Может ли учитель влюбиться в ученицу?

Влюбленность допустима? Психотерапевты о романах подростков с учителями

Скандалы, связанные с романами учителей со старшеклассниками, в последнее время не раз попадали в поле зрения СМИ. Педагогам такие истории с несовершеннолетними грозят уголовной ответственностью. А какие последствия они имеют для самих подростоков, кто может оказаться в такой ситуации и как учителям реагировать на излишнее внимание учеников? Об этом «АиФ-Волгоград» поговорил с сотрудниками детской клинической психиатрической больницы.

Болезнь или безответственность?

В случае, когда объектом сексуального внимания взрослого становится малолетний ребенок, мы с уверенностью говорим о психическом расстройстве — педофилии. Но если речь идет о старшекласснике, то так обстоит дело здесь?

«Взрослые люди идут на такую связь с подростками по двум причинам, — говорит сексолог Борис Мостовский. — Это может быть психическое нарушение — эфебофилия, то есть влечение к девушкам и юношам переходного периода, еще явно несозревшим. Именно такие чувства описываются в романе «Лолита» Набокова. Но не всегда мы имеем дело с патологией. Иногда просто не срабатывают моральные нормы. Бывает, что у человека расширены границы возраста тех, к кому он может испытывать влечение, и в зону внимания попадают 16-летние подростки, которые в наше время порой выглядят далеко не на 16. Тут взрослый, особенно если речь идет об учителе, должен вспомнить о свой роли, проявить ответственность. Но не всегда он поступает так».

«Отфильтровать» всех подозрительных учителей при приеме на работу не всегда возможно, иногда наклонности не дают знать о себе так явно. При этом специалисты утверждают: в зоне риска оказываются школьники, у которых нарушено восприятие семейных ролей, не сформированы психологические границы. Правильная иерархия отношений, заложенная в семье, способна стать своего рода профилактикой подобных «романов» для ребенка.

Влюблённость допустима

Платоническую влюбленность в учителя переживают многие ученики. И это, по мнению специалистов, нормально. Если учитель становится для подростка кумиром, высоким идеалом, эти чувства зажигают в нем огонь творчества и желание учиться, то это правильное направление. Бить тревогу и сразу бороться с этим нет необходимости.

В зоне риска оказываются школьники, у которых нарушено восприятие семейных ролей, не сформированы психологические границы. Правильная иерархия отношений, заложенная в семье, способна стать своего рода профилактикой подобных «романов» для ребенка.

«Влюбленность в учителя на платоническом уровне, конечно, может быть. И тут преподавателю следует быть очень аккуратным, — говорит психотерапевт Сергей Ивашов. — Если мы примемся это исправлять какими-то карательными мерами, то можем причинить подростку большую травму своим участием в этой коллизии. Должно быть хорошее, доброе участие в жизни ученика в любом случае».

В такой ситуации важная задача для преподавателя — оставаться в своей роли и не спускаться на другую позицию. Строгая иерархия в школе, соблюдение субординации «ты — ученик, я — учитель» должны быть всегда. Излишняя демократия, когда «продвинутый» учитель становится едва ли не «своим парнем», опасна, считают психотерапевты. Такие условия могут способствовать тому, что чувства и намерения в адрес учителя получат развитие не в том направлении.

Роман за «пятёрки»

Формально причины, по которым подростки соглашаются на близость с учителем, могут быть разными. К примеру, возможность получать хорошие оценки. Однако на деле под ними всегда скрыты другие мотивы.

«Ведь кто требует хороших оценок от ребенка? Родители, — отмечает психотерапевт Людмила Мостовская. — Получается, подросток таким образом адаптируется к ситуации. В этих обстоятельствах он жертва, заложник обстоятельств. Всегда надо предъявлять к ребенку требования, соответствующие его возможностям».

Вовлеченными в подобные сексуальные отношения рискуют оказаться подростки, которые не чувствуют родительской любви.

«Вот ребенок, на него никто внимания не обращает. Мама где-то занята, папы, например, вообще нет. И тут на него учительница обратила внимание. Он считает: это же как повезло. Он ощущает себя счастливым, любимым, нужным, плюс бонус хороших оценок как логические оправдание», — поясняет Борис Мостовский.

Платоническую влюбленность в учителя переживают многие ученики. Если учитель становится для подростка кумиром, высоким идеалом, эти чувства зажигают в нем огонь творчества и желание учиться, то это правильное направление. Бить тревогу и сразу бороться с этим нет необходимости.

