Осада троицкого монастыря

С Богом в душе и отвагой в сердце: как защищали Троице-Сергиев монастырь

4 ноября наша страна отмечает День народного единства

В этот день ополченцы освободили Москву от польских интервентов. В августе 1612 года отряды ополченцев разбили под Москвой польскую армию, а уже 4 ноября капитулировал и польский гарнизон в Кремле. Среди событий, предшествовавших этой победе, мы должны выделить героическую оборону Троице-Сергиева монастыря.

Смутное время

К чести наших предков, в трудные годы Смуты они не пошли по путям, предложенным авантюристами и зарубежными эмиссарами. Народ выстоял благодаря своей стойкости и свято чтимым заветам предков, отстоял и целостность своей страны, и её независимость. Но до окончательной победы предстояло пережить ещё долгие годы, а пока…

С.Д. Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры

После того как были разгромлены восставшие под руководством Ивана Болотникова, ситуация в России оставалась очень напряжённой. На Западе замаячила фигура нового самозванца. Этого самозванца народ сразу прозвал Вором. Как и раньше, самозванца поддержали польские и литовские паны. Цели их оставались прежними: очень им хотелось поправить своё финансовое положение именем «царя Дмитрия».

Летом 1607 года Вор двинулся в сторону Москвы. 24 июня 1608 года войска самозванца подошли к Москве и разместились в пригороде столицы Тушино. Тушино стало тем центром, откуда польско-литовская интервенция стала расползаться по всей стране. Царь Василий Шуйский бросил остальную страну на произвол судьбы, собрав все боеспособные силы в Москве. Москва оказалась практически на осадном положении. Но полной блокаде мешал Троице-Сергиев монастырь, который в те времена представлял собой мощную крепость и находился на пересечении торговых путей. Именно через монастырь правительство Шуйского поддерживало связь с другими регионами страны и получало от них подкрепление. Многие монахи, бывшие в миру воинами, сопровождали и защищали обозы, которые шли в Москву, а ещё нападали на тушинские дозоры и разъезды. Естественно, поляков беспокоило стратегическое положение монастыря, но ещё больше беспокоили собранные в нём сокровища.

Литография из серии «Осада Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг.»

Крепость вместо монастыря

23 сентября 1608 года в окрестностях монастыря появились войска Петра Сапеги и Александра Лисовского. Но монастырь больше походил на крепость, чем на храм божий. 12 башен с каменной стеной окружали обитель. А стены крепости защищали 2300 ратников и крестьян из окрестных сёл. Во главе воинства стояли Григорий Долгорукий и Алексей Голохвастов. Сколько было польского воинства, точных данных нет. В некоторых источниках приводится цифра 15-20 тысяч человек, но и это намного превосходило количество защитников. В первый же день защитники сделали вылазку и спалили монастырские слободы, тем самым лишив нападающих крова.

Первоначально враги пытались договориться, но защитники оказались стойкими, и нападавшим пришлось готовиться к штурму. С 3 октября поляки обстреливали монастырь, а 12 октября пошли в атаку. Слаженными действиями защитникам удалось отразить атаки тушинцев. Они бежали с поля боя, побросав снаряжение. Началась осада с попытками взять острог, которые также потерпели неудачу.

Монахи прорываются сквозь осаду и скачут к князю Михаилу Скопину-Шуйскому за помощью

Поляки решили сменить тактику и принялись готовить подкопы. Началась минная война. Защитники от пленных узнали о готовящейся диверсии и 9 ноября вышли за стены, уничтожили передовые части поляков, нашли подкоп и взорвали его. Тем не менее положение защитников становилось всё хуже. В крепости не хватало дров, сена, началась цинга. Всё необходимое оборонявшиеся добывали с боем, неся при этом большие потери. За время осады защитники выдержали три мощных штурма, а 27 мая 1609 года был самый страшный штурм. Целый день отбивались они и выдержали, а потом пошли в контратаку и отбросили врага.

О том, что идёт осада Троице-Сергиева монастыря, было известно в Москве. На помощь защитникам были высланы отряды воеводы Михаила Скопина-Шуйского. Это напугало поляков, и основные отряды Сапеги и Лисовского ушли, остались только разрозненные отряды казаков. В октябре 1609 года пришла долгожданная подмога. В крепость прорвались 600 ратников, которых прислал Скопин.

