Некрещеный человек

Может ли человек считаться православным, если он не крещёный&nbsp

Многие из неверующих, которые душой чувствуют Божью благодать, а развращенным умом отрицают Бога, хотят знать — может ли некрещеный попасть в рай, если «он хороший и делает добро»? Евангелие об этом говорит совершенно четко: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5) или «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). А все рассуждения людей или священников о том, что «только Бог определяет посмертную судьбу человека, а нам надо надеяться на лучшее» — суть иезуитские слова, призванные усыпить бдительность человека. Очень хорошо об этом говорил убитый исламскими фундаменталистами отец Даниил Сысоев: «Ну и хорошо, что человек был добрый, всех любил и всем добро делал! Ну а Бог-то здесь при чем?» Действительно, православный человек делает добро во имя Божье, а атеист — ради морали или даже ради собственной гордыни. И это две огромные разницы — творить дела во славу Бога или помогать людям просто потому что это приятно. Православным это человека не делает. Но надежда стать «некрещеным православным» есть у любого. Вспомните евангельскую притчу о работниках одиннадцатого часа — о тех, кто может буквально в последний момент впрыгнуть в уходящий вагон Вечности и получить ту же награду, что и работники, служившие Богу с раннего утра (Мф. 20:1–16). Действие этой притчи Христос показал людям на кресте, когда сказал разбойнику висевшему от него по правую руку и умоляющего Христа «Помянуть его во Царствие Своем», «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Но рай был дан разбойнику не просто так. Отец Афанасий Гумров указывает, что разбойник. Погибая, сумел совершить три подвига. Во-первых, подвиг веры, ведь разбойник не видел чудес, которые совершал Христос, и все же уверовал. Во-вторых, — подвиг любви: умирая в муках, он смог обратить внимание на страдания другого человека и даже унимал другого разбойника, который хулил Спасителя, говоря ему: «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41). Третий подвиг, который совершил разбойник — это подвиг надежды. Умирая на кресте самой позорной смертью, он не отчаялся, а сумел обрести надежду, что еще не все потеряно. Преподобный святой Ефрем указывал, что благоразумный разбойник получил крещение чрез Таинство воды и крови, которые истекли из Христа от римского копья. Но все же обычным людям не стоит дожидаться такого мучительного испытания, чтобы прийти к вере в Бога.

В Евангелии говорится:

Между фарисеями был некто, именем Никодим, из начальников Иудейских. Он пришел к Исусу ночью и сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».

Исус сказал ему в ответ:

«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим говорит Ему: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?». Исус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». (Иоан.3:1–7).

Поэтому, если вы хотите войти в вечную жизнь, должны веровать, покаяться перед Богом во всех прежних грехах и креститься, чтобы быть рожденным от воды и Духа в жизнь вечную. Если же не хочешь вечной жизни, то зачем креститься? Но где нет вечной жизни с Богом, там будут вечные страдания — из-за удаления от Бога. Это называется адскими муками грешных.

Сейчас Бог, в этой жизни, не удаляется от нас до конца, поддерживает в нас жизнь, врачует раны и болезни и т.д. За гробом же Он остается не со всеми людьми, но лишь с теми, кто в земной жизни выбрал Его. А кто избрал иной путь (греховных наслаждений, удаления от Бога), тот только тогда остро ощутит, как мучительно быть отвергнутым от Бога. Ибо за грехом следует неизбежно расплата: бывшие удовольствия оборачиваются неутолимыми страданиями (для нераскаявшихся истинно и не изменивших свою жизнь к лучшему, к исполнению Божиих заповедей).

Бог не принуждает нас к добру, к исполнению заповедей, но предупреждает, что отступление от добра приводит к вечным мучениям. Выбор — за нами. Это как если водитель не будет исполнять правила движения, попадет в аварию, то будет сам виноват, а не те, кто узаконил правила. Крещение один раз в жизни дарует человеку без всякого наказания прощение всех грехов. А если человек совершает грехи уже после крещения, для него остается таинство покаяния (исповедь перед духовным отцом — священником). Но тут уже накладывается епитимия за грехи (духовное наказание), после исполнения которой человек может очиститься от греха. Нет человека без греха, поэтому все мы регулярно исповедуемся перед своими духовниками, чтобы очистить души от накапливающейся греховной грязи.

