Первый киевский митрополит

Первые русские святые

Хотя хронологически равноапостольные Ольга и Владимир жили раньше, первыми, кто был канонизирован на Руси, стали их потомки Борис и Глеб. После смерти князя Владимира в 1015 г. на Руси вспыхнула междоусобица. Его сын Святополк решил устранить всех братьев, чтобы единолично править государством. За свою жестокость княжич получил прозвание Окаянный. Одним из братьев был князь Борис.

Когда Святополк, получивший позднее прозвище Окаянный, стал Киевским князем, дружина Владимира, как говорится в «Повести временных лет», посоветовала Борису отнять у него Киевский престол. Борис же отказался воевать против старшего брата, ведь Святополк стал главой семьи, занял место отца. Послушание старшим было одной из важнейших добродетелей человека, и Борис не стал ради обретения власти нарушать эту традицию, хотя Киевский престол в то время был, если можно так выразиться, самой желанной целью для всех князей. То, что в роду один из предков хоть несколько дней сидел на Киевском престоле, сразу возвышало весь род по сравнению с теми, у кого такой привилегии не было.

Поведение Святополка было прямо противоположно. Он задумал, подобно Каину, убить Бориса, для чего решил усыпить его бдительность. «Хочу с тобою любовь иметь и придам тебе еще к полученному от отца владению» — с такими словами посылает он к младшему брату гонца. Между тем своим слугам он приказал убить Бориса.

Когда посланные пришли на реку Альта, чтобы совершить злодеяние, они услышали, как Борис поет заутреню. Почему? Неужели никто не донес князю, что на него готовится покушение? Ведь были же разведчики и в Древней Руси. И если князь знал о покушении, почему не защищался?

Как видим, Борис остался верен принципу, что не следует перечить старшим. Кроме того, он не хотел в ответ на зло совершать зло, убивать в ответ на убийство. Он не хотел мстить. Может быть, ему претило то, что, если бы начались открытые столкновения со Святополком, он бы оказался невольным виновником массового кровопролития, ведь погибло бы немало людей с обеих сторон. Борис решил смиренно принять смерть от руки брата. Помимо всего прочего, им двигала забота о своей душе. Каким он предстал бы перед Создателем, если бы его убили на поле брани? Только что совершившим убийство?

Пропев псалмы и каноны, Борис стал молиться:

— Господи Иисусе Христе! Как Ты в этом образе явился на землю ради нашего спасения, собственною волею дав пригвоздить руки Свои на кресте, и принял страдание за наши грехи, так и меня сподобь принять страдание. Я же не от врагов принимаю это страдание, но от своего же брата, и не вмени ему, Господи, это в грех.

— Как видим, мученическая смерть от руки убийц для князя желанна, ведь тогда он сможет последовать примеру Христа. Для него это не наказание, но награда. Награда, которой ждали и первые христианские мученики, умиравшие на арене Колизея.

Бориса заботит не только собственная душа, но и душа брата. Поскольку смерть желанна, он рад, что примет ее от родственника, а не от чужого, и просит у Бога простить неразумного Святополка. Ведь он «не ведает, что творит»…

Слуги Святополка накинулись на Бориса и пронзили его копьями. Потом тело завернули и повезли показывать Святополку. Это удивительно, но Борис не умер до тех пор, пока старший брат не приказал двум своим слугам-варягам прикончить его, пронзив сердце мечом.

Настала очередь Глеба. Новости по Древней Руси распространялись медленно, гонца запросто могли убить, поэтому, вероятно, Глеб и не знал, что его отец Владимир умер. Святополк воспользовался этим и сообщил брату, что отец призывает его к себе, потому что сильно болен. Глеб, как и Борис, был послушен старшим, а потому поспешил приехать к отцу.

Глеб был в дороге, когда от другого брата, Ярослава, к нему пришла весть, что Владимир умер, а Святополк убил Бориса. Узнав об этом, Глеб «возопил со слезами», как говорится в летописи:

— Увы мне, Господи! Лучше было бы мне умереть с братом, нежели жить на свете этом. Если бы видел я, брат мой, лицо твое ангельское, то умер бы с тобою: ныне же зачем остался я один?.. Если доходят молитвы твои к Богу, то помолись обо мне, чтобы и я принял ту же мученическую кончину.

— Как раз в это время пришли посланные от Святополка, и Глеб, как и его брат, был убит мечом.

«Так был принесен он в жертву Богу, вместо благоуханного фимиама жертва разумная, и принял венец царствия Божия, войдя в небесные обители, и увидел там желанного брата своего, и радовался с ним неизреченною радостию, которой удостоились они за свое братолюбие», — говорится в «Повести временных лет».

Канонизированы два брата (их христианские имена — Роман и Давид) как страстотерпцы. По словам митрополита Ювеналия, «в богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово «страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственный страдания и смерть от рук политических противников».

Заметим, что примером для канонизации императора Николая II и царской семьи послужило как раз причисление к лику святых Бориса и Глеба.

Возможно, история с официальным признанием первых русских святых едва ли не интереснее и богаче событиями, чем их биография. К слову, здесь политика также занимает не последнее место.

После убийства своих кузенов Бориса и Глеба Святополку предстояло сразиться с их братом Ярославом Мудрым. Усобица кончилась тем, что Святополк бежал в Польшу, а Ярослав занял Киевский престол.

В 1054 г. Ярослав умер, и его сыновья поделили между собой земли. Изяслав (старший) остался в Киеве, Святослав (средний) занял Черниговское княжество (в состав которого, кстати, входили Муромские земли Глеба), а Всеволод (младший) стал князем в Переяславле. К нему же отошло Ростовское княжество, где раньше правил Борис.

