О воспитании детей православие

Доклад на тему: «Православное воспитание детей».

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЯХ.

Супружеские отношения

Есть мама и папа. Их дети видят, как они относятся друг к другу. Модель родительской семьи будет воссоздана выросшими детьми.

Взрослые должны уважать и помогать друг другу. Взаимная поддержка, особенно в тяжелые для семьи времена, очень важна. Малыши должны видеть, что мама ухаживает за папой, а папа за мамой. Дети особенно остро чувствуют любую фальшь, поэтому отношения супругов должны быть искренними. В противном случае, наверно, и создавать семью нет смысла.

Нельзя ссориться в присутствии детей любого возраста, а дошкольного тем более. Крик пугает малышей. Ребенок тонко чувствует отношения взрослых между собой.

Унижение матери отцом породит неуважение матери детьми. Как объяснить малышу, что папа может проявлять неуважение к своей жене, ребенок нет? Как сохранить авторитет мамы как родителя и воспитателя без должной поддержки отца?

Помните, что основа счастливой семьи – любовь родителей друг к другу и детям.

Детей дошкольного возраста можно воспитывать только личным примером. Бесполезно говорить, что курить плохо. Мама и папа сами должны обходиться без сигарет.

Очень хорошо, если у родителей есть хобби. Для мальчика походы с отцом на рыбалку или в туристические походы не пройдут бесследно. Мама, научившая дочь шить, станет ей еще ближе и роднее.

Совместное времяпрепровождение, занятия, поездки связывают людей. Здесь возникают не просто родственные связи, но и дружеские. Взрослые дети с удовольствием продолжают заниматься тем, чему их научили родители.

Иногда они забывают друзей детства, но способны запомнить спектакль, на который ходили с мамой и папой. Как был строг и торжественен папа, как красива мама. И как малыш гордился тем, что идет за ручку с такими родителями. Самыми лучшими на свете!

Божий промысел и предназначение

Задача родителей – помочь ребенку определить его путь в этой жизни. Воспитание не ограничивается обучением наукам и основам Христианства. Можно держать ребенка в строгости, развивать его ум и заставить делать так, как хотят родители. Ответьте на вопросы:

  • Это ли Божий промысел?

  • Хочет ли Господь, чтобы ребенок помимо своей воли поступил в духовную семинарию?

  • Станет ли он потом хорошим священником?

  • Будет ли счастлив?

Наблюдайте за своим чадом, направляйте, но не заставляйте. Если у человека нет способностей к рисованию, можно научить. Но картины такого художника не принесут в мир ничего. От них не будет радости. В результате жизнь ребенка будет покалечена, родители в нем разочаруются

Проще было в раннем детстве увидеть, что малыш тянется к животным, бинтует им лапки и дает микстуру. Богом было предназначено этому человечку стать ветеринаром, спасать Его творения.

Да. Иногда нужно заставлять. Дети, как и взрослые, склонны к лености. Приучайте к труду и последовательности занятий с детства. Но не настаивайте, если видите, что у малыша не получается. Попробуйте предложить ребенку что-то еще.

Вера в людей

Детей любого возраста нельзя обманывать. Если обещали поиграть после ужина, поиграйте. И так каждый раз. Выполняйте свои обещания, чтобы можно было просить ребенка выполнять его обеты.

Не уверены, что сможете сделать что-то, — скажите, что постараетесь. Не получилось – сделайте это в другой раз.

Ребенок дошкольного возраста должен уметь доверять людям. Но задача родителей – научить отличать добро от зла. Малышу дошкольного возраста нужно разъяснить, что есть свои и чужие. К посторонним подходить нельзя. Своим, знакомым, друзьям и родственникам, можно верить.

Детей дошкольного возраста придется приучить к смирению. Ошибиться в человеке легко. Простить и понять трудно. Малышу нужно объяснить, что люди могут солгать и предать. Настоящий христианин воспримет это как испытание, но не будет держать зла на обидчика.

Только в доверии к людям, можно вырастить доброго христианина.

Любовь Господа нашего

Малыш должен знать, что Бог любит все свои творения. Он добрый и мудрый. Детей дошкольного возраста необходимо приучить к тому, что все их поступки Бог оценивает и видит.

Да, Он и плохих детей любит. Бог верит, что они станут лучше. Только зачем расстраивать Его? Будь хорошим сейчас. А если сделал что-то дурное, покайся, расскажи родителям. Они, как и Бог, тебя любят и простят.

Посещение храма

Православие не есть только посещение церкви. Нельзя просто отправлять детей с няней или кем-то из родственников на воскресную службу или в воскресную школу. Нужно отвести малышей самому и так показать, что это правильно.

Воспитание и наказание детей

Дети должны слушаться родителей. В теории. На практике все совершено не так. Малыши шалят. Иногда просто ради забавы. Иногда проверяют собственную власть над родителями. В последнем случае нужно быть особенно настойчивым и разумным. Малейшую слабину дети расценивают как слабость.

