Николай можайский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Чудотворная икона Николая Чудотворца является одним из наиболее чтимых православных образов Святых. Божественному изображению обращаются в молитве при различных жизненных ситуациях, и как утверждают большинство людей, при искреннем прошении верующих он быстро откликается, и приходит на помощь к нуждающимся.

Как выглядит икона Николая Чудотворца

Божественный лик очень почитают и поэтому он имеется во многих церквях и храмах. Рассмотрим наиболее известные из них:

  • Поясной. На этой святыне чудотворец изображен по пояс, держа в левой руке Евангелие, а правой благословляя. Святой имеет в качестве убранства пурпурную фелонь (длинная и широкая полоска материи с изображениями крестов, как знак архиерейской власти), а также омофор, который представляет собой некое уподобление епископу Господа в покровительстве спасения православного народа. Левая рука образа покрыта ризой и омофором, тем самым выражая свое почтение к Божественному Слову;
  • Никола Можайский. Святой здесь нарисован держащим в левой руке крепость, а в правой – меч. Такой лик олицетворяет защитника православных городов;
  • Ростовой. Здесь образ изображен с разведенными руками, напоминая позу Оранты и имея в качестве облачения поручи, ризу и фелонь с под которой видны омофор и палица.

В чем помогает икона Николая Чудотворца и ее значение

В культуре средневековья православный лик представлял собой необыкновенное явление, к котором художник пытался познакомить человека с духовным миром и где он помогал ему найти собственный путь к преображению. Поэтому значение иконы Николая Чудотворца для всех верующих людей необычайно велико.

Его лик присутствует во многих домах православных христиан, оберегая их тем самым от бед, а также потребности в чем-либо принося домочадцам достаток и покровительство Святого.

К чему снится икона Николая Чудотворца

Если в своем сне человек увидел, что божественное изображение ожила и говорит ему некую информацию, то значит такой сон можно считать вещим.

Как правило, его трактуют как благоприятный знак, то есть в скором времени неожиданно в жизни сновидца станут происходить невероятные чудеса.

В чем помогает икона Николая Чудотворца

Во многих мировых религиях чтят образ святого, а на Руси в его честь было возведено большое количество храмов, и в каждой церкви можно найти его божественное изображение.

А вот чем помогает чудотворный лик:

  1. Оберегает странников и моряков. Святой еще при жизни в молитве мог в пути останавливать бури и прочую непогоду. По некоторым сказаниям молодой Никола смог воскресить упавшего с мачты моряка, он также спал еще одного моряка по пути в Миру из Александрии;
  2. Оберегает лик торговцев и детей. Покровитель всегда очень любил детей, и хорошо откликался на молитвы матерей о своих детях;
  3. Икона Святого Николая Чудотворца помогает и в примирении враждующих, оберегает от недругов и является покровителем воинства. При жизни Чудотворец был добродушным человеком, который с легкостью мог примерять врагов. И по сей день в мольбе о примирении обращаются к нему люди;
  4. Обращаются в молитвах к Святому и в поисках своей второй половины, а также прозвонят мобелень образу и на замужество;
  5. Помогает лик и тем, кто желает исправиться, а также и невинно осужденным людям, которые находятся в тюремном заключении. Чудотворец спасает молящих от плена темницы и даже от смерти.

Полезная информация: молитва Николаю Чудотворцу о помощи мечты сбываются

Чудеса иконы Николая Чудотворца

Помощь в сохранении беременности. Светлане давно хотелось стать матерью, однако более двух месяцев беременность не длилась. Как-то раз в Воскресной школе девушку попросили вышить чудотворное изображение ко Дню любви, семьи и верности. Во время работы женщина не переставая молила о помощи Чудотворца, и уже спустя 9 месяцев у Светланы родилась прелестная дочь;

Оберегает от опасности. Елена Бестужева рассказала чудо, которое произошло с ее отцом, когда он был на фронте. Бабушка Елены неустанно молилась за своего сына Святому лику. Как-то раз, когда ее отца осенью перебрасывали поближе к линии фронта, добравшись до места, они окопались и уставшие положились спать.

