Моральная норма

Мораль в СССР

Об экономике СССР читайте http://www.proza.ru/2011/05/15/432
«Для достижения своей цели мы отказываемся от всех моральных норм. Это наш принцип. Морально всё то, что соответствует данным условиям борьбы за своё существование, для достижения цели. Цель оправдывает средства. Так считаем мы — большевики!»
(Н. Эйдельман «История без истории». — «Наука и жизнь». — 1990. — N11)
Мораль в Советском Союзе была… как бы так поинтеллигентнее выразиться… странной. Хотя некоторые предпочитают называть её двойной. А некоторые утверждают, что СССР вообще был аморальным государством. Но мы не будем так категоричны. Попробуем разобраться.
Очень хорошо мораль молодого советского общества иллюстрирует «раскрученная», как сказали бы сейчас, история Павлика Морозова. Малоправдоподобно, чтобы история эта произошла именно так (не суть важно), главное, в каком виде её преподнесли. В какую сторону сделали уклон. Подобные «ноу-хау» советской власти и породили разговоры об аморальности страны советов, в которой попирались требования традиционной морали и элементарные требования гуманизма в угоду преданности власти. (Ситуацию усугубляло то, что власть была не отдельных каких-то людей, а власть рабочих и крестьян, а это очень существенная разница – что ж ты против своих родных, рабочих людей пойдёшь?)
Те, кто называл мораль в СССР двойной, скорее всего имеют в виду более поздний период существования СССР и тоже были по-своему правы. Быть подвижником во имя мирового социализма многим было не под силу, жить хотелось здесь и сейчас, поэтому потихоньку люди привыкали делать одно, говорить другое; дружно поднимать руку на собрании, возмущаться дома на кухне… К тому же в памяти людей так долго было свежо время, когда за честно высказанное мнение отсылали на 20 лет в лагеря, что высказывать его открыто люди боялись очень долго. Многие боятся и сейчас.
«Двойственность» советской морали выражалась также в том, что требования морали к простому человеку были гораздо более жёсткими, чем к представителям партийной «элиты». В то время как среди обычных людей проповедовались воздержание и благородная бедность, партийная верхушка позволяла себе вещи, выходящие не только за рамки морали, но и за рамки Закона. Однако «закрытость» и «избранность» партийной жизни позволяла держать подобные вещи в тайне.
Так или иначе, но бросается в глаза то, что в СССР было очень много разговоров о морали. Как будто в стране было недостаточно законов, моральному облику советского человека придавалась особая роль Всё, что не укладывалось в рамки Закона, но мешало советскому правительству спать спокойно (например, общение с иностранными гражданами) объявлялось аморальным. За аморальное поведение могли уволить с работы, выкинуть из очереди на квартиру… Измену жене (мужу) разбирали на собрании коллектива, и за эту измену могла последовать вполне ощутимая материальная кара – лишение путёвки, премии и т. д. Что это? Порождение бедности, когда законных материальных благ на всех не хватало и приходилось сортировать людей по их «моральной окраске»? Стремление «очистить душу человека от скверны» ради его же блага? Но скорее всего, власти так было удобнее держать человека в повиновении: чтобы он всегда чувствовал себя виноватым… Когда «ничего нельзя», где-то да ошибёшься. Отсюда деление советских людей на две категории: те, кто принимал все моральные нормы советского государства за чистую монету, и те, кого устраивала двойная мораль.
Трудно сказать, что лучше: двойная мораль или почти полное её отсутствие. Вопрос, действительно, неоднозначный. От рабской психологии мы вроде бы ушли, но к осознанной свободе так и не пришли, решив, что свобода – это полная безнаказанность. Видимо, требования советской морали были так высоки, что, дорвавшись до свободного волеизъявления, человек никак не может насытиться аморальностью (политики в том числе); маятник качнулся в другую сторону и никак не вернётся обратно.
В любом случае то, что очень многие бывшие коммунисты, как только подул новый ветер, быстро перешли в новый статус — борцов с коммунизмом, на мой взгляд, является свидетельством того, что мораль в Союзе была не слишком-то и крепка.
(продолжение следует)
*
Для тех, кому интересно:
Моральный кодекс строителя коммунизма.
Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
*
Красивые лозунги не оставляют равнодушными. Но удалось ли внедрить их в жизнь? Какой ценой? Вопрос к вам.

