Надписи на иконах

Можно ли носить браслеты с иконками

Браслеты с иконками — богохульство или символ веры

Браслеты с изображением святых на деревянных элементах – относительно новое украшение. Почему украшение? По-другому их не назовешь, ведь нет однозначного мнения священнослужителей относительно них.

Многие священники придерживаются мнения, что изображения икон на таких браслетах искажены, соответственно носить такое на теле – богохульство и святотатство.

Тем не менее все больше церковных лавок, магазинов для верующих предлагают христианам подобные православные браслеты.

Воспринимать браслеты с иконами, как оберег или амулет от злых духов и нечисти, не стоит, так как он не сможет вас уберечь.

А вот как лишнее напоминание самому себе о своей вере, о принятии Иисуса Христа, как спасителя своего, очень даже стоит носить.

Те, кто уже приобрел подобный браслет, задумываются, как правильно его носить – образом к телу или наружу, на правой или левой руке. В данном вопросе правил нет и вы можете надевать браслет на любую руку иконами в любую сторону. Разница только в том, что, нося браслет иконами наружу, вы быстрее сотрете образ, если он нанесен на деревянную поверхность.

Также кроме деревянных браслетов с иконами бывают серебряные, с позолотой, золотые. В таких браслетах на одной стороне размещают изображение иконы, а с обратной стороны – заповеди Божьи или стихи из Святого Писания.

Для человека свойственно стремление к святыне. Именно поэтому все, что связано с Богом – хорошо и все, что человек делает по законам Божьим – богоугодно. А потому для каждого верующего ношение браслета с иконами является не только святыней, но и призванием к молитве, внутреннему обращению к Богу, так как икона для любого христианина – святыня, и не важно где она размещена.

Надписи на иконах

Процесс написания иконы сложный и продолжительный, требуется соблюсти многие правила, чтобы работа стала настоящей иконой. И даже когда образ полностью прописан, его нельзя считать совершенным без одной небольшой детали. А именно без надписи.
Надписи на иконах можно сравнить с наречением имени младенца. В древние времена надпись делал сам архиерей, что приравнивалось к освящению иконы. После данного действия икона становилась вполне иконой, и перед ней можно было начинать молиться конкретному святому.
Значение надписи на иконах великий русский философ и проповедник Павел Флоренский охарактеризовал следующим образом: «В иконе есть душа – её надписи». При нанесении надписи икона как бы наполняется жизнью, и процесс её рождения вполне совершается. Имя на иконе – это не просто написанное слово, но часть общей композиции, они украшают и дополняют образ.
Надписи на иконе – принятые в православной иконописной традиции условные обозначения и сокращения.
Правила надписи к иконам сложились в течение многих веков. В обучении мастеров иконописный шрифт является отдельным предметом для изучения, наравне с рисунком. В иконописной артели надписи на иконе выполнял глава артели или лучший иконописец. Надпись – это венец всей работы.
Надписи могут быть выполнены на церковнославянском, на греческом и других языках.

Основным принципом иконных надписей является контрактура контрактура (лат. contractura — стягивание), что является сокращением слова, которое производится с помощью начальной и конечной букв. Хотя имя святого может быть прописано и полностью.
Например, Бог – Бгъ, Господь – Гдь; Иисус Христос — IСЪ ХСЪ, и т.д.
Рассмотрим основные сокращения на православных иконах:

Надписи на иконах Господа Иисуса Христа

IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος
IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа
ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.
ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа.
Црь слвы — Царь Славы

Надписи на иконах Божьей Матери

ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.
МН БЖН — Матерь Божья
Б. М. — Божья Матерь
Бца — Богородица
П. Б. — Пресвятая Богородица

Надписи на иконах святых

ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака.
ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая
СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой
СТАЯ — святая
ОКА, ОАК — праведник (греч.)
ПРО — пророк
АПЛЪ — апостол
СТЛЬ — святитель
МЧ, МЧНК — мученик
ПР — преподобный

Надписи на Распятии

I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)
МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»
ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ
ГГ — гора Голгофа
ГА — Голова Адама, надпись при черепе
К — копие — одно из орудий страстей
Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей
КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.
В Иконописной мастерской «Мерная икона» Вы можете купить икону, написанную в соответствии с многовековой традицией.

