Пересвет и ослябя: кто это?

Картина: Преподобный Сергий Радонежский благословляет на брань великого московского князя. Дмитрия Донского и даёт ему Пересвета и Ослябю В монастыре Пересвет и Ослябя были братьями, происходили из старинного боярского рода на Брянщине и славились своим воинским мастерством. Впрочем, возможно, родными братьями они и не были, а зафиксированное в тексте «Сказания о Мамаевом побоище» обращение их друг к другу «брате!» объясняется тем, что они оба были монахами. Все источники повествуют о том, что, незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известно подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Одни истолковывают это место так, что преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, а другие говорят о том, что оба они уже были к тому моменту схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на крест, чем на доспехи. На поле Куликовом Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение. Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его». Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!». «Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались. Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар. Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим. Ослябя по одному из преданий тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения. Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году. После битвы Александр Пересвет был погребен в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода). Там же был погребен и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День их памяти отмечается 7 (20) сентября.

Святые Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Иеромонаху Иову (Гумерову) был задан вопрос, касающийся историчности событий и личностей Пересвета и Осляби

Иеромонах Иов (Гумеров)

Вопрос:

В настоящее время подвергается сомнению тот факт, что Александр Пересвет и Родион Ослябя были иноками. Некоторые утверждают, что на момент Куликовской битвы они даже не были христианами. Такое утверждение содержится в статье «Быль про “инока” Пересвета или как церковь к Русскому подвигу “примазалась”». Есть ли какое-то противоядие от таких нападок? Есть ли научные работы, подтверждающие позицию Церкви?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Перед нами небольшая заметка, в конце которой стоит подпись «Озар Ворон». Подлинное же имя автора – Лев Рудольфович Прозоров. Вопрос о том, были ли Александр Пересвет и Андрей Ослябя иноками Троице-Сергиевой обители, лишь повод. Цель автора – внушить читателю мысль, что Церковь и «церковники» не только не боролись с иноземным завоевателями, но даже помогали им.

Известно, что всякая клевета исходит из демонического источника. Во время страшного нашествия, прокатившегося по стране в 1237–1240-х годах, Церковь вместе с князьями и воинами защищала свою землю. Без вести пропал в 1240 году во время штурма Киева митрополит Иосиф. Погибло много архиереев, священников и монахов. Огромное число храмов было разрушено или осквернено. Когда борьба закончилась, князья и Церковь стояли перед тяжелым выбором: либо признать завоевание реальным фактом, либо обречь людей на физическое уничтожение, призывая к дальнейшей борьбе.

Дальновидную и мудрую политику повел тогда святой благоверный князь Александр Ярославич (Невский), который в 1242 году сопровождал своего отца великого князя Ярослава Всеволодовича в Орду. По смерти отца (1246 г.) он в 1247 году вместе с братом Андреем вновь отправился в Орду. На эту поездку он употребил два года и возвратился с ярлыком на княжение в Киеве и Новгороде. Затем, после очередной поездки в Орду, получил ханский ярлык на княжение во Владимире. Всего благоверный князь Александр Невский ездил в Орду четыре раза. Хватит ли дерзости у Льва Рудольфовича кинуть камень в великого защитника русской земли?

За 188 лет (с 1242 г. по 1430 г.) русские князья 70 раз приезжали в Орду (В.В. Похлебкин. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в 1238-1598 гг. М., 2000). Ярлык, подтверждающий великокняжескую власть, получил от хана в 1361 году и великий князь Димитрий Иоаннович (Донской). Однако автор за ярлыки обвиняет именно «церковников»: «Ярлыки, которыми награждали митрополитов ханы Менгу-Темир, Узбек, Джанибек и их потомки, говорят сами за себя». Автор заметки пытается построить обвинение на том, что Церковь была полностью освобождена от всяких податей. Однако это вовсе не связано с «раболепием» митрополитов перед ханами, а основывалось на Великой Ясе Чингисхана. «Она была монгольским императорским законом, сформулированным Чингисханом; и сами монголы рассматривали ее именно в этом свете. Для них она была обобщенной мудростью основателя империи» (Г. В. Вернадский). По-видимому, Лев Рудольфович о ней не знает. «Он (Чингисхан) приказал уважать все религии и не выказывать предпочтения какой-либо из них (Макризи, разд. II). Эта часть Ясы стала основанием монгольской политики религиозной терпимости» (Г.В.Вернадский. Монголы и Русь. Тверь-Москва, 1997). Приведу еще мнение исследователя. «В соответствии со сводом законов “Яса”, составление которого приписывалось Чингисхану, его потомки обязаны были освобождать служителей культов от всех податей и повинностей» (Иван Белозёров. Русские митрополиты и ханы Золотой Орды: система отношений. – Вестник МГУ, сер.8, История, 2003, №3).

Автор разбираемой заметки особо тщится доказать, что общепринятое мнение о том, что Александр Пересвет и Андрей Ослябя были иноками, миф. Поскольку автор поставил цель ниспровергнуть 600-летнию историческую традицию, закрепленную трудами выдающихся историков XIX-XX столетий (Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова и др.), естественно ожидать серьезного изыскания, знания научной литературы, анализа источников и точных ссылок.

Ничего подобного нет. Все познается в сравнении. С.М.Соловьев, составивший 29-ти томный труд, посвятивший много времени изучению источников, пишет: «Перед выступлением из Москвы великий князь отправился в Троицкий монастырь, недавно основанный св. пустынником Сергием, о котором было уже раз упомянуто в рассказе о нижегородских событиях; Сергий благословил Димитрия на войну, обещая победу, хотя соединенную с сильным кровопролитием, и отпустил с ним в поход двух монахов – Пересвета и Ослябя, из которых первый был прежде боярином в Брянске, и оба отличались в миру своим мужеством. Оставя в Москве при жене и детях воеводу Федора Андреевича, Димитрий выехал в Коломну, куда собралась огромная рать, какой прежде никогда не видывали на Руси, – 150000 человек!» (История России с древнейших времен. Т.3, гл.7). Заметим, что крупнейший исследователь не был «церковником», а принадлежал скорее к западникам.

