Обязательное ЕГЭ по истории

Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) — отзыв

Доброго времени суток!

К созданию этой ветки я отнеслась сначала очень неопределенно. ЕГЭ – это не услуга, и не товар. Это то, что школьники должны пережить в любом случае, у них нет выбора. Разве что надеется на отмену ЕГЭ. Как это можно рекомендовать или нет?

Но потом я подумала, что кому-то эта ветка будет очень полезна. Здесь есть школьники, которым это предстоит уже в этом году, или в следующем. Здесь есть матери, чьи дети будут сдавать ЕГЭ, и, которые за них волнуются.

Самое главное, что я хочу сказать — Н Е В О Л Н У Й Т Е С Ь.

По большему счету, все учителя вас только пугают. Не знаю, им запугивание детишек удовольствие приносит что ли?

Так вот. К чему я решила написать отзыв на ЕГЭ – Единый Государственный Экзамен.

В прошлом году (май-июнь 2015 года) мне самой лично пришлось пережить все эти ужасы волнения перед ЕГЭ. Уже с 9 класса нас им пугали. Кто-то из моего класса решил уйти в колледж, лишь бы не сдавать этот страшный экзамен.

Да, у меня тоже были такие мысли, если честно. Уйти от ЕГЭ в колледж. Но, слава богу, я передумала. Я закончила школу, сдала проклятый ЕГЭ и теперь счастливо учусь в университете на бюджетном месте. И боюсь только сессию

Это было лирическое отступление.

Теперь я хочу дать несколько советов, как подготовится к экзаменам по ИСТОРИИ и ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

Почему именно к этим экзаменам? Честно?

К русскому я практически не готовилась, но, тем не менее, сдала на 92 балла.

Все, что нужно, чтобы подготовится к русскому языку – иметь голову на плечах и знать элементарные правила. Мне немного стыдно это говорить, но я даже классическую литературу не читала (а это, как нам говорили, нужно для последней части).

В сочинении я писала о «Муму»,которую не читала. И знаете что? Прокатило! Все, что я знала о Муму – Герасим, безвольный, немой дворник, который по приказу барыни топит свою собаку. Все. Тема моего сочинения была связана с тем, что люди не могут за себя постоять.

Наша учительница по русскому языку говорила, что нужно приводить три аргумента – один из литературы, другой можно из истории, третий из личного опыта.

И вот именно здесь мне помогла история. Так как я готовилась параллельно к экзамену по истории, то исторические примеры могла подобрать практически под любую тему.

Математику я трогать не буду. Сдавала базовый уровень, иного для поступления не требовалось. Мой совет – не прыгайте выше головы. Если вам не нужен профильный уровень, то и не рвитесь его сдавать. Моя бывшая одноклассница сдавала два уровня. В итоге – больше нервов потратила. Завалила профильный, опозорила учительницу. Но базу сдала, поэтому аттестат получила.

А теперь перейдем уже непосредственно к советам по сдаче обществознания и истории.

Начнем с истории.

______________________ИСТОРИЯ______________________________

О том, что я хочу поступать в юридический ВУЗ, где необходимо сдавать историю, я решила только в начале сентября 2014 года. То есть, на подготовку у меня оставалось меньше года.

Мои знания в этой науке были равны слабенькой единичке. Я знала какие-то отрывистые факты из истории, о Рюрике, о Иване Грозной… Но, разумеется, с такими знаниями никакое ЕГЭ я бы не сдала.

История – единственный предмет, к которому я действительно готовилась.

Но. Я по жизни жуткая лентяйка. Я не могу целыми днями зубрить учебники. Поэтому, говоря о «действительно готовилась» я имела в виду, что посвящала этому пару часов раз в три дня где-то + читала учебник в метро, когда делать нечего.

Несмотря на это я набрала 70 баллов. Учительница рассчитывала, что я наберу под 90, поэтому мои 70 кажутся мне очень маленьким баллов. Но на самом деле нет, в приемной комиссии мне сказали, что у меня очень хорошие баллы.

