Отдел катехизации

Бийское миссионерское катехизаторское училище

С переездом центральной резиденции начальника миссии из Улалы в Бийск в 1880 г. начался новый этап в истории специального миссионерского образования на Алтае. В 1883–1884 гг. в Бийске было организовано катехизаторское училище с трехгодичным курсом обучения. Училище разместилось в первом этаже полукаменного архиерейского дома. Сюда были переведены пансионеры-выпускники центрального Улалинского училища. Катехизаторским оно стало называться, видимо, только в 1885 г. Тогда же был назначен первый заведующий училищем – выпускник Казанской духовной академии иеромонах Мефодий.

Необходимость создания нового миссионерского учебного заведения мотивировалась тем, что выпускники Улалинского училища «путем саморазвития и долговременной практики настолько развились и окрепли нравственно, что сделались миссионерами… Но такой путь слишком длинен».

Между тем алтайская паства увеличивалась. Руководство Алтайской миссии пыталось отправлять способных учеников в Казанскую учительскую семинарию, где в то время трудился известный педагог Н. И. Ильминский. Там получили образование четыре воспитанника (пятый скончался в Казани). Однако из-за отдаленности Казани, не очень благоприятного для горцев сырого климата этот путь подготовки миссионеров оказался непригодным.

Так сформировалась идея организации местного катехизаторского училища. К подготовке миссионеров на месте призывал архимандрита Макария еще митрополит Филарет (Дроздов). А в «Мыслях к успешнейшему распространению христианской веры…» основателя Алтайской миссии содержится идея создания миссионерского института.

В 1884 г., благодаря пожертвованиям купца А. Я. Сахарова, «устроено» помещение для начальной миссионерской школы в Бийске. После этого миссионерское образование стало двухступенчатым: одноклассная начальная школа и собственно катехизаторское училище. Через некоторое время Иаков Алексеевич Бахаев построил новое здание начальной школы неподалеку от архиерейского дома.

22 мая 1886 г. пожаром был уничтожен архиерейский дом. Сгорели покои, архив, библиотека, учебные и спальные комнаты. Преосвященному Макарию пришлось в течение месяца жить в с. Луговском под Бийском, пока не была подыскана для него квартира. Но занятия в катехизаторском училище не прекращались и проходили, вероятно, в здании начальной школы.

В том же трагическом 1886 г. с помощью благотворителей (один из них – бийский купец Алексей Вакулович Соколов) было начато строительство нового архиерейского дома с более обширными помещениями для катехизаторского училища. Через два года, в 1888 г., новое здание было построено. Оставалось только оштукатурить внешние стены. На первом этаже расположилось катехизаторское училище. Здесь же жили и служащие. На втором этаже разместились «братия» Архиерейского дома и канцелярия. В мезонине была устроена домовая церковь свт. Димитрия Ростовского. Но эта церковь оказалась «значительно теснее прежней».

Растущее число воспитанников вынудило в 1893 г. вновь начать большое строительства. Весной заложили новый каменный учебный корпус. Через год возвели стены одного этажа. Тогда же по инициативе купца А. В. Соколова было принято решение изменить проект и строить двухэтажное здание. Вместе с передачей значительной суммы на продолжение строительства он высказал пожелание устроить при училище ремесленные классы. Их построили позднее, но А. В. Соколову не суждено было увидеть исполнение своего замысла – он скончался 25 октября 1894 г.

Из-за крайней стесненности уже в октябре 1894 г. в помещениях первого, вчерне сделанного этажа нового корпуса начались занятия. Не препятствовала этому даже сырость от непросохшей штукатурки. В первом этаже архиерейского дома остались проживать ученики начальной школы и некоторые учителя. В новом здании было пять классных комнат, четыре спальных комнаты, школа грамоты, квартиры заведующего и воспитателя, кухня и хлебопекарня. В то время в общежитии училища числилось уже 120 человек.

Торжественное освящение нового учебного корпуса катехизаторского училища состоялось 14 сентября 1895 г. Возглавил богослужение начальник миссии преосвященный Мефодий, епископ

Бийский. После водосвятного молебна и окропления всех помещений в большом училищном зале общий хор учащихся из 300 человек пропел молитву «Царю Небесный». Звучали торжественные речи, духовные песнопения. По словам начальника миссии, «Новое, сейчас освященное здание училища, должно составлять целую эпоху в его истории».

Через несколько месяцев в большом училищном зале в мезонине второго этажа была устроена домовая церковь в честь апостола Иоанна Богослова. Освятил церковь епископ Мефодий 9 января 1896 г. Поначалу алтарной перегородкой служил простенький иконостас, сделанный на 100 руб., пожертвованные праведным Иоанном Кронштадтским. Известный кронштадтский протоиерей жертвовал училищу и Миссии ежегодно.

