Натюрморт

Натюрморт

Натюрмо́рт

жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) — один из основных компонентов образной системы жанра Н. Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в Н. изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь,— рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ — насекомых, птиц, зверей, даже людей — может иногда входить в Н., но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в Н. вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта. Специфика жанра определяет повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объёмов, фактуре поверхности проблемам изображения. Цели Н. как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных задач или к естествоиспытательски точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию Н., а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение вещей в Н. имеет самостоятельное художественное значение; художник может создать в Н. ёмкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом. В историческом развитии Н., в его меняющемся в разные эпохи содержании специфически отражается социальная обусловленность искусства в целом.

Натюрмортные мотивы как детали композиций, декоративные и символические изображения вещей встречаются уже в древневосточном, античном и средневековом искусстве. Элементы Н., в которых можно видеть композиционно-тематические прообразы его развитых типов, входят в древнеримские фрески и мозаики начиная с 1 в. Применительно к классическому восточному, в частности китайскому и японскому, искусству трудно говорить о собственно Н.: форма художественного видения и система жанров существенно отличались здесь от европейских. Отчасти с жанром Н. сопоставимы произведения так называемого жанра «цветы и птицы», а также отдельные изображения фруктов (Цуй Бо, 2-я половина 11 в., Му-ци, 13 в. — в Китае; Огата Корин, 2-я половина 17 — начало 18 вв. в Японии).

Рождение Н. как самостоятельного жанра связано с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением станковой живописи и формированием разветвленной системы жанров. Уже в произведениях итальянских и особенно нидерландских мастеров эпохи Возрождения (См. Возрождение) наблюдаются небывалое внимание к материальному миру, привязанность к конкретно-чувственной красоте вещей, образы которых вместе с тем порой сохраняют символическое значение, часто присущее изображению предметов в средневекового искусстве. Историю Н. как жанра станковой живописи, и в частности его типа «trompel’oeil» («обманка»), открывает «Натюрморт» итальянского художника Якопо де Барбари (1504), в котором главное внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов. Однако распространение жанра Н. приходится на 2-ю половину 16 — начало 17 вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира. В картинах нидерландца Питера Артсена и его последователей, иногда ещё религиозных по сюжету, большое место уделено изображению кухонь и лавок с нагромождением снеди и утвари. Ботаническая точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца Я. Брейгеля Бархатного не меньше, чем их символика. 17 в. — эпоха расцвета Н. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных школ живописи. Становление итальянского Н. в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлекшими обращение художников к простым, «низким» мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских натюрмортистов. Излюбленные темы мастеров итальянского Н. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.) — цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги. В целом итальянскому Н. присущи ритмическое разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира. Традиции Караваджизма ощутимы и в испанском Н. с его любовью к отточенной пластике формы, выявленной контрастами светотени. Изображения вещей (часто обыденных) в испанском Н. отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта (Х. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском Н. Для него характерны внимание к живописной разработке световой среды, к разнообразию фактуры различных материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя — от изысканно скромного колорита «монохромных завтраков» В. Хеды и П. Класа до напряженно-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа («десерты»). Голландский Н. отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме «завтраков» и «десертов», «рыбы» (А. Бейерен), «цветы и фрукты» (Я. Д. де Хем), «битая дичь» (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорический Н. «vanitas» («суета сует») и др. Голландский вариант термина «Н.» — «stilleven» (первоначальный смысл — «неподвижная модель») — возник только в конце 17 в., объединив все эти разновидности. Фламандский Н. (главным образом «рынки», «лавки», «цветы и фрукты») выделяется размахом композиций: они многосоставны, величественны и динамичны; это — гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). В 17 в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Вожен) Н. С конца 17 в. во французском Н. восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства. Рядом с Н. цветов (Ж. Б. Моннуайе и его школа), охотничьим Н. (А. Ф. Депорт и Ж. Б. Удри) лишь изредка появляются образцы бытового Н. Но в 18 в. во Франции работает один из самых значительных мастеров Н. — Ж. Б. С. Шарден, чьи произведения выделяются особой глубиной содержания, свободой композиций и богатством колористических решений. Его образы мира повседневных вещей демократичны по своей сути, интимны и человечны, словно согреты поэзией домашнего очага. В середине 18 в. возник термин «nature morte», который отразил пренебрежительное отношение к Н. со стороны академических кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была «живая натура» (исторический жанр, портрет и др.). Но передовое искусство разрушало академическую иерархию жанров, тормозившую развитие Н. Композиционные штампы Н. изживались, и заново оценивались закономерности этой картинной формы. В 19 в. судьбы Н. определяют ведущие мастера живописи, работающие во многих жанрах и вовлекающие Н. в борьбу эстетических и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане и импрессионисты во Франции, эпизодически обращавшиеся к Н.). Вместе с тем 19 в. долго не выдвигал в Н. крупных мастеров, специализирующихся именно в этом жанре. На фоне рутинного салонного Н. 2-й половины 19 в. выделяются, в общем, традиционные работы француза А. Фантен-Латура и американца У. Харнета, своеобразно возродившего тип «trompel’oeil». Подъём Н. связан с выступлением мастеров Постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем. В конце 19 в. экспрессивные возможности Н. вплоть до остродраматического выражения социальной и нравственной позиции художника воплощаются в творчестве голландца В. ван Гога. Пластическое совершенство живописи, верной как природе, так и высоким идеалам картины, возрождает в Н. француз П. Сезанн. Этот жанр становится принципиальным для его творческой концепции, оказавшей большое влияние на развитие Н. (как и живописи в целом) в искусстве 20 в. С начала 20 в. Н. является своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера Фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители Кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо, Х. Грис и др.), используя заложенные в специфике Н. аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Проблемы (или же мотивы) Н. привлекают и мастеров более поздних течений — от художников, в разной мере сочетающих ориентацию на классическое наследие с новыми открытиями в живописи (Пикассо во Франции, А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии), до представителей Сюрреализма и «Поп-арта», чьи произведения в целом выходят за рамки исторически сложившегося жанра Н. Реалистические традиции Н. (нередко с подчёркнутой социальной тенденцией) в 20 в. представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.

И. С. Болотина.

К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград.

М. Сарьян. «Осенний натюрморт». 1961. Третьяковская галерея. Москва.

П. П. Кончаловский. «Сухие краски». 1912. Третьяковская галерея. Москва.

