Общественные принципы

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

План.
  • Общество как система.
  • Сферы общественной жизни.
  • Признаки общества как системы.
  • Примерные задания на ОГЭ по теме.

Общество как система.

Общество – это система, то есть оно состоит из отдельных, но взаимосвязанных частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни (подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.

Общество — динамическая система, то есть оно постоянно развивается, совершенствуется (прогресс) или движется назад, от более совершенного к менее (регресс).

Элементы общества как системы.

Сферы общества – это взаимодействующие его части, его главные составляющие.

Экономическая – создание материальных благ, производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства (в неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение, экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты).

Политическая – включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных, политических организация (включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп, политические институты, политические организации, политическую идеологию, политическую культуру).

Социальная – внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие (включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга, социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы).

Духовная – включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства (охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей, духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности).

Все четыре сферы взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга.

Признаки общества как системы.

  • целостность (наличие структурных элементов и их взаимосвязь);
  • устойчивость (стремление к самосохранению);
  • способность к саморазвитию, изменению;
  • открытость (появление новых элементов и исчезновение старых);
  • саморегуляция.

Типы заданий по теме.

1.Выявление особенностей той или иной сферы общества.

Задание 1

К какой сфере жизни об­ще­ства не­по­сред­ствен­но от­но­сит­ся де­я­тель­ность на­уч­ных учреждений, ор­га­ни­за­ций куль­ту­ры и образования?

1) социальной

2) правовой

3) политической

4) духовной

Задание 2.

Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

1) искусство, образование

2) демократия, референдум

3) семья, нация

4) издержки, рынок

Задание 3.

Что относится к экономической сфере жизни общества?

1) производство материальных благ

2) проведение выборов в парламент

3) показ нового художественного фильма

4)заключение брака

Задание 4.

Что относится к социальной сфере жизни общества?

1)проведение заседания парламента страны

2)открытие Шаляпинского фестиваля.

3)проведение благотворительной акции для людей с ограниченными физическими возможностями.

4)заключение сделки между двумя фирмами.

Задания на взаимосвязь сфер общества.

Задание 1.

Правительство стра­ны Z при­ня­ло ре­ше­ние о повышении пенсий. Дан­ный при­мер сви­де­тель­ству­ет о вза­и­мо­дей­ствии сфер общества

1) политической и экономической

2) экономической и социальной

3) политической и социальной

4) духовной и социальной

Правительство стра­ны Z при­ня­ло ре­ше­ние о под­держ­ке кон­кур­са юных талантов «Поющая страна». Дан­ный при­мер сви­де­тель­ству­ет о вза­и­мо­дей­ствии сфер общества

1) политической и экономической

2) экономической и социальной

3) политической и духовной

4) духовной и социальной

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

  • Основные принципы классификации бактерий и актиномицетов — Классификация живых существ является одним из наиболее трудных разделов биологической науки. В ней, как в фокусе, концентрируются все наши познания об организмах… Биологическая энциклопедия
  • ПРИНЦИПЫ — • Princĭpes sc. milites, их вооружение см. Arma, Оружие, их место в войске см. Acies, Боевой строй, 5… Реальный словарь классических древностей
  • Принципы — Элементы или первичные сущности, основные дифференциации, на которых и из которых построено все. Мы применяем этот термин для обозначения семи индивидуальных и фундаментальных аспектов Единой Всеобщей… Религиозные термины
  • Основные принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях — руководящие правила, в соответствии с которыми организуется защита населения в чрезвычайных ситуациях… Словарь терминов черезвычайных ситуаций
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни на определенном историческом этапе… Энциклопедический словарь экономики и права
  • ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ — …. Энциклопедический словарь экономики и права
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — совокупность основополагающих юридических предписаний, обладающих для всех субъектов международного права высшей обязывающей силой общепризнанных правовых норм императивного характера — jus cogens… Энциклопедия юриста
  • Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения — В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан,… Административное право. Словарь-справочник
  • Основные принципы производства по делам об административных правонарушениях — Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного… Административное право. Словарь-справочник
  • Принципы — воины в рим. легионе, располагавш. в первой линии . При построении легиона по манипулам П. стояли во 2-й линии за гастатами, с к-рыми имели одинаковое вооружение… Древний мир. Энциклопедический словарь
  • ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КООПЕРАТИВА, ОСНОВНЫЕ — кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов: добровольности членства в кооперативе… Большой экономический словарь
  • Материальные основные фонды (основные средства) — «….. Официальная терминология
  • МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ — …. Энциклопедический словарь экономики и права
  • ПРИНЦИПЫ — воины тяжелой пехоты в составе римского легиона в 4 — нач. 2 вв. до н. э. Первоначально — из 2-го имущественного класса, имели защитное вооружение , длинные копья и мечи, составляли 1-ю линию в боевом порядке … Большой энциклопедический словарь
  • ПРИНЦИПЫ — Если принципы берут верх над законом, значит, правительство окончательно разложилось. Том ас Джефферсон Таковы мои принципы, и если они вам не нравятся, у меня есть другие… Сводная энциклопедия афоризмов
  • принципы — взгляды, воззрения, убеждения, позиция, точка зрения, основы… Словарь синонимов

