Наказывать ли ребенка?

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Наказывая, подумай! Зачем?! Семь правил о наказании» материал на тему

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Наказывая, подумай! Зачем?! Семь правил о наказании»

Наказывая, подумай! Зачем?! Семь правил о наказании:

1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.

3. Наказание ни за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы или награды.

4. Срок давности.

Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим

5. Наказан – прощен (о старых грехах ни слова)

6. Наказывайте, но не унижайте.

7. Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать почему его наказали.

Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!

Советы родителям в воспитании детей (психолог А. Толстых)

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.

4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.

5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь, что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.

6. Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Физическое наказание ребенка: «За» и «Против»

Есть родители, которые считают, что шлепать ребенка можно и даже нужно. Не буду вот так прямо с первых строк переубеждать в этом, но попробую сначала провести параллель. Представьте себе, что вы взяли в дом щенка большой собаки. Будете ли вы для его воспитания применять к нему физическое наказание? Допустим, этот щенок сделал свои дела не там, где полагается, или разбил вазу. Вы тут же схватитесь за ремень и начнете его нещадно лупцевать и так все время?

Вряд ли вы посчитаете такой способ воспитания возможным, потому что понимаете — впоследствии в вашем доме вырастет озлобленное сильное дикое животное, совершенно неподвластное вашему контролю. Вы никогда не будете уверены в том, что в один прекрасный момент вы не получите достойный отпор (или того хуже – на вас могут напасть). Кстати, в результате, вы или кто-то из членов вашей семьи может серьезно пострадать.

Это была информация к размышлению, а теперь давайте взвесим все ЗА и ПРОТИВ физического наказания детей.

ЗА Вы добиваетесь полного контроля над ребенком. Некоторые родители хотят полностью диктовать своему ребенку как он должен себя вести, что делать, а чего не делать. Даже если все то, что он делает не выходит за рамки дозволенного. Любые проявления самостоятельности со стороны детей (тем более попытки спорить) воспринимаются такими родителями как акт неповиновения и они прибегают к физическому насилию, чтобы заставить ребенка замолчать и делать то, что ему сказано.

ПРОТИВ Физическое насилие является наказанием, но не обучением. Если дети делают что-то неправильно, вызывая ваше разочарование и гнев, вы их отшлепываете. Это действие приносит вам кратковременное облегчение, но имейте ввиду, что воспитательная цель при этом не достигнута. Ребенок запуган, но не научен. Он перестает делать что-то неправильно не потому, что понял, почему этого не следует делать, а потому, что боится боли и вашего гнева. Ему просто страшно.

ЗА Вы применяете превентивные меры в виде физического наказания, чтобы впоследствии дети не зашли слишком далеко. Вы как бы вовремя их останавливаете, показывая, что они переступили определенную черту и дальше идти не следует. Тем самым спасаете их от возможных неприятностей в будущем.

ПРОТИВ Злоупотребление физическим наказанием подрывает в ребенке чувство собственного достоинства. Поведение ребенка впрямую зависит от того, как он воспринимается окружающими и каким он сам себя ощущает. Ребенок, который считает: «Я хороший», будет стараться подсознательно вести себя надлежащим образом, чтобы это внутреннее осознание было подтверждено его же действиями. Физическое наказание дает установку: «Я плохой» со всеми вытекающими последствиями. Если ребенок чувствует себя плохим, то и вести себя он тоже будет плохо. Любые воспитательные мероприятия могут быть успешными только в случае, если дети считают себя хорошими. Они переживают, если перестают соответствовать этому собственному ощущению, стараются исправить положение и не повторять ошибок.

ЗА Дети вас боятся, и поэтому вы можете под страхом физического наказания поддерживать в доме порядок и добиваться абсолютного повиновения со стороны детей.

ПРОТИВ Физические наказания могут привести к тому, что ребенок вырастет агрессивным трусом в самом худшем понимании этого слова. В вашем присутствии ребенок будет вести себя нормально, но как только вы будете далеко, он не упустит возможности проявить все свои нехорошие качества. Страх, как правило, вырабатывает определенные стереотипы поведения, и детям очень сложно их преодолеть. Это может привести к тому, что ребенок будет издеваться над младшими братьями и сестрами, когда вы не будете этого видеть. При этом он постарается запугать их, так же как и вы запугивали его, чтобы они вам не жаловались. В детском коллективе он может превратиться в хулигана. Можно еще долго перечислять, но последствия будут тяжелыми и зачастую непредвиденными.

