализации», без которой «потом будет трудно в школе». Такие семьи часто мучительно размышляют и даже ссорятся на тему: отдавать в сад или нет. А некоторые и на консультацию приходят с этим вопросом.

Для начала важно понимать, что сама необходимость отдавать ребенка в учреждение вызвана нашим образом жизни — жизнью в больших городах с работой далеко от дома.

Все это не требовало драматического разлучения с родителем на весь день, и «социализация» — то есть умение общаться с людьми не из своей семьи — приобреталась сама собой, в процессе игр, ссор и примирений с соседскими детьми.

Сейчас так не получается у большинства людей: выпустить ребенка играть во двор одного невозможно, с ним непременно кто-то из взрослых должен «гулять» — то есть ничего другого в это время не делать. Сочетать работу, приносящую деньги, с присмотром за своим ребенком-дошкольником могут только очень немногие, те, кто работает вне офиса и по свободному графику.

Поэтому искать ответ на вопрос «необходим ли на самом деле детский сад ребенку для развития» нет смысла. Программой развития ребенка такая искусственная форма воспитания не предусмотрена.

Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов. И возникли они не как форма «дошкольного образования, развития и социализации», а просто как детохранилища — чтобы отпустить матерей к станкам и кульманам.

Да, старшее поколение не представляет, как можно иначе, но история человечества однозначно утверждает, что вполне можно.

Детский сад в СССР

***

Другая крайность — представлять детский сад каким-то безусловным злом. Он становится злом, если неизбежен и обязателен для всех, как становится злом любое насилие над интимной, семейной сферой жизни. Но как услуга и возможность он злом не является, и, если у семьи есть необходимость отдать ребенка в детский сад — ничем непоправимым и ужасным это не обернется, при условии, что услуга эта качественная, что в данном случае означает: ребенок в саду будет чувствовать себя хорошо.

Не «социализируется» или «подготовится к школе», а просто будет чувствовать себя хорошо, что бы это ни значило для вашего конкретного ребенка. Условием этого, как мы уже понимаем, может быть достаточная защита и забота со стороны взрослого, готовность садика и воспитателей отвечать на потребности детей, учитывать их чувства и состояния.

Способность присваивать роли, о которой шла речь выше, проявляется и в том, что после 4 лет ребенку легче принимать заботу чужого взрослого, если тот будет представлен родителями как свой «заместитель» — например, воспитательница в детском саду. Если она дает ребенку понять, что он может рассчитывать на защиту и заботу с ее стороны, у него постепенно включаются доверие и следование, и ему может быть достаточно комфортно с таким заместителем.

Конечно, если вместо этого он встречается с насилием, равнодушием или инфантильным поведением, спокойно ему не будет. Как и в том случае, когда воспитатель не желает быть заместителем, а ведет себя так, словно он важнее родителей, пытается доминировать над ними, поучать, выговаривать им.

Некоторые сотрудники детских учреждений, похоже, искренне уверены, что это дети и родители существуют для того, чтобы садик хорошо работал, а не наоборот.

Поэтому, выбирая для ребенка детский сад и группу, важно смотреть не столько на оборудование и расписание развивающих занятий, сколько на личность воспитательницы. Как она с детьми разговаривает, вступает ли в личный контакт, смотрит ли в глаза, обнимает ли, внимательна ли к состоянию ребенка, а не только к его поведению? Нравятся ли ей дети, может ли она привлечь их внимание и вызвать у них следование, не прибегая к насилию, весело и доброжелательно? Сколько вообще детей приходится на одного воспитателя?

Даже педагогический гений не сможет удержать достаточно личный контакт с группой из двадцати пяти четырехлеток. Не загружен ли воспитатель сверх меры делами, не связанными с детьми: заполнением бумаг, наведением стерильной чистоты, подготовкой к занятиям? Ведь для ребенка все устроено просто: нет личного контакта с постоянным взрослым — здравствуй, стресс.

Именно от отношений воспитателя с детьми прежде всего зависит, будет ли ребенку в саду хорошо. Ну, и конечно, очень важно, чтобы воспитательница нравилась родителям, чтобы они сами чувствовали к ней доверие, если нет — ребенок это всегда интуитивно считает и будет в стрессе уже заранее.

