Паисия Святогорца

Чтение книг отца Паисия Святогорца доставляет мне огромную радость. Открываешь любой труд, ему посвященный, и появляется какое-то теплое чувство, как будто говоришь со своим лучшим другом, близким родственником, который всегда найдёт для тебя добрые слова. И, что удивительно, для каждого человека Паисий Святогорец находит особенные, кажется только ему предназначенные слова.
И для меня стала открытием этого года новая книга о старце Паисии Святогорце, вышедшая в издательстве Сретенского монастыря. Это обширный труд, где собраны многочисленные свидетельства тех, кто знал блаженного лично. Она существенно дополняет все предыдущие издания. Ведь здесь появились новые свидетельства каких-то поступков, наставлений и поучений старца. Читаешь книгу и понимаешь – как же много людей приходило к нему за поддержкой и советом, где же брал отче Паисий столько сил для всех? Читаешь воспоминания совершенно различных людей, простых тружеников, мирян, игуменов, священников, профессоров и преподавателей и перед глазами рисуется объёмный образ старца Паисия Святогорца – любящего, скорбящего за весь людской род, страдающего вместе с каждым человеком. А еще я смотрела на фотоснимок, где запечатлен отрывок из письма старца Паисия и думала, что это почерк большого и доброго ребёнка, каким он и оставался до конца своих дней. Оценка книги – 10 из 10.

преподобный Паисий Святогорец

День памяти: 29 июня (12 июля)

Детство и юность Паисия Святогорца

Паисий Святогорец родился 25 июля 1924 года, в селении Фарасы, в многодетной семье. Его отец, Продромос Эзнепидис, был человеком верующим. В обыденной жизни он занимался крестьянскою деятельностью, плавкой железа. По складу характера Продромос отличался отвагой, патриотизмом и справедивостью. Мать Паисия, Евлогия, глубоко верующая, трудолюбивая женщина, происходила из рода Франгопулосов и состояла в родстве с ныне прославленным Арсением Каппадокийским.

При Крещении родители хотели назвать сына в честь деда, но преподобный Арсений, прозрев его будущую жизнь и желая дать ему свое благословение, настоял на имени Арсений.

Ввиду притеснения православных со стороны турецких мусульман и по причине обмена населением между Турцией и Грецией семья Арсения (Паисия) вместе с единоплеменниками вынуждена была отправиться в эмиграцию. По прибытии в Грецию переселенцы какое-то время ютились в порту Пирея, затем — в крепости острова Керкира. Здесь умер и был погребен преподобный Арсений. Наконец, беженцы добрались до города Коницы, где и осели.

С детства Арсений (Паисий) мечтал стать монахом, приобщался к молитвенному деланию, учился смиренномудрию и воздержанию. Родители часто рассказывали ему о преподобном Арсении, чьё имя он носил от Крещения, и кого потом сам Арсений ставил в пример.

Научившись грамоте, Арсений часто читал Священное Писание и Жития Святых. Рассказывают, что иногда, возвращаясь из школы, он сходу брался за эти священные пособия, забыв про еду. Случалось, что его старший брат, видя чрезмерную, как ему казалось, увлечённость Арсения, прятал книги, но Арсений проявлял удивительную настойчивость: доходило до того, что он убегал читать в лес. Уже тогда он пытался использовать опыт святых в своей практике.

Начальную школу он закончил неплохо, однако дальше учиться не стал; в его селении не было гимназии. Подражая Христу, как известно воспитывавшемуся, в доме плотника, Арсений стал учиться плотницкому ремеслу. Одно время он работал с наставником, а впоследствии организовал собственную столярную мастерскую. Помимо предметов домашнего быта, он мастерил вещи церковного употребления и гробы. За последние он не брал платы, выражая своё сострадание и проникаясь болью тяжёлых утрат.

Утверждают, что в пятнадцатилетнем возрасте Арсений удостоился чудесного явления Спасителя, что ещё больше утвердило его в ревности о Господе и благочестии. Вскоре он обратился в епархиальное управление с просьбой о вступлении в монашество, но беседовавший с ним представитель ответил, что ему необходимо подрасти.

Во время Гражданской войны коммунисты заточили было Арсения в тюрьму, но впоследствии, разобравшись, освободили. В виду участия братьев в войне, Арсений вынужден был взвалить на себя бремя крестьянских работ, став помощником и опорой для матери. Мысль о вступлении в монашество пришлось отложить.

Воинская служба

В 1945 году Арсений был призван в Армию, получил воинскую специальность радиста. Подразделение, в котором служил будущий Святогорец, участвовало в боевых действиях. Арсению не раз приходилось испытывать смертельную опасность и трудности, но он не унывал, а уповал — на Бога. И Бог не оставил его.

Однажды на стрельбище Арсений стал свидетелем необыкновенного свечения, невидимого для других. Оно исходило из оврага. Позже он выяснил: на том месте расстреливали осужденных, среди которых, вероятно, были и невиновные. Промыслом Божьим Арсений был избавлен от участия в этих расстрелах.

Жизнь на Афоне

В 1950 году, после возвращения со службы и непродолжительного пребывания в Конице, Арсений отправился на Святую Гору. Он желал найти старца, который бы взял его в послушание. Однако поиски не привели к искомому результату. К тому же Арсений получил весть от отца о возникших трудностях. И он решил отправиться домой.

Вернувшись с Афона, Арсений занялся плотницким ремеслом. Из заработанных средств он уделял родным и жертвовал беднякам. Кому-то безвозмездно делал окна и двери. Несмотря на профессиональную деятельность, требующую сил, Арсений постился, по ночам предавался молитвам и совершал поклоны, спал же он прямо на полу.