В 1899 г. начата новая стройка. Вплотную к северной стене существующего здания и перпендикулярно к нему решено построить еще один корпус. Окончательная форма здания по проекту должна была приобрести Т-образный вид. Строительство продолжалось несколько лет. В архиве сохранилась «Книга для записи прихода и расхода денежных сумм на постройку нового корпуса». Записи датированы периодом с 13 февраля 1899 г. по 30 сентября 1900 г. Возможно, в это время были произведены основные работы. Еще до начала строительства были осуществлены: предоплата подрядчикам Тюменцеву, Федору Ковалеву, Митрофану Ковалеву, Архипу Борзенкову, нотариальные взносы, планы (техник Эрнст Августович Зейферт), покупка телег, лошадей. В течение 1899 г., вероятнее всего, проводились работы по возведению фундамента. Завоз кирпича был начат с 29 июля 1899 г., но тогда еще небольшими партиями. С 6 апреля 1900 г. строительные работы после зимнего периода были возобновлены. 17 апреля того же года окончен проект пристройки к корпусу. С этого времени стали заключаться контракты на поставку десятков и сотен тысяч штук кирпичей. 20 июля 1900 г. произведена закладка кирпичом 12 окон.

Нелегко давалось такое масштабное строительство. И прежде всего из-за отсутствия регулярного финансирования. Сохранилась телеграмма начальника Миссии Преосвященного Сергия (Петрова) к о. Иоанну Кронштадтскому от 2 ноября 1899 г.: «…здесь, как и в Семипалатинске, остались мне в наследие постройки… Ваше благословение помогло мне успешно окончить свои постройки в Семипалатинске; и здесь помогите молитвою и лептою». Протоиерей Иоанн и здесь не заставил себя долго ждать. 4 января 1900 г. от него было получено пожертвование на постройку в размере 100 рублей. Работы велись настолько активно, что собираемых пожертвований не хватало. В результате после окончания строительства накопился долг 33 тыс. руб. Эта сумма близка по величине к годовому бюджету всей Алтайской духовной миссии. Миссия не могла своими силами погасить его. Проблема финансирования была решена в 1902 г. при содействии преосвященного Макария, епископа Томского и Барнаульского. Указом Святейшего Синода долг был погашен за счет капиталов, завещанных в пользу Алтайской миссии купцом Осиповым. После получения такого известия весь преподавательский состав и воспитанники отслужили благодарственный молебен в училищном храме.

В 1905 г. в здание катехизаторского училища был проведен водопровод, а в 1906 г. построен небольшой экономский дом. Телефон в училище установлен в 1916 г., на что было потрачено 163 руб. 45 коп. Согласно описи, в 1916 г. отапливаемых помещений во всех зданиях, принадлежащих катехизаторскому училищу, было 73. Они отапливались 67 печами. К западу от учебного корпуса находились несколько построек, в которых, по воспоминаниям старожилов, располагались конюшня и баня. Каменная баня была построена после 1905 г. Только в 1905 г. на ее постройку израсходовано 1845 руб. 63 коп.

Рядом со зданием училища был разбит училищный садик. Здесь был похоронен отрок-алтаец Александр Моченаков. Чуть дальше находилась архиерейская роща с прудом. Небольшой и более старый пруд располагался рядом с Казанской церковью.

Катехизаторскому училищу принадлежали два плодовых сада, «единственные в Бийске по обширности и красоте», а также земельный участок в 160 десятин (более 170 га).

Капитальное строительство не мешало руководству училища заниматься совершенствованием педагогического процесса. В Сибири насчитывалось незначительное число духовных школ, а в Бийске их вообще не было. На первом этапе существования Бийское миссионерское катехизаторское училище было частным учебным заведением почти домашнего характера. По началу в штате числилось всего три человека: заведующий училищем (он же основной преподаватель), надзиратель и сторож.

Итак, в 1883 г. десять выпускников Улалинского училища были переведены на службу в Бийск, в новосозданное учебное заведение. Трехгодичную программу обучения составили следующие предметы: пространный катехизис, история христианской церкви; русский, славянский и алтайский языки; элементы логики и психологии, катехизаторская импровизация и гомилетика, сведения по педагогике и дидактике; объяснение богослужения и церковный устав, церковное пение; оспопрививание и медицина.