Что этому взгляду противопоставляет автор двухстраничной заметки?

1. «Летописи про него вообще молчат» – утверждает автор.

Неправда. В Никоновском летописном своде читаем: «И начя просити у него князь великий Пересвета и Ослебя, мужества их ради и полки умеюща рядити, глаголя сице: “Отче, даждь ми два воина от своего полку чернечьскаго, дву братов: Пересвета и Ослебя”. Сии бо суть ведоми всем ратници велиции и богатыри крепции и смыслени зело к воиньственному делу и наряду. Преподобный же Сергий повеле им скоро уготовитися на дело ратное; они же от всея душа послушание сотвориша к преподобному Сергию, никакоже отвръгошася повеления его. Он же даде им оружие в тленных место нетленное, крест Христов нашит на схимах, и сие повеле им вместо шоломов возлагати на главы своя и крепце поборати по Христе на враги Его» (Полное собрание русских летописей, т. XI, С.-Пб., 1897, с.53). Никоновская летопись является одним из важных источников по истории России. «Основная ценность Никоновской летописи состоит в богатстве сведений по русской истории: ее составители, стремясь к наибольшей полноте, соединили извлечения из нескольких летописных сводов. Есть в Л. Н. и уникальные, только в ней встречающиеся известия» (доктор филологических наук, профессор О. В. Творогов. – Словарь книжников и книжности древней Руси, Л., 1998, Часть 1).

2. «В самых же ранних редакциях “Задонщины” Пересвета и чернецом-то вовсе не именуют».

Вновь искажение. У «Задонщины» нет ранней и поздней редакций, а есть списки, самостоятельно восходящие через два извода к не дошедшему до нас автографическому тексту 80-х годов XIV века. Списков всего шесть: Ундольского – У (XVII в.), Ждановский – Ж (Х5II в., отрывок); Исторический первый – И-1 (конец XVI в., без начала),. Исторический второй – И-2 (начало XVI в., отрывок); Кирилло-Белозерский – К-Б (1470-е гг.); Синодальный – С (XVII в.). Вновь обратимся к оценкам специалистов. Как писал доктор филологических наук, много лет посвятивший изучению этого произведения, Л.А. Дмитриев: «Каждый в отдельности список “Задонщины” имеет такое количество искажений и дефектов, что издание произведения по какому-либо одному из списков не даст достаточно полного и ясного представления о тексте произведения. Поэтому уже с давних времен принято давать реконструкцию текста “Задонщины” на основе сравнительного анализа всех списков памятника» (Библиотека литературы Древней Руси. СПб., Наука, 1999, т. 6). В основу существующих научных изданий «Задонщины» положен список Ундольского.

Итак, что говорит текст, который исследователи считают самым авторитетным из всех списков «Задонщины»?: «Пересвета-чернеца, брянского боярина, на место суда привели. И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: “Лучше нам убитыми быть, нежели в плен попасть к поганым татарам!” Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золочеными доспехами сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу. В такое время старому человеку следует юность вспомнить, а удалым людям мужество свое испытать. И говорит Ослябя-чернец своему брату старцу Пересвету: “Брат Пересвет, вижу на теле твоем раны тяжкие, уже, брат, лететь голове твоей на траву ковыль, а сыну моему Якову лежать на зеленой ковыль-траве на поле Куликовом, на речке Непрядве, за веру христианскую, и за землю Русскую, и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича”» (Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. Пер. Л.А. Дмитриева. M., 1981. С. 96 – 111).

Автор статьи увлекся настолько, что Александра Пересвета объявляет язычником (в другом абзаце – полуязычником) приведя слова одного из списков: «Лучши бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели нам от поганых положеным пасти». При этом автор умалчивает, что «Задонщина» является поэтическим подражанием «Слову о полку Игореве». Приведенные выше слова сказаны не Александром Пересветом, а переписчиком, составившим Кирилло-Белозерский список, который впервые и дал название «Задонщина». Какие слова стояли в не дошедшем до нас автографическом тексте, мы не знаем. В разных списках по-разному:

– И-1: Луче бы посеченым пасти, а не полоняным въспети от поганых.

– У : Лутчи бы нам потятым быть, нежели полоненым быти от поганых.

Лев Рудольфович не обратил внимание на то, что процитированные им слова, в которых он увидел готовность на «самоубийство», стоят в списке, составленном монахом Ефросином, который вкладывает в них положительный смысл.

3. Основным памятником Куликовского цикла является Сказание о Мамаевом побоище. «Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии – Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь». Старец же преподобный велел тем обоим быстро собраться идти с великим князем, ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили. Они же тотчас послушались преподобного старца и не отказались от его повеления. И дал он им вместо оружия тленного нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя».

Существует обширная научная библиография, посвященная этому памятнику. Автор заметки ее не рассматривает, а только несколькими эмоциональными фразами пытается уничтожить значимость памятника: «Тогда же возникло и “Сказание о Мамаевом побоище”, перекроившее чуть не всю историю Куликовской Битвы “на злобу дня”».

От этого безапелляционного высказывания перейдем к словам ученого, посвятившего полвека изучению памятников Куликовского цикла – доктора филологических наук Л.А.Дмитриева (1921-1993): «Мы, не имея возможности непосредственно возводить “Сказание” к пространной летописной повести или же пространную летописную повесть к “Сказанию”, должны признать, что оба произведения пользовались каким-то общим источником или несколькими общими источниками, которые наиболее полно отразились в “Сказании”. И у нас есть основания утверждать, что в большинстве подробностей и деталей “Сказания” исторического характера, не имеющих соответствий в пространной летописной повести, перед нами не поздние домыслы, а отражение фактов, не зафиксированных другими источниками» (История памятников Куликовского цикла. – «Сказания и повести о Куликовской битве, М., Наука, 1982, с. 346-47»).

4. «Молчит про него и про его брата Ослябю и житие Сергия Радонежского».

