На каком языке говорил Адам?

Сколько живу, но никогда не задумывался над этим вопросом и не слышал, что кто-то поднимал эту тему. Накануне я задумался над этим вопросом и решил провести свое небольшое исследование. Истина действительно была где-то рядом.
В Библии написано, что до потопа у людей был один язык и одно наречие. После потопа люди собрались строить Вавилонскую башню и Господь решил смешать язык, на котором они говорили, с тем, чтобы люди не понимали друг друга. Затем как-то все обрывается и следующий стих говорит, что Господь рассеял людей по всей земле. Видимо данный стих показывает каким образом Господь смешал языки людей. Он их просто рассеял по земле и они перестали строить город. Скорее всего поколение за поколением изменялся язык и наречие, а именно произношение слов, отколовшихся племен (семей), которые в последствии были образованы в народы, а сейчас в государства. Люди из разных племен просто перестали понимать друг друга. Как я уже написал это происходило очень долго поколение за поколением. Из этого видно, что основанием для всех языков был один язык, на котором говорили Адам и Ева, а потом Ной и его семья. Так какой же язык был основанием для всех языков? Как нистранно этим языком был РУССКИЙ ЯЗЫК.
Принято считать, что Иврит или арамейский язык является праязыком сегодняшних народов. На самом деле это неправда. И я могу это доказать. Начнем с алфавита. Почему ни в одном языке нет понятия ‘алфавитная истина’, и только в русском языке есть понятие ‘азбучная истина’? А потому, что Азбука — совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Азбука отличается от других алфавитов не только практически совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук — одна буква. В Азбуке, и только в ней, есть содержание.
Как я уже упоминал, что принято считать основанием всех языков является древнееврейский, потом древнегреческий язык. На самом деле если мы возьмем греческий алфавит и название букв греческого алфавита (альфа, бетта, гамма и так далее), то придем к выводу, что эти названия ничего не означают и являются искаженными производными еврейского алфавита (алеф, бет, гимель…). Вот уже буквы еврейского алфавита что-то обозначают алеф-бык, бет-дом, гимель — верблюд. Однако названия букв в совокупности всего алфавита еврейской письменности тоже ничего не обозначают. Это просто слова. Но не в алфавите русского языка. Возьмем наш древнерусский алфавит (азъ, буки, веде и так далее). Это не просто слова, а целое послание. Если мы соберем в последовательности слова древнерусского языка и переведем на современный русский язык, то получится послание для человечества: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!» — перевод: Я знаю буквы. Письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убежденно — знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!».
Праславянская Азбука — это первый в истории современной цивилизации учебник. Человек, прочитавший и понявший азбучное Послание, овладевает не только универсальным методом хранения информации, но и приобретает способность передачи накопленного знания — т.е. становится Учителем. Для передачи грамотности достаточно выбрать подходящий набор знаков, отображающих начальные звуки слов Послания — например, кириллицу или глаголицу.
Греческий алфавит и иврит в совокупности дают практически ту же Азбуку — т.е. являются производными от нее. Это означает, что письменный язык и культура этих народов развивались на почве уже существовавшей праславянской письменности.
