О добрых делах не говорят

Можно ли рассказывать о своих добрых делах? Когда это будет показухой, а когда нет?

Как отличить рийа от искреннего намерения?

Вопрос.

Можно ли людям рассказывать о своих хороших делах, не для того, чтобы похвастаться и не с плохими намерениями, а просто так? Если да, то в каких случаях?

Ответ.

Деяние, которое было совершено не с целью достичь довольства Всевышнего, а ради хвастовства называется «рийа» (показуха). Если дело было совершено ради милости Аллаха, без корысти и не ради мирских интересов, то оно не относится к риййа.

К сожалению, в современном мире, особенно в немусульманских странах, многие деяния из сунны Пророка (мир ему) забываются. В этом случае совершать некоторые деяния открыто является наилучшим, чем делать их тайно. Ведь добрый, бескорыстный поступок одного человека может послужить примером для другого. Нет ничего плохого в том, чтобы открыто распространять забвения Сунны среди мусульман. Однако даже в этих случаях нужно следить за чистотой своих намерений!

Любое поклонение должно совершаться лишь ради Аллаха и Его милости. Если человек неискренен, то рийа уничтожает саваб за чтение Корана, совершение намаза, продержанный пост, выплаченный закят и т.д.

В священном Коране сказано:

«О верующие! Не теряйте награду Аллаха за ваши благодеяния, сопровождая их попрёками или обидой и показывая людям, что вы оказываете благодеяния нуждающимся; иначе вы уподобитесь тем, которые тратят своё имущество ради славы или похвалы от людей, не веря в Аллаха и в Судный день» (Сура «Корова», 2/264).

Наш Пророк (мир ему) говорил:

«Несомненно, что самой страшной вещью для вас является малый ширк: (рийа) показуха» (Тирмизи, «Худут», 24).

На самом деле, каждый человек знает, ради чего он совершает определенный поступок. Если искренне «заглянуть» в свою душу, и задаться вопросом: «Для чего я это делаю? Ради кого это?», то можно увидеть то, что движет нами: желание достичь довольства Аллаха или же восхищения, одобрения и похвалы окружающих нас людей?

Возможно и обратное, порой шайтан наущает человека, внушая ему мысль о том, что его действие совершается не искренне, не ради довольства Аллаха, тем самым человек вовсе отказывается от этого дела, лишая себя награды и милости Всевышнего. Важно прочувствовать эту тонкую грань, следить за искренностью своего намерения.

Рассмотрим два примера:

Допустим, вы находитесь на каком-либо мероприятии и наступило время намаза. Вы осторожно спрашиваете человека «совершаете ли вы намаз?», чтобы в случае утвердительного ответа понять, как дальше себя вести, где вам обоим можно совершить молитву и как лучше это сделать. В данном случае это не будет считаться рийа, поскольку в вашем вопросе прослеживалось лишь благое намерение.

Рассмотрим обратную ситуацию: вы находитесь в окружении малоизвестных вам людей, и по наступлению времени намаза, невзначай задаете вопрос: «А вы читаете намаз?». Если это было сделано ради того, чтоб пристыдить человека и поставить его в неловкое положение или для того, чтобы продемонстрировать свою набожность, чтобы потешить свой нафс «внутренним самолюбованием», то это будет рийа.

Предпочтите милость Аллаха, а не восхищение людей; довольство Аллаха, а не угождение людям…

Зачем делать добро. Афоризмы о добре

С детства ребенка учат определенным правилам социального поведения. «Делай добро» – одно из них. Однако в силу разных причин и дети, и их родители часто не соблюдают это правило, тем не менее на их жизнь это мало влияет. Так стоит ли делать добро другим людям?

Делая добро, вы получаете от этого радость

Люди не похожи друг на друга в силу разного типа воспитания, социальных привычек и взглядов на жизнь. Чем больше делаешь добра — тем больше счастья получаешь. Правда ли это? Для кого-то огромной радостью является покормить голодного котенка, свернувшегося клубочком на пороге подъезда, а кто-то пройдет и даже его не заметит. И дело здесь не в том, что кто-то в силах помочь, а кто-то нет. В основном помочь могут все, но только дело в желании. Добро наполняет человеческую душу счастьем, ведь нет ничего лучше, как видеть благодарность на лице человека, которому помог. Сделав добро, человек чувствует такое же удовольствие, как и тот человек, которому он смог помочь. Но не всегда.

