Патриарх иосиф московский

Устройство склепа, в котором похоронен Алексий II. Справка

Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго похоронят в Богоявленском (Елоховском) кафедральном соборе Москвы, где покоятся мощи его небесного покровителя святителя Алексия. Такова была воля почившего предстоятеля. Об этом сообщил глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

В Богоявленском соборе похоронен и один из предшественников Алексия II — патриарх Сергий Страгородский.

Точное место захоронения патриарха Московского и Всея Руси Алексия II было выбрано 6 декабря членами Священного Синода митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом и митрополитом Боровским и Калужским Климентом, которые лично приезжали в Богоявленский кафедральный Елоховский собор.

Митрополиты выбрали место в правом приделе и отметили мелом на полу точное местоположение склепа, где будет захоронен гроб с телом патриарха.

Склеп для погребения Алексия II будет сооружен в правом приделе Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом месте рабочие вскрыли гранитный пол и выкопали могилу глубиной 1 м 80 см. По словам управляющего Богоявленским собором Юрия Буша, могила патриарха на пятнадцать сантиметров шире и длиннее обычной. Таковы правила: его Святейшество и на том свете должен чувствовать себя свободно.

Земля, выкопанная из могилы, в которой будет покоиться тело патриарха, считается святой; выбрасывать ее нельзя — она должна быть развеяна над территорией храма. Земля с могилы патриарха Алексия II была упакована в мешки и перевезена в храм Никиты-мученика на Старой Басманной.

По христианским канонам, яму обложат кирпичом. Вначале кирпич будут класть в 1,5 кирпича примерно до половины глубины могилы, затем стены могилы продолжат обкладывать в один кирпич. В углубление будет поставлен гроб с телом патриарха, затем на образовавшийся уступ будет положена каменная плита, а сверху все будет засыпано чистым песком.

Сверху могила будет покрыта временным саркофагом. Затем в течение двух месяцев будет изготовлен постоянный саркофаг из уральского камня.

По указу Священного синода склеп Святейшего будет скрыт от посторонних глаз до момента погребения.

ИОСИФ (ДЬЯКОВ)

Иосиф, патриарх Московский и все Руси (1642-1652)

Иосиф (Дьяков) (+ 1652), пятый патриарх Московский и всея Руси.

Родился в г. Владимире-на-Клязьме.

С 1639 г. — архимандрит Симонова монастыря.

27 марта 1642 г. поставлен патриархом Московским и всея Руси.

Избирался он несколько своеобразно. Царь Михаил Федорович сам написал для избрания в патриарха 6 имен (в числе их был и Иосиф), запечатал записочки царской печатью и отправил их на собор. Святители взяли сначала 3 жребия и вложили их в панагию, которую носили прежние патриархи, положили панагию перед образом Владимирской иконы Божией Матери и после молебна вынули один из трех жребиев. Также поступили и с другими тремя жребиями. И снова вытащили один. В третий раз в панагию вложили вытащенные 2 жребия, снова отслужили молебен, вытащили один жребий и, не распечатывая, отправили его царю. Царь распечатал жребий в присутствии своего синклита и избранным оказался Иосиф.

Патриарх Иосиф пользовался глубоким уважением царя Алексея Михайловича. Но он (Иосиф) занял патриарший престол уже в старости и по слабости сил не мог быть таким советником молодому царю, какими были до него патриарх Филарет (Романов), а после него патриарх Никон. Ему было нелегко справляться и с чисто церковными делами.

Он заботился о благоустройстве церквей и о благолепии церковной службы. На освящении церкви во имя св. пророка Илии в Ярославле в 1650 г. патриарх принес в дар новой церкви частичку Ризы Господней.

В 1646 г. разослал Наказ, замечательный по яркой обрисовке тогдашнего церковного быта и уклонений от установленного строя церковной жизни в России.

Принимал меры к насаждению школьного образования в Москве, было основано Ртищевское училище и выписаны ученые из Киева.

При патр. Иосифе было напечатано много церковно-богослужебных и церковно-учительных книг (в числе 38 названий, каждое несколькими изданиями, иные до восьми) и начато благое дело сличения их с греческим текстом. Для осуществления этого намерения в 1649 г. были вызваны из Киева ученые монахи Арсений и Епифаний, которым патриарх в качестве помощников поручил протопопов Аввакума и Иоанна Неронова, царского духовника Стефана Вонифатьева, попов Лазаря и Никиту Пустосвята и других. Однако последние не во всем слушались ученых монахов и по своему невежеству и упорной приверженности к мнимой старине не только не исправляли ошибок, но и внесли в книги некоторые раскольничьи мнения: о двуперстии крестного знамения, о сугубой аллилуйе и т. д., а также много своевольных изменений и дополнений. При последовавшем вскоре за тем образовании раскола старообрядчества эти книги послужили для него главной и, для того времени, сильной опорой. В то же время для изучения на месте обрядовой стороны греческого богослужения был послан в Грецию ученый монах Арсений (Суханов), при преемнике Иосифа он возвратился, с массою книжных сокровищ.

Патриарх Иосиф. Конец XIX в. Неизвестный художник. Чернила, карандаш, акварель, золото. 22,7×17,3

При нем было упразднено «многоголосие клира», т. е. привившийся в то время вредный обычай одновременно совершать в разных местах храма различные части богослужения. Например, в одном месте читалось шестопсалмие, в другом — кафизмы, в третьем — канон или пелись какие-либо стихиры. Впрочем инициатором этого дела был митрополит Новгородский Никон, который в последние годы жизни патр. Иосифа пользовался большим влиянием в Москве и управлял всеми церковными делами. Слабый же патриарх беспокоился только о том, как бы его не сместили с патриаршества, этого он очень боялся.

При патриархе Иосифе было издано «Уложение» царя Алексея Михайловича, значительно подрывавшее значение в государстве церковной иерархии вообще и патриарха в частности. Патриарх сидел во время составления «Уложения» в царской думе и на земском соборе и не протестовал. Учреждением монастырского приказа были уничтожены судебные привилегии духовенства, а следовательно, умалена власть патриарха.

При патр. Иосифе были открыты мощи преп. Саввы Звенигородского, преп. Александра Свирского и св. кн. Георгия Всеволодовича. При нем же, по мысли митр. Никона и соборному определению были перенесены в Московский Успенский собор останки святителей, пострадавших за веру и отечество, патриарха Иова из Старицы, св. патриарха Гермогена из Чудова монастыря и св. митр. Филиппа с Соловецкого острова. Во время встречи тела патр. Иова престарелый святитель сказал царю: «Вот смотри, государь, как хорошо за правду стоять, и после смерти слава».

Вскоре после этого он заболел и 15 апреля 1652 г. скончался, не дождавшись прибытия мощей св. Филиппа. Погребен в Московском Успенском соборе.

Темное пятно на памяти патриарха Иосифа — корыстолюбие, причем не обходилось без несправедливого обременения священников патриаршей области. После его смерти осталась большая сумма наличных денег, которые он собирал, желая купить себе земельное владение. Завещания патр. Иосиф не оставил, и все его накопления по указанию царя были розданы в основном на монастыри, церкви, кафедры.

Труды

  • Поучение к духовенству, изданное при вступлении на патриарший престол.
  • Наказ по поводу разных настроений в церковной жизни (1646 г.).

Литература

Использованные материалы

  • Биография на сайте «Русское Православие»
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.