Как же я подготовилась к экзамену меньше, чем за год?

1. Я начинала учить с самого начала и делала это по периодам, в хронологическом порядке.

То есть, начала с образования Древнерусского государства в 882 году. И так далее.

2. Читала Повесть временных лет, хоть и проклинала ее. Читать тяжело, ведь написано не простым языком, но хотя бы постарайтесь запомнить имена князей и основные походы.

3. Мне повезло с учительницей, она давала нам хорошие консультации и распечатки.

Именно эти распечатки помогают как-то систематизировать знания.

Поэтому совет – делайте в Word-e ( или в ручную, на бумаге, как хотите) таблицы с основными событиями, основными датами и именами. Делайте сами, а не скачивайте их из интернета.

4. Тесты. Лучше проходите онлайн-тесты в интернете. Так будет быстрее и дешевле.

5. Как решать задания, где просят привести аргументы «за» и «против»?

Когда вы изучаете какой-то период, то выделяйте письменно плюсы и минусы какого-то события.

Восстание декабристов? Выделяйте плюсы и минусы.

Реформы Петра I? Выделяйте плюсы и минусы.

Научитесь разделять хорошее и не хорошее. Тогда будет легче выделять аргументы в подтверждение и в опровержение. Так нас учила наша учительница.

6. Смотрите исторические картины! Запоминайте лица князей и императоров.

7. Учите архитектурные стили, выделяйте основные отличия стилей одного периода от другого. Это поможет в задании, где необходимо поработать с архитектурными сооружениями.

8. Смотрите исторические фильмы.

9. Освежайте свои знания, не дайте какому-то периоду забыться.

Это были советы, которым я сама следовала, которые помогли мне за год дотянуть уровень моих знаний до 70 баллов.

Теперь перейдем к моему любимому предмету – обществознанию.

________________________ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ________________________________

Этот предмет я люблю, он мне нравится, поэтому я сразу, еще в 9 классе, решила, что в ЕГЭ буду сдавать именно его.

Мои баллы по обществознанию – 92. Как и по русскому, удивительно. Может 92 – мое счастливое число? Хм…

Какие же советы я могу дать для подготовки к этому предмету?

1. Смотрите новости! Это одно из главных напутствий моей учительницы. Она постоянно говорила, что, чтобы сдать ЕГЭ по общаге, необходимо знать, что творится в мире.

В первую очередь, это необходимо для последней части, когда вам нужно будет придумывать различные аргументы.

2. Читайте Конституцию!

Во-первых, вам это пригодиться на будущее, для жизни. Во-вторых, в ЕГЭ было много заданий, где необходимо было знать статьи Конституции.

Учите функции Президента, Правительства, Федерального Собрания и т.д…

Научитесь отличать гражданские права от политических, экономических, экологических.

3. Обществознания я всегда знала хорошо, но для того, чтобы освежить эти знания и запомнить некоторые промежутки, я купила отличный справочник, где была дана теория по блокам. Блок-социология, блок-экономика, блок-политика и т.д… Так учить оказалось легче всего.

4. Читайте литературу, даже художественную. Один раз, когда учительница заставляла нас писать ей пробные эссе, я привела в качестве аргумента Гарри Поттера. И она это засчитала, как аргумент!

5. Я не читала учебник, хотя учительница настоятельно рекомендовала это делать. В ученике много воды и мало по делу. Лучше учить по специальным сборникам.

6. Пишите эссе дома! Много эссе! Пусть у вас будет по одному эссе на каждую тему. Пусть у вас будет в голове шаблон. Делать шпаргалки или нет – решайте сами, но вы не должны растеряться на этом задании. Эссе – одно из прибыльных заданий. Вы должны заработать здесь, как можно больше баллов.

Не забудьте о вступлении, оно должно быть красиво написано, чтобы подкупить проверяющего.

7. В задании, где необходимо составить план — не пишите кратко, так нам говорила наша учительница.

