Пайдейя воспитание античного грека

Содержание

ПАЙДЕЙЯ

Смотреть что такое «ПАЙДЕЙЯ» в других словарях:

  • ПАЙДЕЙЯ — ПАЙДЕЙЯ (греч. παιδεία формирование ребенка, образование, воспитанность, культура) понятие античной философии, означающее универсальную образованность (ср. лат. humanitas вселенская образованность как существо человека). Возникло в греческой… … Философская энциклопедия

  • Пайдейя — (греч. παιδεία «воспитание детей», однокоренное с παιδος «мальчик», «подросток») категория древнегреческой философии, соответствующая современному понятию «образование»: составная часть слов «энциклопедия» и «википедия», определенная… … Википедия

  • Пайдейя — (гр. pais – ребенок) – воспитание, культура как способ формирования самостоятельной, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании.… … Энциклопедия культурологии

  • Пайдейя — (от греч. pais ребенок) воспитание, культура как способ формирования самостоятельной, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании.… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

  • Пайдейя — (греч. pais ребенок), в первую очередь воспитание и образование детей, затем вообще образование: гармонич. телесное и духовное формирование человека, реализующее все его способности и возможности. Аристотель считал отличительными… … Словарь античности

  • Крупнов, Юрий Васильевич — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Крупнов … Википедия

  • ХАЙДЕГГЕР — (Heidegger) Мартин (1889 1976) нем. философ, представитель постгуссерлевскои феноменологии и экзистенциализма. Учился в лицеях иезуитов в Констанце и Фрейбурге, слушал теологию, математику, философию в ун те Фрейбурга. В 1923 1928 проф.… … Энциклопедия культурологии

  • АРИСТОТЕЛЬ — (Aristoteles) (384 322 до н.э.) великий др. греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см … Философская энциклопедия

  • Пинский, Анатолий — Анатолий Аркадьевич Пинский российский педагог Дата рождения: 19 июня 1956 Место рождения: Калининград … Википедия

  • Пинский А. А. — Анатолий Аркадьевич Пинский российский педагог Дата рождения: 19 июня 1956 Место рождения: Калининград … Википедия

Йегер Вернер — Пайдейя. Воспитание античного грека. В двух томах [1997-2001, PDF/DjVu, RUS]

Том 1
Предисловие 7
Предисловие ко второму немецкому изданию 9
Предисловие ко второму английскому изданию 10
Введение. Положение Греции в истории воспитания 11
Книга первая. Ранняя эпоха Греции 29
I. Знать и арете 29
П. Культура и воспитание гомеровской знати 43
III. Гомер как воспитатель 65
IV. Гесиод и крестьянство 89
V Спартанское государственное воспитание 110
VI. Правовое государство и его гражданский идеал … 135
VII. Самооформление индивидуума
в ионийско-эолийской лирике 152
VIII. Солон и начало политического образования
в Афинах 176
IX. Философская мысль и открытие космоса 193
X. Борьба и преображение знати 231
XI. Культурная политика тиранов 272
Книга вторая. Вершина и кризис аттического духа 283
I. Драма Эсхила 283
И. Трагический человек Софокла 316
III. Софисты 335
IV. Еврипид и его время 385
V. Комедия Аристофана 413
VI. Фукидид как политический мыслитель 439
Примечания 470
Том 2
Великие воспитатели и система воспитания. Четвертый век … 5
Греческая медицина как Пайдейя. Греческая медицина — часть
системы воспитания 13
Сократ 48
Проблема Сократа 51
Сократ-воспитатель 59
Платон и его учение в круговороте веков 101
Малые сократические диалоги Платона. Арете как
философская проблема 108
«Протагор». Пайдейя софистов и Пайдейя Сократа 124
«Горгий». Воспитатель как государственный деятель 140
«Менон». Новый подход к познанию 169
«Пир» Платона. Эрос в понимании Платона 180
«Государство» Платона 797
Введение 197
Проблема идеального государства с точки зрения
справедливости 199
Преобразование древней Пайдейи 205
Критика мусического образования 207
О гимнастических упражнениях и медицине 221
Воспитание в государстве справедливости 225
Воспитание женщин и детей 231
Расовый отбор и воспитание лучших 234
Воспитание воинов и военная реформа 238
Философ в государстве Платона 244
Примечания 260
Примечания научного редактора 322