В 1885 г. при катехизаторском училище открылось младшее отделение, которое представляло собой одноклассную церковноприходскую школу. Когда близился первый выпуск в 1886 г., в распоряжении миссионеров появились два циркулярных документа: «Инструкция для учителей миссионерских школ» и «Советы для миссионеров Алтайской и Киргизской миссий». Оба документа составлены совместно начальником Миссии епископом Макарием (Невским) и заведующим училищем иеромонахом Мефодием. «Инструкция» призвана упорядочить учебный процесс в миссионерских школах, в ней сформулирована краткая программа обучения, указаны важнейшие дидактические принципы, дан перечень приемлемых учебников. Пункт 9, например, указывает, что обучение детей «инородцев» должно происходить на алтайском языке. Даже после того как дети освоят русскую грамоту, они должны будут в равной степени учиться самостоятельному чтению как на русском, так и на алтайском языках. Цель этого – дать возможность учащимся после выхода из школы продолжать образование. В пункте 15 говорится: «Способнейшие ученики миссионерских школ инородческого происхождения или хорошо знающие инородческий язык могут поступать в Бийское Катехизаторское училище не иначе, как достаточно усвоив знания, какие можно сообщать по предметам для церковно-приходских школ за первый год». Таким образом, начальник миссии, открывая возможность поступления в училище всем желающим, окончившим курс миссионерской школы, ставит задачу учителям привести учебный процесс в школах к единообразию.

В «Советах для миссионеров…» указаны условия, которые необходимо соблюдать при наборе «питомцев, назначаемых для образования в катехизаторское училище». В первую очередь, требовалась нравственная неиспорченность. Были также и формальные условия. После выпуска пансионер обязан был трудиться в распоряжении миссии не менее шести лет. Такое правило сохранилось и позднее. Предусматривалась также возможность денежной компенсации за обучение вместо «отработки».

Со временем уровень училища стал довольно высоким, и для жителей Горного Алтая учеба здесь была единственной возможностью получить высшее образование. В начале ХХ в. сюда стали поступать не только искавшие миссионерских трудов, но и «своекоштные» (за свой счет) воспитанники. Кроме того, на учебу в Бийское Катехизаторское училище направлялись учащиеся из других епархий. Так, в 1893/94 учебном году в училище обучалось десять пансионеров от епархиального противораскольнического братства свт. Димитрия Ростовского и один воспитанник из Енисейской епархии. Однако официальное признание прав катехизаторского училища нужно было заслужить.

В 1887 г. начато ходатайство о даровании училищу правительственных прав. Данная процедура аналогична современной аккредитации. Число воспитанников росло и в тот год составило 57 человек. Аккредитация должна была в первую очередь дать возможность «привлечения сюда правоспособных лиц из высших и средних духовно-учебных заведений». В Предписании к проекту устава начальника миссии указаны и другие мотивы данного процесса.

Устав Бийского миссионерского катехизаторского училища был утвержден определением Святейшего Синода 9 декабря 1889 г. № 2578. В отчете по катехизаторскому училищу за 1888 г. опубликована целостная программа учебно-воспитательного процесса. Это говорит о том, что к тому времени педагогическая деятельность в училище была уже в значительной степени методически проработана. Большое внимание в программе уделено психологическим аспектам воспитания.

Распорядок дня в училище был примерно следующим. В 5.30 утра – подъем. Через полчаса – общая молитва в течение 15 минут. Утренний чай. С 8.00 – занятия: четыре урока по 45 минут. Перерывы по 15 минут. В 12.00 – обед, затем – отдых. В 14.00 – урок пения. С 16.30 до 19.00 – работа над домашними заданиями. В 19.00 – ужин, а в 20.30 – общая вечерняя молитва и отбой. Утром и вечером учащимся предоставлялась возможность для индивидуальной молитвы. Для поддержания внимания часть молитв пелась.

В период с середины мая по сентябрь были каникулы и летние работы. Также не проводились занятия с 20 декабря по 8 января, со среды мясопустной до конца первой недели Великого поста и на Пасху с субботы Лазаря. Помимо учебных занятий пансионеры обязаны были минимум два раза в неделю поочередно посещать богослужения, трижды в год говеть.

Воспитанники училища привлекались и к хозяйственным работам. В основном это было связано с самообслуживанием в общежитии и столовой. Кроме того, физический труд имел большое воспитательное значение. Из-за занятий пансионеры не участвовали в полевых работах весной и осенью. Но заготовка сена летом всецело лежала на воспитанниках. Ежегодно они ставили по 700–800 копен. Работали артелями по 20–30 человек. Училищные покосы находились на берегу Бии. Наблюдал за учениками и руководил работой эконом училища – священник.

Воспитанники старшего отделения принимали участие в летних миссионерских поездках начальника миссии в качестве певчих и иподиаконов. Пению уделялось большое внимание. Помимо уроков учащиеся участвовали в общих и хоровых спевках. Пели во время богослужений. Кроме хорового пения практиковалось общее пение с канонархом. Это позволяло обучить пению даже малоспособных, а также содействовало поддержанию молитвенного настроения «юных рассеянных богомольцев».

Через семь лет после открытия, 7 марта 1890 г., училищу были даны права правительственного учреждения, а именно права духовных училищ. С того же года по благословению преосвященного Исаакия, епископа Томского, из епархиальных средств стали выделять 2 тыс. рублей на содержание учителей. До этого времени содержание училища осуществлялось только за счет средств миссии и частных пожертвований.