Бить или не бить..?

Цель воспитания – приучить ребенка к самодисциплине. Это процесс обучения, но никак не наказания. Родители путем воспитательных мероприятий должны бороться за то, чтобы воспитать в ребенке чувство самоконтроля. Не под страхом наказания, а по велению разума и сердца.

Физическое наказание детей – реакционный метод, который вроде бы дает быстрое решение проблемы воспитания. Но это метод поверхностный и в долгосрочной перспективе неэффективный.

Последние исследования ведущих детских психологов однозначно показали, что дети на самом деле очень редко связывают физическое наказание со своим поведением и поступками, за которые их наказывают родители. По мере взросления ребенка все более важную роль в поддерживании нормального контакта с родителями будет играть эмоциональная близость детей и родителей.

Физическое наказание не только не способствует формированию этой близости, а наоборот – разрушает ее. Дети вырастут и перестанут бояться шлепков и порок ремнем, останется только злость, боль и пустота.

Наказание: «за» и «против»

Статистика говорит, что 70% мам и пап наказывают ребенка телесными порицаниями. Почему? Неужели взрослые до сих пор не научились держать себя в руках или они искренне верят в то, что эти методы действенны.

Например, если вы шлепните 30-летнего, то это будет расценено, как насилие, а вот для 3-летнего ребенка – это воспитательный момент. Почему так?

В нашем обществе физическая агрессия является нормой, но порой мы даже не замечаем неестественной ситуации.

Физические наказания опасны тем, что они разрушают личность. Но как тогда влиять на плохое поведение ребенка?

Эффект кнута

Если вы даже легонько шлепните малыша по попке, то это унизительно для него – он теряет уверенность и примет позицию жертвы. Ребенок начнет свыкаться с мыслью, что родители «имеют право», но в глубине души у них затаивается обида. Отношения между ребенком и родителями начнут ухудшаться, как только вы его ударите.

В любой ситуации старайтесь держать себя в руках. Старайтесь действовать последовательно. Объясняйте ребенку, какое поведение для вас неприемлемо и то какими последствиями для него это обернется, если он нарушит ваш запрет. Но последствия не должны быть такими, как ремень.

Эффект пряника

Эффект пряника не должен заключаться в шантаже, так как он не очень сильно отличается от телесного наказания.

К шантажу не нужно прибегать, так как очень скоро это сыграет против вас. Собирайте игрушки вместе, так вы покажете, что готовы помочь ребенку, когда он от вас это ждет, а значит, что он может на вас положиться. Но не нужно говорить, что если он сейчас же не соберет игрушки, то он не выйдет сегодня на прогулку.

Эффект любви

Как же быть, если нервы не выдерживают, и вы переходите на крик…Выплеск эмоций – это так же естественно, как и детские непослушания. Конечно, у вас есть право не сдержаться. Но лучше, если вы выйдите из комнаты и несколько минут спокойно подышите, и постарайтесь справиться со своим напряжением.

Вам может быть очень стыдно, перед ребенком, если вы его ударите, а чувство вины сыграет с вами злую шутку.

Помните о том, что воспитание это не дрессировка и не нужно вырабатывать у детей условный рефлекс. С ребенком нужно построить человеческие отношения. Воспитание возможно только на фоне общего безусловного принятия ребенка родителями.

Как и когда наказывать ребенка.