В. ван Гог. «Подсолнухи». 1888. Новая пинакотека. Мюнхен.

Х. Грис. «Натюрморт». Коллаж, уголь. 1914. Художественный музей. Филадельфия.

Г. Н. Теплов. «Натюрморт с нотами и попугаем». 1737. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.

И. Т. Хруцкий. «Цветы и плоды». 1839. Третьяковская галерея. Москва.

Ж. Б. С. Шарден. «Медный бак». Ок. 1733. Лувр. Париж.

Дж. Рекко. «Натюрморт с рыбами». 2-я пол. 17 в. Галерея Палатина. Флоренция.

Харменван Стенвейк. «Vanitas» («Суета сует»). 17 в. Городской музей «Лакенхал». Лейден.

Ф. Снейдерс. «Фруктовая лавка». 1-я пол. 17 в. Прадо. Мадрид.

Э. Баскенис. «Натюрморт с музыкальными инструментами». 17 в. Галерея Академии Каррара. Бергамо.

П. Клас. «Натюрморт». Сер. 17 в. Собрание Кастеллино. Неаполь.

Х. Санчес Котан. «Натюрморт». Нач. 17 в. Галерея изящных искусств. Сан-Диего (США).

Якоподе Барбари. «Натюрморт». 1504. Старая пинакотека. Мюнхен.

И. И. Машков. «Снедь московская: хлебы». 1924. Третьяковская галерея. Москва.

П. Сезанн. «Персики и груши». Конец 1880-х гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. натюрморт — Французское – nature morte («мертвая природа»). Слово «натюрморт» пришло в русский язык из французского в конце XIX в. Натюрморт – это термин, используемый в живописи и означающий «изображение группы предметов, таких как цветы, фрукты, рыба и тому подобное». Производные: натюрмортный, натюрмортист. Этимологический словарь Семёнова
  2. натюрморт — Дизайн Жанр изобразительного искусства, показывающий окружающие человека вещи, объекты живой природы, предметы быта. Словарь компьютерных терминов
  3. натюрморт — Заимств. в XIX в. из франц. яз., где nature morte «мертвая природа». Этимологический словарь Шанского
  4. натюрморт — натюрмо́рт Из франц. nature morte – то же. Этимологический словарь Макса Фасмера
  5. Натюрморт — (фр. nature morte, букв. – мертвая природа) – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвящается изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты и т.д.). Словарь по культурологии
  6. натюрморт — натюрморт м. 1. Жанр в изобразительном искусстве (главным образом в живописи и графике), посвященный изображению крупным планом неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи и т.п. 2. Картина с таким изображением. Толковый словарь Ефремовой
  7. НАТЮРМОРТ — НАТЮРМОРТ (франц. nature morte, букв. — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи) — посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.). Большой энциклопедический словарь
  8. натюрморт — Натюрморт, натюрморты, натюрморта, натюрмортов, натюрморту, натюрмортам, натюрморт, натюрморты, натюрмортом, натюрмортами, натюрморте, натюрмортах Грамматический словарь Зализняка
  9. натюрморт — НАТЮРМОРТ а, м. nature morte мертвая природа. 1. только ед. Изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой птицы, рыбы и т. п. (кроме пейзажа и человеческих трупов). Уш. 1938. Словарь галлицизмов русского языка
  10. натюрморт — орф. натюрморт, -а Орфографический словарь Лопатина
  11. натюрморт — -а, м. Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей (предметов, цветов, фруктов, снеди и т. д.), а также картина, рисунок с таким изображением. Взялась за натюрморт — горящая свеча в медном подсвечнике возле раскрытой книги. Малый академический словарь
  12. натюрморт — Это название одного из жанров живописи восходит к французскому словосочетанию nature morte, буквально означающему «мертвая природа». Этимологический словарь Крылова
  13. натюрморт — Натюрмо́рт/. Морфемно-орфографический словарь
  14. натюрморт — Натюрморта, м. (живоп.). 1. только ед. Изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. 2. Картина с таким изображением. Большой словарь иностранных слов
  15. натюрморт — НАТЮРМ’ОРТ, натюрморта, ·муж. (·франц. nature morte — мертвая природа) (живоп.). 1. только ед. Изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. (кроме пейзажа и человеческих трупов). Толковый словарь Ушакова
  16. натюрморт — сущ., кол-во синонимов: 2 картина 55 старуха 36 Словарь синонимов русского языка
  17. натюрморт — НАТЮРМОРТ -а; м. . Жанр изобразительного искусства — изображение неодушевлённых предметов (вещей, цветов, фруктов, снеди и т.п.); произведение такого жанра. Написать н. Н. с фруктами и цветами. Н. Кузнецова. / Разг. Толковый словарь Кузнецова
  18. Натюрморт — (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально — тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи)… Художественная энциклопедия
  19. натюрморт — НАТЮРМОРТ, -а, м. Старая женщина на пляже. Выставка натюрмортов. Толковый словарь русского арго
  20. натюрморт — НАТЮРМОРТ, а, м. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари. | прил. натюрмортный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова

НАТЮРМОРТ

НАТЮРМОРТ — жанр изо­бра­зительного искусства, по­свя­щён­ный изо­бра­же­нию не­оду­шев­лён­ных объ­ек­тов.

