Педагог ушинский

Кто такой К. Д. Ушинский и какой вклад Ушинского в развитие педагогики, Вы узнаете из этой статьи.

Ушинский вклад в педагогику

Константин Дмитриевич Ушинский – известный педагог и основоположник научной педагогики в России. Основной вклад Ушинского в педагогику в следующем:

  • Сформулировал принципы обучения – принцип научности обучения, воспитывающего обучения, систематичности и последовательности в обучении, сочетание наглядных, практических и словесных методов обучения, наглядности.
  • Ушинский рассматривал образование как один из наиболее сильных воспитательных средств и источник общего нравственного и умственного развития. Правильно организованное обучение умственно развивает учеников и нравственно воспитывает.
  • Он развивал идею народности в обучении. Педагог делал упор на том, что образование и воспитание должны учитывать особенности каждого народа – его географию, традиции, исторические особенности.
  • Педагог понимал воспитание, как осознанный процесс развития гармоничной личности. Воспитание нравственности играет в педагогике важную роль. В человеке нужно развивать дисциплинированность, честность, гуманность, скромность и трудолюбие.
  • Разработал учение дидактике с двумя уровнями: частной и общей. Общая дидактика занималась базовыми методами и принципами обучения, а вот частная дидактика использует их для изучения отдельных учебных дисциплин. Ушинский сочетал теоретико-методические принципы двухуровневой дидактики в концепции обучения родному языку.
  • Он поддерживал общемировую классно-урочную систему, считая ее при организации школьных занятий наиболее целесообразной.
  • Педагогический вклад Ушинского направлен на отказ от педагогики «страха» и поддержания школьной дисциплины наградами и наказаниями. Педагог предложил воспитывать школьников в атмосфере гуманности и здравомыслия. Он считал, что учитель должен стать примером и опорой для ребенка.

Главные труды Ушинского – «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании» «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово, хрестоматия «Детский мир», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад в педагогику внес Ушинский.

