Патриарх феофил

Патриарх Иерусалимский Феофил: «Мы хотим, чтобы Иерусалим был открытым городом»

141-й патриарх Иерусалимский Феофил III рассуждает о нынешней и будущей роли Греческой Православной Церкви в делах, связанных с Иерусалимом и мирным урегулированием, отвечает на критические выпады и делится личным мнением.
«Палестино-израильский журнал» (Анна Кулурис): Каково значение Греческой Православной Церкви для Иерусалима?

Патриарх Феофил III: Для нынешнего и будущего статуса Иерусалима роль Греческого Православного Иерусалимского Патриархата и Церкви исключительно важна. Ее историю невозможно отмежевать от политической и культурно-религиозной истории Иерусалима. Она присутствует здесь исторически непрерывно в течении двух тысяч лет, будучи единственным религиозным учреждением, пережившим на этом месте многие века. Ее назначение и призвание продолжает быть чистым и исключительно религиозным и духовным; никаких иных интересов она не преследует.

То, что Иерусалим сегодня имеет определенный статус и у него свой культурный и религиозный облик, во многом следствие присутствия Патриархата, который располагает не только религиозным, но и естественным наследием.

Под этим я подразумеваю храмы, базилики, места богослужений, святыни, попечение о которых византийские власти препоручили Патриархату, когда отступили из Палестины в VII веке после пришествия халифа Омара ибн аль-Хаттаба. Именно тогда патриарх Иерусалимский стал как религиозным руководителем греческой православной общины, так и главой этнического греческого меньшинства.

Если говорить о наследии – некоторые местные православные арабского происхождения обвиняют греков в том, что они заняли ведущие позиции в культуре, и арабам не пробиться на те церковные посты, которые доступны грекам. Это правда?

Вопрос более широкий. Патриархат и все восточные православные христиане в этом регионе объединены под именем «Рум», «римский». Так их сообща опознают и идентифицируют арабы и палестинцы мусульманской веры.

Многие люди затрудняются в понимании того, что значит название «римский», и это представляет собой проблему культурного самоопределения и его кризиса. Также и Запад привнес свою лепту в их недоумение по поводу самоидентичности, которое можно разрешить просвещением и пониманием истории. Ведь нужно знать о своих корнях. Нельзя игнорировать былое присутствие здесь Византии. Камни об этом говорят – да и все об этом говорит. Я подготовил академическое исследование, в котором провел очень тщательный и полный анализ значения слова «Рум» и того, что значит быть членом этой Церкви.

Патриарх Иерусалимский Феофил

Несмотря на то, что Греческая Православная Церковь присутствовала в Иерусалиме с начала своего существования, в нынешней повестке дня возникают проблемы, связанные с позицией Израиля. Никто не станет отрицать, что израильские власти хотели бы получить собственность патриархата, особенно ту, что в районе Яффских ворот. Ощущает ли Церковь это давление?

Вы затронули весьма деликатную тему, самую суть значимости существования Патриархата и его роли в отношении Иерусалима и всего региона. В религиозном смысле она выражена в том, что многие святые места, находящиеся в ведении Патриархата, остались доступными для всех паломников и посетителей без каких бы то ни было ограничений. Это возможно благодаря наличию Братства Гроба Господня.

И здесь, и в регионе, и в мире всем известно, что если бы не деятельность Патриархата, то большинство святых мест были бы разрушены или, в конце концов, превращены в музеи, археологические площадки и туристические достопримечательности. Но до сих пор святые места остаются местами благоговения и почитания.

Если говорить о культурном, и даже политическом аспектах проблемы, то значение Патриархата весьма существенно, в первую очередь, в том отношении, что он дает подтверждение легитимности исторических притязаний Иордании и Палестинской Автономии на святые места – поскольку обе эти стороны основывают свои требования на том факте, что мусульманский халиф Омар при захвате Иерусалима заключил мирный договор с тогдашним патриархом Софронием, известное как «пакт Омара». Этот базовый договор стал основой всех юридических сделок и соглашений, которые происходили между патриархатом и властями.