Теперь вернемся непосредственно к самому языку. Я знаю лично только английский язык и я не филолог и тем более не лингвист. Но то что я узнал является очевидным и лежит на поверхности. Берем любое английское слово и когда проводим его через русский язык, то понимаем его происхождение. Только сначала необходимо запомнить три не сложных правила, первое: на гласные можно не обращать внимание, так как со временем они могли меняться, главное это согласные буквы. Второе: согласные очень четко группируются по месту их образования во рту — например Л, Р, Н формируются разными движениями языка во рту, но в одном месте — возле нёба. Таких цепочек согласных несколько — в-м-б-п-ф, л-р-с-т-д-н, х-ц-к-г-з-ж, в-р-х, с-ц-ч(джь). И третье правило: при переходе из одного языка в другой слово может только укорачиваться, причем чаще всего пропадает первый слог.
Английское слово girl (гёрл — девушка) у себя на родине происхождения не имеет. Зато в древнерусском было замечательное слово, которым называли юных особ — ГоРЛица! Костяк согласных тот же, и английское слово короче — так кто укого взял слово? Еще один пример — английское REVOLT. Допустим, вы не знаете,что это значит — сейчас и посмотрим, кто у кого спер. Любой поймет, что RE — приставка, VOL — корень и «загадочное Т». Откуда оно взялось,западные филологи даже не говорят. Предположим идиотский вариант — что англичане это слово взяли у кого-то и со временем исказили.Тогда, если RE — приставка, означающая «повторение», и англичане взяли эту приставку у кого-то, то за тысячу лет она могла стать только короче (вспомним третье правило). Значит, можно предположить, что изначально она была длиннее. Так вот, во всем мире есть только одна приставка, которая значила тоже самое, но была длиннее — русская ПЕРЕ-! Л и Р — взаимозаменяемые согласныеиз одной цепочки. Переписываем слово по-русски — ПЕРЕ-ВоР-оТ. REVOLT в переводе означает «переворот, бунт» — так кто у кого заимствовал? И «загадочное Т», накотором спотыкаются все английские лингвисты, оказывается самым обычным русским суффиксом. Таких примеров невероятно много.
Или еще — слово «гарем». То, что у русских князей до Романовых были целые толпы наложниц — исторический факт. Если у русского князя много красивых жен,где он их будет держать? В самых лучших комнатах, которые на Руси назывались ХоРоМы — вспомним цепочки чередующихся согласных — так откуда взялось слово ГаРеМ?
Коран, как известно, это откровения пророка Мухаммеда, собранные писцом Зейдом — и СОХРАНенные им! Коран — это Со-хран. С иудейской Торой еще проще:это книга о ТВОРЕнии — Тора есть Т(в)ора.
По-английски священник PRieST — в русских буквах ПРоСиТь.
Очень интересные вещи. Например, только в русском языке весь окружающий человека мир был описан при помощи одного слога с корнем БЛ (учитывая цепочки чередования согласных). Что было вокруг древнего человека? БоР, МоРе, ПоЛе,БоЛото, ПаР (так раньше называли воздух) и так далее.
Весь животный мир описан Адамом по геометрическому признаку только на русском языке: в других языках это вырванные из контекста слова, в нашем же они складываются в систему. Живых существ Адам описал с помощью трех корней, которые являются формами тела. Например, все КРуглое описано с помощью корня КР/ГЛ и его производных — ГоЛова, ГЛаз, ГорЛо, КоЛено, ГоЛень.
ДоЛлар — от ДоЛя.
КаЛьКулятор — от сКоЛьКо.
HoTel (отель) — от ХаТа.
НеГР — от НеКРасивый.
sMALl — от МАЛый
FRoZeN — заМоРоЖеНный (F-М, R-Р, Z-Ж, N-н) — противные англичане укоротили слово русское.
Далее можно продолжать до бесконечности. Мы, русские, являемся носителями оригинального языка, на котором говорили Адам и Ева. Этот язык создал Бог и только от русского языка образовались остальные языки. Есть над чем задуматься.