Main Page

  • +Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода)
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество
  • Научный журнал
  • +Об университете
    • +Ученый совет
      • Общие сведения
      • Состав совета
      • Решения
      • Нормативные документы
      • Образцы документов
    • The Publishing House
    • The University Periodicals
    • История
    • Общественные организации
      • Объединенный профком
      • Ботанический сад ЯГПУ
      • Студенческое самоуправление
      • Газета «За педагогические кадры»
      • Отдел по связям с общественностью и СМИ
    • Публикации о ЯГПУ
    • Безбарьерная среда
  • +Наука
    • Государственная научная аттестация. Диссертационные советы
      • Общие сведения
      • Д 212.307.04
        • Состав совета
        • Видео
        • Диссертации
      • Д 212.307.05
        • Состав совета
        • Видео
        • Диссертации
      • Д 212.307.08
        • Состав совета
        • Видео
        • Диссертации
      • Д 999.051.02
        • Состав совета
        • Видео
        • Диссертации
      • Д 212.307.09
        • Состав совета
        • Видео
        • Диссертации
    • Отдел аспирантуры и докторантуры
      • Главная
      • Рабочие программы дисциплин ОПОП ППО
      • Специальности аспирантуры и докторантуры
      • Правила приема в аспирантуру
      • Правила приема в докторантуру
      • Порядок сдачи кандидатского минимума
      • Порядок прикрепления для подготовки кандидатской диссертации
      • Порядок прикрепления для сдачи кандидатских экзаменов (экстернат)
    • Отдел научных исследований
    • Патентно-информационный отдел
      • Общая информация
      • Патенты и свидетельства о государственной регистрации ЯГПУ
      • Нормативные и законодательные документы
      • Сведения о РИДах, принятых к делопроизводству ФИПС
      • Документы для авторов
      • Требования к подаче заявки на государственную регистрацию
      • Рекомендации по поиску патентной информации
      • Правовая защита результатов интеллектуальной деятельности
    • Студенческое исследовательское бюро
      • Главная
      • Новости
      • События
      • СтудАктив
      • Международные мероприятия
      • Всероссийские мероприятия
      • Региональные мероприятия
      • Университетские мероприятия
      • СМИ и СИБ
        • 2014
        • 2013
        • 2012
        • 2011
        • 2010
        • 2009
        • 2008
        • 2007
    • «Ярославский педагогический вестник» — научный журнал
    • «Верхневолжский филологический вестник» — научный журнал
    • «Мир русскоговорящих стран» — научный журнал
    • «Социально-политические исследования» — научный журнал
    • «Безопасность здоровья человека» — электронный научный журнал
    • «Педагогика сельской школы» — научный журнал
    • Национальный исследовательский центр «Мир русской провинции»
    • Образовательный проект «Гимназия К.Д. Ушинского»
    • Научный центр Российской академии образования на базе ЯГПУ
    • Грант РНФ № 20-68-46013 «Философско-антропологический анализ советского бытия. Предпосылки, динамика, влияние на современность»
    • Конференции
      • Предстоящие
      • Прошедшие
      • Архив
      • Статьи
    • Информационные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин
  • +Образовательная деятельность
    • Институты
    • Институты
      • Педагогики и психологии
        • Факультет социального управления
      • Филологии и культуры
        • Факультет иностранных языков
        • Факультет русской филологии и культуры
      • Международный институт межкультурных коммуникаций
      • Институт развития кадрового потенциала
    • Факультеты
    • Факультеты
      • Исторический
        • Главная
        • Кафедры
        • Абитуриентам
        • Образовательная деятельность
        • Учебный процесс
        • Заочное отделение
        • Магистратура
        • Студенческая жизнь
        • Наука
        • Ресурсы
      • Физико-математический
        • Главная
        • Кафедры
        • Абитуриентам
        • Образовательная деятельность
        • Учебный процесс
        • История
        • Наука
        • Заочное отделение
        • Магистратура
        • Материалы
      • Естественно-географический
        • Главная
        • Кафедры
        • Aбитуриентам
        • Образовательная деятельность
        • Учебный процесс
        • Музеи
        • Заочное отделение
        • Магистратура
        • Информация для студентов
        • Спасательный Отряд
        • Жизнь студентов
      • Иностранных языков
        • Главная
        • Кафедры
        • Абитуриентам
        • Образовательная деятельность
        • Учебный процесс
        • История
        • Наука
        • Воспитательная работа
        • Заочная отделение
        • Магистратура
        • Фото архив
      • Физической культуры
        • Главная
        • Кафедры
        • Абитуриентам
        • Образовательная деятельность
        • Заочное отделение
        • Учебный процесс
        • История
        • Наука
        • Основные труды преподавателей
      • Педагогический
        • Главная
        • Кафедры
        • Абитуриентам
        • Образовательная деятельность
        • Учебный процесс
        • Наука
        • История
        • Ученый совет
        • Достижения
        • Магистратура
        • Заочное отделение
        • Академический хор ЯГПУ
        • Балльно-рейтинговая система
      • Русской филологии и культуры
        • Главная
        • Кафедры и лаборатории
        • Абитуриентам
        • Образовательная деятельность
        • Учебный процесс
        • История
        • Заочное отделение
        • Магистратура
        • Наука
        • Календарь событий
      • Дефектологический
        • Главная
        • Кафедры
        • Абитуриентам
        • Образовательная деятельность
        • Учебный процесс
        • Заочное отделение
        • История
        • Наука
        • Совет факультета
        • Сотрудничество
        • Воспитательная деятельность
        • Педагогическая практика
      • Социального управления (в структуре ИПП)
        • Главная
        • Кафедры
        • Абитуриенту
        • Образовательная деятельность
        • Заочное отделение
        • Учебный процесс
        • Магистратура
        • Электронное расписание
    • Кафедры
    • Переход на уровневую систему подготовки
    • Образовательные ресурсы
      • Материалы отдела образовательных информационных технологий
        • Ресурс для общего доступа
        • Ресурс для пользователей локальной сети ЯГПУ
        • Ресурсы предоставляемые по индивидуальным заявкам
        • Подать заявку на установку пакета «GosInsp» для набора рабочих учебных планов
      • Среда электронного обучения ЯГПУ
      • Электронная среда фиксации успеваемости студентов (БРС)
      • Электронный каталог библиотеки ЯГПУ
  • Студентам
  • Студентам
    • Общая информация
    • Очная форма обучения
    • Заочная форма обучения
  • Иностранным студентам
  • Абитуриентам
  • Электронная информационно-образовательная среда
  • Центр довузовской подготовки
  • Дополнительное профессиональное образование
  • Фундаментальная библиотека
  • Фундаментальная библиотека
  • Сервисы
  • Сервисы
    • Отправить обращение
    • Веб-конференции ЯГПУ
    • Почтовый сервис ЯГПУ
    • Спроси библиографа
    • Виртуальная справочная служба УМУ
    • Подать заявку на установку пакета «GosInsp» для набора рабочих учебных планов
    • Служба поддержки сотрудников ЯГПУ
    • Нашли ошибку?
    • Написать вебмастеру
    • Карта сайта
  • Навигация