В марте 1953 года, следуя призванию, Арсений принял окончательное решение оставить суету мира и посвятить свою жизнь монашескому подвигу. Раздав сбережения нищим, он вновь отправился на Афон. Поначалу его выбор остановился на монастыре Констамонит, однако ко времени его прибытия на место на стороне южного побережья разыгрался шторм. Признав это за действие Божьего Провидения, он сел на судно, маршрут которого пролегал вдоль северной стороны, и вышел к монастырю Эсфигмен. Монастырь отличался строгим порядком. Здесь было у кого учиться, и от кого перенимать духовный опыт.

Первое время Арсений исполнял послушание в трапезной и пекарне, затем — в столярке. Ещё одной зоной ответственности было два храма, находившихся вне пределов монастыря. Там он поддерживал чистоту и зажигал лампады.

Как ни тяжело было послушание, с завершением трудового дня, ночью, Арсений молился и славословил Творца. Постепенно, под контролем игумена, к одним своим подвигам он прибавлял другие. В церкви старался не садиться, зимой, в келье, обходился без печки, а на улице — без теплых одежд. Спал на кирпичах или каменных плитах.

Как и многие прославленные подвижники, Арсений не избежал диавольских приражений и козней. Одно время изобретатель греха смущал его разогревом воспоминаний и переживаний за родных, являл их во сне то больными, то умершими. Затем он являлся Арсению в чувственном виде, желая его устрашить, разговаривал с ним. При помощи Божьей, Арсений преодолевал его коварство, обходил сети и западни.

Начало монашеского пути

27 марта 1954 года Арсений, пройдя испытания, был пострижен в монашество. С тех пор он стал носить имя «Аверкий».

Однажды, находясь в алтаре и наблюдая за священником, совершавшим Проскомидию, он увидел, как Агнец на дискосе трепещет, будто ягненок.

В другой раз, ночью, во время молитвы, он ощутил, будто что-то нисходит на него сверху и омывает его. Аверкий исполнился слезами радости. Это было действие благодати.

В послушании у старца

Со временем в Аверкии больше и больше зрело стремление к безмолвной, уединённой жизни. И вот, однажды он испросил благословение на уход из обители. Отправившись после этого в Иверский монастырь, он приложился к иконе Божьей Матери и ощутил какую-то особую нежность. Из этого Аверкий заключил, что его уход соответствует Божьему произволению.

Будучи наслышан о добродетелях старца иеромонаха Кирилла, подвизавшегося в Култумушском скиту, Аверкий пришёл к нему и попросился в послушники. Старец дал согласие. Помимо общих для христиан добродетелей, он обладал даром прозорливости и даром изгнания бесов. Аверкий относился к нему с глубоким уважением и думал остаться при нём навсегда. Но диавол стал строить новые козни.

В какой-то момент, несмотря на то, что Аверкий ушёл из обители не по личному произволу, а по благословению игумена, антипросоп монастыря затребовал его возвращения. Обитель нуждалась в нём как в хорошем плотнике и антипросоп использовал угрозу: если Аверкий не возвратится, то будет изгнан со Святой Горы.

Поступление в монастырь Филофей

В особножительном монастыре Филофей подвизался тогда дальний родственник Аверкия, иеромонах Симеон. В своё время он знал преподобного Арсения Каппадокийского. Имея это в виду, старец Кирилл посоветовал Аверкию перейти в эту обитель и встать под покровительство отца Симеона, что и было исполнено.

Согласно архивному свидетельству, Аверкий поступил в него 12 марта 1956 года. Подвизаясь в Филофее, он имел возможность посещать старца Кирилла и получать от него душеполезные разъяснения по насущным вопросам. Бывало, что старец, заранее прозрев время прихода Аверкия и содержание интересующей его темы, вместо словесного ответа указывал на уже отмеченный им в книге фрагмент.

В монастыре Филофей Аверкий имел послушание трапезника и келаря. Затем он был назначен старшим в столярку. Помимо этого трудился в пекарне. Однажды, увидев, как один из старцев запирает дрова, Аверкий опечалился, и попросил его больше так не поступать, сказав, что и сам готов носить дрова для него и для прочих братий, лишь бы никто не брал чужого. Свою же келью он традиционно не топил.

Однажды диавол хотел уловить Аверкия через гордость, на что он, уразумев сатанинский подвох, тут же зажег свечу и стал молиться. Затем, исповедуясь, он рассказал о произошедшем духовнику. После беседы с духовником он внимательно проанализировал свои помыслы и понял, что иногда и действительно уклоняется в мнение о значительности своих дел.

Время от времени диавол старался внушить ему хульные помыслы о святых. А один раз, во время Божественной Литургии, он явился ему в образе чудища с пёсьей головой, и, раздосадованный тем, что Аверкий пел тогда «Святый Боже», погрозил ему своей поганой лапой.

К лету 1956 года здоровье Аверкия пошатнулось и монастырские старцы отправили его в Коницу, на лечение. Добравшись до места, он не захотел жить в родительском доме, ввиду строго и внимательного отношения к взятому монашескому обету, и остановился в церкви святой Варвары. Вскоре, по приглашению давней знакомой, он переселился к ней в дом. Периодически его посещал лечащий врач, а родная сестра приходила делать уколы. По завершении курса лечения, Аверкий вернулся в Филофей.

3 марта 1957 состоялся постриг Аверкия в мантию. Тогда же он получил новое имя «Паисий», в честь Паисия II, митрополита Кесарийского.