Всем известно, что физическое наказание совершенно недопустимо. Избежать применения методов, за которые потом будет стыдно, можно только успокоившись.

Ребенок что-то натворил и заслужил наказание? Вдох, выдох и… отступление. Переждите первый прилив гнева. Поругайте детей про себя. Выпейте стакан воды. Вдох, выдох. Продумайте обидное, но не унизительное наказание.

Нельзя наказывать тем, что вменяется в обязанности или используется как способ воспитания определенных качеств. Помощь по дому – просто уважительное отношение детей к родителям. Ухаживать за кем-то из близких – значит показать свою любовь. Не иначе! В противном случае будет выработано отвращение к выполнению просьб взрослых.

Чувствуете, что способны адекватно разговаривать с виновным – идите, нет – повторите все сначала. Православное воспитание это, прежде всего, терпение и всепрощение. Поговорите с малышом о том, как плох его поступок и почему. Не сам ребенок, а именно совершенное им. Скажите, что расстроены, и что Бог не понимает, как такой чудесный малыш мог так поступить. Позвольте ребенку раскаяться и примите его огорчение по поводу проступка.
Запретить сладости, просмотр мультиков или прогулки – более чем серьезное наказание для детей дошкольного возраста.

Запреты

Воспитание – сложный процесс. Будьте последовательны и настойчивы. Если что-то запрещено, то это навсегда. Конфеты можно есть только по праздникам? Так будет всегда. За особые успехи можно угостить сладостями. Это семейный праздник! Все члены семьи искренне радуются достижениям друг друга и могут устроить праздничный ужин. Но это не является исключением.

Родители должны поддерживать решения друг друга. Ситуация, когда ребенок пошел просить к папе то, что запретила мама, недопустима. Малыш быстро научится лавировать между родительскими запретами. Он будет просто манипулировать взрослыми.

Воспитание детей – единая политика мамы и папы. Если один из родителей запретил что-то, второй может обратиться к супругу с просьбой отменить решение, приведя веские доводы. Православные родители никогда не пойдут на отмену запрета без согласования с супругом.

Воспитание малыша начинается в самом раннем возрасте. Мало прочитать книги по воспитанию, цитировать Библию или Жития святых. Православное воспитание невозможно без ежедневного самосовершенствования.

Родители сами должны вести себя как христиане. Нужно быть добрым к людям, трудолюбивым и набожным. И помните, что родительская любовь и ласка растопят сердце даже самого строптивого малыша.

Нелегок родительский крест. Воспитание детей дошкольного возраста требует много терпения. Господь не посылает испытаний тяжелее, чем человек способен вынести.

А самое главное, это то, что Он одарил Вас детьми. Это чудо, которое не каждому дано. Берегите его! Воспитывайте в лучших христианских традициях и Вы станете замечательными родителями. Ваши усилия окупятся сторицей!

Православное воспитание подростков

В петербургской студии телеканала «СОЮЗ» на вопросы телезрителей отвечал декан факультета психологии Российского православного университета и клирик храма Косьмы и Дамиана в Шубине (г. Москва) священник Петр Коломейцев.

– Христос Воскресе, дорогие братья и сестры, уважаемые телезрители. Тема нашей сегодняшней программы: «Православное воспитание подростка».

В гостях у нас отец Петр Коломейцев, христианский психолог в области специальной психологии, декан психологического факультета Московского православного института имени апостола Иоанна Богослова, духовник реабилитационных центров для тяжелобольных детей и сирот, клирик храма святых Косьмы и Дамиана в городе Москве.

Отец Петр, благодарим Вас за то, что, несмотря на очень насыщенный день, Вы смогли вечером приехать к нам. Благословите нашу беседу.

– Христос Воскресе!

– Наша тема посвящена православному воспитанию подростка, то есть тому периоду, когда ребенок уже не маленький, окончил начальную школу, он, скорее, ближе к старшеклассникам. При воспитании ребенка такого возраста родители сталкиваются с рядом проблем. Готовясь к сегодняшней программе, читал форум, где родители пишут об этих проблемах, и возникло ощущение, что основная проблема православной семьи, где есть подросток, – это то, что ребенок больше не хочет ходить в церковь. По Вашему мнению, нежелание ходить в церковь – это действительно проблема, и самая большая?

– Вообще, проблем на самом деле больше. Это только внешнее выражение проблемы. Есть известная поговорка о том, что у каждого человека в жизни три этапа. Один – когда он верил в Деда Мороза, другой – когда не верил в него, и третий – когда сам стал Дедом Морозом.

На самом деле у подростка неизбежно происходит расставание с детской верой, с той формой, в которую она облекалась, с теми представлениями, а взрослой веры у него еще не сформировано. Протоиерей Василий Зеньковский пишет, что даже есть период «стихийного подросткового атеизма». И к этому надо относиться очень внимательно, потому что ребенка невозможно вернуть обратно в материнскую утробу, невозможно вернуть в детство, надо работать с изменениями его представлений о мире. Эти представления должны как-то меняться, а вера – углубляться.