Папа Лены неожиданно проснулся от того что его кто-то тормошит за плечо, когда он проснулся, то увидел старика в белой рубахе на выпуск. Тот сказал ему: «Ваня беги, беги!». Отец резко подскочил и побежал, но потом он подумал, откуда старичку взяться на линии фронта? Он остановился и обернулся и в этот момент в окоп попала бомба и все, кто там находился были убиты;

Когда проводится празднование

Праздник в честь Святого изображения устраивают несколько раз в год:

  • 6 декабря / 19 декабря (по новому стилю) – Никола зимний;
  • 9 мая/ 22 мая (по новому стилю) – Никола вешний. Установлено это празднование в честь перенесения святых мощей в итальянский город Бари;
  • 29 июля/11 августа (по новому стилю) – рождество Святого Николая.

В каких храмах находится чудотворный лик

Так как списков этой иконы существует огромное количество, то мы расскажем о местонахождении некоторых из них:

  • В храме Христа Спасителя в Москве находится Святой образ, который был написан в Бари, где был построен базилик Св. Николая;
  • Почитаемое изображение Николы в житии на Пресне в Храме Рождества Иоанна Предтечи, однако лик с аналогичным сюжетом можно увидеть на Песках в храме Спаса Преодражения;
  • В Елехове имеется другой чудотворный образ Святого. В кафедральном соборе представлены частицы мощей и список, на котором изображены свт. Никола, вмц. Варвара и свт. Василия Великого;
  • Увидеть колпинский лик Чудотворца можно в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» в Санкт Петербурге.

А вот так следует читать молитвы к Чудотворцу

Молитва 1-я

«О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва 2-я

«О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь».

Храни Вас Господь!

Святитель Николай – святой, почитаемый во всём христианском мире. Он родился спустя три столетия после рождения Христае и был епископом в одном из греческих городов. Изображения этого святого обычно похожи. Николай изображается на иконах в образе старца в церковных одеждах, одна рука которого сложена в жесте благословения, а другая держит книгу Евангелия. От распространённого изображения отличается образ Святого Николая Можайского взявшим свою иконографическую особенность из города Можайска при чудесных обстоятельствах спасения города от иноземных захватчиков.

Обычно Николай Угодник считается добрым помощником нищих, бродяг и сирот. В Можайском же его образе вооруженный мечом святой приобрел грозный и воинственный вид. Появление необычного для иконографии Николая Чудотворца облика связывают с преданием о чудесном спасении. Можайск был осажден врагами, а жители города стали молиться Николаю Чудотворцу, и вдруг в небе над собором возник Святитель Николай в грозном виде — В одной руке он держал меч, а в другой – крепость и церковь. Враги в страхе бежали, а жители Можайска в благодарность за чудесную помощь святого вырезали из дерева икону, на которой запечатлели Николая Чудотворца в том виде, каким запомнили его в видении. На самой первой скульптуре Николы Можайского, вырезанной в пятнадцатом веке из дуба, Святой Николай получил в руки вместо Евангелия град с церковью и меч.

В советские годы полутораметровую скульптуру пятнадцатого века перевезли из Можайска в Третьяковскую галерею.
Святой Николай Можайский нередко именуется Никола Ратный и покровительствует воинскому сословию.

В Град Святого Николы Можайского. Можайский кремль.

