Пасха 1945

Праздник Освобождения

Победа 1945 (фрагмент). Художник: П. Кривоногов. 1949

Пасха — праздник Исхода, праздник Освобождения и Победы. Знаменательным стало то, что Пасха 1945 года пришлась на 6 мая (н.ст.), когда празднуется день великомученика Георгия Победоносца. Церковью святой воин был прославлен как «пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче». Имя Георгий с греческого значит «земледелец». И подобно святому Георгию, миллионы мучеников-земледельцев, оторванных от родимой стороны, шагали вслед за солнцем, освобождая, защищая, врачуя и борясь, добывая свою победу над смертью. И удивительно ли, что те победные весенние дни были преисполнены христианской символики? Ведь заканчивалась крупнейшая и кровопролитнейшая в мировой истории война — война, для нашей страны начавшаяся в день Всех святых, в земле Российской просиявших (22 июня 1941 г.). Начавшись невероятным всероссийским стенанием, она завершалась такой победой, которой мир еще не видал. Победой, озаренной предвечным светом Истинной Пасхальной Победы…

Моабитская тюрьма

Тяжелейшие бои за Берлин пришлись на окончание Великого Поста. В Лазареву субботу 28 апреля была взята известная своими пытками берлинская тюрьма «Моабит». В ней содержали противников режима, постепенно и методично превращая их в живые трупы. Теперь склеп стал пуст… Тюрьма и весь одноименный район Берлина получили название в честь библейской земли Моав, жители которой пытались воспрепятствовать Народу Божьему достичь Обетованной земли. Моавитский царь обращался к прорицателю Валааму: «Прокляни мне народ сей, ибо он сильней меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли». Но Бог сказал Валааму: «Не проклинай народа сего, ибо он благословен». Валаам благословил израилитян, предсказав: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города» (Числа. 22:6, 12; 24:17-19). …В этот день войска вышли к центру Берлина, а 29 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, приступили к штурму Рейхстага. Тогда же на разных фронтах началась капитуляция немецких войск, занимавших оборону против союзников.

Генерал Йодль подписывает капитуляцию Германии в Реймсе 7 мая 1945 года

30 апреля настал Великий понедельник, когда бесплодной смоковнице было сказано «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» — и она тотчас иссохла (Мф. 21:19). В тот день покончил с собой Адольф Гитлер. Но бои продолжались еще два дня, и тишина в Берлине настала лишь к Великому четвергу. К этому времени в целом завершились столкновения и на иных участках фронта. Началась массовая сдача в плен. Победоносные войска выходили на линию соприкосновения с союзниками. Предпасхальным вечером 5 мая начальник штаба союзников У.Б. Смит передал немецкому представителю Фридебургу требование генерала Эйзенхауэра о повсеместной капитуляции как на западе, так и на востоке.

Освобоженные заключенные концлагеря Дахау

6 мая наступила православная Пасха. В освобожденном за неделю до того концлагере Дахау пасхальное богослужение по памяти совершали греческие и сербские священники, надевшие самодельные облачения на свои полосатые робы… Тем временем немецкое командование начало переговоры о полной капитуляции. В ночь на Светлый понедельник в Реймсе акт был подписан. Через двое суток по требованию советского командования он был продублирован в Берлине с участием официального представителя СССР маршала Георгия Жукова.

Г.К. Жуков во время подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии

День Победы праздновался 9 мая в Светлую среду, в день памяти Всех святых, на Синайской горе подвизавшихся. Первым из них был пророк Моисей, узревший на Синае Неопалимую купину и получивший откровение о грядущем освобождении своего народа. Откровение о Победе, Исходе, о Пасхе.

Салют Победы в Москве

21 ноября христиане отмечают Михайлов день – Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – так официально звучит название этого праздника, установленного Церковью с 4 в.н.э. Михаил – один из семи архангелов и главный победитель дьявола и иже с ним взбунтовавшихся ангелов, которые «не устояли, и не нашлось уже для них места на небе», так говорится в Откровении Иоанна Богослова. На иконах Архангел Михаил изображается попирающий ногами дьявола. В левой руке он держит зеленую финиковую ветвь, а в правой копье с белой хоругвью ( иногда пламенный меч), на котором начертан червленый крест. Считается, что Архангел Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях: во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господа, уничтожившая армию фараона, преследовавшего израильтян. Архангела Михаила издавна почитали и на Руси: заступничество Царицы Небесной за русские города на поле брани всегда осуществлялось Ее явлением в окружении Воинства Небесного во главе с архистратигом Михаилом.