В классе, где училась моя дочка и где я преподавал Закон Божий, был такой случай. Один мальчик сказал: «Я не верю в Бога», а школа была православно ориентированная. И я спросил его:

– В какого?

– Что значит какого?

– Какой Он, Твой Бог, в Которого ты не веришь?

И мальчик начал рассказывать, что этот бог такой-то и такой-то. На что я ответил:

– Ну, мы с тобой единомышленники. Я тоже в такого бога не верю, – и протянул ему руку.

Он говорит:

– А в какого бога Вы веруете?

– Этим мы и будем заниматься на уроках и попробуем поговорить о том, Какой Бог на самом деле.

Во-первых, происходит эта очень важная перестройка. Во-вторых, у ребенка начинает потихонечку развиваться его самостоятельность, ведь переходный возраст – это очень важный период, период как бы второго рождения. Когда ребенок выходит из материнской утробы, отрывается пуповина, он все равно эмоционально и психически очень привязан к родителям, чуть что, кричит: «Мама!» Понятно, что долго прожить в таком состоянии он не может, иначе не станет самостоятельным человеком, не создаст свою семью.

И вот происходит этот отрыв от родителей, и формируются новые отношения к родителям, отношения, которые уже основаны на уважении, на признании авторитета родителей, на ощущении ценности того, что они транслируют, то есть причастности каким-то корням, истории, роду. Это очень важно. Потому что иногда родители пытаются как бы вернуть ребенка в материнское лоно. Это невозможно. Надо понимать, что ребенку надо давать основания для авторитета, его надо заслуживать, говорить, как он связан через родителей с родом, племенем, Отечеством и т.д. То есть происходит формирование совсем другого единства. А родителям иногда кажется: как же, раньше ребенок кричал «мама, папа», а теперь нет, значит, перестал любить. Да нет, надо радоваться, что наступает другой, более осознанный период в его жизни.

Что касается стихийного атеизма, то, как говорит тот же протоиерей Василий Зеньковский, очень важно, чтобы родители не столько проповедовали и говорили о вере, сколько свидетельствовали своей жизнью. Очень важно, как именно эта вера претворяется в их жизнь: как они живут, поступают, думают в соответствии со своей верой. Тут действительно есть очень серьезные вопросы. Потому что дети, тем более подростки, очень остро чувствуют фальшь. И если родители говорят одно, а делают совершенно другое, если вера для них оказывается чем-то внешним, фасадным, то это самое худшее, что они могут продемонстрировать своему ребенку. Потому что подросток должен понимать, что вера – это то, что является стержнем, опорой в его жизни.

– Перед программой пришел вопрос от одного из батюшек, которому подросток говорит в исповеди, что он чувствует: в храме его родители молятся, крестятся, причащаются, а дома, где их не видят другие православные христиане, ведут себя совершенно по-другому. Он чувствует это противоречие и в ужасе от происходящего. Можно дать совет батюшке?

– Здесь надо говорить серьезно. Во-первых, не стоит говорить: «Да, твои родители фарисеи» или, наоборот: «Нет, ты ничего не понимаешь, ты на них наговариваешь». Такие ответы не помогут.

Можно сказать так: «Тебе хорошо: ты живешь в такой среде, где вера не запрещена, храмы открыты, где за исповедание своей веры тебя не прогонят с работы, не отчислят из института, где за религиозную деятельность не посадят. Поэтому сейчас созданы такие условия, когда вера не разделяется с твоей жизнью. Но было и другое время, в которое жили и воспитывались твои родители, когда открытое исповедание своей веры многим могло стоить карьеры и т.д.

Поэтому подсознательно закрепилась привычка, что есть очень небольшие пространства, где можно проявлять свою веру. И, скорее всего, родители воспитаны в то время, и можно сказать, что у них еще не хватает сил все время оставаться в этом состоянии. Для них приход в церковь – это праздник, где они могут не беспокоиться, проявлять свою веру и чувствовать себя просто и свободно. А на работе и даже в повседневной жизни пока еще этого нет. И в этом смысле тебе легче: ты живешь в другое время».

– Получается, что ему надо найти силы продолжать любить своих родителей и, как в ветхозаветной истории о Ное, прикрыть родителя.

– Понятно, что к родителям мы относимся без критики, как к погоде, то есть мы стараемся их понять. И прежде всего мы должны понять, что родители выросли в другое время. Я помню, что моя мама очень переживала, что я пощусь, что в институте увидят, что я пощусь. Сейчас она свободно ходит в храм, и таких мыслей у нее нет, а тогда, как она говорит, дрожала каждый день: а что будет, а если из института отчислят и т.д. Потому что она привыкла к, скажем так, конспирации и считала, что я пренебрегаю конспирацией и часто открываюсь, свободно говорю. И она боялась: договоришься где-нибудь.