Принцип служения государству и обществу

Во многом этические нормы государственно-служебных отношений базируются на традиционных представлениях о долге и чести российского чиновника ответственного перед государством. В ряду морально-этических принципов и норм, составляющих нравственные основы государственной службы современной России, особо выделяется принцип служения государству и обществу. Его актуальность и практическая значимость определяются тем обстоятельством, что этот принцип имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Будучи близким по своему содержанию с принципами лояльности и политической нейтральности, он имеет свою специфику, обусловленную историческими традициями, менталитетом, политическими, культурными, психологическими и иными факторами.

Понятие «служба» уходит своими корнями в старину, в эпоху формирования Московского централизованного государства, т.е. в тот период в истории нашей страны, когда государственная служба понималась как «государева служба», как служение государю. Непубличность, придание государственной службе характера служения первому лицу государства, но не самому государству и тем более не обществу были и пока еще остаются одной из существенных особенностей нашей государственной службы.

В такой системе государственной службы «служилые люди» не могли иметь другого статуса, кроме статуса «государевых слуг». Этот статус характеризовался полной зависимостью от государя, службой «по приказу», т.е. по распоряжению начальства, что означало беспрекословное принятие поручения (приказа), готовность взять на себя обязанности по той или иной должности в указанной отрасти государственного управления и в указанном месте страны: отсутствием строго определенной управленческой специализации ввиду вхождения гражданской, военной и других видов служб в единую «государеву службу»1Мельников В. П. Государственная служба в России. М.: РАГС. 2005. С. 49..

Все это порождало нестабильность служебного положения, приводило к резкой смене уровня и профиля службы, увеличивало возможность оказаться в немилости у государя или непосредственного начальника со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Правовые и организационные основы «государевой службы» регламентировал и законодательно утвердил Петр I, введя уже упомянутую выше Табель о рангах. Эти основы обозначили появление в России новой профессиональной категории, нового социального слоя людей — чиновников, всецело обязанных своим положением и существованием государственной службе, но более всего государю. Однако осознание роли российского чиновничества в системе власти и управления, вопрос о долге, ответственности, правах и обязанностях государственных служащих, о их служении государству и обществу — эти проблемы были поставлены в России с большим опозданием от стран Западной Европы.

Непризнание принципа служения государству и обществу прослеживается и в советскую эпоху. Главным было служение партии и ее идеалам. В тот период определяющим условием работы в государственном аппарате было членство в коммунистической партии, личная преданность делу партии. Государственный аппарат, служа КПСС, в то же время служил государству, поскольку по своей сути Советский Союз был партийным государством. Существовало лишь формальное различие между партийной и государственной властью.

В этом служении советских чиновников партии и государству нельзя не заметить и служения обществу. Но оно осуществлялось не прямо, а опосредованно. Во всех партийных документах подчеркивалось, что своей высшей целью партия ставит служение советскому народу, обществу. В действительности в практике государственного управления советской эпохи видно служение партийно-советского аппарата интересам государства, которое отождествлялось со служением партии. Служение обществу лишь декларировалось.

