Памятник лермонтову пятигорск
Содержание
Паматник М.Ю.Лермонтову в Пятигорске
Скульптор А.М.Опекушин. 1889 г.
Поэт в раздумье сидит на уступе скалы. Сброшена шинель, расстегнут офицерский сюртук. Раскрытая книга упала к ногам, взор устремлен на снежную цепь Кавказских гор. Так выглядит памятник Лермонтову в Пятигорске, созданный скульптором А.М.Опекушиным. Его бронзовый Пушкин стал украшением Москвы. Бронзовый Лермонтов стал символом Пятигорска.
В 1870 году журналист П.К.Мартьянов писал в журнале «Всемирный труд»: «Петербург и Кронштадт ставят памятники Крузенштерну и Беллингсгаузену, Киев – Богдану Хмельницкому и графу Бобринскому, Смоленск – Глинке, почему бы Пятигорску, с его тысячами посетителями вод, не принять инициативы в деле сооружения памятника М.Ю.Лермонтову?».
Идею сооружения памятника поэту поддержал тогдашний главный арендатор Кавказских Минеральных Вод А.М.Байков. Он обратился к начальнику Главного управления Кавказского наместника барону А.П.Николаи с докладной запиской, в которой говорилось: «В Пятигорске все напоминает Лермонтова. Там он писал свои лучшие сочинения и там кончил свою жизнь. Лермонтов поэт Кавказа и увековечить память его нужно в Пятигорске…» Ответ пришел быстро: «Высочайше разрешено 23 июля 1871 года сооружение в Пятигорске памятника М.Ю.Лермонтову и открытие повсеместной в Империи подписки для сбора пожертвований на этот памятник».
Восемнадцать лет собирались народные средства на памятник М.Ю.Лермонтову. В 1874 году, на Водах были устроены публичные литературные чтения, собранные от которых 163 рубля послужили первоначальным вкладом на сооружение памятника. В начале 1875 года была открыта подписка в тех частях Кавказской армии, где служил поэт. Во Владикавказе был учрежден специальный комитет, куда со званием «строитель памятника» был введен и арендатор Кавминвод А.М.Байков. Члены комитета разработали «Правила о сооружении памятника поэту Лермонтову», утвержденные 30 сентября 1875 года.
Политическая обстановка в те годы неблаготворно отражалась на деятельности лермонтовского комитета. В 1876-1878 годы в России проходили сборы денег для оказания помощи балканским славянам. Работу комитета приостановили. Как только закончилась война с Турцией, его деятельность возобновилась. В начале 1880 года в журнале «Вестник Европы» члены комитета опубликовали воззвание. И призыв был услышан. За один только 1880 год комитетом было получено 8253 руб. 50 коп. Из них тысячу рублей собрал среди своих знакомых А.И.Васильчиков, секундант Н.С.Мартынова на дуэли с Лермонтовым.
Скульптор А.М.Опекушин
Гравюра И.Матюшина
Деньги на памятник стали поступать со всех концов России. Газета «Листок для посетителей Кавказских Минеральных Вод» выделила специальную рубрику «О подписке на памятник Лермонтову в городе Пятигорске».
По инициативе комитета в Пятигорске, начиная с 15 июля 1881 года, стали проводить ежегодный День памяти М.Ю.Лермонтова. Состоялось открытие первой временной мемориальной доски на доме, в котором жил поэт в 1841 году, и возложение венков к бюсту М.Ю.Лермонтова в Елизаветинской галерее. Вечером в день сорокалетия гибели поэта состоялся большой концерт, в котором участвовали столичные артисты. Весь сбор с него поступил в фонд памятника. В результате чествования была собрана довольно крупная сумма – 2000 рублей.
10 января 1883 года сумма в фонде комитета достигла почти 30 000 рублей, что позволяло приступить к работе по изготовлению памятника. Решено было объявить всероссийский конкурс. Председатель комитета, начальник Терской области генерал А.П.Свистунов обратился к редактору журнала «Хозяйственный строитель» П.П.Мижуеву с предложением редакции взять на себя организацию конкурса. П.П.Мижуев предложил сделать его всенародным.
В состав конкурсной комиссии вошли: М.О.Микешин, автор проектов памятника «Тысячелетие России» в Новгороде, Богдану Хмельницкому в Киеве, Екатерине II в С-Петербурге, И.Н.Крамской – известный художник, один из создателей Артели художников и Товарищества передвижных выставок, А.А.Краевский, издатель журнала «Отечественные записки», лично знавший М.Ю.Лермонтова, сослуживцы поэта А.И.Арнольди, М.И.Цейдлер, начальник Николаевского кавалерийского училища А.А.Бильдерлинг – основатель первого лермонтовского музея и другие. Председателем комиссии стал П.П.Мижуев.