– Просматривая соцсети и то, о чем говорят подростки, у меня сложилось такое впечатление, что сейчас такие времена, когда подростку, старшекласснику или студенту первых курсов быть православным среди сверстников не очень модно. Если ты православный христианин, ходишь в церковь, тебя могут даже высмеять. В каком-то смысле времена повторяются. Как молодому человеку сохранить веру в среде, негативно относящейся к ней?

– Кстати, это испытание общественным мнением в эпоху, когда ничего не запрещено, может быть еще сложнее. Потому что во времена гонений люди могли не разделять твоих взглядов, но они их уважали. Скажем, человек, придерживающийся религиозных взглядов – христианин, иудей, мусульманин, – вызывал уважение, потому что этот человек шел наперекор обществу, наперекор системе. В этом смысле он даже получал внутреннее уважение, которое вполне могло восприниматься как поддержка такой позиции.

Конечно, самое серьезное испытание веры наступает в эпоху, когда все разрешено. И мы видим, что это испытание свободой многие не выдерживают. Не выдерживают и в Европе, в тех странах, где вера никогда не запрещалась и никогда не было преследований за веру. К этому приходят и бывшие социалистические страны Восточной (или Центральной) Европы, и на пространстве бывшего Советского Союза. Это время, когда вера напрямую сталкивается с духом века сего. То есть это испытание, которое идет против того атеизма и антиклерикализма, который сеет враг рода человеческого.

Конечно, там срабатывают и другие механизмы. Любой человек, противопоставляющий себя Церкви, чаще всего делает это потому, что не хочет работать над собой, над изменением себя: каяться, поститься, не хочет любого духовного труда. А самая лучшая отговорка такая же, как и у сатаны: а все такие, люди занимаются ерундой. Не я в чем-то плох, не мне надо каяться и исправляться, нет, у меня все в порядке: все так живут, и я так живу. Просто люди занимаются ерундой, и мне смешно, что они это делают. Именно это имел в виду в свое время Христос, когда сказал: «Вас будут преследовать». Потому что если все так живут – и вдруг один праведник, который так не живет, он уже будет вызывать раздражение всех. Как же все, если один уже нет? И раздражение будет очень сильным. Поэтому Христос говорит, что принес любовь, но и принес не мир, а, получается, меч, который разделяет даже родню. Именно потому, что никогда грех не согласится с тем, что святость – это норма.

Поэтому надо говорить подростку, что быть собой, быть не как все – на это тоже нужно мужество. И что это, может быть, не менее серьезное исповедничество. Когда всеобщее отношение негативное, не осуждая других, тем не менее сохранять свое. И тут надо не сомневаться, а все-таки верить и доверять, доверять себе и тому голосу, который в тебе. А идти на поводу у всех и быть как все не требует большого мужества, это как раз самый простой путь. Поэтому надо готовить к тому, что это трудно, непросто, осуждаемо, и кто-то, может быть, даже отвернется. При этом не впадать в осуждение других людей, какую-нибудь демонстрацию своей веры, горделивое противопоставление себя. То есть это путь непростой и очень тонкий.

– Несет ли человек ответственность за то, что своим поведением отвращает кого-то от Церкви и Бога?

– Господь сказал, что тому, кто совратит кого из малых сих, лучше бы повесить на шею жернов и утопиться. Ведь это же вероломно – это ломает веру у других людей. Когда люди искушают других своим поведением, особенно если они принадлежат к Церкви и особенно если принадлежат к клиру, то осуждение из-за твоих некрасивых поступков переходит на всю Церковь. Апостол Павел в свое время говорил, что для него идоложертвенное ничто, потому что идол – это ничто. И тем не менее говорил, что лучше вообще никогда не будет есть никакого мяса, чтобы только кого-то не искусить. Настолько это важно и серьезно. И, конечно, все воцерковленные люди и особенно клирики особо чувствуют и этот внимательный, пристальный взгляд, и осуждение.

Но те, кто хотят хаять, хотят осуждать, так и будут осуждать, тут на них не угодишь. А если речь идет о человеке, который только ищет свой путь, здесь, конечно, очень важно, чтобы была искренность. Чтобы человек видел, что христиане не только могут ошибаться, но что они могут каяться, просить прощения, что они могут переживать из-за того, что у них что-то не получается, и что это нормальный путь христианина – вставать и падать, падать и вставать.

– Если молодой человек понимает, что в Церкви, в храме священник ведет себя не так, как он этого ожидал, как ему преодолеть это искушение?

– Мне очень понравилось, как ответил один батюшка, к которому пришли жители из соседней деревни:

«А почему вы пришли ко мне крестить своего ребенка? У вас есть свой храм, свой батюшка». – «Ну, батюшка, Вы же знаете про этот храм и этого батюшку то, что все про него знают?» – «А вы на что? Сколько он вам грехов отпускает, вы что, не можете за него помолиться? Придите к нему и возьмите у него благословение каждую неделю вечером собираться в храме и молиться акафистом “Неупиваемой Чаше” за его здоровье».