На­тюр­морт­ные мо­ти­вы вклю­ча­лись в сю­жет­ные ком­по­зи­ции уже в Древ­нем Егип­те: пред­ме­ты, изо­бра­жён­ные в на­стен­ной жи­во­пи­си и рель­е­фах гроб­ниц, име­ли сим­во­лическое зна­че­ние и долж­ны бы­ли, по­доб­но ре­аль­ным, слу­жить умер­ше­му в за­гроб­ной жиз­ни. От­да­лён­ны­ми пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми натюрморта мож­но счи­тать изо­бра­же­ния да­ров в ри­ту­аль­ных ше­ст­ви­ях на сте­нах древневосточных (ас­си­рий­ских, пер­сид­ских) и крит­ских двор­цов. Натюрморты, от­ра­жаю­щие яв­ле­ния по­все­днев­ной жиз­ни, встре­ча­лись в древнегреческой ва­зо­пи­си. Са­мое ран­нее в ис­то­рии опи­са­ние натюрморта -«об­ман­ки» со­хра­ни­лось у Пли­ния Стар­ше­го, рас­ска­зы­ваю­ще­го о ху­дож­ни­ке Зев­кси­се, ко­то­рый пер­вым столь ис­кус­но изо­бра­зил ви­но­град, что пти­цы, при­няв его за на­стоя­щий, сле­та­лись кле­вать его. Реа­ли­стич­ные ком­по­зи­ции из бы­то­вых пред­ме­тов, на­пи­сан­ные с ис­поль­зо­ва­ни­ем пер­спек­ти­вы, есть в древнеримской на­стен­ной жи­во­пи­си и на­поль­ных мо­заи­ках (Пом­пеи, Гер­ку­ла­нум, вил­лы Бос­ко­реа­ле). Час­то встре­чаю­щим­ся мо­ти­вом здесь бы­ла стек­лян­ная ва­за с фрук­та­ми. Де­ко­ра­тив­ные мо­ти­вы-эмб­ле­мы в де­ко­ре римских вилл име­ли ал­ле­го­рическое зна­че­ние: снедь и цве­ты оли­це­тво­ря­ли гос­те­при­им­ст­во хо­зя­ев и вре­ме­на го­да; че­реп — брен­ность жиз­ни (ино­гда он со­про­во­ж­дал­ся над­пи­сью «Omnia mors aequat» — «Смерть всё урав­ни­ва­ет»). От­го­ло­ски этой тра­ди­ции ощу­ти­мы в ран­не­хри­сти­ан­ских и ран­неви­зан­тий­ских мо­заи­ках с их прав­до­по­доб­ны­ми на­тюр­морт­ны­ми мо­ти­ва­ми в ре­лигиозных ком­по­зи­ци­ях. В средневековом ев­ропейском искусстве натюрморт как та­ко­вой от­сут­ст­во­вал; пред­ме­ты уп­ло­ща­лись и пре­вра­ща­лись в сим­во­лы ве­щей, зна­ки, оп­ре­де­ляю­щие об­ста­нов­ку, с ко­то­рой был свя­зан свя­щен­ный эпи­зод.

В пе­ри­од позд­ней го­ти­ки и Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния как у италь­ян­ских, так и у североев­ропейских мас­те­ров вновь воз­ни­ка­ет ин­те­рес к ма­те­ри­аль­но­му ми­ру и к кон­крет­но-чув­ст­вен­ной кра­со­те ве­щей, в этот пе­ри­од на­тюр­морт­ные мо­ти­вы яв­ля­ют­ся ча­стью мо­ну­мен­таль­ных рос­пи­сей или ал­тар­но­го об­раза и име­ют сим­во­лическое зна­че­ние. Натюрморты-«об­ман­ки» ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в ре­нес­санс­ных ин­тар­си­ях, ко­то­ры­ми ук­ра­ша­лись створ­ки шка­фов, кас­со­не, си­де­нья цер­ков­ных хо­ров, сте­ны ка­би­не­тов. Пер­вым стан­ко­вым натюрмортом-«об­ман­кой» в ев­ропейском искусстве ста­ла «Ку­ро­пат­ка со стре­лой и же­лез­ны­ми пер­чат­ка­ми» Яко­по деи Бар­ба­ри (1504 год, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен).

Великие гео­гра­фические от­кры­тия, а так­же ув­ле­че­ние ев­ро­пей­цев са­до­вод­ст­вом (раз­ве­де­ние цит­ру­со­вых се­мей­ст­вом Ме­ди­чи, тюль­па­нов в Ни­дер­лан­дах и т. п.) спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию ин­те­ре­са к ми­ру при­ро­ды. В XVI веке поя­ви­лись бо­та­нические кни­ги с на­учными ил­лю­ст­ра­ция­ми и свя­зан­ные с ни­ми на­тур­ные шту­дии рас­те­ний (Ле­о­нар­до да Вин­чи, А. Дю­рер). Экс­по­на­ты кол­лек­ций эк­зо­тических рас­те­ний, на­се­ко­мых, ми­не­ра­лов и различных «ди­ко­ви­нок» в кун­ст­ка­ме­рах при дво­рах ев­ропейских пра­ви­те­лей (кол­лек­ция императора Ру­доль­фа II Габс­бур­га) слу­жи­ли мо­де­ля­ми для жи­во­пис­цев, ра­бо­ты ко­то­рых тя­го­те­ли ли­бо к на­учномудоку­мен­та­лиз­му (Х. Хоф­ман), ли­бо к при­чуд­ли­вым ана­мор­фо­зам (Дж. Ар­чим­боль­до). В жан­ро­вых про­из­ве­де­ни­ях ни­дер­ланд­цев П. Арт­се­на и И. Бей­ке­ла­ра, Я. Брей­ге­ля «Бар­хат­но­го», италь­ян­цев В. Кам­пи, бр. Кар­рач­чи и др. боль­шое ме­сто уде­ля­ет­ся изо­бра­же­нию пред­мет­но­го ми­ра, на­де­лён­но­го по­ка ре­лигиозной сим­во­ли­кой. По­яв­ле­ние ав­то­ном­но­го натюрморта в Ита­лии свя­за­но с ре­фор­ма­ми Ка­ра­вад­жо и его об­ра­ще­ни­ем к «низ­ким» мо­ти­вам: его «Кор­зи­на с фрук­та­ми» (1598-1601 годы, Пи­на­ко­те­ка Ам­бро­зиа­на, Ми­лан) яв­ля­ет­ся од­ним из пер­вых при­ме­ров чис­то­го на­тюр­мор­та.

Окон­чательную са­мо­стоя­тель­ность натюрморт как жанр об­рёл в искусстве XVII века. Итальянский натюрморт XVII века (М. Кам­пи­до­льо, Дж. Рек­ко, Э. Бас­ке­нис, П. П. Бон­ци и др.) раз­ви­вал ка­ра­вад­жи­ст­ские прин­ци­пы: мощ­ную све­то­тень, скульп­тур­ность фор­мы, на­ту­ра­лизм. Жанр бо­де­го­нес в испанской жи­во­пи­си, на­сле­дуя тра­ди­ции ка­ра­вад­жиз­ма, пред­став­ля­ет пре­дель­но про­стые, на­ме­рен­но ог­руб­лён­ные пред­ме­ты, спе­ци­аль­но рас­став­лен­ные пе­ред зри­те­лем, слов­но на при­лав­ке; ме­ж­ду пред­ме­та­ми все­гда со­хра­ня­ют­ся про­стран­ст­вен­ные це­зу­ры (Х. Сан­чес Ко­тан, Ф. Сур­ба­ран, А. Пе­ре­да и др.).

