Пастырь кто такой

Предсказание Господа о соблазне учеников и отречении Петра… (Мф. 26:31–35)

Еще в горнице Сионской, по рассказу евангелиста Иоанна, когда Господь сказал апостолам о предстоящей разлуке с ними, «уста пламенного Петра, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – невольно отозвались вопросом: «Господи! куда Ты идешь?» Он видел, что Учителю предстоит опасность и желал вызваться разделить ее с Ним. «Куда Я иду», – отвечал Господь, – «ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною». Петр сказал Ему: «Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя». Иисус отвечал ему: «душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» (Ин. 13:36–38). Святой Лука присовокупляет, что Господь, предостерегая Петра от самонадеянности, сказал ему с чувством глубокого умиления: «Симон! Симон!» – если бы ты видел, с какими врагами должно вам иметь дело! «се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу», чтобы Я позволил ему возмущать, колебать, искушать вас, как поступал он некогда с Иовом. «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела», по крайней мере, «вера твоя», если уж не может она защитить тебя от падения (Лк. 22:31–32). Потому, когда востанешь сам от падения, то утверди, в заглаждение твоего поступка, братьев твоих». «Если, – говорит святитель Златоуст, – сатана просил сеять всех, то для чего Христос не сказал, что молился Я за всех? Христос обращает слово Свое к Петру, дабы тронуть его и показать, что его падение опаснее падения прочих. Почему также не сказал: Я не попустил, но сказал: Я молился… Идя на страдания, Он говорил смиренно, чтобы показать Свое человечество. Тот, Кто со властью сказал: созижду Церковь Мою, и так оградил ее, что безчисленные опасности и смерти не одолеют ее, Кто сказал: «дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16:19), – конечно, не имел нужды в молитве. Христос не сказал: да не отвергнешься, но да не оскудеет вера, чтобы он не погиб совершенно». Когда Петр уверял Господа, что готов в темницу и на смерть идти, он говорил искренно. Чтобы глубже запечатлеть в душе пламенного, но слишком самоуверенного ученика мысль о предстоящей опасности, чтобы потом, после отречения, он не пришел в отчаяние, Господь нашел нужным на пути в Гефсиманию еще раз повторить Свое предостережение. ТОГДА, – говорит святой Матфей, – по выходе из горницы Сионской, между теми трогательными речами утешения, ободрения, обетования, которые записаны евангелистом Иоанном, ГОВОРИТ ИМ (со скорбью сказал Своим возлюбленным ученикам) ИИСУС: ВСЕ ВЫ СОБЛАЗНИТЕСЬ О МНЕ В ЭТУ НОЧЬ.