Потом я спросил, чем закончилась эта история. Люди пошли, взяли у батюшки благословение. Сначала он им просто давал ключ, они приходили, читали акафист. Потом он стал заходить смотреть, как они читают акафист о нем. А потом был им сердечно благодарен за то, что они его отмолили.

В данном случае люди почувствовали, что батюшка отвечает за них, но они-то никогда за него не молятся. Хоть раз помянули за утренней или вечерней молитвой своего, можно сказать, духовного наставника? Да ни разу. Это они его бросили на произвол судьбы. Так что это реальный случай.

– Кстати, он позволяет посмотреть под другим углом на какие-то наши проблемы. Время передачи летит незаметно, уже прошло больше половины нашей беседы. Можно попросить провести ликбез для родителей, у которых ребенок уже подросток, будущий студент, и сказать, что им нельзя делать? Допустим, пять вещей, которые нельзя делать с подростком, если мы хотим сохранить его психическое здоровье.

– Во-первых, нельзя не уважать подростка, проявлять неуважение, пренебрежение, высокомерие к нему: кто ты такой? да ты никто. Нельзя не прислушиваться к его мнению, не уважать его, не пытаться как-то договориться. Нельзя вести двусмысленную жизнь, то есть говорить одно, а на деле транслировать другое, – это действительно дезориентирует. Нельзя унижать.

Мне кажется, очень важно не отождествлять подростка с теми нехорошими ситуациями, в которые он попадает. То есть нельзя клеить ему ярлык: ты плохой человек, ты негодяй, ты совершаешь плохие поступки. А, например, сказать так: у тебя получаются нехорошие поступки, ты еще не смог преодолеть какие-то вещи, но ты это преодолеешь. Нельзя подрывать веру подростка в его изначальную праведность, потому что он создан по образу и подобию Божию, и считать, что все задуманы Богом как хорошие, а он – как плохой.

Нельзя подрывать веру в любовь Божию, когда родители постоянно говорят: Бог тебя накажет и т.п. Бог тебя любит: Он за тебя распялся, Он за тебя жизнь отдал – вот это самое главное. И больше всего Бог хочет твоего счастья, хочет, чтобы ты был спасен, чтобы ты реализовал те дары, которые Он тебе дал, чтобы с тобой не случались плохие вещи. Мне кажется, это является самым главным.

– Если все-таки случаются ситуации, когда нарушен контакт с дочерью или сыном, который, допустим, уехал поступать в другой город и ведет себя там совершенно не так, как его воспитывали все эти годы. Как родителям найти силы?

– Перечитать притчу о блудном сыне. Вообще, неслабое чтение для родителей: каждый родитель сможет поступить так, как поступил отец блудного сына.

Помнить, что иногда у человека есть свой особый путь. Одна мама тридцать лет молилась за своего сына, который вел грешную жизнь, у которого были внебрачные отношения. В конце концов она его как-то отмолила. Он написал книжку «Исповедь», он стал святым – это Блаженный Августин. А ее причислили к лику святых за то, что она не переставала молиться за него. Ее пример тоже очень показательный.

Самое главное, чтобы ребенок знал, что в любой ситуации, что бы с ним ни случилось, родительская любовь и любовь Божия неотменяемы, они с ним. И даже когда он попадает в совсем нехорошую ситуацию, родители все равно остаются с ним и продолжают его любить. И Бог его продолжает любить. И все равно они верят в него.

– Нужно верить до последнего в своего ребенка.

– И еще любить, причем любить без условий. А то бывает: я тебя люблю, если ты сделаешь то-то, а если это, то я тебя не люблю. Есть такой очень странный вопрос: «А за что мне тебя любить?» Так любят не за что, а любят вопреки всему. А за что Господу нас любить? Да вроде бы особо и не за что. Но ведь Он же любит.

– Также людей беспокоит вопрос о наказаниях: о том, какие еще могут быть меры воздействия, кроме разговоров?

– Интересно, что само слово «наказание» означает «научение». В начале учебного года мы молимся «о добром наказании отроков». Не о том, чтобы их хорошо покарали, а о том, чтобы они хорошему научились. То есть наказание – это, прежде всего, научение. Поэтому, мне кажется, в наказании должен быть какой-то вывод – как потом не попадать в такую ситуацию, как из нее достойно выйти. Это первое.

Второе – мне кажется, что главное не кара, а помощь. Ситуация некрасивая, но родители все равно готовы помогать ребенку и распутать даже сложные, запутанные жизненные узлы.

– Получается, что наказания в советском понимании слова – ремень, угол – неприемлемы?