Почему имя человек «Адам» связано с происхождением его тела (от адама — земля), а не с его душой?

Здравствуйте уважаемый Юра!

О связи между именем «Адам» и землей — «адама» напрямую говорится в Мидраше — человек был назван Адам, т.к. был создан из земли. Ваше предположение по поводу связи между красным цветом и землей тоже кажется совершенно верным. По-видимому, самый распространенный цвет грунта — красно-коричневый (краснозем), поэтому красно-рыжий оттенок называется «адом» по цвету грунта. Отсюда также פרה אדומה — красная корова, хотя понятно, что имеется в виду коричнево-рыжий оттенок, а не красный цвет в чистом (сегодня принятом) виде.

Однако на счет цвета кожи трудно сказать что-либо определенное. Ведь, когда Тора говорит о сотворение тела из земли, имеется в виду набор химических элементов, находящихся в ней (на сегодняшний день ученные уже обнаружили, что абсолютно все химические элементы содержатся в нашем теле!). Но, естественно, чтобы превратить их совокупность в «живое тело», Всевышний соединил их уже в совершенно другом порядке, что, несомненно, повлияло и на цвет кожи.

Важно упомянуть слова наших мудрецов о теле первого человека — оно было настолько «утонченным», что нисколько не заслоняло «свет» души! Сказано, что даже его пятки (место, наиболее отдаленное от головы и самая мертвая зона), излучали сияние, как Солнце, и тем более его лицо. Все это уже после первичного греха, а что можно сказать об его первоначальном уровне…

Но вернемся к Вашим первым вопросам — почему имя человека Адам связано с его телом, а не с душой, и как оно выделяло его среди всех остальных животных, также сотворенных из земли.

Имя или наименование — это не что иное, как определение сути и предназначения предмета или явления. На языке Торы имя — шем (שם), состоит из тех же букв, что слово шам, что значит — там, где-то вдалеке, «там» отражает конечную цель ради которой данный объект появился на свет. Так же и имя человека — Адам необыкновенно точно определяет его суть и предназначение, как мы с Б-жьей помощью убедимся.

Если бы человек стоял в одном ряду с животными (как полагали дарвинисты и др.), и представлял собой всего лишь более продвинутый (в интеллектуальном и эмоциональном аспекте) вид обезьян, Ваш вопрос был бы действительно правомерным. Ведь именно интеллект и возвышенные чувства, а не материальное тело выделяют человека среди остальных живых существ, и определяют как отдельно стоящий вид, так почему же имя — определение, не связанно с душей?!

Однако на самом деле это совершенно неверно. Человек это не «возвышенное» животное, а скорее «падший» ангел. «Падший» только в кавычках, т.к. цель его падения — привести впоследствии к колоссальному возвышению. Человек — высшая душа (нешама), частичка Вс-вышнего, совершенно далекая от какого-либо подобия с животной душой (нефеш). Со стороны своей души человек подобен ангелам — духовным сущностям, обладающим способностью постижения мудрости и неимоверного наслаждения ею. Но в отличие от ангелов, выполняющих свою функцию в четких духовных рамках (ангел на языке Торы — малах, что значит посланник — определенная сила, вид духовного воздействия, посредством которого Всевышний влияет на мир), душа человека «спускается» в материальный мир, тесно связываясь с грубым животным телом. Выражаясь более точно, связь происходит не с самим телом, а с животной душой — нефеш (и осуществляется посредством промежуточного звена, называемого «дух» — руах, отсюда известное понятие Неран (נר»ן) — аббревиатура: нефеш руах нешама).

Цель спуска души в наш мир — оказаться в отдалении от реальности Творца, чтобы исполнять Его волю в состоянии сокрытия Его духовного влияния. Это состояние необходимо для появления свободы выбора — либо возвысить материальное тело вместе с душей, либо, упаси Б-г, наоборот, опустить высшую душу до уровня животных.

Таким образом, именно имя «Адам», связанное с происхождением тела, необыкновенно точно отражает основную суть и главное предназначение человека. Связь с материальностью (землей) выделяет человеческую душу среди подобных ей, полностью духовных, ангелов.

Интересно, что связь души и тела отражена и в самом слове «адам» (אדם). Если разбить его на два слога получим «а» (א) (букву алеф, первую в алфавите) и «дам» (דם), что значит кровь.

