Основы семейной жизни

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

Авторы курса исходят из того, что семья — это основа любого государства, «пока крепка семья, государство будет сильным». При этом указывают на серьезный кризис семьи в нашей стране: «начиная с 90-х годов, в России социологи фиксируют отрицательный прирост населения; уже почти 20 лет смертность в России превышает рождаемость; количество заключаемых браков равно количеству разводов; треть детей воспитывается в неполной семье; разрушается престиж и традиционный уклад семейной жизни; о семье формируются ложные мнения и установки, насаждается ориентация на культ потребления и получения удовольствий под девизом „Бери от жизни все!“. И в содержание этого культа совершенно не вписывается забота о ближнем и о детях».

Но теперь представители РПЦ решили взять ситуацию под контроль. «Для того чтобы укрепить основы семьи, поддержать будущие семьи, мы решили ввести в нашей школе преподавание этого курса, — указывают авторы в презентации нового предмета. — Физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя соответствующие дисциплины изучаются по нескольку лет. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом ничего не говорится».

Программа предмета «Нравственные основы семейной жизни» рассчитана на 34 часа, по одному часу в неделю, в 10 и 11 классе. Уже готовы учебники, хрестоматия, контрольные задания, диагностические материалы, тематический словарь и «дополнительные материалы для любознательных». Курс снабжен мультимедийным приложением — в основном это фильмы-беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях, которые ведет протоиерей Илия Шугаев. Авторы просят не путать их курс с предметом «Этика и психология семейной жизни», который был введен в школы в советское время, потом его несколько раз пытались воскресить, но безуспешно. «В самом названии курса половина слов иностранного происхождения и недоступны для непосредственного осознания русскоязычного населения. Поэтому, на наш взгляд, более подходящая версия названия — „Нравственные основы семейной жизни“. Это название, которое предполагает ведение диалога не только в дискурсе чисто научного знания, но и в дискурсе отечественной духовно-нравственной традиции», — указывают составители курса.

Но дело не только в иностранных словах. Главная претензия к старому советскому курсу по основам семейной жизни — наличие в нем основ сексуальной грамотности. Выяснилось, что многие современные родители, педагоги и чиновники категорически против того, чтобы детям в школе рассказывали о сексе. Они уверены, что разговоры «об этом» приводят только к распущенности. Авторы «Нравственных основ семейной жизни» все же планируют поднять половой вопрос, но вместо того, чтобы рассказать подросткам о правилах безопасного секса, они расскажут о его вреде. «Программой предусмотрены беседы о предбрачном периоде. Мы будем дискутировать по поводу его оптимальной продолжительности и о том, как влияет ранний сексуальный опыт на счастье будущей семьи». Планируют разработчики курса поговорить и о свадьбе — «дне рождения новой семьи, когда ранее чужие друг для друга люди не просто становятся родней, а „…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть“. На этом занятии школьникам расскажут не столько о плоти, сколько о различиях гражданского и церковного брака, раскроют духовный смысл Таинства венчания».

Наследие семейного опыта

«Вызвать хотел грозу, а получил козу»

Пишу о семье, а в ответ получаю вопросы не о семье, а о «странной» аббревиатуре — ДМО — в описании моего профиля. Что это такое, зачем и какое отношение имеет к семье и семейной психологии? Осторожно, много букв!

У нас у каждого есть свой личный опыт, свой жизненный багаж. Наша жизнь состоит из череды следующих друг за другом опытов. Опыты, прожитые в детстве, в родительской семье и/или вне ее, в отношениях с близкими, значимыми людьми или в одиночестве. Опыты каждого дня, каждого мгновения нашей жизни. Опыт, переданный нам и отпечатанный в нас, как память Рода. Это наш опыт, наша память.

Каждый отдельный субъективный опыт заключает в себе большое количество уровней: в нем содержатся все наши эмоции и чувства, мысли, телесные ощущения, ценности, мотивы и цели, действия, личностные особенности, внешние обстоятельства. Каждый такой опыт формирует определенные нейронные цепочки, нейронные связи, представления о себе, о мире, о своем месте в этом мире, формирует нашу Я-концепцию и входит в состав нашей памяти.

Память хранит в себе все: наши опыты, знания, умения, навыки. На ее основе мы прогнозируем развитие событий, предполагаем, к какому результату могут привести те или иные действия, принимаем решения и действуем (или не действуем, если в памяти действия сопряжены с опасностью, бессмысленностью, обесцененностью).