Наи­боль­шее раз­но­об­ра­зие форм натюрморт об­рёл в голландском искусстве XVII века. В Ут­рех­те и Ам­стер­да­ме, где бо­лее все­го со­хра­ня­лась ка­то­лическая пыш­ность, бы­ли раз­ра­бо­та­ны тип натюрморта «цве­ты и фрук­ты» (А. Бос­харт Стар­ший, Р. Са­ве­рей, Б. ван дер Аст, Я. Д. де Хем), «охот­ни­чьи» натюрморты (Я. Ве­никс и М. Хон­де­ку­тер), в Гаа­ге с её мор­ски­ми про­мыс­ла­ми — «рыб­ный» натюрморт (А. ван Бей­ерен), в уни­вер­си­тет­ском Лей­де­не — «учё­ный» натюрморт ти­па «vanitas» (Ю. ван Стрек), в де­мо­кра­тич­ном Рот­тер­да­ме — «ку­хон­ный» натюрморт. Са­мый из­вест­ный тип голландского натюрморта — «зав­тра­ки» — воз­ник в Хар­ле­ме (П. Клас, В. К. Хе­да). В не­оду­шев­лён­ных пред­ме­тах голландским ху­дож­ни­кам ви­де­лась осо­бая, скры­тая жизнь, свя­зан­ная с жиз­нью че­ло­ве­ка, его бы­том, при­выч­ка­ми, вку­са­ми. Тон­кость и прав­ди­вость в вос­соз­да­нии дей­ст­ви­тель­но­сти со­че­та­лись у голландских мас­те­ров с ост­рым чув­ст­вом кра­со­ты, от­кры­вае­мой в лю­бом жиз­нен­ном яв­ле­нии, да­же са­мом не­при­мет­ном и буд­нич­ном. Соз­да­те­лем фла­манд­ско­го натюрморта стал Ф. Сней­дерс, су­мев­ший при­вне­сти в этот жанр па­фос жиз­не­ут­вер­жде­ния, свой­ст­вен­ный фламандскому искусству в це­лом (боль­шой фор­мат хол­ста, ди­на­мич­ные ком­по­зи­ции, раз­но­об­ра­зие фак­тур пред­ме­тов, соч­ный ко­ло­рит и т. д.). Бо­лее скром­ные натюрморты вы­пол­нял Я. Фейт. Французский натюрморт стре­мил­ся к объ­е­ди­не­нию итальянского и северо-ев­ропейских черт, что на­шло от­ра­же­ние в твор­че­ст­ве Л. Бо­же­на, ра­бо­тах Ж. Б. Мон­ну­айе и его шко­лы, спе­циа­ли­зи­ро­вав­ших­ся на натюрмортпх с цве­та­ми и фрук­та­ми. Круп­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми немецкого натюрморта бы­ли К. Пау­дис, Г. Фле­гель.

В XVII веке натюрморт окон­ча­тель­но по­те­рял связь с ре­лигиозной и ал­ле­го­рической жи­во­пи­сью. В искусстве ро­ко­ко рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли эф­фект­ные натюрморты с изо­бра­же­ни­ем эк­зо­тических ве­щей или пред­ме­тов рос­ко­ши, пред­на­зна­чен­ные для ук­ра­ше­ния ин­терь­еров особ­ня­ков, охот­ни­чьи натюрморты (Ф. Дю­порт, Ж. Б. Уд­ри), а так­же «об­ман­ки» (французский trompe-l’œil; Г. Грес­ли, П. Со­важ, Л. Л. Бу­а­льи). Са­мым зна­чительным мас­те­ром натюрморта в XVIII веке был французский ху­дож­ник Ж. Б. С. Шар­ден, его ком­по­зи­ци­он­но стро­гие и од­но­вре­мен­но по­этич­ные про­из­ве­де­ния опи­ра­ют­ся на дос­ти­же­ния голландской шко­лы XVII века. Про­стые пред­ме­ты бы­та в его кар­ти­нах ста­но­вят­ся мо­ну­мен­таль­ны­ми и на­де­ля­ют­ся осо­бой зна­чи­мо­стью.

В конце XVIII — начале XIX веков во французском языке за­кре­пил­ся тер­мин «nature morte» (упот­реб­ляе­мый ещё Д. Дид­ро в «Са­ло­нах»), ко­то­рый под­чёр­ки­вал низ­кий ста­тус натюрморта в ака­де­мической ие­рар­хии жан­ров. Гос­под­ство ака­де­мической док­три­ны фак­ти­че­ски вы­тес­ни­ло жанр натюрморта из ев­ропейского искусства это­го вре­ме­ни, ос­та­вив ему роль уче­ни­че­ской шту­дии. Про­ти­во­пос­та­вив­шие се­бя клас­си­циз­му ху­дож­ни­ки ро­ман­тич. эпо­хи (Ф. Гойя, Э. Де­лак­руа) соз­да­ют Н. на­строе­ния, пе­ре­да­вая в них силь­ное эмо­цио­наль­ное впе­чат­ле­ние. По­бор­ник реа­лиз­ма Г. Кур­бе пре­вра­тил натюрморт-шту­дию в са­мо­цен­ное про­из­ве­де­ние. Спе­циа­ли­ста­ми в жан­ре натюрморта в XIX веке бы­ли фран­цуз А. Фан­тен-Ла­тур (изящ­ный цве­точ­ный натюрморт) и аме­ри­ка­нец У. Хар­нет. Э. Ма­не, опи­рав­ший­ся из­на­чаль­но на про­из­ве­дения Ж. Б. С. Шар­де­на, стал ро­до­на­чаль­ни­ком им­прес­сио­ни­сти­че­ско­го натюрморта. Рас­цвет натюрморта в конце XIX века свя­зан с дея­тель­но­стью мас­те­ров им­прес­сио­низ­ма (К. Мо­не, О. Ре­ну­ар и др.), ре­шав­ших в этом жан­ре про­бле­мы ос­ве­ще­ния, пост­им­прес­сио­низ­ма (В. Ван Гог, П. Го­ген и осо­бен­но П. Се­занн, чья кон­цеп­ция натюрморта ока­за­ла влия­ние на раз­ви­тие это­го жан­ра в XX веке) и сим­во­лиз­ма (груп­па «На­би», О. Ре­дон и др.); у по­след­них натюрморт за­час­тую воз­вра­ща­ет се­бе сим­во­лическое зна­че­ние.