Литография с одним из эпизодов Троицкой осады

В январе 1610 году к стенам монастыря вновь пришёл Сапега с войсками, и вновь его постигла неудача. 22 января он увёл свои войска к Дмитрову. На том и закончилась осада, которая продолжалась 16 месяцев.

Обложка: В.П. Верещагин. Осада Троице-Сергиевой лавры. Источник: commons.wikimedia.org

Смотреть также:

Михаил Скопин-Шуйский. Мог ли он спасти Россию в Смутное время?

Краткий курс истории. Смутное время. Решающая битва за Москву

Краткий курс истории. Спаситель Отечества

Цена патриотизма. К годовщине памятника князю и мещанину

Не беда, что Миша молод. К годовщине избрания на царство первого из Романовых

Троицкая осада: героический эпизод Смутного времени

Начало Нового времени на Руси совпало с периодом тяжелых испытаний: пресечение правящей династии и начавшееся как следствие Смутное время. В начале XVII века закончилась история первого русского самозванца Лжедмитрия I, а по прошествии нескольких лет внезапно появился новый претендент на престол, заручившись поддержкой польского короля Сигизмунда III. После того, как было собрано внушительное войско под знаменами Лжедмитрия II, началась многомесячная блокада Москвы. Особая роль в этом противостоянии отводилась Троице-Сергиеву монастырю, имевшему не только выгодное географическое положение, но и обладавшему статусом одного из наиболее влиятельных религиозных и духовных центров.
Чтобы представить масштаб и значимость этой неприступной крепости, достаточно привести ряд архивных сведений. Внутри монастыря была организована стабильная экономическая модель, приносившая ежегодно около полутора тысяч рублей дохода. В собственности Троице-Сергиевой лавры было около двухсот тысяч десятин земли и примерно семь тысяч крестьянских подворий. Оплотом монастыря была неприступная каменная крепость, возведенная в середине XVI века на небольшой возвышенности. Фактически крепость была стратегическим «перевалочным» пунктом в дальнейшем продвижении к Москве, а обладание ею давало возможность контролировать почти весь Северо-Восточный регион Руси.

Оборона Троице-сергиевой лавры. С. Милорадович. Источник: wikipedia.org

Войско Лжедмитрия представляло собой значительные отряды польско-литовских наемников под предводительством Яна Сапеги с примкнувшими к ним отрядами русских добровольцев из ставки самозванца в Тушино и казаков, которыми управлял полковник Александр Юзеф Лисовский. Данные об общем количестве военных формирований расходятся в пределах от 10 до 15 тысяч человек. Они насчитывали конные полки, пехоту, немногочисленные орудия и прочие боевые единицы. Этого было достаточно для успешной осады практически любой крепости.
Противостояли им могучие стены толщиной около метра и длиной 1250 метров. В стенах и башнях монастыря стояло около сотни пушек и разнообразные метательные орудия. Прочности и мощи добавляло естественное природное расположение и окружавший крепость ров. Запасы продовольствия регулярно пополнялись и хранились в огромных амбарах.
По другую сторону крепости властвовал царь Василий Шуйский. Помогали ему окольничий князь Григорий Долгорукий-Роща, московский дворянин Алексей Голохвастов, переяславцы Борис Зубов и братья Редриковы, плюс 110 стрельцов и казаков, а также архимандрит Иоасаф вместе с монахами. На помощь еще пришли местные мобилизованные крестьяне, около 1000 человек. Общая численность защищавших стены монастыря составила не более 3,5 тысяч человек, включая стариков, женщин и детей.