Опыт бывает разный. У кого-то это опыт, помогающий достижению актуальных для человека целей (в отношениях, в семье, в карьере, в личностном развитии). Опыт здоровых отношений с близкими, опыт принятия, поддержки, признания, уважения. Опыт, в котором ты действуешь и чувствуешь, ощущаешь свою ценность и ценность того, что ты делаешь. Опыт, наполненный спокойствием, безопасностью, доверием, близостью, любовью. Опыт, формирующий здоровую адекватную самооценку, ощущение самоценности, уверенность в своих силах, в своей способности действовать и достигать желаемого.

А у кого-то это тяжелые и болезненные опыты. Опыты страха, тревоги, опасности, собственного бессилия, беспомощности, невозможности изменить ситуацию, бессмысленности любых действий. Опыты невыраженного гнева и злости. Опыты, в которых приходилось отказываться от себя ради того, чтобы выжить, чтобы получить хоть каплю любви и внимания. Опыты, в которых мы слышали, видели и принимали на веру мнение значимых людей о нас, включали его с наш образ себя.

— Ну вся в отца пошла! В его уродливую породу!

— Опять ты все испортил! Ты разрушил мою жизнь! Лучше бы тебя не было!

— Не трогай!

— Все равно у тебя ничего не получится!

— Ну подумаешь, сделал! Вот у моей подруги дочка, вот умница, вот молодец! А ты что?

— Посмотри на себя! Да кому ты нужна будешь, кроме нас!

— Над тобой все смеяться же будут!

И подобное, подобное, подобное…

«Я уродина», «Я недостойна любви», «Я недостаточно хороша, чтобы меня любить», «Я плохой, лучше бы меня не было», «Я все порчу», «Я ничего не смогу, у меня ничего не получится», «Я никому не нужен», «Я плохой водитель», «Я никудышняя дочь», «Я во всем виноват», «Он меня обязательно бросит», «Дети разрушат мою жизнь»… долгий может быть список.

Мы входим в жизнь, в отношения, строим семью, опираясь на свой опыт, на свою память, на свои представления о себе и других людях, об отношениях, о любви, со своими сформировавшимися качествами и убеждениями.

У всех качеств, убеждений есть причина — опыты, сформировавшие их. И есть опыты, актуализирующиеся, проявляющие эти убеждения и качества сейчас (очень часто неосознаваемо, на бессознательном уровне).

Человек сейчас считает себя «плохим, не заслуживающим любви, застенчивым, прокрастинирующим, не умеющим, тем, у которого ничего не выйдет, тем, кто боится летать и тд». Это актуальный образ себя, представление о себе, и оно постоянно подкрепляется новыми опытами, задействующими старые рельсы — нейронные цепочки. Внешне кажется, что я хочу действовать и действую по-новому, а в реальности опять скатываюсь на эти старые рельсы.

ДМО-подход (дифференциальная модификация опыта) — это интегративный подход психологического консультирования, психотерапии и коучинга. В его основе лежат когнитивно-поведенческая психотерапия, клиент-центрированная психотерапия, юнгианский анализ, классическая советская психология, методика коучинга Spiritual Option, голографическая нейрофизиология К. Прибрама и современные нейрофизиологические исследования. В нем органично сочетаются эффективность, экологичность, бережность, высокая скорость работы (в среднем 3 — 15 встреч в форматах психокоррекции и коучинга), глубина и видимый результат.

ДМО-подход отличается от классических направлений вербальной психотерапии принципиально иным способом терапии: вместо анализа — перепроживание опыта на качественно новом уровне. Благодаря этому можно напрямую работать со свойством нейропластичности мозга, напрямую (системно и структурно) изменять нейронные связи, нейронные цепочки в кратчайший срок.

Этот способ позволяет получать в качестве результата не просто инсайт, понимание, новое знание, а сразу новый субъективный опыт, целый комплекс знание-умение-навык, новое автоматическое поведение, новое ощущение себя.

Что происходит в процессе перепроживания негативного опыта на качественно новом уровне?

Формируются новые нейронные цепочки, новые рельсы: на нейронном уровне меняется наша память, наши представления о себе, формируется новое ощущение себя, новые знания, умения и навыки, новое автоматическое поведение. Причем все это формируется на основе какого-то нового опыта, а опыта, идеального с точки зрения человека, 10 из 10.