Второе важное обстоятельство – Патриархат имеет наследственные права на имущество, скажем, на храмы, монастыри и другие объекты, число которых с течением времени приумножалось. И это придает Патриархату вес в решении имущественных, естественных и демографических аспектов жизни Иерусалима.

Патриархат продолжает быть собственником имущества внутри и в окрестностях Старого Города – ключевого района для расчетов политической стратегии.

Не представляет ли сегодня что-либо из того, на чем основана сила Патриархата, источник напряженности в отношениях с правительством Израиля?

Иерусалим представляет собой средоточие происходящего в местной политике, и вполне естественно, что Патриархат – непременный участник политических конфликтов и интересов.

Но миссия Патриархата остается духовной и религиозной. В отличие от других Церквей, представленных здесь – а у них также много собственности – Греческий Православный Патриархат является единственным независимым, автономным и автокефальным церковным институтом. Это означает, что собственность Патриархата есть собственность, расположенная в этой стране, она остается здесь.

Что касается собственности других Церквей, например Римско-Католической или Русской, то это собственность государственная. Она принадлежит не местным общинам, но соответствующим государствам.

Некоторое время назад при визите в собор Нотр-Дам можно было обнаружить надпись «Собственность Ватикана». То же имело место недавно, когда русские потребовали, чтобы некоторые объекты собственности отреставрировали и вернули подлинным владельцам. Но кто ведет переговоры об этой собственности с властями Израиля или с Палестинской Автономией? Государство, не Церковь.

И еще: центральные органы других Церквей расположены вдалеке от Иерусалима. Полномочия глав других христианских Церквей и общин происходят из-за рубежа, извне – не изнутри. Потому понятной становится значимость Патриархата – это местное учреждение.

Каковы ныне взаимоотношения с Иорданией, Палестиной и Израилем, государствами, земли которых охватывает каноническая территория Греческого Православного Иерусалимского Патриархата?

Сегодня отношения прекрасные. После кризиса, через который прошел Патриархат, после того, как я взял на себя ответственность в качестве главы Церкви, были, разумеется, разного рода проблемы и недопонимания. Но в итоге все осознали, что мое призвание в том, чтобы воздать Богу Богово, и кесарю – кесарево.

Сколь значительную роль исполняет Греческий Православный Патриархат в дискуссии о правах палестинцев, особенно с учетом его близкого соседства с территориями вроде Силуана (Силоама)? Ощущает ли Церковь необходимость высказать политическую позицию по этому вопросу?

В политику мы стараемся не вмешиваться, становиться политиками не желаем, но в то же время это не значит, что мы не питаем сочувствия к страданиям и бедствиям, которые претерпевают жители тех мест.

По этой причине здешние церковные общины образовали своего рода совет для обсуждения вопросов общего ведения. Мы обращаем внимание на проблемы наподобие недавней стрельбы в Силуане и другие.

Наша цель, с нашей точки зрения, заключается в том, чтобы внести вклад в установление взаимного уважения и понимания, а также мирного существования и совместного жительства. В этом долг Церкви. Поэтому мы, как Церкви, и делаем неоднократные официальные утверждения и выражаем свою позицию по поводу статуса Иерусалима.

Наша позиция по Иерусалиму такова: мы хотим, чтобы он был открытым городом, доступным для всех, и Иерусалим может вместить в себя все религиозные общины.

Мы заявляем, что для нас достаточно разрешения посещать и почитать места, которые священны для иудеев, мусульман и христиан. Даже если мы не притязаем на само место, все же мы претендуем на святость этих мест.

Примером служит Святая Гора, а также могила царя Давида на горе Сион. Когда мы празднуем Пятидесятницу в монастыре и школе на горе Сион, то после службы мы отправляемся в литургических облачениях на крестный ход к погребению царя Давида, где расположена синагога. Туда мы идем ради молитвословия, и уходим оттуда. Вот чего мы хотим. Так мы понимаем присутствие на святых местах. Именно этот смысл я вкладываю в свои слова о том, что Иерусалим может вместить всех.