    Наверх

    Ушинский Константин Дмитриевич

    Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

    Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

    После назначения отца Константина Дмитриевича судьей в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

    Здесь, в небольшом имении, на берегу Десны, купленным отцом, в четырех верстах от уездного города, прошло детство и отрочество Ушинского. Каждый день, по дороге в гимназию уездного города Новгород-Северского, он проезжал или проходил по этим красивым и волшебным местам, полным древней истории и преданиями глубокой старины.

    Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет.

    После блестящего окончания университетского курса с отличием в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского не ограничивался философией и юриспруденцией. Он так же увлекался литературой, театром, а также все те вопросы, которые интересовали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени.

    В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.

    В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей.

    Оставшись без работы, Ушинский Константин Дмитриевич перебивается мелкой литературной —рецензиями, переводами и обзорами в журналах. Все попытки вновь устроится на работу в любое другое уездное училище у всех администраторов сразу вызывала подозрение, так как необъяснимо было, чтобы молодой профессор из Демидовского лицея менял свою высокооплачиваемую и престижную должность на незавидное нищенское место в уездном захолустье.

    Прожив полтора года в провинции, Ушинский переезжает в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов найти работу и единомышленников. Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

    В 1854 году Ушинский Константин Дмитриевич увольняется из департамента иноземных вероисповеданий, так как его пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт.

    В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.

    Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

    Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет.

    Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

    За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» — «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

    В середине 60-х годов Ушинский Константин Дмитриевич с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.

    В последние годы жизни Ушинский Константин Дмитриевич выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

    Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

    Работы К. Д. Ушинского по педагогике и образованию

    В данном разделе собраны некоторые работы известного отечественного педагога К. Д. Ушинского по различным вопросам образования и просвещения.

    Работы К. Д. Ушинского


    Проект учительской семинарии
    Родное слово. Книга для учащих
    О средствах распространения образования посредством грамотности
    Воскресные школы. (Письмо в провинцию)
    Вопросы о народных школах
    Системы образования, принятые в наших министерствах — военном и народного просвещения
    О необходимости сделать русские школы русскими
    Необходимость ремесленных школ в столицах
    Общий взгляд на возникновение наших народных школ
    О первоначальном преподавании русского языка
    Теоретические проблемы воспитания и образования. О пользе педагогической литературы
    Три элемента школы
    Труд в его психическом и воспитательном значении
    Родное слово
    Педагогические сочинения Н. И. Пирогова
    О народности в общественном воспитании

    Педагогическая поездка по Швейцарии


    Письмо 1. По дороге в Берн
    Письмо 2. Берн
    Письмо 3. Берн. Einwohner-Madchenschule
    Письмо 4. Берн. Элементарные, секундарные и высшие классы Einwohner-Madchenschule
    Письмо 5. Мюнхенбухзее и Гофвиль
    Письмо 6. Веттинген
    Письмо 7. Цюрих

    Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии


    Предисловие
    Глава 1. Нервная система
    Глава 2. Привычки
    Глава 3. Внимание
    Глава 4. Память
    Глава 5. Воображение
    Глава 6. Мышление
    Глава 7. Чувствование
    Глава 8. Воля

    — Эдуард Дмитриевич, чем отличается это издание избранных работ Ушинского от предыдущих? Что в нем нового?

    — Начну с того, что последнее издание вышло более тридцати лет назад. Это был двухтомник избранных работ, и я готовил его к 150-летию со дня рождения великого русского педагога — в 1974 году. Иными словами, два поколения российских учителей были фактически обделены общением с родоначальником отечественной педагогики, что не могло не сказаться негативно на современной педагогической культуре. Теперь они имеют возможность встретиться с Ушинским не только как с классиком, но и как с современником, решающим вместе с ними острейшие вопросы образования.