У заведующего появился штатный помощник, а 21 августа 1890 г. начальником миссии епископом Макарием (Невским) учрежден Совет, который должен был решать учебные, воспитательные и экономические вопросы. В состав совета вошли: заведующий училищем, его помощник и «учитель наук». Авторитет этого органа был достаточно высок. 7 февраля 1891 г. совету катехизаторского училища были даны полномочия аттестовать учителей церковно-приходских школ.

К этому времени программа катехизаторского училища соответствовала программам духовных училищ, за исключением древних языков. Они были замещены другими необходимыми в миссионерской деятельности, предметами – объяснительное чтение Священного Писания, алтайский язык и сведения из психологии и дидактики. Это обстоятельство служило препятствием для поступления выпускников Катехизаторского училища в духовные семинарии. Разрешение поступать в семинарии выпускники инородческого происхождения получили только 17 марта 1893 г. По этой причине к началу 1893/94 учебного года программа катехизаторского училища была преобразована в четырехгодичную по образцу духовных училищ.

К началу следующего учебного года, а именно 9 августа 1894 г., было дано право поступать в семинарии без экзамена по древним языкам и выпускникам русского происхождения. Однако это относилось только к тем из них, которые желали посвятить себя миссионерскому служению. Тогда же «с целью дать более основательную подготовку будущим учителям начальных церковных школ был прибавлен пятый класс». Одним из других мотивов расширения учебной программы стала необходимость более тщательной подготовки к противомусульманской проповеди.

Вскоре, в 1895–1896 гг., преосвященнейшим Мефодием была разработана программа шестилетнего обучения в катехизаторском училище. Удлинение программы вело к значительному увеличению затрат, что в условиях нерегулярного финансирования являлось делом рискованным. Затраты на учебный процесс, составлявшие 7–8 тысяч руб. в год, возрастали вдвое. Зная крайне низкий уровень жизни абитуриентов и понимая необходимость качественной подготовки выпускников, миссионеры шли на риск и выступали с соответствующими ходатайствами. Эта важная инициатива нашла поддержку. Учащиеся, поступившие с 1896 г., занимались по шестилетнему курсу. Увеличились денежные поступления в Миссию, главным образом от Православного миссионерского общества. Так, в 1899 г. на школы Миссии и Катехизаторское училище было израсходовано 17 тыс. рублей.

Новый устав Бийского миссионерского катехизаторского училища был составлен в 1898 г. и высочайше утвержден 14 сентября того же года. Так, спустя 15 лет после основания училище стало полноправным духовным учебным заведением России. Согласно параграфу 28 устава лицам, успешно прошедшим курс обучения в училище, присваивалась квалификация («права») учителя одноклассной церковно-приходской школы (см. пример «свидетельства» об окончании).

Уровень образования в Катехизарском училище приравнивался к двум классам семинарии. Регулярно в начале учебного года проводились съезды учителей миссионерских и братских школ. Общее руководство этими съездами принимал на себя начальник миссии.

Учили воспитанников и ремеслам: столярному, переплетному, портняжному. Выбирали ремесла сами учащиеся. Судя по копиям свидетельств, выдаваемых выпускникам, были воспитанники, обучавшиеся одному или двум ремеслам. Были и такие, которые не обучались им совсем. Изучение алтайского языка также не являлось обязательным. Его изучали только дети «инородцев» и те из русских, которые зналиалтайский язык. Интереснейшей особенностью программы являлось предметно-изъяснительное чтение Священного Писания. Эти уроки представляли собой назидательные беседы и совместные размышления наставника с учениками по поводу прочитанного. Цель таких уроков – оказать через Священное Писание «благотворительное влияние… на души инородческих детей, часто очень недавно еще только покинувших тьму язычества и младенчествующих верою». В преподавание катехизации включались элементы сравнительного богословия и сектоведения. Обличение раскола изучалось самостоятельно. Учащиеся знакомились с приемами полемики. В выпускном классе много времени уделялось методике преподавания. Учили воспитанников и правильному изложению своих мыслей.

Первым заведующим училищем был назначен иеромонах Мефодий, в миру Маврикий Львович Герасимов, выпускник Казанской Духовной академии. С момента организации училища в Бийске М.Л. Герасимов был старшим учителем и одновременно псаломщиком домовой церкви. В 1885 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха Бийской архиерейской домовой церкви. Тогда же он стал заведующим Бийским Миссионерским катехизаторским училищем. В этой должности находился вплоть до назначения его 16 июня 1893 г. начальником миссии.