Еще одна легкая мишень — подростки, у которых не обозначены четко роли взрослых. Эта база должна закладываться в семье.

«Если семья правильно сформирована: мама есть мама, папа есть папа, у каждого своя традиционная роль, ребенок уважает родителей и соблюдает субординацию, то он с детства интуитивно чувствует чистоту отношений, дифференцирует их, в том числе и отношения «ученик-учитель», — говорит Людмила Мостовская. — Если к отношениям начинает примешиваться что-то лишнее, он поймет, что это неправильно. Для него это будет ненормально, будет противоречить той базе, что у него заложена.

Но вот, например, мальчику 13 лет, а он спит с мамой. Такая ситуация есть в нашей практике. Какая тут может быть норма у ребенка? И какие бы ему лекции мама при этом не читала, что он видит?»

Психотерапевт Елена Башмакова подчеркивает, что правильная обстановка в семье поможет ребенку не только распознать тревожные сигналы, но и защитить себя.

«Важна не только иерархия отношений, но и чтобы ребенок ощущал себя принятым, — говорит врач. — Ну подросток он, ну взъерошенный, недовольный, но все равно понимает, что в семье его принимают, понимают, любят любым и уважают его личность. В случае странных предложений со стороны взрослого такой ребенок сможет поделиться этим с родителями или сам сможет выразить несогласие и отстоять себя. Это полезно и в отношениях со сверстниками».

При этом сексолог Борис Мостовский подчеркивает: подросток, вступая в связь с учителем, понимает, что это созависимость, что вторая сторона также уязвима. Он в этом случае уже не пассивный участник. И если база потребностей сформирована с определенным дефектом, он может пойти на этот «союз» в своих интересах.

Никто не пострадал?

Нередко можно услышать мнение о том, что в романах учителей и подростков искать пострадавших не стоит. Старшеклассники в наше время «и сами хороши», «они уже не дети, какая там психологическая травма». 15-летние парни, закрутившие роман с учительницей, и вовсе становятся героями в своем окружении.

Но специалисты утверждают: такие эпизоды не проходят бесследно, нарушается сам сценарий жизни ребенка.

Чтобы научиться любить и создавать полноценные отношения, нужно своевременно пройти все три стадии формирования либидо — платоническую – эротическую – сексуальную, уточняют психиатры. Если ребенок перескакивает через одну или две ступени, это влияет на дальнейшее формирование жизни.

Ребенок получает «запретный плод» и думает, что на самом деле все можно. Не исключено, что такое восприятие в дальнейшем позволит ему преступать другие границы, в том числе в семейных отношениях.

«Допустим, ребенок хочет шоколадку, денег ему не дают, а старший товарищ подсказывает: заходишь в магазин, незаметно кладешь ее в карман и входишь, — приводит пример Борис Мостовский. — Сделал — получил. Ему теперь не нужны деньги, не нужно зарабатывать, он исказил свою «линию жизни». Он стал профессиональным вором, и это уже не тот человек, который мог бы стать, к примеру, успешным математиком, физиком, космонавтом.

Эта облегченная «линия жизни» близка к наркомании, а целью может стать только потребление. Еще пример: на экзамене даем ученику шпаргалку, а потом оказывается, что он не умеет думать. Если без метафор — в дальнейшем человек может не ощущать насыщения от отношений, бесконечно вступать в брак и разводиться и не понимать, в чем же дело».

Школьник получает «запретный плод» и думает, что на самом деле все можно. Не исключено, что такое восприятие в дальнейшем позволит ему преступать другие границы, в том числе в семейных отношениях.

При этом сами подростки в таких ситуациях действительно могут не ощущать себя пострадавшими, но определённый психологический излом все же останется.

Если проявление чувств подростка к учителю выходит за пределы субординации, такие сигналы лучше не игнорировать, считают специалисты. Не нужно стыдить и ругать, но обозначить: я твой учитель, я хорошо к тебе отношусь как твой преподаватель, и давай соблюдать эту дистанцию.

«Он даже на это не пожалуется, но это откликнется в дальнейшей жизни. Ведь нарушен глобальный «иммунитет» человека», — говорит Сергей Ивашов.