Решила поддержать проект Яндекс-Дзен «Дома нескучно» и пригласить Вас в виртуальное путешествие в подмосковную глубинку — в славный город Можайск. Раз уж вынужденное сидение дома в самоизоляции привязывает всех к четырём стенам, почему бы не использовать это время с пользой, расширить свой кругозор и насладится прекрасными видами русской природы Средней полосы. Так как путешествие виртуальное, то устраивайтесь поудобнее в мягком кресле с чашечкой ароматного горячего чая с лимоном и отправляемся на нашем автодоме в золотую осень земли Можайской. В верховьях Москвы-реки, в 110 км к западу от столицы расположился город с богатой историей, город воинской славы. Но цель нашей поездки несколько иная — город вошёл в историю, став одним из православных центров Московской Руси благодаря особо почитаемой иконе Николы Можайского.

Направляемся сразу к Николе Можайскому, то есть к воротам древнего Можайского кремля. Там нас буйством красок и ягод встречает рябина, около которой припарковываем машину.

Никольский собор поставлен в можайском кремле очень удачно (на самой верхней точке высокого холма) и виден издалека, со многих точек города. Поражает своими размерами и необычным видом, построен в романтическом стиле псевдоготики.

Кремль в Можайске не дожил до наших дней, но на его месте частично сохранились несколько крепостных стен, въездные ворота, Ново-Никольский собор и Петропавловская церковь. Длина стен Можайского кремля составляла около 600 метров, но сейчас осталось лишь 11 и частично Никольские ворота, фрагмент которых включен в ансамбль Нового Никольского храма. На фото ниже въездные ворота и стены, которые были построены значительно позже.

Никольский (Ново-Никольский) собор был построен в 1779-1812 годах на месте древних Никольских ворот кремля. После Великой Отечественной войны сильно пострадавший собор был восстановлен без купольной ротонды над центральной частью, куда попала бомба. После реставрации в нём разместилась трикотажная фабрика, и лишь в 1980-х годах его вместе с прочими зданиями на кремлёвском холме передали в ведение Государственного Бородинского военно-исторического музея. С 1994 года в соборе возобновились богослужения.

Николай Угодник с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах. Но в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град и стал Николой Можайским, или Ратным. Видение Святого Николая, возникшего на небе, в грозном виде стоящим над церковью с поднятым мечом , готовым опуститься на головы врагов, в одной руке и с градом Можайском в другой помогло изгнать татаро-монгол, которые в страхе бежали. За что благодарные жители вырезали из дерева изображение чудесного образа хранителя города, увиденного на небе, и разместили его в древнем Можайске на главных крепостных воротах Кремля. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее, а в Никольском храме Можайского Кремля установлена копия образа Николая Ратного Можайского, выполненная с оригинала.

Нам довелось побывать в Никольском соборе и в начале восстановления внутреннего интерьера

и позднее, когда собор обрёл отреставрированный вид.

Рядом с Ново-Никольским собором расположен Собор Петра и Павла (Старо-Никольский).

Первый храм на этом месте появился в XIV веке и был построен сыном Дмитрия Донского — князем Андреем Дмитриевичем. Но в 1844 году он рухнул, и на его месте был возведен Петропавловский собор (1849-1852). Храм был построен по образу церкви Петра и Павла с тем лишь отличием, что оригинал был белокаменным, а новый собор построен из красного кирпича. Как и большинство церквей, в 1930 году храм был закрыт, позднее в его стенах располагался городской музей и лишь в 2003 году его вновь вернули верующим.

Прогулялись по территории Кремля. Здесь расположен пямятник защитникам Отечества

Небольшой пруд и водосвятская Часовня.

Надеюсь, Вы виртуально вместе с нами прошлись по территории Можайского Кремля и прогулка доставила Вам удовольствие. А впереди у нас прогулка по самому городу Можайску.

Вы можете ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ.

Ставьте Лайки. Дискутируйте, спорьте, высказывайте свою точку зрения, задавайте вопросы в комментариях.

Хочу обратить ваше внимание на одну интересную поездку по Ленинградской области: Жемчужины Присвирья и познакомиться с нашей машиной для путешествий.