До прибытия нового заведующего его должность исполнял помощник заведующего священник Леонид Покровский. В течение еще полугода начальник миссии архимандрит Мефодий (с 2 июня 1894 г. – епископ) продолжал активно участвовать в учебном и воспитательном процессе и ежедневно присутствовал на утренней и вечерней молитвах учащихся. Новый заведующий, кандидат богословия из Санкт-Петербургской академии иеромонах Амвросий (Гутко) был назначен Святейшим Синодом 13 октября 1893 г. Но прибыть в Бийск он смог только в начале 1894 г. – из-за трудности зимнего пути.

В 1895 г. сменился помощник заведующего. Им стал рукоположенный во священника учитель Иоанн Борецкий (выпускник Рязанской духовной семинарии и студент Томского университета). В этой должности он оставался вплоть до закрытия катехизаторского училища. В 1910 г. возведен в сан протоиерея и несколько позже по совместительству назначен настоятелем бийской Косьмо-Дамианской тюремной церкви. Протоиерей Иоанн Борецкий трудился в училище с 1894 г. более двадцати лет и к моменту его закрытия был старейшим преподавателем.

Неизвестно, сколько лет прослужил в качестве заведующего училищем иеромонах Амвросий. Вероятнее всего, в самом начале 1899 г. его сменил архимандрит Николай. Такая подпись стоит в документах, датированных с 6 февраля по 14 сентября 1899 г.После этого в течение полугода должность председателя совета катехизаторского училища исполнял священник Иоанн Борецкий, а в начале 1900 г. заведующим училищем был назначен иеромонах Мелетий. В течение 1904/05 учебного года он был возведен в сан архимандрита. В начале 1906 г. на должность заведующего катехизаторским училищем назначается опытный миссионер священник Сергий Ивановский. В 1888 г. он стал миссионером в селе Кебезень. В сане священника служил с 1879 г. В том же 1906 г. о. Сергий был возведен в сан протоиерея. Он стал последним заведующим Бийского миссионерского катехизаторского училища.

Как уже упоминалось, в первый год существования катехизаторского училища штат составляли три человека – преподаватель, надзиратель (воспитатель) и сторож. С развитием учебной программы появились новые преподавательские должности. С 1890 г. в училище было уже три штатных преподавателя. В 1893/94 учебном году преподаванием занимались восемь человек. В штат также входили врач, фельдшер и надзиратель.

С 1898 г. с утверждением нового устава училища и предоставлением ему полных прав духовного учебного заведения появилась возможность более активно привлекать кадры. В этот год без учета ротации было принято в штат восемь новых преподавателей. Общее число учителей, включая членов Совета училища, составило 12. Примерно таким оставался штат учителей катехизаторского училища вплоть до его закрытия.

В числе преподавателей состоял сын протоиерея К. П. Соколова (позднее – епископ Иннокентий, начальник Алтайской миссии) Иван Соколов. С 1901 г. он преподавал русский и церковнославянский языки в начальных классах, а в 1916 г. стал делопроизводителем совета училища. Сохранилась фотография того времени – на фоне архиерейского дома И. Соколов, сидящий в санях. При архиерейском доме находился другой сын епископа Иннокентия – священник Алексий Соколов. С 1910 по 1914 гг. он был помощником начальника миссии. После этого служил вторым священником в Казанской домовой архиерейской церкви.

Подводя итог описанию истории создания и функционирования Бийского миссионерского катехизаторского училища, следует подчеркнуть, что его значение для миссии трудно переоценить, ибо оно смогло обеспечить к началу ХХ в. необходимый контингент учителей «для густой сети благоустроенных церковно-приходских школ». И, что особенно важно, по словам епископа Иннокентия, «устав училища с его простотой воспитания, с его церковностью следовало бы сохранить без изменения» в пылу «пресловутого освободительного движения, (…) благодаря этому уставу катехизаторское училище приобрело популярность в народе, дало столько дельных и стойких работников для нашей церкви».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Приходское консультирование как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян

За последние 20 лет в нашем Отечестве значительное большинство людей покрестилось без оглашения и научения крещаемых вере. Теперь 80% населения страны заявляет о себе как о православных, а в церковь ходит только около 5%, остальные 75 не понимают, как связаны вера в Бога и Церковь, для чего нужно «так часто» ходить в храм как это делают «истово верующие», если и так веруешь в душе.

Для нас не секрет, что крещённый без должной огласительной подготовки человек очень многого не знает, не осознаёт и не делает. Он не обрел верной мотивации к разумно-деятельной вере и воцерковлению, после формально произнесенных крещальных обетов. Такой человек как правило не знает:

— существа своей веры и основ церковного вероучения (хотя бы в объёме Символа веры);

А знать свою веру (в объёме Закона Божьего), и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек — является его призванием и священным долгом. Только опытно знающий, способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище.

Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! (см. Мк.16, 16; Евр.11, 16)

Не знает такой человек:

— сущности и содержания крещального обета, и тех обязанностей, которые на него возлагает от купели Крещения Святая Церковь.

— какая ответственность возлагается на него как христианина и члена Церкви.

— Божественной природы Церкви, её предназначения и достояния.

— что он обрёл теперь Ангела Хранителя и небесного покровителя — в лице одноимённого, прославленного Церковью святого;

— почему необходимо молиться, какие молитвы читать, когда и поскольку; какую духовную литературу читать и в какой последовательности;

— с какой регулярностью посещать храм, как правильно поститься;

— почему важно иметь духовное руководство в лице священнослужителя и как обрести духовника.

— как правильно готовиться к святым Таинствам Исповеди и Причащения, и как часто к ним приступать;

— как вести себя и строить отношения с людьми неверующими (в семье, родственниками, на работе);

— тем более, — в чём разница Православия от других инославных конфессий, сект и иноверных исповеданий.

В начале 90-х прошлого века, к катехизаторскому делу в необходимом масштабе Церковь совершенно была не готова по ряду объективных причин. Но во второй половине 90-х (и поныне) поток желающих креститься значительно снизился, а результаты крещения без оглашения были не утешительны (люди по-прежнему продолжали жить нецерковно, как и до Крещения — без особых качественных перемен), оставаясь нецерковными в своем сознании и образе жизни, без мотивации жить по христиански, согласно крещальным обетам.

Многим священнослужителям становилось ясно, что без должной огласительной подготовки крестить больше нельзя, надо что-то делать, качественно менять, чтобы крестящиеся прививались к Церкви и приносили плод богоугодной жизни. «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15, 5-6). Поэтому, нужна гибкая, продуманная и дифференцированная система подготовки людей ко Крещению и катехизации после него. Необходимо создавать целостную систему непрерывной приходской катехизации, с учётом потенциала и нужд Церкви, а также верной оценки духовного состояния людей.

Этому большинству наших соотечественников, отождествляющих себя с людьми православными, необходима своевременная просветительская помощь ориентирующая и поддерживающая их в первоначальном воцерковлении.

Одной из форм обеспечивающей такую помощь в Санкт-Петербургской митрополии являются службы приходского консультирования просветительского характера, как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян, осуществляемая силами церковно опытных и достаточно образованных мирян под руководством ответственных лиц из числа клириков храма.

Нуждающиеся в консультативной помощи, так называемые «захожане», чаще всего крещены, но не наставлены в вере (не оглашены должным образом), не приобщены к церковной жизни, но делающие первые шаги на пути к Богу и Церкви. Посещение храма этими людьми бывает непредсказуемо, от случая к случаю, так как духовная жизнь их не устроена. Имеется множество всевозможных причин их прихода в храм. Одни идут от жизненных невзгод, скорбей и неурядиц, а кто-то по просьбе других людей, нуждам и болезням своих ближних. Другие приходят в храм ради Крещения, Венчания или отпевания родных и близких. Иногда посещают храм в силу еще не угасших народных традиций: на Рождество Христово, на Пасху, Святую Троицу, и часто за компанию. А так же набрать святой, особенно крещенской воды, освятить нательный крестик, иконку, куличи и яйца или помянуть своих усопших родственников в годовщину или родительскую субботу.

Довольно частое явление теперь, когда люди приходят в храм раз в 3-4 месяца, на 10-15 минут, как правило, перед какими-то ответственными делами: перед полетом на самолете, перед предстоящей операцией, перед экзаменом или собеседованием при приеме на работу, сдачей на водительские права и т. д.

Очень важно, чтобы эти люди, приходящие в храм, были правильно встречены и верно сориентированы в церковной жизни, получали своевременные и верные ответы на интересующие их вопросы. В противном случае их дорога в храм никогда не станет радостной и осознанной, и охлаждение к Церкви будет все более очевидным.

Особенно важно это в начале пути воцерковления, когда восприятие всего нового очень яркое и обострённое. Поэтому так важно, чтобы в храме вновь приходящие люди чувствовали доброжелательность и искреннее участие в них, помощь в разрешении своих нужд и проблем, получая верные ответы на свои вопросы. Ведь именно для этих людей, ещё не окрепших в вере, но зачастую лишь только крещёных в Православии, но не заживших церковно, существует угроза отпадения от Церкви и опасность попасть в оккультные группы и секты.

От степени укорененности в церковной традиции активной части мирян, интеллигенции и особенно верующих врачей и учителей, зависит восприятие Церкви всем современным российским обществом.

Поэтому цель приходского консультирования заключается в оказании необходимой (особенно духовно-просветительской, ориентирующей) помощи при начальном воцерковлении мирян.

Основной смысл — в проявлении живого человеческого участия в ответственный момент движения души к Богу.

