Павел II

Результаты понтификата Иоанна Павла II

Папа Иоанн Павел II

С кончиной папы Иоанна Павла II (2.04.2005) закончился самый длинный понтификат в истории прошедшего века. Покойный папа был первым славянином во главе римского католицизма, посетившим с пастырскими визитами множество стран мира (знаковое исключение составляет Россия). Он канонизировал наибольшее количество святых за историю Католической церкви, в том числе священников и верующих, подвергшихся гонениям со стороны тоталитарных и авторитарных режимов (среди них, в частности, экзарх русских католиков Леонид Федоров). О папе еще при его жизни были написаны сотни книг, а государственный секретарь Ватикана Анджело Содано сразу после объявления о кончине Иоанна Павла II назвал его «великим папой» – обычно этот эпитет употребляется в отношении понтификов, признанных святыми или блаженными.

Однако все эти положительные стороны понтификата Иоанна Павла II сочетаются с наличием целого ряда проблем в современном католицизме. Новое тысячелетие поставило церковь перед нелегким выбором: или адаптироваться к новым общественным настроениям, или выступать в качестве хранителя традиции. Этот выбор можно сравнить с эпохой Реформации, когда одна часть западных богословов настаивала на том, чтобы пойти навстречу протестантизму, а другая, напротив, на «ассиметричном» ответе на их вызов, предусматривающем ставку на все позитивное и жизнеспособное, что было в истории Католической церкви. В результате победили последние, ставшие идеологами контрреформации.

Итак, для того, чтобы попытаться определить значение понтификата Иоанна Павла II, нужно, в первую очередь, проследить за социальными, политическими, внутренними и внешними церковными событиями, произошедшими в Ватикане за прошедшие четверть века.

В наши дни ситуация выглядит следующим образом. II Ватиканский собор (1962–1965) начал реформы, направленные на модернизацию церкви: процедура богослужения была упрощена, а сама месса переведена на национальные языки; были расширены права епископов (и при этом несколько сокращены прерогативы Ватикана); санкционирован диалог с некатолическими церквами, а также между верующими и неверующими. Церковь дистанцировалась от апологетики капитализма, демонстрируя свою свободу от какой-либо политической, социальной или экономической системы. Определенным продолжением этой тенденции можно считать критику католиками многих проявлений глобализации, а также негативное отношение к односторонним силовым акциям, например к войне в Ираке.

Однако целое множество проблем не были решены и до сих пор продолжают оставаться дискуссионными. Многие клирики и прихожане настаивают на дальнейших реформах, однако даже среди модернизаторов нет консенсуса по вопросу о том, насколько глубокими они должны быть.

Папа Иоанн Павел II у Стены Плача

Считается, что в период понтификата Иоанна Павла II реформаторские тенденции в католицизме не получили поддержки в Ватикане. Но все же некоторые действия почившего папы, например такие, как демонстративное посещение синагоги и лютеранской церкви, а также покаяние за грехи католичества (12.03.2000), совершенные на протяжении многих столетий, в том числе и против евреев, нельзя не назвать новаторскими. В молитве, оставленной в Стене Плача в Иерусалиме, Иоанн Павел II испрашивал у Бога прощения за неправды против иудейского народа и выразил желание установить с ним братские отношения. Желание «примириться» с богоотверженным народом весьма неординарно для «главы» христианской церкви и со стороны верующих может быть рассмотрено по-разному, например на площади Святого Петра, где зачитывался текст «публичного покаяния», оно было встречено бурными овациями и рукоплесканиями. Но если отбросить шелуху повсеместных в последнее время обвинений в антисемитизме и глобализации, «примирение с иудеями» иначе как богоотступничеством католиков назвать нельзя.

Следует отметить, что за долгий 25-летний понтификат Иоанн Павел II всячески стремился поднять авторитет Ватикана как государства, а вместе с тем и Католической церкви как влиятельной структуры. По этой причине он налаживал контакты со многими государственными лидерами.

Например, 24 января 1979 года папа Иоанн Павел II принял Андрея Громыко по его просьбе. Визит советского министра иностранных дел в Ватикан был событием беспрецедентным. Дипломатических отношений между СССР и Ватиканом в то время не было, антикоммунизм папы был хорошо известен, как известно было и очевидное недружелюбие, с которым советская власть относилась к католицизму.

В 1980 году в Ватикан с государственным визитом прибыла королева Елизавета II. Визит был историческим, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. С течением времени стороны более или менее успокоились, между Соединенным Королевством и Ватиканом были даже установлены дипломатические отношения. Но о визите правящего британского монарха, а по совместительству и главы Англиканской церкви в Ватикан не могло быть и речи. Елизавета II стала первым британским монархом, посетившим Ватикан с государственным визитом. Она же стала первым монархом, пригласившим папу в Великобританию, правда, оговорившись, что поездка должна считаться не визитом в страну, а пастырским визитом к четырем миллионам британских католиков.

В 1982 году в Риме произошла встреча папы Иоанна Павла II с Ясиром Арафатом. Аудиенция в папской библиотеке была немедленно раскритикована Израилем как признак того, что Католическая церковь не имеет ничего против деятельности палестинских террористов и как косвенное доказательство антисемитских настроений, царящих в церкви.