Автор не знает элементарного исследовательского принципа: отсутствие какого-либо факта в том или ином документе не является аргументом против достоверности этого факта, а лишь поводом для изысканий и объяснений. Житие преподобного Сергия было написано Епифанием Премудрым в 1418 г. и в 40-е годы того же столетия было переработано Пахомием Лагофетом. Текст состоит из нескольких десятков страниц.

Он не вместил и сотой доли того, что совершил великий святой. Приведу только три примера. В Житии, составленном Епифанием Премудрым, ничего не говорится о миротворческих делах преподобного Сергия, которые оказали влияние на процесс объединения русских княжеств под властью Московского великого князя Димитрия Иоанновича. Так в 1365 году он посетил Нижний Новгород и склонил князя Бориса Константиновича повиноваться великому князю Димитрию Иоанновичу, требовавшему возвращения ему Нижнего Новгорода. Преподобный Сергий примирил с великим князем Московским и Рязанского князя Олега. Последний не раз нарушал договоры, вступая в сношения с врагами русской земли. Димитрий Иоаннович, следуя заповеди Христовой, несколько раз предлагал Олегу мир, но тот отвергал все предложения великого князя. Тогда он обратился к преподобному Сергию с просьбой склонить Олега к примирению. В 1385 году смиренный игумен пешком отправился в Рязань и долго беседовал с Олегом. Рязанский князь умилился душою: он устыдился святого мужа и заключил с великим князем мир. Не сказано и том, что преподобный Сергий был восприемником детей великого князя Димитрия Иоанновича. Даже духовная князя скреплена подписью преподобного. В ней был навсегда установлен порядок владения великокняжеским престолом: власть великокняжескую должен был наследовать старший сын.

5. Лев Рудольфович пишет: «В синодике – поминальном перечне – Троицкой обители имя Александра Пересвета отсутствует (как, впрочем, и его брата – Родиона Осляби)».

Неужели автор никогда не слышал, что святые значатся не в синодиках, а в патериках? С XIV века начался формироваться Патерик Троице-Сергиевой обители, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: преподобный Сергий, игумен Радонежский… преподобный Митрофан-игумен, старец (+до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий (+до 1392; память 1/14 января).. преподобный воин схимонах Александр Пересвет (+8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (14 в.; память 7/20 сентября) и др.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были прославлены рано. Их имена мы встречаем уже в рукописи конца XVI – начала XVII века: Книга, глаголемая описание о Российских святых (М. 1887; репр. М. 1995).

6. «Захоронены оба героя в Старо-Симоновском монастыре на территории Москвы – вещь также совершенно невероятная, если бы они были монахами другой обители».

Автор либо не знает, либо умалчивает, что Симонов монастырь был детищем преподобного Сергия. Он был основан по благословению прп. Сергия его племянником и учеником св. Феодором, будущим первым архиепископом Ростовским. Преподобный Сергий во время своего посещения Москвы останавливался в этой обители и принимал участие в трудах братии. Надо принять во внимание и то, что настоятель Симонова монастыря прп. Феодор был духовником великого князя Димитрия Донского. Что касается погребения, то нет такого закона, который требовал бы погребать усопшего инока в том же монастыре, где тот подвизался. Преподобный Варсонофий (Плиханков) умер не только насельником, но и игуменом Старо-Голутвинского монастыря, однако погребен в Оптиной пустыне. Инокиня Досифея (Тараканова) 25 лет подвизалась в Московском Иоанновском монастыре, а похоронили ее в Московском Ново-Спасском монастыре.

7. «Род Пересвета не прервался – в XVI веке на Руси появляется его дальний потомок, литовский выходец Иван Пересветов».

Автор имеет в виду публициста XVI в., который до появления в Москве (около 1538 – 39 гг.) служил польскому королю Сигизмунду, а во время войны чешского короля Фердинанда I и семиградского воеводы Яна Запольи, перешел на сторону последнего, когда того активно поддержал турецкий султан Сулейман I. Этот Иван Семенович Пересветов и выдавал сам себя за потомка Александра Пересвета, чтобы возвыситься в Московии. Однако никаких документальных подтверждений этому нет.

8. В конце приведу образчик исследовательской «культуры» автора: «Однако вскоре Русь окончательно поставила Орду на место на Угре, и церковники – тут же, “и мужниных ещё сапог не износивши” – кинулись примазываться к победе над Ордой».

Мы живем в постатеистическое время. Десятилетия воинствующего безбожия оставили болезненные раны в душах десятков миллионов людей. Сейчас редко встретишь сторонников одиозного атеизма. Однако старые убеждения оказались живучими. Они трансформировались в различные виды лжеверия. Примером может служить и современное бутафорное язычество, к которому принадлежит автор разбираемой заметки.

Читая этот текст, укрепляешься в убеждении, что некомпетентность в наше время входит в моду. Логика и аргументы в глазах многих давно уже потеряли значимость. Только лишь одной сенсационности и скандальности достаточно, чтобы статья оказалась весьма востребованной.

Рабочие завода «Динамо» понятия не имели, что под бетонными фундаментами тяжелых машин покоятся мощи героев Куликовской битвы — воинов-иноков Пересвета и Осляби, а заводской компрессорный цех — это обезглавленный храм Рождества Богородицы в Старом Симонове. Откуда мы знаем, что мощи подлинные, как заводской цех снова стал храмом и какое участие в этом приняли монархисты и художники — рассказывает настоятель храма протоиерей Владимир Силовьев.

— С чего начиналось возвращение храма Церкви?

— Художник Павел Корин был человеком, чувствующим историю России, он болел за эту историю. В семидесятые он пришел сюда, на территорию завода, не пропустить его не могли. Он собрал около храма народ, рабочих. И сказал, что скоро близится 600-летие Куликовской битвы, и вот здесь, в древнем храме, который построил Алевиз Новый, покоятся мощи двух героев Куликовской битвы. Рабочие удивились тому, что Корин называет храмом компрессорный цех — настолько храм был обезображен. Многие знали, что здесь был храм, но именно Павел Корин проявил общественную активность, не побоялся. Он ведь действительно ничего не боялся. С открытого письма Корина и началась подготовка к тому, чтобы храм освободили от компрессоров и сделали, хотя бы, музеем.