Совсем короткие и сухие планы никто не любит. Вы должны поразить проверяющего.

В первом пункте не пишите просто сухое «определение *понятие*». Напишите часть этого определения.

Сравните:

I. Определение термина «политика»

Или.

I. Политика, как сфера деятельности, сутью которой является определение форм, задач, целей и содержания деятельности государства.

Нас так учила учительница.

Пожалуй, это все советы, которые я могу дать непосредственно связанные с подготовкой.

Еще необходимо рассказать о том, как проходил сам экзамен.

Готовьтесь, что вам поведут в другую школу, в которой вы ни разу не были. У меня было именно так. Но все экзамены потом были именно в этой школе, поэтому к последнему экзамену я уже знала дорогу в туалет Кстати, списывала я только на истории, в последнем задании, где необходимо было написать исторический портрет.

Нас привели в школу, раздали черные гелиевые ручки. Не забудьте паспорт!

При входе, нас осмотрели охранники. Телефон я с собой не брала, сумку оставила у преподавательницы, поэтому при осмотре мне бояться было нечего. Не берите с собой телефон лучше! Зачем лишние нервы – «а вдруг запалят?».

Далее, мы зарегистрировались на стойках, нам сказали номер аудитории. Готовьтесь, что никого из вашего класса может не быть. Рядом с вами будут другие, незнакомые люди.

Затем нас провели в аудитории. У каждого заранее было свое место. Сидели в шахматном порядке, по одному.

Камеры были две – в начале, у доски и в конце класса.

Камер бояться не надо, если вы не собираетесь списывать прямо в аудитории. Не делайте этого! Хотите списать – в туалет.

Ну и затем раздали бланки и сами задания. Внимательно заполняйте бланки, чтобы не сделать ошибку.

Вот и все. Выходить в туалет можно. В коридоре также стоял куллер с водой.

Никакого ужасного напряжения я не испытывала. Никто на нас, как на уголовников не смотрел. Все были вежливы и дружелюбны.

Что сказать в заключение?

Я не понимаю, как можно рекомендовать ЕГЭ или нет. Но по правилам сайта, нужно что-то ответить. Тогда уж рекомендую, потому что в ближайшие несколько лет школьникам необходимо будет через это пройти.

Не бойтесь! Готовьтесь!

Лучше заранее, а не как. Но даже если у вас совсем нет знаний по какому-либо предмету – не бойтесь его сдавать, просто учите! Учите и не волнуйтесь.

Спасибо за внимание!

Всем удачи на ближайших экзаменах!

ГИА — общее название для государственной итоговой аттестации для 9-х и 11-х классов. Школьникам и их родителям легко запутаться в буквенных аббревиатурах, ведь есть еще ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ.

Что же из себя представляет ГИА и как разобраться в этих понятиях?

ГИА — государственная итоговая аттестация, обозначает обязательные экзамены в девятом и одиннадцатом классе. Для каждого вида экзаменов есть свое название:

  • 9 класс — ОГЭ (основной государственный экзамен). Он назван основным не просто так — его сдают абсолютно все школьники страны.
  • 11 класс — ЕГЭ (единый государственный экзамен). Этот экзамен сдают лишь те, кто заканчивает 11 класс и поступает в ВУЗы.

Экзамен ОГЭ

Рассмотрим более подробно проведение экзамена в 9-ом классе: эту форму итоговой аттестации проходят все школьники России, в отличие от ЕГЭ. По итогам ОГЭ школьник сможет продолжить обучение и сдать через два года ЕГЭ или поступить в колледж и техникум.

ОГЭ часто сравнивают с ЕГЭ — действительно, форма проведения схожа с единым государственным экзаменом. Девятикласснику необходимо сдать два экзамена по основным обязательным предметам, к которым относятся русский язык и математика. Также школьник должен выбрать две дисциплины по желанию — любые из школьной программы.

Математику сдают в двух модулях — алгебра и геометрия. Русский язык тоже проверяют в нескольких вариантах — сочинение, изложение, тест с вариантами ответов и задания с полным ответом. Эти два экзамена являются обязательными для всех школьников страны.