В 1996 году во время поездки по Европе лидер кубинской революции Фидель Кастро неожиданно заехал в Ватикан, где состоялась его частная встреча с Иоанном Павлом II. Долгое время церковь и коммунистические власти Кубы враждовали. Ватикан неоднократно обвинял Гавану в нарушениях прав верующих. Встреча, по мнению наблюдателей, могла означать, что старые противники нашли компромисс. Так и произошло. Через два года Иоанн Павел II прибыл в Гавану с пастырским визитом и снова встретился с Фиделем Кастро. Уже официально и публично. На встрече во Дворце революции в Гаване папа осудил экономические санкции против Кубы.

11 марта 1999 года в Риме состоялась первая встреча главы Римско-Католической церкви с президентом Исламской Республики Иран Мохаммадом Хатами. Было это в то самое время, когда Иран пытался выйти из международной изоляции.

5 ноября 2003 года состоялся визит в Ватикан президента Российской Федерации В. В. Путина.

В общей сложности, почивший понтифик встретился с 426 главами государств, 187 премьер-министрами и 190 министрами иностранных дел, а также принял верительные грамоты 642 послов.

В правление папы Иоанна Павла II, как уже отмечалось выше, было прославлено много новых святых, кроме того, решением понтифика была совершена «реабилитация» средневекового ученого Галилео Галилея и беатификация Пия IX, которая кардиналом Поль Пупаром в интервью российской католической газете «Свет Евангелия» (№ 38. 22.10.2000), была обоснована следующем образом: «Человека канонизируют за христианские добродетели, а не за стиль управления».

Создается впечатление, что Ватикан при Иоанне Павле II стремился стать как можно ближе миру и современности, желая при этом идти на минимальный компромисс. До Иоанна Павла II ни один папа Римский не присутствовал на рок-концерте (27.09.1997), на стадионе, где проходил футбольный матч (29.10.2000). До него не издавались компакт-диски с песнями, которые он сам написал и спел. Покойный понтифик, таким образом, становится как бы символом или скорее «рекламой» нарочитой открытости Католической церкви миру. Но такая открытость, в конце концов, влечет за собой появление значительного числа требований, направленных к Ватикану со стороны общественности и мира, а Ватикан, принимая правила игры, обязан с этими требованиями считаться. И потому при более глубоком рассмотрении современного состояния Святого престола, становится ясно, что за яркой оберткой всеобщего благополучия, в католичестве скрывается множество внутрицерковных проблем, навязанных церкви неофитами, не желающими отказываться ради «высоких материй» от привычного комфортного образа жизни.

Так, например, либералы поднимают ряд вопросов, которые они хотели бы сделать, как минимум, дискуссионными. Среди них существенную роль играет возможная отмена целибата. Догматических запретов здесь нет, но целибат соответствует многовековой традиции католического канонического права. Дискуссия о целибате получила новый импульс из-за усиливающихся в последнее время обвинений европейских католических священников, а особенно североамериканских иерархов в преступлениях, связанных с совращением малолетних.

Еще одна проблема – разводы. Каноническое право делает эту процедуру крайне затруднительной, что вызывает недовольство многих верующих. Во многих странах со значительным католическим населением прошли референдумы о легализации гражданских разводов, которые привели к тому, что многие католики прибегают к такому способу прекращения семейных отношений, игнорируя позицию духовенства. Кроме того, после гражданского развода они часто вступают во второй брак, который не признается церковью, что создает немалые сложности в общении с духовниками (это является одной из причин снижения активности прихожан).

Следующая проблема – контрацепция. Если отрицание абортов является практически консенсусным для римо-католицизма, то с противозачаточными средствами не все так просто. Многие католики из развивающихся государств настаивают на смягчении подхода к этому вопросу, утверждая, что без контрацепции значительная часть многодетных семей обречена на проживание в бедности.

Еще одна «тема нового века» – сексуальные меньшинства. Ватикан сохраняет традицию резко негативного отношения к ним, их представителей запрещено допускать к причастию. В то же время мировые тенденции носят прямо противоположный характер – некоторые политики, для которых раньше подобная информация означала конец карьеры, уже не скрывают своей сексуальной ориентации. В еще большей степени это относится к лидерам общественного мнения из культурно-медийной элиты.

Сторонники реформ обращают внимание на снижение авторитета церкви как среди паствы, так и в международных правящих кругах. Так, во время обсуждения проекта европейской конституции Ватикану не удалось пролоббировать включение в него положения о христианских корнях европейской цивилизации.

Что касается внутреннего вероучительного состояния католичества, то политика Иоанна Павла II может расцениваться более как консервативная, нежели либеральная, доказательством чего могут служить события, произошедшие еще в начале его понтификата, связанные с леворадикальной «теологией освобождения», получившей распространение в странах Латинской Америки. Тогда был сменен генерал ордена иезуитов, так как внутри ордена получили широкое распространение реформаторские тенденции. Труды отдельных либеральных теологов были подвергнуты критике, а наиболее известный из них, Ганс Кюнг, был уволен из католического университета.