— Когда вы в первый раз сюда пришли, вы помните тот день?

— Я, будучи молодым священником, служил в храме в Калитниках и уже тогда периодически заходил сюда, смотрел и помогал в восстановлении храма. Работали здесь, в основном, воопиковцы (ВООПИК — Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры — прим. ред.) и добровольцы. В 1988 году я между службами нашел время побывать на открытии памятника Пересвету и Ослябе. Все это происходило в достаточно нервозной обстановке. Это было 17 июля, день убиения Царской семьи, в стране еще была советская власть. Когда художник Игорь Сычев, он возглавлял одно из движений «Память», пришел сюда со своими черными монархистскими знаменами, он попросил права выступить. Как известному художнику ему дали слово. Он предложил почтить не только Пересвета и Ослябю, но и убиенную Царскую семью. Начался крик, шум. Директор исторического музея был очень смущен (храм намеревались сделать филиалом Исторического музея). Но потом как-то все успокоилось, народ вошел в храм, послужили панихиду, все утешились и разошлись по своим делам. Я никогда не думал, что ровно через год я приду сюда как настоятель. Когда о. Матфей дал мне указ о назначении, я вспомнил про свое прозвище в семинарии — «Пересвет». Думаю, надо же, как промыслительно.

Попасть в храм было очень трудно, просто так проехать и пройти было нельзя. Нужно было идти через завод по воздушному коридору, закрытому со всех сторон, чтобы не видеть завода. Прихожан было очень мало. Тем не менее, приходская жизнь началась. Те лампады, которые зажглись над могилами Пересвета и Осляби, стали неугасимыми. Уже и гонителей нет, и завода, а храм стоит. Я благодарю Бога, что он привел меня в это уединенное место, в этот скит.

— Сложно поверить, что это те самые Пересвет и Ослябя, что место захоронения не утеряно. Насколько достоверно мы знаем, что это они?

— Абсолютно достоверно, потому что память о героях Куликова поля хранилась с самого начала, то есть с самого сражения. Отсчет истории единого могучего православного государства идет именно с Куликова поля. На битву вышли москвичи, тверячи, коломенцы, а вернулись русские люди, которые поняли, что в единении сила. Конечно же, драгоценные реликвии этой битвы — двое схимников, данных как залог победы Сергием Радонежским Дмитрию Донскому, всегда были в центре внимания русских князей, русских царей и русских императоров. Это самый старый кладбищенский храм России. Здесь и героев Куликовской битвы похоронили, бояр и князей ближней руки Дмитрия Донского, монахов Симонова монастыря.

В XVII веке при перестройке трапезной были обнаружены останки, были взяты частицы мощей, мощи были забраны в кирпичную палатку. В XIX веке на мощах была построенная чугунная сень каслинского литья, повешены лампады. И даже огромные бетонные подставки под компрессорные станки, которые в советское время здесь размещались, как утверждает церковный археолог Сергей Алексеевич Беляев (научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, к.и.н. — прим. ред.) не смогли повредить мощей. То, что могилы сохранились, это еще и мое стойкое убеждение как священника.

Среди лампад была лампада из платины, подаренная Военно-морским ведомством. Это ведомство считало себя обязанным Пересвету и Ослябе, потому что они всегда считались покровителями военного флота России. После революции лампада, конечно, пропала. К сожалению, такой же новой лампады от ВМФ мы пока не дождались, но два номерных корабля Тихоокеанского флота были названы в честь Пересвета и Осляби. Это хорошая традиция. Дай Бог, чтобы у нас была какая-то связь с моряками, служащими на этих кораблях, и чтобы они помнили, что несколько поколений кораблей, фрегатов, броненосцев с именами Пересвет и Ослябя служили России в ХVII, XIX и XX веке.

— У каждого прихода свое лицо. В храме Новомучеников в Строгино много молодежи и у них много миссионерских и молодежных проектов, а храм Большое Вознесение считается храмом московской интеллигенции. Какое лицо у вашего прихода?

— Наш храм древний, это бывший Старо-Симонов монастырь. Патриарх Пимен, когда подписывал антиминс, написал «в Старо-Симоновом монастыре». Владыка Владимир Сабодан, когда освящал храм в 1989 году, прочитал антиминс и улыбнулся: «Ты, отец Владимир, в монастыре служишь». И мы, действительно, традиции бывшего монастыря стараемся сохранять, прежде всего, молитвенные.

Кроме того, храм исторический, это мемориал героев Куликовской битвы, поэтому мы стараемся хранить и патриотические, и мемориальные традиции. У нас возникали военно-патриотические клубы, мы проводили неоднократно день призывника и благословляли отправляющихся в горячие точки. Поддерживаем связь с некоторыми частями, которые имеют знамена в честь Пересвета и Осляби. Кроме того, наши прихожане являются особыми почитателями Пресвятой Богородицы. Самая главная святыня храма — мощи, находящиеся под спудом, схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби, учеников прп. Сергия Радонежского. В частном собрании у своего тестя, священника, я обнаружил древний мощевик с частицей мощей Пересвета. Эта частица находится у нас сейчас в иконе рядом с мощами.

— Встречали ли вы в своей жизни людей, которые своей жизнью показывали, что такое настоящее Православие?