Есть среди сегодняшних родителей люди, очень сильно травмированные опытом собственного пребывания в детском саду. Я тоже к ним отношусь — вспоминаю детский сад как кошмар, с насильственным кормлением, пыткой дневным сном, орущим персоналом и унизительными наказаниями. Поэтому старшего ребенка отдавать в сад я совсем не хотела — как же можно моего нежного мальчика — в такой ужас? К счастью, у нас была бабушка, и оставить его дома было возможно; они гуляли, он много играл, во дворе было пара приятелей, ходили на одну развивалку — этого хватало.

Однако с дочерью все оказалось иначе. Уже лет с трех она буквально бросалась на ограду соседних детских садов — стремилась к детям, играть. Так что в четыре с половиной мы ее в сад все же отдали — правда, в платный и лишь на полдня. И ей там очень нравилось, а заодно я немного подправила свой внутренний образ детского сада как чуть ли не концлагеря.

Я очень благодарна ее воспитательнице — немолодой, очень спокойной женщине, которая, казалось, никогда не обращалась к группе детей в целом — всегда к каждому лично, глядя в глаза, называя по имени, а то и положив руки на плечи, чтобы удержать внимание ребенка. Дети явно доверяли ей и слушались, в группе не было скандалов и драк, но полностью мы оценили ее, когда она заболела и три недели не появлялась на работе. Заменяли ее не такие опытные и все время меняющиеся воспитатели, и группа быстро пошла вразнос, дети стали капризничать по утрам и не хотели идти в сад, а еще через несколько дней просто один за другим подхватили простуду и остались дома две трети группы. Как только «наша» воспитательница вернулась — всё за три дня наладилось, больше никто не просился домой и не болел.

Но и в этом действительно прекрасном садике я видела, как тяжело детям, которым еще не исполнилось трех (там были разновозрастные группы). Они выглядели потерянными, висели на воспитательницах, часто плакали или приходили в нездоровое возбуждение, носились и вопили, словно пытаясь выплеснуть стресс. Честно говоря, непонятно было, чем руководствовались их родители, ведь стоимость сада была примерно равна стоимости няни, которая занималась бы только одним ребенком в привычной для него домашней обстановке.

Тогда воспитатель входит в круг привязанностей ребенка, и он может чувствовать себя в яслях относительно спокойно.

Но и в самых прекрасных условиях с добрыми воспитателями ребенок, конечно, будет скучать по маме, а если он в саду подолгу, а сад формата «вас много, а я одна», — по сути, речь идет уже о недостатке заботы и контакта со взрослым, о состоянии депривации, у которого могут быть достаточно серьезные последствия.

***

В чешском фильме, снятом при участии психологов под руководством Зденека Матейчика, есть сцена, впечатляющая до слез.

Ясли-пятидневка (напомню, в крупных промышленных городах социалистических стран они были обязательно и пользовались ими очень многие семьи). Вечер пятницы. За детьми начинают приходить родители. Они звонят в дверь, им открывают и выводят в прихожую их ребенка.

Крупным планом — группа малышей за столом. Воспитательница что-то с ними рисует, пытаясь занять. Они сидят в рядок и даже через экран чувствуется, как напряжены. Раздается звонок — и все дети вытягивают шейки, смотрят во все глаза на дверь с мучительной надеждой: за мной? мои? Нет, другие… Плечики повисают, глаза опускаются, губы депрессивно ползут вниз. И снова звонок — может быть, это мои? И снова все столбиком, слушают-смотрят — за кем? Кому-то повезло, и он, счастливый, полусмеясь-полуплача выходит из-за стола. А другие снова никнут.

Ничего особенного. Никто детей не обижает. Воспитатели явно заботливы, и вообще все хорошо — вот-вот придут родители. Но невозможно смотреть. А ведь дети так жили — каждую неделю, каждый день.

А как же «социализация» и «подготовка к школе»? К сожалению, на постсоветском пространстве у этого слова часто есть и еще один, довольно зловещий смысл: заранее «обтесать» ребенка под функционирование в качестве «воспитанника учреждения». Приучить его терпеть стресс от пребывания в большой группе без своего, защищающего взрослого, натренировать на отключение от собственных чувств и потребностей ради того, чтобы не выбиваться из группы.