Осада Троице-Сергиевой лавры. В. Верещагин. Источник: wikipedia.org

Изначально план осады был таков: Лжедмитрий ожидал скорую сдачу монастыря по одной простой причине — повальное недоверие к царствованию Шуйского, нелегитимность власти и общий политический кризис. Столкнувшись с отказом сдать Троице-Сергиев монастырь без боя, Лжедмитрий был немало удивлен. С этого момента началась долгая и упорная осада: организация собственного лагеря и коммуникаций для дальнейшего продолжения военной кампании. До наших времен сохранился ответ полковнику Сапеги от архимандрита Иосафа: «верно служить государю, который на Москве будет». Впоследствии это послание растиражировали и разослали по русским землям в пропагандистских и патриотических целях.
Уже с октября 1608 года начались первые столкновения между осаждавшими и небольшими разведывательными группами, которые незаметно пробирались в лагерь под стенами крепости, а также в местах подкопов. Первая попытка штурма была предпринята в ночь на 1 ноября того же года. Войска Лжедмитрия попытались атаковать с нескольких сторон. Были подожжены деревянные укрепления, но огонь помог обороняющимся, так как было видно, куда стрелять из многочисленных пушек. Атака была успешно отбита. Следующий выпад был также отражен, а противник — немногочисленные тушинские отряды — уничтожены. Итогом первой осады стали значительные потери со стороны войск Лжедмитрия. Всего в период с октября 1608 по январь 1609 годов было предпринято около 30 вылазок. В исторических хрониках зафиксирован один из примеров героизма обороняющихся, когда во время очередного подкопа двое местных крестьян, заметив противника, подорвали себя, чем нарушили планы неприятеля. В одном из таких мелких противостояний уже в следующий раз был серьезно ранен сам Александр Лисовский.

Лисовчик. Ю. Коссак. Источник: wikipedia.org

Начиная с января 1609 года, положение обороняющихся стало постепенно ухудшаться из-за первых продовольственных сбоев. В результате, началась эпидемия цинги, ежедневно умирало в среднем по 15 человек. Ян Сапега стал готовиться к новому серьезному штурму. В его планах был подрыв основных ворот с помощью специальных петард. В помощь осажденным были направлены обозы с порохом и едой, а также около ста добровольцев. Поляки перехватили направленное снаряжение и под пытками разузнали у пленных дальнейшие планы защитников монастыря. Однако, помощь каким-то чудом все же смогла прорваться к оборонцам. После взаимных расправ в стане полковника Лисовского произошел первый бунт — отличились тушинские отряды. С того момента такие случаи стали происходить все чаще, в том числе участились факты дезертирства.
После еще нескольких безуспешных попыток штурма Сапега придумал новый план, решив овладеть монастырем с помощью хитрости. Он отправил своего поверенного Мартьяша, который должен был войти в доверие к русским полководцам, а затем в подходящий момент вывести из строя крепостную артиллерию. Ему действительно удалось добраться до князя Долгорукого и донести ложные сведения. Однако, планам лазутчика не суждено было сбыться: накануне штурма, 8 июля в монастырь пробрался православный литовец из стана врага, который рассказал о намечающихся планах и раскрыл истинные намерения Мартьяша. Полученные под пытками сведения не сильно помогли оборонцам, так как силы гарнизона уже сильно истощились. Штурм снова был отбит, но, несмотря на победу, защитников осталось всего около двухсот человек.

Не откладывая в долгий ящик, Сапега сразу же начал готовиться к очередному штурму. Шансов у обороняющейся стороны практически не было. Но в этот раз им помогло настоящее чудо: в результате нескоординированных действий одни наемники напали на других, посчитав их за лазутчиков. Увидев смятение в рядах польского войска, артиллерия крепости незамедлительно открыла огонь по хаотичным порядкам врага. Возникшая паника еще более усилила неожиданно начавшийся кровопролитный бой между войсками противника. Штурм закончился очередным поражением и сотнями погибших на поле боя. После этого Сапега решил оставить попытки взять крепость штурмом и перешел к другой стратегии: оставшихся в монастыре защитников просто уморить голодом. С того момента в стенах Троице-Сергиева монастыря начался повальный мор, быстро закончились оставшиеся запасы продовольствия, а люди начали поедать птиц и бродячих животных.
Поняв безвыходность положения, Шуйский заключил военный договор со Швецией, после чего к Москве отправились спасательные отряды под руководством Якоба Делагарди и Михаила Скопина-Шуйского. В конце октября 1609 года к стенам монастыря прорвались полки стрельцов под руководством воевод Давыда Жеребцова и Григория Валуева. Получив подкрепление, гарнизон начал контрнаступление. Первые попытки привели к массовым поджогам деревянных укреплений в лагере Сапеги. На прямое столкновение с войском противника немногочисленные союзники не решились и стали дожидаться подкрепления от Скопина-Шуйского и Делагарди. Прознав об их планах, Сапега в спешном порядке приказал снять осаду монастыря. С середины января 1610 года его войско начало отходить в сторону Дмитрова. И уже там их настиг отряд воеводы Ивана Куракина, который учинил окончательный разгром. К Лжедмитрию после провальной кампании вернулось не более 1000 человек.