— Я человек уже не молодой, и мне посчастливилось знать множество таких людей. Вот, их фотографии висят у меня на стене. Вы можете видеть фотографию митрополита Антония Сурожского. Это близкий друг нашей семьи, когда я бываю в Лондоне, я всегда иду на его могилу. Он был очень открытым. Мы представляем себе архиерея, а тем более митрополита, как что-то такое, как минимум, архангельское. А митрополит Антоний подавал пример близости к человеку. Жена моя рассказывала, что когда еще была девчонкой с белой головой, ее старшие братья звали «Андрюшкой» за то, что она лазила вместе с ними по деревьям. Вот пришел владыка Антоний, и ей кричат: «Андрюшка, иди сюда», а митрополит Антоний спрашивает: «Кто это, Андрюшка?» Она вошла и так дерзко отвечает: «Это я». «Хорошо, давай познакомимся. Я тоже Андрюшка» (митр. Антоний в миру Андрей Блум — прим. ред.) Это в нем подкупало. Когда у нас были проблемы со здоровьем детей, с беременностью, у меня была встреча с владыкой, и я попросил его: «Владыка, помолитесь за Андрюшку, проблемы». Он при мне помолился, и сразу же, впервые за многие месяцы, произошло явное улучшение. Я считаю, что это было настоящее чудо. Я потом свою дочку привез к нему и говорю: «Ты обязана своей жизнью этому человеку».

Рядом с владыкой Антонием фотография Святейшего Патриарха Павла. Я с ним неоднократно встречался в Сербии. Неотмирность этого человека действительно произвела на меня очень сильное впечатление. А вот фотография отца Феодора Соколова, с которым мы дружили. Он остался в моей памяти как замечательный, удивительный человек. Он был близок к Патриарху Пимену, очень много чего знал из церковной жизни. И сколько я с ним ни общался, я вспоминал уже после его смерти, он не произнес ни одного слова осуждения. Ни одного. Обычно мы время проводим, перемывая косточки людям, а в нем это полностью отсутствовало, настоящий святой человек.

— Правильно ли я понимаю, что здесь утопилась бедная Лиза?

— В окне виден бывший административный корпус завода «Динамо», он стоит точно на том месте, где был пруд. После карамзинской «Бедной Лизы» он получил название Лизиного. Хотя никто его никогда не называл до этого Лизиным, а называли его Сергиевским. Почему? Потому что его ископал прп. Серий Радонежский. Пруд был знаменитым, в нем была очень хорошая вода. К пруду ходил крестный ход из Симонова монастыря, и на этот ход собиралась почти вся Москва, и почти всю воду из пруда участники вычерпывали — пруд считался чудотворным. Я всегда, когда поднимаюсь по лестнице в метро, где раньше был этот пруд, а теперь это новый выход «Автозаводской», всегда читаю тропарь преподобному «Иже добродетели подвижник» в память о том, что он ископал здесь замечательный пруд.

— Что бы вы пожелали нашим читателям?

— Хочу пожелать нам, чтобы мы, оставаясь верными своим приходам, тем не менее, приобретали знания и о том, почему Москву называют «третьим Римом». Как и второй Рим — Константинополь или первый Рим, наш город буквально наполнен святынями. Нам, особенно москвичам, обязательно нужно узнать наш город именно как священный.

***

Деревянная церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове была устроена в 1370 году преподобным Феодором (впоследствии — архиепископом Ростовским) по благословению своего дяди, преподобного Сергия Радонежского. Вокруг церкви вырос Старо-Симонов монастырь, известный, в т.ч. своими духовными песнопениями. В 1509 году деревянная церковь была сломана, а на ее месте построена и освящена каменная церковь. После Куликовской битвы князь Дмитрий Донской приказал похоронить здесь тела иноков-воинов Пересвета и Осляби, героев битвы. В 1926 году храм был закрыт, в здании разместился компрессорный цех завода «Динамо». В 1932 году была снесена колокольня, чугунное надгробие героев Куликовской битвы пошло на металлолом. Воссоздание храма началось накануне 600-летия Куликовской битвы. В 1989 году в храме возродилась богослужебная жизнь. Сегодня храм полностью восстановлен, в том числе и росписи.

Настоятель храма — протоиерей Владимир Силовьев.

Адрес: Восточная улица, д. 6.

Преподобные Алекса́ндр Пересвет, Андре́й Ослябя, схимонахи

Служба преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе Радонежским

Текст службы утвержден
решением Священного Синода
от 28 декабря 2018 г. (журнал № 126)

Месяца сентября в 7-й день

Святых преподобномученик Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских

На вечерни

На Господи, воззвах: стихиры, глас 6:

Дивная чада послушания,/ преподобномученицы Александре и Андрее,/ по заповеди Христовой взясте кресты своя/ и, ужаса смертнаго не убоявшеся,/ души своя за други положисте./ Темже помозите и нам кресты своя безропотне носити,/ да, претерпевше до конца скорби временныя,/ обрящем милость у Христа Спаса нашего.

О, святии сродницы наши,/ преподобномученицы Александре и Андрее,/ с верою и любовию к вам прибегаем,/ немощны бо молитвы наша/ и дел благих не имамы./ Темже будите о нас ходатаи пред Богом,/ да, претерпевше до конца скорби временныя,/ обрящем милость у Христа Спаса нашего.

Како достойно возможем восхвалити подвиги ваша,/ воини Царя Небеснаго, Александре и Андрее Радонежстии?/ Вы бо, вознерадивше о временнем/ и помышляюще о хотящей открытися славе Божией,/ Бога в кончине своей прослависте/ и мученическия венцы от Него восприясте./ Темже будите о нас ходатаи пред Богом,/ да, претерпевше до конца скорби временныя,/ обрящем милость у Христа Спаса нашего.

Образ ангельский от преподобнаго Сергия восприемше,/ волю свою отвергли есте,/ преподобномученицы Александре и Андрее./ Добродетелию же смирения, яко бронею, облекшеся,/ враги невидимыя и видимыя победили есте/ и верныя непоколебимо стояти за веру Православную научили есте./ Темже будите о нас ходатаи пред Богом,/ да, претерпевше до конца скорби временныя,/ обрящем милость у Христа Спаса нашего.

Слава, глас 8:

Двоице священная,/ Александре и Андрее преславнии,/ вы, в невидимей брани победителие явльшеся,/ брань противу нечестивых агарян сотворили есте,/ благословением бо аввы Сергия,/ благодать Божия, на вас почившая,/ образ всем воином православным вас показа/ и яви заступники христолюбиваго воинства./ Темже молите Святую Троицу/ умирити мир и спасти души наша.