Как и когда наказывать ребенка
Наказывать детей безусловно нужно! В процессе взросления, дети «пробуют на зуб» все, что встречается у них на пути – сначала это игрушки, позднее родительский авторитет, а затем социальные нормы и правила. То есть, наказание – это обратная связь для ребенка, которая дает ему возможность усвоить, какое поведение допустимо в том обществе, в котором он воспитывается, а какое нет, где заканчиваются его границы и начинаются границы другого человека. Также, не следует забывать, что плохое поведение малыша – это часто способ привлечь к себе внимание. И если так, спросите себя: достаточно ли Вы уделяете времени своему ребенку?
В каждой семье должны быть правила, регламентирующие и регулирующие семейные отношения. И задача родителей создать, прописать эти нормы и донести их до ведома детей. За несоблюдение правил ребенок должен нести наказание. (Огромный плюс правил еще и в том, что негативные эмоции ребенка будут направленны на строгие правила, а не на справедливых родителей : ). Наказания существуют не для того, чтобы ребенок пострадал за сделанное, а для того, чтобы он понял, что правила в семье действительно нужно соблюдать, что родителей надо слушать и слушаться, и что за нарушения правил нужно нести ответственность. Поэтому будьте последовательны в наказаниях, предупреждайте ребенка о том, какое наказание будет за нарушение правил, а также по возможности пресекайте неправильное поведение ребенка.
Наказывая, вы очень ясно должны представлять, что, зачем и почему вы делаете, а также понимать, чем именно было вызвано «наказуемое» поведение ребенка.
Как правильно наказывать ребенка, чтобы не навредить его здоровому развитию? Важно помнить: правильный воспитательный подход опирается на родительскую любовь, заботу и авторитет, а не на раздражение, злобу, физическое и психологическое насилие.
Сначала поговорим о том, чего следует избегать.
1. Физического насилия. (Да, именно насилие, а не наказание. Ведь Вы не наказываете побоями коллег, партнеров и подчинённых. Знаете почему? Потому что боитесь, ведь взрослый в отличии от ребенка может постоять за себя и сделать больно Вам.) О том, что физические наказания крайне негативно влияют на психику, личность и развитие ребенка написаны сотни книг и проведены тысячи исследований. Также, этим Вы даете ему понять, что физическая сила при конфликтах допустима. Вы учите его тому, что тот, кто сильнее тот и прав (жизненный принцип всех социопатов).
2. Наказаний едой. Физиологические потребности организма находятся глубже, чем привязанность и любовь к родителям. Отказывая в еде и заставляя ребенка «зарабатывать» себе на еду, вы можете воспитать в нем отношение как у рабов к своим владельцам — он полностью в вашей власти и это вызывает лишь агрессию и ненависть по отношению к тем, кто такой властью пользуется.
3. Психологическое насилие:
-отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребёнка, принижающие его достоинство;
— враждебное отношение к ребёнку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;
— высмеивание (троллинг) ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.), высказывание своих мыслей, идей или физиологические особенности (большие уши, неровные зубки и т.д.)
— превращение ребёнка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес;
-терроризирование – угроза причинить ребенку физический вред, убить, поместить в какое-нибудь опасное место, отдать в приют;
— угроза совершения насилия над тем, кого ребёнок любит (включая домашних животных)
— крики, замахивания.
— шантаж.
4. Ограничение свободы — необоснованное запрещение социальных контактов ребёнка со сверстниками.
Дети далеко не ангелы и порой сложно удержаться от того, чтобы сделать что-то из выше перечисленного, поэтому держите этот список под рукой и старайтесь иногда его перечитывать. Ведь Вы не хотите лет через двадцать испытать все это на себе?
Если ребенок разлил воду на пол, пытаясь полить цветы — это повод не для наказания, а для покупки маленькой и легкой лейки, из которой малыш сможет поливать растения. А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое прежде уже было однозначно запрещено, то за этим должно последовать наказание. При этом важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен. Главный принцип заключается в том, чтобы наказывать проступок, а не самого ребенка! Только при соблюдении этого принципа не пострадает ни самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесет реальную пользу.
Воспитывая ребенка, используйте следующие наказания:
1. Стул для тайм-аута. Это наиболее эффективное наказание для ребенка от 2 до 5 лет. Назначьте один из стульев в вашем доме стулом для тайм-аута или стулом «посиди-успокойся». Время наказания от 3 до 30 минут, в зависимости от тяжести проступка. При этом на самом стуле он может делать что хочет — главное, чтобы он не вставал с него. Этот метод требует научения, то есть сначала ребенок будет сопротивляться, постоянно сбегать со стула и, возможно, вам придется применять физическую силу для того, чтобы усадить его обратно. Но, поверьте, если вы проявите твердость, постепенно ребенок примет это как неизбежность и будет на нем сидеть и думать о том, что он был не прав. Пять-десять минуты — это достаточно долго для ребенка, чтобы успеть обо всем подумать. (Или традиционно можно поставить малыша в угол)
2. Лишение привилегий. То, что ребенок очень любит делать — смотреть мультики, играть в определенные игры, чтение на ночь. В каждой семье свои привилегии, и у ребенка есть, что терять.
3. Лишение объекта нарушения правил. Ребенок рвет книжки — заберите у него книжки. Лучше всего, если они будут стоять так, чтобы он их видел, но не мог сам взять. Он не хочет убирать игрушки? Уберите их сами и поставьте вне зоны его досягаемости. Дайте ему время подумать, понять, попросить прощения и пообещать, что он больше так не будет.
4. Игнорирование. Игнорирование ребенка должно быть адекватным возрасту. Для двухлетнего ребенка вы можете отказаться с ним вместе играть и заниматься только своими делами и при этом постоянно объяснять ему, почему вы не играете с ним. Для трех-четырех летнего — вы можете не разговаривать с ним, но каждый раз, когда он к вам обращается, говорите, что не разговариваете с ним по таким-то причинам и что он должен сделать, чтобы вы снова стали с ним разговаривать. Если ребенку пять лет или больше, можно один раз сказать, что это наказание и Вы ждете извинений. В любом случае, будьте аккуратны и чутки к своему ребенку, для детей это наказание действительно очень тяжело.
5. Наказание в-шутку. Такое наказание применимо за совсем несущественные провинности. Например, если сын время от времени забегает в квартиру в грязной обуви, заставьте его 10 раз присесть или отжаться от пола, повторяя фразу «Чистота-залог здоровья!». Так, в шутливой форме можно приучить ребенка к порядку.
Вместо наказания:
1. Пробуйте помочь. Часто дети в силу естественных физиологических процессов сами не знают, что с ними происходит. Всплески и резкие перемены эмоций могут приниматься родителями за «плохое» поведение. И тут важно не наказывать, а прояснить, что сейчас происходит с вашим малышом – он напуган, расстроен, злится, или плохо себя чувствует?
2. Выражайте свои эмоции словами. Давайте понять ребенку, какие его действия, слова Вас пугают, расстраивают, злят.
3. Говорите ребенку о своих ожиданиях. Какого поведения Вы ждете от своего малыша.
4. Предлагайте варианты: как ребенку самому (или с Вашей помощью) исправить те или иные последствия детских шалостей.
Наказывая ребенка, необходимо следовать следующим правилам:
1. Наказание не должно причинять вреда — физического или психологического.
2. Не наказывайте «для профилактики». Наказание может следовать только за реальный поступок.
3. Наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде.
4. Наказание должно следовать сразу за «преступлением». Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго. Натворил — наказали — простили.
5. Не наказывайте своего ребенка публично!
6. Наказание должно быть последовательным. Если вы наказываете ребенка, поддавшись внезапному всплеску раздражения, для ребенка это означает непредсказуемость наказания, и, как следствие, постоянное состояние тревоги и стресса. По возможности предупреждайте ребенка заранее, за что и как он может быть наказан. Не запугивайте, не угрожайте, а именно предупреждайте!
Старайтесь быть последовательны в отношениях с ребенком, и тогда с каждым днем вам придется наказывать ребенка все реже. Вы устанавливаете и меняете правила в семье, ребенок должен их понять и принять, и этот процесс продолжается до тех пор, пока вы его воспитываете. Как бы трудно не было, Вы должны выдерживать любые детские эмоции и сдерживать свои аффекты. Если чувствуете, что не справляетесь – обратитесь к психологу!
П.С. Единственная ситуация, когда, по моему мнению, допустимо физическое наказание в виде шлепков (исключительно по попе) или громкого и продолжительного родительского ора, это когда поведение, действия ребенка могут нанести вред жизни и здоровью его, или окружающих его людей. Речь идет в первую очередь об соблюдения правил безопасности на дороге, воде, безопасном обращении с газом, огнем, лекарственными препаратами и т.д.