Добро – это основа человека, его стержень, стремление и вера. Если этого качества в человеке нет, он не будет пытаться сделать добро, так как не понимает, что хорошего оно может принести конкретно ему. Такие люди являются эгоистами, и они, не делая добра, превращаются в злых людей. Как же реагировать на таких людей и стоит ли к ним относиться по-доброму?

Чтобы убить зло, нужно делать добро злым людям?

На этот счет у мудрых людей один ответ: к добрым людям и злым нельзя относиться одинаково, добрые люди заслуживают доброго отношения, а злые – справедливого. С этим тяжело не согласиться, так как другое поведение просто противоречит человеческой природе — сейчас довольно редко можно встретить человека, который после удара по щеке готов подставить другую. Люди привыкают к тому, что вынуждены выживать, а значит, вынуждены бороться со злом. При этом зло не может наказываться злом, следует искать другие мирные пути.

Злые деяния неизбежно отравляют человеческую душу. Поступать со злыми людьми нужно согласно справедливости. К примеру, если один человек постоянно обижает другого и делает ему гадости. Не помогают ни слова, ни просьбы, и даже равнодушное отношение никак на злодея не действует. Если ответить ему тем же – это может быть воспринято как зло, да и, в принципе, если поступить подобно обидчику, сам мало от него отличаешься. Что значит справедливо? Это значит, что так как человек не заслуживает хорошего отношения, к нему следует относиться пренебрежительно и не делать ему ничего доброго. В любом случае меры справедливости у всех разные, поэтому каждый волен выбирать сам, что для него значит справедливое отмщение злу.

Добро не может быть равнодушным

Каждый человек наблюдает за тем, сколько зла происходит на нашей земле – войны, убийства, страшные болезни, случайные смерти. И многие беды, к сожалению, происходят не только из-за того, что кто-то делает зло, а из-за того, что добрые люди не хотят противостоять ему и молча наблюдают за происходящим. И это поведение многими мыслителями приравнивалось к злу. Его следует подавлять, когда оно только начинает зарождаться, и с добрыми делами ждать не стоит, так как любое ожидание может принести больше бед, чем само зло.

Разве можно пройти мимо человека, который искренне просит прохожего о помощи? Возможно, именно от его участия зависит, сможет страдалец выжить или нет. Если его руку оттолкнуть, это будет тоже зло. К сожалению, люди не всегда понимают, что они делают зло, так как меры этого понятия у всех разные, а само зло никогда не признается, что оно таково по своей природе. Поэтому каждый день нужно сеять вокруг себя семена добра, и вскоре они взойдут пышным садом для тех, кто искренне делал хорошие поступки.

Добро не нужно пересчитывать, как яблоки на рынке

Если спросить у нескольких человек о причинах, по которым они делают добро, – ответы будут разные. Кто–то это делает по воле своей души из добрых побуждений, а кто-то делает это для себя. И дело здесь не в простой радости от того, что человек поделился с кем-то своей добротой, а в том, что он будет рассчитывать, что и ему теперь обязаны делать добро. На этот счет у народной мудрости один ответ – добро не терпит исчислений и записи в календаре. Человек не должен ждать, что из-за добрых дел все камни на его пути будут убраны, он должен принимать все последующие события смиренно.

Надо делать добро и не ждать вознаграждения. Не стоит жить по правилу «ты – мне, я – тебе», ведь к человеческим отношениями нельзя применить правила торговли на рынке. Если от человека, которому помогли, требовать сделать что-то взамен, получается, что добро можно купить и продать, а это не так.

Отнимая любовь к добру – отнимаешь прелести жизни

Добро – это улыбки, смех, радость и счастье и для того, кому сделали добро, и для того, кто поступил по-доброму. Человеческая природа такова, что люди испытывают потребность о ком-то заботиться и кому-то помогать. Для некоторых помощь себе – главная задача, и это эгоисты, которые никогда не познают, в чем состоит настоящее счастье. Для других делать добро – это такая необходимость, как дышать и есть. Не совершая добро, человек чувствует себя пустым и никому не нужным. Поэтому если человек стремится сделать доброе дело, нельзя его от этого отговаривать, так как в этом состоит смысл его жизни.

Творите добро — и вы избежите зла

Добро подобно бумерангу — обязательно вернется к человеку, который его совершил. То же самое касается и зла. Любые плохие мысли и поступки будут отомщены, а добрые деяния будут вознаграждены добром. Люди, делающие добро другим, постепенно вытесняют из мира зло, а значит, уменьшают возможность его появления. Сегодня вы поможете нуждающемуся и спасете его от голодной смерти, а завтра кто-то пожертвует деньги на операцию неизлечимо больному человеку. Так добро будет распространяться и вскоре победит проявления зла.