На заседании комиссии обсуждалось и мнение о том, что «Лермонтов принадлежит всей России, а потому место ему не на Кавказе, а в одном из двух центров». Спор разрешился в пользу Кавказских Минеральных Вод, чему способствовало и решение главноначальствующего гражданской частью на Кавказе князя А.М.Дондукова-Корсакова. Местом для сооружения памятника Лермонтову был утвержден Пятигорск. Комиссия выработала специальную программу и опубликовала ее во многих газетах и журналах России.
Участники конкурса обязаны были представить свои работы к 17 февраля 1883 года. В состав жюри вошли: профессор Ф.И.Иордан, известный гравер, создавший в свое время портрет М.Ю.Лермонтова (гравированный на стали с акварели К.А.Горбунова), К.Е.Маковский, художник М.А.Зичи, иллюстратор поэмы «Демон» и романа «Герой нашего времени», живописец, гравер и коллекционер произведений искусства М.П.Боткин. Были и литераторы, скульпторы, архитекторы.
На первый конкурс было представлено 52 проекта, 15 моделей и 5 письменных заявлений – идей без рисунка. Но ни один из них не был одобрен.
Комиссия решила объявить второй конкурс, определив срок 5 апреля 1883 года. Участвовать в нем были приглашены скульпторы и художники П.П.Забелло, М.М.Антокольский. Н.И.Лаверецкий, К.Е.Маковский, М.А.Зичи и другие. Второй конкурс тоже оказался несостоятельным, хотя было прислано 65 проектов. По этому случаю был избран новый состав жюри.
30 октября 1883 года комиссия подвела итоги третьего конкурса. Представлено было 15 моделей. Члены жюри сделали окончательный выбор: первую премию и 1000 рублей получил проект № 14 под девизом «Порыв». Автором модели оказался академик А.М.Опекушин, известный как автор памятника А.С.Пушкину, открытого за три года перед тем в Москве. Работа Опекушина отличалась простотой композиции, высоким профессиональным мастерством.
А.М.Опекушин выполнил огромную подготовительную работу, прежде чем создал окончательный вариант памятника. Он не оставлял работы над поиском образа и после того, как получил первую премию. Самым сложным для скульптора оказался вопрос о внешности поэта, чей образ он должен был представить в бронзе. При исполнении бюстов и статуй Пушкина скульптор мог видеть посмертную маску поэта и ряд превосходных его портретов. А вот с лица Лермонтова посмертная маска не была снята, портреты его были весьма противоречивы и вызывали споры среди тех, кто знал его лично.
Понимая ответственность работы, Опекушин в договоре, заключенном 10 июня 1885 года с A.M.Байковым, взял следующее обязательство: «Ввиду того обстоятельства, что удовлетворительного портрета Лермонтова не существует, а нужно еще, так сказать, создать его, то я, Опекушин, должен предварительно вылепить колоссальный этюд головы, воспользовавшись для этого имеющимися материалами и указаниями лиц, близко и лично знавших поэта, дабы предлагаемая к отливке бронзовая статуя до последней степени отвечала сходством с очертаниями облика покойного поэта». Опекушин стремился не только передать портретное сходство, но и создать высокохудожественный образ поэта. Скульптор строил фигуру, учитывая окружающую природу. Монументальные качества не должны были быть подавлены масштабом гор.
Вдали тянулись розовой стеной,
Прощаясь с солнцем горы снеговые,
Машук склонялся лысой головой,
Через струи Подкумка голубые,
Казалось, думал: тяжкою стопой
Перешагнуть в поместия чужие…
20 марта 1889 года генерал А.А.Бильдерлинг сообщал во Владикавказ: «Академик Опекушин почти совершенно окончил лепку статуи Лермонтова, остается только окончить некоторые детали и проработать лицо по имеющимся у меня портретам и по указаниям современников – г.г. Краевского и Арнольди. Сегодня еще видел в мастерской Опекушина статую в глине и нахожу, что в художественном отношении она исполнена очень хорошо».
Скульптура высотой в 2,35 метра отливалась на заводе Морана в Санкт-Петербурге, и в начале июля была выставлена на дворе литейного заведения. Она изображает Лермонтова сидящим на обломке скалы в задумчивой позе, военная шинель сброшена с плеч и красивыми складками драпируется сбоку.
Памятник предполагалось открыть 15 октября, в день 75-летия М.Ю.Лермонтова. Но после завершения курортного сезона в Пятигорске осенью жизнь замирала, и поэтому торжество по случаю открытия памятника перенесли на август этого же года.
В Пятигорске шли приготовления по завершению работ в сквере, где должно было состояться открытие памятника.
Крутой обрыв с рытвинами, по которым во время летних ливней неслись потоки грязи и камни, укрепили подпорной стеной из машукского камня. Сквер обнесли чугунной решеткой, балюстрадой с фонарями по углам, сделали каменный грот и сторожку. Сама планировка сквера по очертаниям напоминала лиру. Проект оформления сквера был выполнен гражданским инженером и архитектором из Ростова-на-Дону Н.А.Дорошенко.