Неслучайно в устах учителей начальной школы «ну, вы же в сад не ходили» звучит часто как претензия: почему ребенок не обтесан заранее, почему он слишком ребенок, слишком живой.

И вот такая «социализация», даже если она неизбежна, пусть случится как можно позже, когда у ребенка будет больше ресурсов, чтобы сохранить себя в любых условиях. Когда нам показывают «детсадовского» ребенка, который быстро привык к школе, в отличие от домашнего, который то плачет, то нарушает правила, то отказывается туда идти, это на самом деле значит только одно — весь тот стресс, который сейчас переживает домашний, его садовский сверстник пережил несколько лет назад — будучи младше и беззащитнее. Тогда, может, будем сразу из роддома в армию отдавать — пусть уж привыкнет, зато потом будет легко?

На вопрос про детский сад нет одного для всех ответа. Дети разные, ситуации в семьях разные, сами детские сады разные. Обязанность родителей — все эти факторы оценить и ответственно принять решение, взвесив плюсы и минусы.

Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место. Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.

Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет. И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось — он ничего важного для развития не потеряет.

Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад.

Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше.

К собственно обучению, к совершенно новым по сути отношениям не с временно исполняющим обязанности родителя, а наставником, ребенок будет готов чуть позже, после следующего кризиса.

Короткие стихи на День защиты детей в детсаду

Какой день — самый яркий?
Где дарят всем — подарки!
В день детский — детям всем
Так весело — совсем.
День защиты для детей,
Защищайте нас скорей,
Нас скорее — защищайте,
Шоколадкой — угощайте!

В день защиты — всех детишек
Поздравляем от души,
Паинек и шалунишек:
Все милы и хороши!

Первого июня праздник детский есть,
Детям позволяют все вкусняшки съесть,
Балуют, катают, почти не ругают,
Лучший день для них, деток дорогих!

Детки, я вас поздравляю,
Детство будет пусть прекрасным,
Небосвод над вами будет
Пусть всегда, детишки, ясным.
Всем здоровья и успехов,
Радости и вдохновения,
Пусть в саду проходят вашем
Только светлые мгновения.

Пусть наше детство будет ярким,
Счастливым, добрым, замечательным.
А этот день июньский — жарким,
Весёлым, шумным, увлекательным.

Мы под защитою страны,
Тихони или шалуны,
Девчонки малые, мальчишки —
Мы под защитой — все детишки!

Защита — слово золотое,
Оно для деток — дорогое,
Нам дни прекрасные даны —
Мы под защитою — страны!

Мы маленькие дети,
За нас вы все — в ответе,
Без вас — не можем мы,
Хоть мы и шалуны!
Июньский день — все знают,
В день этот — помогают,
И детство — охраняют,
И деток — защищают!

Дети — очень ценны,
Очень ценны — мы,
Нам дают защиту
От большой любви!

К празднику готовы:
Яркие шары
И цветы красивые
Приобретены…
День защиты важен
Для малых ребят,
Маленькие дети
Жить в любви хотят!

Дети — так прекрасны,
Так — милы, умны,
И они нуждаются
В защите всей страны!

Деток нужно защищать,
За ошибки не ругать,
Им игрушки покупать
И конфеты — в день раз пять!
Для того в начале лета
И намечен праздник этот,
Чтобы о правах детей
Всем напомнить поскорей!

Мы под защитой круглый год,
А если праздник настает,
Смеемся, заливаемся,
Вас радовать — стараемся!

Страна — охраняет детишек:
Родимых девчонок, мальчишек,
И даже есть праздник для них:
Для маленьких и чуть больших!

Кто дает защиту нам?
Её ждем от пап и мам,
От родной своей страны:
Мы — ей — все — окружены!

Мы в садике гуляем,
Мы в спальне — отдыхаем,
Мы — кушаем, играем,
Часов не замечаем,
Мы видим всю работу,
Защиту и заботу!

Зачем нас защищать?
Нам надо — помогать,
Нас надо — баловать,
Любить и обожать,
И первым летним днем,
Для вас мы все — споем!

Мой садик — лучший самый,
Мы утром — вместе с мамой
Тихонечко идем и песенки поем:
Я — под защитой мамы —
Моей хорошей — самой!