Следовательно, становление и развитие российской бюрократии на всем протяжении нашей истории были связаны с идеей служения государственной власти, верховному правителю государства, государственным органам, а не самому государству, не населяющему его народу, не гражданскому обществу.

Государственная служба в современной России нацелена на служение государству и обществу, многонациональному российскому народу. Это вытекает из конституционного положения: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст. 3). Государственная служба по своему определению предназначена прежде всего для обеспечения исполнения задач и функций государства. Сегодня считается, что прежде всего чиновник должен служить обществу. Этот подход направлен на «быстрый уход» государства и его институтов из тех сфер деятельности и социальных отношений, где их могут заменить частная инициатива и рыночные механизмы. Для такого подхода характерно копирование зарубежных моделей управления и форм государственного развития промышленно развитых западных стран. В этом нет ничего плохого, но необходимо только учитывать исторические традиции, а также современные экономические и социально-политические реалии России.

Государственный чиновник в любом государстве служит, прежде всего, своему государству. Данный вывод вытекает уже из самого его названия — «государственный служащий», т.е. служащий государству. Кроме того, именно государство, а не общество нанимает гражданина на государственную службу, заключая с ним служебный контракт.

Для современной государственной службы принципиально важны ее цели и приоритеты. Это актуально не только в правовом, но и нравственном отношении. Для человека, находящегося на государственной службе, чрезвычайно важна нравственная установка, кому служить. Он должен понимать, что главная цель для него — это безупречное служение государству. Но чиновник должен также понимать, что через государство он служит обществу, поскольку служение гражданскому обществу — это стратегический приоритет государственной службы любого демократического государства.

Государство является частью общества и существует за счет общества. Государственный аппарат содержится за счет налогоплательщиков. Поэтому и государство, и его механизм — государственная служба должны служить обществу, человеку. Поскольку государство служит обществу, то и государственная служба должна служить ему.

Государственный служащий должен служить не своему начальнику, а государству и народу как первоисточнику власти в обществе. Сегодня предпринимаются попытки ее ориентации на служение не самому государству, а руководителю конкретного государственного органа. Это контрпродуктивный, негосударственный подход.

Как известно, действующее законодательство определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан России. Это прагматичный взгляд на государственную службу как на деятельность, работу или служение в пользу государства в системе его органов. Здесь вновь возникает вопрос, кому служит государственный служащий. Сегодня служба в органах власти является осмысленной деятельностью во имя государства и во имя человека. Смысл и главный принцип современной государственной службы — власть для людей. Служа государству, государственный служащий одновременно служит людям, обществу как главному (согласно Конституции РФ) источнику власти в стране. Это и конституционная и нравственная норма.

В российской традиции государство всегда доминировало над обществом, и чиновничество свысока и несколько пренебрежительно смотрело на общество, на людей. Такая тенденция еще осталась.

Практика свидетельствует, что чиновники не ограничивают свои интересы и свое влияние рамками чисто инструментальных функций. Им присуще стремление к обладанию как можно большими властно-политическими полномочиями. Данное явление следует объяснять причинами не только карьерно-служебного, психологического, но и морального порядка. Чиновникам это удается в силу профессиональных знаний, навыков, опыта управленческой деятельности, наличия административных, материальных ресурсов, личных связей. Очень часто бюрократия становится самодостаточной и самостоятельной политической силой, активно влияющей на вектор развития государства и общества.

Отечественный опыт показывает, что почти каждая попытка реформирования государственного аппарата придавала чиновничеству все больше власти, увеличивая полномочия тех, чьи притязания планировалось ограничивать и контролировать. Следует признать, что российское государство в своем историческом развитии вплоть до начала 1990-х годов, его государственного аппарата, монополизировало политику, управление, экономику, социальную сферу, культуру, резко ограничив поле деятельности общества. Пересмотр направления развития и функционирования государства резкое усиление роли гражданского общества стали возможны после крушения монополии КПСС на власть.