Прибывшие с Опекушиным в Пятигорск опытные мастера приступили к работам. 16 (28) августа 1889 года в Пятигорске состоялось открытие монумента. «Это был праздник Пятигорска, – писала газета «Северный Кавказ», – все от мала до велика пришли на площадь к Лермонтовскому скверу».
Окруженный флагами, цветами, гирляндами, на площадке, усыпанной чистым песком, высился огромный памятник, завешанный белым покрывалом. После торжественной панихиды в соборе все присутствующие во главе с начальником Тверской области, наказным атаманом генерал-лейтенантом А.С.Смекаловым, отправились к памятнику в сопровождении военного оркестра. Смекалов прочитал краткий отчет о приходе и расходе сумм, собранных на памятник. Капитал составлял 54 409 рублей 64 копейки. Из него израсходовано было на премию по составлению эскиза и проекта памятника 1701 руб. 25 коп., на строительство сквера со всеми постройками в нем, в том числе и Лермонтовского грота, 25 324 руб. 23 коп. Стоимость изготовления бронзовой фигуры Лермонтова составила 14 179 руб. 20 коп., стоимость пьедестала из крымского гранита, с установкой 6023 руб. 82 коп. Всего было израсходовано 49 093 руб. 41 коп. Остаток денег предполагалось употребить «с пользою» для увековечения памяти М.Ю.Лермонтова.
С монумента упала завеса. Перед заполнившей сквер публикой возник образ певца Кавказа. Оркестр Тенгинского полка заиграл гимн, а потом исполнил сочиненный В.Саулем марш «Лермонтов». Тенгинцы возложили к памятнику поэта серебряный венок. В торжествах участвовал осетинский поэт Коста Хетагуров. Он напомнил всем собравшимся лермонтовского «Пророка». «Пусть поэзия Лермонтова жжет наши сердца и учит нас правде», – заключил он свою речь.
Памятник М.Ю.Лермонтову в Пятигорске стал символом всенародной любви к поэту. Здесь всегда букеты живых цветов.
Место дуэли Лермонтова – это одна из важнейших достопримечательностей Пятигорска. Объект культурного наследия федерального значения.
Дуэли в России
Появившиеся в начале 18 века и официально запрещённые, дуэли всё же были чрезвычайно популярны как защита дворянской чести. Порядок их был закреплён дуэльным кодексом Франции, но он соблюдался отнюдь не полностью.
3D-панорама Места дуэли М.Ю. Лермонтова
И хотя поединки эти приравнивались к уголовному преступлению, они случались часто. Отказ от них расценивался как малодушие и закреплял за отказавшимся ярлык труса, в случае если противники равны по социальному статусу, а также приводил к тому, что офицер, вызываемый на дуэль, должен подать в отставку. Так что цена в любом случае была высока.
Однако, приняв вызов, дуэлянты вполне могли разойтись мирно, если обидчик принёс извинения и признал свою неправоту. Ситуаций таких было множество. Как символ примирения, расценивался и выстрел в воздух.
Что же произошло?
Жизнь талантливого поэта, писателя, драматурга М.Ю. Лермонтова оборвалась на 27-м году. Нелепо, неожиданно, незамедлительно. Выстрелом навылет в грудь.
Где?
Пятигорск. Северо-западный склон Машука.
Когда?
15 июля 1841 года.
Как?
На дуэли с Н.С. Мартыновым, когда-то учившимся вместе с Лермонтовым в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и являвшимся его партнером по фехтованию на эспадронах.
Почему?
Оскорблённое самолюбие.
Выходец из богатого рода, майор в отставке, двоюродный брат писателя М. Загоскина, знаменитого своими историческими романами, прекрасно образованный, начитанный и с молодых лет пишущий стихи и прозу, Николай Соломонович Мартынов устал терпеть колкие и язвительные насмешки в свой адрес от острого на язык поэта.
Он многократно просил Лермонтова, который при любом удобном случае отпускал в адрес отставного майора неприятные замечания, перестать подшучивать над ним и говорить о нём нелицеприятные вещи. Особенно в обществе дам, вниманием одной из которых он очень дорожил. Последней каплей стали события вечера 13 июля 1841 г.
Что стало причиной проведения дуэли
У Верзилиных
Сегодня в этом здании расположилась экспозиция, посвящённая кавказскому периоду жизни и творчества Лермонтова. Особое внимание отведено гостиной, где Мартынов бросил поэту вызов.
Дом в Пятигорске, расположенный на пересечении улиц Буачидзе и Карла Маркса, принадлежал семье генерала Петра Семёновича Верзилина, с которым поэт познакомился во время лечения на водах.
Лермонтов был частым гостем в этом доме. Мартынов жил во флигеле рядом. По вечерам все собирались в гостиной и оживлённо беседовали, танцевали, спорили, играли на фортепиано.