Буква алеф отображает самого Творца, одно из имен которого Алуф (אלוף) — учитель, наставник — источник Торы, предписывающей нам жизненный путь. Поэтому и Синайское откровение — десять речений, включающих в себя всю Тору — началось со слова «Анохи» ( — אנכי Я), т.е. с буквы алеф! Буква алеф предшествует всем остальным буквам, также как Всевышний предшествует всему мирозданию. Численное значение алеф равно единице, что намекает на единство Творца, а по форме написания алеф (א) состоит из наклонной линии — буквы вав (=6) и двух точек — йудов (йуд=10), в общей сложности — 26, что соответствует гиматрии (числовому значению) четырехбуквенного имени Творца (йуд=10 hей=5 вав=6 hей=5). Поэтому и в имени человека алеф отображает частичку Всевышнего, высшую душу — нешама.

В то время как кровь (дам) это носитель животной души (нефеш), как сказано в Торе о запрете употребления крови в пищу: «Но крепись, чтобы не есть кровь, ибо Кровь — душа; и не ешь душу вместе с мясом» (Дварим 12:23). Получается А—дам — совокупность высшей души и души животной. Причем именно в этом порядке — на первом плане алеф, и только за ней — дам. В этом состоит вся задача человека — предпочесть желания высшей душе животным порывам!

Более того, имя Адам намекает на его создателей, как говорят наши мудрецы (Нида 31а) «Три компаньона есть в человеке — Всевышний, отец и мать». Буква алеф, как мы сказали, намекает на высшую душу от Всевышнего, а «дам» — материальная составляющая — от отца и матери. Дам ((44=דם равно гиматрии отец-мать (ав эм אב אם), что равно также значению слова йелед (ילד) ребенок! Интересно, что здесь же содержится намек на происхождение первого человека, тело которого было сделано из земного праха, дам (דם) = холь (חול), прах, песок.

А если удесятерить числовое значение «дам» (44) получим 440 — «мет» (מת) мертвый, это намекает на то, что смерть пришла в мир в следствии чрезмерного следования за материальным началом. Если бы не первичный грех Адама и Хавы, духовная составляющая человека (алеф) дала бы телу (дам) вечную жизнь!

И еще, если добавить к слову мет букву алеф получим эмет (א-מת) — истина, реальность. В этом скрыт глубокий смысл — человек называется в каббалистических книгах «малым миром», в то время, что все мироздание — «большим человеком». Это намекает на внутреннее подобие духовной структуры человека и всего мироздания. Точно также как функционирование человека всецело зависит от связи тела с душой (алеф-дам), и лишившись души, тело теряет всякую жизнеспособность. Так и мироздание в целом зыблется только на постоянной связи со своим Создателем, ежесекундно подпитывающим миры живительным Светом (смотри статью «Как Б-г может быть везде?»). Это и выражено в слове эмет — истина, реальность: только постоянное присутствие алеф оживляет миры и не дает им вернуться в состояние полного небытия — мет.

Но вернемся к Вашим вопросам.

На самом деле имя «Адам» выделяет человека не только среди ангелов, как было сказано выше, но и среди животных. Мальбим (на Берешит 2, 19-20) обращает наше внимание на различие в формулировке Писания, про человеческое тело сказано (там же 2:7) «И сформировал Господь Б-г человека — прах с земли», в то время как о создании животных говорится (2:19) «И сформировал Господь Б-г из земли всякое животное полевое и всякую птицу небесную». Слова «прах с земли» трактуют мудрецы так — собрал прах его со всех концов земли, в отличие от животных, каждое из которых было создано из какого-то определенного места, но не из всей земли в целом. Поэтому именно человек, а не животные, достоин имени «Адам», отображающим землю как единое целое.

Но в чем суть этого различия, и действительно, почему было необходимо собрать прах для человека со всех концов земли (см. у Раши 2:7)? Объясняет Мальбим, что под понятием «земля» имеется в виду животная душа, творение которой относиться к материальному миру (хотя сама эта душа не материальна в общепринятом смысле этого слова). Как известно, каждый вид животных наделен особым набором качеств и свойств, присущих только ему. К примеру: лев мужествен, а заяц — труслив, тигр дерзок, а овца — покорна, муравей трудолюбив и энергичен, а коала — необыкновенно ленива, и т.д. Эти качества являются неотъемлемой частью их души, поэтому мы не обнаружим пугливого льва или энергичной коалы.