На протяжении своего пребывания в Филофее Паисий много думал о безмолвии. Но все попытки удалиться в пустыню не имели успешного разрешения.

Однажды он условился с лодочником, что тот перевезёт его на пустынный остров, однако к назначенному сроку лодочник не появился. В другой раз Паисий предполагал стать послушником старца Петра, но вскоре старец скончался.

А однажды он договорился с филофеевским монахом, отцом Ф., идти ради безмолвия на Катунаки. Их обоих остановило Божье вмешательство. Отцу Ф. приснился сон: они бежали по крыше монастыря, но перед тем, как должны были спрыгнуть, Жена, облаченная в черное, удержала их за одежду, сказав, что внизу — пропасть, и если они спрыгнут — разобьются. Паисию же было ниспослано особое откровение. Когда он пребывал в своей келье и молился, у него неожиданно отказали ноги и руки. Какая-то невидимая сила сковала его так, что он совершенно не мог шевелиться. Пробыв в таком состоянии около двух часов, он, вдруг, увидел Катунаки, а с другой стороны — обитель Стомион в Конице. Когда он направил взгляд на Катунаки, услышал голос Пресвятой Богородицы, запрещавший идти на Катунаки и повелевающий отправляться в монастырь Стомион. Когда Паисий заметил, что он просил пустыни, а Она посылает его в мир, то вновь услышал, что должен отправиться в Коницу. Потом он разрешился от таинственных уз, и его сердце исполнилось благодатью. Когда Паисий рассказал об этом духовнику, тот, посоветовав никому не рассказывать о случившемся, благословил его оставить Святую Гору и ехать в Коницу.

Монастырь Стомион

В 1958 году Паисий, во исполнение Божественной воли, оказался в сгоревшем монастыре Стомион. Ни денежных средств, ни материалов, необходимых для восстановления обители, Паисий не имел. Христиане обрадовались появлению подвижника и готовы были оказывать ему посильную помощь.

Владыка благословил отца Паисия ездить по окрестным селениям с мощами святых и собирать пожертвования. Некоторые люди жертвовали по тарелке пшеницы, однако Паисий не приберегал её для продажи, а отдавал священникам, чтобы те раздавали её нуждающимся.

Ходатайством Пресвятой Богородицы нашлись люди, которые способствовали восстановлению монастыря денежными средствами, строительными и отделочными материалами, транспортом, личным трудом.

Помимо строительных работ Паисий прилагал много усилий в деле нравственного воспитания населения, отучал от разгульных пирушек и плясок, которые прежде устраивались возле монастыря. Рассказывают, что справа от входа он выкопал могилу и водрузил над ней крест, а потом зажигал там лампаду и кадил.

В какое-то время в Конице активизировались сектанты — евангелисты. Они настолько умело пропагандировали свою веру, что число их последователей неуклонно росло. В ответ Паисий составил письменное разоблачение и подвесил его к монастырским дверям. Кроме того, он неоднократно беседовал со слушателями еретических проповедей и своими ревностными увещеваниями отклонял их от опасности приобщения к секте.

Наряду с заботой о духовно-нравственном состоянии людей, отец Паисий проявлял заботу о материальной поддержке бедняков. По договоренности с властями, он установил в разных кварталах Коницы специальные благотворительные копилки, назначил ответственных за сбор и создал попечительский совет, распоряжавшийся распределением средств. Для ухода за стариками он направлял добровольцев. Сдавая в аренду беднякам монастырские земли, он не требовал за неё денег, а лишь просил, чтобы в случае хорошего урожая уделили монастырю столько, сколько сочтут необходимым.

Стараниями отца Паисия в Коницу были перенесены мощи преподобного Арсения Каппадокийского. Для этого он ездил на Керкиру, участвовал в обретении мощей и лично омывал их вином и водой.

К сожалению, не все относились к Паисию с пониманием. Кому-то не нравилось, что он запрещал неуместные развлечения, а кто-то заглядывался на монастырские владения. Нашлись и такие, которые требовали изгнать Паисия. Тогда он уехал на Святую гору, но жители стали просить его вернуться. Он и вернулся, а в 1961 году вновь отправился на Афон, затем вновь возратился.

Через какое-то время, вступив в переписку с Синайским архиепископом Порфирием и получив от владыки благословение жить на Синае, Паисий переселился на Синайскую Гору. Шел 1962-й год.

Жизнь пустынника на Синайской Горе

Рассказывают, что в первое время по прибытии Паисия на Синайскую Гору, там стояла тяжёлая засуха. Когда монастырь стал готовить к отправке за водой караван из верблюдов, старец попросил не отправлять его в этот день. Ночью он предался молитве, и пошёл дождь.

Какое-то время отец Паисий участвовал в столярных работах, связанных с реставрацией икон. Затем, испросив благословение на уединенную жизнь в пустыне, он поселился в келье святых Галактиона и Епистимии. Недалеко от этого места был небольшой родник. Воды было мало, но старец делился с животными и птицами.

По воскресеньям, а иногда реже он посещал монастырь: причащался, помогал петь и читать, принимал участие в монастырских работах, наставлял обращавшихся к нему за советами.

Диавол не оставлял Паисия и здесь. Однажды, когда он потряхивал старый будильник, диавол стал внушать ему мысль, что если бы он был женат, то качал бы не будильник, а ребёнка. Старец тут же его зашвырнул.

К 1964 году здоровье Паисия сильно ухудшилось. Как ни жаль было расставаться с любимой пустыней, Паисий вынужден был возвратиться на Афон.

Ухудшение здоровья

Вернувшись на Святую Гору, отец Паисий поселился в Иверском скиту. Он охотно помогал окружавшей его братии, а по возможности предавался безмолвному уединению, занимался молитвенным деланием и богомыслием.