Одновременно с этим происходит мягкое, бережное, экологичное проживание болезненных эмоций и чувств, связанных с прошлым опытом. Сбрасывается накопившееся напряжение, высвобождается огромное количество энергии, которая раньше тратилась на совладание с ситуацией, а теперь может быть использована для настоящей жизни и развития. Душевные раны не просто вскрываются, а промываются, прочищаются, в них закладывается лечебная, заживляющая мазь нового опыта.

*****

— Я сегодня приехала домой на лифте! Вышла и поняла, что я даже не задумалась о том, что я его боюсь, а спокойно зашла и поехала.

*****

— У меня в голове весь день крутилась фраза: просто брать и делать. Я вечером просто взяла, села и сделала. И что мне полгода мешало это сделать?

*****

— Вы помните, я рассказывала, что у нас каждый вечер — скандал с укладыванием? А сегодня я вдруг поняла, что меня не раздражает их укладывание. Мы так здорово поговорили перед сном!

*****

— Я больше не боюсь, представляете?! Я больше не боюсь, что он от меня уйдет. И во мне столько сил и желания радоваться нашему общению, такая легкость!

*****

— Мне знакомые и коллеги говорят, что у меня даже взгляд и походка изменились. Я летаю и свечусь Словно мешок с булыжниками с себя сбросила.

*****

— Я больше не нервничаю, не перебираю в голове, получится — не получится, а что будет, если не получится. Я знаю, что я со всем могу справиться.

*****

Ну и вишенкой на торте: в процессе работы человек обучается всем техникам и может дальше не быть привязан к психологу, к терапевту, а может сам эффективно решать свои проблемы и задачи, справляться с трудностями, двигаться к любым своим целям, помогать себе в сложных, стрессовых, напряженных ситуациях.

Это была передача о роли семейного опыта, памяти и возможностях ДМО-подхода в нашей жизни

Социальный проект «Школа подготовки к семейной жизни»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 25 МО КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

Социально-личностные достижения учащихся в рамках внеурочной деятельности по предмету

Проект

«Школа подготовки к семейной жизни»

Авторы: Рубан И.Д., учитель обществознания МОБУ СОШ № 25,

Мызенко А.Р., уч-ся 11кл. МОБУ СОШ № 25

Проект «Школа подготовки к семейной жизни»

Авторы: Рубан И.Д., зам.директора по УВР МОБУ СОШ № 25, Мызенко А.Р., уч-ся 11кл. МОБУ СОШ № 25

Пояснительная записка

Проект «Школа подготовки к семейной жизни» представляет собой специальный цикл мероприятий по подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Семья является одной из самых важных ценностей, созданных человечеством на протяжении тысячелетий. Ни одна нация, ни одно государство, ни одна культурная общность не сумели обойтись без семьи. Семья обеспечивает личностное и духовно-нравственное развитие человека на протяжении всей его жизни. Система воспитания и психологический климат семьи оказывают решающее влияние на формирование характера, жизненной позиции и ценностных ориентаций подрастающего поколения, а, следовательно — и на дальнейшее развитие общества. В настоящее время сложились несколько психологических и культурных феноменов, которые можно квалифицировать как нежелательные для общества. Во – первых, это очевидная и всё более усиливающаяся мускулизация девочек и феминизация мальчиков, нарушение их половых ролей. Во-вторых, появление всё большего числа крайних неадекватных форм поведения: агрессивности и депрессий. В — третьих, обострение проблем одиночества в молодом возрасте и нестабильности супружеских отношений в семье. Эти процессы появляются в школе, так как девочки, опережающие в своем развитии мальчиков в среднем на 2,5 года, не могут видеть в них своих защитников и демонстрируют по отношению к ним своё превосходство, что в свою очередь порождает защитный, самоутверждающий тип поведения мальчиков, ведущий к усугублению конфликтов.
Известно, что психика ребёнка, образцы поведения, нравственные и социальные установки формируются в семье. Только в сотрудничестве семьи и образовательного учреждения можно оказывать эффективное влияние на полноценное и гармоничное развитие ребёнка.
Основная цель проекта – глубокая и фундаментальная подготовка учащихся школы к семейной жизни, к ответственному отцовству и достойному материнству.
Сегодняшние ученики завтра станут родителями, и от того, насколько правдиво они смогут оценить реальную действительность, научатся ли распознавать добро и зло, разовьют ли в себе способность к самопознанию и самосовершенствованию, зависит будущее каждого из нас и целого государства.