Вместе с критикой латиноамериканских реформаторских тенденций резко выросло влияние «Опус Деи» – консервативной католической организации, основанной в 1928 году испанским священником Хосе-Марией Эскрива де Балагером, который был причислен к лику святых Иоанном Павлом II. «Опус Деи» обвиняли и в связях с франкизмом (впрочем, «опусдеисты» способствовали модернизации Испании и ее постепенному отходу от жесткой диктатуры и самоизоляции), и в слишком жесткой покаянной дисциплине вплоть до самобичевания. Однако внимание Ватикана эта организация привлекла в связи с попыткой синтеза духовной и светской жизни и связанным с этим «освящением» любого труда (исключая, конечно, криминальную деятельность). Такой подход привлек в организацию многих успешных мирян из числа «столпов общества» – бизнесменов, политиков, интеллектуалов. Такой подход сочетается с подчеркиванием необходимости широкого участия членов организации в благотворительных проектах.

«Опусдеистская» составляющая церковной политики является признаком того, что Ватикан был намерен действовать в рамках традиционалистской парадигмы. Повышение авторитета церкви должно осуществляться без радикализма, который, с точки зрения покойного папы и его ближайшего окружения, мог привести к серьезному обострению внутрицерковных конфликтов (литургическая реформа II Ватиканского собора привела к выходу из подчинения папе группы верующих во главе с двумя епископами).

***

Отношения римо-католичества и Русской Православной Церкви во второй половине XX века заслуживают особого внимания, объем данной работы не позволяет отметить все стадии их развития, но вкратце можно сказать следующее.

На II Ватиканском соборе в ознаменование намечающихся братских отношений между Ватиканом и Московской Патриархией был принят термин «Церковь-сестра». Но совсем недавно нынешний Римский папа Бенедикт XVI, еще в бытность свою префектом ватиканской конгрегации по вероучению, подчеркнул, что термин Церковь-сестра некорректен, и вопрос не только в терминологии, но и в сути дела. По его словам, «когда речь заходит о «Церкви», то имеется в виду единственная, святая, универсальная, апостольская Католическая церковь». Ее «сестрами» могут именоваться лишь другие Католические церкви, заявил кардинал, добавив, что он выступает против «примитивного экуменизма». «Выражение “Церковь-сестра” неприменимо к взаимоотношениям между католиками, православными и протестантами. Можно лишь говорить о Католической церкви как таковой и некоторых доктринах на Востоке».

В церковно-политическом плане следует отметить, что за время понтификата Иоанна Павла II неоднократно осуществлялись попытки приезда папы на каноническую территорию РПЦ – Россию и Украину. До сих пор остается открытым вопрос о поддержке Ватиканом захватнических действий униатов в западных областях Украины.

Кроме того, наталкивает на размышления поведение албанских католиков во время агрессии НАТО на Балканах. Когда притесняемые мусульманами сербские православные не ощутили от своих «собратьев-христиан» никакой помощи, хотя православные храмы были постоянно окружены припаркованными вокруг них натовскими танками, рядами колючей проволоки, блокпостами из мешков с песком и вооруженными до зубов солдатами, которые требовали документы от приходящих в храм. А 60 тысяч католиков чувствовали себя, как и прежде, вполне свободно и даже посещали мероприятия местных мусульман.

Каждая крупная историческая личность берет своих потомков в своеобразные заложники. И в этом смысле Иоанн Павел II был великой личностью, удобной для потомков. В какую бы сторону ни пошло дальнейшее развитие Католической церкви, всегда можно будет сказать, что это продолжение курса «великого папы».

Пойдут ли католики на большую либерализацию – можно будет сказать, что они продолжили линию Иоанна Павла II на открытость миру. Консервативный курс на защиту традиционных христианских ценностей от несущих порой разложение ветров времени также найдет в почившем папе свое оправдание. Будет Ватикан стараться расширять свое влияние на восток, на Россию – именно Иоанна Павла II можно будет назвать зачинателем этой политики. Но и обратная позиция на поиск точек соприкосновения с Русской Православной Церковью, в некотором смысле, тоже может быть оправдана именем папы.

Обложка диска «Song of a Beautiful Soul»

Пока же ясно лишь то, что Иоанн Павел II оставил своим преемникам свободу во всем, кроме одного. Им отныне придется действовать под прицелом телекамер и в присутствии огромных толп народа. Чтобы не утратить авторитет Католической церкви, почивший папа вынужден был внести в свою деятельность элементы, если так можно выразиться, представления или, как сейчас принято говорить, «элементы шоу». И в этом смысле нынешней церкви для свершения каких-либо радикальных изменений в курсе своего дальнейшего развития придется выбирать между всегда обманчивой «любовью толпы» и осознанным следованием Христовым заветам.

Папа, который старался. Как Иоанн Павел II спасал авторитет католицизма

16 октября 1978 года 264-м Папой Римским был избран польский кардинал Кароль Войтыла, в дальнейшем известный как Иоанн Павел II.

27 марта 2005 года верующие, собравшиеся на площади Святого Петра в Ватикане, ждали, когда из окна Апостольского дворца к ним после Пасхальной мессы обратится Папа Римский Иоанн Павел II.

В распахнутом окне показался понтифик, и толпа замерла, ожидая его слов. 84-летний глава католической церкви смотрел на собравшихся, но не смог произнести даже одной фразы. Наверное, в этот момент паства, обожавшая папу, поняла, что его земные дни сочтены.