Почему в России входит в моду борьба за нравственность и целомудрие

Все чаще в СМИ появляются заметки о скандалах вокруг поведения учителей и врачей. Так, из-за публикации в соцсетях фото в купальнике и легком платье на днях была вынуждена уволиться учительница из Барнаула Татьяна Кувшинникова. А накануне стало известно, что из-за появления в интернете интимных фото в нижнем белье началась травля врача-педиатра Анастасии Орловой из Кинешмы. Разбираемся, почему в России набирает популярность борьба за нравственность и целомудрие.

«Выставляет себя напоказ?»

Фото: instagram/newlenaiskra

Черно-белую фотосессию врача-педиатра Анастасии Орловой выложила в соцсетях фотохудожница Елена Щеголева, сделавшая снимки. Орлова позировала в прозрачном черном боди. На врача немедленно обрушилась волна критики. Кто-то из пользователей Сети требовал уволить ее за неподобающее поведение. Другие возмутились, что она «выставляет себя напоказ без стыда и морали». А иные сетовали на растущее поколение, утратившее «понятия женской чести скромности и достоинства». Были и те пользователи, которые посоветовали выкладывать подобные фото в закрытом доступе – только «для своих».

Однако у Орловой нашлись и защитники, настаивавшие на ее личном праве на подобную фотосессию. В детской поликлинике, где работает женщина, заявили, что не собираются ее увольнять, так как Анастасия «сделала эти фото не на рабочем месте».

Сама Орлова пояснила, что ей «просто захотелось сделать красивые фотографии, примерив на себя новый образ». «Мамочки моих пациентов видели эти фотографии и ставили мне классы. Никто не возмущался. На работу же я одеваюсь очень сдержанно и ношу юбки ниже колена. Свою работу люблю», – заявила женщина.

Я компетентный специалист и справляюсь со своей работой хорошо. Мною довольны и пациенты, и руководство.
Анастасия Орлова врач-педиатр

Позицию врача поддержала и телеведущая Ксения Собчак. «Она хуже лечить стала или что? Или на работу в трусах ходит? У меня тоже есть снимки в белье, но это не значит, что я хуже от этого как профессионал», – написала она в своем Telegram-канале «Кровавая барыня».

Полиция нравов

Фото: instagram.com/katuushhaa

Но не всем так везет. В июне 2018 года омскую учительницу уволили из школы после появления в интернете фотографий, на которых молодая женщина позировала в закрытом купальнике. Фотосессия не понравилась родителям некоторых учеников, они обратились с жалобой в администрацию школы. Как выяснилось, 26-летняя Виктория в свободное от работы время училась в модельном агентстве и сделала фото, которые агентство использовало для рекламы магазина одежды.

А недавно барнаульской учительнице Татьяне Кувшинниковой пришлось уволиться по собственному желанию после скандала с ее фотографиями в купальнике и легком платье, которые женщина опубликовала в соцсетях. Мать одного из учеников возмутило, что женщина с такими нравами преподает в школе.

Один из защитников девушек в интернете в шутку предложил убрать из музеев картины Рубенса – «там ведь тоже голые девушки изображены». Следует отметить, что его идея не так уж и нова. Летом 2016 года разгорелся скандал вокруг копии всемирно известной статуи Давида работы Микеланджело. Одна из жительниц города пожаловалась властям на то, что своим присутствием на выставке скульптура «портит исторический вид города и уродует детские души». Городские активисты даже прикрыли наготу Давида кепкой. Правда, после опроса общественности организаторами выставки статую было решено оставить в первозданном виде.

А летом 2018 года в Новосибирском государственном университете архитектуры и дизайна (НГУАДИ) античные статуи, расположенные при входе в вуз, одели перед визитом священнослужителей Русской православной церкви. Правда, в самой Церкви инициативу вуза не оценили. «Для нас это некое проявление такого средневекового сознания», – сказал тогда известный церковный публицист, иеромонах Макарий (Маркиш).

Аполлон не виноват

Фото: ТАСС/DPA/Maurizio Gambarini

Психиатр Александр Федорович считает, что в современном мире, в эпоху соцсетей, есть несколько механизмов, «позволяющих воинствующим находить предмет для проявления своего недовольства». «Аполлон и другие античные скульптуры тут ни при чем. Люди просто ищут способы выразить свое отношение к чему-то, при этом могут сами не понимать, о чем говорят», – сказал эксперт Москве 24.

По его словам, часто борьбой за нравственность увлекаются люди, которые усматривают в этом возможность проявить свободомыслие. «Везде сейчас висят плакаты, мол, прояви свою гражданскую активность, сообщи нам, если где-то есть нарушения. И таким образом кто-то реагирует», – пояснил врач.