Задачи:

1. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

2. Формирование высоких жизненных позиций.

3. Расширение знаний о семье, закономерностях её развития, традициях и обычаях, уклада, этикета, психологии пола.

4. Формирование ответственного «родительства».

Актуальность программы заключается в том, что она является воспитательным инструментом, противостоящим социальной опасности, исходящей из средств массовой информации в обстановке падения нравственности и неопределенной духовности. Программа может стать и надежной профилактикой социальной угрозы и патологии семейных отношений, принести психическое, социальное и духовное оздоровление благодаря развитию глубокого осознания смысла и цели жизни.

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на 3 года обучения:

1 раздел – 9класс

2 раздел – 10 класс

3 раздел – 11 класс

Пути реализации программы:

1. Цикл занятий для школьников.

2. Цикл занятий для родителей.

3. Цикл занятий для старшеклассников и родителей (совместно).

Формы взаимодействия:

  • дискуссии и дебаты

  • интеллектуальные и ролевые игры

  • уроки с элементами психологического тренинга

  • встречи с медработником

  • родительские собрания

  • классно-семейные походы (поездки)

  • семейные сайты

  • презентация семейного совета

  • семейный вернисаж

  • семейный архив

  • семейный музей

  • тетрадь доверия

Готовность старшеклассников к самостоятельной семейной жизни определяется по группе показателей:

  1. Нравственно-психологическая и интеллектуально-познавательная готовность.

  2. Сексуальная воспитанность.

  3. Социальные медицинские и правовые знания.

  4. Экономическая и хозяйственная подготовка.

Прогнозируемый результат

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

  • историю развития института семьи и брака в России;

  • семейный уклад, традиции, обычаи, обряды русской культуры;

  • нравственные нормы брака;

  • произведения выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссёров, посвященных теме семьи, родительства, гражданской позиции человека;

-приобрести:

  • опыт продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье;

  • опыт проектной и исследовательской деятельности по теме программы;

  • определённый набор присвоенных семенных духовно-нравственных ценностей: любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда; свобода и равенство, достоинство, мир; мать (материнство), отец (отцовство);

-быть нацеленными:

  • на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности между членами семьи;

  • на официальный брак;

  • на рождение и воспитание детей в полной семье;

  • на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства);

  • выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т.п.);

  • на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентацию на ценности семьи и рода;

-демонстрировать:

  • уважение к родителям, другим членам семьи;

  • выполнение в родительской семье основных бытовых обязанностей;

  • готовность к созданию полной семьи, рождению и воспитанию детей.

Раздел 1: » Семья как деловое партнёрство»

1. Курс по выбору: «Семья как деловое парнёрство»

2. Классные часы по темам:

— «Семья в современном обществе»,

— «На ней-то всё и держится» (о личности в семье),

— «Искусство маленьких шагов».

3. Заседания клуба «Дебаты» по темам:

— «Нужна ли нам семья?»,

— «Современная семья: кризис или поиск счастья?»,

— «А если это любовь?».

4. Тренинг-практикум: «Как рассчитать семейный бюджет»

5. Конкурс проектов: «Искусство быть супругами».

6. Родительские собрания (лектории) по темам:

— «Правила семейной жизни»,

— «Семейный бюджет»,

— «Проблема семейного отдыха».
7. Совместные мероприятия:

— неделя семьи,

-походы и поездки,

-экскурсии на место работы.

Раздел 2: «Этика и психология семейной жизни»

1. Элективный учебный предмет: «Этика и психология семейной жизни»

2. Классные часы по темам:

— «Что муж ни сделает, то и хорошо»,

— «Золотая жена»,

— «Между нами, девочками (мальчиками)».

3.Заседание клуба «Дебаты» по темам:

— «Гражданский брак: «за» и «против»,

— «Не хочу учиться, а хочу жениться»,

— «Совет да любовь»… или «Терпения вам»?».