И ныне, Предпразднства или Богородичен.

Вход. Прокимен дне. И чтения 3 мученическая.

На литии стихиры, глас 4:

Преподобнаго Сергия кротцыи послушницы/ и благовернаго князя Димитрия ратнии сподвижницы,/ преподобномученицы Александре и Андрее,/ вы, на брань противу агарян устремившеся,/ на поли Куликове венцы мученическия прияли есте./ Молитеся о душах наших.

Идольския прелести победители/ и веры Православныя поборники,/ церковныя столпы крепкия/ и воистину адаманты твердыя,/ Христовы верныя оружники/ в духовных песнех верою да почтим,/ схимонахов воинов/ Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Подвиги вашими ратными/ Христа истиннаго Бога исповедасте,/ пред тмочисленными агарянскими и варварскими полчищи,/ преподобномученицы Александре и Андрее,/ и тем славу вечную на Небесех наследовасте.

Слава, глас тойже:

Щитом Православныя веры оболкшеся/ и знамением Крестным укрепльшеся,/ мукам со упованием на Господа Бога вдашася/ и диаволю гордыню упраздниша/ святии Твои преподобномученицы Александр и Андрей./ Тех молитвами, Всесильный Боже,/ мир Отечеству нашему низпосли/ и душам нашим велию и богатую милость.

И ныне, Богородичен:

На стиховне стихиры, глас 6:

Преподобнаго аввы Сергия ученицы славнии,/ Александре Пересвете дивный и Андрее Ослябе прехвальный,/ вы в земнем житии велию любовь к Богу показасте/ и души на поли брани за други своя положисте./ Молите Владыку Всеблагаго/ Отечеству нашему в мире пребывати/ и вере Православней в нем утверждатися.

Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.

Суетное житие отринувше/ и в покаянии пребывати возжелавше,/ во обитель Сергия преподобнаго водворилися есте,/ воини Христови и преподобномученицы храбрии,/ воли же наставника повинующеся/ и молитвою того укрепляеми,/ в руце ваша оружие ратное взясте/ и русским воином образ мужества бысте./ Помозите убо и нам послушанием в смирение облещися/ и враги невидимыя сокрушити.

Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/ в заповедех Его восхощет зело.

Преподобномученицы Александре и Андрее,/ святии схимницы и ратницы непобедимии,/ воинов православных похвало/ и всех верных укрепление,/ Отечества нашего славо/ и Церкве Русския украшение,/ столпи крепцыи благочестия/ и веры Христовы адаманти твердии./ Молитеся ко Святей Троице/ стране нашей в мире пребывати/ и душам нашим спастися.

Слава, глас тойже:

Благословенни есте, преподобномученицы Александре и Андрее,/ аще бо и земнородни бысте,/ но ангельскаго достоинства потщастеся достигнути/ и, о телесех нерадевше,/ страдании своими безплотных чести сподобистеся./ Тех молитвами, Христе Боже,/ низпосли нам велию милость.

И ныне, Предпразднства или Богородичен.

Тропарь, глас 1:

Воини христолюбивии/ и страдальцы прехвальнии,/ дивный Александре Пересвете/ и Андрее Ослябя именуемый,/ Сергия преподобнаго усерднии послушницы/ и брани Куликовския ратницы духовнии,/ силу вражию посрамившии/ и души своя за други положившии./ Молите Христа Бога/ мир Отечеству нашему даровати/ и душам нашим велию милость.

На утрени

На Бог Господь: тропарь предпразднства дважды.

Слава, святых. И ныне, предпразднства.

По 1-м стихословии седален, глас 4:

Подобен: Вознесыйся:

Приидите днесь, вернии, память преподобномученик Александра и Андрея песньми почтим, тии бо подвиги своими собор преподобных отцев земли Радонежския дивно украшают и молятся Пресвятей Троице о спасении душ наших.

Слава, и ныне, Предпразднства или Богородичен:

Суровство лукавых враг и коварства, яже приносимая на нас, низложи, Всенепорочная, и облецы ны крепостию Твоею, невредимы, целы и непоколебимы нас присно соблюдающи, светло Тя воспевающих.

По 2-м стихословии седален, глас 8.

Подобен: Премудрости:

Крестом и молитвою крепкою преподобномученицы Александр и Андрей вооружившеся, в подвизе ратнем нечестивых врагов на поли Куликовом победиша и, яко светила пресветлая, во Отечестве нашем возсияша. Ихже мольбами, Христе Боже, спаси души наша.

Слава, и ныне, Предпразднства или Богородичен:

Пречистая Всенепорочная и Неискусомужная Мати Дево, Яже Едина Безлетнаго Сына и Слова Божия в лето рождшая. Того со святыми преподобномученики Александром и Андреем моли, даровати нам очищение грехов и велию милость.

Величание:

Ублажаем вас,/ святии преподобномученицы Александре и Андрее,/ и чтим святую память вашу,/ воинов христолюбивых наставницы/ и ангелов собеседницы.

Ино величание:

Ублажаем вас,/ преподобномученицы Александре и Андрее,/ и чтим святую память вашу,/ наставницы монахов/ и собеседницы ангелов.

Псалом избранный: Терпя, потерпех Господа:

По полиелеи седален, глас 8.

Подобен: Премудрости:

Кто не подивится подвигу доброму преподобномученик Александра и Андрея? Тии бо, во плоти суще, врага безплотнаго победиша и, Крестом вооружившеся, Троицу Святую исповедаша и врагов нечестивых победителие достойни явишася. Ныне же, Престолу Божию предстояще, молятся о спасении душ наших.

Слава, и ныне, Богородичен:

Образы рождества Твоего, Всенепорочная, пророцы проповедаша, друзии же инако Тебе преславная нарицания слагаху: Живот бо во аде сущым родила еси, державу смерти разрушивый.