Безусловный святой

Всего через восемь лет после кончины Иоанна Павла II, в сентябре 2013 года, было принято решение о его канонизации. Официально процедура признания умершего понтифика святым состоялась 27 апреля 2014 года.

Такая стремительность, не имеющая аналогов в истории церкви, связана с особыми заслугами папы римского перед католической церковью.

Но оставим почитание святого верным сынам и дочерям католицизма, сосредоточившись на личности поляка Кароля Войтылы, под именем Иоанна Павла II ставшего 264-м римским папой.

Студент, мечтавший о театре

В юности Кароль не думал о сане священника. Сына поручика польской армии из города Вадовице куда больше привлекал театр. Кароль Войтыла мечтал стать профессиональным актером и, как говорят, имел к этому ремеслу определенные способности. Пробовал себя юноша и в драматургии, в возрасте 14 лет написав свою первую пьесу.

Он был глубоко верующим человеком, но на вопрос о том, не хочет ли стать священником, отвечал просто: «Я недостоин».

Жизнь Кароля Войтылы перевернула война. Студент факультета полонистики Ягеллонского университета вместе с отцом отправился на восток страны, спасаясь от гитлеровских полчищ и веря слухам о том, что польская армия готовит сокрушительный удар.

Но в восточные районы Польши, некогда отнятые у Украины и Белоруссии, уже вступала Красная Армия. Вместе с отцом Кароль вернулся в Краков, где присоединился к нелегальному христианскому кружку, а затем и такому же подпольному театру.

Служение Богу начиналось в подполье

Мать умерла, когда Каролю было 8 лет, старший брат Эдмунд — когда ему исполнилось 12. Единственным близким человеком оставался отец, но 18 февраля Кароля Войтылы-старшего не стало. Это потрясение изменило намерения сына.

«К двадцати годам я потерял всех, кого любил. Бог явно готовил меня к моей стезе», — вспоминал впоследствии понтифик.

Обучение в Краковской духовной семинарии он начинал в подполье, поскольку ее работа была запрещена гитлеровцами. Молодые годы, очевидно, и научили Кароля Войтылу осторожности. Стремясь к осуществлению своих замыслов, он предпочитал не сжигать мосты, а искать обходные пути.

Весной 1943 года Кароль распрощался со своим театральным наставником, сосредоточившись на духовном образовании под началом архиепископа Краковского Стефана Сапеги.

Нелегальная жизнь завершилась весной 1945 года после освобождения Кракова частями Красной Армии. 1 ноября 1946 года Кароль Войтыла был рукоположен в священники.

Священник Кароль Войтыла в Неговиче, 1948 год. Источник: Public Domain

Антикоммунист в рамках закона

Будущий папа римский был убежденным антикоммунистом, и взглядов своих никогда не скрывал. Однако Кароль Войтыла был далек от радикализма в этом вопросе, считая насилие не лучшим методом борьбы.

Постепенно поднимаясь по ступням церковной иерархии, в 1967 году он стал кардиналом. Как архиепископ Краковский, Войтыла доставлял немало проблем властям Польской Народной республики. Он добивался освобождения от военной службы для семинаристов, поддерживал мирные социальные протесты, добивался строительства новых церквей.

В руководстве социалистической Польши с удовольствием бы прибегли к жестким мерам, но вынуждены были признать — кардинал Войтыла действует в рамках закона, так что любые акции против него будут выглядеть как гонения на веру.

В Ватикане к началу 1970-х годов за Каролем Войтылой закрепилась репутация одного из сильнейших идеологов церкви. Его беспокоило не только распространение коммунизма; Войтылу тревожило и то, что влияние церкви падает также и в странах Запада. Переломить данную тенденцию, по его мнению, можно было лишь активной пастырской деятельностью и вовлечением мирян в жизнь церкви.

Визит в кармелитскую церковь Посещения Пресвятой Девы Марии в Кракове — начало июня 1967 года, незадолго до своего назначения кардиналом. Фото: Public Domain

Компромиссная фигура

К середине 1970-х годов кардинал Войтыла входил в число 10 наиболее видных деятелей католической церкви, которых называли в качестве возможных кандидатов на место Папы Римского.

В 1978 году в Ватикане происходили весьма драматические события. После смерти Папы Римского Павла VI его преемником был избран кардинал Альбино Лучани, принявший имя Иоанна Павла I.

Новый папа, однако, прожил всего 33 дня и скоропостижно скончался. Смерть эта до сих пор вызывает немало вопросов.

Фаворитами новых выборов были архиепископ Генуи Джузеппе Сири и архиепископ Флоренции Джованни Бенелли. Соперничество двух партий зашло в тупик, и, в конечном итоге, решили остановиться на компромиссной фигуре. Ей и стал 58-летний на тот момент Кароль Войтыла — первый понтифик неитальянского происхождения за последние 455 лет.

«Раб рабов Божьих»

Приняв имя Иоанн Павел II, новый папа римский перешел к реализации той программы, которую вынашивал много лет. В титуле понтифика заложена формула Servus Servorum Dei, что в переводе означает «раб рабов Божьих». Иоанн Павел II отказывался от внешнего блеска, сосредоточившись на своей пастырской миссии.