С политической точки зрения, все притязают на Иерусалим, и каждая сторона хочет, чтобы Иерусалим был ее столицей. Но по религиозным представлениям Иерусалим – столица Бога. Мое же понимание я выразил бы так: Иерусалим дышит тремя легкими, христианским, иудейским и мусульманским. И эти легкие дышат в гармонии. Так мы видим будущее Иерусалима.

Что вы скажете о проходящих переговорах по поводу договора о налогообложении между Израилем и Ватиканом, которые могут привести к тому, что церковные общины должны будут платить налоги: подоходный, на собственность, местный? Чувствует ли Православная Церковь себя оттесненной на второй план, зная, что если соглашение будет достигнуто, то это будет прецедент для других Церквей?

Ситуация с переговорами с Ватиканом куда более сложная. Греческая Православная Церковь не чувствует себя оттесненной поскольку ее юридический статус отличается от ватиканского. Она единственная Церковь, подчиняющаяся законам Иордании. Патриархат – местное учреждение, тогда как Ватикан представляет собой духовную и политическую цельность, поэтому его представители не могут говорить от имени местных христиан.

В Интернете появляется множество видеосюжетов о распрях между греками и армянами в храме Гроба Господня. Это постыдно выглядит, и очень непросто понять, как такие стычки могут происходить в святых местах. Как бы вы объяснили эти силовые действия?

Истчоник: flickriver.com И. Максим

Я понимаю ваш вопрос, но обычно стремятся свести тему религиозных конфликтов и противоборств к некоторым столкновениям, происходящим между францисканцами, греками и армянами, армянами и сирийцами, коптами и эфиопами и так далее.

Но, на самом деле, мы можем взглянуть на дело глубже и спросить себя, в чем существо конфликта между палестинскими мусульманами и израильскими иудеями. Разве не на почве религии? Да.

Каково политическое значение Иерусалима? Важен ли он для военных или стратегических планов? Только религиозная ценность, ничего другого. Столкновения здесь только религиозные.

Когда вы наблюдаете рукопашную в Иерусалиме, особенно за Храмовую гору и аль-Харам аль-Шариф – для чего это? Разве не ради мест религиозного поклонения? Но сосредотачиваются на частном случае у Гроба Господня; это имеет основание, проблема действительно налицо. Но не берут при этом широкий обзор того, что делается здесь, на Святой Земле.

И еще мы не должны забывать о затруднениях человеческого свойства. В прошлом все битвы и стычки были во имя Божие. Крестовые походы с какой целью предпринимались? Разве не во имя Божие? И есть много иных примеров. Сегодня так не говорят – «во имя Божие», но в данных обстоятельствах, так или иначе, замешана религия.

Какое место отводит себе Греческая Православная Церковь во Всемирном Совете Церквей – полноценного члена или стороннего участника?

Православная Церковь и Иерусалимский Патриархат были среди пионеров, учредителей Всемирного Совета Церквей. Он был основан по инициативе Вселенского Константинопольского Патриархата, а впоследствии к нему присоединились все остальные Церкви. Совет играет важную роль в сведении к общению всех христианских деноминаций, и проделал огромную работу, в результате которой были развенчаны все предрассудки.

Но вот в чем проблема – в начальные годы Совет был сосредоточен на единстве христианских Церквей и деноминаций, однако затем, под влиянием протестантских Церквей, внимание перешло от богословских дискуссий к социальным вопросам. А еще позже, во многих случаях, он оказался втянут в политику. И сегодня Совет играет заметную роль, но не столь значимую, как прежде, в силу множества политических изменений и эволюции.

И все же Православная Церковь привержена миссии Всемирного Совета Церквей. Поэтому мы в нем участвуем. Сам я стал первым представителем Патриархата, ставшим членом Центрального Комитета Совета. У нас есть полномочный представитель, а недавно мы радушно приняли нового генерального секретаря Совета. Мы стараемся внести сколь можно больший вклад, так как сегодня это существенно, особенно для нашей религии. Это может способствовать мирному урегулированию и согласию, а также установить справедливость.