В отличие от животных человеческая душа (нефеш) содержит в себе абсолютно все существующие качества, и именно об этом говорит Писание, относя творение человеческого тела (его животной души) к четырем концам земли. Понятно, что у каждого эти качества находятся в разной пропорции, нет ни одного человека (из более шести миллиардов!) полностью подобного другому. У одного доминирует отвага, и почти не проявляется стыдливость, у второго — наоборот, и т.д. Соотношению различных качеств бесчисленное количество вариантов, согласно конкретной задаче и испытанию каждого отдельного человека. Но, по крайней мере, в потенциальной форме все они имеются в арсенале человеческой души.

Задача человека — правильно использовать каждое качество характера, согласно времени и месту. Это то, о чем мы говорили выше, либо душа (разум) будут властвовать и направлять качества характера, либо человек превратится в раба своим низменным желаниям — гордыне, гневу и жажде к деньгам и власти.

Маараль из Праги добавляет, что имя «Адам», производное от адама — земля, намекает на упомянутую возможность человека работать над собой, развивать и усиливать положительные качества характера. Это подобно свойству земли взращивать посеянные в ней семена. Животное же, не способно ни к каким изменениям.

Требование развивать в себе положительные качества в явной форме предъявлено нам самой Торой, как сказано «За Г-сподом Б-гом вашим идите, и Его страшитесь, и заповеди Его храните» (Дварим 13:5), «И иди путями Его» (там же 28:9). Что значит «идти путями Б-га» — объяснили наши мудрецы: «Уподобь себя Его качествам: как Он милосерден, так и ты будь милосерден, как Он добродетелен, так и ты… и т.д.» (см. Шаббат 133б).

Удивительно, но и этот аспект содержится в имени Адам. Шла аКадош пишет, что «Адам» намекает также на слово доме (леидамот в инфинитиве) — уподобляться, быть похожим. Как сказано у пророка Ишаяу (14:14) «Эдаме ле-Эльён» — уподоблюсь Возвышенному.

Таким образом, с Б-жьей помощью мы выяснили, что имя «Адам» необыкновенно точно определяет суть и цель человека. А именно — овладеть животными порывами, и развить в себе добро, уподобившись тем самым своему Создателю.

С уважением, Натан Агрес

Принятое ныне деление на нации и национальности произошло уже после потопа, от сыновей Ноя:

“Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа.” (Бытие 10:32)

Одним из основных признаков национальности или народности является их язык, отличный от других народов. Здесь Библия говорит о том же:

“На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.” (Бытие 11:1-4)

Как видите, до момента неудачного строительства Вавилонской башни, можно сказать, что как таковых отдельных народностей и наций не было.

Хотя национальность Ноя обозначить невозможно, все же возможно предположить на каком языке он говорил. Такое предположение позволяют нам сделать родословия книги Бытие, которые все мы не любим читать.

Как известно, Господь Бог смешал языки людей строивших Вавилонскую башню (Бытие 11:4-7). Большинство людей (некоторые сыновья Ноя и их потомки) участвовало в строительстве. Но была группа верных Богу людей (род праведников), которые не сошли с Араратских гор в долину Междуречья и не приняли участвие в вызывающем богоборческом мероприятии.

В Бытие 10 приводятся подробные родословия всех сыновей Ноя. В 11-й главе, после строительства башни, родословие повторяется, но уже только Сима. Это означает, что потомки остальных сыновей согрешили против Господа и их дальнейшие родословия больше не приводятся (хотя их род продолжался). Это принцип библейских родословий – перечисляются только праведники.