Появление Папы Римского-поляка добавило головной боли Москве и Варшаве. В Польше позиции католической церкви резко усилились, на ее поддержку стал опираться профсоюз «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой. Обстановка накалилась до того, что встал вопрос о падении социалистического режима в стране.

Советский Союз допускать этого не собирался, и тогда польский генерал Войцех Ярузельский, вставший во главе партии и правительства, заявил Москве, что сам обезвредит смутьянов.

Иоанн Павел II в этой ситуации, осуждая насилие со стороны властей, выразившееся в интернировании оппозиционных лидеров, в то же время не призывал поляков к открытому сопротивлению.

Кто стоял за покушением на Иоанна Павла II?

13 мая 1981 года папа римский едва не погиб в результате покушения. В понтифика стрелял член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа. Террориста, нанесшего Иоанну Павлу II тяжелое ранение, схватили и приговорили к пожизненному заключению.

Позже Агджа стал утверждать, что за покушением стояли спецслужбы Болгарии.

На Западе это считали вполне логичным — Москва, недовольная Папой-антикоммунистом, решила избавиться от него руками своих саттелитов.

Вот только судебный процесс завершился полным оправданием подозреваемых, в отношении которых не было найдено никаких улик.

В 1983 году Иоанн Павел II навестил Агджу в тюрьме и, после беседы со своим несостоявшимся убийцей, заявил: «То, о чём мы говорили, останется нашим секретом. Я говорил с ним, как с братом, которого я простил, и который имеет моё полное доверие».

1 167 000 км пастырских поездок

Кто на самом деле стоял за покушением 1981 года, и по сей день неизвестно. Тот же Агджа уже после смерти Иоанна Павла II стал рассказывать о заговоре неких ватиканских кардиналов. Зная нравы Ватикана, в эту версию поверить легче, чем в заговор спецслужб.

До Иоанна Павла II ни один понтифик не совершал такое количество пастырских поездок. В ходе этих визитов он посетил 1022 города в 130 странах на всех континентах и провёл за пределами Ватикана в общей сложности более 822 суток, преодолев в общей сложности 1 167 000 км.

Он не боялся выступать с мирными инициативами даже тога, когда сильные мира сего это не приветствовали. В 1982 году, во время войны за Фолклендские острова, он посетил и Великобританию, и Аргентину, призвав страны к миру. В 1991 году папа осудил войну в Персидском заливе, а в 2003 году — вторжение в Ирак.

Принципы и компромиссы

Жесткий антикоммунист, Иоанн Павел II решительно осуждал популярную у католиков Латинской Америки «теологию освобождения» и, в частности, отлучил от церкви священника Эрнесто Карденаля, вошедшего в состав социалистического сандинистского правительства Никарагуа.

Но в то же время в 1998 году понтифик осуществил пастырскую поездку на Кубу. Легендарный Фидель Кастро, в отличие от Михаила Горбачева, не поступился принципами даже перед лицом влиятельного Иоанна Павла II. Впрочем, и папа римский, и легендарный команданте доказали, что даже принципиальные идеологические противники могут находить точки соприкосновения.

Были вопросы, в которых Иоанн Павел II не делал никаких послаблений. Например, он и слышать не хотел о гомосексуальных браках и эвтаназии. Не видел понтифик возможности для появления в католицизме женщин-священников или послаблений в вопросе целибата. А вот Интернет Иоанн Павел II в целом одобрил, назначив его покровителем святого Исидора Севильского.

Страны, которые посетил папа Иоанн Павел II. Источник: Public Domain

Все люди — братья

Иоанн Павел II делал шаги по сближению различных религиозных конфессий, до него казавшиеся немыслимыми.

В августе 1985 года папа выступил в Марокко перед пятидесятитысячной аудиторией молодых мусульман с призывом к миру и единству между людьми и народами. В апреле 1986 года папа впервые в истории посетил синагогу, где произнёс фразу, ставшую одним из его наиболее цитируемых высказываний: «Вы — наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья». В 2000 году Иоанн Павел II посетил Иерусалим и коснулся Стены плача, а также побывал в мемориале Яд ва-Шем. 6 мая 2001 года Иоанн Павел II совершил молитву о мире в Дамаске и вошёл в мечеть Омейядов. В 2001 году он впервые начиная с раскола христианской церкви на католическую и православную в 1054 году посетил православную Грецию.

Покаяние за грехи церкви

Именно Иоанн Павел II от имени католической церкви покаялся за преступления времён крестовых походов и инквизиции. Кроме того, он приносил извинения и за огромное количество конкретных дел. Так, понтифик спустя 350 лет реабилитировал Галилео Галилея, признав его правоту. От имени католиков он покаялся массовое уничтожение протестантов во Франции во время Варфоломеевской ночи. Перед лицом потомков рабов папа римский извинился за причастность католиков к работорговле.

Извинялся Иоанн Павел II и за более близкие к нашим временам деяния церкви. Например, бездействие и молчание многих католиков во время Холокоста, а также за «украденные поколения» детей аборигенов в Австралии.

В ноябре 2001 года понтифик извинился за случаи сексуального насилия в католической церкви.

Фанат футбола и «Смуглянки»

Несмотря на то, что Иоанн Павел II всего себя отдавал пастырской миссии, не был он лишен и мирских интересов. О любви к театру мы уже говорили. В Ватикане все отлично знали, что понтифик является страстным болельщиком, причем особенно выделяет футбол. Некогда юный Кароль Войтыла сам выходил на поле, а в зрелом возрасте он старался не пропускать ни телетрансляции интересных матчей.