Cвятыня Смутного времени

Этот фильм от искателей отличается от прочих особой атмосферой. У вас может возникнуть на душе тяжелое чувство неловкости или даже грусти. И оно не мудрено, ведь речь на этот раз пойдет о вещах не очень приятных. Как известно, в истории России присутствует такой период, как Смутное время. Что это такое каждый из нас представляет с трудом. А между тем исторически все не очень сложно. Это просто времена, когда у страны не было по сути никакой вообще власти. Это время бесконечных дворцовых переворотов, это постоянные и беспредельные драки, людоедство, кражи и грабежи, это беззаконие и ненависть людей друг к другу. Все это вам может не понравиться, но тем не менее, это часть нашей с вами истории.

Искатели отправляются в тот период времени нашей страны, когда знаменитый Кузьма Минин поднимает ополчение в Нижнем Новгороде против польского ставленника, спасая страну от католичества и оккупации. Самозахват власти поляками означал для Руси скорое раздробление и гибель как единого государства. Но самый главный вопрос, на который предстоит ответить искателям – почему и как наспех собранное ополчение смогло сбросить с трона профессиональное польское войско? Чем смогли изморенные голодом и грабежами люди воодушевиться настолько, что встали кто как мог и пошли свергать самолюбивых и корыстных поляков? Что их так задело в речи обычного человека, который не представлял из себя ничего особенного, пока не возглавил восстание?

В этой истории очень много белых пятен. Они по сей день будоражат умы ученых, заставляя их усомниться в своих же собственных теориях и версиях событий. Своя версия найдется и у искателей. Вы узнаете о том, какую роль в свержении поляков сыграла икона Казанская Икона Божьей Матери. Именно она во времена Смуты смогла объединить самых разных людей, поднимая их на бунт.

Ученые утверждают, что икона была перенесена в Москву казанским ополчением еще в 1612 году. Она была во главе войска князя Пожарского, и его казначея Кузьмы Минина. Сейчас есть версия, по которой дух православной веры заставил людей объединиться перед угрозой католичества, которое было для русских людей противоестественно уже тогда. Вы узнаете много из этого фильма о драматической судьбе Казанской иконы. Это не просто история одной из икон, это судьба всей России в страшные времена Великой Смуты. Вам станет понятно после просмотра этой передачи, почему именно эта икона так почитается по сей день в православии.

Что могло еще объединить людей в то страшное время? В крупных городах был страшный голод. В деревнях люди боялись всего на свете, вооружаясь кто как может. Власти по сути не было, процветали разбой и беззаконие. И в то время была надежда у всех людей России, и эта надежда подтолкнула страну в нужную сторону для того, чтобы выйти из кризиса.

Другие телепрограммы из цикла “Искатели”:

Ритуальная чаша царя скифов

В ноябре 1940-го года Вермахт утверждает план строительства гигантского подземного бункера ставки Гитлера на Украине под Винницей – «Вервольф». Некоторые исследователи считают, что появление «Вервольфа» имело особые мистические причины. Судя по некоторым документам, нацисты искали некий священный котел скифского царя Арианта.

Первый житель Москвы

«Искатели» проведут уникальное расследование в поисках ответ на вопрос: а кто такие были первые москвичи? Откуда они появились на территории современной Москвы, и как им удалось заселить эту землю, ставшую в будущем центром всей огромной России?

Пропавшая святыня нижегородского кремля

Искатели в этой серии телепередачи задаются смелой и революционной целью, выяснить, кто же всё-таки покоится в Нижнем Новгороде под каменной плитой с надписью «Кузьма Минин».