К 2020 году планируют ввести еще один обязательный экзамен в школьную программу — по иностранному языку. На данный момент ученик может сдать экзамены еще по двум предметам, которые выберет самостоятельно. Если девятиклассник планирует дальше идти в профильный класс или поступать в учебное заведение, к выбору предметов советуют подходить осознанно. Зачастую в колледжах и техникумах требуются результаты ОГЭ по профильному предмету.

По итогам экзамена школьнику выдается аттестат об основном общем образовании. Результаты экзаменов определяются по шкале расчета баллов от 20 до 70.

Схема проведения ОГЭ такая же, как и у ЕГЭ — экзамены сдают в другой школе, под тщательным наблюдением и со строгими правилами. На данный момент к ГИА в 9-ом классе допускаются все учащиеся, но планируется ввести итоговое собеседование, успешное прохождение которого будет допуском к экзамену.

Экзамен ЕГЭ

В отличие от ОГЭ, ЕГЭ для россиян уже не в новинку — он активно проводится во многих регионах страны с 2003 года. С 2009 года эта форма государственной аттестации является единственной в 11 классе. ЕГЭ одновременно служит как выпускной экзамен из школ, лицеев и гимназий, а также как вступительный экзамен в ВУЗ.

Система проведения экзамена в 11-ом классе похожа на ОГЭ. Также есть два обязательных предмета — математика и русский язык. Также есть возможность выбрать два предмета по желанию, любые из школьной программы.

Нововведение 2015 года — математика разделена на два направления, базовый и профильный. Школьник может выбрать профильный вариант экзамена лишь в том случае, если он требуется при поступлении в ВУЗ.

Выпускникам следует подготовиться заранее и выбрать те предметы, которые требуются при поступлении в высшее учебное заведение. Также проводится ЕГЭ по иностранным языкам, включая испанский, французский и немецкий. В 2016 году впервые был проведен пробный экзамен по китайскому языку в Амурской области.

По результатам экзаменов выпускник получает баллы по каждому предмету. Важно получить минимальное количество баллов, которые допускает Рособрнадзор. Чем выше сумма баллов, тем больше у абитуриента шансов поступить в ВУЗ на желаемую специальность. Каждое высшее учебное заведение имеет свой проходной балл для поступления.

ЕГЭ проводится в здании другой школы, с другими учителями во избежание некорректных результатов. С каждым годом процедура проведения экзамена все больше ужесточается, в кабинетах установлено видеонаблюдение, и школьников провожают даже в туалет.

Введение ЕГЭ до сих пор вызывает серьезные споры как у детей и родителей, так и представителей образовательной системы. Подготовку к единому государственному экзамену советуют начинать как можно раньше.

Экзамен ГВЭ

Есть еще одна форма государственной итоговой аттестации — ГВЭ (аббревиатура расшифровывается как государственный выпускной экзамен). Он является скорее исключением из общего правила и распространяется на отдельные категории выпускников. К ним относятся дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, обучающиеся учебно-воспитательных заведений закрытого типа и так далее.

Основная итоговая аттестация ожидает всех школьников в России. ОГЭ — отличный способ проверить свои знания в 9 классе и подготовиться к ЕГЭ. А единый госэкзамен дает выпускнику хорошую возможность набрать высокие баллы для поступления в ВУЗ и пройти конкурс.

Почему рискованно делать ЕГЭ по истории обязательным

Сейчас в перечень единого госэкзамена входит 14 предметов: русский язык, математика (базовая и профильная, для гуманитариев — попроще, для будущих математиков с физиками — посложнее), физика, химия, история с обществознанием (не факт, что эти два предмета вообще нужно разделять), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биология, география, четыре иностранных языка (английский, немецкий, французский и испанский), а также литература. Все это в большинстве своем вполне конкретные предметы с понятной специализацией.

