Памятник плисецкой

В Москве открыли памятник Майе ПлисецкойФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Плисецкой очень нравился этот уголок Большой Дмитровки. Каждый раз, когда они с Родионом Щедриным прилетали в Москву, то непременно наведывались сюда, чтобы полюбоваться необыкновенным граффити, сделанным известным бразильским художником Эдуардо Коброй. Он увидел великую балерину в образе, конечно же, лебедя – но такого яркого, что принять его можно и за жар-птицу, которую Майя Михайловна тоже танцевала. «Я прямо обалдела, когда увидела этот портрет!» — призналась мне Плисецкая при встрече несколько лет назад.

Однажды, правда, заглянув сюда, они с Родионом Константиновичем расстроились. У стены дома с портретом все разрыли, поставили всем известные синие кабинки… И как-то надолго, как это бывает в России, развели стройку. Майя Михайловна лишь грустно вздыхала.

Родион Щедрин на открытии памятника.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

А год назад, уже после ухода Плисецкой из жизни, здесь, в двух шагах от Большого театра, появился скверик имени великой балерины. И как-то сама собой сложилась традиция: многие москвичи, возвращаясь из Большого или других театров (а их в округе немало) по Большой Дмитровке, стали заглядывать сюда – посидеть на удобных скамейках, полюбоваться портретом несравненной Майи, обязательно сделать модное селфи, обсудить только что виденный спектакль… И когда встал вопрос о памятнике, стало ясно – лучшего места не найти.

Памятник появился прямо напротив граффити-потрета Майи Плисецкой за авторством бразильца Эдуардо Кобры.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

И вот, в воскресенье 20 ноября, морозным, но солнечным светлым днем высоко в небо взметнулась фигура страстной Кармен, автор которой – друживший с балериной уральский скульптор Виктор Митрошин.

Майя Плисецкая запечатлена в образе страстной Кармен.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

С самого утра у сквера стали собираться толпа поклонников Майи Михайловны, ее друзей и просто любителей балета. В морозном воздухе неслась зажигательная музыка из знаменитой «Кармен-сюиты», а на мониторе можно было воочию увидеть Плисецкую в одной из самых своих любимых ролей, которая стоила ей, впрочем, немало сил и крови: балерине пришлось защищать спектакль от цепких лап советских чиновников от культуры.

Конечно же, прилетел Родион Константинович Щедрин. Это была его инициатива – открыть памятник к сегодняшнему дню рождения Майи Михайловны. Успев только добраться из аэропорта до дома на Тверской, сразу приехал сюда и долго кружил вокруг стоявшего еще в лесах памятника. Работа скульптора понравилась, но, не удержавшись, он обронил: «Лучше бы она просто была жива!» И такая непередаваемая тоска была, говорят, в его голосе…

Когда с памятника слетело покрывало, Щедрин, стоя на морозе с непокрытой головой, перекрестился, долго вглядывался ввысь, где в полете застыла муза всей его жизни – и творческой, и человеческой. И вдруг улыбнулся – словно они с Майей Михайловной счастливо, с любовью переглянулись.

Говорить ему было нелегко… И всё же он мечтает о том, чтобы молодежь тут назначала свидания, чтобы цвела здесь персидская сирень, с которой сравнил балерину в своих стихах Андрей Вознесенский. Помните ?

В ее имени слышится плеск аплодисментов.

Она рифмуется с плакучими лиственницами,

с персидской сиренью,

Елисейскими полями, с Пришествием…

Щедрин поблагодарил всех, кто в непростое время думает о культуре, кто помогал появлению памятника: и московские власти, и Министерство культуры России, и фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», и просто друзья и поклонники Майи. «Сколько вас здесь, ее друзей, собралось!».

Открытие памятника прославленной балерине.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Худрук и гендиректор Мариинского театра Валерий Гергиев специально, буквально на несколько часов, прилетел в Москву, чтобы быть на открытии памятника. Хотя у него серьезная травма колена: было видно, что ему непросто. Но не быть здесь в этот день он не мог. Они с Плисецкой очень дружили. «А она умела дружить, как никто», – сказал Валерий Гергиев.

В церемонии открытия участвовали вице-премьер Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский, гендиректор Большого театра Владимир Урин… Среди тех, кто пришел, были и примы Большого Мария Александрова и Светлана Захарова, и знаток искусства и моды Александр Васильев, и знаменитый танцовщик, её верный Хосе из «Кармен» Виктор Барыкин… А главное — десятки и десятки обожавших балерину поклонников. Весь постамент памятника был усыпан цветами, став на несколько часов своего рода продолжением сцены Большого театра…

Смотрите фотогалерею «Неизвестные фотографии Майи Плисецкой»

КСТАТИ

Виктор Митрошин, скульптор: Плисецкая успела увидеть эскиз памятника

«Комсомолка» поговорила с уральским мастером, дружившим с великой балериной, о том, как рождался замысел (подробности)

Родион Щедрин — о Майе Плисецкой: Ее сбило влет, как птицу

После смерти великой балерины мы позвонили в Мюнхен ее супругу, с которым они счастливо прожили в браке более полувека (подробности)

ИНТЕРВЬЮ

Майя Плисецкая: «Щедрин дарил мне не бриллианты, а балеты!»