– Был совершенно замечательный человек, которого родители воспитывали очень строго: ставили под иконы в угол на горох, применяли к нему методы телесного воздействия. Человек вырос действительно очень хорошим, был исключительно интеллигентным и высоконравственным человеком. Да, он наизусть знал весь Часослов, мог прочитать в храме Шестопсалмие без книжки. Он очень хорошо относился к вере, но сам для себя выбрал отстраненный путь и даже на смертном одре не причастился. Это Антон Павлович Чехов.

Хотя, когда мы читаем его рассказы, например рассказ «Студент», то видим, какое у него глубокое отношение к вере. В своем имении он отремонтировал на свои средства церковь. У него оставались какие-то свои внутренние отношения с Богом, но внешняя церковность была отравлена тем воспитанием, которое он получил в детстве. Для него это была одна большая травма.

– Как родителю понять, что он не воспитывает, а травмирует ребенка?

– Помню, как-то один батюшка, у которого было много детей, что-то очень громко кричал на одного из своих чад, а матушка с кухни кричала ему: «Отец имярек, твои дети будут атеистами!»

И это как-то заставляло его задуматься.

Как Господь поступает в Евангелии? Топает ли Он ногами, бросает ли Он камень в грешницу, которую к Нему привели? Мы видим, что Господь крайне деликатен, Он очень бережен. Конечно, он кричит на фарисеев, на менял в храме. Бывает, что Он повышает голос на тех, кто считает себя как бы служителями храма, но превращает его в вертеп разбойников.

Господь говорит: «Горе вам, фарисеи», но «горе вам, грешницы, горе вам, блудники» и т.д. не говорит никогда. Он говорит, что пришел не к праведникам, а грешникам, как врач к больным.

– То есть родителям надо всегда надеяться на милость Божию, что в деле взросления Господь не оставит человека?

– Да, и всегда чувствовать, что ты можешь или помочь, или, наоборот, помешать, отвратить.

– Вопрос от взрослой женщины, сын которой, к сожалению, скончался от наркомании, и она испытывает чувство вины перед своим уже умершим сыном, что не смогла его защитить, уберечь. Как поступать родителям?

– Конечно, надо сказать, что иногда ответственность предполагает не только наше желание хорошего, но и все-таки некоторые знания. Сегодня очень многое нам дает христианская психология, в том числе и в работе с зависимостями, и в очень многих других ситуациях. Издательство «Никея» издает замечательные книжки, например «Душа вашего подростка», «Независимость» – о том, как жить, освободившись от зависимости, и многие другие ценные книги, которые дают нам знания, как работать с тем или иным недугом и как не допустить тех или иных ошибок, то есть откуда все это берется.

Поэтому мне кажется, что ответственность подразумевает еще и какую-то компетентность. Мы же не говорим, что человек, который ничего не знает о вере, пойдет и будет катехизатором, но считаем, что сначала он должен чему-то научиться, пройти какие-то курсы и потом уже катехизировать. А эти вопросы жизненно важные, и здесь как нигде важно быть компетентным.

– На каких авторов ориентироваться? Чьи книги и лекции искать родителям, если они хотят воспитать ребенка достойно?

– Если по вопросам зависимостей, то очень хорошие книги вышли у Валентины Дмитриевны Москаленко: «Возвращение к жизни» и «Когда любви слишком много». Книга Петра Дмитриевского «Путь к не-зависимости». Книга «Выход есть», посвященная сложной проблеме, когда ребенок может запутаться в своей гендерной идентичности. Есть много хороших книг. Мне кажется, что издательство «Никея» очень хорошо отбирает авторов, и в этих книгах освящаются действительно самые актуальные вопросы.

Вообще, надо сказать, с книгами по психологии очень тяжело. Это такой вал, что если прийти в книжный магазин, там будет просто бездна книг по психологии, бездна психологических школ, направлений, даже такие, которые конфронтируют друг с другом. Поэтому, конечно, голова идет кругом. Но мне кажется, что в этом смысле христианские психологи удачно сочетают в себе и веру, и определенную, неразмытую нравственную позицию и, кроме того, сочетают это с научным взглядом и всем позитивным, что накопила научная психология.

– То есть можно сказать зрителям, что общее направление – это поиск Ваших книг и книг издательства «Никея», в которых поднимаются различные сложные вопросы и которые написаны православными психологами. Это важно, потому что время эфира ограниченно, а когда тема интересная, люди продолжают интересоваться и задают вопросы.

И конкретные вопросы. Что делать, если родители чувствуют, что у ребенка зависимость от компьютера?

– Это проблема серьезная и, надо сказать, во многом недооцененная. Есть кадры, где заснят ребенок, которого лишили компьютера. У него просто горят глаза, руки трясутся, полное ощущение, что это наркоман во время ломки, то есть это действительно очень сильная зависимость. Папа одной девочки, чтобы она подготовилась к ЕГЭ и поступлению в вуз, забрал из комнаты системный блок и монитор, через какое-то время он услышал ее крик, она стояла на перилах балкона и сказала, что считает до пяти. Если ей не вернут системный блок и монитор, она сиганет вниз с десятого этажа.