В 2004 году, к 26-й годовщине понтификата, Иоанн Павел II пригласил выступить в Ватикане ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова. Впервые кардинал Войтыла увидел этот коллектив в 1970-х годах в Кракове, и, что называется, прикипел сердцем к поющим и танцующим русским военным. Известно, что Иоанн Павел II очень любил песни «Смуглянка» и «Полюшко-поле».

Он сделал все, что мог

После той непроизнесенной речи Иоанн Павел II появился на публике всего один раз, 30 марта. Он не смог даже поприветствовать паству. Отдавший себя служению, он лишь глазами прощался с теми, кто еще при жизни начал считать его святым.

Мир вокруг стремительно меняется, и не всегда можно понять сразу, что несут или чем грозят те или иные изменения. Папа римский Иоанн Павел II сделал все, чтобы католическая церковь, не поступаясь главными постулатами, сохранила и расширила свое влияние, шагая в ногу с веком.

Насколько у него получилось, каждый может оценить сам.

Грипп пошатнул престол святого Петра

Мало найдется на нашей планете людей, чей недуг или даже легкое недомогание способны вызвать ажиотаж по всему земному шару, у людей самых различных рас, национальностей, возрастов, политических убеждений, достатка и социального положения. Для перечисления таких фигур хватит пальцев одной руки. В основном это политики или люди, так или иначе имеющие отношения к государственной власти: Джордж Буш, Владимир Путин или, например, Елизавета II. Однако даже их влияние на геополитические и социальные процессы ничто по сравнению с легким мановением руки, которым вот уже 26 лет благословляет паству 264-й преемник апостола Петра — Папа Римский Иоанн Павел II.

Нынешняя госпитализация Папы не вызвала у мировой общественности того шока, который, скажем, производят крупные теракты или стихийные бедствия. В самой болезни понтифика не было ничего неожиданного — 84-хлетний Иоанн Павел II болеет уже долгие годы и, вопреки прогнозам пессимистов, ухитряется при этом исполнять обязанности, предписанные ему высоким духовным саном. Да и причина госпитализации Папы, на первый взгляд, самая рядовая — в Италии сейчас протекает сезонная эпидемия гриппа, жертвой которого уже стал каждый шестой житель страны.

Другое дело, что время идет и с каждым годом шансы духовного отца миллиарда католиков, проживающих на планете, побороть очередную хворь становятся все слабее. Папа уже давно разговаривал с большим трудом и практически не передвигался. Последняя серьезная госпитализация понтифика была связана с переломом тазобедренной кости, который он получил, упав у себя в ванной. С тех пор глава Ватикана, получивший в свое время прозвище Атлет Бога, ни на что серьезно не жаловался, если не считать прогрессирующей болезни Паркинсона и естественного процесса старения — но от этого доктора, как известно, не лечат.

Первые симптомы гриппа Иоанн Павел II почувствовал 30 января. Ко вторнику, то есть ко 2 февраля, болезнь усилилась — из-за спазмов ему стало трудно дышать. Глава группы лечащих врачей понтифика профессор Ренато Буццонетти принял решение о госпитализации, повергнув тем самым в смятение и верующих, и журналистов, для которых болезнь понтифика стала темой номер 1.

Папа был срочно доставлен в римскую клинику Gemelli, где на десятом этаже у него имеется собственная палата — там Иоанн Павел II лежал во время предыдущих госпитализаций. С этого момента больница стала напоминать осажденную крепость. У ее ворот полицейский комиссар Рима Марчелло Фулви выставил «железный занавес», сквозь который не удалось пробраться ни одному репортеру. Больница была окружена множеством полицейских автомобилей, а в самом здании разместили специальных агентов.

Ночью была проведена компьютерная томография пациента, сделан рентген, взяты анализы крови. Медицинские исследования продолжались как минимум до часа ночи. Около половины второго Буццонетти и руководство Gemelli покинули клинику. Это было расценено как знак того, что ситуация все-таки не столь драматична, как могло показаться поначалу. Тем более что Папа находился не в реанимации, а в обычной палате.

Первые предварительные диагнозы стали поступать с утра в среду, но для людей, не посвященных в медицину, они сводились к одному: Папа болен гриппом и ему трудно дышать. СМИ приводили два названия этой болезни: ларинготрахеит или острый ларингоспазм, хотя второе заболевание, по сути, является осложнением первого. Медицинские эксперты отмечают, что острый ларингоспазм крайне редко заканчивается фатально, но в данном случае нужно принимать в расчет возраст пациента.

Представители Ватикана пообещали, что будут дважды в день информировать общественность о здоровье своего главы. Удивительно, но в среду был озвучен лишь весьма расплывчатый комментарий руководителя пресс-службы Ватикана кардинала Хоакина Наварро-Вальса. «Я думаю, что всем нужно успокоиться, так как причин для тревоги нет», — сказал он журналистам, после чего все телеканалы стали говорить том, что «здоровье Папы нормализуется». И никаких подробностей.