Забегая вперед, отметим, что сыном Всеволода Ярославича был Владимир Мономах.

В древнерусской литературе есть несколько памятников, посвященных Борису и Глебу. В этих документах можно проследить удивительно четкую политическую направленность.

Изначально почитание Бориса и Глеба не было совместным, почитание Глеба (хотя он и был младшим) развилось раньше на Смоленщине, где был убит князь, и в столице княжества Чернигове. Там делались кресты-мощевики с изображением Глеба, а его тело было помещено в каменный саркофаг; в это же время мощи Бориса покоились в деревянной, менее прочной, раке (об этом можно прочитать в статье «Повести временных лет» за 1072 г., где рассказывается о перенесении мощей братьев в построенную для них церковь в Вышгороде).

Сыновья Ярослава враждовали, и в 1073 г. Святослав, заручившись поддержкой Всеволода, изгнал из Киева старшего брата Изяслава. Это было нарушение принципа престолонаследия, заложенного их отцом, по которому в Киеве должен был сидеть старший мужчина в роду.

За год до этого Изяслав построил деревянную церковь, посвященную Борису и Глебу. Святослав решил поставить вместо нее каменную. Это должен был быть грандиозный пятиглавый храм. Стены были возведены на 3 метра, когда князь умер. Было это в 1076 г., и в Киев вернулся изгнанный 3 года назад Изяслав. Через 2 года он погиб в битве с сыном Святослава, и Киевским князем стал Всеволод. Он возобновил строительство каменной церкви Бориса и Глеба.

Можно найти любопытные политические моменты в памятниках, посвященных этим святым. Исследователь А. Ужанков, например, предлагает сопоставить несколько текстов. Например, статьи из «Повести временных лет» и «Сказание о Борисе и Глебе», посвященные перенесению мощей святых в деревянную церковь, построенную Изяславом в Вышгороде.

В «Повести временных лет» упоминается только митрополит Георгий, официально поставленный на Руси с ведома Константинополя. В «Сказании…» помимо Георгия говорится о митрополите Неофите Черниговском. К тому же, в «Сказании…» присутствует эпизод, когда митрополит Георгий благословляет Изяслава, Святослава и Всеволода рукой Глеба, причем на голове Святослава остается ноготь святого как знак особой благодати. В «Повести временных лет» об этом не говорится.

В чем же дело? Есть мнение, что «Сказание…» было написано автором, который был политическим сторонником правившего в Чернигове Святослава. Поскольку почитание Глеба было распространено именно в Черниговских землях, святой стал считаться покровителем Святославичей. Поэтому князей, как пишет неизвестный сказитель, благословляют рукой младшего Глеба, а не старшего Бориса, ведь Глеб князю ближе. Поэтому же отмечается, что святой особо благоволит ему.

Надо сказать, такая поддержка святого была очень нужна князю, решившемуся преступить закон и отобрать Киевский престол у старшего брата.

С учетом истории разрешается и загадка со вторым митрополитом, не упомянутом в летописи. Есть мнение, что в то время на Руси существовало две митрополии — Киевская и Черниговская. Отсюда и два митрополита. Существует и другая версия. Святослав правил в Киеве с 1073 по 1076 г. После торжеств 1072 г., связанных с перенесением мощей святых, митрополит Георгий отбыл в Константинополь, а его преемник Иоанн прибыл только в 1077 г. Стало быть, митрополичья кафедра пустовала, и при князе вполне мог быть «исполняющий обязанности» митрополита Неофит, которого назначил Святослав. Отсюда и разночтения между «Сказанием», составленным автором, который хотел укрепить авторитет Ярослава, и «Повестью временных лет», составитель которой относился к князю негативно.

Само же «Сказание…», вероятно, было заказано по случаю строительства новой каменной церкви Бориса и Глеба и должно было быть приурочено ко дню второго перенесения их мощей, однако Святослав умер прежде, чем строительство было доведено до конца.

Несмотря на то что Глеб был более популярен на Руси и стал почитаться раньше, тем не менее в конце концов установилось почитание Бориса и Глеба, а не Глеба и Бориса. Почему? Здесь опять-таки имеется политическая подоплека. С одной стороны, главой семьи должен быть старший в роду (как завещал и Ярослав Мудрый), а старший из двух братьев — Борис. С другой — первенство Глеба не могло не вызвать ассоциаций с почитавшим его Святославом. А ведь князь нарушил завет отца. Куда правильнее во всех смыслах было отдать своеобразное «первенство» Борису.

К тому же в 1113 г. Киевским князем стал столь любимый на Руси Владимир Мономах. Он всячески улучшил существовавшие законы, повысил международный авторитет государства (кстати сказать, был женат аж на английской принцессе и приходился внуком константинопольскому императору), оставил детям руководство к праведной жизни — знаменитое «Поучение…». Одним словом, Мономах был очень правильным и благочестивым князем, примером для всех остальных правителей.

А Мономах, как мы помним, был сыном Всеволода, а Всеволод княжил в Переяславле и владел бывшими землями Бориса, так что Борис считался покровителем Всеволодовичей. Не случайно его вспоминает Мономах в своем «Поучении…». Так что и с этой точки зрения первенство отдали Борису — «патрону» уважаемого русичами Киевского князя Владимира.

При Мономахе 2 (по новому стилю — 15 мая) мая 1115 г. состоялось 2-е перенесение мощей святых Бориса и Глеба, которые были помещены в наконец-то отстроенной в Вышгороде деревянной церкви.