И в действительности важно не то, чем конкретно вы накажете своего провинившегося отпрыска, куда важнее – как вы это сделаете. Итак, как наказывать ребенка правильно:

  1. Наказание должно быть справедливым, честным, и не зависеть от настроения родителя. Если за один и тот же проступок вы своего ребенка то готовы переселить из квартиры (потому что вы пришли с работы в жутком настроении), то просто лишить конфетки (потому что на этот раз у вас спокойно на душе) – это заведомо провальная тактика. Вы должны быть спокойны и объективны, вынося наказание.
  2. Необходимо донести до ребенка причинно-следственную связь «преступления» и «наказания». Хоть на ушах стойте, но вы должны объяснить ребенку, почему нельзя было так поступать, какие могут быть последствия проступка, и почему вы его наказываете.
  3. Будьте готовы помочь! Если есть возможность исправить проступок, всегда предлагайте ребенку свою помощь в этом. Ребенок должен чувствовать, что вы на его стороне. Да, в эту минуту он не прав и заслужил наказания, но он должен знать, что вы его непременно поддержите в его попытках исправить все к лучшему. Важно, чтобы ребенок знал: вы лишь иногда — карательный орган, но вспомогательный орган вы – всегда. Допустим, ваш сын оскорбил бабушку, сказал плохое слово в ее сторону. Вы с ними поговорили – об уважении к старшим, о том, как бабушка для вас всех старается, о том, какая она хрупкая и недолговечная, и о том, что в качестве наказания сегодняшние игры на компьютере для парня отменяются. И наконец, подвели ребенка к тому, что перед бабушкой надо извиниться. А теперь предложите помощь – отправляйтесь вместе в магазин и оплатите цветы, вместе купите тортик. А вот когда придет момент извиняться – ребенок должен сделать это сам. В данной ситуации не вы – главный герой, но вы именно тот, кто должен «подавать ему патроны».