Шутка
Князь Трубецкой музицировал. В другом конце гостиной, сидя на диване, Лермонтов разговаривал с Эмилией Александровной, дочерью супруги Верзилина от первого брака. Неподалёку беседовали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина, общая дочь супругов Верзилиных. Рыжеволосая красавица, она нравилась обоим будущим противникам.
Надо сказать, что Мартынов был очень щепетилен во внешности и крайне утрировал вкусы обитателей гор. Товарищи неоднократно посмеивались над ним. И в этот раз был одет как настоящий горец: в черкесский костюм, дополненный большим кинжалом.
Лермонтов иронично заметил своей собеседнице, что ей нужно быть осторожной, общаясь с этим страшным горцем. Шутка, адресованная девушке, по роковой случайности прозвучала на весь зал, так как именно в этот момент князь Трубецкой остановил игру. Все рассмеялись.
Но быть посмешищем, особенно в глазах милой сердцу Надежды Петровны, Мартынову не хотелось. Он вышел из себя и резко произнёс, что больше терпеть насмешки Лермонтова не будет.
Вызов
Вечер был закончен. Выйдя из дома, Лермонтов не спешил извиняться, а Мартынов был в бешенстве. Итогом их возбуждённого разговора, свидетелей которого нет, стал вызов поэта на дуэль.
Близкий друг майора в отставке настаивал, чтобы Мартынов отказался от задуманного поединка. Но разгневанный Николай Соломонович был непреклонен.
Поэт не воспринял вызов всерьёз и был уверен, что они помирятся и по-прежнему будут добрыми друзьями. Он вообще-то не был любителем подобных поединков. В его жизни это была вторая дуэль.
Лермонтов-дуэлянт
Первая, с французским послом Эрнестом Барантом, состоялась чуть больше года назад, в феврале 1840 г. Француз, опять-таки задетый колкостями поэта, стрелял первым и промахнулся, а Лермонтов выстрелил в сторону.
Тогда за сокрытие факта дуэли, за участие в ней, за отказ оклеветать себя, якобы он стрелял в Баранта, но промахнулся, поэт был осуждён и направлен на службу в Тенгинский пехотный полк. Это было самое опасное место на Кавказе. Здесь, не прекращаясь, шли боевые действия. Фактически Лермонтова отправляли на смерть.
Сказалась в этом решении и личная неприязнь Николая I: Лермонтов сначала своим пламенным стихотворением «Смерть поэта», а затем разбирательствами с французским послом обострял и без того напряжённые русско-французские отношения.
Однако служба не испугала деятеля. В боях он проявлял храбрость, неоднократно представлялся к наградам за свои военные заслуги. Но ни одной так и не получил: Николай I был противником дуэлей.
Но император предоставил Лермонтову долгожданный отпуск, возвращаясь из которого поэт заехал в Пятигорск, навестил старых друзей. Однако в связи с болезнью был вынужден задержаться в городе.
Последняя дуэль
Небольшая поляна, находившаяся в четырех километрах от Пятигорска, была выбрана для проведения поединка. Погода была ужасная. По воспоминаниям очевидцев, буря грохотала и скорбно выла, гром оглушительно гремел, а молния ослепительно сверкала.
По условиям дуэли стрелялись на расстоянии пятнадцати шагов. До трёх выстрелов. Должны были присутствовать секунданты с обеих сторон, экипаж, врач. Двух последних, однако, не было. Помешала непогода.
Со стороны Мартынова секундантами были М. Глебов и А. Васильчиков. О секундантах Лермонтова – А.А. Столыпине и С.В. Трубецком – ходят разные слухи. Или их не было на дуэли, или они опаздывали, или их присутствие тщательно скрыли от следствия.
Это и не удивляет. Ведь они на Кавказе были в незавидном ссыльном положении и на судебном процессе могли значительно пострадать.
Убийство
Все видели, что Лермонтов не собирался стрелять. Когда противники сошлись у барьера, поэт опустил пистолет, говоря, что не намерен стреляться из-за пустяков.
Раздражённый Мартынов, для которого постоянные насмешки пустяком не являлись, отступать был не готов и предупредил бывшего приятеля, что, если тот не выстрелит, он убьёт его. Лермонтов стрелял вверх, в воздух.
Мартынов целился невероятно долго, настолько, что секунданты уже намеревались развести дуэлянтов. От меткого выстрела, прошедшего сквозь сердце и лёгкие, по свидетельству князя Васильчикова, Лермонтов упал и скончался на месте.
Отправленный за врачом и повозкой в Пятигорск князь Васильчиков вернулся только с последней – врач в такую погоду ехать за город отказался.
Человека, убитого на дуэли, приравнивали к самоубийце. Именно поэтому похоронить Лермонтова можно было только после получения разрешения от следственной комиссии.
Похороны
17 июля 1841 года тело поэта захоронили на Пятигорском кладбище. В последний путь Лермонтова провожали жители и гости Пятигорска, друзья, знакомые, официальные лица.