Мы — 1 июня — танцуем и поем,
Мы — 1 июня — гостей хороших ждем:
Нам принесут подарки, конфеты и игрушки,
И так будем рады — мальчишки и девчушки!

Мы в садике едим и пьем,
Мы дружно — песенки — поем,
Танцуем и гуляем,
Забот, беды не знаем:
Мы говорим — спасибо —
За все тебе — Россия!

ЖЖ где все только начинается.

В детский сад я впервые попала во взрослом состоянии когда мне было 17-как студентка пед колледжа. Меня очень порадовали такие интеллигентные и приветливые воспитатели. Они всегда проводили занятия, не повышали голоса на детей. Я даже не думала, что может быть иначе. В конце колледжа надо было проходить практику в течение месяца, можно было выбрать любой сад. Я пошла, который ближе к дому, тк. до того, куда мне дали направление нужно было ехать полтора часа. И тут я увидела как может быть по-другому.
Та наставница моя, весила килограмм 100, хотя ей было 20 с небольшим. Она орала на детей, говоря, что «Иначе с ними нельзя». Она однажды взяла мальчика, который на занятии отвлекался и повела его за ухо, надорвав ухо. Родители молодцы, сразу разбираться пошли. Ребенку было 5 лет. На площадке, они все лузгали семечки и говорили о сексе, где и с кем в каких позах, а когда дети подходили и долго стояли около них, то в не грубых интонациях говорили: «Что уши греешь, иди играй». Была там еще одна воспитатель единственная в саду с образованием, ну и что, что со средним специальным. Когда она появлялась все воспитатели начинали играть с детьми в игры «Бояре», «Ловишки». Благодаря всем этим воспитателям я поняла, что сад для ребенка буду тщательно выбирать и мне пох какой он крутой или нет, главное, чтоб воспитатели были психически нормальными.
Когда училась в институте, то пошла в сад работать психологом, т.к. на других работах меня бы не отпускали на трехдневки, супервизии, и сессии сдавать (я на опыте узнала, проработав месяца два в кадровом агентстве). В этом саду половина работников работали с пед образованием. Может, образование и отношение к детям здесь и не при чем, но именно они были терпимее и ответственнее. Наверное в детском саду образование играет роль. Ведь, если человек пошел учиться на педагога, то как минимум ему этот процесс интересен, а не работает он там потому что ребенка не брали в д/с.
В этом детском саду было 15 воспитателе и 10 групп. Среди 15 одна, что орала на детей. Она там проработала до хренища лет и по-другому не умела общаться. Это про нее говорят хобалистая, это про нее говорят, хочешь узнать человека, дай ему власть. А у воспитателя ого-го сколько власти, вот некоторые окруженные ею и деспотируют на рабочем месте.
Я честно скажу, что из группы хобалистой воспиталки у меня было больше всего деток. Они страдали неврозами: страхами, тиками, энурезом. Я родителям под строгой секретностью советовала перевести в другую группу. Но секреты в женских коллективах раскрываются быстро. И я натерпелась от Хабалки многого. Хорошо, что помимо работы у меня было много всего: институт, Мигип, частная практика, курсы, тренинги, семья, муж… И как-то легче переносила я ее сплетни о себе. Я ей прямо говорила, что своего ребенка никогда бы к ней не отправила. Я не знаю почему ее держала заведующая, хотя в дет садах, где мало платят, каждый кадр ценен. А она работала за троих, получала не 5, а 15 тыщ, наверное поэтому ее держали в саду.
А еще в садах есть такие тихие деспоты, на моем пути их встречалось больше чем открыто агрессивных. Они «воспитывают детей» предъявляя им взрослые требования.
-когда все дети (25 человек) успокоятся, мы пойдем гулять.- И все дети сидят за столами. она за своим столом ждет, что бы все 25 деток разом успокоились. это может длиться минут десять. Они сравнивают детей «посмотри какого замечательного зайку слепила Маша, а у тебя что получилось. ерунда какая-то и не надо плакать, иди и лепи» Эти воспитатели не позволяют детям шуметь, плакать и всячески себя проявлять и пугают их переводом в ясельки, могут во время прочтения сказать, что: «заклею скотчем рот, если будешь болтать.» Интонации при этом самые нормальные, не злые, но пугают послания.Для таких воспитателей, главное, что бы был выполнен план, прочитана эта книга, дети были послушны и здоровы, чтоб родители не жаловались.
Другая воспитатель, между прочим, ее дети обожали, позволяла себе выпивать водочку на рабочем месте. Заведующая ее ругала, лишала премий, но она там работала 15 лет.
Это я описала ужасы. А на самом деле есть фанатики своего труда. У них глаза горят, когда заговаривают о работе. Они любят детей. К ним приходят первоклассники похвалиться успехами и у воспитателей наворачиваются слезы. Они занимаются с детьми и к каждому знают как подойти. Они уважают себя и свой труд. Они исследуют новые методы работы, изучают новые занятия. Они развиваются. Часто такие воспитатели подрабатывают нянечками в семьях своих же воспитанников. Если мама приходит в восемь, а сад до семи, то ей доплачивают час. Иногда просят посидеть в выходные. Она не просто наблюдает за ребенком, она развивает его. Мой маленький брат попал именно к такой воспитательнице. Она заметила начало заикания (интересовалась логопедией), мой брат был отправлен в спец сад и заикание было исправлено.
А знаете почему в садах работают по многу лет? Как говорят те, кто «фанат труда» только в саду возможно проработать первую или только вторую половину дня и пойти домой, плюс поесть хорошую и здоровую пищу, на проезд не надо тратить деньги и можно если желаешь, всегда подработать, и дети под присмотром твоим. При чем если хороший разряд за работу с 8 утра до часу дня получают до 18 тысяч в Москве.
Метки: детский садик, рабочее