Что касается времени канонизации Бориса и Глеба, то, по всей вероятности, это произошло между 1086 и 1093 гг.

Митрополит Киевский и всея Руси

Митрополи́т Ки́евский и всея́ Руси́ — титул предстоятеля Русской церкви в период её нахождения в составе Константинопольского патриархата. Был учреждён после Крещения Руси в 988 году.

Несмотря на то, что в 1299 году Киев, вследствие разорения и запустения из-за монголо-татарского ига, перестал быть местом постоянного пребывания русского православного митрополита и его двора, все митрополиты, резиденции которых находились как во Владимире, так и в Москве, продолжали именоваться митрополитами Киевскими и всея Руси.

С 1461 года, после начала автокефалии восточно-русских епархий, находившихся в составе Московского государства, митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться митрополитами Московскими и всея Руси, а митрополиты западной Руси, имевшие резиденции в Новогрудке, Киеве и Вильно, стали именоваться митрополитами Киевскими, Галицкими и всея Руси, поскольку кафедральным городом оставался Киев.

В 1595 году Киевская митрополия приняла унию с Римско-католической церковью, став таким образом католической, и образовав Русскую униатскую церковь, предстоятель которой сохранил за собой титул Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.

В 1620 году была восстановлена православная Киевская митрополия, глава которой вновь стал носить титул Митрополита Киевского и всея Руси.

В 1686 году, после присоединения Украины к России Киевская митрополия была присоединена к Московскому патриархату.

Святитель Михаил, митрополит Киевский и всея Руси

Кондак 1

Избранный от Христа Бога сосуд, послан был еси в землю Русскую и язык наш святим крещением просветил еси святителю отче Михаиле, темже Владыце своему на небеси ныне предстоя, тому молися прилежно, от всяких бед и напастей избавитися стаду твоему, да зовем тебе:

Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Икос 1

Архангелов и ангелов Царь, и всея твари Создатель и Промыслитель, милосердие Свое яви к людем страны нашея, во тме идолослужения ходившим, и тя, святителю Михаиле, яко апостола посла, да сия просветиши светом истиннаго богопознания. И се твоими ученьми, яже первее жертвы бесом приношаху, ныне души своя дароносят Христу. Тебе же благодарственная сия возносят песнопения:

Радуйся, веры Христовы усердный насадителю.

Радуйся, идолослужение искоренивый;

радуйся, бесовския жертвы упразднивый.

Радуйся, свете, от востока возсиявый;

радуйся, тму идолобесия разгнавый.

Радуйся, учением Христовым люди просветивый;

радуйся, идольския требы крестом разрушивый.

Радуйся, ниву Христову добре возделавый;

радуйся, благоплодная семена на ней всеявый.

Радуйся, медоточная уста Христова;

радуйся, свирель благозвучная Духа Святаго.

Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Кондак 2

Видел еси, святителю Михаиле, плоды трудов твоея проповеди граждане бо славнаго града Киева, истине твоего учения всею душею и сердцем внемлюще, увероваша во Христа истиннаго Бога, мерзских же идолов отвратишася и овых убо сокрушаху, иных же с поруганием в реку вметаху, в нихже беси: “О люте нам”, вопияху. Зря сия, блаженне отче, радовался еси духом твоим, благодарно поя Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богодухновенен имея, досточудне отче Михаиле, буия люди божественным твоим учением добре наказав, и гладом душевным тающия, евангельским слова хлебом напитав, Христови сия привел еси: Ему же, святителю, молися, о похваляющих тя сице:

Радуйся, Церкве красото;

радуйся, архиереев доброто.

Радуйся, Православия светило;

радуйся, благочестия правило.

Радуйся, людей русских великий учителю;

радуйся, пророчествия во апостолех Первозваннаго славный совершителю.

Радуйся, лика Богоизбраннаго отцев Печерских предстоятелю;

радуйся, равноапостолам Кириллу и Мефодию равностоятелю.

Радуйся, дванадесять сынов Владимира купелию Крещения отродивый;

радуйся, тем всей земли его усердно послуживый.

Радуйся, веру Христову распространивый;

радуйся, прелесть демонскую низложивый.

Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Кондак 3

Силою богоугодных молитв твоих, святе, праотцем нашим пособивый в Единаго Истиннаго Бога уверовати, ложныя же боги отринути и сокрушити душевныя кумиры наши: гордость убо смирением, сребролюбие же нестяжанием, блуд целомудрием, гнев кротостию, чревоугодие воздержанием, зависть доброжеланием, уныние же крепким на Бога упованием. Да тако избывше перунов духовных, возможем Богу предстати, Ему же ты, отче, научил еси нас веровати и пети непрестанно: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи квас веры во Христа, жена, богомудрая княгиня Ольга, оный в сатех людей русских сокры. Тобою же, по воле Всемогущаго, все тесто державы Владимировы сквасив, возрасте в веру Христову. Сего ради приими от нашего усердия достойныя похвалы тебе:

Радуйся, Божие к Руси благоволение;

радуйся, молитв святыя Ольги исполнение.

Радуйся, славнодержавнаго Владимира великий советодателю;

радуйся, новоизбранных людей Христовых мудрый назидателю.

Радуйся, имже царие наши и вси людие русскии спасаются;

радуйся, имже архиереи наши, священницы же и монаси хвалятся;

радуйся, имже нищии от Бога богатеют и прославляются;

радуйся, имже претружденные старцы чрез веру Христову в раи упокоеваются.