Теперь сравним родословие от Сима в 10-й и 11-й главах:

После строительства башни:
Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада, чрез два года после потопа.
По рождении Арфаксада Сим жил пятьсот лет и родил сынов и дочерей.
Арфаксад жил тридцать пять лет и родил Салу.
По рождении Салы Арфаксад жил четыреста три года и родил сынов и дочерей.
Сала жил тридцать лет и родил Евера.
По рождении Евера Сала жил четыреста три года и родил сынов и дочерей.
Евер жил тридцать четыре года и родил Фалека.
По рождении Фалека Евер жил четыреста тридцать лет и родил сынов и дочерей. Фалек жил тридцать лет и родил Рагава.
(Бытие 11:10-18)

Вавилонская башня строилась где-то через 100 лет после потопа. Это как раз те потомки Ноя, которые родились до строительства башни, но вероятно не принимали участия в ее строительстве: Сим, Арфаксад, Сала, Евер, Фалек (в то время был еще ребенком). Остальные два сына Ноя (Хам и Иафет), а также все их потомки приняли участие в строительстве. И с ними остальные сыновья Сима: Елам, Асур, Луд, Арам. Больше о них в родословиях НЕ упоминают.

От Евера, как известно, произошли евреи: Евер – Фалек – Рагав – Серух – Нахор – Фарра – Аврам. Поэтому евреи ак и называются.

Если предположить, что Господь Бог смешал только языки строителей, а язык оставшихся в горах Сима, Арфаксада, Салы, Евера и их семей не смешал, то становится ясно, на каком языке разговаривал Ной. На древнееврейском языке или очень близком к нему, так как это был родной язык Сима, Салы и Евера, а он не был изменен и сохранился, хотя с изменениями, до наших дней.

На каком языке говорили Адам и Ева?

Признаем мы дарвинизм и эволюцию или не признаем, а ученые все продолжают искать Адама и Еву. Разумеется, не тех, что были изгнаны из земного рая, а настоящих первых мужчин и женщин на нашей планете. От человекообразных обезьян их отличала не только иная физическая структура, но и прежде всего — способность говорить.

Даже в международных академических кругах некоторые считают Виталия Шеворошкина сумасшедшим. Другие ограничиваются тем, что называют его мечтателем. Все сходятся на том, что он утопист. В чем же вина этого русского лингвиста, ставшего натурализовавшимся американцем? В том, что он посвятил свою научную жизнь совершенно безнадежному делу.

Насколько безнадежному, лучше других объясняет сам Шеворошкин: «Препятствия здесь представляются непреодолимыми, почва — зыбкой, а путь поиска — по меньшей мере неопределенным». Он ищет утраченный язык, который называет «праматерью языков», то есть доисторический язык, давший начало всем языкам мира: язык, на котором говорил первый гомо сапиенс, появившийся на Земле, как утверждают палеобиологи, около 100 тыс. лет назад.

Трудность заключается в том, что почти никто не воспринимает Шеворошкина всерьез. Его просьбы о выделении фондов, направляемые к американским университетам, регулярно отвергаются, а Йельский университет предложил ему место при одном условии: никогда не обсуждать в аудитории свою «невероятную» теорию. К чести Шеворошкина и ради истины следует признать, что теорию моногенеза языков расценивают как правдоподобную многие лингвисты. Вместе с тем, однако, она считается недоказуемой, а следовательно, и неприменимой.

В самом деле, все лингвисты, включая Шеворошкина, знают, что с течением времени языки изменяются путем изменения слов и грамматических форм, а также путем приобретения и утраты слов. Учитывая относительно высокую скорость подобных изменений, многие лингвисты полагают, что историю языка можно исследовать на «глубину», не превышающую 5000 лет.

Положение становится еще более запутанным, если добавить, что при изучении мертвых языков ученые зачастую не могут опереться на «ископаемые» свидетельства, то есть письменные тексты. Самые древние образцы письменности, обнаруженные в Месопотамии, восходят всего лишь к периоду 6000-летней давности. А в таких регионах, как Италия, переход от доисторического периода к историческому произошел еще позже — каких-нибудь 2700 лет назад.