Можно ли носить икону в кошельке? Детально разбираемся в важном вопросе.

Когда мне было лет 15, крестная подарила мне маленькую икону с изображением святой Екатерины и велела всегда носить ее с собой. Тогда я последовала наставлению крестной и многие годы носила икону в кошельке. Однажды я задумалась о том, а можно ли это делать? Не противоречит ли это православным канонам и не оскверняет ли само изображение святой?

Редакция «Так Просто!» решила детальнее изучить этот вопрос и разобраться во всех нюансах. Никаких суеверий, исключительно мнение священнослужителей.

Где должны стоять иконы

Икона в кошельке — это не редкость. Многие люди носят их в качестве талисманов и верят, что лик святого непременно должен защищать и оберегать. Многие еще вешают иконы в машине, носят лики святых в кармане на удачу и прочее. Но можно ли это делать?

Икона — это прежде всего святыня, и обращаться с ней следует соответственно. Седьмой Вселенский Собор сформулировал учение церкви об иконопочитании и там говорится, что с помощью икон изображенные на них святые становятся предметом нашего созерцания, побуждая нас к воспоминанию о них.

Это о том, что икона должна стоять на видном месте, чтобы мы могли видеть ее, обращаться к ней и молиться. Икона, которую носят в кошельке или сумке, не получает должного обращения. Собор постановил чествовать иконы и возносить святым молитвы. А как часто ты молишься перед иконой, которая лежит в кошельке?

Покупая иконки, крестики, ладанки и другие священные предметы, мы верим, что они должны оградить нас от зла. Однако не эти вещи защищают нас, а Бог. Важнее всего искренность веры, молитвы и уважение к святым вещам, а у нас оно граничит с оккультным. Думать, что икона в кошельке должна автономно тебе помогать, это заблуждение.

Если человек относится к святыне благоговейно, то не позволит себе носить икону в кошельке. Ведь это вовсе неподходящее место для лика святого. Соседство икон с деньгами, кредитными карточками и прочими мирскими вещами неуместно. По той же причине нельзя вешать иконы в салоне машины.

Священнослужители уверены, что икона не должна соприкасаться с бытовыми вещами. Ты же не знаешь, где были деньги, лежащие рядом со святыней. Если уж в сумке находится икона, то и обращаться с ней стоит как со святыней. Бережно класть сумку каждый раз, не садиться на нее, и кошелек в задний карман не засовывать. Миллион мелочей, о которых в быту не подумаешь.

Однако самое важное даже не это, а наше отношение к образу святого. Ответь себе на вопрос: зачем ты носишь с собой икону? Если это действительно ради боголюбия, чтобы молиться в тяжкую минуту пред ликом святого, тогда это одно дело. Хотя и в этом случае лучше не в кошельке хранить икону, а в нагрудном кармане, где будет лежать только образ.

Если же ты носишь ее на всякий случай, на удачу, чтобы везло в жизни, это уже совсем другой вопрос. Это превращение христианской святыни в языческий символ. Над этим нужно хорошенько подумать и осознать. В любом случае лучше всего поставить икону дома и вознести святому молитву.

Где же тогда можно ставить иконы? Каких-то строгих правил нет, но некоторые советы соблюдать нужно. Правильное расположение тебе подскажет здравый смысл. Можно размещать иконы в гостиной, в детской, на кухне и даже в спальне. Понятное дело, что в ванной они будут неуместны.

Не стоит размещать иконы рядом с телевизором и другой техникой. Молитва требует полной концентрации, а техника невольно заставляет отвлекаться. Лучше выбрать место, удаленное от отвлекающих факторов. Не обязательно делать целый угол с иконами и пытаться поставить туда как можно больше ликов святых. Для молитвы достаточно и одного образа, лишь бы она была от сердца.