    Надо сказать, что это самое полное издание избранных трудов Константина Дмитриевича. В него вошли работы, которые долгое время не публиковались (например, «Письма о воспитании наследника русского престола») или старательно замалчивались (например, «О нравственном элементе в русском воспитании»). То и другое происходило по двум причинам: в силу острокритических высказываний Ушинского в адрес коммунистических теорий и вульгарного материализма, а также из-за глубинного религиозного, христианского пафоса многих его работ.

    В предлагаемом издании работы Ушинского представлены в их первозданном, авторском виде. Без каких-либо цензурных купюр — идеологических, политических, религиозных, охранительно-педагогических и так далее. Цензорский карандаш преследовал труды Ушинского и до, и после 1917 года. Но цензоры ушли в небытие. Ушинский остался. И читатель наконец получил возможность познакомиться с его трудами без посредников.

    Издание также оснащено обширным научным аппаратом — статьями, комментариями, примечаниями, библиографией, предметным и именным указателями. Этот аппарат составляет пятую часть общего объема издания (25 из 126 печатных листов). Его главная задача — помочь читателю понять основные направления и ведущие идеи творчества Ушинского, их созвучие современности. Более того, помочь увидеть, как четко и блистательно Константин Дмитриевич ставит и решает проблемы, над которыми бьется сегодня педагогическая мысль.

    — Ушинский и современность — это весьма неординарный подход. В обыденном педагогическом сознании Ушинский воспринимается преимущественно в прошедшем времени — как классик дореволюционной педагогики, так сказать, как «педагогический памятник». Какие мысли великого педагога, на ваш взгляд, наиболее актуальны сегодня, наиболее созвучны нашему времени?

    — Это очень важный, но чрезвычайно емкий, многослойный вопрос. И было бы легкомысленно перечислять или отсчитывать на пальцах либо на счетах актуальные идеи Ушинского.

    Я бы выделил три основных пласта деятельности и творчества великого русского педагога и в каждом из них на некоторых примерах показал, как это ни парадоксально звучит, ведущую, определяющую роль Ушинского в решении острейших проблем современного образования.

    Первое. Социально-педагогическое кредо Ушинского. Он жил и творил в эпоху «великих реформ» 1860-х годов, которая во многом близка нашему времени. И тогда, и сегодня мы видим глубочайшие, поистине тектонические сдвиги в политическом и социально-экономическом устройстве российской жизни, видим раскрепощение личности и общества, их деятельности и самосознания.

    «Основной целью воспитания человека, — утверждал он, — может быть только сам человек, так как все остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека». Это была великая гуманистическая идея, которая составляла базовое основание социально-этического и педагогического кредо Ушинского. Она противостояла и сегодня противостоит традициям авторитарной педагогики, видящей в человеке лишь объект педагогического воздействия.

    Эта идея разворачивалась Ушинским в своеобразном «четырехлистнике»: цель воспитания — личность человека; личность формируется и раскрывается лишь в труде, в деятельности, ибо без труда «человек — пустоцвет»; деятельность может быть только свободной, «без удовлетворения этого условия сама деятельность невозможна»; высший смысл деятельности — «идеи общественного блага», которая, по Ушинскому, составляет «основание и общественной нравственности, и общественного воспитания». Так он разрешал дилемму — коллизию «личность — общество», которую до сих пор не может одолеть основная часть философов и педагогов.

    Не менее значима сегодня и вторая ключевая социально-педагогическая идея Ушинского — об общественном характере воспитания, его неразрывной связи с обществом. Эта идея отвергала традиционные представления о государстве как демиурге воспитания. «Воспитание, — писал Ушинский, — только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого. Система общественного воспитания, вышедшая не из общественного убеждения, как бы хитро она ни была обдумана, окажется бессильной и не будет действовать ни на личный характер человека, ни на характер общества».

    Второе. Философско-педагогическое кредо Ушинского. Здесь также выделю две ведущие, остросовременные идеи великого педагога: деятельностная, развивающая направленность образования и народный характер воспитания, образования.

    Ушинский не только на сто лет опередил современные идеи деятельностного подхода в образовании и развивающего образования. Он дал их глубочайшее теоретическое обоснование и образцы практического их воплощения в своих знаменитых учебных книгах «Детский мир» и «Родное слово». Развитие у Ушинского выступало как цель и результат деятельности. Деятельность — как фундамент и основной фактор развития. Ушинский заложил основы развивающей, деятельностной педагогики в России, чего не заметили наши теоретики, работавшие над этими проблемами. Той педагогики, которая сегодня олицетворяет педагогический прогресс и которую все еще не может освоить значительная часть учительства, воспитанная на вербальных традициях «знаниевой педагогики».