Не устоите твердо в исповедании, что Я – истинный Христос, Сын Бога Живаго; убоитесь и оставите Меня; когда Меня будут в эту ночь поносить, уничижать, вы не решитесь открыто сознаться перед врагами Моими, что Я – Господь и Учитель ваш; может быть, самая вера ваша в Меня поколеблется, ибо вы еще неясно понимаете, в чем состоит искупление мира Моими страданиями и смертью. Но и это давно предсказано пророками: ИБО НАПИСАНО у пророка Захарии: ПОРАЖУ ПАСТЫРЯ, И РАССЕЮТСЯ ОВЦЫ СТАДА. Господь «приводит пророчество, чтобы, с одной стороны, убедить учеников всегда внимать Писанию, а с другой, показать, что Он распинается по воле Божией, что совершающееся есть дело смотрения Божия» (свт. Иоанн Златоуст). Иисус Христос называется Пастырем, а все верующие, особенно апостолы, Его овцами. Этими словами Господь показывает, – продолжает святитель Златоуст, – «каковы были ученики перед крестной смертью и каковы после крестной смерти. Ибо те, которые во время распятия Его не могли даже стоять, после смерти Его сделались сильны и крепче адаманта. А бегство и страх учеников служит доказательством смерти Спасителя. Впрочем, Господь не попустил им оставаться в печали, но что говорит?» ПО ВОСКРЕСЕНИИ ЖЕ МОЕМ ПРЕДВАРЮ ВАС В ГАЛИЛЕЕ, по воскресении Моем Я буду прежде вас в Галилее. Наступающая буря скоро пройдет: Он скоро воскреснет и соберет их около Себя, как робкое стадо. ПЕТР СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: ЕСЛИ И ВСЕ СОБЛАЗНЯТСЯ О ТЕБЕ, Я НИКОГДА НЕ СОБЛАЗНЮСЬ… «Что ты говоришь, Петр? – говорит святитель Златоуст, – пророк сказал: «рассеются овцы»; Христос подтвердил сказанное, а ты говоришь, – нет? Разве тебе не довольно того, что случилось прежде, когда ты говорил: милосерд Ты, Господи, и был обличен? Что это значит? когда Христос говорил: «один из вас предаст Меня», ты боялся, чтобы не быть предателем; а теперь, когда Он ясно провозглашает и говорит: «все вы соблазнитесь», ты противоречишь, и не однажды только, а дважды и многажды? Ибо так говорит Лука. От чего это случилось с ним? От великой любви, от великого усердия. Ибо, когда он освободился от страха относительно предательства и узнал предателя, то говорил уже с дерзновением и восставал против других, говоря: «если и все соблазнятся, я никогда не соблазнюсь». Но в этих самоуверенных словах ученика «два преступления были: первое – то, что он противоречил, а второе, – что считал себя крепче других; или, лучше сказать, было и третье преступление – то, что все приписывал самому себе.

Итак, для уврачевания этого Христос попустил падение», которое Господь теперь прямо и предсказывает ему: ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ: ИСТИННО, истинно ГОВОРЮ ТЕБЕ, ЧТО ныне, В ЭТУ НОЧЬ, ПРЕЖДЕ НЕЖЕЛИ дважды ПРОПОЕТ ПЕТУХ, ТРИЖДЫ ОТРЕЧЕШЬСЯ ОТ МЕНЯ, не раз, а три раза ты откажешься от Меня, скажешь, что вовсе не знаешь Меня. Но Петр настойчивее прежнего стал противоречить Господу, как будто он лучше Господа знал себя: ГОВОРИТ ЕМУ ПЕТР: ХОТЯ БЫ НАДЛЕЖАЛО МНЕ И УМЕРЕТЬ С ТОБОЮ, НЕ ОТРЕКУСЬ ОТ ТЕБЯ. И прочие ученики не хотели быть слабее Петра, и они высказывали решимость умереть вместе с Господом: ПОДОБНОЕ ГОВОРИЛИ И ВСЕ УЧЕНИКИ. Господь ничего не сказал на все эти уверения: пусть события этой ночи покажут, как ошибались ученики. Святитель Златоуст говорит: «Христос попустил пасть Петру для того, чтобы научить его во всем повиноваться Ему и Его определение считать вернее собственного суждения. Да и прочие получили немало пользы от его отвержения, познав немощь человеческую и истину Божию. Ибо, когда Сам Бог предсказывает что-нибудь, то не должно уже оспаривать этого. Надлежало бы молиться и говорить: помоги нам не разлучаться с Тобой, а этот ученик, надеясь на себя, говорит: хотя бы все потерпели это, но я не потерплю, – а это, мало-помалу, приводило его к гордости. Для истребления этого-то Христос и попустил отвержение. Поскольку Петр не внимал словам, ни Христовым, ни пророка, – ибо Христос для того и привел слова пророка, чтобы Петр не противоречил, – то он научается самыми делами. Смотри, как после этого он сделался кроток, когда по воскресении сказал: «а он что?» (Ин. 21:21) и был остановлен, то не дерзнул уже противоречить, как теперь, но умолчал. И после этого, когда на верху дома, при видении, услышал голос, говорящий ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10:15), и еще не знал ясно, что значат эти слова, то молчал и не спорил. Все это было следствием падения. Из этого мы научаемся той важной истине, что недостаточно бывает собственного старания человека, если кто не получит высшей помощи; равно мы не получим никакой пользы от высшей помощи, если не будет у нас собственного старания. То и другое доказывают Иуда и Петр. Первый, получив много помощи, не получил никакой пользы, потому что не захотел и не приложил собственного старания; а последний и при собственном старании пал, потому что не получил никакой помощи. Добродетель слагается из этих двух принадлежностей. Потому я умоляю, чтобы вы не предавались сну, и чтобы при собственном старании не думали, что вы все совершаете собственными трудами.