Реклама

Однако обязательных для всех выпускников государственных экзаменов из этих 14 предметов только два — в этом году это русский язык и математика. Остальные экзамены зависят исключительно от профиля выбранной выпускником специальности. Получается вполне логичная система. Пока ЕГЭ по истории не обязательный — его не сдают, например, будущие физики, биологи, химики, математики. Те абитуриенты, чья сфера знаний в принципе не зависит от знания какой-бы то ни было истории. Ну, разве только от знания истории своей науки и смежных с ней областей.

Понятно, что введение третьего обязательного экзамена для выпускников увеличит для них нагрузку. Но дело даже не в этой нагрузке.

Русский язык, понятное дело, нужно знать каждому человеку, который собирается получать высшее образование на русском языке. Да и вообще любому, кто хочет работать в России. Почему обязательна математика — тоже понятно. В математике, как и в физике, есть некий набор истин, не подвергающихся сомнению. К тому же именно математика не только помогает нам правильно посчитать, сколько мы получим денег по банковскому вкладу и заплатим по кредиту, но и вообще является универсальным языком для множества других наук. В этом смысле математика — тоже язык, причем всемирный.

В истории пространство точного знания крайне ограничено — это наука интерпретаций, причем часто критически зависимых от текущей политической конъюнктуры. История становится ареной настоящих битв трактовок.

Особенно рискованно делать ЕГЭ по истории обязательным как раз в нынешней российской ситуации. Общество уже который год водит хороводы вокруг нескольких тем и никак не может прийти даже к видимости консенсуса. Иван Грозный и Сталин — выдающиеся политики-государственники, достойные памятников и почитания, или кровавые палачи и убийцы? Распад СССР — дело рук внешних врагов или следствие предельной неэффективности советской системы? Особняком в российских исторических дискуссиях стоит тема Второй мировой войны.

В ситуации, когда государство говорит о необходимости единого учебника истории, когда у нас постоянно идут разговоры о том, чтобы принять закон о некой единой государственной идеологии и даже записать соответствующее положение в Конституцию, обязательный ЕГЭ по истории как раз рискует стать экзаменом по идеологии. Существует риск, что проверяться на нем будет не столько знание реальных исторических фактов, их причин и следствий, сколько способность выпускников вызубрить «единственно правильную версию истории».

Но кроме чисто российских проблем стоит помнить, что история везде и всегда будет состоять из разных версий и взглядов. Поэтому единый учебник по истории и обязательный ЕГЭ, который явно придется строить на таком учебнике или на неких единых методических рекомендациях, скорее будет разобщать нацию, чем сближать.

Если ЕГЭ по истории станет обязательным, способные ребята, не сдав его, не смогут стать физиками, математиками, представителями других жизненно важных для нормального развития России сфер знаний. В конце концов, если же смысл в том, чтобы просто сделать еще один обязательный ЕГЭ по гуманитарному предмету — пусть это будет литература. Вокруг нее тоже кипят идеологические споры, но все-таки она учит людей мыслить гораздо лучше, чем простое заучивание исторических фактов с идеологизированным анализом их причин.

Когда министр образования Ольга Васильева говорит, что историю важно знать каждому, — с ней трудно спорить. Это правда. Причем историю России не знают у нас не только школьники, но и многие депутаты, чиновники, телеведущие, публично высказывающие совершенно дикие версии и трактовки исторических событий. Есть совсем уж нелепые примеры, получившие всероссийскую известность: вроде заявления орловского губернатора Вадима Потомского о «путешествии» Ивана Грозного с сыном в Петербург или знаменитой фразы одной из создателей движения «Антимайдан» сенатора Дмитрия Саблина о том, что «некоторые русофобы называют императрицу Екатерину Великую немкой».

Важнее, чем вызубрить сочиненный государством для своих текущих нужд вариант истории, думать о будущем страны. И не превращать ЕГЭ в фильтр для этого будущего.