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Всякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 36.

По 50-м псалме стихира, глас 6:

Яко оружие крепкое,/ Крест Христов восприимше,/ святии преподобномученицы Александре и Андрее,/ ко ополчению врагов видимых и невидимых изыдосте/ и, тех мужественне победивше,/ нетленными венцы увенчастеся/ и славу вышнюю получисте./ Темже верою вас ублажаем.

Канон, глас 4.

Песнь 1

Ирмос: Моря чермную пучину,/ невлажными стопами,/ древний пешешествовав Израиль,/ крестообразныма Моисеовыма рукама,/ Амаликову силу в пустыни победил есть.

Припев: Святии преподобномученицы Александре и Андрее, молите Бога о нас.

Крепцыи столпи и забрала благочестия явистеся, славнии преподобномученицы Александре и Андрее. Тех молитвами, Христе Боже, ущедри всех нас.

О, всехвальнии Господни преподобномученицы Александре и Андрее, ни беда, ни меч, ниже самая смерть возмогоша разлучити вас от Христа, Егоже всем сердцем возлюбили есте.

Честна пред Господем смерть ваша бысть, святии преподобномученицы Александре и Андрее, юже за други своя прияли есте и безчестнаго врага посрамили есте.

Богородичен: Имущи, Мати Чистая, дерзновение ко Христу Богу, моли присно от врагов видимых и невидимых и всякаго вреда избавитися нам и благодарно славити Его, Пренепорочная, утверди.

Песнь 3

Ирмос: Не мудростию и силою, и богатством хвалимся,/ но Тобою, Отчею ипостасною мудростию, Христе,/ несть бо свят, паче Тебе, Человеколюбче.

Смертию временною жизнь вечную приобретше, преподобномученицы Александре и Андрее славнии, Царствия Небеснаго сподобистеся. Сего ради прославляем вас и ублажаем.

Православия защитницы, неверных посрамителие, благочестия столпи, Господни преподобномученицы Александре и Андрее, мыслию чистою песненно вас ублажаем.

Христови воини, схимницы Александре и Андрее, безплотных сожителие, вы Крестом, яко бронею, оболкшеся, на сопротивоборца ополчистеся и того мужески попрасте.

Богородичен: Покрове и Избавление наше, Стено и Державо благохвалящих Тя, Многопетая, изми нас скорбей всяческих и обстояний житейских, выну соблюдающи, яко да славим Тя.

Седален, глас 4:

В Небесныя обители всельшеся, преподобномученицы Александре и Андрее, славу присносущную прияли есте, и ныне поминайте нас, чтущих верою священную и честную вашу память, схимонаси воини приснославнии.

Слава, и ныне, Предпразднства или Богородичен:

Всесвятая Дево, Владычице, туне ущедри ны, не имамы бо иныя надежды на спасение, аще не Твое заступление и покров Твой.

Песнь 4

О, святии преподобномученицы Александре и Андрее, вы, души своя за други положити восхотевше, кровь пролияли есте и радость Небесную восприяли есте.

Воистину добра ваша купля, святии преподобномученицы Александре и Андрее, тленная бо презревше, нетленная восприясте, ныне же, со ангелы ликовствующе, воспеваете Троицу Единосущную.

Яко доблии воини единомудренно веровавше, смерти не убоялися есте, святии, и, скончавше течение, с Небесе победу прияли есте.

Богородичен: Души тайная прегрешения лечбою милосердия исцели, Пресвятая Богородице, и утиши плотское стремление, врагов ухищрения посрамляющи.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Господи мой, Свет/ в мир пришел еси,/ Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения,/ верою воспевающия Тя.

Щитом веры и благочестия вооружившеся, божественнии преподобномученицы, устремистеся ко брани и суетную силу врага погубисте, песнь победную Христу поюще.

Повержен бысть льстец при ногах нельстивых преподобномученик, воинов Христовых, тии же ныне со ангелы ликовствуют, радости неизреченныя исполняющеся.

Оружие крепчайшее, святый Крест, вземше, преподобномученицы Александре и Андрее, всю силу губителя врага до конца победили есте.

Богородичен: Многия щедроты Твоя спасают нас, Пречистая Дево, от грехов и напастей различных. Ты бо, рождшая Бога, спасаеши мир весь.

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи,/ Церковь вопиет Ти,/ от бесовския крове очищшися,/ ради милости от ребр Твоих/ истекшею Кровию.

Благословением и молитвою аввы Сергия ограждени, непобедимии оружницы, схимонаси воини, доблественно на супостаты вооружистеся, лестная и лукавая тех разоривше.

Силою божественною немощное ваше укрепльше, доблии преподобномученицы Александре и Андрее, крепость борца всеконечней пагубе предасте.

Яко смиреннии послушницы, добротворному и красному подвигу сочетавшеся, дерзновение пред Богом улучисте о воинстве православнем присно ходатайствовати.

Богородичен: Ты, Пречистая Дево Богородице, силою Креста Сына Твоего и молитвами Твоими вооружаеши рабы Твоя. Темже воспеваем славу Твою.

Кондак, глас 7:

На поли Куликове враги нечестивыя победисте/ и венцы славы увенчастеся,/ преподобномученицы Александре и Андрее,/ молите Христа Бога/ и нам врага рода человеческаго побеждати,/ Православие хранити,/ душам же нашим улучити велию милость.

Икос:

Преподобномученик Христовых Александра и Андрея, приидите, людие вси, почтим пеньми и песньми духовными, светильники мира и веры проповедники, источники исцелений приснотекущия, из нихже вернии благодатныя дары почерпают. Тех молитвами, Христе Боже, мир даруй Отечеству нашему и душам нашим велию милость.

Песнь 7

Ирмос: В пещи Авраамстии отроцы Персидстей,/ любовию благочестия паче,/ нежели пламенем опаляеми, взываху:/ благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Молитвами преподобнаго Сергия крепцыи воини на враги явльшеся, некрепостную их низложисте силу, преподобномученицы Христови достохвальнии.