Между тем болезнь прогрессировала. Оказалось, что диагноз, поставленный в прошлые годы, был неправильным. Тогда как Паисия лечили от туберкулеза, в действительности его мучил бронхоэктаз. В 1966 году ему сделали операцию, удалив почти всё левое легкое.

Паисий вернулся в скит, а затем, по рекомендации батюшки Тихона, удалился на Катунаки. Ему было необходимо сменить климат. Это произошло в 1967 году.

Помимо аскетических подвигов, он занимался резьбой. Часть изделий продавал, обеспечивая себе скромное пропитание; большую же часть раздавал.

Когда Священный Кинот поручил иеромонахам Василию и Григорию, насельникам Иверскиго скита, преобразовать жизнь монастыря Ставроникита, они обратились к Паисию за советом. Он поддержал это решение и пообещал помочь. 12 августа 1968 года Паисий перебрался в Ставроникитский монастырь.

10 сентября 1968 года отошел ко Господу старец Тихон. Перед смертью он высказал Паисию желание, чтобы тот стал его преемником по келье. Сам Паисий считал это большим благословением. Оказав посильную помощь братиям Ставроникитской обители, он перешел в каливу Честного Креста.

21 февраля 1971 года Паисий удостоился явления преподобного Арсения Каппадокийского. В это время он читал рукописное, составленное им Житие святого Арсения. Тот ласково погладил Паисия по голове. Впоследствии описание увиденного в этом явлении облика преподобного Арсения, а также написанный Паисием рисунок легли в основу его иконографического образа.

В 1972 году Паисий сподобился посетить место своего рождения, Фарасы. А в 1977 году, по приглашению Православной Церкви в Австралии, он посетил эту страну, совместно с отцом Василием, игуменом обители Ставроникита.

Сообщают, что однажды старец стал очевидцем явления Господа Иисуса Христа. Он узрел Его в сиянии света.

Келья «Панагуда». Последние годы жизни святого Паисия

Пробыв в каливе Честного Креста приблизительно одиннадцать лет, старец Паисий переселился в келью «Панагуда». Эта келья менее других удовлетворяла условиям уединенной жизни, но зато более других соответствовала удобству паломников, искавших у старца духовной поддержки и утешения. Келья была очень ветхой и нуждалась в ремонте. Отец Паисий приложил немало усердия, чтобы привести её в подобающий вид.

В 1982 году отец Паисий посетил Иерусалим. А после Иерусалима отправился на Синай, в монастырь святой Екатерины. Пробыв там непродолжительное время, он вернулся на Афонскую Гору.

Последнее время старца мучила боль. Он чутко реагировал на холод и уже с сентября начинал отапливать келью. Телесные силы иссякали.

22 октября 1993 года отец Паисий покинул территорию Святой Горы и направился в монастырь Суроти. На Афонскую Гору он больше не вернулся. В Суроти ему сделалось плохо и он был доставлен в больницу. Там обнаружилось, что у него — рак. 4 февраля 1994 года сделали операцию, затем ещё одну.

Отец Паисий хотел было отправиться на Афон и там завершить земной путь, но этому препятствовало ухудшение его состояния. Он решил остаться в Суроти. 11 июля отец Паисий причастился Святых Христовых Тайн. 12 июля 1994 года сердце подвижника остановилось.

13 января 2015 года, Священный Синод Вселенского Патриархата единогласно определил причислить Старца Паисия Святогорца к лику святых Православной Церкви.

Тропарь преподобному Паисию Святогорцу

Глас 5. Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во:

Боже́ственныя любве́ о́гнь прие́мый, / превосходя­́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, / и уте­ше́­ние мно́гим лю́дем был еси́, / словесы́ боже́­ственными наказу́яй, / моли́твами чудотворя́й, / Паи́сие Богоно́се, / и ны́не мо́лишися непреста́нно // о всем ми́ре, преподо́бне.

Кондак преподобному Паисию Святогорцу

Глас 8. Подо́бен: Взбра́нной:

А́нгельски на земли́ пожи́вый, / любо́вию просия́л еси́, преподо́бне Паи́сие, / мона́хов вели́кое утвержде́ние, / ве́рных к житию́ свято́му вождь, / вселе́нныя же утеше́ние сладча́йшее показа́лся еси, / сего́ ра́ди зове́м ти: // ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

Старец Паисий Святогорец — это самый известный и почитаемый православный святой нашего времени. Живя на Афоне, он прослыл настоящим чудотворцем — исцелял, предсказывал будущее. Однако чудеса Паисия Святогорца — это далеко не самое важное, что было в его житии. Как складывалась жизнь святого Паисия? И какой главный подвиг он на самом деле олицетворял своей жизнью?

Паисий Святорец — житие кратко

Для начала — несколько фактов. Просто, чтобы в общих чертах понимать, когда и где жил Паисий Святогорец.

  • Святой Паисий родился на территории Турции — в Каппадокии, — в 1924 году. (Последние века Каппадокия является частью мусульманских государств, но на ней сохранились христианские постройки монастыри самых ранних времен).
  • Сразу после рождения он и его родители переселились в Грецию — в рамках массового обмена жителями между этими двумя странами.
  • Паисий Святогорец служил в армии.
  • Почти всю свою монашескую жизнь старец Паисий провел на Святой Горе Афон. Там он подвизался с 26 лет.
  • За свою жизнь святой сменил несколько скитов, келий и монастырей. Самая известная келья — Панагуда. Там он жил более десяти лет, когда стал уже известным на всю Грецию старцем и к нему нескончаемым потоком стекались паломники.
  • Старец Паисий несколько раз покидал Святую Гору. Например, несколько лет в молодости он жил на горе Синай в Египте — рядом с монастырем Святой Екатерины.
  • Преподобный Паисий умер в 1994 году — в Греции, в Салониках, куда приехал за несколько месяцев до смерти. Захоронен он там же. Могила старца Паисия стала местом массового паломничества.