В аван­гар­диз­ме начала XX века натюрморт иг­рал ис­клю­чи­тель­ную по сво­ей важ­но­сти роль, впер­вые за­няв гла­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние сре­ди др. жан­ров и став по­лем для ху­дожественных экс­пе­ри­мен­тов. В ос­но­ве натюрморта фо­виз­ма (А. Ма­тисс, А. Де­рен, М. де Вла­минк и др.) ле­жа­ли по­ис­ки экс­прес­сив­но­го столк­но­ве­ния цве­тов и фак­тур, у мас­те­ров ку­биз­ма (П. Пи­кас­со, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Ле­же и др.) — со­от­но­ше­ния фор­мы пред­ме­та и ок­ру­жаю­ще­го его про­стран­ст­ва (при этом ис­поль­зо­ва­лись не толь­ко двух­мер­ные, но и объ­ём­но-про­стран­ст­вен­ные ком­по­зи­ции). От­кло­нив ку­би­сти­че­ские по­ис­ки, ли­дер да­да­из­ма М. Дю­шан в ка­че­ст­ве натюрморта ис­поль­зо­вал т. н. ре­ди-мейд, вы­рван­ный из кон­тек­ста и со­про­во­ж­дае­мый аб­сурд­ны­ми над­пи­ся­ми («Фон­тан», «По­че­му не чи­ха­ет Ро­зе Се­ла­ви?»).

Пы­та­ясь вос­ста­но­вить сим­во­лическое зна­че­ние натюрморта, ху­дож­ни­ки сюр­реа­лиз­ма соз­да­ва­ли не­обыч­ные со­че­та­ния пред­ме­тов, по­ме­щая их в свои фан­та­стические ланд­шаф­ты. Ряд мас­те­ров первой половины XX века со­еди­нял но­вые под­хо­ды с клас­сическим от­но­ше­ни­ем к жан­ру (Дж. Мо­ран­ди в Ита­лии, П. Пи­кас­со во Фран­ции, А. Ка­нольдт в Гер­ма­нии). Ва­ри­ант реа­ли­сти­че­ско­го, со­ци­аль­но зна­чи­мо­го натюрморта пред­став­лен в твор­че­ст­ве Р. Гут­ту­зо (Ита­лия), Д. Ри­ве­ры, Д. Си­кей­ро­са (оба — Мек­си­ка). В 1960-1970-х годах поп-арт пол­но­стью из­ме­нил от­но­ше­ние к натюрморту: опи­ра­ясь на опыт да­да­из­ма, ху­дож­ни­ки сде­ла­ли пред­ме­та­ми натюрморта рек­ла­му, эти­кет­ки, го­то­вый ком­мерческий про­дукт (Э. Уор­хол, Р. Лих­тен­стайн). Натюрморт в ги­пер­реа­лиз­ме 1970-х годов яв­ля­ет­ся спла­вом объ­ек­та, изо­бра­же­ния и ком­мерческого про­дук­та (Д. Эд­ди, Р. Го­ингс). В конце XX — начале XXI веков натюрморт вы­шел за гра­ни­цы жан­ра изо­бра­зительного искусства: рас­ши­рил­ся круг его тех­ник (фо­то­гра­фия, муль­ти­ме­диа), фор­мы пред­став­ле­ния (ин­стал­ля­ции и др.), ме­то­ды, дос­туп­ные ху­дож­ни­кам (вклю­че­ние зри­те­ля в ра­бо­ту) и т. д.

Натюрморт — жанр живописи, идеально отражающий внутреннюю Вселенную художника

Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, в котором главными персонажами произведения выступают обычные вещи. Это могут быть не только неодушевленные предметы, но и живые существа. Однако птицы, животные или люди в натюрморте по замыслу художника играют второстепенную роль, лишь дополняют основной мотив картины.

Натюрморт (nature morte) дословно переводится с французского как мёртвая природа. Опытным знатокам искусства также хорошо известно другое, англоязычное название жанра — Still Life или неподвижная жизнь. Существует устойчивое мнение, что именно в натюрмортах и пейзажах лучше всего раскрывается внутренний мир художника. Гениальные мастера заставляют зрителя любоваться копиями простых вещей, на оригиналы которых человек в обыденной жизни не обращает никакого внимания.

История натюрморта

Натюрморт сформировался в качестве отдельного жанра живописи лишь в XVII веке, но люди издавна изображали окружающие их предметы на картинах и стенах. На храмах и гробницах Древнего Египта среди сюжетов подношения даров богам часто встречаются легко узнаваемые неодушевленные вещи. Неизвестные художники не пытались изобразить их максимально реалистично, но стремились четко обозначить важность каждого нарисованного предмета.

На сохранившихся до наших дней настенных росписях и мозаиках античных мастеров неодушевленные вещи нарисованы более детально. Художники Древней Греции и Рима научились мастерски отображать в своих творениях разные оттенки объектов, но сюжеты с обычными предметами имели исключительно декоративное значение. Изображениями цветов, фруктов или животных в то время украшали отдельные элементы интерьера в домах (ниши, стены жилых и общественных зданий).

В XV-XVI веках натюрморт еще не рассматривался художниками в качестве полноценного жанра станковой живописи. Обыденные вещи были только частью (причем — второстепенной) общей композиции произведения на историческую или религиозную тематику. А отдельные изображения неодушевленных предметов использовались только для декоративного оформления обстановки дома или предметов мебели.