Радуйся, имже младенцы преставившиися “Осанна в вышних” вопиют;

радуйся, имже души сынов русских, яко искры, по стеблию к небеси текут.

Радуйся, земли нашея прекрасное благословение;

радуйся, преславнаго града Киева освящение.

Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Кондак 4

Бурю идолов сокрушающую ощутивше, беси рыдающе вопияху: “О люте нашему окаянству. Яко прежде почитаемы от всех быхом, ныне же поругание от единаго подъемлем пришельца, иже учит человеки во Христа убо веровати, нас же сокрушати, Единому Богу поюще: Аллилуиа”.

Икос 4

Слышим древле от Божественнаго Писания, яко падоша стены Иерихонския, Иисусом Навином, кивоту обносиму: ныне же вемы, яко идоли падоша тебе, святителю Михаиле во страну Русскую пришедшу. Темже мы, чада твоя, тобою в пресветлую Крещения одежду одеяннии, благодарно восхваляем тя сице зовуще:

Радуйся, светильниче на горах Киевских светло возсиявый;

радуйся, из тмы к свету люди приведый.

Радуйся, терние многобожия весьма истребивый;

радуйся, теплотою любве Божественныя души отец наших согревый.

Радуйся, усты твоими Христа Сына Божия проповедавый;

радуйся, огненным языком твоим идольское нечестие обличивый.

Радуйся, в Триединаго Бога веровати отцы наши научивый;

радуйся, доброплодная древеса рая Иисусова насадивый.

Радуйся, яко от тебе людие русскии водою благодати умышася;

радуйся, яко тобою душевная очеса их во святей купели открышася.

Радуйся; яко тобою, во славу Божию, церкви многия создашася;

радуйся, яко тобою обители иноков соградишася.

Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Рyccкия преславный первопрестольниче.

Кондак 5

Богосияннаго светильника тя, Михаиле богомудре, Великий Владимир во омраченную идолослужением Русскую землю приведе, да и зде твоим пришествием освятятся людие и истинныя веры познанием вразумятся, православно и богоугодно возносити хвалебную песнь Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Икос 5

Слышав Патриарх Царьграда, яко Владимир Крещение святое восприя, и его яко святителей предначальника моляше: да мудраго учителя в Корсунь град пришлет и того митрополита земли Русской поставит, возрадовася зело и со освященным собором совет сотворив, избра тя, святе, сие великое послушание исполнити. Люди же русскии тя сретивше и благоговейный зрак лица твоего видевше, седы же твоея сладость слышавше, глаголаху:

Радуйся, благий наш наставниче;

радуйся, апостольския власти и чести преемниче.

Радуйся, во архиереех славный;

радуйся, в вере великий.

Радуйся, в повелениих доброразсудительный;

радуйся, в поучениих пресладостный.

Радуйся, кроткий нравом;

радуйся, высокий по Бозе житием.

Радуйся, правды усердный рачителю;

радуйся, неправды грозный обличителю.

Радуйся, яко твоими молитвами от вечныя смерти уповаем избежати;

радуйся, яко твоими ученьми жизнь вечную веруем стяжати.

Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Кондак 6

Проповедник Христовы веры явился еси в Новеграде, Михаиле священне, в онь же пришед, идолы сокрушая, требища разоряя, люди крестил еси, церкви созидал еси и пресвитеры по градом и весям поставлял еси, братолюбию и христианскому житию люди поучая и увещевая, да вси едиными усты и единым сердцем с тобою навыкнут Христу Богу пети: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, святителю Христов, яко звезда пресветлая во Отечествии нашем, и тьму идолобесия светом Божественных твоих учений до конца подавил еси. Сего ради тя, яко ангела Божия, люди русскии почитаху зовуще:

Радуйся, веры нашея во Христа начало;

радуйся, Церкве Божия в Руси основание.

Радуйся, иерархом в проповедании слова Евангельскаго образе.

Радуйся, иноком, в путь богоугоднаго жития текущим, правило.

Радуйся, праведной жизни миряном виновниче;

радуйся, всем добродетельно живущим венечниче.

Радуйся, чистотою душу твою украсивый;

радуйся, путь жития временнаго во смирении духа препроводивый.

Радуйся, делы благими светло просиявый;

радуйся, премногими чудесы люди удививый.

Радуйся, яко слово благо о пастве твоей Пастыреначальнику Христу воздал еси;

радуйся, яко от руку Его праведное воздаяние приял ecи.

Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Pyccкия преславный первопрестольниче.

Кондак 7

Хотя преблагий Бог новыя люди Себе избрати, первее в познание Божественное великаго во царех Владимира приведе, иже умным сиянием благодати во святей купели освещся, прият тя пастыря вышним откровением, на Русь же овцам Своим, в неверии заблуждшим, приведе. Таже учением и Крещением во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа в воде сия омыв во двор Христов привел еси. С ними же ныне престолу Его предстоя, молися да и нас сподобит с тобою на небеси приносити песнь Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя апостола зрим, архиерее блаженне Михаиле, землю Русскую обтекающа: яко достигнута тебе неко граду Ростову, идеже людей великое множество крестил еси и веровати в Троице Единому Богу научил еси, благочестию и благоразумию тыя наказав и церкви многия воздвиг, пресвитеры же и диаконы им поставил еси, и уставы благочестны тем преподал еси, глаголющим тебе сицевая:

Радуйся, благодатию Крещения главу Руси, аки диадимою увенчавый;

радуйся, православием, аки перстнем, землю нашу Христу обручивый.

