Обличение пороков

Кто такие кощунники и как себя с ними вести?

Взято с инета.

Слово «христианин» здесь — употребляемо автором, который на данный момент так понимает.

КОЩУННИК или …не бросайте жемчуга вашего пред свиньями.

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ!

Приведем и повторим, для лучшего усвоения, несколько мест Священного Писания, где говорится о кощунниках:

Осия 7:1-6

1. Когда Я врачевал Израиля, открылась неправда Ефрема и злодейство Самарии: ибо они поступают лживо; и входит вор, и разбойник грабит по улицам. 2. Не помышляют они в сердце своем, что Я помню все злодеяния их; теперь окружают их дела их; они пред лицем Моим. 3. Злодейством своим они увеселяют царя и обманами своими — князей. 4. Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестает поджигать ее, когда замесит тесто и оно вскиснет. 5. «День нашего царя!» говорят князья, разгоряченные до болезни вином, а он протягивает руку свою к кощунам. 6. Ибо они коварством своим делают сердце свое подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь.

Здесь кощуны характеризуются как: лжецы, воры, разбойники, грабители, злодеи, обманщики, прелюбодеи. Царь обвиняется в том, что он протягивает им свою руку.

Притчи 3:34 Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать.

Притчи 9:7,8 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум;

Запомним раз и навсегда: нужно стараться держаться подальше от кощунника, потому что, если начнешь его поучать, то обязательно обеспечишь себе бесславие. Никогда не указывай кощуннику на его ошибки, просто удались от него подальше, потому что вместо того, чтобы принять обличения твои и исправиться – он лютой ненавистью возненавидит тебя.

Притчи 19:25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.

Обличения, наставления, вразумления кощунники не приемлют. Единственное средство воздействия на них, (если у тебя есть власть над кощунниками) – это наказание, которое кощунники могут ещё воспринять и в какой-то мере через это вразумиться.

Притчи 19:29 Готовы для кощунствующих суды, и побои — на тело глупых.

У Бога пишется памятная книга и за все мысли, слова и дела даст кощунник ответ в день суда, если не покается.

Притчи 21:11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

Умный учится на чужих ошибка.

Притчи 21:24 Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.

Приходилось ли вам встречать такого человека? Внешне он может показаться благочестивым, богобоязненным и порядочным человеком. А сущность его кто знает? А может ли кощунником быть человек, имеющий духовный сан? Сам вопрос этот может некоторыми уже восприняться как некое кощунство! Это мой пастор! Не смей на него наговаривать!!! К сожалению, бывают такие случаи, когда простодушные и наивные люди оказываются не в состоянии по неопытности проанализировать действительные дела своих «кумиров». Иисус Христос – Бог сердцеведец – в доказательство нам того, что даже среди священнослужителей иногда встречаются кощунники – лицемеры и обманщики, однажды таковых публично, во всеуслышание обличил.

Иисус сказал им, кощунникам, следующее: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония», «змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?»

Современные кощунники, если кто посмеет усомниться в их праведности — и «под пресс» пустить могут! Они непременно постараются воспользоваться всеми ресурсами и средствами, чтобы оклеветать и очернить неугодного им человека. Так именно поступили со Христом. Вспомним пример про Ананию и Сапфиру: чем закончилась для них игра в «праведников»? Данные мои размышления не имеют целью бросить в чей-то огород камень: тысячу раз НЕТ, НЕТ и НЕТ!!! Цель этих размышлений одна: напомнить нам всем призыв Апостола: самих себя исследовать, в вере ли мы? Есть такой детский стишок: Так бывает у нас, среди избранных чад: на словах как елей, а в душе – фарисей! А в душе лишь — порок, он как адский поток, несёт горечь и яд среди избранных чад!

Притчи 22:10 Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань.

Притчи 24:9 Помысл глупости — грех, и кощунник — мерзость для людей.

Исаия 28:22 Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли.

Помилуй нас, Господи! Испытай и узри, не на опасном ли я пути? Пусть эти слова из Псалма будут молитвой каждого из нас! Пусть мир и благодать от Господа наполнят наши сердца!