Да, друзья мои, идите-ка вы все в сад!!! Тем более, что осень начинается и скоро никаких садов не будет. Так не прогуляться ли вам, не подышать ли чистым воздухом и не полюбоваться ли чудесным садовым искусством, которое восхищает взгляд на открышемся Фестивале исторических садов в музее-усадьбе «Царицыно». При этом сады, это не просто красивая зелень и цветы. Это исторический экскурс в прошлое, такой мини-взгляд на садово-парковое искусство средних веков.

Классика и Ренессанс как нельзя лучше показывают стиль той романтичной эпохи, когда дамы падали в обморок по поводу и без в своих криолинах, а мужчины не только галантно ухаживали за ними, но и вызывали обидчиков на дуэль по малейшему оскорблению.

«Геликон-Опера» — «Кармен»

02. Первый бал Наташи Ростовой, где Наташа окружена своими тётями и учится светским манерам

Жюри будет оценивать работы мастеров садово-паркового искусства.

03. Сад Авроры, который символизирует её сон, в котором она увидела чудесные врата

На фестивале будут представлены театральные постановки, концерты, лекции. Для детей будут специальные мастер-классы. Скучно не будет никому.

04. Этюд, воспевающий эпоху ренессанса. Он изготовлен из сена и на вечернем солнце весьма замечательно «играет» оттенками осени

05. Все любят котиков. И в инсталляции «Найди кота» мы видим так называемую «обманку», развлечение в России, бывшеее модным в XVIII-XIX веке. При этом здесь есть отсыл к Екатерине II, которая очень любила кошек

06. Сад для влюблённых — сидеть на лавочке и целоваться тёплым летним вечером под пение птиц, это же так прекрасно.

Конечно я не буду показывать вам все инсталляции садов, чтобы у вас было посетить сей райский уголок, причём всей семьёй. Пока тепло, надо пользоваться моментом.

А открытие фестиваля началось с небольшого перфоманса, устроенного солистами хора «Геликон-Оперы»

09. Пока дамы гуляли с кавалерами…

10. …и шептались о своём. о девичьем…

11. …группа товарищей в масках и карнавальных костюмах устроила шествие

13. Было раскрыто своеобразное яйцо, которое оказалось наполнено цветами

14. В открытии парка принимала участие генеральный директор музея-усадьбы «Царицыно» Елизавета Фокина (справа)

15. А дальше начался «Оперный бал в «Царицыно», где блистали оркестр и солисты «Геликон-Оперы»

Был шикарнейший «Соловей» Алябьева, «Фигаро» Россини, «Кармен» Бизе и множество других блистательно исполненных партий