Другая сторона

Современные школьники ведут себя по-разному, и оказаться в неловкой ситуации рискуют в том числе сами учителя. Если проявление чувств старшеклассника выходит за пределы субординации, такие сигналы лучше не игнорировать, считают специалисты. Мнительные подростки, не получив явных возражений, могут истолковать это молчание как знак того, что преподаватель воспринимает такие знаки внимания нормально.

Психотерапевты рекомендуют сразу дать понять ребенку, что его поведение не осталось незамеченным и строго с позиции учителя разъяснить, что это неприемлемо. Не нужно стыдить и ругать, но обозначить: я твой учитель, я хорошо к тебе отношусь как твой преподаватель, и давай соблюдать эту дистанцию.

«Это те моменты, которые молодым учителям толком не преподают, а в наше время это нужно. Это в общем-то техника безопасности и охраны труда», — говорит Борис Мостовский.

«Папа спит на кухне»

Психотерапевты отмечают, что основной сценарий взрослой жизни человека формируется в возрасте 3-6 лет. Если в семье нормально отправить папу спать в другую комнату, потому что он храпит или потому что сын или дочь захотели лечь с мамой, то у ребенка представление о ролях, в том числе и своей, уже формируется с дефектом. В дальнейшем это частично поддается коррекции, но нелегко. И, помимо помощи врача, необходимо, прежде всего, участие родителей.

«Если в семье все гармонично, подросток сможет сказать о том, что его беспокоит. Но ведь бывает, что родители, как страусы: голову в песок, ничего не вижу, ничего не знаю», — говорит Людмила Мостовская.

Врач Елена Башмакова подтверждает: «Сейчас в обществе сдвинулись приоритеты, все бегают с бешеными глазами, зарабатывают деньги, забывая, что можно просто сесть и поговорить с ребенком. Почему он у вас за компьютером сидит сутками? Где он пропадает? Что его тревожит? Как его дела? Но на это у нас постоянно не хватает времени».

Когда-то уже это имя гремело на всю страну. Екатерина Савинова исполнила роль Фроси Бурлаковой в советском фильме “Приходите завтра”. Увы, её тёзка из Астрахани прославилась скандалом, связанным с растлением несовершеннолетнего паренька. Видео, где 35-летняя учительница предаётся любовным утехам с девятиклассником, распространилось в Сети быстрее, чем новость о том, что натворил коварный московский учитель. Вот этот ролик, снятый анонимами.

В оригинальной озвучке ролика слышны детские голоса, так как это всё происходит во время школьной перемены. Сначала Екатерина Савинова сидела на коленях ученика, затем пара страстно целовалась. Судя по скринам переписки, этим отношения педагога и девятиклассника не ограничивались.

Просто мимими, если не вникать в обстоятельстваВидно, что у них “неземная” любовь

А взгляд-то у неё какой, хороший

“Живем один раз, поэтому надо жить ярко и интересно, чтоб в старости было о чем вспомнить и не стыдно внукам рассказать”, — девиз Савиновой на одном из профессиональных порталов.

Родители подростка, да и других детей, возмущены, и требуют наказания для биологички. По их мнению Екатерина Савинова должна понести уголовную ответственность, а не просто уволиться из школы. Ученики, кстати, шантажировали учителя биологии выкладыванием в интернет видео, если та откажется ставить им хорошие оценки по предмету. Савинова не поддалась на шантаж, а то, что на видео она, Лайфу подтвердил учащийся 32-й школы г. Астрахань.

Собеседник журналистки рассказал, что скандальное видео слили в Сеть примерно неделю назад. В школе его не видели только ученики младших классов, и то не факт. Школьник также сообщил, что Екатерина Савинова – отличный педагог, несмотря на случившееся. Встречи 35-летней женщины и 15-летнего парня в закрытом классе происходили регулярно. На самом деле видео, как минимум, три, судя по смене нарядов героев.

Всё это снимали на смартфон ученики через дырку между полом и дверью.

Кто тот парень, которого совратила Екатерина Савинова

Разумеется, всем захотелось узнать имя 15-летнего школьника из Астрахани, которого соблазнила учительница. Ребятам из закрытой группы в ВК удалось разведать, что школьника зовут Сулейман, и даже раздобыть его фото. Парня уже перевели в другое учебное заведение, а Екатерина Савинова уволилась. Вслед за ней заявление об увольнении написал директор школы №32, в которой произошёл скандальный инцидент.