Недавно Вы встречались с премьер-министром Греции во время его визита в Израиль. Что ждет Патриархат от греческого правительства? Считаете ли Вы, что Георгиос Папандреу поспособствует лучшему политическому климату в регионе? Будете ли Вы с ним действовать как посредники в местных политических вопросах?

Визит Папандреу действительно был важен. Он заявил, что считает своей задачей поддерживать инициативу в мирном урегулировании. Хорошо известно, что его уважают и израильские, и палестинские власти. Известно, что его отец был сильным сторонником палестинцев во времена президента Ясира Арафата. А то, что он нанес визит в Патриархат, стало еще одним знаком общего понимания важности Патриархата, не только в религиозной, но и в политической сфере.

Поскольку, как я отмечал, конфликт происходит на религиозной почве, то все политические руководители постепенно начинают понимать, что без содействия и совета глав религиозных общин, не только христианских, но и иудейских и мусульманских, они не достигнут успеха в своих усилиях по установлению мира и согласия в регионе.

Ваша точка зрения весьма значима и очень требовательна, но сами вы человек скромный и живете простой жизнью. Откуда вы каждодневно берете силы?

Непростой вопрос. Полагаю, все силы дарованы свыше; от Церкви, от молитвы. Именно от этого.

Какой совет могли бы Вы дать людям в современном мире – борющимся с текущим положением дел в экономике и иными вызовами, которые делает современность и глобализация?

Людям я сказал бы, что выход и убежище от невзгод мира сего – вера в Бога.

СПРАВКА

Греческие православные христиане, или «православные Рума (Рима)», как их исторически называют, присутствовали в Иерусалиме на протяжении почти двух тысяч лет. Будучи наследником традиции, собственности и авторитета, Греческая Православная Церковь стремится к тому, чтобы играть значимую роль в определении политических судеб этого города. Юрисдикция Греческого Православного Патриархата, которая объединяет более 150000 христиан, простирается по территории Израиля, Палестинской автономии, включая также Иерусалим и Иорданское королевство. По своему положению патриарх выступает политическим руководителем, с голосом которого считаются при решении многих вопросов местного и международного значения. В качестве регионального учреждения Греческая Православная Церковь сотрудничает с правительством Израиля с целью исполнения многих из функций совместного ведения. В то же время каждый вновь избранный патриарх должен получить одобрение на свое поставление у трех сторон: Иордании, Израиля и Палестины. Члены собора должны иметь иорданское гражданство. Первейшая обязанность патриархата состоит в сохранении и защите святых христианских городов, как он делал от рождения христианства.

Все большее количество людей стремятся посетить христианские святыни. Наибольший интерес у них вызывает Иерусалим, поскольку для всех верующих он является Святой землей. Внимание туристов приковано не только к основным христианским храмам, построенным в честь Иисуса Христа, но и к монастырям. В них все желающие могут приобщиться к молебнам и поучаствовать в богослужениях. Получить возможность посетить святые места может любой желающий с помощью туров в Иерусалим, в том числе и тематических.

Православные храмы в Иерусалиме:

  • Свято-Троицкий собор
  • Пещерная церковь успения Богородицы
  • Храм Воскресения Христова
  • Церковь Святой Марии Магдалины
  • Церковь Святого Александра Невского

Последний — самый известный храм Иерусалима, также имеющий название «Церковь Гроба Господня». Среди всех остальных святых мест он выделяется своим местоположением. Считается, что он расположен на месте погребения Христа. Данный храм разделен между шестью конфессиями, среди которых и греко-православная. Каждая из конфессий имеет свои приделы и время, отведенное для совершения молитв. В то же время, чтобы избежать конфликтов между членами всех шести конфессий, ключи от храма находятся на хранении у арабско-мусульманской семьи.

Свято-Троицкий собор

Наиболее важный для русской православной культуры храм, отстроенный и освященный в Иерусалиме в XIX веке. Собор построен из белого камня. В его архитектуре использовались неовизантийские элементы и классическая планировка с использованием 5 куполов.