И, наконец: какой бы гадкий поступок ни совершил ваш ребенок, и какое бы серьезное ни было его наказание, вы должны умудриться в потоке всех этих неприятностей, нравоучений и переживаний оставить место для… любви.

А именно: вы должны донести до своего ребенка, что любите его несмотря ни на что. Да – его поведение неприемлемо, да – вы жутко расстроены, что он вас так подвел, да – наказание будет, и будет серьезным, но и после всего этого – вы все равно по-прежнему любите его, и ваша любовь не стала ни жиже, ни меньше. Вы должны не просто чувствовать это в душе, вы должны всякий раз доносить это до своего ребенка.

Читать нотации – это тоже искусство!

Мы уже упомянули, что одна из главных составляющих в цепочке «от преступления» к «наказанию» ребенка — это ваше объяснение на тему «что такое хорошо, что такое плохо». После любого детского проступка как родитель вы обязаны проговорить с ребенком: объяснить, почему так поступать нельзя, рассказать о возможных последствиях, и сообщить ему о наказании.

У подобных бесед тоже есть свои правила, которые родитель должен блюсти. Вот самые главные из них:

  • Ваша беседа с ребенком должна быть без оскорблений (ни в коем случае нельзя употреблять словечки типа «дурень», «дебил», «неряха», «неуклюжий», «неуч», «бестолочь» и тысячу им подобных). Запомните: вы можете давать оценку только поступку, который совершил ребенок, но ни в коем случае – самому ребенку. Унижать личность ребенка – это не наказание, это эмоциональное насилие.
  • Нельзя давать никаких негативных прогнозов в процессе наказания. Не стоит программировать: «А совсем запустишь математику – дворником станешь!». Что бы ни случилось с ребенком сегодня, неправильно говорить о его будущем в негативном ключе.
  • Нельзя сравнивать ребенка с собой и его опыт – со своим детским опытом. («Да я в твои годы уже…..», «Вот когда я так делал, меня отец вообще ремнем охаживал не жалея»…. ). В какой-то момент ребенок начнет подсознательно сожалеть о том, что он ваш. А кроме того – возьмет на себя вину за то, что у вас было такое «несчастливое, тяжелое» детство.
  • После наказания нельзя припоминать ребенку его проступок, тем более – в унижающей его манере. Тем самым вы перечеркнете всю ту работу, которую уже проделали. Всякий раз, эмоционально давя на ребенка за его прошлые «грехи», вы сфокусируете его внимание на обиде, а не на самом проступке и на его исправлении. А если вы будете «пилить» ребенка (особенно подростка) регулярно – то однажды получите в ответ серьезный всплеск агрессии, с которым вряд ли сможете справиться самостоятельно, без помощи семейного психолога.

Мировой родитель – мировой судья

Правильное и адекватное наказание собственных детей за их неправильные поступки мало чем отличается от классического судебного разбирательства и определения меры наказания в любой цивилизованной стране. Принцип тот же!

Наверняка, вы бы крайне удивились, если бы в зале суда почтенный судья вдруг начал кричать на обвиняемого, или оскорблять его последними словами, стал бы сравнивать обвиняемого с собой («Вот ты украл деньги из кассы, а я в твои годы себе такого не позволял, я учился и родителям помогал…»), или того хуже – набросился бы на обвиняемого с ремнем… Согласитесь, сама картинка выглядит нелепо! Разве может такой неадекватный судья вынести честное и справедливое наказание?…

По отношению к своим детям мы тоже должным быть адекватными, спокойными и справедливыми «судьями», а также теми, кто приводит наказание в исполнение. Всякий раз вспоминайте этого нелепого и неадекватного судью из предыдущего абзаца, когда становитесь слишком эмоциональными, непоследовательными и неразумными при наказании собственного ребенка.

Некоторые удивятся и сочтут этот вопрос весьма странным, ведь общеизвестно, что физическое наказание – не самая лучшая из дисциплинарных стратегий.