Поскольку Богу неугодно, чтобы мы были нерадивы, постольку Он не все Сам совершает; равно неугодно Ему и то, чтобы мы были кичливы: потому не все нам дал, но из того и другого, отняв вредное, оставил нам полезное».

паства

Слово дня 08 января 2008.

Русский

В Викиданных есть лексема паства (L141078).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. па́ства па́ствы
Р. па́ствы па́ств
Д. па́стве па́ствам
В. па́ству па́ств
Тв. па́ствой
па́ствою
па́ствами
Пр. па́стве па́ствах

па́ст-ва

Существительное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -пас-; суффиксы: -т-в; окончание: -а .

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. церк., собир. верующие какой-либо церкви ◆ — Не к тому о сем говорю, — объяснился батюшка, — однако и о нижеследующем не излишне размыслить: паства у нас равнодушная, доходы малые, провизия дорогая. М. Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города», 1869—1870 г. ◆ Паства же православная обретет в нем мудрое наставление и надежное подкрепление на крестном жизненном пути к Воскресению. Филарет (Вахромеев), митрополит Минский и Слуцкий, «Предисловие ко второму сборнику (проповедей митрополита Антония)», 1982 г. ◆ У Ионы было всё: сан, епархия, приходы, паства, церкви, часовни, попы, дьяки, собор, монастырь, угодья, князь, язычники, подвиг. А. В. Иванов, «Сердце Пармы», 2000 г.
  2. устар. то же, что пастбище ◆ Постепенно пение птиц утихало, и листвия древес тише помавали; еще слышен был рев довольного стада, удаляющегося с паства своего, но скоро все умолкло, и тишина стала всеобщая. Д. И. Фонвизин, «Иосиф», 1769 г. ◆ Пастушки некогда купаться шли к реке, // Которая текла от паства вдалеке. А. П. Сумароков, «Мелита («Пастушки некогда купаться шли к реке…»», 1774? г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. устар. то же, что пастьба ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. прихожане, верующие

Антонимы

  1. конверсивы: пастырь

Гиперонимы

  1. поле

Гипонимы

  1. луг

Родственные слова

Ближайшее родство

  • уменьш.-ласк. формы:
  • имена собственные: Пастухов
  • пр. существительные: пастух, пастырь, пастьба
  • прилагательные: пастуший
  • глаголы: пасти, пастись

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: congregation, parish
    • Немецкийde: Gemeinde
    • Польскийpl: parafia

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Украинский

      па́ст-ва

      Существительное, неодушевлённое, женский род, тип склонения 1a.

      Корень: -пас-; суффиксы: -т-в; окончание: -а.

  1. паства (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

Происходит от ??

Слово пастырь

Слово состоит из 7 букв: первая п, вторая а, третья с, четвёртая т, пятая ы, шестая р, последняя ь,

Слово пастырь английскими буквами(транслитом) — pastyr

  • Буква с встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
  • Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
  • Буква ы встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ы
  • Буква ь встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ь
  • Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
  • Буква п встречается 1 раз. Слова с 1 буквой п

Значения слова пастырь. Что такое пастырь?