………

«Каковы обязанности христианина в практике обличения? В Священном Писании мы находим довольно конкретные ответы на этот важный вопрос, который, к сожалению, сегодня почему-то игнорируется в некоторых христианских общинах.
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его…» (Матф. 18:15). Такое указание даёт нам Иисус Христос — четкое, ясное, безоговорочное! И это правило должно быть незыблемо в наших братских взаимоотношениях.
Ну, а как быть с внешними? Обличать, или же оставить дело на решение суда Божьего? Апостол Павел по этому поводу недвусмысленно заявляет: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Ефес. 5:11). Библия изобилует примерами, подтверждающими это повеление апостола.
Итак, можно прийти к заключению, что мы должны обличать всякого человека, независимо от того, верующий он или нет, брат во Христе или нераскаянный грешник. Однако в практике обличения есть одно «но», о котором хотелось бы подробнее порассуждать. Этим «но» является категорический запрет Писания обличать кощунника. Что же это за человек? Какова его особенность? Почему он стал исключением из общего правила обличения?
Откроем книгу Исаии 28:22. Пророк предупреждает народ Израильский «не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче». Здесь довольно наглядно прослеживается взаимосвязь между кощунствованием и упрочнением уз, в которых и сегодня может оказаться любой из нас. И вполне естественно, что тяжкое положение, сложная ситуация, в которых находится человек, есть результат и следствие кощунствования. Кроме всего, кощунствующих ожидает страшное возмездие судов Божиих. В Притчах Соломона 19:29 читаем: «Готовы для кощунствующих суды». Итак, мы видим, положение кощунников тяжёлое и опасное. Они были в прошлом, они могут быть и сейчас. Так кто же он — кощунник? Невольно вырывается тревожное «не я ли, Господи?» Где искать его?
Мудрый Соломон в Притчах 3:34 говорит: «Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным даёт благодать». Этот стих служит нам стрелкой компаса, указывающей направление в поиске кощунника. Построение фразы базируется на принципе противоположности: антонимом кощунника выступает смиренный. А это значит, что в обществе людей смиренных искать кощунника бесполезно. Его обитание в иной среде — в среде гордых, надменных и тщеславных.

Возвращаемся к библейскому запрету обличать кощунника. Напрашивается вопрос — в чем, собственно, причина этого запрета? В Притчах 9:8 находим ответ и заодно ближе знакомимся с кощунником. Читаем: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя». Так вот оказывается в чем дело! Вместо искренней благодарности за обличение, за желание исправить ошибку, кощунник платит чёрной неблагодарностью; вместо дружеской признательности он наполняется ненавистью к обличающему. Увы, и последний в таком случае вынужден испытывать, и притом подчас весьма продолжительное время, весь гнёт этой ненависти. А почему? Да только потому, что он нарушил запрет Писания — «не обличай кощунника»!
Кто-то может возразить, что, мол, всё-таки надо направить на путь истинный заблудшего брата или вообще грешника. Да, обращать уклонившегося брата или грешника — наш долг и обязанность! Успешным результатом этой работы, по словам апостола Иакова, является спасение души от смерти, покрытие множества грехов. Но с кощунником дело обстоит иначе. Результат работы с ним будет совершенно иным. Прочтём Притчи 9:7. «Поучающий кощунника наживёт себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе». Не спасение души и покрытие грехов, а бесславие и пятно себе!
В ответ на обличение кощунник в лучшем случае сперва ловко сжонглирует библейскими цитатами, вроде «вынь прежде бревно из своего глаза…» или «кто тебя поставил судьёю?», а уж потом он запустит тяжёлую артиллерию оговорок, клеветы, лукавых подозрений, обвинений, постарается при этом использовать средства массовой информации. И пошла гулять молва худая! Разве не бывает такого: о каком-то человеке, даже незнакомом тебе лично, вдруг получаешь такой большой запас информации, подчас далеко не лестной, а проще говоря — бесславие и подозрение?
В чём же причина подобного навета? Да в том, что он нарушил запрет Писания — поучал, обличал кощунника! А может, в этом положении находишься и ты, уважаемый друг? Если — да, то хоть впредь не повтори оплошности с кощунником. Соломон в Притчах 21:24 ясно выражает сущность кощунника, даёт чёткое определение: «Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости». Итак, кощунник — натура деятельная. Это не сонливый, ко всему безразличный ленивец. Он деятель, но деятель злой, точнее — деятель зла. Он может быть тружеником и на ниве Божией (обычно когда люди спят), но сеятелем недоброго семени.