4. Тренинг-практикум: «Мужественность мальчиков и женственность девочек»

5. Конкурс проектов: «Моя будущая семья»

6. Родителькие собрания (лектории) по темам:

— «Как говорить с детьми о любви, сексе и семейной жизни»,

— «Психотипы матери и отца»,

— «Стили родительского поведения и воспитания».

7. Совместные мероприятия:

— неделя семьи,

— выставка «Творческая мастерская семьи»,

— конференция: «Традиции семьи и их значение».

Раздел 3: «Осознанное «родительство»

1.Факультатив «Осознанное «родительство»

2. Классные часы по темам:

— «Хороший пример»,

— «О чём забывают отцы»,

— «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

3. Заседания клуба «Дебаты» по темам:

— «Дети с экономической точки зрения»,

— «А если мода на детей совсем пройдёт?»,

— «Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому» (В.Бранд).

4.Тренинг-практикум: «Отношения — «отцы и дети»

5. Конкурс проектов: «Мама, папа, я – счастливая семья»

6. Родительские собрания (лектории) по темам:

— «Заповеди родителей»,

— «Роль отца (матери) в воспитании детей»,

— «Критерии взрослости».

7. Совместные мероприятия:

— неделя семьи,

— чествование семейных династий.

Разработчики программы оставляют за собой право вносить в неё коррективы в процессе реализации.

Список литературы

Приложение №1 к проекту «Школа подготовки к семейной жизни»:

Проектирование Недели семьи.

Цели:

1) Осознание базовых ценностей семьи.

2) Предупреждение влияния на ребёнка неблагоприятных социальных факторов, помощь детям найти поддержку в семье, улучшение взаимоотношений с родителями.

Алгоритм подготовки:

1. Определить идею недели.

2. Сформулировать тему недели и родительских собраний.

3. Сформировать цель, задачи недели и родительского собрания.

4.Осмыслить, какая информация необходима для родительского собрания и каким образом её можно получить (опрос, анализ наблюдений, бесед).

5. Определить содержание недели, её конкретные мероприятия.

6. Продумать, каким образом наладить взаимодействие с родителями в ходе недели.

Основные принципы:

1) Основная идея недели выражается в названии. Оно должно быть сформулировано так, чтобы вызвать интерес у детей и родителей и желание участвовать в событиях недели.

2) Мероприятия недели должны иметь определённую смысловую направленность, отражать в конкретных формах выбранную идею.

3) Тематические мероприятия могут проводиться как с детьми и родителями определённого класса или группы детей, так и со всеми детьми и родителями школы.

4) Неделя должна завершаться общим родительским собранием, на котором подводится итог всей недели.

Неделя семьи по теме: «Как построить мир в семье»

Задача: поддержать у родителей и детей представление о том, что мир в семье – главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи.

Мероприятия:

— Опрос «Что такое счастливая семья?»

— Диагностическая игра «Почта»

— Страница семейной истории «Как меня называют дома?»

— Выставка «Колыбельная песня моего детства»

— Фоторепортаж «Я и моя семья»

— Родительское собрание «Как построить мир в семье?»

— День открытых дверей для родителей

Неделя семьи по теме: «Дом, в котором я живу»

Цель: формирование представлений о доме как основе взаимопонимания, контактности и уважения людей друг к другу.

Мероприятия:

— Выступление театральной студии для родителей. Инсценировка сказки «Последыш»

— Опрос родителей «Стили родительского поведения»

— Проективный рисунок «Дом, в котором я живу»

— Коллаж «Цветочная клумба» на тему «Моя семья»

— Анкета для учеников «Как мы общаемся дома»

-Проективный рисунок «Дом, который построю я»

— Акция для родителей «Мудрая мысль о воспитании детей»

— Родительское собрание «Стиль семейного воспитания»

— Встреча с инспектором комиссии по делам несовершеннолетних

Результаты от проведения недель семьи:

1) Более заинтересованные отношения родителей к школе.

2) Более глубокое и серьёзное отношение учеников к семейным ценностям.

3) Более дружественная, тёплая общая атмосфера в школе, улучшение взаимопонимания.

Приложение №2: АНКЕТА для учащихся

Укажите пол ______________

  1. Выберите утверждение, более всего характеризующее, по вашему мнению,

современную семью.