Пастырь

Пастырь (церковнослав. — пастух) – одно из имен Иисуса Христа,аспространенное Им на служителей Церкви. Пастырь – священнослужитель, духовный наставник верующих, паствы. Сам Начальник и Совершитель веры Евр …

Православная энциклопедия «Азбука веры»

ПА́СТЫРЬ (лат. pastor — пастух) — первоначально почетная «профессия» у др. израильтян. Образ П. играет большую роль как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Ветхозаветный Иаков характеризовал Бога как своего П.

Гуманитарный словарь. — 2002

«Пастырь»

«ПАСТЫРЬ» — произведение раннехрист. лит-ры, написанное во 2, а возможно, ив 1 в.; относится к жанру откровений; получило свое название по описываемым в нем видениям, где действует человек в одежде пастыря.

Атеистический словарь. — М, 1986

Пастырь Гермы

Пастырь Гермы, Эрмы — раннехристианская книга, встречающаяся в древних рукописях рядом с каноническими текстами Нового Завета. Традиционно датируется II веком. Перевод на русский язык был осуществлён в 1862 году протоиереем Петром Преображенским.

ru.wikipedia.org

Пастырь (фильм)

«Пастырь» (англ. Priest) — фильм Скотта Стюарта, снятый по одноимённой манхве (корейским комиксам) Мин-Ву Хунга. Дата выхода в прокат в России: 7 мая 2011 года. Дата выхода в прокат в США: 13 мая 2011 года. Альтернативная вселенная.

ru.wikipedia.org

Добрый Пастырь

Добрый пастырь фигура юного или бородатого пастуха, который несет на плечах овцу или барана. «Д. п.» — важнейший символич. образ позднеантичного и раннехристианского светского и погребального искусства…

dictionary_of_ancient.academic.ru

Пастух, пастырь

Пастух, пастырь I. см. Животноводство (IV). II: 1) образ П. играет большую роль как в ВЗ, так и в НЗ. Занятие пастушеством считалось в высшей степени почетным; это следует хотя бы из того, что Давид из П. был призван в цари (2Цар 7:8)…

Библейская энциклопедия Брокгауза

Пастух (пастырь)

Пастух (пастырь) -означает одно и то же, но первое слово чаще употребляется в прямом смысле (пасущий), редко-в переносном (Зах 11.17). Слово же «пастырь» реже употребляется в значении «пастух» (Быт 4.2), но почти везде-в значении руководитель…

Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994

Притча о добром пастыре и наёмнике

Притча о добром пастыре и наёмнике — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Иоанна. В ней говорится о пастыре, входящем в двор овчий через дверь и голос которого овцы знают и слушаются, так же о наёмнике…

ru.wikipedia.org

Русский язык

Па́с/т/ырь/ .

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Слово пастыря

«Сло́во па́стыря» — религиозно-просветительская программа, выходящая на «Первом канале» российского телевидения с 23 апреля 1994 года. Производитель — ООО «ТВ Пита». Выходит каждую субботу в 9:45.

ru.wikipedia.org

Примеры употребления слова пастырь

Широков ведь не пастырь, чтобы денно и нощно сносить оскорбления от сумеречных идиотов.

Два современника, великий пастырь и великий писатель, никогда не встречались.

Иоанн Лествичник о пастырях и духовных врачах

***

Истинный пастырь есть тот, кто может погибших словесных овец взыскать и исправить своим незлобием, тщанием и молитвою.

***

Врач духовный есть тот, кто стяжал и тело и душу свободные от всякого недуга и уже не требует никакого врачевства от других.

***

Учителям неприлично преподавать наставления, выписанные из сочинений других, так, как и живописцам, когда они делают только списки с чужих рисунков.

***

Добрый кормчий спасает корабль; и добрый пастырь оживотворит и исцелит недужных овец.

***

Да мещет пастырь, как камнем, грозным словом на тех овец, которые по лености или по чревоугодию отстают от стада; ибо и это признак доброго пастыря.

***

Когда тьма и ночь страстей постигла паству, тогда определяй пса твоего, т.е. ум, на неотступную стражу к Богу; ибо ничего тут не будет несообразного считать ум губителем мысленных зверей.