Радуйся, сию в благочестие, аки в порфиру царскую облачивый;

радуйся, Евангелие Христово, аки гривну златую на выю ея возложивый.

Радуйся, Крест Господень в державу непобедимую ей даровавый;

радуйся, вся чада ея православная Христу Господу и Пречистей Его Матери усыновивый.

Радуйся, женише Церкве пресветлый;

радуйся, сыне Небеснаго Отца преславный.

Радуйся, отче отцев, велелепая красото;

радуйся, пастырю пастырей, всехвальная доброто.

Радуйся, и всех родов русских молитвенниче;

радуйся, небесных Ангелов собеседниче.

Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Кондак 8

Странствующим и блуждающим в пустыни идолослужения сыном русским был еси путевождь в землю обетованную преподобне отче Михаиле, аще и не четыредесять лет якоже Моисей, но четыре лета точию люди Киевския страны детоводил еси, не манною тленною, но истинным хлебом с небесе сшедшим сия питая, иже есть Христос Господь. Сему убо поем о тебе песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Весь в Бозе быв, архипастырю приснопамятне угождати тому присно паству твою поучал еси, чад твоя духовная и умоляя ничтоже любви Христовой предпочитати, мы же твоих чад духовных внуцы, тебе глаголем сице:

Радуйся Христа Господа всею душою и сердцем возлюбивый;

радуйся, веровати Ему и любити Его и нас научивый.

Радуйся, яко Богy вельми yгодил еси;

радуйся, яко закон Божественный нам преподал еси.

Радуйся, Небеснаго Владыки рабе благий и верный;

радуйся, данный тебе талант не сокрывый, но трудолюбно умноживый.

Радуйся, многу куплю им сотворивый,

радуйся, похвалу велию от Господа твоего получивый.

Радуйся, под иго благое Христово, со смирением выю свою подклонивый;

радуйся, тяготу дне и вар, в винограде Его со усердием подъявый.

Радуйся, динария вместо Небесное Царствие от Христа восприявый;

радуйся, в райских обителех по трудех твоих сладце почивый.

Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Кондак 9

Вси людие русскии, первее языческим многобожием блуждавшии, ныне же тобою, святителю Божий Михаиле, добре наставленнии к Боговедению приидоша и во святей купели от слепоты разумных очес избавльшеся, Единаго Создателя своего прославляют, Тому воспевающе: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к прославлению трудов и подвигов твоих, духоносне отче, яже ты подьял еси: тако бо по вере ревновал еси, яко и к безбожным aгаряном, к болгаром и сарацыном мужа некоего Марка философа на проповедь послал и люди ко Христу призывал. Ныне же глаголем тебе сице:

Радуйся, подобно Илии по Господе Бозе поревновавый;

радуйся, о распространении святыя веры Его много порадевый.

Радуйся, во славу Христову потрудивыйся;

радуйся, достопокланяемое имя Его пред языки пронесый.

Радуйся, усердием во учении Христове апостолом уподобивыйся;

радуйся, во спасении душ человеческих самому Христу подражавый.

Радуйся, любве Божественныя исполненный;

радуйся, состраданием к ближнему насыщенный.

Радуйся, громе капища языческая разрушаяй;

радуйся, тимпане велегласный славу Божества Христова возвещаяй.

Радуйся, яко дерзновение велие ныне ко Христу имаши;

радуйся, яко престолу Ею в радости неизреченней предстоиши.

Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Кондак 10

Спасения людем желая и Церкви добраго утверждения, пастырю наш преблагий, потщался сей изрядно вся устроити о русском племени новоизбранных: пастыри и учители по градом поставил еси и тем стадо словесных овец споручив, Пастыреначальнику Христу сцарствовати сам отшел еси на великий плач и рыдание паству твою и князя Владимира подвигнув, к мощем твоим припадающих, Богу же жалостне зовущих: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго Христа Бога верный раб и служитель был еси, отче наш Михаиле, и аще о Господе сном cмерти почил еси, обаче святое тело твое тлению бысть непричастно, недугом же человеческим врачевательно явися. Темже раце мощей твоих предстояще, молитвенно восхваляем тя:

Радуйся, яко нетлением тела твоего на земли светиши; радуйся, яко святостию души твоея на небеси блистаеши.

Радуйся, страны русския пресветлое озарение; радуйся, великаго храма сего преизрядное украшение.

Радуйся, града твоего Киева великий заступниче; радуйся, обители Печерския усердный молитвенниче.

Радуйся, о всех чадех Церкве православныя теплый пред Богом ходатаю; радуйся, всем призывающим тя на помощь скорый предстателю.

Радуйся, яко богоугодным житием твоим, аки солнцем пресветлым всех нас просвещаюши; радуйся, яко апостольскими трудами твоими весь мир удивляеши.

Радуйся, егоже тело пречестное яко кипарис благовонный, в Церкви Божии благоухает; радуйся, его же душа пресвятая яко кедр в раи Христове в радости процветает.

Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Кондак 11

Пением хвалебным величаем тя, святителю Божий Михаиле, и ходатая у Престола Небеснаго Владыки имени тебе чаем. Не посрами убо веры нашея, пастырю предобрый, но приими молитвы наша, яко кадило благовонное, и умоли Христа да дарует и нам добродетельне жизнь нашу скончати и с тобою у Христа водворитися, да услышим глас твой к Нему о нас: се аз и дети, яже ми дал еси, Господи, и к Нему с тобою вкупе воспоем: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная луча был еси, богомудре отче Михаиле, во тме многобожия седящим, путеводящая к Солнцу Правды Христу Богу, Ему же молися, во свете заповедей Его вcегда нам пребывати, радостное пение тебе приносящим:

Радуйся, светильниче Трисияннаго Света; радуйся, заре Незаходимаго Солнца.