Сулейман из Астрахани, который встречался с учительницей

По словам бывших одноклассников Сулеймана, инициатором любовных отношений была Екатерина Савинова. Но школьник явно был не против, тело у биологички неплохое. Сверстницы девятиклассника, безусловно, моложе, но опыт тоже играет роль. Хотя, если бы подождали года три, на пару с огромной разницей в возрасте смотрели бы менее осуждающе, будь оба совершеннолетними.

35-летняя Савинова на выходе из бассейна

11 февраля 2020 в школе побывали следователи, пообщались со всеми, кем нужно. Уголовное дело против учительницы, которую подозревают в совращении несовершеннолетнего, пока не возбудили. А вот её столичной коллеге придётся ответить за куда более отвратные действия. Напоследок держите ещё одно фото юного любовника Екатерины Савиновой.

Совсем ребёнок ещё

Дополнено 25.05.2020: следствие установило факт любовной связи учительницы с несовершеннолетним учеником. Екатерину Савинову осудили на 2,5 года условно, и запретили преподавать в течении 5 лет.

Новосибирцев удивила новость о том, что преподавательница забеременела от своего ученика. И это далеко не первый подобный случай. Корреспондент Сиб.фм решил связаться с психологом и юристом, чтобы узнать, имеют ли такие отношения право на существование.

Влюбиться в учителя – не преступление. А вот если преподаватель начинает испытывать чувства к школьнику, тут же всплывает вопрос нравственности, а затем он переходит и в плоскость уголовного права.

Роман учителя английского языка и ученика в школе Новосибирска стал достоянием общественности после того, как женщина забеременела от старшеклассника. Как стало известно Сиб.фм, события развернулись в Советском районе. Бывший ученик этого образовательного учреждения рассказал, что об этих отношениях знали все вокруг: другие педагоги, школьники и даже родители мальчика. Руководство школы оказалось в замешательстве. С одной стороны, учительницу надо было бы уволить из-за нарушения этических норм. А с другой – женщина беременна, и ситуация может закончиться плохо уже для самого директора. Тем более всё усложняется тем, что пара успела пожениться и теперь они официально именуются мужем и женой.

В школе отрицать это не стали, но заявили, что преподавательница забеременела уже после того, как её возлюбленный окончил школу.

Специальная комиссия устанавливает, было ли юноше 16 лет на момент зачатия ребёнка. Если мальчик был младше, то против преподавателя могут возбудить уголовное дело:

«Согласно 134 статье Уголовного кодекса, если мальчику было меньше 16 лет, то учительнице грозит лишение свободы сроком до 4 лет. Также ей могут запретить преподавать в образовательных учреждениях на срок до 10 лет. Она вполне может избежать наказания, если такое преступление было совершено ею впервые и закончилось всё вступлением в брак. Такая вот лазейка», – рассказала корреспонденту Сиб.фм юрист Екатерина Владимирова.

Но возможны и другие случаи, когда роман между педагогом и учеником не может закончиться счастливой свадьбой:

«Если преподаватель и ученик были бы одного пола, то в связи с лесбиянством или мужеложеством с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, учителя могли бы приговорить к тюрьме сроком до шести лет. Также всё сложнее, если подростку ещё не исполнилось 14 лет: тут можно сесть в тюрьму на 10 лет», – добавила Екатерина.

Далеко не первый звонок

В мае этого года грянул другой скандал в одном из новосибирских лицеев: тогда преподавателю ОБЖ пришлось уволиться из школы из-за отношений со своей ученицей. Как об этом узнала общественность? Бывшая жена 32-летнего преподавателя выложила в социальные сети видео, на котором слышен разговор мужчины и старшеклассницы. Они обсуждали поход к гинекологу из-за того, что девушка изменила своему преподавателю.

В далёком 2016 году 28-летняя мать двоих детей и преподавательница из Волгоградской области забеременела от своего 15-летнего ученика. Роман в коррекционной школе длился недолго: всего пару месяцев. Закончилось всё тем, что мама подростка обнаружила фотографии влюблённых в телефоне сына. Женщине дали два года условно и запретили заниматься преподавательской деятельностью. Можно сказать, что ещё легко отделалась.

Печальней закончилась история в культурной столице России. Преподаватель из Санкт-Петербурга покончил с собой из-за любви к своей ученице. 42-летний учитель одной из школ Красносельского района встречался с 17-летней школьницей: пара даже ездила отдыхать в Крым и планировала пожениться. Счастье влюблённых закончилось, когда из армии вернулся бывший парень девушки – он нашёл мужчину и избил его. По школе поползли слухи.