Праздничный день мы начали с того, что приняли участие в торжественном богослужении в Храме Святого Михаила в Яффо, а потом поехали в один из наших любимых храмов – Святого Георгия в Лоде. Почему мы любим бывать там? Причин несколько. Во-первых храм старинный, основанный в 4 в. Во-вторых настоятель – отец Софроний- очень доброжелательный и голос у него замечательный. В-третьих, храм большой, убранство чудесное, одни люстры – царский подарок с двуглавым орлом – чего стоят – залюбуешься.


Но главное – мы приходим к Святому Георгию. Здесь его подземная гробница, крипт, здесь хранятся «Святые узы» -железные оковы, которыми он был прикован в темнице. До недавнего времени их мог примерить на себя каждый, кто жаждал исцеления.




И здесь во всем незримо ощущается присутствие нашего любимого святого. Георгий наверное самый «популярный» святой в христианском мире. Англичане считают его своим, русские считают его своим, грузины в честь него даже страну свою назвали – Георгия. Про греков и говорить нечего, даже мусульмане очень уважают, а ведь достоверных сведений о нем немного, да и те противоречивы. Родился Георгий в Каппадокии, умер в Никодимии в 303 г. н.э. Мать Святого была христианка, родом из Лода (тогда он по- другому назывался), и похоронить себя Георгий завещал в этом городе.

Не все вероятно знают, что знаменитый подвиг Святого Георгия – победа над драконом с попутным спасением принцессы, который стал уже архитипичным и вошел в различные народные эпосы, был совершен им посмертно. Дело было возле города Бейрута, где невесть откуда взявшийся дракон изводил местных жителей тем, что поедал лучших представителей молодого поколения. Дело дошло – о ужас! – даже до дочери правителя города. И когда несчастная вознесла горячие молитвы о помощи, с неба явился всадник на белом коне и расправился с драконом, освободив девицу и себе сыскав вечную славу. У этой легенды есть вариации и толкования. Одна из них гласит, что Святой Георгий молитвой лишил дракона всякой воли к сопротивлению настолько, что спасенная принцесса повязала чудищу на шею свой поясок и так привела его, как покорного пса в город, где была встречена большим ликованием граждан, которые дракона убили и закопали за городом на свалке. Самое известное церковное толкование этого подвига таково. Дракон – это язычество, которое Святой Георгий убивает, и принцессу – христианскую Церковь – освобождает. В русских народных сказках богатырь – Добрыня Никитич сражается со Змеем Горынычем и , побеждая его, освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятишну, которую Змей похитил. Причем, чтобы победить дракона молодцу понадобился меч-кладенец. Смысл такой: дракон – образ древнего Змея-сатаны, девица-красавица – русская церковь, которая оказалась в плену у сатаны, а меч – слово Божье о Царстве Небесном. По преданию Грузинской Православной Церкви Святой Георгий был кроме того еще и двоюродным братом Святой равноапостольной Нины Капподокийской, просветительницы Грузии. В Москве образ Святого Георгия на коне с копьем, поражающего дракона, впервые появился на печати Великого князя Дмитрия Донского. В гербе Москвы это изображение присутствовало до 1917 года. Большевики решили заменить Святого Георгия на рабочего и колхозницу, но идея не прижилась и с конца 30-ых годов новый герб вышел из употребления. В начале 90-ых годов, после окончательного развала Советского Союза, Москва возвратилась к своему историческому гербу с Георгием-Победоносцем. Как ни странно, история с победой над драконом не такая уж экзотическая для России, где по свидетельствам очевидцев еще в 15-16 вв. водились в лесах и в непролазных чащах, да на болотах крокодилоподобные твари, которых крестьяне иногда приручали и держали дома как домашнюю скотину, правда неясно для чего, лапти что ли из крокодиловой кожи делать?
Но Победителем называют Святого Георгия не из-за дракона. Тут копать глубже надо. Победителем он вышел из гораздо более тяжелого поединка за веру с римским императором Диоклетианом. А дело было так. Георгий служил в римской армии и дослужился до больших чинов. За свою отвагу, смелость и красивую внешность он был приближен к императору. Его ожидало блестящее будущее. Но тут император начал гонения на христиан. Георгий был воспитан в христианской вере, но до поры, до времени об этом не распространялся. Когда император приказал ему казнить группу христиан, он отказался и открыто заявил о своей вере. Диоклетиан приказал бросить его в темницу, надеясь, что ночь в застенках отрезвит Георгия. Но на утро Георгий отказался принести жертвы языческим богам. Чем больше упорствовал в своей христианской вере Георгий, тем сильнее было желание императора сломить его. Он подверг своего бывшего военачальника ужасным пыткам: его колесовали, бросали в ров с негашеной известью, одевали в сапоги с раскаленными гвоздями, стегали воловьими жилами, но силою молитвы из всех испытаний Великомученик Георгий выходил невредимым. Тогда император призвал к себе волхва Афанасия и велел ему приготовить два кубка с ядами: один должен был лишить Георгия силы воли, а другой – убить. Святой выпил оба кубка…и продолжал молиться Господу. Это уже перешло все границы понимания императора. Он призвал к себе строптивца и спросил, что же это за Бог, которому он так предан, и правда ли, что он может воскрешать мертвых? Георгий ответил, что такая сила дана только Господу, и по его молитве Христос воскресил умершего. Видя такое, волхв Афанасий упал в ноги Георгия и признал Христа Всесильным Богом, за что немедленно был казнен. Император взял тайм-аут и погрузился в размышления. Наутро он придумал испытание властью, предложив Георгию стать своим соправителем, если он откажется от христианской веры. Георгий, который всю ночь усердно молился, прося Господа укрепить его силы…сразу же согласился. Они отправились в капище, чтобы принести жертвы языческим богам. Став перед истуканом, Георгий вопросил его: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, сидящий в истукане тут же испуганно запищал: «Что ты, я не Бог и никто из подобных мне не Бог, кроме Бога, которому ты служишь». Бесы, сидящие в других идолах тоже заволновались, зашумели, идолы начали падать со своих пьедесталов. Придворные и народ в ужасе отпрянули, а царица Александра, бывшая при этом, тут же упала на колени и признала Христа своим Богом, за что и была обезглавлена. В общем, для сохранения порядка в стране, Диоклетиан казнил Георгия, так и не сломив его веры. Многие , присутствующие при этих событиях, перешли в христианство, которое повсеместно стало вытеснять язычество. Верный оруженосец исполнил просьбу Святого Георгия и похоронил его в Лоде, родном городе его матери. В 4-м веке император Константин отыскал могилу и возвел над ней церковь, которая неоднократно разрушалась и в нынешнем своем виде восстановлена в 1870 году, о чем свидетельствует надпись у алтаря. В 1442 году западная часть храма была захвачена мусульманами и превращена в мечеть. Это к тому, что если кого-то умиляет, что прямо рядом с христианским храмом находится мечеть Аль Омара, то пусть зайдут во двор мечети и посмотрят на остатки колонн византийского периода, где когда-то была церковь. Совсем близко находится и синагога «Шаар –ха- шамаим» и развалины постоялого двора, но это уже совсем другая история…

