О геноциде

Восстановление скрытой истории вдоль армяно-турецкой границы

Совместная работа двух фотографов — армянки и турчанки — повествует о жизни скрытых армян по обе стороны границы.

Обручение между кузенами в мусульманско-армянской семье. Некоторые армяне в Турции предпочитают жениться на родственниках ради сохранения своего наследия, культуры и традиций, 2015 г. © Anahit Hayrapetyan / 4Plus

От жителей из нескольких деревень, расположенных вдоль турецкой границы с Арменией, доходят слухи о необычном прецеденте 2015-ого года. В регион, на удивление всем, без своих мужей и с фотоаппаратом в руках приехали две женщины — армянка-христианка Анаит Айрапетян и мусульманка из Турции Серра Акчан. Они обошли весь регион вороша неприятное прошлое столетней давности.

Женщины искали «скрытых армян», христианские предки которых пережили то, что историки считают геноцидом, совершённым Османской империей, начиная с 1915-ого года и в ходе которого погибло почти 1,5 миллиона армян. Турецкое правительство отвергает термин геноцид.

Так называемые скрытые армяне, которых искали фотографы, являются потомками переживших геноцид армян — в основном женщин и детей — которых принимали и обращали в ислам местные курдские, турецкие и арабские семьи. В некоторых из более отдалённых деревень Турции, посещённых Айрапетян и Акчан, из-за страха перед репрессиями со стороны соседей от армян скрывалась их этническая и религиозная принадлежность. Родители редко рассказывали своим детям об их армянских корнях. Многие даже не разговаривали на родном языке, чтобы дети не знали его и не интересовались своей родословной.

Кисмет — армянин-мусульманин, чей дед пережил геноцид. Турция, 2015 г. © Anahit Hayrapetyan / 4Plus

Грануш — армянка-мусульманка. Она живет со своими детьми и внуками на холмах Сасуна. 2015 г. © Serra Akcan / NarPhotos

В день празднования хны перед свадьбой Лейлы и Иззета, молодой курдской пары, проживающей в микрорайоне Ханчепек дистрикта Сур, старого армянского поселения, в Диярбакыре, Турция, 2009 г. © Serra Akcan / NarPhotos

Серра Акчан и Анаит Айрапетян встретились в 2006 году в рамках армяно-турецкого фотопроекта. Оказалось, что у них много общего. Будучи двумя женщинами фотографами в патриархальном обществе, они стали близкими друзьями, морально поддерживая друг друга в процессе работы.

В 2009 году в рамках совместного проекта они решили запечатлеть жизнь армян и турок по обе стороны границы. В течение следующих восьми лет Айрапетян и Акчан делали снимки в деревнях и городах вдоль границы. Время от времени Анаит брала с собой самого младшего ребёнка из трёх детей.

Несмотря на сложившиеся препятствия, всвязи с присутствием армянки на турецкой стороне границы и турчанки на армянской, Акчан говорит, что совместная работа двух фотографов была превыше всего.

Местные жители в деревне Гомк, Сасун. Их семья является одной из немногих христианских семей в Сасуне, 2015 г. © Anahit Hayrapetyan / 4Plus

Изображения Девы Марии возле армяно-турецкой границы в Анипемзе, 2017 г. © Serra Akcan / NarPhotos

Армянская женщина идёт домой в селе Чэнгили, г. Муш, в котором проживают в основном курды заза. В 1914 году в Муше и окрестных деревнях проживало около 75 000 армян. Сейчас большинство населения состоит из турецкого и курдского народов, 2015 г. © Serra Akcan / NarPhotos

«Мы делаем этот проект, потому что хотим изменить единственное наиболее распространённое утверждение и в Армении и Турции — армянский и турецкий народ являются врагами», — говорит она. «Благодаря совместной работе, люди начинают понимать, что мы можем быть друзьями, сёстрами».

Анаит Айрапетян, соучредитель 4Plus, коллектива армянских женщин-фотографов, говорит, что они «никогда не скрывали, что Серра турчанка, или что я армянка» во время работы.

«Такой подход делал нашу работу сложнее, но гораздо прозрачнее, — говорит Анаит, — «потому что семьи понимали, о чём будет наша работа».

Когда они начинали проект о жизни людей по обе стороны границы, они мало что знали о скрытых армянах курдских и арабских деревень на турецкой стороне. Женщины узнавали о них всё больше и больше в процессе работы. Поэтому в 2015 году Серра и Анаит посвятили себя поискам этих армян, брали интервью и фотографировали их.

Отзывы и реакция людей зависели от деревни. В курдских областях армянам часто было легче говорить, рассказывает Айрапетян, потому что курдский народ сейчас «переживает трудные времена с правительством» и «честно смотрит на прошлое, и раскаивается в своей причастности в геноциде».