    Столь же актуальна ныне и идея Ушинского о народности воспитания, которая представала у него в двух основных гранях: как выстраивание системы образования, во-первых, доступной для всего народа, и, во-вторых, основанной на национальных традициях и национальных потребностях страны.

    То и другое имеет остро злободневное звучание сегодня. Нынешняя образовательная политика все далее и далее отдаляет народ от подлинного образования. Вместе с тем она пытается выстроить отечественную образовательную систему по «заморским» образцам. Между тем еще полтора века назад Ушинский предупреждал, что «в деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу». Заимствуя безоглядно чужие идеи, писал он, «мы переносим только их мертвую форму, их безжизненный труп, а не живое, оживляющее содержание».

    Третье. Ушинский как реформатор отечественной школы. Эта тема поистине безгранична. Посему я остановлюсь только на тех вопросах, которые сегодня обсуждаются особенно бурно — на проблемах содержания образования и экономики образования.

    Периоды крупных политических социально-экономических, научных сдвигов — и эпоха Ушинского, и сегодняшнее время — всегда выдвигают на первоначальную повестку дня задачи кардинального обновления содержания образования в соответствии с новыми потребностями жизни. Эти задачи имеют первостепенную значимость. Ибо в конечном счете реформа образования — это в первую очередь реформа содержания образования.

    Резко полемизируя не только с современными ему педагогами, но — через голову столетий — и с нынешними теоретиками педагогики, Ушинский писал: «До сих пор педагогика больше думает о том, как учить… чем о том, для чего учиться… При выборе предметов ученья везде еще следуют рутине, ничем не оправдываемым преданиям и обычаям и даже глупейшей моде.. Мы валим в детскую голову всякий, ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать… Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека и выбросить все, что держится только по рутине и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым». Давно пора, заявлял он, «подвергнуть генеральному смотру все науки», чтобы решить вопрос, что «заслуживает великой чести сделаться предметом ученья для детей».

    Эти слова — о современной нашей школе, которая вновь ждет «генерального смотра наук». Как ждет она и гармоничного сочетания этих наук в содержании образования. Пока же в нем, как и писал Ушинский, «одна наука идет за другой, нигде не сталкиваясь», что рождает «хаос в голове ученика, или еще хуже: то мертвое состояние идей, когда они лежат в голове, как на кладбище, не зная о существовании друг друга».

    Наконец, два слова об экономике образования. Ушинский был первым, кто поставил эту проблему в России. Первым, кто за столетие до появления известной теории «человеческого капитала» заявил, что вложения в образование — «самым производительным образом затраченный капитал, оживляющий все прочие капиталы».

    Создавая русскую народную школу, он убеждал власть, что «устройство хороших народных школ есть самая выгодная, самая прочная и основная финансовая операция, потому что хорошая народная школа открывает самые источники народного богатства… Она увеличивает умственный и нравственный капитал народа, именно тот капитал, без которого все прочие капиталы остаются мертвыми».

    — Эдуард Дмитриевич, вы говорили, что тридцать лет назад вам уже довелось издавать работы Ушинского. Что побудило вас снова, по прошествии столь долгого времени, взяться еще раз за решение этой непростой задачи?

    — Прежде всего — именно это долгое время. Между предпоследним изданием избранных работ Ушинского (1968 г.) и последним (1974 г.) прошло всего шесть лет. А здесь — тридцать. Если и тогда Ушинского знали поверхностно, то сегодня практически не знают вовсе. Чем глубже мне приходится погружаться в современные педагогические дискуссии, тем больше я убеждаюсь, что их участники пытаются изобрести велосипед. Педагогическая культура этих дискуссий резко истончилась. Вот и возникло у меня рискованное желание — сделать новое издание как своеобразный «ликбез по Ушинскому» для современных педагогов, особенно для управленческого звена, где нет даже запаха педагогической культуры.

    Помимо этого, именно сейчас появилась возможность представить работы Ушинского в их «чистом виде», без всяких цензурных купюр, о чем я говорил ранее.