Радуйся, огню идольское нечестие попаляяй; paдуйся, пламеню, еретическая учения пожигаяй.

Радуйся, святителю, поучаяй всех, яко несть инаго Бога, кроме Небеснаго; радуйся, человеков вразумителю, глаголяй, яко несть спасения вне соборныя апостольския Церкве.

Радуйся, на богоугодное житие наставляяй; радуйся, в Небесное Царствие путь показуяй.

Радуйся, звездо путеводящая ко Христу; радуйся, путю, имже приидохом к истинному Богу.

Радуйся, ключу врата райская сыновом русским отверзый.

Радуйся, ходатаю, безчисленное множество сих тамо водворивый.

Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Кондак 12

Благодать Божия по летех мнозех тело твое святое нетленно в земли соблюде, в церкви Десятинней положено, и яко сокровище многоценное пастве твоей цело и невредимо сие яви, яко ниже одежд твоих священных коснутися тлению: отсюду убо верою уразумехом, яко Христу предстоиши и молишися о почитающих тя и поющих Ему тебе ради: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще святое и преславное житие твое, Михаиле равноапостольне, почитаем твою священную память, ревность же твою по Бозе восхваляем, любовь твою ко Христу и к ближнему превозносим. Ты же, о, всеблаженнейший отче, не возгнушайся смиренным сим пением:

Радуйся, яко Престолу Пресвятыя Троицы предстоиши; радуйся, яко Всемогущаго о всем мире молиши.

Радуйся, яко со архангелы и ангелы Трисвятую песнь на Небеси поеши; радуйся, яко со апостолы в райских обителех пребываеши.

Радуйся, яко с лики святителей пред Богом о душах наших душа ходатайствуеши; радуйся, яко с полки преподобных спасению нашему споспешествуеши.

Радуйся, яко с Пречистою Девою Богородицею, руце свои пречестныя о мире Отечества нашего ко Христу воздеваеши; радуйся, яко о соединении людей непрестанно Его умоляеши.

Радуйся, со пророки и мучeники Bышняго Царствия наследниче; радуйся, рая Божия со всеми святыми единовсельниче.

Радуйся, небесных величий и красот зрителю; радуйся, безконечных сладостей и блаженств райских обладателю.

Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Кондак 13

О, всехвальный и предивный чудотворче, отче наш Михаиле, русския страны первый святителю и всех православных христиан предстателю, приими сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое, и молитвами твоими испроси нам у Бога в веце сем житие тихое и добродетелей исполненное, да и в жизни будущей сподобимся купно с тобою пети в Троице Единому Бoгy: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Святитель Михаил

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: жития святых
  • первосвятитель

    Смотреть что такое «первосвятитель» в других словарях:

    • первосвятитель — сущ., кол во синонимов: 1 • макарий (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    • первосвятитель — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

    • АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 24 — 29 ИЮНЯ 2008 г. — Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя. В работе А. С. участвовали 183 архипастыря. В деяниях А. С. впервые принимали участие архиереи РПЦЗ: среди членов президиума Собора был первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митр. Восточно… … Православная энциклопедия

    • ИОАСАФ I — Иоасаф I, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. № 440. F.IV.764) Иоасаф I, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. № 440. F.IV.764)(† 28.11.1640), патриарх… … Православная энциклопедия

    • Ермоген, патриарх Московский и всея Руси — (Ермолай) святитель, патриарх Московский и всея Руси, священномученик. Память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября. Родился он не позднее 1530 года. О происхождении и образовании его никаких сведений не сохранилось. Известно только, что… … Большая биографическая энциклопедия

    • ИННОКЕНТИЙ — Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон ря в Иркутске) Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон ря в Иркутске) (Кульчицкий Иоанн; 1680 1682, Малороссия… … Православная энциклопедия

    • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ) — От основания до сер. VII в. Александрия Судьбы Александрийского Патриархата, особенно на раннем этапе его становления, в значительной степени определялись спецификой исторического развития столицы эллинистического и рим. Египта Александрии. Этот… … Православная энциклопедия

    • АЛЕКСИЙ II (Ридигер Алексей Михайлович) — (Ридигер Алексей Михайлович; 23.02.1929, Таллин, Эстония–5.12.2008, Москва), Патриарх Московский и всея Руси. Род Ридигеров. Детство и юность Съезд РСХД. Первые слева в верхнем ряду Михаил Александрович и Елена Иосифовна Ридигеры, в центре прот.… … Православная энциклопедия

    • АРЛЬ — , г. в юго вост. Франции (Прованс, деп. Буш дю Рон), расположен в устье р. Рона. История В нач. I тыс. до Р. Х. на территории А. существовало лигурийское поселение; в VII в. до Р. Х. выходцы с о ва Родос … Православная энциклопедия

    • ГЕРОНТИЙ — Свт. Геронтий, митр. Московский. Икона. Кон. XVII нач. XVIII в. (ГМИР) Свт. Геронтий, митр. Московский. Икона. Кон. XVII нач. XVIII в. (ГМИР) († 28.05.1489), свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг. в Соборе Московских святых), митр.… … Православная энциклопедия

    МИХАИЛ I КИЕВСКИЙ

    Михаил I (+ 992/998), митрополит Киевский, святитель

    Память 15 июня в день преставления, 30 сентября на перенесение мощей в 1730 году, в Соборе Киевских святых

    Исторические гипотезы

    Святитель Михаил почитается первым митрополитом Киевским. Но древнейшие русские летописи или вовсе не упоминают о митрополите при святом Владимире, или называют первым митрополитом грека Леона; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта. Михаил упоминается впервые в «Степенной книге» и Никоновской летописи. Новейшие историки склоняются к мнению, что первым митрополитом был Леон, а для объяснения предания о Михаиле предлагают различные гипотезы, из которых ни одна не может считаться прочно обоснованною.