Но уже в XVII веке натюрмортная живопись стала полноценным жанром искусства. Это произошло в крупнейшем центре торговли Северной Европы — Нидерландах. И огромную роль в свершившемся событии сыграли знаменитые «малые голландцы». Чаще других к этой тематике обращались следующие мастера станковой живописи:

Основные поджанры натюрморта

В те времена в Голландии на рынке живописи царила жесткая конкуренция. Художники стремились до идеала отточить собственное мастерство и очень часто сознательно выбирали узкую тематику для своих произведений. Тогда же появились основные поджанры натюрморта:

  • Цветочный. Как нельзя лучше отображал массовое увлечение голландцев цветоводством.
  • Тональный. Большинство картин написаны в приглушенных тонах с преобладанием серых и коричневых цветов.
  • Кухонный. На многих работах мастеров этого поджанра помимо неодушевленных предметов изображены сцены из повседневной жизни людей.
  • Рыбный. Эта специализация — дань уважения отважным мореплавателям и рыбакам из Голландии.
  • Роскошный. Отражал стремление нового класса буржуазии к богатству и роскоши.
  • Охотничий. Картины с изображением битой дичи были популярны среди местных зажиточных бюргеров-охотников.
  • Цветочно-фруктовый. Пик популярности этого поджанра приходится на вторую половину XVII века.
  • «Накрытый стол» («Банкеты» и «Завтраки»). На холстах были изображены традиционные для нации продукты и деликатесы.
  • «Суета сует» (vanitas). На полотнах обязательно присутствовали предметы, напоминающие о бренности человеческой жизни (череп, свеча, завядшие цветы или подгнившие фрукты).
  • «Обманка». Создавали у зрителя иллюзию трехмерности, нарисованные предметы было крайне сложно отличить от настоящих.

Широкие возможности для новаторского осмысления натюрморта появились в конце XIX — в начале XX века. Выдающиеся мастера многочисленных новых стилей не боялись проводить смелые эксперименты. К натюрмортной тематике обращались величайшие художники того времени — Поль Сезанн (Paul Cézanne), Поль Гоген (Paul Gauguin), Анри Матисс (Henri Matisse). Жанр в разной степени присутствует в произведениях многих направлений искусства:

  • импрессионизме;
  • кубизме;
  • сюрреализме;
  • абстракционизме;
  • экспрессионизме;
  • фовизме.

После Второй Мировой войны натюрморт грациозно проник в новые стили искусства: поп-арт, фотореализм и неопоп. У этого жанра определенно есть будущее и в наступившем XXI веке.

Известные мастера натюрморта

Простое перечисление всех художников, внесших весомый вклад в становление и развитие жанра натюрморта, займет несколько страниц. Только среди «малых голландцев» можно найти 2-3 десятка мастеров, хорошо известных широкому кругу ценителей искусства. Автор этой статьи заранее просит прощения у читателя за то, что вынужден ограничиться описанием в этом разделе ничтожно малой части достойных представителей жанра:

  • Ян Брейгель Старший (Jan Bruegel). Один из пионеров жанра. Великий мастер многократно проделывал путь длиной 45 км из Антверпена в Брюссель, чтобы в местном ботаническом саду, найти и зарисовать разнообразные цветы — натуру для своих будущих картин.

  • Флорис ван Дейк (Floris van Dyck). До наших дней сохранились всего 4 произведения автора, написанные в поджанре сервированного стола. Центральное место во всех картинах занимает пирамида из кусков сыра, а задний фон искусно растворяется в дымке.

  • Абрахам ван Бейерен (Abraham van Beyeren). Признан искусствоведами лучшим художником в поджанре рыбного натюрморта. Натуралистичные картины мастера поражают идеальной детальной прорисовкой рыбьей чешуи в серебристо-серой палитре.

  • Якоб де Гейн Младший (Jacob de Gheyn). Кисти этого живописца принадлежит самое раннее творение поджанра «Суета сует» — Vanitas, созданное в далеком 1603 году. Эта картина уже более 400 лет напоминает зрителям о тленности человеческой жизни.

  • Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh). Картины из цикла «Подсолнухи» гениального постимпрессиониста сегодня украшают экспозиции лучших музеев мира. Среди них — Филадельфийский Музей Искусств и Метрополитен (США), Новая пинакотека в Мюнхене (Германия), Лондонская Национальная галерея (Великобритания).
  • Сальвадор Дали (Salvador Dali). Величайший сюрреалист всех времен также внес свой вклад в развитие жанра. Его скульптурная композиция «Телефон-омар» отчетливо символизирует протест мастера против преклонения людей перед техникой, заставляет нас задуматься о важности простых человеческих отношений.
  • Пабло Пикассо (Pablo Picasso). «Самый дорогой» в мире кубист неоднократно обращался к тематике на всех этапах творчества: от раннего периода до поздних работ. Его работы легко узнаваемы и самобытны.
  • Энди Уорхолл (Andy Warhol). Его всемирно известные «Банки с супом Кэмбелл» в 1962 году стали яркой презентацией всему миру нового направления в искусстве — поп-арта.

За многие годы человеческой истории натюрморт не раз переживал взлёты и падения. У этого жанра — увлекательное прошлое, яркое настоящее и достойное будущее в мировом изобразительном искусстве. На аукционах портала Very Important Lot посетители всегда могут найти картины на любую тематику. А также на нашем сайте вы можете приобрести картины напрямую у современных художников и стать счастливым владельцем творений мастеров разных эпох и стилей.