«Если бы мы, лингвисты, подобно археологам, обладали ископаемыми материалами, все, конечно же, было бы куда проще, — говорит Шеворошкин. — Однако имеются не менее строгие методы и не менее научно обоснованные концепции, позволяющие реконструировать общие истоки всех языков».

Обратимся к конкретному примеру: по-немецки, по-голландски и по-шведски «рука» произносится «ханд», по-английски — «хэнд», по-датски — «хаанд». Для объяснения такого поразительного сходства можно выдвинуть лишь три гипотезы: речь идет о простом совпадении: слово было заимствовано одним языком из другого; все перечисленные языки — одного происхождения.

Случайное совпадение применительно к стольким языкам математически невозможно, тем более что в этих же языках встречается много других совпадающих или сходных слов. Необходимо исключить и предположение о заимствовании, так как «рука» представляет собой элементарное базовое слово для любого языка. Остается, таким образом, третья гипотеза: об общем корне, иначе говоря, о том, что данное слово восходит к слову того единого языка, на котором люди говорили в прошлом.

В нашем конкретном случае речь идет о прагерманском языке, который, хотя и исчез уже давно, все же может быть реконструирован («рука» на этом языке — «хандуо»).

Следующий шаг — выявление языка, от которого ведут начало как прагерманский, так и латинский (язык, породивший семью романских языков). Этот шаг первым сделал англичанин Уильям Джонс, судья из колониальной Индии. Изучая санскрит — язык, породивший хинди и многие другие индийские языки, он обнаружил в нем элементы сходства не только с латинским и прагерманским, но также с древнегреческим и кельтским языками.

На конференции в 1786 г. сэр Уильям обнародовал свою теорию о существовании некоего общего индоевропейского языка. В дальнейшем ученые доказали, что индоевропейский язык использовался на Ближнем Востоке и в бассейнах Каспийского и Черного морей на протяжении нескольких тысячелетий начиная примерно с 5000 г. до н.э. Затем из него развились санскрит и греческий.

Со временем были выявлены еще девять праязыков, соответствующих по времени индоевропейскому, в том числе афразийский (от которого берут начало арабский и иврит), уральский (породивший финский и венгерский) и алтайский (предок монгольского, японского, корейского).

Уже в XIX в. некоторые лингвисты, нащупав общие языковые истоки и корни, принялись за реконструкцию этих мертвых языков. Однако отсутствие строго научных методов и тенденция к приблизительности со временем сильно дискредитировали саму идею такой реконструкции.

«Я утверждаю, что применение методов, просто заимствованных из арсенала сравнительного языкознания как такового, наподобие тех, что использовались в начале нашего столетия, безответственно и способно привести лишь к искажению результатов, — объясняет Шеворошкин. — Странно вместе с тем, что на Западе, похоже, никто не обратил внимания на методологию лингвистической реконструкции, применяемую с начала 1960-х гг. советскими исследователями. Эта методология научно безукоризненна».

ЭТОТ ВСЕОБЩИЙ НОСТРАТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

В. Шеворошкин имеет в виду работы В. Иллича-Свитыча и А. Долгопольского, которые в 1963 г. объявили об открытии ими ряда слов, принадлежавших доисторическому языку, на котором говорили на Ближнем Востоке в период, отстоящий от нас на 20—12 тыс. лет, и от которого произошли шесть из десяти выявленных до сего дня праязыков: индоевропейский, афразийский, картвельский, уральский, дравидийский, алтайский.

Независимо друг от друга Иллич-Свитыч и Долгопольский начали анализировать и сравнивать 25 самых стабильных слов каждого языка, слов, никогда не заимствуемых, вроде местоимений первого и второго лица «я — меня», «ты — тебя», а также слов, обозначающих главные части тела: «глаз», «рука», «зуб» и т.д. Затем исследованию подверглись 50 наиболее устойчивых слов и т.д. до 500.