Известно, что политическая функция — не прерогатива бюрократии. Идеальный тип государственной службы не допускает наличия в руках чиновников политической власти, выхода за пределы административных полномочий. Это, в сущности, нарушение не только правовое, но и моральное. В данном случае чиновники начинают служить не государству, и тем более не обществу, а самим себе, своему корпоративному классу, что противоправно и аморально. Это опасная для страны тенденция.

Объективно чиновничество как особая и обособленная социальная категория вряд ли способно абстрагироваться от интересов своей корпоративной группы и стать беспристрастным выразителем позиции и воли общества. Отождествляя себя с государством, бюрократический аппарат вольно или невольно защищает прежде всего свои интересы. Наивно полагать, что даже самый сознательный чиновник будет выполнять управленческие задачи, не учитывая их политический, идеологический и нравственный смысл, забывая о своих политических и материальных интересах.

Служение государству и обществу — нравственная категория. Следует ли ее облекать в правовые нормы? Думается, что да. Когда моральные нормы подкрепляются правовыми, это идет на пользу развития административной ветви власти.

Таким образом, в государственной службе интегрируются политическая, административная и социальная составляющие системы государственного управления.

Принцип служения государству и обществу предъявляет определенные требования к государственным служащим.

Позиция политической нейтральности, сознательной лояльности и на этой основе добросовестное служение государству и его суверену — народу, обществу. Это должно проявляться в верности государственного аппарата конституционному строю, в поддержке общеполитического курса государства определенного в федеральных законах, указах Президента РФ, его ежегодных посланиях Федеральному Собранию и других нормативно-правовых и концептуальных документах.

Сегодня практически во всех цивилизованных странах государственному служащему запрещено не только выступать против конституционного строя, но и участвовать в забастовках или защищать право на забастовку, выдвигаться кандидатом на выборную должность в законодательное собрание или органы местного самоуправления, использовать свое служебное положение для оказания влияния на результаты выборов. Наряду с этим чиновнику запрещается вести какую-либо политическую деятельность при исполнении служебных обязанностей, участвовать в митингах, высказываться по острым политическим вопросам в средствах массовой информации.

На государственной службе не должно быть места политическим симпатиям и антипатиям. Но это если смотреть на проблему в целом.

В действительности происходит иначе. К примеру, в Государственной Думе РФ подбор кадров для аппаратов депутатских групп проводится по принципу политической ориентации и партийной принадлежности. Но в какой бы фракции или депутатской группе государственный служащий ни работал, он должен служить в первую очередь государству и народу, а не партии. Здесь для работника аппарата возникают проблемы не столько правового, сколько морального характера.

Возможность партизации государственной службы контрпродуктивна, поскольку с неизбежностью приведет к ухудшению ее качества, а главное — к определенной социальной направленности. Конечно, можно понять политиков и их стремление подключить мощный административный ресурс к реализации своих партийно-политических программ. Но этот опыт мы уже проходили.

Служение не конкретным государственным органам, не лицу, замещающему руководящую государственную должность, и не своей корпоративной группе, а только Конституции, государству и через него народу, т.е. некорпоративный, неличностный и высокоморальный подход к организации государственной службы и ее кадровому обеспечению.

Действительно, чиновник должен служить не отдельным лидерам, группам, кланам, а обеспечивать общегосударственные интересы, быть преданным государству и своему народу. Важно, чтобы это закрепилось не только в правовом сознании корпуса государственных служащих, но и на духовном, моральном уровне каждого управленца, превратилось во внутреннюю ценность и установку. Государственная служба никогда не станет по-настоящему эффективной и социально ориентированной, если она будет служить эгоистическим, узкогрупповым, меркантильным интересам. Для современной кадровой политики в сфере государственной службы это наиболее злободневная проблема, которую необходимо решать.

Сегодня складывается система, когда федеральная и региональные управленческие команды формируются и соответственно почти полностью меняются с приходом новых высших руководителей — министров. губернаторов. Такой подход к решению кадровых вопросов приводит к постоянным и массовым кадровым переменам, к безразличному отношению чиновников к проблемам и судьбам государства или региона

Несмотря на известные усилия политической элиты «перетянуть» на свою сторону государственный аппарат, это ей не вполне удалось. Российское чиновничество оказалось «стойким». Оно остается приверженным своим корпоративным интересам. Политическое сознание и этика наших чиновников оказались менее политизированными, чем предполагалось аналитиками. На наш взгляд, это больше положительная тенденция, чем отрицательная, ибо она свидетельствует о том, что в общественном мнении служащих утвердилось мнение — служить нужно не личностям. Но данная тенденция не подтверждает и абсолютную готовность российских чиновников служить государству, а тем более народу. Она еще раз напоминает, что бюрократия служит, прежде всего, своим интересам.