То есть эта зависимость, оказывается настолько сильной, что от нее очень трудно избавиться. И тут, во-первых, надо не допускать формирования этой зависимости, а если уж она сформирована, то, как всегда и строится работа с зависимостями, надо вытеснять это чем-то позитивным. Нельзя просто забрать, и все. На чистое, выметенное место приходят семь худших бесов. Нужно дать такую стратегию в жизни, которая бы вытеснила эту зависимость и как-то помогла человеку держаться на плаву.

Понятно, что нельзя доводить до такого состояния, когда ребенок полностью теряет контакт с родителями. Он должен чувствовать уважение к себе как личности, любовь к себе как человеку и готовность помочь ему, то, что он в любом случае не остается одиноким, а родители – это люди, которые в любой ситуации за него. Тогда не будет желания совсем уходить в этот виртуальный мир. Потому что компьютерная зависимость – это такой комплексный враг: здесь создается и своя, параллельная, жизнь, и свое, параллельное, общение, вообще как бы все свое. Получается, что человеку реальный мир просто не нужен. А для этого надо помочь ему справляться с проблемами, которые существуют в этом реальном мире. Помочь найти друзей-помощников в этом реальном мире, чтобы не уходить в мир виртуальный.

– Это универсальный совет не только для предупреждения компьютерной зависимости, но вообще для воспитания счастливого ребенка.

К сожалению, у нас остается чуть больше минуты. Может быть, в эти пасхальные дни Вы дадите краткое напутствие родителям?

– Самое лучшее напутствие, которое всегда повторял Иоанн Богослов: любите друг друга. Надо действительно очень любить и очень уважать своих детей. Если есть любовь, тогда и все остальное будет получаться. Потому что в делах любви нет закона, нет правил. И то, что мы делаем и то, и это, значит, что мы любим. Мы любим, а значит, и все остальное мы сделаем правильно. Поэтому я хочу поблагодарить всех телезрителей и поздравить их с этими пасхальными днями. Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Отец Петр, благодарим Вам за беседу. И завершающий момент для наших телезрителей: если вам интересна тема о подростковом воспитании, ищите книги отца Петра Коломейцева, книги издательства «Никея», где можно почитать о том, как наладить взаимоотношения со своими детьми.

Ведущий Антон Пепеляев

«Православное воспитание детей в ДОУ» статья (старшая группа)

«Православное воспитание детей в ДОУ»

В настоящее время между государственными институтами и религиозными организациями формируются отношения партнерства в вопросах духовного, нравственного и культурного воспитания, просвещения и образования детей.

Актуальность проблемы связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

В современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет – это сенситивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многолетних православных традиций.

Важность введения основ православной культуры в детском саду вызвана необходимостью обеспечения преемственности дошкольного и общего образования, т.к. с 2012 г. во всех школах России введен новый курс дисциплины «Основы православной культуры и этики».

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

Цель: Создание организационно-методических условий, обеспечивающих приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям в рамках апробации содержания программ, направленных на ознакомление с основами православной культуры.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных, мы выделили следующие задачи:

Задачи:

— Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность );

— Формирование первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной истории;

— Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божьими как основой нравственной жизни человека;

— Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.

— Содействие освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

— Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;

— Содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости, проявлению этих чувств.

— Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Духовно-нравственное воспитание на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки, вызывают народные и православные праздники.

Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы, Масленицы, разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масленицу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.

По моему мнению, наиболее эффективными методами и приемами в процессе формирования духовно-нравственной культуры у дошкольников является:

— поучение, разъяснение, проблемная ситуация, положительный пример, анализ и оценка нравственных и безнравственных поступков;

— личный пример адекватного эмоционального реагирования воспитателя, иллюстрации (предъявление для восприятия картины с изображением эмоций людей, схематичные изображения эмоций, демонстрация мультфильмов нравственного содержания, прослушивание музыки, рассказ воспитателя о своих чувствах и переживаниях в ситуациях нравственных и безнравственных, создание ситуаций эмоционального переживания, психологические тренинги, направленные на самопознание (воздействие на эмоциональный компонент нравственной сферы дошкольников);

методы стимулирования (одобрение, похвала, доверие, оценка, поощрение, благодарность);

— методы торможения (порицание, предупреждение).

Особого внимания заслуживает привлечение детей к решению проблемных жизненных ситуаций, предполагающих нравственный выбор, поскольку именно этот прием открывает детям возможность проявить нравственное поведение, выразить нравственные чувства.

Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Изучением игры, как ведущей деятельностью дошкольников занимались такие известные ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Вообще, как известно, помимо игры, у дошкольника есть ряд других важных «дел». Он и рисует, и лепит, и конструирует, и вырезает и т.д. Однако именно игра — фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте. Прежде всего потому, что только она способна вырвать ребенка из оков повседневного бытия. В этом состоит ее колоссальная развивающая сила. Игра вводит детей в новый «необыденный» мир — мир социальных отношений людей, их общих смыслов.

Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».

Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать — будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм святого Иакова. Дети при желании ставят свечи за здоровье своих мам и пап и всех других близких.

Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками — живописцами были изобразители церковной живописи.

Необходимо отметить, что доминирующая роль в православном воспитании детей отведена родителям. Педагоги детского сада стараются создать условия для реализации этого принципа. Таким условием является включение родителей в жизнь детского сада, поскольку семья и детский сад не могут заменить друг друга. Преемственность выражается установлением доверительного делового контакта между семьѐй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Получаемые родителями знания о жизни ребѐнка в православной группе детского сада реализуются в семейной жизни, воспитываемые у ребѐнка ценности, укладываются в ценности семьи. Таким образом, жизнь ребѐнка становится гармоничной лишѐнной внутреннего конфликта. Уклад жизни детского сада естественным образом становится продолжением уклада семейной жизни и наоборот. На протяжении первых шести лет жизни ребѐнок проходит огромный путь духовно-нравственного становления. Нравственные качества, приобретаемые им в детстве, остаются на всю жизнь.

А закончить своѐ повествование хочется словами православного педагога- писателя С.С. Куломзиной: «Мы должны понять, что никакой стройной системы нельзя сразу вложить в головы маленьких детей. Главная задача педагога – всѐ время поддерживать в сознании детей целостную картину мира и любую новую информацию крепко связывать со всем комплексом предшествующих детских знаний. Это верный залог будущего системного мышления, которое реально можно развить в детях в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей «Азбука воспитания ребенка»

Белик Иоланта
Консультация для родителей «Азбука воспитания ребенка»

Каждому человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали и уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех В делах, учебе и на работе и чтобы он мог себя реализовывать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Ребенку это тем более необходимо.Поэтому придерживайтесь следующих правил:

А. Активно слушайте своего ребенка то есть, возвращайте ему беседе то, что он хотел вам поведать, обозначая при этом его чувства.

Б. Больше доверяйте своим детям, делитесь с ними своими

чувствами. Если ребенок вызывает у вас своим. поведени-

ем отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

В. Вместе значит на равных. Общие дела-сближают роди-

телей детей. Но не вмешивайтесь дело, которым занят

ребенок, если он не просит помощи.

Г. Гордитесь своим ребенком и иногда говорите ему об этом

это поможет вам защитить его от заниженной самооцен-

действия и поступки ребенка можно и нужно иногда осу-

ждать выказывать свое недовольство, но не его самого и

не чувства в целом.

Е. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь,

обязательно помогите ему.

Ж. Желайте своему ребенку того же, чего бы пожелали себе.

Чаще вспоминайте себя В детстве.

З. Знайте, что похвала -оценка и одобрение не одно и то же.

Поддерживайте успехи и огорчайтесь неудачам вместе.

И. Иногда позволяйте вашему ребенку встречаться с отрица-

тельными последствиями своих действий (или бездейст-

вия) Голько тогда он будет взрослеть и становиться более

самостоятельным.

К. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от пер-

вого лица. Сообщайте о своих переживаниях, о себе, а не о

его поведении. Если вы беседуете с расстроенным или огор-

ченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Жела-

тельно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Л. Личность и способности детей развиваются только в той дея-

тельности, которой они занимаются по собственному жела-

нию и с интересом. Не требуйте от ребенка невозможного,

или трудновыполнимого Вместо этого посмотрите, что вы

можете изменить в окружающей ситуации.

M. Мамины и папины требования не должны вступать в явное

противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Н. Недовольство действиями ребенка не должно быть система-

тическим, иначе он перестанет воспринимать его. Наказывая

ребенка, лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохо.

О. Обнимайте своих детей, пока они не выросли выше вас, но

даже и тогда им требуется ласка.

П. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть то есть

любите его не за что-то, а просто за то, что он есть!

Р. Рискуйте, постепенно снимая, с себя заботу и ответствен-

ность за личные дела ребенка, его учебу это развивает.

самостоятельность и укрепляет доверие к вам.

C. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы

ребенка.

Т. Требуйте от детей то, что они уже могут делать или го-

товы научит, соразмеряйте собственные ожидания с воз-

можностями ребенка.

У. Услышьте и постарайтесь понять хотя бы своих детей. Лю-

бой ребенок должен чувствовать себя нужным в семье.

Х. Хорошим правилам родители пытаются научить каждого

ребенка, но они должны быть выполнимы, их не должно

быть много и они должны быть согласованы взрослыми

между собой.

Ц. Цените минуты общения с ребенком. Прежде чем автома-

тически приказать, похвалить, наказать, посоветовать,

обозвать, оскорбить или осмеять ребенка подумайте,

понравилось бы это вам.

Ч. Чаще используйте в повседневном общении приветливые.

фразы в детстве мы узнаем о себе только из слов и отно-

шения себе близких.