Сласти мира сего отринувше, послушанием на страдание доблественне устремилися есте и, кровь свою за други пролиявше, Христу усвоилися есте.

Твердыми вашими воинскими подвиги, яко жилами крепкими, свирепство неверных агарян удависте, хотящих Отечество наше злоковарно погубити. Темже и райския жизни явистеся наследницы.

Богородичен: Умири мир, Христе, мольбами Богоотроковицы Чистыя, бурю греховную низлагая, и тишину неизглаголанную в сердца наша низпосли.

Песнь 8

Ирмос: Руце распростер Даниил,/ львов зияния в рове затче,/ огненную же силу угасиша,/ добродетелию препоясавшеся,/ благочестия рачители отроцы, взывающе:/ благословите, вся дела Господня, Господа.

Друзи Христови, игумена Сергия послушницы, теплии человеком заступницы и воином православным помощницы, преподобномученицы Александр и Андрей достойно ныне ублажаются.

От кровей своих преподобномученицы Александр и Андрей пресветлую очервлениша схиму и, тою украсившеся, с Господем присно царствуют.

Ополчившеся на сопротивных, святии преподобномученицы божественными оружии сих победиша и венцы победныя от Бога прияша.

Богородичен: Богородительнице Пречистая, Заступнице Усердная, святым образом Твоим укрепила еси православныя в смертней брани на поли Куликове, землю нашу от врагов спасающи.

Песнь 9

В мире православнем почитаема имена ваша, страдальцы доблии, за други бо своя смерть прияли есте. Темже священницы вам поклоняются, воини восхваляют и вси людие, радующеся, согласно вопиют: честна пред Господем смерть преподобных Его.

Крепцы на страсти, сильни на враги явистеся, преподобномученицы, схимонаси воини прехвальнии, законно бо пострадавше, венцами нетленными от Бога венчастеся.

Крест Христов, яко Оружие непобедимое, вземше, силу диаволю упразднили есте и, венцы Небесныя приемше, предстателие крепцыи нам явилися есте.

Богородичен: Погуби наветы вражия, яже на ны воздвизаемыя, и радости исполни уповающих на Тя, Мати Бога Вышняго, да вси усердно заступление Твое славим.

Светилен.

Подобен: Духом во святилищи:

Вооружившеся во всеоружие добродетелей Христовых, светильницы миру явистеся и, ополчения вражия низложивше, венцы нетленныя приясте, преподобномученицы Христови Александре и Андрее, терпеливодушнии.

Слава, и ныне, Богородичен:

Низложи Владычице, врагов наших шатания, Тя бо едину имамы Предстательницу, и Надежду и Помощь крепкую. Ты нас соблюди, Пречистая, всякаго навета вражия нас избавляющи.

На хвалитех стихиры, глас 4.

Подобен: Яко добля:

Честна смерть святых Твоих, Господи,/ преподобномученик Александра и Андрея,/ упование бо твердо имуще,/ по заповеди Твоей кровь за други своя пролияша/ и полки сопротивных на поли Куликове вспять обратиша./ Сего ради венцы нетленныя прияша/ и молятся о душах наших.

Приидите, православнии людие,/ святых преподобномученик Александра и Андрея/ всечестную память днесь почтим,/ иже, брони воинския схимою покрывше,/ на поли брани силу Божию явиша./ Темже, венцы победныя от Христа Бога приемше,/ молятся присно о душах наших.

Яко неугасимая светила во Отечестве нашем,/ по смерти славней сияете,/ преподобномученицы Александре и Андрее,/ подвигом бо добрым подвигшеся,/ послушание аввы Сергия исполнисте/ и воинство православное мужественне на брань укреписте./ Темже, дерзновение ко Христу Богу имуще,/ молите помиловатися душам нашим.

Слава, глас 2:

О, преславнии мученицы,/ досточуднии Пересвете и Ослябе!/ Вы врага непобедимаго,/ силою своею гордо хвалящася,/ в день Рождества Пресвятыя Богородицы/ яко немощна сотвористе/ и кровь по заповеди Господней/ за други своя пролиясте./ Темже молите о любовию вас прославляющих.

И ныне, предпразднства: Пронареченная всех Царица:

На Литургии

Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Римляном, зачало 99. Евангелие от Матфеа, зачало 36. Причастен: В память вечную будет праведник:

Молитва

О, святии славнии воини Христови, истинныя веры поборницы Александре и Андрее! Услышите ныне и на всякий час моление нас, почитающих святую память вашу, и к вашим честным гробом припадающих. Вы, истиннии воини Христови, под кровом Троицы Живоначальныя аввою Сергием водимии, полки лукавых духов в монашеских подвизех победили есте и до конца заповедь Христову, яко несть большия любве, да кто душу свою положит за други своя, исполнили есте и, благословению преподобнаго Сергия последующе, иноческия шлемы спасения венцы мученическими украсили есте. Храбри во брани со враги Отечества и веры Православныя явльшеся, образ мужества воином благовернаго князя Димитрия подали есте и ныне ополчающихся на нас молитвами вашими низлагаете.

О, преславнии страстотерпцы Христови! Не презрите моления нашего и явите нам, смиренным и грешным, святое и многомощное ваше заступление, помозите нам, в бедах, скорбех и печалех сущим, и от всякия напасти сохраните. Воззрите на первопрестольный град, в немже телесы вашими почиваете, и на люди верныя, ко гробом вашим припадающия, прострите своя десницы, защищающе нас от враг видимых и невидимых, избавите Отечество наше от всякаго губительства, огня и междоусобныя брани. Укрепите данною вам благодатию воинство наше, разрушите силы врагов, возстающих на ны, и да уведят, яко присно Божественною помощию сохраняеми есмы, сице глаголющии: Господи, Иисусе Христе, молитвами святых воинов-иноков, изряднее же предстательством Пречистыя Твоея Матере, рождшия Тя, Владычицы нашея Богородицы, спаси ны, грешныя рабы Твоя, да всегда прославляем Тя со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.