***

Великий стыд для наставника молиться Богу о даровании послушнику того, чего сам еще не стяжал.

***

Духовный врач должен совершенно совлечься и самых страстей, дабы мог он при случае притворно показывать какую-либо из них, и особенно гнев. Если же он совершенно не отринул страсти, то не возможет бесстрастно принимать на себя их личины.

***

Видел я, что конь, который был объезжен, но еще не совсем, шел спокойно, пока его крепко держали на узде, а как только ему было послаблено, он низверг своего всадника. Притча эта указывает преимущественно на две страсти; желающие испытывать да испытуют с усилием.

***

Тогда духовный врач познает данную премудрость от Бога, когда успеет исцелить такие страсти, которых многие не могли уврачевать. Не тот учитель достоин удивления, который способных отроков сделал знающими людьми; но тот, который невежд и тупоумных умудрил и довел до совершенства. Искусство ездоков тогда является и похваляется, когда они и на плохих конях одержат верх над своими противниками и сберегут коней.

***

Если ты получил от Бога дар предвидеть бури, то явно предвозвещай о них находящимся с тобою в корабле. Если не так, то ты будешь виновен в крушении корабля, потому что все с полною доверенностию возложили на тебя управление оного.

***

Видал я врачей, которые не предупредили больных о причинах усиления болезни, и чрез то сделались виновными многих трудов и скорбей и больным, и себе.

***

Истинного пастыря укажет любовь; ибо из любви предал Себя на распятие Великий Пастырь.

***

Опечаливай до времени недугующего, чтобы не закоснел в своем недуге или не умер от проклятого молчания. Многие принимали молчание кормчего за признак благополучного плавания, доколе не ударились о камень. Послушаем, что пишет к Тимофею великий Павел: настой, говорит он, благовременне и безвременне. Благовременне, сим обозначает, по мнению моему, такое время, когда обличаемые благодушно переносят обличение; а безвременне, когда их оное огорчает. Ибо источники не перестают изливать струи свои и тогда, когда нет и ни одного жаждущего.

***

Не может кормчий один, без помощи корабельных служителей, спасти корабль. Не может врач исцелить больного, если сей не убедит врача просьбою и открытием язвы с полною доверенностию. Устыдившиеся врачей подвергали раны свои гниению; а многие нередко и умирали.

***

Когда овцы пасутся, пастырь да не перестает употреблять свирель слова, и особенно когда они преклоняются ко сну; ибо волк ничего так не боится, как гласа пастырской свирели.

***

Пастырь не должен всегда безрассудно смиряться перед подчиненными; но не должен и возноситься всегда несмысленно, взирая в обоих случаях на пример Апостола Павла. Господь часто закрывает очи подчиненных, не видеть немощей в предстоятеле; а когда сам предстоятель начнет им объявлять свои недостатки, тогда родит в них неверие.

***

Несвойственно льву пасти овец; небезбедно и тому, кто еще сам страстен, начальствовать над другими страстными.

***

Несообразно видеть лисицу между курами; но еще несообразнее видеть пастыря гневливого. Ибо лисица губит кур, а сей смущает и погубляет разумные души.

***

Смотри, не будь строго взыскателен за малейшие согрешения; иначе ты не будешь подражателем Бога.

***

Имей и сам Бога руководителем и наставником твоим. Наставляемый Им, как превосходнейшим правителем, во всех твоих внутренних и внешних действиях, и пред волею Его отсекая свою волю, будешь и ты без попечения, водимый единым Его мановением.

***

Кто поистине обрел милость у Бога, тот неприметно может благодетельствовать недужным, чрез то имея две выгоды, и себя сохраняя невредимым от ржавчины славы, и располагая помилованных воздавать благодарение Единому Богу.

***

Стыдно пастырю бояться смерти; ибо о самом послушании иноческом говорят, что оно есть небоязненность смерти.