Семья – это добровольный союз мужчины и женщины

Семья – это место, где я ощущаю себя нужным и значимым

Семья – это прочная связь между поколениями

Семья – это надежная опора человека в жизни

Семья – это союз двух людей, независимых друг от друга, каждый из которых имеет собственные взгляды и интересы

Семья – это материальная зависимость одного супруга от другого

Семья – это союз, основанный на любви и духовной близости двух людей

Семья – это единственное место, где я чувствую себя надежно и комфортно

Основным предназначением семьи является рождение и воспитание детей

2. Что, по вашему мнению, способствует укреплению семьи в первый год совместной жизни?

-любовь

-взаимопонимание

-материальная стабильность

-отдельное жилье

-поддержка родителей

-отсутствие внимания со стороны родителей

-отсутствие детей

-стремление сразу иметь детей

-четкое распределение хозяйственно-бытовых обязанностей

-совместное ведение домашнего хозяйства

-общие интересы

-стремление проводить вместе свободное время

-наличие общих друзей

-затрудняюсь ответить

  1. Какие традиции есть в вашей родительской семье?

-встреча Нового Года всей семьей

-семейный отдых на природе

-организация праздника на день рождения кого-либо из членов семьи

-проведение семейных советов

-организация и проведение театрализованных семейных представлений

-семейное посещение выставок, галерей, театров, концертов

-совместное проведение отпуска

-почитание религиозных праздников и обычаев в семье

-празднование знаменательных для Вашей семьи дат

-семейная преемственность профессий

-в нашей семье нет никаких традиций;

-затрудняюсь ответить

4. В каком возрасте вы готовы создать семью?

— до 18 лет — от 18 до 20 лет — от 20 до 25 лет — от 25 до 30 лет

— старше 30 лет — Затрудняюсь ответить

5. Проставьте номер каждой ценности по мере важности для вас (1-самое важное и т.д. )

— работа — семья

— здоровье — друзья

— свободное время — саморазвитие

— деньги — образование

— карьера

6. Главой вашей будущей семьи будет:

— муж — жена — равноправие

7. Какой форме семейной жизни вы отдаете предпочтение?

— официально зарегистрированный брак

— не регистрированный брак с дальнейшим намерением его заключить

— не регистрированный брак без дальнейшего намерения его заключить

— затрудняюсь ответить

8. Насколько вы готовы выполнять семейные функции после вступления в брак?

семейные функции

готов

скорее готов, чем не готов,

скорее не готов, чем готов

не готов

затрудняюсь ответить

иметь детей

воспитывать детей

выполнять хозяйственно-бытовые обязанности

материально обеспечивать семью

соблюдать моральные и правовые нормы поведения в семье

способствовать духовному развитию членов семьи

соответствовать новому социальному статусу (муж, жена, мать, отец)

проводить вместе свободное время

оказывать эмоциональную поддержку членам семьи

удовлетворять сексуальные потребности

9. Будете ли вы считаться с мнением родителей в выборе вашего супруга (или супруги)?

— да, для меня их мнение очень важно

— я выслушаю их мнение, но выбор сделаю самостоятельно

— нет, их мнение меня не интересует

10. Желаете ли вы иметь свою будущую семью похожую на родительскую?

— да, хочу

— скорее хочу, чем не хочу

— скорее не хочу, чем хочу

— нет, не хочу

Отчет

о реализации проекта «Школа подготовки к семейной жизни»

в МОБУ СОШ №25 МО Кореновский район

В МОБУ СОШ №25 МО Кореновский район с 2013 года реализуется социальный проект «Школа подготовки к семейной жизни». Разработке и внедрению проекта способствовала большая предварительная исследовательская работа: изучены труды современных учёных, проанализирован уровень демографической ситуации в районе, проведено анкетирование по данной проблеме среди учащихся 10-11 классов. Результаты следующие:

Всего принимало участие – 39 учеников: 41% — юноши; 59% — девушки

Юношам и девушкам было предложено оценить степень готовности выполнения ими семейных функций после вступления в брак. На 1 место вышли сексуальные потребности, что можно объяснить особенностями физиологического развития молодого организма. Так же первостепенное значение – совместное времяпровождение и эмоциональная поддержка. Ниже по значимости:

-моральные и правовые нормы поведения в семье,

-выполнение хозяйственных обязанностей,

-соответствовать статусу мужа/жены/матери/отца готовы меньше половины,

-способствовать духовному развитию — характерно в большинстве для девушек.