Тем не менее, некоторые родители до сих пор придерживаются мнения, что воспитание кнутом существенно эффективнее, нежели популярное ныне воспитание пряником. Следует разобраться, где находится та грань, которая разделяет разумное наказание и неоправданную жестокость.

«Хочу ударить ребёнка» – нормально ли это?

Вопрос, бить или не бить ребёнка, как правило, появляется у родителей, когда их любимому малышу исполняется два или три годика.

В этот возрастной период происходит становление личности, также малыш поглощает разную информацию, вооружается новыми умениями и изучает пределы дозволенного.

Очевидно, что подобный процесс взросления должен сопровождаться различными неприятностями, поскольку ребёнок познаёт мир путём проб и ошибок. Он изучает и испытывает на прочность буквально всё, причём такое поведение нередко представляет опасность для детского здоровья.

Совершенно естественно, что каждый родитель пытается защитить малыша от различных травмоопасных ситуаций. Также понятно, что при возникновении подобных случаев мам и пап захлёстывают яркие и сильные эмоции.

Помимо этого, дети в трёхлетнем возрасте вступают в особый кризисный период, когда в их поведении появляются упрямство, деспотизм, негативизм, строптивость, своевольные «нотки». Некоторые малыши и вовсе становятся полностью неуправляемыми.

Не отличаются примерным поведением и подростки, подверженные эгоцентризму, максимализму и склонности к манипуляционным действиям.

Вот почему нечастые вспышки гнева и желание шлёпнуть своё ненаглядное чадо в сердцах посещают даже самых любящих и максимально либеральных родителей. И это вполне нормально, однако существуют ситуации, когда стремление наказать ребёнка физически можно считать чем-то аномальным.

Другие причины применения телесных наказаний

Статистические данные свидетельствуют, что подавляющее большинство отечественных родителей признавалось в том, что в детские годы родители применяли по отношению к ним физическое наказание.

Более того, 65 % всех опрошенных до сих пор находятся в полной уверенности, что применение их родителями столь строгих дисциплинарных мер пошло им только во благо, поэтому изредка применяют телесные наказания и к своим детям.

Каковы же источники таких неоднозначных родительских решений?

  1. Семейные традиции. Некоторые взрослые могут вымещать собственные детские обиды и комплексы на своём ребёнке. Причём мамы и папы даже не воспринимают прочие методы убеждения и воспитания, считая, что подзатыльником и хорошим словом можно добиться большего, нежели просто хорошим словом.
  2. Нежелание воспитывать или нехватка времени. Как уже было отмечено, воспитание – процесс сложный, поэтому некоторым родителям существенно проще ударить ребёнка, чем вести с ним продолжительные беседы, доказывая его неправоту.
  3. Родительская беспомощность. Взрослые хватаются за ремешок от безысходности и банального недостатка знаний о том, как справиться с непослушным или неуправляемым ребёнком.
  4. Собственная несостоятельность. Иногда родители бьют ребёнка по попе только потому, что им нужно на ком-либо вымещать злость за собственные неудачи. Любой детский проступок становится поводом сорваться и «оторваться» на малыше за свои проблемы на работе или в личной жизни.
  5. Психическая нестабильность. Некоторым мамам и папам жизненно необходимы сильные эмоции. Они их получают, когда кричат, лупят детей почём зря. Затем, подпитавшись сильными эмоциями, избивший ребёнка родитель плачет вместе с ним.

Тема родительских криков популярна на форумах. Узнайте мнения психологов, почему нельзя кричать на ребёнка.

Таким образом, причин для использования жёстких дисциплинарных мер достаточно много. И неправы те, кто думает, что такими воспитательными методами увлекаются лишь родители-алкоголики или другие асоциальные личности. Осталось понять, почему подобные меры нежелательны.

Почему нельзя бить ребёнка?

К счастью, многие взрослые, применяющие физические наказания детей, умеют вовремя остановиться и не бьют их в полную силу.

Однако даже лёгкий тумак (особенно по голове) может навредить детскому организму. И чем младше ребёнок, тем серьёзнее последствия. Причём многие из них незаметны неспециалисту.

Если не принимать во внимание совсем уже тяжёлые случаи насилия над детьми в семье, то можно обнаружить огромное количество родителей, которые периодически позволяют себе прибегать к телесному наказанию.

Они убеждены, что бить ребёнка по рукам или мягкому месту можно, поскольку подобные меры не вредят здоровью, зато дают хороший воспитательный эффект.