Публчность государственной службы. Это означает придание ей характера, обеспечивающего общий, совокупный интерес государства, общества и личности. При таком подходе государственная служба должна максимально полно отвечать критериям профессионализма, социальности, нравственности, духовности.

Открытый, «прозрачный» характер государственной службы. Принцип гласности должен стать для нее основополагающим. Данное требование означает, что современная государственная служба должна быть открытой для гражданского общества в рамках действующего законодательства.

Основные условия эффективного служения работников государственного аппарата государству и обществу следующие.

1. Строгое проведение в жизнь демократического принципа разделения ветвей государственной власти, т.е. разделение федеральной государственной службы на три ветви — государственную службу законодательных органов власти (Аппарат Государственной Думы и Аппарат Совета Федерации), государственную службу исполнительных органов власти (Аппарат Правительства РФ, федеральные министерства и ведомства) и государственную службу судебной власти (аппараты Конституционного Суда, Верховного Суда Высшего Арбитражного Суда и Прокуратуры РФ).

Данное условие требует не только разделения властных полномочий, но и разделения ответственности между политико-административными структурами. Кроме того, этот принцип включает координирование и баланс властей и их государственных служб, наличия системы взаимных сдержек и противовесов, их взаимодействие на принципах конвенционализма и субсидиарности, т.е. соглашения и возможности при необходимости вмешиваться в компетенцию другой ветви власти при согласии последней.

2. Демократизация всей системы кадровой политики и деятельности в сфере государственной службы. Отказ от подбора и расстановки кадров на основе приоритетности принципов политической лояльности и личной преданности и усиления роли коллегиальности при принятии кадровых решений. Опыт показывает, что этому способствует реализация принципа конкурсного отбора на государственную службу, аттестационная практика выдвижение на должность по критериям деловых и нравственных качеств, профессионализма и компетентности.

3. Повышение качества служения государству и обществу: взаимодействие государства и гражданского общества, социальный контроль за системой государственной службы. В демократическом обществе государственная служба не может не быть институтом, открытым для общественного контроля. Многолетний отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что ни государственная служба в целом, ни каждый чиновник в частности не могут находиться вне такого контроля.

На путях совершенствования взаимоотношений государства и общества, олицетворяемых аппаратом органов власти и населением, следует преодолеть ряд барьеров:

1) в практике административного управления наследуется старая система, когда чиновник находится в публично-правовых отношениях не с государством, а с конкретным государственным органом и должностным лицом. Это отрицательно влияет на его работу с общественными структурами, с людьми;

2) растущие масштабы отчуждения граждан от власти как следствие бюрократизации государственного аппарата. По некоторым оценкам, подобное отчуждение сегодня превосходит даже уровень советской эпохи;

3) отсутствие у граждан ярко выраженного желания участвовать в совершенствовании организации и деятельности государственного аппарата органов государственной власти и местного самоуправления. Во многом это объясняется тем, что властные структуры и должностные лица имеют в глазах народа отрицательный имидж. Как показывают социологические опросы, это сформировалось под влиянием многих факторов, среди которых превалируют два:

  • влияние на население традиций патернализма когда считается, что государство обязано по-отечески заботится в социальном плане о каждом, но в условиях либерализации экономики и социальной сферы население начинает понимать, что надеяться следует только на себя, отсюда и растущее недоверие к чиновникам, которые плохо радеют о народе;
  • факты безудержной коррупции и воровства со стороны чиновников; в обстановке гласности эти факты рано или поздно через СМИ становятся достоянием общественности, что, конечно же, не создаст позитивного имиджа государственной службы;

4) нежелание значительной части государственных и муниципальных служащих ориентироваться на открытый диалог с общественностью. Это традиционно для отечественной бюрократии. Однако многолетний опыт западных стран показывает, что альтернативы превращению властных структур в открытую и прозрачную систему для общества и взаимодействующую с ним не существует.