Конечно же, это неписанное правило, но многие священнослужители считают именно так. Однако строго запрета нет. Если икона, которую ты носишь с собой, чем-то особенная для тебя и тебе легче на сердце, когда она рядом с тобой, то пусть остается. Лишь бы в твоем сердце была истинная вера в Господа, без суеверий и оккультных заморочек.

К иконам нужно относиться уважительно и благоговейно. Недавно мы рассказывали, как правильно вести себя с иконами.

Также мы писали о том, почему иконы ни в коем случае нельзя выбрасывать.

Можно ли делать дарственную надпись на иконе?

Выбирая икону в подарок, многие задумываются — уместно ли сделать дарственную надпись? Особенно остро стоит этот вопрос, когда речь идет о таких единственных в жизни событиях, как крестины, венчание. Очень хочется запечатлеть дату и имена участников важной вехи в истории семьи, но не противоречит ли это церковным канонам?

Вызваны эти метания скорее всего другим распространенным заблуждением — мол, мастер-иконописец не должен оставлять свою подпись на иконе. Начнем с того, что и это неправда. Вернее, не совсем правда. Первые образа, писанные исключительно монахами, действительно были анонимными, потому, что посвятивший себя церкви, не имел ничего собственного, личного, и творение его рук с первого мазка принадлежало Богу. Позднее, когда в богомазы все чаще шли светские люди, на иконных досках (на радость современным историкам и искусствоведам) появились имена авторов. Например, почти все работы царского изографа Симона Ушакова подписаны и датированы лично иконописцем. Антиквары, кстати, утверждают, что наличие мемориальной надписи повышает стоимость иконы процентов на 30, а если речь идет о каком-либо известном (хотя бы в местном городском, уездном масштабе) человеке, то цена может вырасти в несколько раз.

Если указать авторство на иконе не грех, то уж сделать дарственную надпись и подавно. Во всяком случае, никаких официальных запретов православной церкви на это нет. Да и доподлинно известно, что очень многие старинные образа на тыльной стороне, под окладом или на торцах имеют различные пометки нацарапанные острым предметом, написанные чернилами, а позднее карандашом.

Сомневающимся предлагаю небольшую подборку реальных исторически достоверных автографов:

  • въ ераславле цркви стаго мчнка димитрия селунскаго попъ иоаннъ андреевъ А ЛД году (1734).
  • Благословенье сiю Иконою Любимому внуку 11 ти месячному Владимиру Михайловичу Де-Витте отъ его дедушки Ивана Петровича Аммосова и бабушки Варвары Дмитриевны Аммосовой 5-го Сентября 1867 го года.
  • Симъ образомъ благословила бабушка Прасковья Семеновна Шилова внучку веру александровну Шилову 1852 года.
  • Дрожайшимъ родителямъ Роману Митрофановичу и Анніъ Дамыановнiъ Бычковскимъ от благодарныхъ діътей Стефана и Анісіи Бычковскихъ на добрую память и въ знак искренней почтительности въ пятидестлетнюю годовщину супружеской ихъ жизни. 1899 г. Августа 30 дня.
  • Сия икона писана в Кiево-Печерской Лавре и пожертвована въ церковь Оуспения Пресвятые Богородицы что въ Коломенскомъ женскомъ Монастыре пожеланию крестьянина коломенского уезда села Чанокъ Николая Александровича Чаркунова, его женою Марией Сергеевной Чаркуновой ЕI Iюня АОт ЧЕ (1895) года при игумении Ювилинарiи.
  • Написася сiя стая икона влето ЗТ З го (1859) года; мца. маiя, д го дня. напренесенiе мощей николы чюд. оусердiемъ силивестра семенова.
  • Святая Икона сiя Пресв. Богородицы Отрада или утешение дана въ благословенiе мнго грешному Тихону иеромонаху недостойному, отъ преподобнаго Отца Духовника, Архимандрита Макарiя, въ мнтре св. ВМученика и Целителя пантелеймона на св. горе Афонской. 1871 го года Апреля 9-го дня.
  • Въ благословение Божiе отроковицъ Елисаветъ — Кронштадтскiй Протоiрей Iоаннъ Сергiевъ. 6 iюля 1900.
  • Храни ее Пресвятая в пути ея жизни Зинаида Александровна Ковсенко от крестного ея отца Бориса иваницкого в день ея Ангела 11 го октября 1849 г
  • Р.Б. Елисаветъ благословенiе Св. Обители Валаамской Валаамъ 30/ VI 1938 г.
  • СiА стаА икона стаго сщенномчника Кукши Печерскаго Чудотворца, списокъ -есть съ надгробной Его иконы, освА щена на Его стыхъ мощахъ въ ближнихъ пещерахъ Кiево-ПечерскiА Лавры, 1881 г. 5 Октабря, по Обету АндреА Феодоровича Ковалевскаго.
  • 1800 года сим образомъ Иванъ Петровичъ Соинъ благословилъ дочь свою Елизавету, которая вышла въ замужество 1835 года номбря 8 дня за Михайло Федоровича Троицкого, который 1849 года Апреля 1 дня въ Великий –Пятокъ собственноручно сделалъ сiю надпись в городе Клину, где онъ служилъ Уезднымъ Служащимъ в чине Колежского Асессора.
  • Копiя чудотв: образа находящегося во Алексеевскомъ женскм монаст въ МосквЪ Сооружена иждивенiмъ Никитою Анисимовiчемъ Вовымъ въ 1896 г iюня 5 дня.
  • Благословенiе Боголюбивым Христiанам Ивану Матвеевичу и Евдокiи Платоновнъ Зубковымъ От Палладiя Архиепископа Казанского и Свiяжскаго 1883 года Iюля 17 дня.
  • ОБРАЗЪ ПРЕСТЫЯ БЦЫ ТИХВИНСКIЯ ПР: ИЮНЯ 26 ДНЯ сiя икона написана, усердиемъ Григорiя Кузмина Шыженскаго.
  • Сия святая икона даруется в благословение Вадиму Васильевичу Орлову за его усердные труды во благо Церкви Христовой
  • Образъ. Сеи. Старца Оптиной Пустыни. Iеросхимонаха. Амвросiя.
  • Сия икона сооружена иждивением зарубежной Руси в молитвенную память по убиенном большевиками 20-го ноября 1917 г. ст. ст. последнем Верховном Главнокомандующем Русской Армией в войну 1914-1918 гг. Генерального штаба генерал-лейтенанте Николае Николаевиче Духонине.
  • Сей образ есть благословение Обители Богородицы Глинской, преподанное Богомудрым архимандритом Исаиею, впоследствии схимником Иоанникием, при совершении особого чина благословения, преподователю Корпуса Бокадорову Николаю на подвиги добра и правды, в 1903 году 7 го августа, в знак уважения к правдолюбию отца его Протоиерея Константина Бокадорова с пожеланием сыну уподобиться отцу.
  • Благословение города Вязьмы своему почетному гражданину генерал-майору Николаю Александровичу Левицкому от города Вязьмы 24 января 1917 года
  • 1813 года … января … Ея села Марией Петровною Бессоновой. В день Боголюбской иконы в благословение дому 18 июня 1907 г.
  • Добраго промысла моему названному брату Ермолаю, от Е.А.М.
  • Сия икона пожертвована Пижемскова прихода крестiанами деревни Байдыровой.
  • Глубокоуважаемому Дьякону Ивану Ивановичу Соловьеву в память 35 летия служения от признательных прихожан Храма что на Донской 1862 XXXV 1897.
  • Сею Святою иконою, отъ мощей Св.Алексия, Митрополита Московскаго, благословилъ Самару Высокопреосвященнейший Иоаникий, Митрополитъ Московский и Коломенский по случаю трехсотлетней годовщины города, въ 1886 году, благопожелавъ: да пребываетъ бдагословение Великаго Святителя неотступно отъ города Самары
  • Въ память избавленiя Царской Семьи от грозящей Имъ опасности 17 октября 1888 года. Усердiе учителя Ивана Ивановича Иванова.