Самая важная реликвия этого храма — икона Благовещения Пресвятой Богородицы. После завершения празднований Благовещения образ Богоматери переносится в Горненский монастырь, что символизирует евангельскую встречу праведной Елизаветы — матери Иоана Предтечии — и Божьей Матери. Также в нем находится икона святителя Николая Чудотворца, почитающаяся святыней этого места.

Ограничения для посещения в зимнее время:

Ограничения посещения в летнее время:

  • понедельник — выходной;
  • вторник, среда, четверг и пятница — с 9:00 до 13:00;
  • суббота — с 10:00 до 13:00;
  • воскресение — выходной.

Храм находится по адресу: Иерусалим, улица Мунбаз, угол Хешин.

Пещерная церковь успения Богородицы

Эта пещерная церковь находится в Гефсимании у подножия Елеонской горы. Согласно поверьям именно там была погребена Богородица. Как гласят восточнохристианские предания, незадолго до смерти Девы Марии к ней явился архангел Гавриил, известивший ее об этом. Апостолы были собраны все вместе перед кончиной Богородицы и похоронили ее в гробнице, где уже находились ее родители и муж. И только один из апостолов не смог находиться там. Апостол Фома пришел позже и просил открыть гробницу, где не оказалось тела Девы Марии.

Церковь над местом погребения перестраивали несколько раз. Первое сооружение было воздвигнуто по приказу Елены Равноапостольной, являющейся матерью римского императора Константина. Далее было разрушение храма в 1161 году, после чего сооружение восстановила королева иерусалимская Мелисенда.

По лестнице посетители попадают в храм, который частично является высеченным в скале. Внутри небольшое помещение, в которое можно входить. Вместо гроба там располагается неровный камень, поскольку по преданию именно на него положили тело Богоматери.

Церковь святой Марии Магдалины

Эта церковь располагается в Гефсимании неподалеку от гробницы Девы Марии. Он выполнен из белого камня и представляет собой сооружение в московском стиле русской архитектуры. Храм строился в честь императрицы Марии Александровны и был освящен в 1888 в честь Святой Марии Магдалины. Главные святыни, хранящиеся в церкви — мощи инокини Варвары и великой княгини Елизаветы Федоровны. Также в ней находятся икона Святой равноапостольной Марии Мандалины с частицей ее мощей и чудотворная икона Смоленской Божьей Матери.

Церковь находится на территории Гефсиманского монастыря. Для посетителей вход свободный по вторникам и четвергам с 10:00 до 12:00. Добраться до нее можно на автобусе №99 или пешком от Львиных ворот. Потребуется миновать церковь Святого Стефана, затем Гробницу Богородицы и церковь Всех наций, после чего пройти в первый поворот направо.

Горненский женский монастырь

Монастырь поначалу был лишь монашеской общиной, заложенной вскоре после покупки архимандритом Антонином в 1871 году участка в селении Эйн-Карем. Нынешний статус был получен в 1886 году. Первая церковь на территории монастыря была построена в честь Казанской иконы божьей Матери.

Ключевая достопримечательность монастыря — камень, расположенный рядом с церковью. По преданиям, на нем совершал свои проповеди Иоанн Креститель. Не менее известен собор, строительство которого под влиянием различных факторов протекало практически на протяжении столетия. Процесс завершился в 2007 году, и теперь в храме всех святых проводятся только богослужения по случаю особых торжеств и праздников. А в 2012 году прошло освящение пещерного храма Святого Иоанна Крестителя.

В соответствии со старым уставом, принятым еще при первом архимандрите, паломницы должны были за свои деньги построить себе небольшие дома на территории общины и разбить рядом с ними садики. С тех пор установленный порядок не менялся, и монашки продолжают жить в домиках, а не в кельях.

Все желающие могут посетить Горненский монастырь в любой день совершенно бесплатно.