(от греч. pais — ребенок) воспитание, культура как способ формирования самостоятельной, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании. Особенностью греческого воспитания как культуры (пайдейи) является сознательное формирование человека в соответствии с умопостигаемым образом идеального человека. Осознание ценностей (полисных, гражданских) и идеалов (свободного человека) придает греческой идее фундаментальное значение не только в истории воспитания, но и в истории европейской культуры в целом. Воспитание осуществляется как в плоскости осознания нормативных требований общества, так и самосознания формирования ценностных воззрений личности. Как отмечает Вернер Иегер, «без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры вообще». Греческий термин «пайдейя» обозначает как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле «образование». В этих (далеко не всех возможных) значениях выражается не только идея связи образования с воспитанием, но и идея глубокой, интимной взаимосвязи воспитания и обучения, прочного овладения навыком, где эта связь становится особенно понятной, тогда речь идет о «политике техне» гражданском навыке, необходимом каждому полноправному гражданину полиса. Но именно эта «ремесленническая» сторона греческой «пай-дейи» указывает, с одной стороны, на интеллектуалистский характер античной культуры и образованности: овладевший определенными навыками расценивается как «знаток» (поведение оценивается в терминах знания — Ахилл «как лев, о свирепствах лишь мыслит», страшный циклон Полифем «никакого не ведал закона»); с другой стороны, открывает перед нашим восхищенным взором ее эстетические основания, где образованность, просвещение и культура всегда предметны, непосредственно вещественны как рукотворные произведения искусства. Пластический же характер греческой «пайдейи» подчеркивается ее вечно возобновляющейся сущностью это река жизни, в воды которой, как заметил Гераклит, нельзя вступить дважды, это быстротекущие юность и детство. Само понятие «образования пайдейи» содержит некоторые элементы и даже определенную структуру как систему, в которой и нроп.есс, и результат предстоят как нечто целостное формирование человека. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями. Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит непреходящая гуманистическая ценность античного понимания культуры, в основе которой лежит идеал человека, выступающий целью культурного процесса. Основные ценности греческой пайдейи выходят за пределы собственно педагогической сферы и формируются как нормы и образцы в контексте культуры. Исходным выступает аристократический тип культуры, в основании которого лежат глубокие генеалогические традиции (нередко герои Гомера ведут свое происхождение от богов). Но со знатностью происхождения связывается обычно красота, физическое совершенство и даже физическое превосходство над другими и вытекающие из этого аристократические добродетели: умение защитить в бою свою честь, отличиться и достичь славы, «славы до небес». Добродетели наследуются, но для этого они должны быть защищены в сражении, единственной школе жизни, доступной гомеровским аристократам. Пайдейя предполагает прежде всего воинскую подготовку, но с ней связано обеспечение части и славы. Тем самым закладывается основное звено «калокогатии» единство физического и нравственного (интеллектуального) совершенства, что и выступает основой для полисной системы образования. В полисе «военные добродетели» дополняются «гражданскими» и путь к ним пролегал через многолетнюю «схолэ». «Конечною целью образовательной работы в многолетней афинской школе являлось прежде всего осознание себя как полноправного члена избранного состоятельного афинского общества» (Г. Е. Жураковский). У грамматика ребенок обучался чтению и письму, знакомился с греческой литературой. Преподавание музыки дополняло школу грамматика, так как многие стихи декламировались под музыку. С 12 лет мальчики посещали палестру, занимались гимнастикой. В гимнасиях мусическое и гимнастическое искусства соединяются в форме состязаний молодежи в том и в другом, причем при стечении зрителей, которыми были свободные граждане; в свою очередь, при обсуждении государственных дел слушателями и зрителями становилась молодежь. Собственно, целью образования выступает подготовка граждан, именно поэтому за грамматиком и кифаристом следует педотриб, а в восемнадцатилетнем возрасте начиналась проверка гражданской доблести. Проблема греческого образования состояла в том, что, как заметил по этому поводу Сократ, подготовка граждан не укладывалась в рамки профессионального образования: в случае нужды все мужчины города становились воинами и политиками. Все это и составляло, собственно, гуманитарную практику античной «пайдейи», определившую основное содержание античной культуры. Этот образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, он был подготовкой к общественной жизни в соответствии с достаточно широким набором норм и требований, которые расценивались греками как их «мудрые изобретения» «номой» (законы). В этом и состояла цель воспитания и культуры: развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, что позволяло ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных…. смотреть

Пайдейя и ее рецепция в современной культуре

72

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)

Институт философии

Кафедра философской антропологии

Выпускная квалификационная работа

на тему: Пайдейя и ее рецепция в современной культуре

Выпускная квалификационная работа по направлению — 47.04.01 «Философия»

Основная образовательная программа — ВМ.5678* «Философская антропология»

Выполнил:

Матусевич Павел Михайлович

Научный руководитель:

д. филос. н., профессор

Марков Борис Васильевич

Санкт-Петербург 2017

Введение

2) Снижение авторитета учителя (преподавателя), дефицит талантливых педагогов (особенно в системе среднего образования);

8) Система государственных стандартов в образовании, унификация учебных программ;

10) Отказ от отечественной традиции воспитания и образования в пользу западноевропейской; отсутствии четкой продуманной политики в сфере образования.

Цель исследования. Цель данной работы провести философско-антропологический анализ античной пайдейи с точки зрения возможности ее восприятия современной культурой.

разобрать феномен заботы о себе как ключевой духовной практики античного воспитания;

Методы исследования. В качестве метода исследования будет использован теоретический анализ первоисточников по проблемам античного воспитания, а также современной рефлексии на этот счет.

1.1 Положение античности в истории воспитания

«Трудно стать человеком, который хорош —

Арете очень трудно достичь, лишь немногим это под силу. Это один из лейтмотивов пайдейи, которую можно рассматривать как культуру избранных, как мужскую культуру, где постоянно проговаривается идеал мужского воспитания.

1.2 Гомер — первый воспитатель античности

У Гомера наставники героев обращают внимание юношей на лучшие примеры из прошлого, которые должны пробудить стремление к состязанию и соперничеству. Гомер предлагает подражать героям прошлого, ориентироваться на лучшие образцы арете.

1.3 Спартанское воспитание воина

1.4 Воспитание в Афинах до нововведений софистов и Сократа

1.5 Обращение к воспитанию ума: софисты и Сократ

1.5.2 Сократ — первый критик софистов

1.6. Платон и классическая греческая пайдейя

1.7 Риторическое образование Исократа

пайдейя гомер воспитание античность