Гроб несли четыре человека, каждый из которых – непреднамеренно – представлял полк, где Лермонтову довелось служить: Нижегородский драгунский, Тенгинский пехотный, Лейб-гусарский и Гродненский гусарский.
Ровно через 250 дней тело Лермонтова было предано родной земле. По просьбе бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, император разрешил перевезти прах в свинцовом гробу и захоронить его в семейном склепе, рядом с матерью и дедом, в родовом имении Тарханы. Место это с 23 апреля 1842 г. стало объектом упокоения русского поэта.
Память о Михаиле Юрьевиче Лермонтове
В разные годы временных памятников было много.
Изначально место дуэли никак не было обозначено. Почитатели творчества Лермонтова разыскали его спустя почти сорок лет после поединка. Руководствуясь мнением старожилов о месте дуэли, в 1878 г. пятигорские фотографы Г.И. Раев и А.К. Энгель положили придорожный камень на поляне.
Первый обелиск
Пройдёт три года, прежде чем контрагент Кавказских Минеральных Вод А.М. Байков прикажет установить здесь семидесятисантиметровый обелиск из машукского камня, на котором лаконично сообщалось: «Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841».
Спорные места
Правда, лермонтоведы не совсем согласны с тем, что дуэль произошла именно на этом месте. В 1881 г. создали специальную комиссию, чтобы установить точное место гибели поэта.
Профессор П.А. Висковатый, первый исследователь жизни и творчества Лермонтова, очевидцы событий – Евграф Чалов и Иван Чухнин (первый держал лошадей дуэлянтов, второй – брат того извозчика, который вёз тело поэта в Пятигорск) – предполагали, что дуэль произошла у Перкальской скалы.
Памятник к 60-летию со дня гибели Лермонтова
В преддверии этой даты летом 1901 г. было решено поставить временный бюджетный памятник. И.И. Байков, главный архитектор КавМинВод, подготовил проект, по которому уже стоящий обелиск окружили оштукатуренным сооружением из досок, представлявшим собой полукруглую высокую ограду.
Лепные рельефы и венки украсили прямоугольные столбы. На пятиметровую тумбу поставили гипсовый бюст поэта. Концы ограды ознаменовались металлическими жертвенниками с венками.
Надпись, сделанная на памятнике, указывает на дату гибели Лермонтова на этом месте в результате поединка. Открытый 15 июля 1901 г., памятный знак прослужил всего пять лет. На протяжении этого времени в день гибели поэта здесь проводилась гражданская панихида.
Но деревянная конструкция обветшала и в 1907 г. её разобрали. Чтобы создать каменный обелиск, нужны были финансы. Пятигорская управа средств на замену памятника не выделила. Долгое время с этой целью собирались пожертвования.
Вплоть до 1913 года деревянную тумбу, на которую ставили гипсовый бюст, собирали в связи с открытием сезона и разбирали к закрытию.
Памятник к 100-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова
К этой дате приняли решение установить солидный постоянный памятник поэту. 10000 рублей выделил Горный департамент министерства торговли и промышленности.
Проектировал будущий обелиск скульптор Б.М. Микешин, который в это время уже работал над памятником Лермонтову в Петербурге. К планируемой дате закончить работу не получалось. Трудности возникали и с доставкой по грунтовой дороге материала к месту установки, и с невозможностью скульптора лично руководить ходом работ.
Разногласия возникли и в связи с оградой памятника. Микешину не нравился тот вариант, который выбрал заказчик. Тогда, не поставив скульптора в известность, ограду доверили спроектировать другим петербургским скульпторам: Л. Дитриху и В. Козлову. Конечно, это вызвало негодование Микешина, уверенного, что такая ограда разрушает весь его замысел. На открытие памятника в октябре 1915 г. раздосадованный скульптор не явился.
Однако, несмотря на все возражения Микешина по поводу позорящей его как автора памятника ограды, последняя была сохранена.
Описание памятника на месте дуэли
Сегодня каждый, кто приезжает в Пятигорск, считает своим долгом посетить лермонтовские места. Машукская поляна – одно из них.
Дорога, ведущая к памятнику, украшена высокими каменными пилонами, на которых установлены колонны. Сами пилоны спроектировал в 1951 г. архитектор Б.П. Светлицкий. Верхняя часть колонн отмечена изображениями арфы и раскрытой книги.
Сам пирамидальный обелиск – строгий, выполненный в российских традициях XVIII века – изготовлен из светлого доломита и стоит на прямоугольном пьедестале. Его высота – 8,3 метра.
Барельеф выполнен из темной бронзы и расположен в округлой нише постамента. Лермонтов на нём – поручик Тенгинского пехотного полка.
Квадратную ограду составляют тяжёлые металлические цепи, соединяемые эффектными, из бетона, пулями-столбиками. На углах квадрата – большие каменные грифы, символизирующие смерть поэта от огнестрельного ранения. И хотя во времена Лермонтова пули имели шарообразный вид, композиции памятника это отнюдь не умаляет.