Злодей надменный… То есть пренебрежительно, свысока относящийся к людям, заносчивый, большого мнения о себе.
Слово «надменный» заимствовано из церковно-славянского языка, первоначально означающее «надутый». Кощунника всегда можно почувствовать в обществе, подобно тому, как мы ощущаем запах затхлости и гнили в помещении. Слово Божие прямо говорит: «Кощунник — мерзость для людей» (Притчи 24:9). Почему создаётся нездоровый микроклимат в нашей среде? Потому что в ней завёлся кощунник- скунс, выбрызгивающий из своих желез выделения с отвратительным запахом.
Естественно, возникает законный вопрос: а как же следует поступать с таким человеком? Обличать — нельзя, поучать — тем более. Ответ Библии звучит однозначно и категорично: «Прогони кощунника, и удалится раздор, прекратится ссора и брань» (Притчи 22:10). Только такой метод единственно правильный и безвредный! Кроме того, наказание кощунника может стать одним из способов приобретения мудрости. Соломон по этому поводу говорит: «Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым» (Притчи 21:11).
Наше рассуждение о кощуннике, о запрете обличения его хочется закончить мудрым предостережением Иисуса: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф.7:6)».

Взято с инета.
….

Осуждение, обличение и рассуждение

архиепископ Иоанн Руставский и Марнеульский

Часто спрашивают: какая разница между осуждением и обличением, и что такое рассуждение? Об осуждении Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете… и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1–2). А что касается обличения, Евангелие учит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17).

А рассуждение, как указывают святые отцы, является одной из главных добродетелей. Часто верующий не знает, как отличить друг от друга осуждение, обличение и рассуждение. Порой осуждение именуют обличением или рассуждением, тогда как осуждение и обличение весьма отличаются друг от друга. В первую очередь нужно отметить, что осуждение исключает любовь, оно представляет собой слово, сказанное без всякой любви к ближнему, лишь с целью покрасоваться перед окружающими и выявить свою осведомленность. Слова, сказанные без любви, неизбежно оказываются личным оскорблением человека как перед ним самим, так и перед окружающими. Происходит отождествление личности осуждаемого человека с каким-либо конкретным делом, абсолютизация греха и ошибки, распространение греха на всю личность и затмение добрых и положительных качеств человека.

Обличение же в первую очередь подразумевает любовь к человеку, которого обличают. Целью обличения является выведение ближнего из ошибки и забота о его духовном спасении.

Наилучший пример обличения мы можем найти в Священном Писании. Вспомним, как поступил пророк Нафан, когда он хотел обличить царя Давида за совершенное прелюбодеяние с Вирсавией. Он пришел к царю как мирянин и рассказал притчу о том, как один богатый человек отнял у бедного любимого ягненка и угостил его мясом своего гостя. Когда разъяренный услышанным царь Давид воскликнул, что за такой поступок богач заслуживает смерти, тогда только Нафан ответил, что этим богачом был сам царь, который отнял у Урии Хеттеянина единственное его богатство – красивую жену. Так мудрый пророк сумел заставить царя Давида вынести приговор самому себе. За таким обличением последовал и плод – искреннее раскаяние.

Вот так мы должны отличать осуждение от обличения. Наши же обличения, несмотря на то, что часто они справедливы, из-за малодушия и отсутствия любви принимают характер осуждения. Когда обличаем преступление, мы тем самым говорим правду, но из этой правды остается исключенной забота о спасении человека и искреннее желание вывести его из этой ошибки. Обличение без любви никогда не даст доброго плода, так как в это время предаются забвению многие добродетели обличаемого человека.

Поэтому прежде, чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель – спасение человека, а не унижение. Так что истинное обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия и любви. В противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением, что обязательно приведет к худшему. В частности, будет посеяна ненависть, плоды которой пожнем мы и вместо единства еще больше отдалимся от ближнего.

Мы путаем обличение с осуждением из-за того, что не имеем добродетели духовного рассуждения. Апостол Павел говорит, что мы имеем разум Христов – имея в виду себя, апостолов и благочестивых христиан. Обладать разумом Христа – значит иметь глубокое духовное рассуждение и приобрести его опытом, молитвой, постом. Приобретению этого опыта способствует изучение трудов святых отцов и их жития. Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.

Совершенно очевидно, что причиной осуждения является наша духовная лень. Мы ленимся духовно анализировать все встречающиеся явления и наши действия, вследствие чего разговариваем и действуем механически, поверхностно. Приобретение духовного опыта происходит тогда, когда выпадающие нам испытания мы преодолеваем верой. Господь каждому из нас посылает достаточно испытаний для того, чтобы мы лучше познали самих себя и исправление начали в первую очередь с себя. Работая над собой с осознанием своей греховности и искренним желанием преодолеть ее, мы тем самым приобретаем опыт духовного рассуждения, который безошибочно указывает нам, каким должно быть истинное обличение, и так мы избавляемся от греха осуждения.