На фоне разговоров об утечке мозгов из России нам только не хватало, чтобы способные ребята отсеивались на пути в вузы, не связанные с историческим знанием, по сугубо политическим причинам или просто из их нелюбви к истории. Вузы должны готовить прежде всего высококлассных профессионалов, но не обязательно патриотов в том смысле, который придает этому слову конкретное начальство.

Система аттестации выпускников, упоминание о которой приводит в трепет школьников и их родителей, существует в России уже девять лет: в 2009 году ЕГЭ стал обязательным по всей стране. За это время экзамен превратился из объекта массовой критики в привычный способ контроля знаний, защищенный от сливов и других злоупотреблений.

Татьяна Еремина

Вплоть до 2000-х годов прием в российские вузы происходил по экзаменам, которые каждое образовательное учреждение назначало самостоятельно. При этом школьники сдавали и выпускные экзамены. А поскольку подростки могли поступать сразу в несколько вузов, за лето они были вынуждены проходить несколько испытаний разной степени сложности.

С 2001 по 2008 год ЕГЭ проводился в ряде регионов в качестве эксперимента, а с 2009 года стал обязательной формой контроля знаний выпускников по всей России. Сейчас его можно сдать по 14 предметам, включая биологию, географию, обществознание, физику, химию, информатику и литературу на каком-то из языков народов РФ. При этом обязательным условием допуска к ЕГЭ является успешное написание итогового сочинения и контрольной по математике.

Основными аргументами в пользу проведения ЕГЭ стали унификация выпускных и, главное, вступительных заданий; возможность для школьников из всех регионов поступить в ведущие вузы страны; искоренение коррупции, а также корректная оценка знаний выпускников — пятибалльная система с этой задачей справлялась не слишком хорошо. Кроме того, школьник получил возможность подавать документы в несколько вузов сразу, а сдавать только один экзамен — выпускной, он же вступительный.

Недостатками системы ЕГЭ стали «бездушность» и неудобный формат заданий, мешающий проявить ученикам свои таланты, например на экзамене по русскому языку. Выросла и учебная нагрузка: школьники в выпускных классах вместо изучения программы усиленно готовились к итоговым испытаниям. К тому же ряд вузов по-прежнему назначал дополнительные экзамены, поэтому выпускники выполняли двойную работу.

Кроме того, на начальном этапе проведения ЕГЭ его репутацию подпортили несколько утечек контрольно-измерительных материалов; неоднократно критиковался и способ подготовки к экзаменам: в ряде школ учеников просто натаскивали, вырабатывая у них навык давать правильные ответы на вопросы в задании.

Такую практику в Минобрнауки (сейчас — Минпросвещения) называют порочной. «Я буду очень наказывать и региональное руководство, и руководство школ за так называемое натаскивание. Потому что я убеждена: если ребенок проходит программу, то не надо бояться отвечать на те вопросы, которые у него стоят… Это неправильно, когда директор школы говорит: я буду наказывать, если у вас будет плохой ЕГЭ. Наказывать его буду я»,— заявила глава ведомства Ольга Васильева на встрече с ректорами самарских вузов в 2016 году. Каким образом планируется выявлять случаи натаскивания и как его не допустить, министр не уточнила.

По мнению Ольги Васильевой, ликвидировать следует и тестовую часть экзаменов, оставив «часть, которая требует от человека прежде всего мыслительной, интеллектуальной деятельности».

Что касается дополнений к системе итоговой аттестации школьников, то госпожа Васильева еще в сентябре 2016 года изъявляла намерение ввести в ЕГЭ по русскому языку устную часть, если аналогичный эксперимент на экзаменах в девятом классе окажется успешным. Через пару месяцев сроки сдвинулись: ЕГЭ по русскому в 11-м классе предполагается изменить в 2019 году.

Ведомство также предполагает расширить список обязательных экзаменов. В частности, планируется ввести обязательную сдачу ЕГЭ по истории, потому что, как объяснила Ольга Васильева, «без знания истории невозможно двигаться дальше». В пилотном режиме ЕГЭ по истории ведомство собиралось провести в 2020 году в ряде регионов ЦФО, а повсеместно — в 2022 году.