Поскольку монастырь живет строго по зимнему времени, не переводя часы, богослужения начинаются в разное время в зависимости от сезона:

  • летом богослужения проходят с 7:00 до 16:00;
  • зимой — с 6:00 до 15:00.

Добраться до монастыря можно следующим образом:

  • на автобусах №19 и №27 до остановки «Больница Хадасса» Эйн-Карем;
  • от Центрального автовокзала на трамвае №1 проехать 5 остановок, затем на автобусе №28 4 остановки.

Патриарх Феофил III, Иерусалимский

Πατριάρχης Θεόφιλος, в миру Илия Яннопулос (1952) — известный экуменист, участник подготовки Восьмого Вселенского (Всеправославного) Собора.

В 1964 г. поступил в Святогробское братство в Иерусалиме.

В 1970 г. пострижен в монашество, рукоположен в диаконы. Служил в Иерусалимском храме Воскресения Христова, затем был патриаршим диаконом.

В 1975 г. рукоположен в сан пресвитера. В 1978 г. — архимандрит.

В 1991-1996 гг. был игуменом монастыря святого Георгия Победоносца в Кане Галилейской.

14 февраля 2005 г. рукоположен в сан епископа — архиепископ Фаворский. Через три месяца, в мае того же года, Иерусалимский Патриарх Ириней I был отстранен от должности по сфабрикованному обвинению.

24 мая чрезвычайный Всеправославный Собор глав и представителей Православных Церквей в Стамбуле утвердил это решение. Собор прошел под председательством Патриарха Константинопольского Варфоломея. Русскую Церковь представлял митр. Смоленский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси), еп. Егорьевский Марк, о. Николай Балашов, о. Кирилл (Говорун). Из одиннадцати представителей Поместных Церквей против смещения Иринея проголосовали лишь делегаты от Грузинской Церкви.

Патриарх Иерусалимский Ириней

Иерусалимский Патриарх Ириней с тех пор находится под строгим домашним арестом

22 августа 2005 г. Феофил был избран Патриархом Иерусалимским.

Образование

В 1970 г. окончил патриаршую школу в Иерусалиме. В 1975-1978 гг. учился на богословском факультете Афинского университета, а с 1981 по 1986 г. в аспирантуре Даремского университета (Англия).

Церковные должности

С октября 1979 г. нес послушания генерального секретаря Священного Синода, учителя в Патриаршей школе и надсмотрщика эпистасии монастыря святого Харалампия.

В 1981 г. назначен членом редакционной коллегии журнала «Новый Сион» (Νέα Σιών).

В 1986 г. был назначен пресс-секретарем Священного Синода и членом Образовательного отдела. Председатель по внешним связям Иерусалимского Патриархата (1986-1988 гг.). Был старшим хранителем Гроба Господня. В 1997 г. был членом Правового комитета и представителем Патриархии в Катаре.

27 сентября 2000 года избран членом Священного Синода.

Представитель Патриархата при ряде организаций: с 2001 по 2003 гг. возглавлял Иерусалимское подворье в Москве, где стал известен своими антирусскими настроениями.

В июле 2003 г. вновь назначен патриаршим представителем в Дохе, Катар. 8 июня 2004 г. избран членом Церковного Суда, а в сентябре того же года — старшим скевофилаксом Воскресенского храма (т.е. хранителем Гроба Господня).

Экуменическая деятельность

31 октября 1986 г. направлен представителем Иерусалимского Патриархата в Центральном комитете Всемирного совета церквей.

Патриарх Феофил и генсек ВСЦ Сэмюэль Кобиа. Мая 2006 года

22 мая 1989 г. Иерусалимский Патриархат вышел из экуменического движения по настоянию Патриарха Диодора. Несмотря на это буд. Патриарх Феофил в 1991 г. принимал участие в VII Генеральной Ассамблее ВСЦ в Канберре, Австралия.

В 2006 г. Патриарх Феофил вернул Иерусалимский Патриархат к экуменической деятельности, подтвердил участие в ВСЦ и лично присутствовал на заседаниях ВСЦ и Ближневосточного совета церквей.