Дурные привычки с добром не уживаются

Можно ли научиться делать добро — вопрос спорный. Во многом это зависит от самого человека, и готов ли он ради доброго дела поступиться своими желаниями. Уже одно желание стать добрее многого стоит и является основой для своего перевоспитания. Доброта сегодня довольно дефицитное качество, но именно от нее зависит, сможет ли этот мир еще существовать или вскоре погибнет. Согласно афоризмам, злые черты характера полностью отступают перед добрыми делами. Делая добро и видя его последствия, человек уже никогда больше не сможет сотворить зло.

Добро создает вокруг человека маленький мир, в котором царит хорошее настроение, улыбки, счастье и доброта. Разве можно из этого мира уйти добровольно? Только в том случае, если человек имеет природное влечение к злу. Для него психологически важно видеть страдания и боль других людей, и чаще всего такая потребность у человека возникла из-за сложного детства, вот почему нельзя допускать, чтобы ребенок был несчастен и одинок, даже если он для вас чужой.

Делать добро нужно безусловно и безмерно

Добро – вещь, которая не может закончиться, и потому им следует делиться со всеми, кто в этом нуждается и кто этого заслуживает. Вокруг столько несчастных и отчаявшихся людей, для которых чужая доброта является спасением. Не следует экономить на доброте, если имеете возможность, помогите и сделайте доброе дело. Это прекрасно, когда чувствуешь в себе силу помочь, значит, уже не зря живешь на этой земле. Не делайте добро условным, ведь сделанное по указу доброе дело теряет свое могущество.

Афоризмы о добре

Рассуждений о природе добра и необходимости совершать добрые дела очень много, с помощью них мудрецы делились своей мудростью, мировоззрением и жизненным опытом. Афоризмы о добре имеют очень глубокий смысл и помогают человеку решить для себя, стоит творить добро или нет. Один из известных афоризмов говорит о том, что тот, кто слишком много рассуждает, что нужно делать добро, теряет время, отпущенное на свершение добрых дел.

Смысл многих афоризмов в том, что совершение добра – истинная радость, и что попытка отобрать желание творить добро приравнивается к попыткам отнять прелесть жизни. Также нередко встречаются афоризмы о том, что добро – бессмертно, и за добрые дела нужно расплачиваться только добром.

Пришло время делать добро! Творите его и будьте счастливы!

Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай ими. « Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить. — презентация

1

2

3 Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай ими. » Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни » Л. Н. Толстой.

4 «Добрый, добрый…» Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно. Это непросто. Не хвалитесь добротой, не делайте хотя бы зла!» Да, быть добрым очень трудно, потому что добрые дела делаются не для себя, а для кого-то, значит, человеку надо уделить внимание, потратить время и силы.

5 » Добро есть вечная высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша не что иное, как стремление к добро »

6 «Доброе слово и кошке приятно» — гласит народная мудрость, а как часто мы говорим добрые слова благодарности, любви, признательности? Уж если кошке приятно, то людям это необходимо как воздух!

7

8

10 Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом. Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту! (А. Чепуров)

11 Добро и зло творить всегда Во власти всех людей, Но зло вершится без труда, Добро творить трудней. Фаррухи

12 Нам – даже самым злым – понять пора: Посеяв зло, мы не пожнём добра. Фирдоуси

13 Всё, кроме доброты, лишь блажь и суета. Всё преходяще здесь, но вечна доброта. Масуд Сад Салмант

14 Совершая доброе деянье, Не жди добра в ответ. Сведёт такое ожиданье Добро твоё на нет. ***

15 Приносят счастье добрые дела, Тот счастлив, Кто не делал людям зла. Насир Хосроев

16 Твори добро, чтобы, любя, Добро тебя нашло, Зла не верши, чтоб и тебя не погубило зло. Джами

17 Выполнила уч-ца10 класса МОУ «Алгашинская СОШ» Шумерлинского р-н ЧР Глухова Людмила