Правильное крещение совершается в три полных погружения в воду во имя Отца, и сына, и Святого Духа. Кто вместо крещения полит или окроплен, тот не рожден от воды и Духа. Мы крестим правильно, как заповедал Господь в Евангелии, как определено в Апостольских правилах.

о. Вадим Коровин, г. Саратов

Как вести себя некрещёным в православной церкви

Многие некрещёные люди опасаются заходить в православный храм, думая, что могут нарушить какие-то строгие правила и задеть чувства верующих и служителей.

На самом деле, правил не так много и не такие уж они строгие, как может показаться несведущему человеку. Рассмотрим самые главные.

Можно ли присутствовать некрещёному на службе

Прежде всего, нужно чётко уяснить: РПЦ не запрещает посещение православного храма не только некрещёным людям, но и атеистам, агностикам и представителям любых других конфессий. Любой желающий может зайти в церковь даже во время службы. Единственное исключение: согласно церковным канонам, некрещёному человеку нельзя присутствовать на Литургии, утренней службе, а если точнее, то именно на той её части, которая называется «литургией верных» и до самого окончания Таинства Евхаристии. Начинается эта часть словами: «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся…»

Но даже это правило не такое строгое, потому как если человек всё-таки зайдёт в момент Таинства в храм по незнанию, каким-то образом его наказывать или осуждать никто не будет. Такое легко может случиться, например, при посещении туристами больших столичных храмов, являющимися также памятниками истории и архитектуры. Если же некрещёный, зная об этом правиле, нарушит его, останется этот проступок целиком на его совести. Считается, что литургия верных может быть понятна только воцерквлённому человеку и носит сакральный смысл, поэтому некрещёному человеку присутствовать на ней не рекомендуется — в знак уважения к церковным канонам.

Если некрещёному человеку хочется побывать на службе, то делать это лучше во второй половине дня: вечерняя служба начинается обычно в 16:00. Ограничений по её посещению нет.

Что можно и чего нельзя делать в церкви некрещёному

По сути, запретов для некрещёных немного и в основном они ограничиваются правилами поведения любого воспитанного человека: в церкви нельзя шуметь, бегать, толкаться и просто вести себя неуважительно по отношению к другим людям.

Мужчинам не стоит заходить в православный храм в шортах, а женщинам — в мини-юбках или подобных откровенных нарядах в силу неуместности. При этом девушкам и женщинам необходимо покрыть голову платком, шарфиком, шляпкой, а мужчинам при входе в храм, напротив, нужно снять головной убор. Некрещёному человеку также не следует принимать участие в церковных таинствах, вкушать просфорки или пить святую воду, а также пытаться совершить какие-то магические обряды.

При этом даже некрещёный человек может молиться в церкви Богу,
прикладываться к образам, ставить свечи и подавать записки за крещеных родственников. При этом за некрещёных родственников, как живых, так и усопших, согласно канонам, молиться следует только дома. Накладывать на себя крест, то есть креститься, в церкви прежде принятия крещения не принято. Однако если всё-таки, опять же по незнанию, человек сделал что-то не так — неверно перекрестился, как-то не так повернулся или пришёл не в той одежде, служители или прихожане могут сделать вежливое замечание или высказать свою рекомендацию, но не более того. Бояться этого точно не стоит. Достаточно элементарного общепринятого уважительного поведения и понимания.

Если некрещёный человек хочет узнать о церковных правилах подробнее, то он может обратиться за простыми разъяснениями к церковницам — так называют женщин, работающих в церковной лавке. При этом следует помнить, что знают они далеко не всё, а могут лишь подсказать — допустим, можно или нельзя поминать человека, где находится та или иная икона и к какому священнику можно подойти, чтобы поговорить о вере.

С более серьёзными вопросами стоит обращаться к священнослужителю, дождавшись, когда он освободится после службы, лучше также вечером. Как правило, в больших храмах священники часто задерживаются именно для того, чтобы ответить на вопросы прихожан и тех, кто хотел бы принять крещение, но не знает, как это сделать.

Читайте также: Почему православные и католики крестятся по-разному