    Исконное предание Русской Церкви признавало Михаила первым митрополитом Киевским. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) первый сделал попытку научно обосновать это церковное предание, за ним и под его влиянием это мнение получило научное утверждение в изданном Киевской духовной академией в 1839 году исследовании студента академии VІI курса, иеромонаха Евсевия (Ильинского) (1831-1835), впоследствии экзарха Грузии, под заглавием: «Кто был первый митрополит Киевский?» и было принято такими учеными, как церковные историки преосвященные Филарет (Гумилевский) и Макарий (Булгаков) и историк С. М. Соловьев.

    Митр. Платон (Левшин) писал:

    «Некоторые летописцы почитают сего Леонтия первым митрополитом Киевским и всея России. Сие можно согласить так, что Михаил был прислан или сам, по ревности к вере, со Владимиром выйти согласился не столько для управления Церкви Российской, которая только что возрождалась, в сан ее митрополита, сколько для насаждения веры христианской, нужных на первый случай духовных учреждений, и может почитаем быть как апостол Российской Церкви; а Леонтий прислан уже по обращении всего народа в точном характере митрополита Киевского и всея России для управления духовенства и всей Церкви Российской и с надлежащим постановлением, какие должны быть его права и какая по духовным делам власть. И сие видно из того, что Михаил митрополит хотя привел с собою шесть епископов, но никого никуда в правление епархии по городам не определил; а сие учинил уже митрополит Леонтий» . Митрополит Московский Макарий (Булгаков) полагает, что первый митрополит Киевский Михаил занимал кафедру с 988 по 992 год, а Леон Киевский был вторым митрополитом с 992 до 1003 года.

    С другой стороны, церковное предание о том, что первым митрополитом Киевским был Михаил, отрицалось главнейшими представителями русской исторической науки времен митрополита Евгения, начиная с историографа Карамзина. Бестужев-Рюмин, Карамзин, Костомаров, Иловайский и Малышевский отрицают бытие митрополита Михаила в Киеве в X веке.

    Е. Голубинский утверждает, что присланный патриархом Фотием в царствование греческого императора Василия Македонского епископ Михаил крестил Руссов Черноморских; мощи его с течением времени, когда Тмутаракань была утрачена русскими и подпала власти половцев, были перенесены тмутараканскими монахами в Киево-Печерский монастырь.

    Протоиерей П.Г. Лебединцев думает, что Киевский митрополит Михаил занимал кафедру митрополичью в XII веке, прибыл из Константинополя в 1131 году при великом князе Мстиславе Владимировиче, а скончался в 1147 году в княжение Изяслава Мстиславича, первым же митрополитом Киевским признает, согласно с Е. Голубинским и другими, Леона. Того же мнения держатся А. Попов, А. С. Павлов, М. Чельцов, граф Д. А. Толстой и Ф. Терновский.

    По А. В. Поппэ , источник предания о митр. Михаиле — так называемый церковный устав Владимира I, который восходит к XII—XIII вв. Согласно этому памятнику, Михаил современник Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что, в свою очередь, породило мнение, что Михаил являлся тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 967 (987?) г. Появление имени Михаила в церковном уставе объясняется тем, что в Повести временных лет под 988 годом находится наставление о вере, якобы преподанное новокрещеному Владимиру. Оно представляет собой не что иное, как сокращенный перевод символа веры, составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это «наставление» как написанное ради Владимира и, таким образом, заключили, что автор символа веры был и первым русским митрополитом.

    Жизнеописание

    Был родом сириец или, по другим летописным данным, болгарин или серб. Когда св. равноапостольный князь Владимир решил просветить Русскую землю святым Крещением он послал в Царьград просить для этого пастырей. Для этого патриарх свт. Николай II Хрисоверг прислал в Корсунь шесть епископов, множество священнослужителей и клириков во главе с митрополитом Михаилом, мужем премудрым и святой жизни. Они привезли также иконы, богослужебные книги на славянском языке, церковную утварь и мощи угодников Божиих. Церковь поет «Нищетою неверия одержимой земле Российской принес святитель Михаил из царствующего града Царьграда Евангелие Христово и сие даровал ей» .

    Из Корсуни вместе с новокрещеным князем митрополит прибыл в Киев в 989 году где начал своё ревностное служение по распространению Христианства на Руси. Крестив 12 сыновей князя Владимира, бояр и киевский народ, собравшихся для этого на Днепре, святитель начал заботиться об уничтожении языческих суеверий. Из храмов, построенных в Киеве, самым большим являлся Десятинный в честь Успения Пресвятой Богородицы на постройку которого святитель Михаил благословил великого князя Владимира и куда перенесли гроб с мощами великой княгини Ольги. С митрополитом Михаилом связывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а с прибывшими с ним из Царьграда монахами – основание Киево-Межигорского монастыря.