Когда мы прощаем себя, тогда прощаем и других, а когда мы строги к себе, тогда понимаем, насколько тяжело другим, и становимся более человеколюбивыми, благосклонными и милосердными. Мы можем знать множество примеров из житий святых, но без переживания за собственные грехи и полученного через это опыта не приобретем разума Христова и не сможем избежать ямы осуждения. Каждый из нас знает, что сперва нужно вытащить бревно из собственного глаза, чтобы увидеть, как вынуть соринку из глаза брата нашего, – но, к сожалению, зная, не исполняем, за что несем наказание и если не исправимся, то будем наказаны и в будущем. Это явление начинается в личности, а затем распространяется на семью, общество и на весь народ.

Итак, если мы не просветимся духовно, то никогда не сможем освободиться от духа осуждения, зависть и лень постоянно будут в нас, что, конечно же, принесет горький плод.

Многие готовы оправдывать себя темпами современной жизни, которая будто бы не дает возможности углубиться в самого себя. Однако думается, и этот быстрый темп вызван нашим неправильным подходом к жизни. Господь говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34). Мы забываем об этой заповеди. Не сделав ничего доброго сегодня, заботимся о завтрашнем дне и пытаемся создать его уже сегодня. И так мы впадаем в мир иллюзий, поскольку заботимся о том, что не имеет под собой твердой почвы и оснований, начинаем искусственно создавать эти основания, из-за чего и происходит ничем не оправданное ускорение темпа жизни; то, что еще не созрело, мы хотим собрать сегодня же; и в то же время нам некогда собирать то, что уже созрело, потому что мы спешим заботиться о завтрашнем и за один день стараемся управиться со всем тем, что требует годов труда. В этом плане внешне на Западе вроде бы лучше обстоит дело, поскольку экономически там больше делают и успевают, но там в силу всего этого невидимо разрушается человек как личность и разрушается семья, а где рушатся личность и семья, там эта же участь ожидает и государство. Экономические и политические успехи только тогда будут твердыми и приносящими истинную пользу человеку, если они будут иметь твердую нравственную основу.

Следовательно, неправильным отношением и подходом мы сами ускоряем темп жизни, а потом ворчим и недоумеваем, что, мол, не хватает времени для самопознания и духовного развития. Причиной этого является и зависть, так как мы постоянно соревнуемся друг с другом в приобретении материального богатства и земной славы.

В мировом масштабе этот процесс, наверное, необратим, но это не означает, что отдельные личности не могут изменить ритм собственной жизни. Через стяжание духовного опыта, образованности и стремления к благочестивой жизни они могут приобрести добродетель рассуждения, то есть разум Христа. Основой этого является любовь к Господу нашему Иисусу Христу. У кого нет любви ко Христу, тот никогда не достигнет успеха в духовной жизни. Поэтому в первую очередь мы должны искать в самих себя: есть ли в нас любовь ко Христу, которая и является залогом очищения и избавления от всякого греха, в том числе греха осуждения, так как любовь ко Христу непременно включает в себя любовь к ближнему.

Перевел с грузинского Мераб Джикия

Новый Завет

Послание к Римлянам святого апостола Павла

Глава 12.

1Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 2и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что’ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.

3По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.

4Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

6И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении; 8увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

9Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

14Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

15Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

16Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.

18Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

19Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

20Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

21Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «

Обличение

  • Обличение цитаты из Библии
  • Обличение Сокровищница духовной мудрости
  • Обличение прп. Оптинские старцы
  • Обличение свт. Тихон Задонский
  • Обличение прав. Иоанн Кронштадтский
  • Осуждение, обличение и рассуждение архиеп. Иоанн
  • Обличение и опровержение лжеименного знания cвщм. Ириней Лионский
  • Осуждение, обличение и рассуждение архиеп. Иоанн
  • Обличение на иудеев свщм. Ипполит Римский

Обличе́ние – (сорвать, снять маску или личину) – указание человеку (группе людей, народу) на совершение им греха и объяснение или акцентирование внимания на пагубности такой практики.

Обличение должно быть связано с состраданием и любовью к человеку, обличению должна предшествовать молитва, целью обличения должно быть исправление греха самим грешником или предупреждение от подобного поведения окружающих.