Чудеса Паисия Святогорца. Какое из них главное?

Паисий Святогорец в какой-то степени стал заложником своих чудес. С одной стороны, то, что о нем говорят в первую очередь как об аскете-чудотворце, справедливо: им старец Паисий и был.

Паисий Святогорец спал 3—5 часов в день. Строгость его постов иной назвал бы голоданием.

Он исцелял от неизлечимых болезней, предсказывал будущее, вдохновлял на духовную жизнь, обращал в христианство тех, кто кажется никогда бы не обратился. Он изгонял бесов и сам переживал их многочисленные нападки.

Его видели парящим над землей и излучающим Божественный Свет. (Пересказывать все чудеса в этом тексте смысла нет — лучше прочитайте прекрасное житие, которое написал о нем другой афонский монах Исаак — мы писали о ней в этом обзоре).

С другой стороны, все эти внешние проявления святости затмили главный подвиг старца Паисия: его смирение — то есть умение с миром на душе воспринимать любые события, которые происходили с ним — плохие и хорошие. Причем, не только события, но и ход всей жизни.

  • Как не возгордиться, когда по твоим молитвам происходят столько чудес?
  • Как не возгордиться, когда твой образ жизни объективно подвижнический и ты можешь много из того, чего не могут большинство монахов?
  • Как не испугаться, когда ты постоянно подвержен нападкам бесов — они приходят к тебе в келью и стучатся в стены?
  • Как смириться, когда ты всю жизнь искал отшельничества и безмолвия, а в итоге с утра до вечера окружен паломниками?
  • Как жить и не жаловаться, когда много лет тебя мучают сильнейшие боли, а к концу жизни у тебя диагностируют рак и жизнь становится 100-процентным мученичеством?

Именно таким смиренным монахом был старец Паисий Святогорец. Это впечатляющий подвиг.

Котенок смирил старца Паисия

Старец Паисий рассказывал, что однажды решил помочь больному котенку, который очень страдал. Он помолился, перекрестил животное, но котенку лучше не становилось.

Вдруг святой осознал, что в его желании помочь было что-то от эгоизма — самая кроха помысла вроде, «я афонский монах, ко мне приходят люди, уж котенка-то я смогу исцелить».

Старец Паисий вспоминает, что следом подумал:

«Посмотри на себя, — сказал я тогда себе, — уже столько лет ты монах, а даже несчастному котенку помочь не можешь. Только я так подумал, как котенок, который был на последнем издыхании, вдруг пришел в себя, подбежал и стал тереться. Вот такая сила у смирения!».

Старец Паисий был подвижником, в случае с котором многие духовные законы срабатывали моментально и вот таким эффектным, как в случае с котенком, образом.

Был еще один не менее впечатляющий случай.

Паисий Святогорец и блудница

Однажды в храм, где святой какое-то время служил, пришла женщина. О ней рассказывали, что она разрушила многие семьи, обольщая мужчин. Преподобный прикрикнул на нее и велел уйти из храма.

«Тогда, — вспоминает старец, — со мной случилось что-то ужасное. Впервые за свою жизнь я почувствовал такой силы плотское искушение, что это напоминало горение».

В какой-то момент искушения стали настолько сильны, что старец вонзил себе в ногу маленький топорик — чтобы как-то остановить поток мыслей. Брызнула кровь.

«А потом, — рассказывает святой, — я подумал: вот, я испытал этот ад единственный раз в течение короткого времени. А эта, Господи, несчастная душа, которая всегда живет в аду, как же она страдает!»

И сразу же после этой мысли святой почувствовал, что освобождается от страсти.

«Так что, будь очень осторожен с осуждением», — подводил итог старец, когда рассказывал эту историю.

Господь смиряет старца Паисия Святогорца

Но главным уроком смирения (если так можно сказать) для старца Паисия была сама жизнь — вернее, собственная известность. К нему вереницей шли паломники….

В молодости мечтой святого было отшельничество и безмолвие — та форма монашеского делания, когда инок уединяется в пещеру или пустыню и всего себя посвящает Богу и молитве.

Однако отшельничество для него оказалось возможно только, по сути, во время непродолжительного пребывания на горе Синай. Затем Господь явно направлял преподобного в другую сторону, показывая: твое призвание — это служение людям, а не пустыня.

Сначала по состоянию здоровья Паисий должен был покинуть Синай и вернуться на Афон. Затем на самом Афоне срывались любые попытки уйти «в затвор». Вплоть до того, что в назначенное время не приплывал лодочник, с которым старец Паисий договаривался об отплытии. Или же ему были недвусмысленные видения.

В какой-то момент Паисий Святогорец понял: идти наперекор Воле Божией смысла нет — все равно не выйдет. Сам святой вспоминает: смириться с этим было очень тяжело.

Преподобный Паисий в окружении паломников

Наверное, именно смирение с этим, а не многочасовые молитвенные стояния и строгие посты — самый главный его подвиг. И еще это напоминание, о чем так часто указывают святые: любая святость начинается со смирения. Подвиги без смирения прийти могут, а святость — нет.