Сегодня общество нуждается в пересмотре российской традиции доминирования государства и государственной службы над ним и в отказе от традиции фетишизации чиновничества. Необходимо создать подлинно государственную гражданскую службу, ответственную не перед партией, не перед лидером, пусть даже демократически избранным, а перед обществом, которое, в конечном счете, содержит эту службу.

Общественная жизнь — развитие каждого члена общества посредством взаимного воздействия между социумом и индивидом

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что бы с вами стало в случае отсутствия в вашей жизни родных, близких, друзей, коллег, да вообще всех других людей? Каким бы образом стала развиваться ваша деятельность? Для кого? С помощью кого? Надеяться, советоваться, говорить было бы не с кем.

Вы бы даже не смогли продлить свой собственный род (исключая процесс искусственного оплодотворения). Общественная жизнь занимает одно из важнейших значений в жизни и развитии человека, без неё человек становится никем.

Общественная жизнь охватывает все наши взаимоотношения, начиная от бытовых, касающихся совместного семейного завтрака, походов по магазинам, рабочей деятельности, правовых отношений, взаимодействия с окружающей средой и заканчивая удовлетворением духовных потребностей.

Общественную жизнь человек ведет с самого рождения

Общественную жизнь человек начинает вести буквально с момента своего появления на свет.

Именно это обеспечивает его психо-эмоциональное развитие.

А также способствует гармоничному развитию и всего общества по мере того, как этот самый человек взрослеет и становится индивидуумом.

А что же такое общественная жизнь с теоретической точки зрения, и так ли уж она для нас важна? Постараемся разобраться в данном вопросе более подробно.

Общественная жизнь: определение

Условно общество можно сравнить постоянно меняющимся живым организмом. Именно эти изменения и показывают то, что в социуме идет непрерывная общественная деятельность.

Один человек открывает магазин и начинает привлекать туда покупателей, кто-то решат создать музыкальную группу, организовать митинг, баллотироваться в президенты, а кто-то просто изо дня в день занимается своим обычным делом, но также влияет на общество в целом.

Как и все живые организмы, общество проходит определенные стадии: рождение, функционирование, развитие, а иногда и гибель. Общественная жизнь это не только совокупность процессов, происходящих во всем человеческом мире, но и события, касающиеся отдельных его представителей.

В связи с этим основной задачей любого человека, которой живет в ту или иную эпоху, является найти свое место в общественной жизни, заняв же определенную нишу, начать влиять на характер общественной жизни посредством определенной деятельности.

Удивительно, но люди являются не только элементами общественной жизни, но и основными её механизмами. Поэтому каждый из нас является участником и непосредственным организатором общественной жизни.

Сферы общественной жизни

Современная социологическая наука выделяет пять сфер общественной жизни. К ним относятся:

  1. Экономическая.

    Одна из сфер общественной жизни — экологическая

  2. Политическая.
  3. Социальная.
  4. Духовная.
  5. Экологическая.

Экономическим взаимоотношениям в двадцать первом веке подвержены все члены общества.

Человек что-то покупает и продает, едва достигнув десятилетнего возраста.

Так дети могут производить элементарный взаимный обмен играми, книгами, дисками (с разрешения родителей). Родители же в свою очередь уже осуществляют товарно-денежные отношения, связанные с продажей или приобретением чего-либо.

В рамках данной сферы необходимо рассматривать предпринимательскую деятельность, животноводческую, работу крупных заводов, фабрик, концернов.

Начиная разговор о политической сфере, мы непременно вспоминаем работу политических партий, внешнюю и внутреннюю деятельность государства, законопроекты парламента и государственной думы, организацию политических митингов, дебатов, создание политических партий.

Здесь же мы говорим о некоторых правах и свободах отдельных членов общества, о представителях отдельных наций, народов, народностей, о государственной символике и власти.

Социальная сфера охватывает бытовые, профессиональные, образовательные отношения, а также вопросы здравоохранения.