***

Священник Александр Любимов:
Грань между обличением и осуждением проходит там, где разделяются грех и добродетель. Путаем мы обличение и осуждение по той причине, что, как правило, не знаем, что такое правильное обличение, и говорим обычно лишь об осуждении. Обличать должно с любовью… Делать это можно только конкретно, ответственно, обоснованно, и притом так, чтобы это вело к исправлению, и вообще имело благие последствия…
Здравое обличение является абсолютной необходимостью для нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Осуждение же всегда является злом… Осуждая других людей, человек поступает по своей злобе и другим страстям. Если же он осуждает зло в себе – то это ведет его к покаянию и вере… Если мы, не обращая внимания на собственное зло, обличаем его в других – то свидетельствуем этим лишь о собственном лицемерии (Матф.7:5). Именно оно и подменяет обличение осуждением. Собственно, осуждение людей и является мнимой борьбой с внешним злом, на которую подвигает человека его собственное внутреннее зло. Обличение же должно исходить из желания побеждать зло добром (Рим.12:21). Однако прежде чем рассуждать об обличении других, каждому из нас надо задуматься о том, отношусь ли я сам к разумным, которые с благодарением принимают обличение, или к нечестивым, которые получают лишь раны, и не имеют в сердце ничего, кроме ропота и озлобления (Притч.9:9)? Всех нас постоянно обличает сам Господь – через нашу совесть, и через те внешние скорби, которые попускаются нам праведными судами Божиими. Они попускаются как естественные последствия наших грехов, и являются, таким образом, обличением и вразумлением от Господа. Именно о том, чтобы нам самим иметь достаточно благочестия и мудрости, чтобы принимать праведное обличение от Господа, и с благодарением нести свой крест, мы и должны позаботиться в первую очередь. Без этого наши рассуждения об обличении других будут лишь свидетельством нашего лицемерия и злобы.

***

Священник Александр Краснов:
Осуждение и обличение – два понятия, между которыми очень часто ставится знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл. Но так ли это? О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете…» (Мф.7:1) цитируют даже не открывавшие Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя – об обличении согрешившего и о том, как это «делать не согрешая самому: вначале – один на один, потом при одном – двух свидетелях, а уж не послушает… скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник». (Мф.18, 15-17.). Так что это, противоречие? Отнюдь. Слово «суд» наиболее часто в писании используется в смысле определения, постановления, приговора (Нав.24:25. Суд.4:5; 13:12. 2Цар.8:15 и т.д.). Следовательно, осуждение – есть вынесение этого определения или приговора. Обличение же является открытием, доказательством, и доказательством твердым и неоспоримым (Евр.1:1). Несколько отвлеченно это можно представить себе так: один человек говорит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от идущего дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуждение ближнего, как сугубо личное мнение, большей частью, ошибочное и глупое, как все не рожденное любовью и не согласное со Словом Божиим, является разрушителем бытия, то без обличения нормальное течение жизни невозможно. Приведу такой пример – с автодорог убраны знаки предупреждения о ямах, поворотах и т. п., результат такого действа не заставит себя ждать и понятен каждому. Исходя из важности обличения, Апостол Павел и говорит своим ученикам: «Увещевай и обличай со всякой властью» (Тит.2:15; 1Тим.5:20; 2Тим.4:2). Но если о яме на дороге всякий может предупредить, то обличение в духовной жизни – вещь весьма не простая и даже опасная. Господь дал необходимое предупреждение: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф.7:2). Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения людские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Блаженный Феофилакт сравнивает обличение с хирургической операцией – с резанием (Толк. на «К Тит» 2:15) после которого требуется и мягкое врачевание пластырем молитвы. Называет Святитель и сугубые грехи, нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании: «…прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство». (Толк. «К Тит. 2:15). Сами Апостолы обличали. (Фил.3:18, 2Фес.3:2, Тит.2:15). Обличали и Святые Отцы. Скажем, Святитель Николай и св. Спиридон Тримифундский обличали арианство. Папе Мартину (14 апреля) еретики-монофизиты и язык вырезали не вынеся обличений святаго мужа. Преп. Иов Почаевский (28 августа, 28 октября) всю жизнь боролся обличением с католицизмом и униатством. И эти примеры можно продолжать до бесконечности от мучеников первых веков до мучеников последних лет. Практически у всех православных богословов есть творения или часть их, имеющие обличительный характер.

***

архимандрит Амвросий (Юрасов):
Можно ли делать замечание человеку, если он неправ? Премудрый Соломон говорит: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч.9:8). Если человек с живой душой, разумный, так, когда ему подскажешь, он возрадуется, возлюбит нас. Но если человек безумный, его трогать нельзя.