В 2020 году министерство намерено провести пробный экзамен по китайскому языку по всей России (амурские школьники сдавали его пробно в 2016 году). В 2022 году ЕГЭ по иностранному языку предполагалось сделать обязательным. Также министр высказывалась в пользу введения обязательного ЕГЭ по литературе. Но это, добавила она, «в идеале»: сейчас литературу сдают те, кто собирается на филфак, а таких «очень мало».

Так что список предметов, обязательных к сдаче, пока не меняется. Российские школьники должны сдавать два предмета: русский язык и математику.

Еще одна новация, к которой придется привыкнуть в ближайшие годы,— проверка знаний лауреатов олимпиад. Министр просвещения, отвечая на вопросы об экзамене в прямом эфире «ВКонтакте», заявила, что в вузы не смогут поступать олимпиадники, набравшие плохие баллы по профильному предмету на выпускном. Если результат ниже 70 баллов, то итоги олимпиады кажутся сомнительными, отметила она.

Кроме того, школьникам могут выдавать медали с учетом набранных на выпускных экзаменах баллов. Как отметил начальник управления оценки качества общего образования Игорь Круглинский, в ближайшее время планируется определить порог ЕГЭ, начиная с которого старшеклассникам выдадут отличительные знаки за особые успехи. Сейчас подобная практика существует в нескольких регионах, льгот при поступлении в вузы знак отличия не дает (хотя может принести дополнительные 10 баллов к результатам ЕГЭ) и не бывает золотым или серебряным.

В дальнейшем экзамен ждут заметные изменения. К 2030 году проверку работ ЕГЭ могут поручить автоматизированным системам искусственного интеллекта, тогда как сейчас этим занимаются эксперты. В Рособрнадзоре говорят, что такой переход возможен, но не гарантирован.

«Все боятся ЕГЭ, но никто не знает почему»

О том, целесообразно ли было менять форму контроля знаний и вводить Единый государственный экзамен в России, как за девять лет изменился и как будет дальше развиваться ЕГЭ, «Ъ» рассказал Илья Созонтов, основатель компании LUDI, готовящей к ЕГЭ и ОГЭ.

— Какие были причины для введения ЕГЭ и насколько целесообразно было вводить такую форму контроля знаний?

— На мой взгляд, ключевая цель введения ЕГЭ заключалась в том, чтобы сделать систему образования управляемой и измеряемой. Помимо понятного желания государства контролировать ситуацию в школьном образовании, предугадывать ее и направлять через индикативное планирование ЕГЭ был призван решить несколько проблем: искоренить коррупцию при поступлении в вузы, уравнять шансы на поступление выпускников всех школ РФ, сократить число сдаваемых школьниками экзаменов, сделав единую систему: сдаешь экзамены в школе и используешь их для поступления.

Также с внедрением ЕГЭ Россия перешла на двухуровневую систему обучения (бакалавриат и магистратура). Очевидно, что ЕГЭ был призван сблизить образовательные системы России с европейскими и американской системами. С первыми тремя пунктами, на мой взгляд, ЕГЭ прекрасно справляется.

— Если сравнивать ЕГЭ в самом начале и сейчас, то в чем основные различия?

— ЕГЭ со времени проведения эксперимента в 2001-2003 годах (или с 2009 года, когда он стал обязательным) существенно изменился. Во-первых, процедура проведения экзамена совершенствуется с каждым годом для предотвращения утечек заданий и коррупционных элементов при проведении экзамена. С 2013 года действительно массовых утечек, порождающих липовых стобалльников, не было. Конечно, в отдельных регионах поднимается вопрос о частных случаях нарушений при проведении экзамена, но их все меньше. Во-вторых, существенно изменились задания и форма проверки. ЕГЭ усложняется с каждым годом. Сейчас критикам экзамена, утверждающим, что с помощью тестов нельзя проверить знания, негде развернуться: современный ЕГЭ нельзя хорошо сдать, не зная и не понимая материала.