  • Жемчужины Присвирья (Начало пути)
  • Жемчужины Присвирья (Подпорожское деревянное кольцо).
  • Жемчужины Присвирья (Заонежье)
  • Наш автодом на базе ГАЗ-66

Святитель Николай Чудотворец – самый почитаемый святитель на Руси с древнейших времен – родился в Малой Азии во второй половине III века в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия в семье состоятельных родителей-христиан, в юности был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа Патарского. Дядя возвел его в сан священника. Вся жизнь святителя действительно была образцом христианского служения Богу и людям. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, которое отдал его на нужды благотворительности. Святитель Николай был епископом города Миры Ликийские в Малой Азии (современный г. Демре), его подвижническая жизнь и чудеса снискали славу еще при жизни. Святитель принял участие в Первом Вселенском соборе 325 года, на котором осудил ересь Ария, отрицавшего Божество Сына Божия Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, за пощечину нечестивому Арию он был лишен священства, Сам Спаситель и Божия Матерь принесли Николаю Евангелие и омофор – знаки святительского достоинства. Это событие называется Никейским чудом и изображается почти на всех иконах святого. Святитель Николай умер около 345 года и похоронен в городе Миры Ликийские. В 1087 году, когда город взяли турки, его мощи были перенесены в итальянский город Бари.

Местное почитание святителя началось сразу после его смерти. В Константинополе его культ оформился в IV – VII веках. На Русь почитание святителя Николая приходит с принятием христианства, с XI века получает широкое распространение. Иконографический тип Николы Можайского представляет святителя в рост с разведенными в стороны руками: в правой руке – меч, а в левой – символическое изображение города. Название закрепилось по месту нахождения чудотворного образа – г. Можайска. Впервые определение иконографии «Никола Можайский» произошло в конце XVI века в писцовых книгах Можайска для отличия от прочих изображений святого. Прототипом иконографии является резная деревянная скульптура святителя Николая. Создание скульптуры связывается с местной легендой: во время нападения на город его защитникам чудесно явился святитель Николай, стоящий в воздухе над собором с мечом в одной руке и с собором в другой руке. Собор в знак сохранения его был обнесен крепостными стенами. Устрашенный грозным видом святителя неприятель бежал, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления». Мнения исследователей об истоках иконографии различны. А.И. Некрасов считал ее заимствованной в Западной Европе, «где культивировался образ воинствующего епископа с мечом в руке». В.И. Антонова считает, что прототипом иконографии послужило распространенное изображение святителя Николая Зарайского.

Наиболее ранним изображением этого иконографического типа является скульптура «Никола Можайский» XIV века из собрания ГТГ. Она получила название «Можайский» по месту своего происхождения из города Можайска, откуда вывезена Н.Н. Померанцевым в 1933 году. Наибольшее распространение образы святителя Николая (Можайского) получают в скульптуре и иконописи XVI – XVII веков.

Память святителя Николая празднуется 6 декабря (19 декабря по старому стилю), 29 июля (11 августа по старому стилю, рождество святителя), 9 мая (22 мая по старому стилю, перенесение мощей).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство Х – начала XV века. М., 1995.

4. Калугин В.В. «Житие святителя Николая» в агиографическом своде Андрея Курбского. М., 2003.

5. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902.

6. Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997.

7. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

8. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

9. Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб, 1888 .

10. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

11. Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора. Происхождение древнего образа и его место в контексте русской культуры XVI в. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003.

12. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.

13. Турилов А.А. Сказания о чудотворных иконах в контексте их почитания на Руси // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000.

16. Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881.

17. Яковлев В.В. Сказание об иконе Николая Чудотворца «Круглая доска» и поздняя летописная традиция // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб, 1997.

18. Прот Николай Погребняк. Из истории иконографии святителя Николая.

19. Нечаева Т.Н. Некоторые иконографические типы святителя Николая чудотворца Мирликийского в русской иконописи XVI – XIX вв. (по произведениям иконописной коллекции ЦАК МДА).

20. Квливидзе Н. Иконография Святителя Николая // Юный художник. №2. 1995.

21. Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937.

22. Некрасов А.И. Статуя Николы Можайского. 1950. РГАЛИ, ф. 2039, оп. 1, ед.хр. 21/22. Машинопись.

23. Антонова В.И. Московская икона начала XIV века из Киева и «Повесть о Николе Зарайском» // ТОДЛ. М., Л., 1957. С. 375–392.

24. Рындина А.В. Иконный образ и русская пластика XIV – XV веков // Древнерусская скульптура. М., 1991. С. 15–19.

27. Петров Н.И. Резные изображения св. Николая Можайского и историческая судьба их // Труды XI Археологического съезда в Киеве. М., 1899.

28. «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004.

Под сенью Николы Можайского

Представляем вашему вниманию статью из сентябрьского номера журнала «Православный паломник».

Можайск – один из старейших городов Подмосковья, правда, от старины тут осталось совсем не- много. Опустошительные войны и советская власть сделали свое дело – на улицах очень мало старинных построек, а из 18 средневековых монастырей в городе остался лишь один. Тем не менее сюда приезжают со всего мира.

В древней цитадели

В Можайске всего несколько достопримечательностей, поэтому задержаться тут стоит всего на пару часов, а осмотр начать с Соборной горы. Попасть к ней можно с Комсомолmской площади, а если заблудитесь – достаточно спросить у любого прохjжего, как добраться до «Николки».

Здесь сейчас стоят Старо- и Ново-Никольские соборы 1814 и 1852 годов постройки соответ- ственно. Кстати, в конструкцию последнего вк лючены элементы крепостных стен Можайского кремля, ныне не существующего. Буду чи местным воеводой, князь Дмитрий Пожарский на месте старых укреплений в 1620-х годах строит современную каменную крепость. Но простоять ей было су ждено недолго. В 1780-х годах ее разобрали за ненадобностью. Если бы не основательный мост через глубочайший овраг, то и до сегод- няшнего дня кремлевский холм был бы неприступен.

Легенда о Николае Можайском

У города есть свой святой. Говорят, когда татары штурмовали Можайск и уже были близки к цели, Николай предстал перед врагами с мечом в руках и обратил захватчиков бегство. Его резной образ украшал главные городские ворота, а потом и Никольский собор. Кстати, икона святого до революции украшала и Никольскую башню Московского Кремля. В середине XVII века Павел Алеппский писал: «На вторых воро- тах снаружи – образ святого Нико- лая, который держит в правой руке обнаженный меч, а в левой – этот город, ибо он избавил его от злобы неверного Тамерлана».

К Ферапонту Белозерскому

От кремлевского холма на до выйти на площадь, свернуть налево и найти Перовскую улицу – на ней на ходится Якиманская церковь. Она построена на фундаменте древнего монастыря, от которого осталась лишь одна стена XIV века – самое старое сооружение Можайска.

Двигаясь дальше по дороге, мы выходим на окраину города, где расположился Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь. Хотя он был основан в XV веке, он единственный из 18 монастырей города сохранился до наших дней. Первым архимандритом Лужецкого монастыря стал преподобный Ферапонт (основатель Белозерского монастыря). Через сто лет над его могилой был воздвигнут храм.

Особого внимания заслуживает главный собор Рождества Пресвятой Богородицы XVI века, в котором сохранились фрагменты древних росписей. Здесь можно увидеть коло- кольню с усыпальницей, Надвратную церковь Преображения Господня, некрополь и фундамент храма пре- подобного Ферапонта, сложенный из старинных надгробий с замысловатыми орнаментами, вилообразными крестами и надписями на древнерусском языке.

В пяти минутах ходьбы от обители в деревне Исавицы находится «Колодец святого Ферапонта», по преданию, также открытый Ферапонтом Белозерским. В купелях паломники могут окунуться в ключевую воду. Отсюда открывается живописный вид на Москву-реку, который так любят фотографировать туристы. Тут же по соседству стоит дом-музей советского пейзажиста Сергея Герасимова.