«Не трудитесь над стяжанием любви, молитвы и добродетелей. Ваши усилия будут бесплотными, ибо Господь не будет помогать вам, пока у вас нет смирения. Но это потому только, что если Он поможет вам достичь преуспеяния, вы вскоре повредитесь из-за гордости. Бог ждет от нас только смирения, а все остальное — непосредственный результат Божией благодати, которую привлекает смиренный человек своим мирным и добрым расположением», — говорил старец Паисий.

Бесы нападали на старца Паисия

Нам — в миру, — достаточно сложно представить себе, что такое нападки бесов в прямом смысле этого слова. Мы с этим почти не сталкиваемся, потому что в обычной жизни у бесовских сил и так есть масса способов заставить человека потерять обличье — наркотики, алкоголь, рок-концерты, техно-вечеринки, видео-клипы. Безудержное веселье и гнев в конце концов.

Монахи во многом оторваны от мирских развлечений, однако это не лишает их того, что должен пройти любой человек — духовной борьбы. В этом делании монахи часто выходят на «передовую». И бесы ополчаются на них иногда даже не в «переносном» смысле — в виде помыслов, фобий, душевных браней, — но в виде осязаемых явлений.

Афон — одно из мест, где бесовские нападки материализуются особенно часто и сильно. Старец Паисий сталкивался с ними постоянно. Стуки в стены, страшные чудовища, крики. Это не игра слов. Он рассказывал, как на ночь в его келье остался какой-то паломник и среди ночи он сбежал — потому что не мог вынести тех звуков, которые были в доме: бесы в очередной раз пришли искушать старца.

Кроме того, Господь дал Паисию Святогорцу власть изгонять демонов из людей. К нему приводили бесноватых и те чаще всего покидали Афон исцеленными.

Святой вспоминал: «Однажды ко мне принесли одного бесноватого малыша. Сначала я как следует накормил его сладостями, чтобы распалить его жажду, а потом принес водички от святых мощей. «Нашему Янакису, — сказал я, — я дам попить водичку повкусней, чем другим». Отпив чуть-чуть этой воды, малыш начал кричать: «Эта вода меня жжет, что в ней?» — «Ничего в ней нет», — ответил я. «Что ты со мной делаешь? Она меня жжет!» — кричал несчастный малыш. «Она не тебя жжет, — сказал я, — она жжет кое-кого другого». Я начал крестить голову малыша, и его затрясло, он впал в кризис беснования. Бес, находившийся в малыше, скрутил его тело».

Паисий Святогорец и духовные законы

Помните, мы говорили выше про то, что в его случае духовные законы «срабатывали» почти моментально? Он не мог исцелить котенка, пока в его желании была крупица несмирения. Как только она ушла — животное моментально выздоровело.

Будучи святым старцем, Паисий Святогорец очень тонко ощущал духовные законы и взаимосвязи в жизни. Были случаи, когда он понимал — та или иная болезнь вызвана не столько медицинскими факторами, сколько грехами самого человека или его близких.

Например, одному отцу он сказал: ваш ребенок выздоровеет, но для этого вы должны хотя бы бросить курить. Это не было «торгом» — просто старец понимал, что многие болезни даются людям, как стимул и знак изменить свою жизнь.

Поучения старца Паисия

Вообще говоря, чтобы понять, за что любили старца Паисия, достаточно прочитать «Слова», которые несколько раз переиздавались в России. Это шеститомник, в котором собраны беседы святого с монахинями одного греческого монастыря. Сестры задают вопросы на разные случаи жизни, а старец — их духовник — им отвечает.

О вещах глубоких он говорил просто и понятно. Иногда с юмором. Часто — приводил яркие и точные сравнения. Например, духовную жизнь сравнивал с радиоволной, на которую важно настроиться. А семейную жизнь — с автомобилем, — в том смысле, что разница в характерах супругов иной раз так же важна и полезна, как педали газа и тормоза. «Если бы у вас был только газ, вы бы не уехали дальше первого поворота, а если бы только тормоз — вообще бы не тронулись с места», — сказал он однажды супружеской паре.

Иногда давал самые неожиданные советы — которые в итоге-то помогали людям. Например, мужу и жене, у которых отношения не очень складывались, он сказал: «Благословляю вас ругаться со всеми, с кем хотите — на работе и на улице. Ругайтесь! Но только не друг с другом».

Преподобный Паисий кормит птичку

Изречения Паисия Святогорца

«Люди все куда-то спешат и мчатся. В такой-то час им нужно быть в одном месте, в такой-то — в другом, потом в третьем… Чтобы не забыть, какие нужно сделать дела, люди вынуждены их записывать. Хорошо еще, что среди такой беготни они не забыли, как их зовут! Они не знают даже самих себя. Что общего у всего этого со счастьем?»

«Церковь учит человека идти одним из двух путей: или путем монашеским или путем брака. Все остальное — неестественно. Вол, которые не хочет впрягаться ни в ярмо, ни в плуг, оказывается под ножом мясника. Молодым людям, которые встречаются друг с другом, но не могут решиться на брак, я говорю: если хотите мне что-то прислать — пришлите лучше приглашение на свадьбу. Ничего другого мне не нужно.»

«Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи. Потому что, если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку».

«Когда человек ощущает присутствие Божие, он чувствует и присутствие ангела-хранителя, и он старается ничем не огорчить его. И тогда движения его становятся спокойными, внимательными, но вместе с тем — свободными. Такая собранность его не напрягает, она ему нравится. В его движениях ощущается духовная свобода».