Жёны мусульманского армянина, отец которого пережил геноцид. Женщина слева — армянка, а женщина справа — арабка. Турция, 2015 г. © Anahit Hayrapetyan / 4Plus

Курдская женщина стоит в дверях своего тандыра, где выпекают хлеб. Этот тандыр построен с использованием камней старого монастыря Сурб Карапет города Муш. До сожжения и разграбления в период геноцида, монастырь считался важным объектом, 2015 г. © Anahit Hayrapetyan / 4Plus

Армянская женщина берёт питьевую родниковую воду в армянской приграничной деревне Багаран, 2009 г.

Армянка-мусульманка держит изображение Моны Лизы в Малатье. В городе осталось несколько жителей армянского происхождения, и большинство из них предпочитает не говорить о своём происхождении, 2016 г. © Anahit Hayrapetyan / 4Plus

Многие из скрытых армян говорили, что до недавнего времени не знали о своём происхождении. Один мужчина поведал женщинам, как однажды последовал тайком за своей бабушкой, которая сказала, что отправляется собирать травы в близлежащих холмах. В итоге он увидел, как она молилась в руинах армянской христианской церкви на непонятном ему языке.

Эта история имела особое значение для Серры Акчан, потому что когда ей было 30 лет, она узнала о своей скрытой связи с геноцидом, о котором её отец никогда ей не говорил. Бабушка её отца была армянкой. В 1915 или 1916 году её нашли в семейном саду в восточной Турции, когда она, будучи подростком, пряталась там. Её приютила семья, она приняла ислам и позже влюбилась и вышла замуж за старшего сына из этой семьи. Несколько лет спустя родился дед Серры Акчан.

После того, как историю забывают, её трудно снова восстановить, отмечает Айрапетян. Многие люди в Турции, в том числе и в правительстве, отрицают, что события, которые привели к гибели более миллиона армян в период между 1915 и 1921 годами, когда-либо существовали.

«Может быть, через 100 лет некоторые люди будут утверждать, что вовсе не было никакой сирийской войны», — говорит она. «И многие будут писать, что не было геноцида армян. Это игра больших стран, а Армения — маленькая страна без большого влияния. Так устроен мир. Вот почему для нас важно сохранить истории этих людей».

Курдянка моет овечью кожу в озере Ван. Собор Святого Креста на острове Ахтамар расположен в Ване, который раньше был армянским городом, 2015 г. © Serra Akcan / NarPhotos

Старый армянский район в Муше. Мечети были армянскими церквями до 1915 года. Турция, 2015 г. © Anahit Hayrapetyan / 4Plus

Армянская незабудка: Вечной памяти жертв геноцида 1915 года

24 апреля армяне всего мира отмечают самую скорбную дату в своей истории: годовщину начала «Великого Злодеяния» – геноцида 1915 года

В конце марта 2018 года в Армении было на удивление тепло и солнечно даже для столь южной широты. Нежная зелень, цветущие сады и столь долгожданные каждым русским человеком после нашей долгой зимы майские запахи. В те дни еще ничто не предвещало апрельских политических волнений. Завершался Великий пост: скромные в своем внутреннем убранстве армянские храмы украшались свежей зеленью, традиционной в канун великого праздника Входа Господня в Иерусалим, на Руси широко известного как Вербное воскресенье.

В те дни мы, участники международной конференции «Традиционные ценности – вызовы современности», собрались в Эчмиадзине – древней духовной столице армян. Тема обсуждения была более чем острой: как наша восточно-христианская цивилизация способна противостоять тому колоссальному внешнему давлению, которое в разной степени затронуло все народы разрушенной столетие назад Империи. Разрушенной в результате исторической катастрофы, одним из прологов к которой стали кровавые события 1915 года, вошедшие в историю как геноцид армян. Той самой катастрофы, о которой в Армении знает каждый младенец, а на многих домах, автомобилях и даже на одежде можно встретить ее скорбный символ – фиолетовую незабудку.

Мы выходим из эчмиадзинского храма святой преподобномученицы Гаянэ (Гаиании) – памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО и места погребения нашей общей святой, почитание которой объединяет различающиеся в догматике Армянскую Апостольскую и Поместные Православные Церкви. Воздух свеж и прозрачен: вдали, за турецкой границей, виднеются две вершины Арарата, напоминающие в том числе и о трагических событиях столетней давности.

Фото: www.globallookpress.com

На пути к трагедии

Историческая память – штука сложная, а порой и причудливая. Каждый русский (по меньшей мере, старшего поколения) знает, пусть зачастую не благодаря урокам истории, а произведениям Лермонтова и Льва Толстого, об Отечественной войне 1812 года. Слава Богу, свежа память о Великой Отечественной войне и еще живы ее последние ветераны. А вот о другой Великой войне, Первой мировой, в советские годы прозванной «империалистической», мы практически ничего не знаем. А еще меньше, чем ничего – о ее Кавказском фронте, поражение русских войск на котором привело к трагическим последствиям для всех народов региона. И самой кровавой стала трагедия армянского народа, потерявшего, по разным подсчетам, до полутора миллионов человек – около половины армян всего мира.