В условиях функционирования данной сферы вы обучаетесь в школе, ВУЗе, занимаете определенную руководящую должность, являетесь отцом, супругом, а также дедушкой.

Здесь же мы имеем право говорить об общественных организациях, движениях, клубах и занятиях по интересам.

Социальная сфера охватывает в том числе и учебу

Речь будет идти о работе художников, писателей, музыкантов, поэтов, танцоров, а также мы отнесем сюда вопросы религии, веры, совести и морали.

Чем больше развивается общество и все его вышеперечисленные сферы, тем сильнее оно задействует ресурсы, предоставляемые окружающей средой.

А соответственно с каждым днем все острее и острее встает вопрос экологической ситуации, в которой человечество находится.

Именно данным вопросом и деятельностью, связанной с воздействием на естественную среду обитания занимается экологическая сфера общественных отношений.

Общественная жизнь в школе и ВУЗе

На каждом из этапов социализации человек так или иначе становится участником тех или иных проявлений общественной жизни, кроме того он может быть даже инициатором их функционирования.

К примеру, будучи школьником, помимо образовательной деятельности ребенок может успешно заниматься в нескольких кружках, посещать секции.

Участие в олимпиадах, научных конференциях, конкурсах, организация дежурства, волонтерская деятельность, участие в школьном ученическом самоуправлении на уровне класса и школы — все это примеры общественной жизни современного школьника.

У студентов множество возможностей проявить себя на общественном поприще

Удивительно, но зачастую школьник может иметь более обширное поле общественной деятельности, чем его родители, хотя вторые обладают большими правами и возможностями.

Будучи в статусе студента, человек получает еще больше возможностей задействовать себя на общественном поприще.

Можно стать участником профсоюзной организации, членом общественной молодежной палаты, задействовать себя в числе участников трудового отряда.

Если есть желание, можно собственными силами организовать кружковую занятость других студентов, стать активистом и участвовать в культурно-массовых мероприятиях учебного заведения.

Можно легко продолжить, возможно начатую еще в школе, научно-исследовательскую деятельность, но здесь — в ВУЗе, заявить о себе не только на региональных площадках, но и на более высоком уровне, к примеру, на всероссийских и международных форумах.

Деятельность в составе спортивной команды, факультета, ВУЗа или СУЗа, членство в студенческой газете — все это принесет не только массу приятных впечатлений, полезной информации, но и неплохие дивиденды, так необходимые современным студентам, а главное в полной мере поспособствует социализации индивидуума.

Влияние общественной жизни на развитие человека

Любому человеку крайне важно находиться в социуме, это является залогом его психологического, а зачастую и физического здоровья. Всем нам известен пример того, что происходит с человеком, который вырастает вне общества, по книге «Маугли».

А современные материалы, собранные о подобных людях-маугли, лишний раз доказывают то, что навыки, приобретаемые с младенчества в процессе постепенной социализации, крайне трудно, а порой и вовсе невозможно привить человеку, ранее с ними незнакомому.

С самого рождения человека окружает общество, изначально оно представлено близким кругом людей — семьей. Именно в этом кругу, за счет вербального и невербального общения он учится языку, поведенческим нормам, мыслительной деятельности.

Позднее он попадает в детский сад, школу, университет, начинает вращаться в разнообразных кругах с точки зрения человеческих представителей (разные национальности, разное социальное положение, различные нормы поведения, различные религиозные предпочтения и т.д.).

Именно этот постоянный круговорот человеческих взаимоотношений и дает каждому индивиду стабильное развитие и социальный рост по мере приобретения новой информации.

Человеку крайне важно делиться полученной информацией с кем-либо, кто сможет не только выслушать, но и оспорить какие-либо из умозаключений, тем самым подтолкнув на новые поиски и пути саморазвития, или же наоборот поддержать ту или иную теорию.

Вспомните, ведь даже Робинзон Крузо, оказавшись на острове, стал нуждаться в обществе, и он имитировал его наличие, создав куклу, с которой делился своими мыслями и впечатлениями. Вы, бесспорно, можете сказать, что это пример из прошлого!