«Если вы видите, что вас беспокоят вопросы, которые по-человечески разрешить нельзя, и если вы не возлагаете их на Бога, то знайте, что это — ухищрение лукавого…»

«Духовная жизнь очень проста и легка. Это сами мы ее усложняем. Приложив немного старания и имея при этом многое смирение и доверие Богу, человек может очень преуспеть. Ведь там, где смирение, злу нет места. А там, где нет диавола, нет и искушений».

Творения старца Паисия Святогорца

Преподобный Паисий оставил после себя несколько книг. На русском языке можно найти вот такие:

  • Отцы святогорцы и святогорские истории
  • Афонский старец Хаджи-Георгий
  • Святой Арсений Каппадокийский

Кроме того, на русском изданы его письма, а также в шести книгах «Слова» — те самые беседы с монахинями греческого монастыря.

День памяти старца Паисия

Память старца Паисий в Русской православной Церкви установлена 12 июля.

Тропарь святому преподобному Паисию Святогорцу

Божественныя любви огнь приемый, превосходящим подвигом вдался если весь Богови, и утешение многим людям был если, словесы божественными наказуяй, молитвами чудотворяй, Паисие Богоносе, и ныне молишися непрестанно о всем мире преподобне.

Преподобне отче Паисие, моли Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Творения старца Паисия Святогорца

Основы духовной жизни

  • Современная практика православного благочестия. Том 1 Н.Е. Пестов
  • Современная практика православного благочестия. Том 1 Н.Е. Пестов
  • Современная практика православного благочестия. Том 2 Н.Е. Пестов
  • Современная практика православного благочестия. Том 2 Н.Е. Пестов
  • Душеполезные поучения и послания прп. aвва Дорофей
  • Душеполезные поучения и послания прп. aвва Дорофей
  • Беседа преп. Серафима с Н.Мотовиловым
  • Беседа преп. Серафима с Н.Мотовиловым
  • Путь Богопознания преподобный Иустин (Попович)
  • Путь Богопознания преподобный Иустин (Попович)
  • Настройте себя, как орган прот. Алексий Уминский
  • Настройте себя, как орган прот. Алексий Уминский
  • Письма духовным чадам схиигумен Иоанн
  • Письма духовным чадам схиигумен Иоанн
  • Тайна спасения. Беседы о духовной жизни архим. Рафаил (Карелин)
  • Тайна спасения. Беседы о духовной жизни архим. Рафаил (Карелин)
  • Беседы о духовной жизни схиархимандрит Авраам (Рейдман)
  • Беседы о духовной жизни схиархимандрит Авраам (Рейдман)
  • Старец Сергий Жан-Клод Ларше
  • Старец Сергий Жан-Клод Ларше
  • Внутреннее царство Каллист (Уэр), епископ Диоклийский
  • Внутреннее царство Каллист (Уэр), епископ Диоклийский
  • Афонские беседы старец Иосиф Ватопедский
  • Афонские беседы старец Иосиф Ватопедский
  • Творения старца Паисия Святогорца
  • Творения старца Паисия Святогорца
  • Таинство христианской жизни архим. Софроний (Сахаров)
  • Таинство христианской жизни архим. Софроний (Сахаров)
  • Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики свт. Феофан Затворник
  • Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики свт. Феофан Затворник
  • Наставления в духовной жизни свт. Феофан Затворник
  • Наставления в духовной жизни свт. Феофан Затворник
  • Путь отцов С.И. Фудель
  • Путь отцов С.И. Фудель
  • Неопытному христианину прп. Серафим Саровский
  • Неопытному христианину прп. Серафим Саровский
  • Слово о малом доброделании архим. Иоанн (Крестьянкин)
  • Слово о малом доброделании архим. Иоанн (Крестьянкин)
  • Когда Христос станет для тебя всем aрхимандрит Андрей (Конанос)
  • Когда Христос станет для тебя всем aрхимандрит Андрей (Конанос)
  • Энциклопедия изречений Святых отцов
  • Энциклопедия изречений Святых отцов

Молитва * Таинства * Чтение * Милосердие

10 поучений прп. Паисия Святогорца о молитве

Старец Паисий Святогорец (Эзнепидис; 1924-1994) всегда указывал на то, что необходимо вверять жизнь свою Богу посредством молитвы. Старцу больно было видеть людей, кото¬рые изнемогали, борясь лишь «своими слабыми человече¬скими силами», в то время как могли бы вполне попросить помощи у Бога, а Он «способен послать в помощь не просто силу божественную, но много божественных сил; и тогда помощь Его будет не просто божественной помощью, но Божиим чудом». Поэтому он настаивал на том, чтобы люди почувствовали, что молитва для них это необходимость, и старался помочь тем, кто не научился молиться, «положить начало работе сердца в молитве». Тех же, кто приобрёл добрый навык молитвы, укреплял, чтобы молились с большей ревностью и теплотой.

Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять поучений афонского старца прп. Паисия о молитве – этом даре Божием человеку для общения с Ним.

1. – Геронда, как нужно молиться?

– Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду. Беседуя таким образом с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью. Молитва означает поместить Христа к себе в сердце, возлюбить Его всем своим существом…. Как нельзя ребёнка оторвать от объятий матери, так нельзя оторвать от молитвы человека, который понял её смысл. Что чувствует ребёнок в объятиях матери? Только тот, кто почувствует присутствие Бога, а себя почувствует маленьким дитём, может это понять.

2. Бог для того попускает случаться у нас разным нуждам и затруднениям, чтобы мы прибегали к Нему, но лучше, когда по любви ребёнок бежит к своему отцу или матери. Возможно ли представить ребёнка, знающего, как его любят родители, которого приходилось бы силой заставлять идти на руки к матери или отцу? Бог есть нежный Отец, и Он любит нас. Поэтому нужно с нетерпением ждать часа молитвы и никогда не насыщаться общением с Ним.