При этом перед консультантом стоит ряд задач:

— оказать приходящим доброжелательный радушный прием и расположить к общению;

— по существу ответить на задаваемые вопросы;

— указать, где и что располагается в храме;

— сориентировать в действиях и поведении в храме;

— дать необходимые советы;

— заинтересовать и предложить необходимую помощь по нуждам человека;

— порекомендовать регулярно читать духовную литературу, молиться, посещать храм, исповедоваться и причащаться.

Краткое описание устроения консультативной службы.

Исходя из особенностей и возможностей прихода, устроение консультативной службы может быть реализовано по-разному.

При входе в храм (или внутри храма), стоит стол с табличкой «Приходская консультативная служба», за которым стоит консультирующий с нагрудной биркой «Дежурный консультант» — без указания фамилии, имени и отчества.

На столе разложена необходимая церковная литература для новоначальных, буклет о храме, Закон Божий, катехизис, церковный календарь, листочки «мой небесный покровитель», брошюры по азам и основам веры. Простые книжечки, рассказывающие о богослужении и другие, помогающие в ориентации человеку в «первых шагах» в храме, приходской и духовной жизни; что должен знать, готовящийся креститься или стать крестным; готовящийся к Таинству Исповеди, Святого Причащения или Венчания. Данная литература чаще используется для ознакомления и служит наглядным примером того, что имеется в церковной лавке.

Здесь же могут быть различные объявления: о наборе в Воскресную школу, в группы оглашения и катехизации, в различные кружки и секции; о праздниках, выставках, конкурсах, памятных датах, встречах с интересными людьми и другие, уместные при консультировании.

Консультанты, помимо ответов на вопросы, побуждают новоначальных к регулярному посещению храма, участию в Таинствах Церкви, говорят, когда удобнее подойти с трудными вопросами к священнику.

Многолетний опыт приходского консультирования показал необычайную важность и востребованность таких служб. Это — серьезная помощь от лица церкви людям, делающим первые шаги к храму.

Основные дни работы консультативной службы: двунадесятые, великие, престольные праздники; субботние, воскресные дни и поминальные родительские субботы.

Общие тематические разделы вопросов:

— Приобретение в храме крестиков, икон, церковной литературы;

— Правильное написание записок о здравии и о упокоении;

— Трудные места и сюжеты Библии;

— Богослужение и церковный календарь;

— Обучение в Воскресной школе при храме;

— Устроение и улучшение личной или семейной духовной жизни;

— Проблемы взаимоотношений в семье, с родственниками, с соседями и на работе.

— Оказание помощи со стороны Церкви, людям:

а) с различными заболеваниями, и перед смертью;

б) находящимся в алкогольной, наркотической, игровой и другой зависимости;

в) людям, попавшим в аварию, в секту, в заключение, или после психотравмы.

Возможны и другие самые разнообразные вопросы.

Обязанности и требования к консультанту:

Консультирующий не должен: переоценивать свои возможности, подменять собою священника, брать на себя роль духовника-исповедника, учительствовать, надмеваться или самоутверждаться перед людьми. Он должен четко действовать согласно инструктажу руководящих консультированием лиц, не выходя за рамки определенных полномочий и своей компетенции.

Консультант должен: знать, как правильно отвечать на задаваемые типичные, вопросы; ориентироваться в литературе для новоначальных, к кому, и в каких нуждах помолиться или обратиться. В каких случаях направлять людей к свечнице, к священнику или настоятелю храма, а в каких к директору или конкретному преподавателю Воскресной школы, в приходскую библиотеку и т. д.

Немаловажен правильный подбор мирян для консультирования, где особое внимание важно обратить на:

а) личный духовный опыт и степень их воцерковленности;

б) психическое здоровье, доброжелательность, уравновешенность;

в) способность к ненавязчивому, открытому, конструктивному общению;

г) церковная грамотность и богословская подготовка необходимого для консультирования уровня.

д) практическое овладение катехизаторским делом и навыками приходского консультирования под руководством опытных наставников.

Спрашивают: где можно окреститься полным погружением; где можно больше узнать о нашей вере; а куда можно пойти учиться, если за плечами два вуза и т.д.

Опыт приходского консультирования показал, что побуждает идти в храм людей не только интерес к Православию, а самые различные проблемы, нужды, скорби и беды, как собственные, так и близких людей.

В связи с этим, чтобы своевременно реагировать и поддерживать людей в их нуждах, рекомендуется составить справочник в помощь службам консультирования, который должен иметь не менее 5 разделов:

1. Духовно-просветительский: о том, какие учреждения, воскресные школы, курсы, библиотеки, СМИ — теле- и радио передачи ведут от лица Церкви духовно-просветительскую работу и как с ними связаться.