Ведет активную экуменическую деятельность. В частности, в 2008 г. принимал участие в англиканской Ламбетской конференции.

Восьмой Вселенский Собор

В октябре 2008 г. Патриарх Феофил принял участие в Собрании православных предстоятелей в Стамбуле. В 2011 г. — в совещании «нео-пентархии» в Стамбуле.

В марте 2014 г. принимает участие в Собрании предстоятелей Православных Церквей, на котором принимается решение о созыве Вселенского (Всеправославного) Собора в 2016 г.

Из-за действий Патриарха Феофила решение о созыве Собора не было принято единогласно, поскольку представители Антиохийского Патриархата покинули совещание, отозвав подпись под итоговым соглашением в знак протеста против вмешательства Иерусалимского Патриархата в Катаре.

Источник

О нем

26.05.2014 Экуменическая литургия (видео)

19.05.2014 В Храме Гроба Господня — экуменическая литургия

01.05.2014 Антиохия и Иерусалим: война в Заливе

08.10.2013 Патриарх Иерусалимский посетил мечеть Аль-Акса

11.02.2013 Патриарх Иерусалимский и “епископша”

02.02.2013 Произраильская группа на приеме у Иерусалимского Патриарха

01.12.2011 На Кипре проходит 10-я Генеральная ассамблея Ближневосточного совета Церквей

05.09.2010 Иерусалимский Патриарх наградил главу Всемирного совета церквей Святогробским крестом

11.08.2010 Иерусалимский Патриарх принял делегацию во главе с раввином Д. Розеном

Источники

Петров, Александр. В списках не значится // Независимая газета. http://www.ng.ru/ng_religii/2005-06-01/1_spiski.html 01.06.2005

Феофил (Яннопулос) // Древо. http://drevo-info.ru/articles/2633.html 26.05.2014

Феофил III (Патриарх Иерусалимский) // Wikipedia. http://ru.wikipedia.org/w/index.php?oldid=62753398 26.05.2014

Orthodox leader demoted to monk // BBC NEWS. http://news.bbc.co.uk/2/hi/middle_east/4101886.stm 16.06.2005

Patriarch Irenaios // Wikipedia. http://en.wikipedia.org/w/index.php?oldid=604736678 21.05.2014

Patriarch Theophilos III of Jerusalem // Wikipedia. http://en.wikipedia.org/w/index.php?oldid=609665119 26.05.2014

Русская Православная Церковь

Иерусалимская Православная Церковь

Описание:

Иерусалимская Церковь является колыбелью христианства, матерью христианских Церквей, хранительницей священных для христианства сокровищ Святой Земли, где жил, учил и совершил дело искупления мира Христос Спаситель.

Первым епископом и устроителем Иерусалимской Церкви был, по преданию, апостол Иаков, брат Господень по плоти (+ ок. 63), возглавивший Апостольский Собор 51 года в Иерусалиме.

Иерусалимская Церковь дала миру таких святых, как архиепископ Иерусалимский Кирилл (+386); патриарх Иерусалимский Ювеналий (+ ок. 458), деятель III и IV Вселенских Соборов; епископ Маиумский святитель Косма (+ ок. 787), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу; преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник (+ ок. 350), Евфимий Великий (+473), Савва Освященный (+532) и многие другие.

Величайшими святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова. Наиболее известными монастырями считаются монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский — над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи — близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра святого Саввы Освященного, в которой хранятся мощи преподобного.

Большой вклад в развитие Иерусалимской Церкви внесла Русская Церковь и Российское государство. В середине XIX века на Святой Земле была основана Русская духовная миссия. Позже, в 1882 году, было образовано Православное палестинское общество, переименованное в 1889 году в Императорское православное палестинское общество. Их трудами на Святой Земле было построено множество храмов, школ, больниц. Значительную духовную и материальную поддержку получала и Иерусалимская Церковь.

Каноническая территория: Израиль, Иордания и Палестина. Автономной частью Иерусалимской Церкви является Синайская Архиепископия с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синайской горе (Предстоятель: Дамиан, Высокопреосвященнейший Архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский; резиденция Предстоятеля находится в Каире).