Тело преподавателя нашли на его съёмной квартире. Перед смертью он оставил для ученицы предсмертную записку, в которой назвал её своей последней настоящей любовью.

«Он был очень красивым»

Не всегда роман преподавателя и ученика заканчивается громким скандалом. Читательница нашего портала Вероника рассказала корреспонденту Сиб.фм о своём недолгом романе с учителем, который закончился так же внезапно, как и начался.

Как вы познакомились?

На сайте знакомств. Он лично у меня не преподавал никогда, он вёл танцы у младшеклассников в нашей школе. Ему было 25 лет, мне только 17 лет исполнилось. Я тогда часто переписывалась с парнями на сайтах знакомств и вот увидела его профиль: конечно, я его узнала, всё же встречались несколько раз в коридорах.

Ты ему написала?

Да, первая ему послала сообщение. Учитель танцев ответил почти сразу. Предложил приехать к нему в гости.

И ты согласилась?

А почему нет? Сказала маме, что переночую у подруги, взяла такси и поехала. Чувствовала себя крутой и взрослой. Он меня встретил, предложил выпить вина. Ко мне он тогда не прикоснулся. Мы просто разговаривали, ему было очень одиноко. Парень недавно приехал в Новосибирск, знакомых мало.

Что было дальше?

Я отпрашивалась на уроках и спускалась в танцевальный зал на первом этаже, где он преподавал. С детьми он был очень строг, кричал на них, закатывал глаза. Но он был очень красивым, я не могла устоять. И ухаживал красиво, когда приезжала к нему, – розы дарил. Я ещё ездила к нему несколько раз, а перед самым моим выпускным мы в первый раз переспали.

Долго длились ваши отношения?

Нет, они закончились почти сразу, как я закончила школу. Моя жизнь начала крутиться вокруг университета, появился настоящий парень. Мы переписывались с ним какое-то время ещё, но вскоре общение сошло на нет. Но мы продолжаем поздравлять друг друга с днём рождения.

Кто-то знал о вашей связи?

Только лучшая подруга. Я понимала, чем может закончиться для учителя такая история, поэтому как можно дольше держала это в тайне. Никогда не хотела зла ему.

Персональный урок

О том, почему отношения между учениками и учителями встречаются на каждом шагу, Сиб.фм рассказала психолог Наталья Фромм.

Почему вообще взрослые люди идут на сексуальный контакт с несовершеннолетними

Причиной, по которым взрослых людей в условиях социальных взаимоотношений «учитель-ученик» тянет к вступлению с учениками во взаимоотношения, имеющие сексуальный характер, обычно выступает сексуальное влечение. Причём формы этих взаимоотношений могут развиваться как минимум в двух вариантов сценариев.

Можно поподробней об этих сценариях?

В одном случае взрослый чаще всего выступает как эксплуататор, поскольку имеет над учеником властные полномочия, и, пользуясь ими, может заставить ребенка вступать в сексуальные отношения, манипулируя теми или иными формами наград или наказаний: за хорошую/плохую оценку, за обещание не сообщать родителям о какой-то оплошности ученика, либо просто угрожая ребенку тем, что расскажет о нём в классе какие-то порочащие его сведения. В данном случае роль ученика в сексуальных отношениях носит пассивно-подчиняемый характер, обусловленный страхом ослушаться.

Но может быть и другой сценарий развития сексуальных отношений между учителем и учеником, инициированный учителем, когда у учителя на фоне возникшего сексуального влечения параллельно испытывается и гамма таких эмоций, как стыд, вина, страх.

Однако сексуальное влечение носит столь выраженный характер, что рано или поздно человек перебарывает в себе сдерживающие эмоции страха, вины, и всё-таки инициирует начало отношений. В данном случае отношения развиваются по сценарию любых романтических отношений, свойственных и двум взрослым людям, если ученик отвечает взаимностью на выказанные чувства влюблённости в него.

А сами ученики могут выступать инициаторами такой связи?

Если же возникает ситуация, когда и учитель, и ученик обоюдно испытывают сексуальное влечение друг к другу, но между ними стоит грань именно возрастной и социально-ролевой разницы, то здесь причин, по которым ученик может вступить в сексуальные отношения с учителем, может быть больше. Это и просто интерес, любопытство к переживанию необычных, «уникальных» отношений со взрослым. Это и послушание вследствие высокого авторитета учителя, чувства уважения к нему, почитания его, как героя, что смягчает страх, так как ученик испытывает доверие к взрослому. Это может быть и обоюдная влюблённость, особенно если разница в возрасте не сильно большая, а ученик чувствует себя «более взрослым», нежели его собственный физический возраст.