Тогда обратимся к сегодняшнему миропониманию, которое частенько предстает перед нами в формате фильмов-катастроф. И, заметьте, какой бы апокалиптической не была ситуация на планете, главный герой фильма обязательно находит себе друга, соратника.

Им может стать другой, случайно выживший человек, робот, собака и т.д.. Одним словом, человек, выпав из общественной жизни, теряет самого себя и начинает создавать элементы прежних социальных связей, тем самым стараясь восстановить свой статус социального существа.

В заключение отметим следующее: именно общественные отношения делают нас людьми, прививая понятия милосердия, доброты, совестливости, героизма, любви и гуманности.

Человек и общество связаны неразрывной связью, благодаря которой мы обладаем столь обширными дарами науки, техники и знаниями о бескрайних просторах вселенной.

В этом видео вы узнаете о детях, которые выросли в дикой природе без контактов с людьми:

Принцип социальной справедливости

Принцип единства юридических прав и обязанностей

Принцип законности

Принцип равенства всех перед законом

Принцип социальной свободы

Принцип гуманизма

Принцип демократизма

Принципы правапредставляют собой основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Принципы права пронизывают все правовые нормы и являются стержнем правовой системы государства. К числу основных принципов права относятся следующие:

1. Принцип демократизма, находящий свое выражение в правовых нормах, предоставляющих населению наиболее полный объем гражданских прав и политических свобод, дающий гражданам возможность широкого участия в управлении общественными делами и государством.

2. Принцип гуманизма, отражающий заботу государства о нуждах и интересах граждан и устанавливающий обязанность государства принимать меры по защите жизни, здоровья, чести и достоинства своих граждан.

Принцип гуманизма. Гуманизм в переводе с латинского означает «человечный», «человеческий». Это признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм отражает нравственную позицию общества, выражающую признание ценности человека как личности (индивида), уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного развития.

3. Принцип социальной свободы, призванный обеспечивать социальную защищенность личности, находит свое выражение в предоставлении гражданам максимальной свободы в выборе рода деятельности, места жительства, свободы волеизъявления, вероисповедания и т.д. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации от 22 ноября 1991 года, этот принцип обязывает все государственные органы обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.

4. Принцип равенства всех перед законом, означающий, что никакие лица, социальные слои, группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Принцип равноправия предусматривает равный правовой статус всех граждан, т.е. их равные конституционные права и единую правосубъектность . В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам канальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

5. Принцип законности, содержащий требования строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Все органы управления государством должны строить свою деятельность на основе закона и во имя исполнения закона.

Основа общеправового принципа законности заключается в точном и неукоснительном соблюдении требований правовых норм всеми субъектами общественных отношений, ее единстве, верховенстве Конституции, закона, неотвратимости ответственности.

6. Принцип единства юридических прав и обязанностей –суть этого принципа в том, что говорить о реальности чьего-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему обязанности. Например, право граждан на судебную защиту только потому реально, что у судов есть обязанность осуществлять эту защиту.

7. Принцип социальной справедливости, имеющий морально- правовое содержание. В реальной жизни данный принцип трудновыполним, так как все люди по своей природе разные и нельзя ко всем подходить с одной меркой. Следовательно, чтобы быть справедливым, право должно быть неравным, что противоречит принципу равенства всех перед законом. Однако при решении конкретных юридических дел этот принцип может быть реализован (например, при назначении пенсий, пособий, выделения жилья, определения меры наказания и т.д.).

Равенство, уважение прав человека, защита прав и свобод человека, разумность, добросовестность, учет личных, общественных и государственных интересов, наличие иерархии в регулировании, охране и защите общественных отношений, соответствие правовых норм общечеловеческой морали выступают критериями принципа справедливости.

8. Принцип юридической ответственности только за виновные действия, означающий, что применение юридических санкций допускается только к лицам, вина которых доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Все принципы права тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Так, например, реализация принципа гуманизма невозможна без приведения в действие принципа демократизма, социальной справедливости и др.

Принципы права, их классификация

В теории права существует понятие «принципы права», которое выражает его сущность и социальное назначение.

Принципы права — это основные, исходные, руководящие идеи, закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.