Где находится место на карте Пятигорска
Координаты GPS – 44.059203, 43.076936
Как добраться (доехать) до искомой точки
Ближайшая отсюда остановка городского транспорта находится в 760 м – она так и называется «Место дуэли М.Ю. Лермонтова». Сюда вас довезут маршрутки №№ 16, 113, 113а, 213а, 223, 223б и 226.
На машине добраться сюда от центра Пятигорска несложно и самостоятельно:
Приехать в Пятигорск и посетить описанное место – обязанность каждого человека, знакомого с творчеством Михаила Юрьевича. Почему? Потому что именно у подножия горы Машук гордый, как сам Лермонтов, величественно стоит обелиск в честь великого поэта, самый монументальный во всей России.
Ныне трудно себе представить Пятигорск без памятника Лермонтову, который находится на возвышенном месте в историческом центре города. Этот первый в России памятник М. Ю. Лермонтову и поныне главная, всеми любимая и почитаемая достопримечательность Пятигорска.
Первое крупное скульптурное изображение поэта Лермонтова появилось к 1862 г. в Новгороде на фризе многофигурного памятника «Тысячелетие России», среди сонма виднейших деятелей русского искусства. Образ стоящего поэта, задумчиво подпирающего голову рукой, был создан скульптором Н. И. Шредером.
В 1870 г. один из первых лермонтоведов, поэт и подпоручик Петр Кузьмич Мартьянов предложил установить в Пятигорске всенародный памятник великому русскому поэту. Его поддержал новый арендатор (контрагент) КМВ А. М. Байков, который вместе с пятигорским врачом А. А. Витманом обратился за содействием к Кавказскому наместнику, Великому князю Михаилу Николаевичу Романову. 23 июля 1871 г., в 30-ю годовщину со дня гибели поэта, последовало Высочайшее соизволение императора Александра II о разрешении повсеместной подписки на сооружение «всенародного» памятника Лермонтову. Министерство финансов приступило к регистрации добровольных пожертвований. Первый взнос в сумме 2 рублей был прислан двумя неизвестными крестьянами Таврической губернии.
30 сентября 1875 г. в центре Терской области, Владикавказе, был создан специальный комитет по сооружению памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске, одним из активных членов которого был А. М. Байков. После этого подписка приняла всероссийский размах – жертвовали простые люди, купцы, военные, учащиеся, интеллигенция и высшая знать. Банковский чек на 1000 рублей прислал князь Александр Васильчиков (1818-1881), бывший секундантом на лермонтовской дуэли. Писатель Ф. М. Достоевский был возмущен поступком чиновника Мищенко, который в 1876 г. внес на памятник одну копейку. Затем ее дополнил до рубля крестьянин Иван Андреичев. На протяжении ряда лет А. М. Байков устраивал на КМВ лермонтовские чтения, концерты и лотереи, сбор от которых шел на сооружение памятника. Скромное чествование поэта, которое впервые состоялось 15 июля 1881 г. в Елизаветинской галерее, собрало 2000 рублей. В это время общая сумма пожервований достигла 25 тысяч рублей.
По просьбе Комитета редактор петербургского журнала «Хозяйственный строитель» П. П. Мижуев в 1881 г. объявил всенародный конкурс на идею монумента М. Ю. Лермонтову в Пятигорске. Девизный (анонимный) конкурс прошел в три тура. В первом туре было представлено 52 проекта, 15 моделей и 5 письменных предложений, но все эти работы «не выражали идею памятника» и не получили одобрения. Не дал результата и второй тур конкурса, на который поступило 65 проектов. Победителями этого тура стали тамбовский учитель рисования И. П. Фрейман и столичный скульптор Р. Р. Бах, но их модели не были приняты к исполнению в бронзе, хотя оказали влияние на окончательный вариант скульптуры. В третьем туре, завершенном в октябре 1883 г. было представлено 15 моделей. Лучшей работой была признана модель № 14 под девизом «Порыв», автором которой оказался видный русский скульптор-портретист, академик А. М. Опекушин, создатель знаменитого памятника А. С. Пушкину, открытого летом 1880 г. на Тверском бульваре Москвы близ Страстного монастыря.
Для скульптурного портрета ваятель использовал акварельный автопортрет Лермонтова 1837 г. в мундире и бурке, а также единственный портрет поэта в профиль, сделанный карандашом с натуры его однополчанином бароном Д.П. Паленом в 1840 г. Сходство последнего портрета с внешностью поэта подтверждали его живые знакомые – князь А. И. Васильчиков и генерал А. Л. Потапов.