«Зона судьбы» Адольфа Гитлера

По некоторым данным в годы Великой Отечественной войны в дельте реки Лены существовала тайная немецко-фашистская база для заправки и ремонта подводных лодок. Так ли это? Чтобы ответить на вопрос, команда «Искателей» отправится в дельту Лены и проведет здесь собственное расследование.

Авраамий (Палицын) — Сказаніе о осадѣ Троицкаго Сергіева монастыря отъ поляковъ и Литвы / Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и Литвы [1822, PDF, RUS]

Авраамий Палицын (до принятия монашества — Аверкий Палицын) — государственный деятель и писатель. Родился (ок. 1550 г.) в дворянской семье. В 1588 г. был подвергнут опале, возможно, за участие в заговоре Шуйских, и пострижен в монахи в Соловецком монастыре, при царе Борисе Годунове возвращен из ссылки. В правление царя Василия Шуйского в 1608 г. был назначен келарем Троице-Сергиева монастыря, во время осады которого поляками (1609—1610) находился в Москве.
По словам И. Забелина, «личность Палицына долго ещё будет служить предметом разногласия и спора в исторических исследованиях по той одной причине, что старец, написавши свое Сказание, сумел в нем в некоторых местах так связать и сплести недостойную похвалу самому себе с достойными хвалами своему монастырю, что исследователи и до сих пор никак не могут распутать этого узла и отделить самохвальную личность от исторической знаменитости самого монастыря. Они представляют обстоятельства в таком виде, как будто келарь Палицын есть самый этот монастырь, как будто деяния старца есть самые те деяния, которыми всегда был славен монастырь «.
В 1610 г. участвовал в посольстве в Польшу, когда решался вопрос о возведении на престол Рус. гос-ва Владислава, сына польск. кор. Сигизмунда III Вазы, от которого получил с помощью богатых даров подтверждение прав монастыря.
В 1612 г. активно содействовал победе ополчения К. З. Минина и Д. М. Пожарского над польскими интервентами, призывая народ в Москве (в т. ч. казаков) к активной борьбе с иноземными захватчиками. В 1613 г. выступал на Земском Соборе, избравшем на царство Михаила Федоровича Романова. В 1618 г. успешно руководил защитой монастыря от войск польского королевича Владислава. В 1619 г. был вынужден уехать в Соловецкий монастырь, где и умер.
В первых главах «Сказания…» Авраамий подробно анализирует причины Смуты, толкуемые им как грехи русских людей перед Господом. В частности, первым грехом, по его мнению, стало убийство Борисом Годуновым молодого царевича Димитрия. Главный же грех — «всего мира безумное молчание» — трактуется Авраамием Палицыным как подавление общественной инициативы, обернувшееся своеобразным социальным эгоизмом. Ведь в решающий момент, оставшись без законного царя, «безумно молчащее» русское общество не смогло достойно перенести это испытание и распалось на отдельные противоборствующие группы, руководимые своекорыстными интересами. В итоге государство пришло в упадок, а безначальная русская земля «побрела розно». В этом и заключалась суть Божиего наказания, допустившего то, что Россия впала в пучину «самовластия» — «и сего ради попусти ны в самовластии быти».
Наибольшее внимание автор уделяет истории Троицкой осады. Как известно, Троицкая обитель еще с к. XIV столетия почиталась на Руси своего рода главным духовным центром, оплотом Божией благодати. В период Смуты религиозно-мистическое значение Троицкой обители возросло еще более существенно. За осадой монастыря, продолжавшейся почти полтора года, с тревогой и надеждой следила вся Россия. Сражение под стенами обители рассматривалось как один из символических моментов борьбы между добром и злом. Падение Троице-Сергиевого монастыря для религиозно-мифологического сознания русских людей той поры было бы равнозначно исхождению благодати от Русской земли, — если Богородица отступилась от монастыря, а прп. Сергий не может вымолить ее заступничества за свою обитель, значит, и Сам Господь отвернулся от России. Т. о., защита Троице-Сергиевого монастыря приобретала общенациональное значение.