— В последнее время было несколько заявлений о готовящихся изменениях в ЕГЭ. Как вы их оцениваете?

— Из последних крупных обсуждений вокруг ЕГЭ могу выделить инициативу по превращению истории и английского языка в обязательные для сдачи предметы ЕГЭ. На мой взгляд — и опросы населения мою точку зрения подтверждают, очень важно знать историю своей страны и иметь возможность ориентироваться в мировом контексте. Поэтому фокус государства на этих предметах мне понятен, считаю, что это лучший выбор. Что касается других инициатив, то есть опасения, что школы инфраструктурно пока не готовы к принятию экзаменов в устной форме. Речь идет о появлении устной части в ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку. Эта форма проверки уже реализована в ЕГЭ по иностранным языкам, и на нее сейчас больше всего нареканий. Проблемы чисто технические: аппаратура не работает или работает не так, как учили и объясняли организаторы, или не понятно, как и когда говорить, или не все слышно и понятно.

— По вашему опыту, как дети, родители и учителя воспринимали ЕГЭ раньше и как воспринимают сейчас?

— Я хотел бы разделить отношение к ЕГЭ и истерику по поводу ЕГЭ. Экзамен очень часто критикуют люди, которые его даже в глаза не видели, но что-то слышали про тесты. Вдобавок многие учителя так боятся, что дети не сдадут ЕГЭ, что пугают им детей и родителей уже с шестого-седьмого класса. Получается, что все боятся ЕГЭ, но никто не знает почему. В итоге к 11-му классу дети приходят запуганные ЕГЭ и пребывают в излишнем стрессе во время подготовки к нему. Хотя экзамен не такой уж и страшный: все критерии и материалы для подготовки есть в открытом доступе. Вопрос только в регулярной подготовке.

— Изменились ли за последние годы способы подготовки к ЕГЭ? Много критики, в частности, вызывало натаскивание.

— Сейчас натаскивать бесполезно, так как задания предполагают довольно глубокий уровень знания и понимания темы. Конечно, кто-то еще предлагает школьникам заучивать сотни аргументов и примеров, но это путь в никуда. Сейчас выигрывают те ученики, которые делают ставку на глубокое изучение самого предмета, а затем учатся выполнять задания по этому предмету в форме ЕГЭ.

— Как, по вашему мнению, будет развиваться ЕГЭ дальше?

— ЕГЭ будет усложняться и меняться, уходя от тестов к открытым ответам и устной форме сдачи экзамена.

Беседовала Татьяна Еремина

Кто следующий?

Напомним, пока у выпускников два обязательных ЕГЭ, с 2020 года будет три ( к русскому и математике добавится иностранный язык). В перспективе к ним может добавиться история.

— Понятно, что этот вопрос требует обсуждения, дата его введения не сию секунду. Не может человек, проучившийся 11 лет, не знать своей истории. Международный опыт и практика показывают, что при сдаче государственных аттестационных экзаменов идет обязательно родной язык, математика и родная история. То, что всегда было в нашей отечественной школе, — подчеркнула министр в ходе всероссийской конференции «История России в XXI веке глазами школьников».

Особое внимание школа должна уделить современной истории. Уроки по современной истории XXI века должны проходить в школе не реже одного раза в месяц. «Чтобы можно было понять и обсудить с ребятами те события, которые происходят вокруг», — уточнила Ольга Васильева и пообещала, что с 1 сентября этого года все школы будут заниматься по новым учебникам истории, подготовленным в соответствии с историко-культурным стандартом. Пока что такие учебники есть не во всех школах.

Кстати

В этом учебном году по программе «История и археология» в вузах обучаются 24 тыс. 400 человек, из них 19 процентов — историки на программах магистратуры. 62 процента студентов обучаются на бюджетной основе. Что касается объема контрольных цифр приема, в 2017 году он не превысит привычную цифру в 4 тыс. 600 мест. В 2018 году объем контрольных цифр увеличится на четверть.