Устрица — символ борделя? Как читать натюрморт

Что такое натюрморт, все мы знаем — «мертвая природа», жанр живописи, изображение неодушевлённых предметов. Рассматривая натюрморт, мы чаще осознаем лишь живописный эффект произведения. Для натюрморта это, конечно, важно.
Но, будучи знакомы с историей искусства, мы должны помнить: именно в 18 в., когда живописцы стремились к повышенной декоративности натюрморта, этот жанр пришел в упадок. «Золотым» же веком натюрморта был 17 в.
Говоря о натюрморте, в первую очередь вспоминают о Нидерландах. В 17 в. в Нидерландах было множество мастеров, работавших в жанре натюрморта. Различные регионы Нидерландов специализировались на определенных видах натюрморта: Харлем — на «завтраках», Утрехт — на цветочных букетах, Гаага — на рыбных натюрмортах, Лейден, университетский город, — на «Vanitas», натюрмортах о бренности жизни, Антверпен — на больших декоративных полотнах, цветочных и фруктовых гирляндах.
«Секрет» чтения натюрмортов заключается в сложной системе символов и эмблем, использовавшихся художниками и зрителями. Эти символы и эмблемы были свойственны эпохе, это особый язык, опиравшийся на сформировавшееся эмблематическое мышление, — для посторонних, не включенных в определенную культуру, непонятный.
Символ многозначен, и все заключенные в нем значения обусловлены, как правило, реальными свойствами объекта-символа.
Например, цветок розы мог символизировать весну и расцвет, наслаждение и бренную человеческую плоть; в ряду христианских символов мог означать Марию и Христа; покрытые шипами стебли напоминали о страстях Христовых и страданиях мучеников, особенно в сочетании с красными венчиками цветов, ассоциировавшихся с пролитой кровью.
В светской символике шипы роз — знак греха и боли после краткого наслаждения, но эти же цветы могли символизировать добродетель.
Розы, осыпающие лепестки, — символ краткости жизни и мимолетности земных удовольствий. Именно такая многозначность символа нередко является камнем преткновения для сегодняшних интерпретаторов старинных изображений.
В сюжетных композициях символика деталей может быть однозначна — и тогда прочитывается без особых затруднений. Но в старинных цветочных натюрмортах букеты часто представляют собой особым образом организованную систему, где каждому растению отведено определенное место.
Следует ли видеть в изображенных среди других цветов розах намек на бренность плоти или напоминание о процветшей добродетели, а может, знак страданий или традиционный символ Богоматери? Либо проще ограничиться внешней стороной вещей — любоваться мастерством живописца, яркостью красок, особенностями передачи фактуры?
Натюрморт 17 в., лишенный сюжетных «подсказок», превратился в одно из самых загадочных явлений в искусстве эпохи. Система символов, сложившаяся в средневековье, позволяет прочесть так называемый скрытый смысл, заключенный в отдельных предметах, но не дает проникнуть в смысл натюрморта как целостного явления. Именно особенности эмблематического мышления 16-17 вв. определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов.
Поэтому правила, по которым создавался эмблематический натюрморт, могут быть открыты с помощью законов эмблематики. Эмблема — своеобразный жанр, рожденный синтезом изобразительного искусства и литературы.
Эмблема — некий образец, располагающий к созданию всевозможных вариантов, расцвечивающих первообраз новыми оттенками смысла. В свою очередь это обеспечивало и свободное, творческое восприятие образца, переосмысление и переработку его на разных смысловых уровнях, с разной кодовой установкой, и широкое заимствование образцов как основы для создания вариантов.
Задачей художника становилось умение найти схему, в которой органично сочетались бы искусно составленная композиция и смысловое содержание. «Чтение» натюрморта было чем-то вроде интеллектуальной игры. Какой-либо предмет или явление могли переосмысливаться в разных аспектах, с различной кодовой установкой.
Объекты, представленные в натюрморте, можно было воспринимать в различных аспектах — в ключе любовной символики, в морально-дидактическом плане, в качестве религиозной аллегории (таким образом «смыслы» восходят от «низшего» к «высшему», при этом мысль отталкивается от конкретного предмета).
Например, ряд натюрмортов с изображением устриц нередко рассматривается в аспекте эротической символики, что подтверждается сравнением с натюрмортными деталями в жанровых сценах — угощение устрицами или пустые раковины, разбросанные по полу в публичном доме.
В жанровой сцене значение предмета обусловлено сюжетом — натюрмортные детали лишь вторят ему, внося в содержание дополнительные оттенки смысла. В натюрморте предмет, как правило, не подчинен строго заданному содержанию, он первичен и заключает в себе, в своих качествах, множество значений.
Интересующимся предлагаю познакомиться с «толкованием» нескольких классических натюрмортов. «Накрытый стол», О. Берт Старший. Устрицы, артишоки в корзинке, бокал с вином, кувшин, булочка, солонка и оливки на тарелке. Интерпретация в ключе эротической символики представит большую часть этих предметов как знаки кратких и сомнительных плотских удовольствий, однако в 17 в. было известно еще одно значение устриц: вскрытая раковина означала душу, готовую покинуть земную оболочку. Раковины, как и рыбы, традиционно символизировали крещение.
По традициям кальвинистской морали следующей ступенью становилось осмысление предметов по их отношению к недолговечному земному бытию. Раковины в этом случае — символы бренности плоти.
Краткости жизни противопоставлялось бессмертие души — на третьем, «высшем» уровне осмысления объекта знаки бренности преобразовывались в знаки спасения; предметы, взятые из окружающего мира, напоминали о высшем смысле, как мерцание перламутра могло напоминать о воде крещения, а луч света, преломленный в бокале с вином, — о таинстве причастия.
«Натюрморт с устрицами и ремером», Я. ван де Велде. Слева и в центре — сочащиеся соком устрицы и яркий разрезанный лимон с мухой на кожуре, справа — мерцающий ремер с вином, апельсин и кусок булки. Изображение мухи — символа смерти, зла и греха — подчеркивает отрицательное значение устриц и лимона как символов бренности и низменных удовольствий. Вино, хлеб — знаки спасения.
«Завтрак», неизвестный голландский мастер 17 в. Бокал вина, булочка, три устричные раковины и нож. По аналогии с рядом жанровым сцен эти предметы можно рассматривать как часть трапезы в увеселительном заведении, однако общее впечатление от картины неизбежно приводит к напоминанию о двух таинствах, признаваемых протестантами — крещении и причастия.
«Персики на тарелке», Я. Ван Эс. Как и устрицы, персики могли изображаться на столе в борделе. Подобной трапезе соответствует изображение вина в высоком стеклянном бокале, а также разбитого грецкого ореха и крошек хлеба — они входили в ряд символов бренности. Но в христианской символике персики означают плод грехопадения, в руке Христа преобразующийся в плод спасения, хлеб и вино напоминают о евхаристии, грецкие орехи — о распятии.
«Натюрморт с омаром», Я. Д. де Хем (см. фото, взято с stilleben.narod.ru, где можно посмотреть и другие натюрморты XVII в.). Крупный омар, курительные принадлежности, драгоценная подставка для одного из бокалов, лимоны, устрицы могут символизировать краткие земные удовольствия: рак и омар нередко означали превратность мира, лимон — неверность, в том числе в дружбе и любви, глиняная трубка и табачный дым символизировали бренность плоти.
Символично расположение предметов в пространстве: предметы с отрицательным значением — омар, лимоны, трубка, устрицы — приближены к зрителю, иначе говоря — к внешнему, земному миру, тогда как хлеб и бокал с вином, как знаки возможного спасения, отодвинуты вглубь. Натюрморт содержит три традиционных смысловых уровня, но предлагается еще и четвертый: объекты означают четыре стихии, плоды могут символизировать землю, омар и устрицы — воду, курительные принадлежности — огонь, табачный дым — воздух.
Очевидно, предмет в натюрморте обладает множеством значений, словно расслаиваясь на несколько образов. Зрителю предлагается такая игра — отталкиваясь от реальных качеств объекта, выйти на путь сложных ассоциаций.
Смысл, одухотворяющий предмет, при всей многоплановости не затмевает конкретной, взятой из окружающего мира вещи: отвлеченные образы неизбежно материализуются в природных свойствах этой вещи — фактуре, объеме, запахе, цвете.
Возможно, изложенные здесь сведения и «чтение» картин помогут читателям более полно воспринимать старинные натюрморты.
Текст — краткое переложение некоторых глав книги: Звездина Ю.Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997.