Цитата сообщения Ермоловская_Татьяна Хроника великой осады.

1608-1610 гг. «Защита Троице-Сергиевой Лавры монахами от поляков.». Оригинальный рисунок Михаила Петровича Клодта (Клодт фон Юргенсбург) (1835-1914), гравер Барановский. Из собрания иллюстраций журнала «Нива».
23 сентября 1608 года польские отряды Сапеги и Лисовского появились у стен Троице-Сергиевой Лавры. 29 сентября ими была послана в Лавру грамота с требованием о сдаче твердыни. Однако монахи, стрельцы и крестьяне из разоренных сел уже успели подготовиться к обороне. О сдаче Православной святыни никто даже не задумывался, хотя обороняющихся было ровно в десять раз меньше — две с половиной тысячи. На польский ультиматум русские ответили: «Знайте, гордые начальники Сапега и Лисовский, что и десятилетний отрок посмеется над вами, ибо нет пользы человеку возлюбить тьму больше света, променять истину на ложь, свободу на рабство».
Гарнизон лавры состоял из монахов и присланного на подмогу Василием Шуйским отряда стрельцов. Всего защитников было 3000 человек. Обороной руководили осадные воеводы — князь Долгорукий и боярин Голохвостов.
Девять польских батарей громили крепость в течение 6 недель без заметного успеха. Безуспешные штурмы чередовались с вылазками осажденных. Инженеры Сапеги начали рыть минную галерею. Узнав от перебежчика, что поляки собираются снарядить подкоп миной, Долгорукий приказал открыть старый потайной ход, защищенный тремя дверьми, и произвел вылазку. Русские ворвались в минную галерею, где уже были заложены заряды, и подорвали их. Поскольку поляки не успели к этому времени забить (закупорить) галерею, взрыв произвел разрушения на польской стороне.
Обстрелы и приступы сменяли друг друга, таяло число защитников. Заканчивалось продовольствие, ощущалась нехватка воды, люди страдали от ран и холода, так как и дровяные запасы подходили к концу. Положение становилось безвыходным.
Каждый день осажденные молились Пресвятой Троице, Архангелу Михаилу, Богородице и основателю Лавры Сергию Радонежскому. Сам Преподобный Сергий неоднократно являлся защитникам, обходил монастырь и кропил его святой водой, и с Божией помощью защитникам твердыни Православия все чаще и чаще удавались дерзкие вылазки, после которых Лавра пополнялась скотом, дровами, водой, мукой, а также… пленными поляками. Время от времени небольшие русские отряды пробирались сквозь польскую блокаду на помощь осажденным. Но все равно положение оставалось грозным: зима 1609-1610 годов унесла жизни многих защитников. Люди погибали в бою на крепостных стенах, умирали от ран и болезней. Как грозная предвестница еще больших бед, в лавре-крепости началась цинга. Но и силы поляков были на исходе.
В январе 1610 года поляки после бесплодной пятнадцатимесячной осады отступили.
Вот полная хронология событий:
1608 г.
22 сентября – сражение при деревне Рахманцы и разгром польскими и литовскими войсками отряда И.И. Шуйского, посланного в погоню за Сапегой, чтобы не допустить его к Троице-Сергиеву монастырю.
23 сентября, зачатие пророка Иоанна Предтечи, – приход к Троицкому монастырю по Московской дороге войска гетмана Петра Сапеги и Александра Лисовского.
29 сентября – присылка Сапегой в Троицкий монастырь грамоты с требованием сдаться.
30 сентября – решительный отказ защитников монастыря.
3 октября – начало обстрела монастыря из орудий.
6 октября – враги начали рыть подступной ров к Красным воротам монастыря.
12 октября – враги начали вести подкоп под Пятницкую башню.
13 октября – новый обстрел Троице-Сергиева монастыря и 1-й великий приступ к стенам обители в ночь с 13 на 14 октября.
19 октября – бой с литовцами на капустном огороде и у литовских туров.
23 октября – явление преподобного Сергия пономарю Иринарху с предупреждением о скором нападении врагов на пивной двор и неудачное нападение врагов на пивной двор в ночь с воскресенья на понедельник.