-Я уже умер?-спросил человек.
-Угу,- кивнул демиург Шамбамбукли, не отрываясь от изучения толстой внушительной книги.- Умер. Безусловно.
Человек неуверенно переступил с ноги на ногу.
-И что теперь?
Демиург бросил на него быстрый взгляд и снова уткнулся в книгу.
-Теперь тебе туда,- он не глядя указал пальцем на неприметную дверь.- Или туда,- его палец развернулся в сторону другой, точно такой же, двери.
-А что там?- поинтересовался человек.
-Ад,- ответил Шамбамбукли.- Или рай. По обстоятельствам.
Человек постоял в нерешительности, переводя взгляд с одной двери на другую.
-А-а… а мне в какую?
-А ты сам не знаешь?- демиург слегка приподнял бровь.
-Ну-у,- замялся человек.- Мало ли. Куда там мне положено, по моим деяниям…
-Хм!- Шамбамбукли заложил книгу пальцем и наконец-то посмотрел прямо на человека.- По деяниям, значит?
-Ну да, а как же ещё?
-Ну хорошо, хорошо,- Шамбамбукли раскрыл книгу поближе к началу и стал читать вслух.- Тут написано, что в возрасте двенадцати лет ты перевёл старушку через дорогу. Было такое?
-Было,- кивнул человек.
-Это добрый поступок или дурной?
-Добрый, конечно!
-Сейчас посмотрим…- Шамбамбукли перевернул страницу,- через пять минут эту старушку на другой улице переехал трамвай. Если бы ты не помог ей, они бы разминулись, и старушка жила бы еще лет десять. Ну, как?
Человек ошарашенно заморгал.
-Или вот,- Шамбамбукли раскрыл книгу в другом месте.- В возрасте двадцати трёх лет ты с группой товарищей участвовал в зверском избиении другой группы товарищей.
-Они первые полезли!- вскинул голову человек.
-У меня здесь написано иначе,- возразил демиург.- И, кстати, состояние алкогольного опьянения не является смягчающим фактором. В общем, ты ни за что ни про что сломал семнадцатилетнему подростку два пальца и нос. Это хорошо или плохо?
Человек промолчал.
-После этого парень уже не мог играть на скрипке, а ведь подавал большие надежды. Ты ему загубил карьеру.
-Я нечаянно,- пробубнил человек.
-Само собой,- кивнул Шамбамбукли.- К слову сказать, мальчик с детства ненавидел эту скрипку. После вашей встречи он решил заняться боксом, чтобы уметь постоять за себя, и со временем стал чемпионом мира. Продолжим?
Шамбамбукли перевернул еще несколько страниц.
-Изнасилование — хорошо или плохо?
-Но я же…
-Этот ребёнок стал замечательным врачом и спас сотни жизней. Хорошо или плохо?
-Ну, наверное…
-Среди этих жизней была и принадлежащая маньяку-убийце. Плохо или хорошо?
-Но ведь…
-А маньяк-убийца вскоре зарежет беременную женщину, которая могла бы стать матерью великого учёного! Хорошо? Плохо?
-Но…
-Этот великий учёный, если бы ему дали родиться, должен был изобрести бомбу, способную выжечь половину континента. Плохо? Или хорошо?
-Но я же не мог всего этого знать!- выкрикнул человек.
-Само собой,- согласился демиург.- Или вот, например, на странице 246 — ты наступил на бабочку!
-А из этого-то что вышло?!
Демиург молча развернул книгу к человеку и показал пальцем. Человек прочел, и волосы зашевелились у него на голове.
-Какой кошмар,- прошептал он.
-Но если бы ты её не раздавил, случилось бы вот это,- Шамбамбукли показал пальцем на другой абзац. Человек глянул и судорожно сглотнул.
-Выходит… я спас мир?
-Да, четыре раза,- подтвердил Шамбамбукли.- Раздавив бабочку, толкнув старичка, предав товарища и украв у бабушки кошелёк. Каждый раз мир находился на грани катастрофы, но твоими стараниями выкарабкался.
-А-а…- человек на секунду замялся.- А вот на грань этой самой катастрофы… его тоже я?..
-Ты, ты, не сомневайся. Дважды. Когда накормил бездомного котёнка и когда спас утопающего.
У человека подкосились колени и он сел на пол.
-Ничего не понимаю,- всхлипнул он.- Всё, что я совершил в своей жизни… чем я гордился и чего стыдился… всё наоборот, наизнанку, всё не то, чем кажется!
-Вот поэтому было бы совершенно неправильно судить тебя по делам твоим,- наставительно произнёс Шамбамбукли.- Разве что по намерениям… но тут уж ты сам себе судья.
Он захлопнул книжку и поставил её в шкаф, среди других таких же книг.
-В общем, когда решишь, куда тебе, отправляйся в выбранную дверь. А у меня еще дел по горло.
Человек поднял заплаканное лицо.
-Но я же не знаю, за какой из них ад, а за какой рай.
-А это зависит от того, что ты выберешь,- ответил Шамбамбукли.
Петр Бормор «Игры демиургов»