Болезни святого престола

Вообще история папства подтверждает, что детали личной жизни, а уж тем более всевозможных хворей понтифика, никогда не становились достоянием общественности. Неудивительно, ведь, по мнению католиков, Папа — викарий Бога, Его наместник на Земле, и людям, по большому счету, не следует напоминать, что это — обычный человек со своими хворями и недугами. В то же время здоровье римских епископов почти всегда становилось не только клиническим, но и политическим фактом. Очень часто болезни пап приходилось скрывать, а зачастую, исходя из государственных соображений, их требовалось полностью отрицать. От состояния здоровья Папы напрямую зависело благополучие самой римско-католической церкви.

Клиническая картина папских болезней весьма разнообразна. Папа Пий III страдал подагрой, у Иннокентия XIII и Пия V были камни, у Пия IX — эпилепсия, у Александра VI — сифилис, у Григория VII, Калиста II, Иннокентия III, Григория IX и Иннокентия IV — малярия. Первым Папой, подвергшимся хирургическому вмешательству, стал Пий III: его оперировали 27 сентября 1503 года. Врач Людовико Де Франциски сделал два глубоких надреза на правой ноге понтифика, чтобы удалить опухоль, возникшую из-за подагры. В 1572 году врачи хотели сделать Пию V литотомию, то есть удалить камень, но, как пишут историки, понтифик отказался «по причине своей глубокой целомудренности», оказавшейся сильнее, чем боль.

Однако еще ни один Папа Римский не перенес столько операций, сколько Иоанн Павел II. До него лишь Павел VI подвергался действию полного наркоза, когда его оперировали по поводу воспаления простаты 4 ноября 1967 года. Следует также отметить, что Иоанн Павел II больше, чем все остальные Папы, любит рассказывать о своем здоровье. Первый раз в клинику Gemelli нынешний понтифик был доставлен в мае 1981 года, после того как в него выстрелил турецкий экстремист Али Агджа из группировки «Серые волки». Через несколько месяцев Папа был вновь госпитализирован, поскольку при переливании крови ему была занесена инфекция. В 1992 году понтифику в этой же больнице удалили опухоль в кишечнике. И, наконец, уже упомянутый эпизод с переломом бедра еще раз привел его на больничную койку. При том диагнозе, который врачи ставят Папе сейчас, ему в худшем случае может грозить трахеостомия — рассечение передней стенки трахеи над грудиной или введение в трахею трубки, что позволяет обеспечить искусственную вентиляцию легких.

Servus servorum Dei

Пока остается только догадываться (или молиться) о том, как будут развиваться события. Болезнь Папы породила множество вопросов, актуальных не только для конклава кардиналов, который сам Иоанн Павел II назначил для избрания своего преемника, но и для миллиарда католиков. Именно при действующем понтифике католическая церковь восстановила свои позиции, сильно пошатнувшиеся после Второй мировой войны. Римско-католическая церковь за 26 лет правления Иоанна Павла II настолько расширила свое влияние в странах Третьего мира, что стали поговаривать о возможности назначения на папский престол представителя одной из развивающихся стран. Правда, у итальянцев, которые имеют в конклаве большинство, иное мнение — они убеждены, что новым Папой должен стать житель Аппенинского полуострова. В этой связи следует напомнить, что Иоанн Павел II стал первым папой-неитальянцем, который возглавил католическую церковь за последние 455 лет. При этом поляк Кароль Войтыла (имя Папы в миру) стал еще и первым славянином на престоле святого Петра.

Кароль Йозеф Войтыла родился в 1920 году. В 1939 году он поступил на философский факультет Ягеллонского университета и вместе с отцом переехал в Краков. В эти годы будущий понтифик серьезно увлекался театром — даже во время войны он продолжал выступать на сцене, а депортации и заключения избежал лишь благодаря тому, что работал на каменном карьере. В 1942 году Войтыла стал студентом богословского факультета Ягеллонского университета, а сразу после войны полностью посвятил себя церкви и переехал в Рим, где стал штудировать богословие в университете Анджеликум.

4 июля 1958 года по назначению Папы Пия XII Войтыла стал викарным епископом Краковского архиепископства, а 28 сентября был рукоположен в сан епископа. 13 января 1964 года Папа Павел VI назначил его архиепископом и митрополитом Кракова, а 26 июня 1967 года возвел в сан кардинала.

Папой Римским Войтыла был избран 16 октября 1978 года. За время своего понтификата Иоанн Павел II совершил более ста зарубежных поездок — чем не мог бы похвастаться ни один из его предшественников на папском престоле — и выступил с проповедями в десятках стран мира. Папа опубликовал ряд энциклик богословского и социального содержания, среди которых наиболее известными являются: «Redemptor hominis» (1979), «Dives in misericordia» (1980), «Laborem exercens» (1981), «Slavorum apostoli» (1985), «Divinum et vivificantem» (1986), «Sollicitudo reu sociale» (1987).

Иоанн Павел II стал первым главой католической церкви, переступившим порог мусульманской мечети. В мае 2001 года, в ходе поездки по Сирии, он посетил мечеть Омейядов, по преданию, стоящую на том месте, где апостол Павел обратился в христианство.

Несмотря на то, что Иоанн Павел II давно стал для большинства людей на планете символом милосердия, человеколюбия и терпимости, по отношению к некоторым вопросам понтифик придерживается весьма жесткой позиции. Он, в частности, выступает категорически против однополых браков, использования контрацептивов и рукоположения женщин в священный сан.