Однако такие мамы и папы забывают, что наказание может сказаться не только на физическом, но и психологическом уровне.

  1. Нежелательный телесный контакт (шлепки, тычки, тряска, порка ремнём) нарушает личностные границы ребёнка. У него не формируется умение отстаивать пределы своего «Я». То есть чужие мнения, слова будут иметь для подросшего человека слишком большое значение.
  2. На основе взаимоотношений с матерью и отцом формируется базовое доверие к миру. Насилие со стороны наиболее близкого человека становится причиной недоверия к людям, что негативно влияет на социализацию.
  3. Постоянные шлепки заставляют ребёнка испытывать унижение, что чревато падением самооценки. А это уже может привести к потере таких важных качеств, как инициативность, упорство, самоуважение и настойчивость.
  4. Бьющий родитель подаёт пример агрессивного поведения. Ребёнок, который столкнулся с жёсткостью отца либо матери, считает, что конфликты необходимо решать с помощью силы, угрозы и прочих агрессивных актов.
  5. Если пороть детей, то они начинают разделять всех людей на «жертв» и «агрессоров», и подсознательно выбирать себе соответствующую роль. Женщины-жертвы выходят замуж за агрессивных представителей сильного пола, а мужчины-агрессоры будут подавлять жён и детей через угрозы или физическое насилие.

Телесное наказание не влияет на причину непослушания и отличается кратковременностью действия. Поначалу страх перед шлепком присутствует, но затем ребёнок адаптируется и продолжает играть на родительских нервах.

Мнение американских учёных

Истина, гласящая о том, что детские переживания влияют на дальнейшую жизнь, знакома каждому. Физическое насилие со стороны близких людей – распространённый фактор возникновения психоэмоциональных отклонений и неврологических болезней во взрослом возрасте.

Учёные из США, изучающие последствия применения физических наказаний с воспитательной целью, приводят несколько шокирующих данных. Так, люди, которым регулярно отвешивали оплеухи и подзатыльники, отличались пониженными интеллектуальными способностями. В особо тяжёлых случаях речь шла даже об умственных и физических нарушениях, поскольку серьёзно повреждались центры, отвечающие за переработку и хранение информации, речевые и двигательные функции.

Кроме того, по данным всё тех же американских учёных, дети, подвергающиеся телесным наказаниям, более склонны при взрослении к сосудистым болезням, диабету, артриту и другим не менее серьёзным заболеваниям.

Также подростки, чьё детство было омрачено родительской агрессией, чаще становятся наркоманами, алкоголиками и преступниками. А ещё они перенимают жестокий стиль воспитания и переносят его на собственных ребятишек. То есть формируется своеобразный замкнутый круг, в котором агрессию порождает жестокость.

Следует всё же отметить, что эта работа была раскритикована другими специалистами. Некоторые учёные посчитали, что в представленных данных имеются определённые перегибы. К примеру, исследователи не потрудились разделить на группы родителей-садистов и тех мам и пап, которые изредка применяют лёгкие телесные наказания.

Именно поэтому судить, действительно ли шлепки и подзатыльники могут аукнуться умственной недостаточностью или проблемами с сердцем во взрослом возрасте, крайне сложно.

А есть ли альтернатива?

Отказ от использования физических «аргументов» в общении с ребёнком не означает, что стоит полностью отказаться от дисциплинарного воздействия как эффективной меры.

Если чадо совершило по-настоящему серьёзный проступок, взрослые должны предпринять определённые шаги. Иначе редкие случаи недостойного поведения могут стать массовым явлением, бороться с которым будет крайне сложно.

Как правильно наказывать?

  1. Прежде всего, выясните мотив поступка. Вероятно, причиной разборки дорогого фотоаппарата стало не желание испортить вещь, а стремление изучить её устройство. В таком случае можно избежать наказания, достаточно просто поговорить с ребёнком и объяснить ценность некоторых предметов.
  2. Попробуйте лишить своё чадо какого-либо удовольствия. Только перед этим необходимо разобраться, что для ребёнка действительно важно. Малышу можно запрещать смотреть мультик или играть в компьютер (на короткий промежуток времени). Подростку больше подойдёт ограничение общения с ровесниками.
  3. Если малыш чрезмерно агрессивен или импульсивен, его можно оставить одного в помещении без игрушек, книжек, компьютера на несколько минут. Этот метод ещё называют тайм-аутом. Конечно, оставлять детей в чулане или тёмной комнате нельзя.
  4. Ещё один способ сложно назвать наказанием, скорее, это метод эмоционального воздействия. Большинство детей не осознают, что плохими поступками делают больно родителям. Как вариант – показать, насколько недавнее поведение вас расстроило.
  5. Приучайте ребёнка нести ответственность за поступки. Получил «неуд» по истории? Исправляй. Разукрасил фломастером стол? Будь добр, очисти столешницу. Многие дети даже не считают подобные меры «карательными», напротив, у них начинает формироваться ответственное поведение.