10 июня 1885 г. уполномоченный Комитета по сооружению памятника поэту М. Ю. Лермонтову в Пятигорске А. М. Байков заключил в Петербурге с академиком А. М. Опекушиным договор, по которому скульптор обязывался изготовить бронзовую статую Лермонтова, а также бронзовые детали для постамента. За всю эту работу он должен был получить от Комитета 14 тысяч рублей. Отлитая на бронзолитейной фабрике «А. Моран» в Петербурге бронзовая статуя поэта высотой 2,35 м. была выставлена для обозрения в столице. В это время спешно делали сквер и пьедестал. Для постамента из Крыма привезли 8 массивных глыб светлого гранита и поручили инженерному прапорщику С. А. Тонетти сооружение пьедестала по эскизу Опекушина. Облицовку делали местные специалисты. По железной дороге и затем на подводах прибыла из Петербурга бронзовая статуя. Приехавшие вместе с Опекушиным питерские мастера установили на пьедестал статую и декоративные детали. Полная высота памятника составила 5,65 м.
Скульптору удалось гармонично связать фигуру поэта с окружающей средой. Лермонтов в момент поэтического вдохновения сидит на уступе скалы. Шинель спустилась с плеча, свободно расстегнут офицерский сюртук. Раскрытая книга упала из рук к его ногам. Взор поэта-романтика устрем лен вдаль, на синие горы Кавказского хребта с белоснежной главой Эльбруса. Быть может, в такой момент и родилась его бессмертная строка: «…Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ!» Говорят, сидящая поза поэта означает, что рано погибший Лермонтов не успел полностью, «во весь рост» раскрыть свой поэтический талант, как это сделал его великий предшественник Пушкин. На лицевой стороне памятника, на верхней грани постамента надпись «М. Ю. ЛЕРМОНТОВУ», а внизу под бронзовой лирой с тремя струнами и венком с пером – дата открытия «16 АВГУСТА 1889 года».
Памятник полагали открыть в октябре 1889 г., в канун 75-летия со дня рождения поэта, однако затем перенесли, ради присутствия ваятеля Опекушина и многих посетителей Вод на воскресенье 16 августа. На открытии памятника присутствовали члены Комитета по его сооружению, строители, учащиеся Пятигорска, управление Вод и города, местная общественность, жители и посетители. Председатель Комитета зачитал отчет о расходовании собранных средств. Затем с памятника была снята белая завеса. Инспектор Пятигорской прогимназии Л. Г. Лопатинский произнес речь о жизни поэта и положил к подножию венок из живых цветов от Кавказского учебного округа. Командир Тенгинского полка, в котором некогда служил Лермонтов, возложил роскошный серебряный венок, а полковой хор и оркестр исполнил сочиненные к торжеству марш «Лермонтов» В. И. Сауля и пьесу «У памятника Лермонтова» Г. Шмидта. Представитель Одесского учебного округа Боровский возложил изящный металлический венок с лирой и произнес речь о поэтической деятельности Лермонтова. Пятигорское общественное собрание возложило серебряный венок, сделанный по эскизу зодчего Э. Б. Ходжаева. Затем были возложены серебряный венок от города Пятигорска (по эскизу архитектора А. М. Кочетова), живые венки от города Владикавказа, от осетинского юношества и от дирекции народных училищ Терской области. От имени «осетинского юношества» живой венок возложил поэт Коста Хетагуров, который затем прочитал свое стихотворение «Перед памятником М. Ю. Лермонтову». На большом парадном обеде в Ресторации на 180 персон прозвучали тосты за создателя памятника Опекушина и за «всех жертвователей, на добровольные даяния которых ныне воздвигнут первый в империи памятник незабвенному поэту». В это время тяжелобольной Андрей Матвеевич Байков, главный инициатор сооружения памятника, лечился на австрийском курорте Мерано, где и скончался 18 сентября 1889 г.
За более чем вековое существование памятник «мистического для России» поэта благополучно пережил все потрясения, которые испытала страна. Только лира на его пьедестале лишилась струн. Ныне памятник Лермонтову самый посещаемый в городе. У его подножия ежегодно устраиваются поэтические праздники, на которые съезжаются поэты со всей России.
Памятник Лермонтову в Пятигорске
Памятник Лермонтову в Пятигорске — самый первый монумент, который увековечивает русского классика. Почитатели творчества Михаила Юрьевича знают, что этот курортный город сыграл важную роль в жизни поэта: местные красоты Кавказа фигурируют в его произведениях, здесь же поэт нашёл и последнее пристанище во время дуэли в 1841 году.
О возведении памятника заговорили спустя 29 лет после смерти поэта, в 1870 году. Инициатива принадлежит поручику и первому лермонтоведу в России Петру Мартьянову. Публикацию с соответствующим предложением напечатали в издании «Всемирный труд». За идею выступил и деятель Андрей Байков. Спустя год инициаторы получили разрешение от российского правителя.
В 1871 году начался сбор пожертвований на строительство. Первые взносы поступили от жителей Таврической губернии. Свой вклад внесли интеллигенция, мелкие служащие. Нужную сумму копили на протяжении почти 18 лет. Известно, что на создание, установку скульптуры и прочие расходы потратили 49104 рубля и 41 копейку.