На Париж!

После посещения Лужецкого монастыря мы прощаемся с Можайском и двигаемся на запад, на Бородинское поле, где двести лет назад в 1812 году произошла судьбоносная битва между русской и французской ар- миями. Туристам стоит помнить, что это не просто маленькая экспозиция, а огромная территория с деревня- ми, сельхозугодьями, памятными монументами… И даже если вы путешествуете на машине, пешком придется походить изрядно.

Из города попасть к мемориалу можно по Московской улице, переходящей в Бородинскую. Автобусы ходят довольно редко. Поэтому, если вы пеший, стоит воспользо- ваться такси – до деревни Горки, откуда обычно начинают осмотр, проезд будет стоить порядка200 рублей.

На краю деревни стоит памятник Михаилу Голенищеву-Кутузову – отсюда он командовал войсками во время боя. Рядом – братская могила советских воинов 5-й армии, павших в 1941 году. Сразу за холмом с памятником – бетонный дот, коих будет еще достаточно по дороге. Вместе они входили в можайский укрепрайон, защищавший Москву в Великую Отечественную войну.

Дальше от Горок можно идти пешком. На протяжении всего пути по обеим сторонам дороги будут стоять памятники отдельным боевым частям – большинство из них было поставлено к столетию Бородинско- го сражения в 1912 году. Поэтому ехать на машине и останавливаться каждые 70 метров или идти пешком – личный выбор каждого. Кстати, местные жители чрезвычайно приветливы и всегда будут рады помочь или угостить чем-нибудь.

О, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?

Следующая важная остановка – село Бородино. Стоит посетить старинную церковь Смоленской иконы Божией Матери (1701 года постройки). Она работает только во время служб, а также весь день в субботу и до обе- да в воскресенье. Отсюда уже рукой подать до Бородинского военно- исторического музея-заповедника (www.borodino.ru; (496) 385-15-46). Тут можно посмотреть экспозицию, в которой выставлены уникальные экспонаты, связанные с участниками войны, а также купить сувениры.

Напротив стоит часовня – монумент русским воинам – героям Бородинского сражения на батарее Раевского. А рядом могила князя Петра Багратиона, героя Отечественной войны, умершего от тяжелого ранения, полученного в Бородинском сражении. Кстати, и памятник, и могила, по сути, «новоделы». В 1932 году советские власти посчитали, что они не представляют никакой исторической ценности, и монумент был взорван. Кости полководца, наследника царского престола Грузии, были выброшены в кучу мусора. Его останки чудом нашли и опознали во время восстановитель-

Монастырь вдовьей скорби

Следуем далее – в селе Семеновское находится Спасо-Бородинский монастырь, посещение которого входит в обязательную программу экскурсии по мемориальному комплексу. Монастырь был основан Маргаритой Тучковой на том месте, где погиб ее муж – Александр Тучков. Для начала она решила установить памятник – деревянную часовню, а затем в 1818–1820 годах ее сменила каменная церковь Спаса Нерукотворного.

Вскоре сюда стали приезжать и селиться вдовы павших воинов. А уже в конце 1830-х годов Маргарита Тучкова продала все имущество, основала монастырь и стала первой его настоятельницей.

Особого внимания заслуживает храм-усыпальница в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Его главной святыней была полковая икона Ревельского полка, которым командовал Тучков. Перед входом на лестнице установлены два черных литых чугунных светильника – раньше в их основании лежали пирамиды из ядер.

Свой расцвет обитель пережила в 1912 году, в столетие Бородинского сражения. После революции положение монастыря сильно ухудшилось. И в 1929-м его закрыли, передав зда- ния трудовой коммуне. Они уничтожили иконы, разбили мемориальные доски, а в алтарях устроили туалеты. Только в 1970-е годы здесь была проведена реставрация. И к 1992 году монастырь возродился.