В свой 85-летний юбилей балерина рассказала «Комсомольской правде» о самом сокровенном (подробности)

Новости

В Москве, на Большой Дмитровке открыли памятник Майе Плисецкой. Место выбрали не случайно. Совсем рядом — Большой театр, в котором балерина танцевала ведущие партии, в том числе и знаменитую Кармен. Этот балет Альберто Алонсо поставил специально для Плисецкой и попал в точку, угадав её характер — гордый и независимый, как у героини Проспера Мериме. Этот образ стал одним из самых узнаваемых в истории мирового балета. Репортаж Анны Щербаковой.

Майя Плисецкая застыла в образе Кармен: одна из самых любимых ролей балерины. Руки устремлены к небу, скульптура будто парит в воздухе. Как и сама Майя Плисецкая: она будто бы разгадала секрет левитации: ее полет помнят лучшие сцены мира.

«Для нашего поколения Майя Михайловна — это символ русского балета, а для молодежи это будет своего рода пример женщины, которая стала олицетворением русского и советского балета», — отмечает народный артист России Андрис Лиепа.

Майя Плисецкая знала, каким будет этот памятник. Три года назад заслуженный художник России и друг балерины Виктор Митрошин показывал ей эскизы. Она даже вносила свои коррективы. При создании памятника самым сложным для скульптора было заставить Плисецкую замереть. Она всегда была в движении.

«Я ее знал больше 20 лет, с 1994 года, я ее всегда изучал и смотрел много роликов. Последние три года только об этом и думал, больше ничего не делал, кроме Майи Михайловной Плисецкой», — рассказывает скульптор, заслуженный художник России Виктор Митрошин.

Памятник открывали под музыку «Кармен-сюиты». Супруг Майи Плисецкой Родион Щедрин писал оркестровку специально для нее. Он же был и главным инициатором создания скульптуры. Сейчас мечтает, чтобы здесь высадили сирень. Чтобы сквер имени великой балерины стал местом встречи молодых и влюбленных. Майя Плисецкая и Родион Щедрин были вместе 57 лет.

«Я хочу, чтобы то, что она говорила всегда: «Судьба – это характер», чтобы молодежь перехватила эту эстафету. Она еще говорила: «Хочешь светить – гори!», — вспоминает композитор, народный артист СССР Родион Щедрин.

Майя Плисецкая – волевая, неземная, талантливая – горела всю жизнь. Памятник открыли в день рождения балерины. Ей исполнился бы 91 год.

Новости культуры

Памятник Майе Плисецкой установят в сквере её имени

Объявлена дата открытия памятника Майе Плисецкой в Москве

Памятник Майе Плисецкой в Москве

Описание места

В день рождения Майи Плисецкой (20 ноября) 2016 г. в сквере ее имени на Большой Дмитровке не далеко от Большого театра открылся памятник выдающейся балерине, приме-балерине Большого театра (1943-1990).
М. Плисецкая со своим мужем композитором Родионом Щедриным жили в Германии. Она рассматривала эскиз статуэтки своей любимой роли Кармен. Скульптор Виктор Митрошин готовил ее как подарок к 90-летию Плисецкой, к 20 ноября 2015 года. За полгода до этой даты Майи Михайловны не стало.
Балерина яумерла 2 мая 2015 года в Германии из-за сердечного приступа. Ей было 89 лет. Плисецкая танцевала практически 60 лет, в том числе почти 50 — на сцене Большого театра, в труппу которого ее приняли после окончания Московского хореографического училища в 1943 году Она исполняла все главные партии в классическом репертуаре и получила всемирную известность.
В церемонии приняли участие вице-премьер Ольга Голодец, глава Минкульта Владимир Мединский, главный дирижер, руководитель Мариинского театра, народный артист РФ Валерий Гергиев, а также супруг Плисецкой Родион Щедрин, который и стал инициатором поставить памятник балерине. Композитор Родион Щедрин во время церемонии открытия памятника балерины также добавил, что хотел бы, чтобы в сквере высадили сирень.
Памятник представляет собой статую танцующей балерины, исполняющей роль Кармен. Соблюдено портретное сходство, характерные жесты рук и балетная поза. Общая высота памятника составила 9 м (5 м — гранитный постамент, 4 м — бронзовая фигура балерины). На постаменте также изображен автограф Плисецкой.
Монумент открыли под звуки знаменитой «Кармен» Бизе-Щедрина.
Автором скульптуры стал заслуженный художник России Виктор Митрошин.