Более подробно о том, как правильно наказывать ребёнка, читайте в статье детского психолога. Эта информация поможет узнать основные правила конструктивного наказания.

Ещё одна полезная статья, в которой подробно рассказывается о том, как вести себя родителям, если ребёнок не слушается.

Каков вред компьютерных игр для ребёнка? Об этом, а также о том, чем заменить компьютер, рассказывает врач-педиатр

Ну а высший родительский «пилотаж» – умение предвосхищать конфликтные ситуации. Прежде всего, нужно понимать, что основным источником нехорошего поведения становится желание привлечь внимание взрослых. Если вы станете почаще общаться с ребёнком, количество капризов и проступков сразу уменьшится.

Альтернативные меры не работают: что делать?

Многие родители, читая подобные советы, начинают думать, что авторы живут в какой-то параллельной или идеальной реальности, в которой ребёнок всегда послушен, а мама всегда спокойна и уравновешенна.

Разумеется, бывают ситуации, когда просьбы, уговоры, разъяснения не способны помочь с успокоением и приведением в нормальное эмоциональное состояние заупрямившегося или вошедшего в раж ребёнка.

В такой ситуации, как уверены некоторые специалисты, лёгкий шлепок может переключить внимание и стать своеобразным ингибитором психоэмоционального всплеска. Естественно, силу шлепка необходимо контролировать (как и своё психическое состояние).

Кроме того, телесное наказание (речь в данном случае не идёт о порке) не исключено, если:

  • детское поведение несёт прямую угрозу жизни и здоровью маленького хулигана (сование пальчиков в розетки, игры с огнём, движение в сторону автомобильной дороги, приближение к краю обрыва и пр.);
  • ребёнок перешёл абсолютно все пределы дозволенного, явно пытаясь вывести вас из себя, причём он не реагирует на остальные дисциплинарные меры и может даже вести себя неадекватно (смотрим предыдущий пункт).

После лёгкого шлепка необходимо в обязательном порядке объяснить, за что последовало наказание, как необходимо правильно себя вести. Не забудьте также сказать, что не нравится вам именно поступок, а не сам ребёнок. Его вы по-прежнему любите.

Родителей в студию!

Любопытно, что думают по этому поводу сами мамы и папы? Как и обычно бывает в вопросах воспитания, мнения существенно разнятся. Одни родители убеждены, что порка и обычные шлепки по пятой точке – вполне эффективный метод дисциплинарного воздействия.

Мол, лупили же розгами за провинности наших предков, и ничего – выросли не хуже остальных.

Другие же взрослые выступают против любых силовых воздействий по отношению к ребёнку, считая, что лучшим способом воспитания являются беседы, объяснения, рассказы и наглядные примеры. Приведём конкретные высказывания родителей.

Анастасия, будущая мама: «А мне частенько по попе прилетало: и ремнём, и ладонью. И ничего – всё нормально. Сейчас сама думаю, что если разговор не помогает, можно и силу применить. Но не избить, конечно, а просто по мягкому месту легонько. Ребёнка необходимо изредка по попе бить, если он нормальных слов не понимает».

Кристина, мама двухлетнего Ярослава: «Меня в детские годы частенько ремнём лупили, до сих пор обижаюсь на мать. Она и сейчас думает, что если избила ребенка, то никаких проблем и нет. Я же твёрдо решила, что своих малышей шлёпать не буду. И все трудности с сыном стараюсь решать без ремня и шлепков. Пробую договариваться, хотя он ещё маленький. Вроде действуют спокойные разговоры».

Безусловно, только вам решать, какие методы воспитания применимы конкретно к вашему ребёнку. Однако следует понимать, что закладывание личности происходит с раннего детства, и именно от родителей зависит, что унесёт в будущую жизнь нынешний малыш.

Многие специалисты выступают против физического наказания, приводя достаточно аргументированные примеры того, почему нельзя бить своих детей. Возможно, их доводы помогут вам решить, что лучше – кнут или пряник.