Так или иначе, но без человека, почти уже признанного у себя на родине святым при жизни, представить современный мир практически невозможно. И кто бы ни пришел на смену Иоанну Павлу II, ему придется приложить немало усилий, чтобы Ватикан не растерял того влияния, которого добился под руководством папы-славянина.

Иоанн Павел II (Папа Римский)

Иоанн Павел П, в миру Кароль Войтыла, родился 18 мая 1920 г. в г. Вадовице Краковского воеводства (Польша) в семье железнодорожного служащего.
В 1938 г., окончив классическую гимназию, поступил на философский факультет Ягеллонского университета в Кракове, где изучал польскую литературу и филологию, лингвистику, философию, иностранные языки (он изучал 12 языков, из них восемь знал в совершенстве). Во время немецкой оккупации Польши работал разнорабочим, одновременно учился в духовной семинарии. В 1946 г. принял сан священника. Продолжил обучение на философском факультете в Доминиканском университете в Риме, затем в католических университетах Швейцарии и Бельгии.
Возвратившись в Польшу, занимался духовно-пастырской деятельностью в Кракове. В 1958 г. стал епископом, в 1963 г. — архиепископом, митрополитом Краковским, в 1967 г. — кардиналом. В 1969 г. он был избран заместителем председателя польской Конференции епископов. В 1960-1970-е гг. занимал ряд постов в Ватикане: был членом постоянной комиссии и секретариата Синода епископов (совещательный орган при папе), членом Конгрегации по вопросам духовенства и Конгрегации восточных церквей. Принимал активное участие в работе Второго Ватиканского собора (входил в комиссию по проблемам брака). Участвовал во Всемирных евхаристических конгрессах в Мельбурне (1973) и в Филадельфии (1976).
16 октября 1978 г. был избран 264-м главой Римско-католической церкви, став самым молодым понтификом за последние 130 лет, а также первым славянином на ватиканском престоле. Как и его предшественник Иоанн Павел I, он принял каноническое имя в знак продолжения курса Иоанна ХХIII и Павла VI, которые вошли в историю как реформаторы католической церкви.
В 1988 г. он провел реформу Римской курии (правительство Ватикана). При нем были разработаны новые базовые церковные документы – пять Апостольских конституций, Кодекс канонического права, Кодекс канонов Восточных церквей, Катехизис католической церкви, был пересмотрен конкордат Ватикана с Италией. Им написаны 14 энциклик,посвященных различным темам в области экклезиологии, экуменизма, социального учения католической церкви, нравственности и морали, было созвано 15 Синодов епископов по важнейшим религиозным и общемировым проблемам. Новый толчок получило развитие экуменизма (движение к сближению или объединению христианских конфессий), Иоанн Павел II стал первым главой Римско-католической церкви, посетившим лютеранскую церковь (1983), синагогу (1986), мечеть (2001). В 1986 г. по его инициативе в Ассизи (Италия) состоялась первая международная экуменическая встреча, в ходе которой представители различных религиозных конфессий молились о мире (в 1999 и 2002 гг. состоялись 2-я и 3-я встречи при его участии).
Во время его понтификата были пересмотрены некоторые позиции Римско-католической церкви. В 1995 г. Иоанн Павел II принес покаяние за несправедливости, совершенные в прошлые столетия в отношении других конфессий; в 1998 г. Ватикан обнародовал Документ об исторической ответственности христиан за антисемитизм и преследования евреев; в 2000 г. папа отслужил мессу «Меа кульпа» («Моя вина») с признанием ошибок и прегрешений, допущенных церковью за все века ее существования. В период его правления церковь признала заслуги Альберта Эйнштейна (1979), реабилитировала Галилео Галилея (1992) и теорию происхождения видов Чарльза Дарвина (1996).
Иоанн Павел II совершил более 100 зарубежных поездок, посетил почти 1 тыс. городов, проехал 1,1 млн км. Он возвел в кардинальский сан более 180 служителей церкви и осуществил назначения почти 4 тыс. католических епископов, провел свыше 1300 беатификаций (причисление к лику блаженных) и 466 канонизаций (причисление к лику святых) — больше, чем все его предшественники.
Он автор нескольких поэтических сборников, пьес (в 1940-1950-х гг. писал под псевдонимами Анджей Явень и Анджей Груда) и книг-размышлений, некоторые из которых стали бестселлерами. Так, его книга «Переступить порог надежды», изданная в 1994 г., разошлась тиражом в 20 млн экземпляров. Пьесы «Брат нашего бога», «Роковая весть» шли в театрах разных стран. По пьесе «Станислав» был снят фильм (США) и поставлен радиоспектакль (Италия).
На Иоанна Павла II трижды совершались покушения, два из них удалось предотвратить, а 18 мая 1981 г. он был ранен.
Иоанн Павел II скончался 2 апреля 2005 г. на 85-м году жизни и на 27-м году понтификата. Его правление стало одним из самых долгих в истории института папской власти. Похоронен в соборе Святого Петра в Ватикане.
Беатифицирован папой Бенедиктом XVI 1 мая 2011 г. Канонизирован папой Франциском 27 апреля 2014 г.