Знания об этом прапраязыке, который окрестили нострати-ческим (от латинского «ностер» — «наш»), с годами значительно расширились. Сегодня нам известно уже более тысячи слов. Мы знаем также, что в конструкции ностратической фразы глагол в конце, причем глаголы могли быть активными, пассивными и возвратными, и при спряжении глагольные формы первого и второго лица единственного числа образовывались путем прибавления к инфинитиву местоимений, означающих «меня» и «себя».

Из первой изученной тысячи ностратических слов можно заключить, что говорившее на этом языке общество было довольно примитивным и жило охотой и сбором плодов. У них не было еще ни луков, ни стрел; они не выращивали растений, и у них было одно-единственное домашнее животное — собака (на индоевропейском — «куон», на ностратическом — «куйна»),

«Наши исследования, — дополняет В. Шеворошкин, — подводят к заключению, что в ностратическую эпоху человек уже приручил волка. Дело в том, что словом “куйна” обозначается как собака, так и волк. Этот социокультурный факт недавно был подтвержден археологами, обнаружившими кости собаки, возраст которых примерно 15 тыс. лет».

Ностратический язык был языком «жизненно необходимого»: так, он содержал обозначения только для некоторых цветов, причем в большинстве случаев это были слова, которые называли животных того же цвета (примерно как мы сейчас говорим «мышиный цвет»), В нем совершенно отсутствовали слова, связанные с чувствами, состояниями души, такие, например, как «любовь» или «боль». Имелись лишь слова для основных, сущностных понятий — голода, жажды и пр.

В том же году, когда Иллич-Свитыч и Долгопольский объявили об открытии ностратического языка, в Соединенных Штатах африканист Дж. Гринберг опубликовал свое исследование, доказывающее, что все африканские языки восходят к четырем большим семьям.

Однако, в отличие от советских ученых, Гринберг не изучал и не анализировал произносительных соответствий; он просто ограничился тем, что составил списки 300 наиболее устойчиво присутствующих в разных языках слов и провел их сопоставление в поисках общего происхождения. Несмотря на упущения и ошибки такого исследовательского метода, выводы из его работы с годами были признаны почти всеми.

Ободренный этим, американский лингвист решил применить свой метод к изучению языков Американского континента и в 1987 г. объявил об открытии америндейского праязыка, отличающегося от двух ранее известных праязыков — надене и эскимоалеутского, от которых получили свое происхождение все нынешние американские языки.

Со своей стороны В. Шеворошкин, в отличие от Гринберга, и поисках утраченного праязыка стремится опираться на не выпивающие сомнения работы примерно трех десятков своих бывших коллег. «В России ученые продолжают добиваться успехов: недавно они доказали, что баскский язык принадлежит к семье северокавказских, как, вероятно, и этрусский», — говорит он.

Ну а когда можно рассчитывать на выявление «матери» всех языков?

«Изучение собственно праязыка для меня пока просто хобби: чтобы совершить такой прыжок в глубь времен, необходимо предварительно создать прочную базу для разбега, — отвечает ученый. — Владеющее языком человечество появилось в Африке и около 100 тыс. лет назад разделилось на две ветви. Часть осталась в Африке, другая же переместилась на Ближний Восток. Тем самым было совершено первое раздвоение на языковом генеалогическом древе; с одной стороны — африканский язык, с другой — неафриканский.

Этот последний затем поделился на три ветви: восточную, из которой выросли америндейский и австралийский; западную, из которой родились ностратический и денекавказский языки, и, наконец, южную, или конго-сахарскую, представляющую собой языки той части населения, которая приняла решение вернуться в Африку».

В. Шеворошкин убежден, что шаг за шагом удастся восстановить эти три протоветви — восточную, западную и южную — и совершить восхождение к их общему стволу — неафриканскому языку. Когда это будет сделано, останется последний — огромный — прыжок во мрак минувшего: к праязыку гомо сапиенс — «матери» всех языков. Вероятно, это будет совсем небольшая, даже ничтожно малая группа слов…