Оптимальный возраст для создания семьи:

1) У девушек адекватная оценка: большинство ответили – от 20 до 25 лет.

У юношей ситуация интереснее:

— 38% считают оптимальным возраст для создания семьи 25-30 лет

-32% — 20-25 лет

-18% — 18-20 лет

Очевидно, что в возрасте от 20 до 25 лет достичь финансовой самостоятельности в условиях современной социально-экономической действительности, очень трудно: это период получения профобразования, поиска работы и начала собственной профессиональной карьеры. Поэтому возникает вопрос: как именно в представлении большинства юношей достигается финансовая самостоятельность, необходимая для того, чтобы быть готовым образовать семью?

Из наиболее значимых жизненных ценностей юноши и девушки предпочтение отдали свободному времени. Следующую позицию по выбору занимает саморазвитие, юноши предпочтение отдали деньгам и карьере, которая занимает третье место. Для парней также важное значение имеет образование, а для девушек друзья, образование и саморазвитие. Семья занимает только 6 место. Эта ценность является для девушек лишь немного значимее, чем для юношей. По данным результатам видно, что у современных старшеклассников снижена ценность семейной жизни.

Социальная зрелость более характерна для девушек, чем юношей, поэтому девушки чаще в своих ответах отражают реальное положение в современной российской семье, а юноши склонны идеализировать ситуацию.

Так 80% юношей считают, что главой семьи должен быть мужчина как носитель социального статуса, соответствующего роли мужа и отца.

Большинство девушек (65%) за равномерное распределение обязанностей между супругами. Стремление девушек к конструктивному взаимодействию ещё раз подтверждает их большую психологическую и социальную зрелость по сравнению с юношами.

Большая часть учащихся (90%) отдаёт предпочтение такой форме семейной жизни, как официально зарегистрированный брак.

Исследование показало, что в каждой семье существуют те или иные традиции. Наиболее популярными являются: Новый год, дни рождения, совместный отпуск, знаменательные совместные даты. Неслучайно эти традиции оказались наиболее приоритетными для молодых людей: именно благодаря им осуществляется эмоциональный и духовный контакт между членами семьи, и в таком современном высокоскоростном мире они приобретают возрастающую ценность. Возможно, этим объясняется тот факт, что почти все опрошенные собираются продолжать эти традиции в своей будущей семье.

Родительская семья накладывает отпечаток на всю дальнейшую самостоятельную жизнь. Поэтому, отвечая на вопросы анкеты, уч-ся проецировали отношения, сложившиеся между родителями на свою будущую семью. Видимо поэтому половина учеников хочет, чтобы из будущая семья была похожа на родительскую. Большинство учащихся получает необходимые знания от родителей и близких родственников. Однако третья часть учащихся не хочет сходства со своей родительской семьёй.

Бесспорно, что родители оказывают на молодёжь большое влияние, однако выбор будущего супруга большинство юношей и девушек собираются сделать самостоятельно.

Считают, что способствует укреплению семьи в первый год совместной жизни по приоритетности:

— взаимопонимание,

— любовь,

— общие интересы,

— стремление провести вместе свободное время,

— наличие общих друзей,

— отдельное жильё,

— материальная стабильность.

Как показало исследование, первостепенными источниками воздействия на сознание молодёжи являются родители и друзья. Школа в основном даёт нейтральную информацию по вопросам подготовки к семейной жизни. Однако и учащиеся, и родители высказали пожелание в необходимости формирования семейно-брачных отношений и на школьном уровне.

Сделаны выводы:

1)Общая готовность молодых людей к семейной жизни — не высокая.

2)Из всех институтов социализации основное влияние на готовность молодых людей к семейной жизни оказывает семья. Школа должна выступать посредником между семьёй и обществом.

Проект «Школа подготовки к семейной жизни» представлен ученицей 11 класса Мызенко Анастасией на школьном, муниципальном, зональном и региональном уровне. Имеются дипломы 1 и 2 степени.

О результатах внедрения проекта в учебно-воспитательный процесс говорить ещё рано, но уже после первого года реализации можно отметить:

1) Более заинтересованные отношения родителей к школе.

2) Более глубокое и серьёзное отношение учеников к семейным ценностям.

3) Более дружественная, тёплая общая атмосфера в школе, улучшение взаимопонимания.

Директор В.А. Колтунов

Зам директора С.И. Кондрашкина