Титул Предстоятеля Иерусалимской Церкви: «Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины».

Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме, патриаршим храмом является собор в честь Воскресения Христова (Иерусалим).

Епархии Иерусалимской Церкви

Птолемаидская митрополия
Кафедра: г. Акко
Епитроп (управляющий епархией) — архимандрит Филофей

Назаретская митрополия
Кафедра: г. Назарет
Правящий архиерей: митрополит Кириак (Георгопетрис)
Родился в 1945 году. Архиерейская хиротония в 1989 году. На кафедре с 1991 года.

Адрес: Greek Orthodox Church
P.O. Box 15, Nazareth
Tel. 06/6574566

Патриаршая Епитропия в Аммане (Иордания)
Правящий архиерей: митрополит Венедикт (Цекурас)
Родился в 1957 году. Архиерейская хиротония в 1998 году.

Патриаршая Епитропия в Ирбете (Иордания)
Правящий архиерей: архиепископ Дорофей (Леоварис)
Родился в 1948 году. Архиерейская хиротония в 1998 году.

Другие архиереи и архиереи на покое

Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины Ириней (Скопелитис)

Митрополит Кесарийский Василий (Блацос)
Родился в 1923 году. Архиерейская хиротония в 1962 году.
Адрес: Greek Orthodox Patriarchate
P.O. Box 19632-633
East Jerusalem, Israel
Tel. 6271331, 6262149, 6284006

Митрополит Диокесарийский Иаков (Капенекас)
Родился в 1921 году. Архиерейская хиротония в 1972 году.

Митрополит Петрский Корнилий (Родусакис)
Родился в 1936 году. Архиерейская хиротония в 1976 году.

Митрополит Птолемаидский Палладий (Андониу)
Родился в 1935 году. Архиерейская хиротония в 1976 году.
Адрес: Greek Orthodox Convent
Old City, 12/129, Agre
P.O. Box 1019
Tel. 04/9910563

Митрополит Фаворский Даниил (Хориатакис)
Родился в 1940 году. Архиерейская хиротония в 1981 году.

Митрополит Скифопольский Аркадий (Икономидис)
Родился в 1924 году. Архиерейская хиротония в 1981 году.

Митрополит Неапольский Амвросий (Андонопулос)
Родился в 1934 году. Архиерейская хиротония в 1981 году.

Митрополит Капитольядский Исихий (Кондоянис)
Родился в 1944 году. Архиерейская хиротония в 1984 году.

Митрополит Вострский Тимофей (Маргаритис)
Родился в 1951 году. Архиерейская хиротония в 1988 году.

Митрополит Елевферупольский Христодул (Саридакис)
Родился в 1943 году. Архиерейская хиротония в 1988 году.

Архиепископ Герасский Феофан (Хасапакис)
Родился в 1948 году. Архиерейская хиротония в 1988 году.

Архиепископ Тивериадский Алексий (Мосхонас)
Родился в 1954 году. Архиерейская хиротония в 1991 году.
Адрес: Greek Orthodox Patriarchate
P.O. Box 19632-633
East Jerusalem, Israel
Tel. 6271196

Архиепископ Кириакупольский Сильвестр (Тзамбра)
Родился в 1952 году. Архиерейская хиротония в 1992 году.
Адрес: Greek Orthodox Archdiocese
P.O. Box 1889
Amman-Jordan
Tel. 623541

Архиепископ Иопийский Дамаскин (Гаганьярас)
Родился в 1952 году. Архиерейская хиротония в 1998 году.

Архиепископ Константинский Аристарх (Перистерис), Генеральный секретарь Иерусалимской Патриархии
Родился в 1948 году. Архиерейская хиротония в 1998 году.

Страна: Израиль Город: Иерусалим Дочерняя организация: Храм Воскресения Словущего на Арбате в Москве (подворье Иерусалимской Православной Церкви) Предстоятель: Феофил III, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский (Яннопулос Илия)