Автор мемориала Лермонтову в Пятигорске
Автора монумента определяли в ходе трёхэтапного всенародного конкурса. Первый начался в 1881 году. На нём представили 52 проекта, 5 письменных предложений и 15 моделей. Ничего из увиденного комиссию не устроило. В следующем туре желающих было ещё больше — 65 участников.
Успехом увенчался лишь 3 этап. Из 15 проектов предпочтение отдали российскому скульптору Александру Опекушину — автору памятников Пушкина на Тверском бульваре в Москве, Петербурге и Кишинёве. Среди других известных работ академика значатся монумент адмиралу Грейгу в Николаеве, Александру II в Рыбинске и Ченстохове.
В 1855 году скульптор и упомянутый выше Андрей Байков заключили договор.
Открытие мемориала произошло 16 августа 1889 года. Изначально планировали приурочить событие к 75-у юбилею со дня рождения Лермонтова. Но поскольку в октябре курортный сезон в городке уже заканчивался, мероприятие решили провести в августе. Наряду с интеллигенцией, на торжественной церемонии присутствовали и обычные люди.
С годами сквер, в котором воздвигли монумент поэту, прозвали Лермонтовским. В апреле 1946 года рядом с памятником установили каменную лестницу. Авторство принадлежит архитектору Писаренко.
С течением времени скульптура стала одной из посещаемых достопримечательностей Пятигорска. По оценкам многих экспертов, это не просто лучшая работа Опекушина, но и самый лучший памятник Лермонтову в нашей стране. © Olgazav59
Что собой представляет скульптура Лермонтова в Пятигорске
С гранитного постамента на посетителей Лермонтовского сквера смотрит поэт. Его поза выражает поэтическое вдохновение и задумчивость: он словно сидит на уступе скалы, рука упирается в подбородок, взгляд устремлён вдаль, офицерский сюртук расстёгнут, а шинель будто бы только упала с плеча. У ног небрежно лежит раскрытая книга. Чуть ниже можно заметить надпись «М. Ю. Лермонтову». На светлом гранитном постаменте ещё одна выгравированная надпись «16 августа 1889 года», которая указывает на дату возведения мемориала. Рядом лавровый венок, лира и перо.
Поза русского классика несёт в себе и скрытый смысл: ранняя смерть не позволила Лермонтову полностью реализовать свой потенциал как Пушкину, а потому он изображён не во весь рост.
Чтобы добиться сходства, автору пришлось немало потрудиться. За основу Опекушин использовал автопортрет поэта, созданный в 1837 году. Лермонтов писал его для своей любимой Варвары Лопухиной. Для изображения правдоподобного профиля, скульптор обратился к единственному портрету, который за год до гибели Михаила Юрьевича с натуры нарисовал барон Пален.
Бронзовую статую высотой в 2,35 метра отлили на петербургской фабрике Морана. Для постамента использовали гранит из Крыма, облицовочный камень — из Баксанского ущелья. Общая высота мемориала составила 5, 65 метра. Опекушин сам выбирал пространство для установки скульптуры.
До наших дней памятник дошёл в первозданном виде. Единственное, чего он лишился — так это струн на лире.
Как добраться
Достопримечательность ищите в Лермонтовском сквере, между улицами Соборной и Гоголя. Это центральная часть Пятигорска, возле которой сосредоточены другие лермонтовские места. Добирайтесь на автобусах, маршрутных такси или трамваях.
На автобусах: транспортом № 1 вы доедете до остановок «Спасский собор» (находится на проспекте Кирова) и до «Детского мира» (на улице Дзержинского). По улице Дзержинского также курсирует автобус № 14а.
На маршрутках: воспользуйтесь № 14. Выходите на остановке «Детский мир».
На трамваях: подходят № 1, 3, 4, 5, 8. Можно доехать до «Цветника» или «Улицы Дзержинского». В обоих случаях расстояние между пунктами примерно равное — составляет 250–300 метров.
Пешком: неплохой и непродолжительный маршрут получится, если следовать от беседки «Эолова Арфа». По пути попадётся немало достопримечательностей: грот Лермонтова, Академическая галерея, Красноармейский питьевой источник, Спасский собор во имя Христа.
На автомобиле: от ближайшего аэропорта в Минеральных Водах, который, кстати, тоже носит имя Михаила Лермонтова, вы доберётесь за полчаса. Самый оптимальный маршрут проходит по Е117, Е50, Р-217, ул. Фабричной, Теплосерной и Соборной. От железнодорожного вокзала Пятигорска двигайтесь по ул. Октябрьской, Козлова и Соборной.
От вокзала:
От аэропорта:
На такси: отдайте предпочтение приложениям «Максим», «Реал-КМВ», «Яндекс. Такси», Red Taxi, Taxsee.
Памятник Лермонтову в Пятигорске на панораме Google:
Видео о памятнике М. Ю. Лермонтову в Пятигорске:
Добавить комментарий