2. Помощь семье: где можно узнать о том, где ведётся работа с семьями, начиная с детских садов, в том числе, к примеру: работа по коррекции речи; где проводятся музыкальные, спортивные, фольклорные занятия для детей, различные кружки и секции;

3. Миссионерская помощь: в которой нуждаются, когда в семье кто-то пьёт или наркоманит, или пострадал от деятельности деструктивных сект и оккультных воздействий.

4. Медицинская помощь: где осуществляется церковными специалистами помощь различным категориям больных людей, в том числе пострадавших от оккультных занятий.

В Санк-Петербурге существует общество православных врачей, которые более 10-ти лет силами своих специалистов ведут прием направляемых к ним в том числе от людей консультативных служб. Общество возглавляет доктор медицинских наук, кандидат богословия прот. Сергий Филимонов, настоятель храма в честь Державной иконы Божией Матери.

5. Социально-благотворительная помощь: где указываются места и учреждения, в которых оказывается разного характера благотворительная помощь различным категориям людей (голодающим, больным, лишенным документов, работы, одежды, средств к жизни, родственников, крова и т. п.) с их нуждами (благотворительные столовые, ночлежки, приюты, богадельни, соответствующие больницы, дома престарелых и т. д.)

От катехизаторского столика побеседовав с консультантами люди получают ориентацию в вопросах веры, первоначального воцерковления и возможность обратиться за помощью по любому из вышеперечисленных направлений. Если вновь пришедшие в церковь, почуствуют живое участие, ориентирующий совет и получат своевременную помощь, то это большое подспорье на пути их воцерковления.

Служба приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме на данный момент является одной из перспективных форм духовно-просветительской деятельности на приходе.

В сентябре 2011 года, созданное коллективом сотрудников служб приходского консультирования Санкт-Петербургской митрополии «Практическое руководство по приходскому консультированию» на экспертном совете Синодального Отдела религиозного образования и катехизации получило единодушную экспертную оценку, рекомендующую к заимствованию и распространению опыта организации служб приходского консультирования на церковных приходах.

Пособие предназначено священнослужителям и приходским катехизаторам, организующим подобную службу на своих приходах, дежурным службы приходского консультирования и другим сотрудникам прихода, с которыми наиболее часто контактируют приходящие в храм малоцерковные люди.

(См.: «Практическое руководство по приходскому консультированию», 1-е издание, в формате pdf)

Протоиерей Александр Зелененко, руководитель приходской консультативной службы храма Спаса Нерукотворного Образа в Парголово Санкт-Петербургской епархии

Огласительные беседы в храме по предварительной записи по телефону проводит:

Николай Корытько

тел. +7 (916) 454-83-35

E-mail: nikolayak@orthodoxy-sa.org

Катехизис святителя Филарета

«Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Синодом и изданный для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан», Москва, Синодальная типография, 1913.
Этот катехизис обычно называют «Филаретовским»: его составил по поручению Синода Преосвященный святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (память 19 ноября/2 декабря).
В данном случае орфография текста изменена применительно к современной практике, проведена замена многих грамматических архаизмов, даны некоторые уточнения; все это делалось с таким расчетом, чтобы не изменить содержания и не исказить смысла текста.
Цитаты из Священного Писания и из творений святых отцов оставлены, как и в издании 1913 года, на церковнославянском языке, однако трудные для понимания слова и словосочетания даны с переводами их на русский язык.

Лекция «Образы Бога в религиях мира»

Лекция на тему «Образы Бога в религиях мира», прочитанная 22 марта 2013 года для студентов Московского физико-технического института.

Лекции об индуизме

Более миллиарда жителей нашей планеты придерживаются религиозных воззрений, которые принято называть индуизмом. Число приверженцев индуизма намного превышает количество последователей буддизма, признаваемого мировой религией. В последние десятилетия индуистские идеи все шире распространяются в номинально христианских странах, в том числе и в России.

Помочь читателю понять, что же такое индуизм и чем он отличается от православного христианства призваны предлагаемые вашему вниманию лекции.

Лекция о кришнаизме

15 февраля 2019 года в рамках лектория Русско-китайского культурного центра «Жар-птица» (http://jarpticachina.moseparh.ru) состоялась лекция «О кришнаизме». Лектор — Николай Корытько, катехизатор храма Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных, координатор неформального Общества содействия православию в Индии.

Лекция о йоге

8 ноября 2018 года в рамках лектория Русско-китайского культурного центра «Жар-птица» (http://jarpticachina.moseparh.ru) состоялась лекция катехизатора храма Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных Николая Корытько на тему «Йога-оздоровительные упражнения или религиозная практика?» Лектор Николай Корытько — автор одноименной брошюры, а также еще не изданной книги «Индуизм и Православие».

Книги

Индийская йога: оздоровительные упражнения или религиозная практика?

Новости катехизаторской деятельности

Узнать о мероприятиях и последних событиях катехизаторской деятельности Вы можете