    После крещения Киева первосвятителю предстояло обращать народ всей русской земли и для этого он посетил с проповедью главные после Киева города русские — Новгород в 990 году и Ростов Великий в 991 году. В Новгород он отправился в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни и Анастаса Корсунянина. Здесь он сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров. В Ростове успех его проповеди был значительнее: он крестил без числа людей, воздвиг много церквей, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления. Им была основана первая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове и поставлен епископом свт. Феодор Грек. За годы служения святителя Михаила храмы открывались также в Переяславле, Чернигове, Белгороде, Владимире Волынском и других городах Руси.

    Летописец повествует, что при святом Михаиле «вера православная расцвела и засияла, как солнце». Святитель Михаил отличался кротостью, смирением, неутомимостью в трудах и был истинным отцом своей паствы. Он был мудрым и строгим иерархом. Он поставлял пресвитеров, избирал опытных наставников, и им поручал дело обучения и образования детей в страхе Божием и целомудрии. При нем приняли крещение четыре болгарских князя и один печенежский. Известно еще, что он отправил монаха Марка проповедовать христианскую веру к волжским болгарам-мусульманам. Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется «Первоначальником» Русской Церкви. Святитель упокоился от своих трудов в Киеве в 992 году . Днем кончины предание называет 15 июня.

    По надписи XVIII в. у его раки (приведенной в «Описании Киево-Печерской лавры» митрополита Евгения) в 994 г. в царствование Василия и Константина, при патриархе Николае Хризоверге, пришел в Киев с крестившимся кн. Владимиром присланный из Царьграда святитель Михаил Сирин, который и был первым митрополитом всея России; он крестил сыновей Владимира и киевлян и в один год обратил в христианство всю землю русскую; умер в 998 году и погребен в Десятинной церкви.

    «Православная энциклопедия» обозначает дату кончины более расплывчато: «кон. X — нач. XI в. (?)»

    Почитание

    Изначально мощи святителя покоились в Десятинной церкви, законченной в 996 году, а около 1103 года, при Печерском игумене Феоктисте, они были обретены нетленными и перенесены в Антониеву пещеру . Они пребывали в Ближних Пещерах Лавры вплоть до 1730 года, когда по представлению архимандрита Романа (Копы) и по именному указу от 23 июля, были перенесены 1 октября того же года в великую соборную Печерскую церковь. Здесь они почивали открыто в специальной раке вплоть до 3 ноября 1941 года, когда Успенская соборная церковь была взорвана.

    Когда он причтен к лику угодников, точно неизвестно, но его имя значится в списке преподобных Антониевой пещеры и у Кальнофойского в 1638 году. Также в книге Акафистов с канонами, напечатанной в Печерской типографии в 1677 году в 9 песни, 1 стихе Правила преподобных отцов печерских, поставлено его имя. Лик святителя Михаила традиционно пишут на самом распростаненном варианте иконы Собора Киево-Печерских святых, известной с первой половины XVIII века . Однкао, в общих месяцесловах Русской Православной Церкви, его, как и прочих Печерских преподобных, не было. Указами Святейшего Синода 15 июня 1762 года, 18 мая 1775 года и 31 октября 1784 года дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврскою типографиею, а указом 6 августа 1795 года поведено было сочинить обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в Четьих Минеях.

    Молитвословия

    Тропарь, глас 4

    Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона (фрагмент)

    Дне́сь проро́чествие во апо́столех Первозва́ннаго испо́лнися,/ се бо на сих гора́х возсия́ благода́ть и ве́ра умно́жися:/ и, и́же неве́рием обветша́вшии,/ Боже́ственною купе́лию отроди́шася,/ и бы́ша лю́дие обновле́ния,/ ца́рское свяще́ние, язык свят, Христо́во ста́до,/ ему́же ты пе́рвый па́стырь яви́лся еси́,/ я́ко пе́рвее Креще́нием послужи́вый./ И ны́не, предстоя́ Вла́дыце Христу́ Бо́гу,/ моли́ всем сыно́м ру́сским спасти́ся:// и́маши бо дерзнове́ние я́ко иера́рх Бо́жий и священнослужи́тель.

    Кондак, глас 2

    Моисе́й вторы́й Росси́и яви́лся еси́, о́тче,/ пренесы́й мы́сленный виногра́д от еги́петскаго идолослуже́ния/ в зе́млю, проро́чествием предуви́дену./ Бу́дет, рече́, утвержде́ние ве́ры на земли́,/ и на ве́рсех гор Ки́евских превознесе́тся па́че лива́на/ плод, пита́ющ ми́ра всего́,/ от него́же вкуси́вше,// ублажа́ем тя́, Михаи́ле, Бо́жий иера́рше.

    Использованные материалы

    Митрополит Платон (Левшин). «Краткая Российская Церковная история» Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010, стр. 28

    По Иоакимовской летописи.

    Из службы свт. Михаилу.

    дядя св. Владимира по матери

    Дата по свидетельству Никоновской летописи.

    Злотникова И. В., Флоря Н. Б. Михаил, свт. (пам. 30 сент.), митр. Киевский. — Православная энциклопедия, т. XL, с. 546.

    Согласно «Описанию» Киево-Печерской Лавры митрополита Евгения (Болховитинова). Также по свидетельству надписи на ныне уничтоженной раке в которой покоились мощи. См. . См. также Жития Святых свт. Димитрия Ростовского, .

    «Глава 34», Дятлов. В., ред., Патерик Киево-Печерский, т. 1, Киев, Типография Киево-Печерской Лавры, 2004, 248.

    В сентябрьской Минее это слово дано в форме: «сыново́м».

    В сентябрьской Минее в этом слове ударение поставлено иначе: «версе́х».

    В сентябрьской Минее это слово дано в форме: «пита́яй».