26 октября, на память святого Димитрия Солунского, – архимандрит Иоасаф провел крестный ход по стенам обители, бегство литовских людей от стен монастыря в свои таборы.
Конец октября – вылазка из монастыря и пленение ротмистра Брушевского, который сообщил о подкопе под монастырскую крепость.
1 ноября, на память Космы и Дамиана, – неудачная вылазка защитников монастыря. По Тюменцеву, это событие произошло 10 ноября.
2 ноября – приступ к стенам монастыря в ночь на 3 ноября.
Явление преподобного Сергия архимандриту Иоасафу.
Ноябрь, в ночь с субботы на воскресенье,– явление преподобных Сергия и Никона осаждающим монастырь.
Вполне вероятно, что Преподобный Сергий явился и архимандриту Иоасафу и врагам в одну ночь или же это явление произошло 23 октября.
4 ноября – взятие пленного, который показал направление подкопа и срок подрыва Пятницкой башни.
8 ноября, праздник Собора архистратига Михаила, – попадание двух ядер в Троицкий собор: одно пробило образ архангела Михаила, другое – образ святителя Николая Чудотворца. Явление архангела Михаила архимандриту Иоасафу. Уничтожение литовской пищали «Трещера».
9 ноября, среда, на память святых мучеников Онисифора и Порфирия, – вылазка из Троицкого монастыря и захват нескольких вражеских орудий. По Авраамию Палицыну, в этот день разрушили подкоп под Пятницкую башню.
11 ноября – вылазка и разрушение литовского подкопа Шиловым и Слотой.
17 ноября – начало цинги в монастыре. По Костомарову, в этот день была неудачная вылазка за дровами и враги, преследуя троицких людей, чуть было не захватили Каличьи ворота.
28 декабря – защитники монастыря отбили у поляков скот и сено.
21, 25, 28 декабря – по данным секретарей Яна Сапеги, в боях в указанные дни защитники монастыря потеряли убитыми и пленными 325 человек.
1609 г.
Царь Василий Шуйский пожаловал Троице-Сергиеву монастырю землю на окраине Москвы, за Земляным городом, по берегам реки Неглинной (впоследствии Троицкая слобода и Троицкое Сухаревское подворье).
13 января – разгром защитниками монастыря заставы пана Сумы.
31 января – разгром тушинцев на их водопое.
15 февраля – в монастырь пробился отряд атамана Останкова из 66 казаков и 20 монастырских слуг с запасом пороха, посланный царем Василием Шуйским в помощь троицким сидельцам по настоянию Авраамия Палицына.
Март – письмо инокини Ольги (Ксении Годуновой) из осажденного монастыря.
9 мая – освящение архимандритом Иоасафом придела во имя святителя Николая в Успенском соборе. Ослабление цинги.
27 мая – 2-й великий приступ к стенам Троице-Сергиева монастыря.
28 июня – 3-й великий приступ к стенам Троице-Сергиева монастыря. По Авраамию Палицыну – 31 июля.
31 июля – ночной приступ к стенам Троице-Сергиева монастыря.
12 августа – уход основных сил Сапеги и Лисовского из — под Троице — Сергиева монастыря навстречу войскам Скопина-Шуйского.
15 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, – угон скота из табора сапежинцев в монастырь.
3 сентября – возвращение Сапеги и Лисовского под Троице — Сергиев монастырь.
Конец сентября–начало октября – освобождение от тушинцев Переславля войском Семена Головина и Григория Валуева.
18 октября – освобождение Александровой слободы.
19 октября – приход в монастырь из Переславля по приказу Михаила Скопина-Шуйского отряда Давида Жеребцова в 600 человек.
28 октября – бой за Александрову слободу между войсками Скопина-Шуйского и Сапеги.
Поражение Сапеги и бегство его в лагерь под Троицким монастырем.
1610 г.
4 января – приход в монастырь из Александровой слободы отряда Григория Валуева в 500 человек.
5 января – бой защитников монастыря с Сапегой и Лисовским.
12 января – бегство Сапеги и Лисовского от Троице — Сергиева монастыря, окончание осады.

“Историческая иллюстрация”
Руниверс.