3. – Геронда, когда мало времени, и я молюсь торопливо, может, ворую время, которое должна посвятить Христу ?

– У Христа всего много, сколько ни воруй, Он ни в чём не имеет нужды, а ты вот не получаешь пользы. Не Христу нужна наша молитва, а нам нужна Его помощь. Мы молимся, потому что так общаемся с Богом, Который нас сотворил. Если не будем этого делать, то впадём в руки диавола, и тогда горе нам. Видишь, что говорит авва Исаак? «Бог не спросит с нас, почему мы не молились, но почему не пребывали с Ним в общении и таким образом дали право диаволу мучить нас».

4. – Геронда, как мне полюбить молитву?

– Почувствуй потребность в молитве. Как телу, чтобы жить, нужна пища, так и душа, чтобы жить, должна питаться. Если она не будет питаться, то ослабеет, а потом наступит духовная смерть.

5. – Геронда, как нужно готовиться к молитве?

– Так же как готовимся к божественному причащению. Там божественное приобщение, здесь божественное общение. Когда причащаемся, принимаемся в себя Христа, приходит Божественная благодать. В молитве мы постоянно общаемся со Христом и иным образом принимаем Божественную благодать. Неужели этого мало! В причастии приобщаемся Тела и Крови Христовых, в молитве общаемся с Богом. Как перед причащением необходимо исповедоваться духовнику, так и перед началом молитвы нужно со смирением исповедоваться Христу. «Господи, я ничтожный человек… Не стоит Тебе со мной возиться, но прошу Тебя, помоги мне». Так приходит Божественная благодать и открывается путь к общению с Богом. Если человек не раскается и не исповедуется в смирении Богу, то останется неподготовленным. Возникает преграда, которая препятствует его общению с Богом. Дверь остаётся закрытой и душа не находит покоя. Но если он скажет: «Согрешил, Боже мой», – то преграда падает или, лучше сказать, Бог открывает дверь и человек принимает благодать божественного общения.

6. – Геронда, святой Иоанн Лествичник говорит, что молитва – это «суд до суда».

– Так и есть. Когда человек правильно молится, тогда молитва есть «суд до суда». Кто духовно здоров, если, начиная молиться, почувствует в сердце окаменение, то станет искать причину его, чтобы устранить. «Почему я так себя чувствую, – спросит он сам себя. – Может быть, я кого-то осудил или принял помысел осуждения и сам того не заметил? Может, промелькнул помысел гордости или есть во мне какое-то пожелание, которое не даёт мне общаться с Богом?»

7. – Геронда, когда я занята каким-нибудь умственным трудом, то не могу молиться.

– Если во время работы ум твой находится в Боге, то это и есть молитва. Ведь если молишься, а ум при этом не в Боге, то какая польза? Если даже, когда человек устаёт молиться, он приведёт на ум мысли о Христе, Божией Матери, то это опять молитва.

8. – Геронда, может человек хранить память о Боге, не произнося молитвы?

– Если он говорит в помысле: «Как я далеко от Бога! Что мне делать, чтобы быть рядом с Ним?» – от этого приходит память о Боге, приходит и молитва. Старайся всегда ощущать присутствие Христа, Божией Матери, святых и веди себя так, как будто они здесь, рядом. Ведь они на самом деле здесь, хотя мы их и не видим телесными очами. Всё возводи к Богу и говори: «Бог меня видит. То, что я сейчас делаю угодно Ему? Чего мне нужно избегать, чтобы не огорчать Его?» Постепенно это станет твоим внутренним состоянием. Будешь думать о Боге и делать всё возможное, чтобы Его ублажить. Так развивается и растёт любовь к Богу, услаждается ум и сердце, и постоянно пребывают в молитве без труда.

9. – Геронда, я не чувствую любви к молитве.

– Твоё сердце пока ещё не согрелось, молитва идёт не от души; ты всё совершаешь по принуждению, сухо, без чувства. Как начинаешь молитву?
– Начинаю, геронда, с мысли, что нужно помолиться о себе и о других.
– Ну, что ты за странный человек! У тебя везде «нужно»: «нужно молиться», «нужно заниматься духовным деланием», всё «нужно», «нужно»… – вот ты и тяготишься. Хорошо, что есть в тебе такая сила, а ты начинай со смиренного помысла, с сострадания. Пусть работает сердце, пусть сострадает, тогда не нужно будет себя заставлять; будешь чувствовать радость, и будет в душе такое внутреннее веселие.

10. Чтобы духовная жизнь стала легкой, нам не надо на себя давить. Мы должны спрашивать наш ум: «Хочешь, совершим богослужение суточного круга? Хочешь, почитаем Псалтирь? Или погуляем по тропинке, творя Иисусову молитву? Или, может быть, споем молебный канон Пресвятой Богородице с великими поклонами?» Так человек не устает, потому что все, что он делает, он делает с внутренним расположением. Когда наша душа испытывает недомогание и мы не можем совершать поклоны, то помолимся Иисусовой молитвой сидя, почитаем что-то духовное, сделаем то, что нас привлекает. Если у ребенка нет аппетита, ты не можешь его заставить есть. Ты даешь ему что-то вкусное, что ему нравится. Потом, когда он выздоровеет, то начинает есть и ревит (нут, бараний горох). Так же ведет себя и душа. В молитве должно соучаствовать все сердце человека, без остатка. Молитва, аскеза, духовные занятия должны совершаться от сердца. Человек получает духовный доход только в том случае, если ему предшествует духовный вклад, если ему предшествует жертва.