День святого Георгия Победоносца. Как правильно отмечать этот праздник

Кто такой Георгий Победоносец?

Согласно писанию Георгий жил во 2−3 веках. Он был сыном богатых и благочестивых родителей. В юношестве поступил на военную службу, во время которой сильно выделялся на фоне остальных своим умом и доблестью. Благодаря преданности и исполнительности стал любимцем императора Диоклетиана. Со временем Георгий был удостоен звания тысяченачальника.

Однажды он стал свидетелем бесчеловечного судилища над христианами. После этого раздал все свое богатство бедным, обличил неправду правителя и начал исповедовать христианство. Хоть он и был великим воином, его все же настоятельно попросили отказаться от веры. Георгий отказался и за это был подвергнут пыткам. Его пытали семь дней, но каждый раз он исцелялся чудесным образом. На восьмой день святого казнили.

За мученическую смерь Георгия нарекли Победоносцем, ведь он победил страдания и соблазны.

Традиции Дня святого Георгия Победоносца

6 Мая все православные посещают церковь и читают благодарственные молитвы.

Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Барнауле. Дмитрий Лямзин, altapress.ru

В этот день у Святого Георгия матери просят благословения для своих сыновей. В особенности это касается тех молодых мужчин, которые находятся на службе в армии, принимают участие в боевых действиях или же живут далеко от родительского дома.

Наши предки в День памяти Георгия Победоносца дарили подарки мужьям, отцам, братьям и дедам. Помимо этого нужно было обязательно помолиться за то, чтобы их век был долгим и радостным.

Народные приметы на День святого Георгия Победоносца

В народе говорили: «Пришел Егорий — и весне не уйти». Егорий — один из вариантов имени Георгий. Этот день считается окончательным вступлением весны в свои права, поэтому холода теперь долго не побеспокоят.

В этот день скотине скармливали последние запасы зимних кормов. Самих же животных уже было принято выводить на пастбища. Считалось, что с этого момента их начнет кормить сама природа.

Пастбище. Анна Зайкова

Если утро 6 мая ясное и безветренное, то ранние посевы будут удачными, а урожай — богатый.

В этот день наблюдали за поведением комаров, если они сбиваются в стаи — жди потепления.

Если в реках повышается уровень воды или они сильно разлились — будет много травы на Николин день (22 мая).