Конечно, истоки геноцида несложно найти в религиозных противоречиях турецкого и армянского народов. Мусульмане против христиан. Но этот ответ слишком прост. И его явно не хватает, чтобы понять смысл случившегося: того, что произошедшее – отнюдь не цивилизационный антагонизм, а прямое порождение современного мира. То, чего нельзя было ожидать в средневековой Османской империи (при всем ее отношении к христианским народам как второразрядным подданным – «зимми»), произошло в период после победы либерально-националистической прозападной Младотурецкой революции 1908 года. Именно на младотурках, сторонниках секуляризации общественной жизни, а вместе с тем – радикальных националистах, лежит основной груз ответственности за геноцид армянского населения Османской империи в годы Первой мировой войны.

Геноцид 1915 года

Армянская трагедия столетней давности изучена историками столь же досконально, как и трагедия еврейского народа в нацистской Германии и на оккупированных ей территориях. Собственно, параллелей между Геноцидом армян и Холокостом очень много. Оба были спровоцированы секулярно-националистической политикой: с одной стороны, как уже говорилось, младотурок, с другой – немецких национал-социалистов. Конечно, подобные трагедии не возникают на пустом месте, и в обоих случаях существовали бытовые межэтнические и межрелигиозные конфликты. Но их перерастание в поистине сатанинскую ненависть людей друг к другу – всецело на совести политиков, подменивших исконные традиции народов секулярно-националистическим симулякром.

Так и в начале Первой мировой войны — после того, как в январе 1915 года Русская императорская армия при поддержке армянских добровольцев одержала решительную победу в Сарыкамышском сражении, младотурецкое правительство в качестве мести организовало массовое уничтожение армян. Началось все с разоружения и убийств армянских военнослужащих османской армии. После этого началась депортация армян из приграничных (прифронтовых) районов, а затем и других мест их компактного проживания в пустынные районы Османской империи. Параллельно 24 апреля (именно поэтому сей день стал символическим) из Константинополя была выслана армянская интеллигенция.

Фото: www.globallookpress.com

В дальнейшем трагические события нарастали подобно лавине. Даже некоторые османские чиновники были поражены зверствами, происходившими во время депортаций. Приведем лишь одной свидетельство процедуры высылки армян из Трапезунда, приведенное турком Саидом Ахмедом:

Вначале османские чиновники отобрали детей… Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения «четтес», которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям «четтес». Отобранные дети также были высланы и убиты…»

Впоследствии все очень сильно напоминало гитлеровское «окончательное решение еврейского вопроса». Концлагеря, массовые убийства и еще более массовая гибель от условий содержания. И в итоге – чудовищная трагедия одного из самых древних христианских народов мира. Трагедия, последствия которой сложно оценить в полной мере, но сам факт, что в Армении живет менее трети армян мира, во многом связан с событиями 1915 года. Как с событиями тех лет связано и то, что главный символ всех армян – гора Арарат – находится за пределами Армении.

Фото: www.globallookpress.com

Непростые выводы

Конечно, иные специалисты возразят: но почему вы не говорите о том, что в те же годы в Османской империи пострадало немало представителей турецкого населения, в том числе, и от рук армянских националистов? А с другой стороны, игнорируете выступления турок в защиту армян? Нет, с этим не поспоришь. Было. А потому мы должны понимать, что факт геноцида – это не повод к исторической непримиримости, к тому, чтобы два древних народа на веки вечные стали врагами. Ведь это, как минимум, было бы не по-христиански. Да и не по-мусульмански.

Главный вывод, который всем нам стоило бы сделать из случившегося: что этническая гордыня – это главная опасность для существования любой древней традиции и любой цивилизации. Мы видим, как на фоне армянской трагедии рухнули две столь разные в частностях империи – Российская и Османская. Обе в той или иной мере наследовали Ромейскому царству – Византии, и обе представляли опасность для тех, кого сегодня мы иронически именуем «нашими западными партнерами». Потому и младотурки, и большевики в одном оказались «близнецами-братьями»: посредством гражданских войн и гибели миллионов соотечественников они смогли до основания разрушить два уникальных, основанных на традиционных религиозных основаниях государства-цивилизации.

Фото: www.globallookpress.com

В канун Дня памяти жертв Геноцида армян в самой Армении снова было беспокойно. Но искренне хочется надеяться, что у чад этого древнейшего христианского государства хватит исторической памяти и мудрости не наступать на грабли, на которых уже вдоволь оттоптались многие народы нашей империи. Надеюсь, освободившись от столь опостылевших коррупционеров, армяне, подобно малороссам, не допустят в высокие кабинеты либеральных «евроинтеграторов», чье умение грабить собственный народ никому не нужно доказывать.

Храни тебя Бог, цветущая Армения! Христос Воскресе!