Плюс, возможен и такой вариант причины, по которой ученик может вступить в сексуальные отношения с учителем, – это самостоятельная провокация учителя на вступление с ним в такие отношения, то есть соблазнение учителя учеником.

Причин подобного развития событий тоже может быть несколько: это и физиологически повышенный уровень гормонов у школьника, способствующих началу сексуальных отношений, плюс, подогреваемый фантазиями; это может быть и бахвальство перед одноклассниками, что смог совершить «невероятное»: соблазнить учителя; это может быть даже и месть за какие-то прошлые негативные эмоциональные переживания. И это всё – лишь основной список, по которым могут возникать подобные отношения, но отнюдь не исчерпывающий.

Можно ли как-то понять, что учитель намеревается наладить особенный контакт с учеником?

Заблаговременно понять, что учитель вступит с кем-то из учеников в сексуальные отношения, – практически невозможно. Все подобные случаи чаще всего вообще носят латентный, скрытый характер, – огласку получает лишь небольшой процент из подобных отношений. Со стороны учителя чаще всего соблюдаются максимально возможные способы конспирации, сокрытия подобных отношений с учеником. Поэтому заранее понять, что они возникнут, – нельзя.

А выявить предрасположенность у детей к вступлению в половую связь с учителем можно?

В случае, если ученику свойственен зависимый, подчиняемый тип характера, то он может быть вовлечён в подобные отношения в любой форме: как по типу подчинения вследствие страха, так и по типу влюблённости либо в опекающего его учителя, либо в статусного, авторитетного, сильного, что тоже создает учителю ореол, в который ученик может влюбиться и пойти по собственной воле на подобные отношения. Чаще всего в семье у таких детей либо оба, либо кто-то один из родителей достаточно жёсткий, доминантный, много требующий от ребёнка, подавляющий развитие у него собственной инициативы, уверенности в себе, что воспитывает в ребёнке такие черты, как пассивность, замкнутость, зажатость, неуверенность в себе, склонность следовать велению любого лица, наделённого тем или иным авторитетом.

В случае, если сексуальный контакт инициируется учеником и носит для него развлекательный, самоутверждающийся перед другими школьниками характер, то таким подросткам чаще всего свойственны склонность к рисовке, напускной уверенности в себе, браваде, хвастовству своими истинными или мнимыми достижениями, желание быть в центре внимания окружающих.

Данный тип характера чаще всего формируется в семьях, где к ребёнку относятся либо по типу «кумир семьи», смахивая с него все пылинки, попустительствуя любым его шалостям, даже зловредностям. Либо же, напротив, когда ребенок растёт в условиях отсутствия каких-либо похвал, внимания со стороны родителей, что влечёт за собой стремление ребёнка добиться этого внимания любыми способами, в том числе и теми, которые порицаются в обществе.

Чувство, что их в любой момент могут раскрыть, как-то подстёгивает такие отношения?

Чувство экстрима, переживание повышенного уровня адреналина в крови в силу пребывания в «опасной» ситуации, безусловно, может являться дополнительным фактором того, что отношения продолжаются, так как субъективно на уровне переживаний именно это состояние стресса организма воспринимается как приятное и влечёт за собой желание повторять его снова.

Как вы думаете, есть ли у таких пар шанс на счастливое будущее?

Существует огромное количество пар, заключённых даже во взрослом возрасте, в которых возрастная разница имеет достаточно большой диапазон. В целом эти пары имеют шансы на более длительное существование, нежели у пар с небольшой возрастной разницей, так как к биологическим чувствам сексуального влечения подключаются ещё и варианты психологической со-зависимости. Здесь встает уже лишь вопрос не о том, долго ли эти люди будут вместе, а о том, счастливы они будут вместе или нет.

Если между учителем и учеником вспыхивают чувства, против них оказываются и общество, и закон. И, хотя сердцу не прикажешь, нельзя не признать, что свадьбой такие отношения заканчиваются довольно редко. Всё-таки есть такие рамки, переступать которые лучше не стоит.

Напомним, в октябре стало известно о гибели учителя музыки из Новосибирска во время суда за истязания ребёнка.