В ночь накануне 6 мая вывешивали влажное полотенце. Если утром оно высохнет — урожай огурцов будет богатым.

ПАСХА и ДЕНЬ ПОБЕДЫ в 1945

ПОБЕДА — НАША!

В 1945 году главный православный праздник — Пасха — был в день Георгия Победоносца 6 мая и непосредственно предшествовал дню Победы.

Германская капитуляция была подписана ровно в середине Светлой седмицы Пасхи полководцем также с именем Георгий (Жуков).

В послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия I 6 мая 1945 года говорилось: «Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой… Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать тёмные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой.»

6 мая в штаб войск союзников прибыл генерал Альфред Йодль с полномочиями подписать капитуляцию перед англо-американскими войсками. Однако американский генерал Эйзенхауэр в жесткой форме отказался от принятия такой капитуляции. Он заявил, что немецкие войска должны капитулировать там, где они в данный момент располагаются и в случае попыток перемещения войск с востока на запад для сдачи в плен, его армии блокируют Западный фронт и не позволят такое перемещение.

Йодль связался с Деницем и сообщил ему об условиях союзников. В 1 час 30 минут ночи 7 мая Дениц радировал Йодлю о том, что тому предоставляются полномочия на подписание документа о безоговорочной капитуляции. Подписание акта планировалось на 2 часа 30 минут ночи 7 мая. В штабе союзников в качестве постоянного представителя находился генерал-майор Иван Суслопаров. Он присутствовал на переговорах, но, по-видимому, не был готов к столь бурному развитию событий. После ультиматума Эйзенхауэра Суслопаров отправил текст акта о капитуляции в Москву и запросил полномочий на его подписание. Однако к назначенному сроку ответ так и не был получен. Генерал Суслопаров оказался в очень щекотливом положении. Сложно даже представить себе, как далось ему это решение, но он согласился на подписание документа, но, по некоторым источникам, с небольшим дополнением: Суслопаров настоял на включении в документ пункта о том, что церемония подписания может быть повторена еще раз по требованию любого из государств-союзников.

В небольшом красном здании колледжа в Реймсе (сейчас здесь находится Музей капитуляции Германии), где размещался штаб Эйзенхауэра, 7 мая в 2 часа 41 минуту был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. От имени союзников акт о капитуляции подписали генерал Уолтер Беделл Смит, генерал Иван Суслопаров от СССР и генерал Франсуа Севез от Франции. От Германии свои подписи поставили адмирал Фридебург и генерал Йодль. В соответствии с этим документом все сухопутные, морские и воздушные силы Германии прекращают военные действия с 23 часов 1 минуты (по центральноевропейскому времени) 8 мая 1945 года. Когда генерал Суслопаров сообщил в Москву о подписании документа, он узнал о том, что ему было приказано никаких документов о капитуляции не подписывать.

Сталин был крайне раздосадован подписанием капитуляции в Реймсе. Вот как пишет в своих воспоминаниях Георгий Константинович Жуков: «7 мая мне в Берлин позвонил Верховный Главнокомандующий и сообщил: — Сегодня в городе Реймсе немцы подписали акт безоговорочной капитуляции. Главную тяжесть войны, — продолжал он, — на своих плечах вынес советский народ, а не союзники, поэтому капитуляция должна быть подписана перед Верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции, а не только перед Верховным командованием союзных войск». Союзники согласились с требованием Сталина и договорились считать документ, подписанный в Реймсе, предварительным протоколом. Подписание главного протокола было назначено в Берлине на 0 часов 9 Мая.

Подписание капитуляции в Реймсе создало путаницу между союзниками, сообщает newsli.ru. Изначально планировалось объявить о победе одновременно в Москве, Лондоне и Вашингтоне. Предварительно называлась время 19 часов 00 минут (по Москве) 7 мая. Однако у советского командования возникли сомнения в том, что немецкие войска на Восточном фронте выполнят условия реймсской капитуляции (на Западном фронте сопротивление прекратилось, а на Восточном продолжалось). Сталин обратился к Черчиллю и Трумэну с предложением перенести объявление об окончании войны на 9 мая. Однако об окончании войны уже было объявлено по германскому радио и было известно средствам массовой информации в Великобритании и США. Лидеры союзников не могли позволить себе «выглядеть единственными, кто не знает о победе». 7 мая в 18-00 по Лондону Черчилль выступил с радиообращением и поздравил англичан с победой, тогда же о победе узнали и американцы. В Советском Союзе о капитуляции в Реймсе не было сообщено, а победа была провозглашения только после начала массовой капитуляции немецких войск и подписания пакта в Берлине – 9 мая 1945 года. Эта дата и стала для нас Днем Победы.