Азбука натюрморта: Что означают зашифрованные символы?

Каким бы абсурдным это ни звучало, натюрморт имеет много общего с современными требованиями фотографии в Instagram: оба должны выглядеть идеально и желательно с оттенком искренности. Искусство натюрморта также не очень высоко ценилось и часто делалось скорее как украшение, нежели художественная роспись. Для большинства современных любителей искусства фантазии по натюрморту останавливаются на внешнем созерцании. Но что если бокал вина на столе имеет свое тайное значение? А бабочка на цветах несет глубокий религиозный посыл? Чтобы раскрыть истинную суть натюрморта, важно расшифровать секретный язык его символов.

Когда началась живопись натюрморта, она началась с цветов (и у каждого типа цветка было свое значение) или с кухонных предметов, разложенных на столе. Их называли не натюрмортом, а скорее фруктами или цветочками. Затем части завтрака, потом натюрморт банкета.
Vanitas (лат. «тщеславие») — это картины с моральным посланием. Они напоминают зрителю о смерти, хрупкости человеческой жизни и краткости нашего существования. Художник использовал бы такие предметы, как череп, часы, зажженную свечу, чтобы представить ход времени. Книги, музыкальные инструменты (очень дорогие вещи в этот период) служат предупреждением о тщетности мирских занятий.

Виллем Кальф. Натюрморт с фарфоровой вазой, кувшином позолоченного серебра и бокалами, ок. 1643—1644. Холст, масло 55.6 х 44.5 см, Музей искусств округа Лос-Анджелес.
Другими популярными темами, на которых художники концентрировались, были картины с продуктами земледелия и труда. Также использовались урожаи с моря, особенно фламандских мастеров из-за их непосредственной близости к морю и разнообразной торговли. Обычно, когда используются свежие продукты, символика натюрморта означает изобилие, богатство и щедрость высшего класса. Когда еда изображена как разлагающаяся, она демонстрирует тщетность и возможную смерть.

Формы

Треугольник в форме пирамиды, обращенной вверх, является знаком Святого Духа или Троицы в христианской символике.
Направленный вниз треугольник — очень древний символ женственности и земли с ее женскими качествами (мать-земля).

Цветы и растения

Натюрморты: Амброзиус Босхарт Старший и Ян ван Ос

Роза — это цветок Венеры, символ любви.
Роза с шипами — страдания Девы Марии.
Лилия — чистота. Лилия также может представлять Деву Марию.
Подсолнух — символ преданности.
Плющ, как вечнозеленый, символизирует вечную жизнь.
Тюльпан является излюбленным предметом коллекционирования в Нидерландах XVII века. Символ безумия, безответственного и необоснованного отношения, дарованного Богом.

Мак является цветком, который производит опиум — символ смертного греха и лени.
Фиалки — скромность.
Увядшие цветы — неизбежная смертность человеческой натуры. Разлагающиеся цветы часто включались в работы с различными богатыми предметами, которые изображали богатство, чтобы противопоставить красоту богатства неизбежности смерти.
Подсолнух — преданность
Ростки зерна, плюща или ветви лавра является символом возрождения и жизненного цикла.

Птицы и животные

Ян Баптист Веникс. «Натюрморт с мёртвым лебедем».

Пчела, как и бабочка, являются символами надежды. Они довольно хрупки, поэтому являются напоминанием о хрупкости жизни.
Бабочка — в религиозных символах является атрибутом души. Это также представляет воскресение Христа.
Живая улитка и морские раковины — означают смерть и хрупкость. Улитка — также олицетворение лени и непорочного зачатия. Большие моллюски представляют двойственность природы, символ похоти, один из смертных грехов.
Муравей — атрибут трудолюбия.

Стрекоза (как подвид бабочки) — дьявольская натура.
Птицы или пара птиц представляют собой воскресение души после смерти.
Мышь, будучи очень плодовитым животным, стала символом распущенности и разрушения.
Попугай, птицы и кошка — олицетворяют человеческие недостатки.
Рыбы символизировали Христа.
Кошки были великими символами обмана. Также подразумевают незаконную любовь. Веками кошки считаются загадочными, красивыми и экзотическими.
Обезьяна представляет хаос. Она также символизируют человека, захваченного земными и чувственными желаниями. Обезьяна с яблоком изображает падение человека.
Черепаха — долгая жизнь (черепаха имеет большую продолжительность жизни до 150 лет).

Символика продуктов

Балтазар ван дер Аст «Натюрморт с фруктами»

Артишоки, спаржа и клубника были символом плодов рая.
Лимоны в прежние времена были очень дорогим и популярным продуктом. Кислые и горькие продукты символизирует обманчивую привлекательность или притяжение земных удовольствий.

Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633. Музей Нортона Саймона. Пасадина

Очищенные лимоны указывают на двуличность.
Мясо, ветчина, дичь и моллюски символизируют богатство и искушение, вновь обращая внимание на мимолетность роскоши.
Яблоко — может означать любовь, знание, мудрость, радость и смерть. В религиозных работах оно обычно означает искушение и первородный грех.
Персики — крепкое здоровье. Персик также символизирует истину и спасение и используется в качестве замены греховному яблоку.
Креветки являются символами богатства и обжорства. Дорогие деликатесы, такие как моллюски и лимоны, ассоциировались с привилегированным образом жизни.
Хлеб — плоть Христа и смирение.
Гранаты — плодородие (метафора для Персефоны и Аида).
Вино и виноград — святое причастие.
Омар — богатство и искушение.
Древесная текстура грецкого ореха символизировала крест.
Моллюск символизирует Деву Марию. В современных работах они символизируют чувственность и удовольствия.
Гнилые плоды — это символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие и изобилие.

Музыкальные инструменты

Баскенис Эваристо «Музыкальные инструменты»

Музыкальные инструменты представляют краткость и преходящий характер жизни.
Лютня — популярный символ любви.
Лютня (со сломанными струнами) — смерть или раздор.
Скрипка — бесполезность земного существования (легко ломающиеся струны символизируют оборванные нити времени)

Другие материальные элементы

«Натюрморт ванитас