Раньше человека никто ни во что не ставил – а тут можно свое мнение высказать, стать активным гражданином.
Александр Федорович психиатр

Он отметил, что также есть и «люди нездоровые», для которых «критика – вопрос жизни и смерти, в этом они видят свое предназначение».»Ну, давайте наденем на Аполлонов и другие античные статуи трусы. Или на Венеру лифчик. Это ведь абсурд. Но, с другой стороны, для восприятия этой культуры нужен соответствующий уровень», – констатировал собеседник Москвы 24.

При этом он уверен, что сейчас не стоит говорить о средневековой морали, входящей в моду. «Я считаю, что есть такие должности и специальности, для которых должны быть корректирующие рамки. У всех есть право на личную жизнь, на распитие алкоголя, ловлю рыбы. Но это не значит, что надо все афишировать», – убежден Федорович. Он привел в пример случай, когда в интернете появились фото, на которых женщина-судья распивает алкоголь с друзьями. «Это категорически недопустимо», – заключил эксперт.

Нормы морали

Нормы морали (моральные нормы) — нормы поведения человека, возникающие из морали. Их исполнение является моральным долгом, их нарушение является источником моральной вины. Это одно из основных понятий этики.

Моральные нормы формируют систему, отличающуюся от остальных систем нормативных (права, обычая, этикета). Ряд авторов признает моральные нормы приоритетными по отношению к другим нормам, а иногда и придают им такие свойства. как категоричность, жесткость, универсальность, неизменность. Другие указывают, что абсолютизирование моральных норм и рассмотрение их в качестве всеобщих и обязательных является источником фанатизма.

Нормы морали оцениваются гражданским обществом в связи от уровня его развития.

Некоторые авторы различают «нормы морали», являющиеся руководящим принципом этики и вытекающие из него конкретные моральные нормы. Примерами высших норм морали являются норма авторства Фомы Аквинского: «Стремиться к добру, избегать зла», принцип стремления к «максимальной выгоде для максимального количества людей» Иеремии Бентама, категорический императив Канта или принцип «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера.

Классификация норм морали

Мария Оссовская сделала классификацию моральных норм:

  1. нормы, касающиеся биологического существования, в частности, запрет убийства или защита жизни животных,
  2. нормы о достоинстве, в том числе понятия чести,
  3. нормы, касающиеся независимости, в том числе основных личных свобод,
  4. нормы, касающиеся конфиденциальности,
  5. нормы, касающиеся доверия, в том числе правдивости, верности,
  6. нормы справедливости,
  7. нормы, касающиеся социальных конфликтов,
  8. нормы, сформулированные в виде рекомендаций, разного рода этические добродетели,
  9. нормы о других моральных нормах, в том числе:
  1. принцип, согласно которому аналогичные случаи должны рассматриваться подобным же образом,
  2. категорический императив Канта, в соответствии с которым следует применять только те нормы, которые мы хотели бы, чтобы они стали всеобщим законом (чтобы можно было их обобщить),
  3. принцип, согласно которому никто не должен быть судьей в собственном деле.

Источники морали

Источниками моральных норм, как правило, выступают:

  • — обычаи и традиции,
  • — авторитет (Иисус Христос, Будда, Мухаммед, Конфуций),
  • — этические доктрины,
  • — общественное мнение.

В этике под источниками моральных норм понимают исторические, материальные и объективные условия, которые зародили жизнь в тех или иных нормах морали. В этических учениях полагается, что нормы морали формируются в процессе самой жизни, возникают в практике реальных социальных и нравственных отношений. Во-вторых, в качестве источника моральных норм выделяется сознание общества определенного исторического периода. Так, например, в Древней Греции источниками моральных норм выступает мифология и воззрения мудрецов. Под обычаем принято понимать, сложившееся исторически и укоренившееся в каком-либо обществе действие, повторяющееся в дальнейшем. Выступал в виде основного способа управления поведением в до государственном обществе в условиях родовых отношений.

Традицией является совокупность обычаев, представлений, привычек, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. Но каким образом традиции и обычаи влияют на формирование моральных устоев общества? Передаваясь из поколения в поколение, традиции и обычаи служат каналом передачи информации и ценностей Кравченко А.И. Культурология: Словарь. — М.: Академический проект, 2000. — с. 577.. В процессе постоянной передачи идет накопление и систематизация этических знаний, из которых в дальнейшем выводятся четкие моральные принципы. Традиции и обычаи могут содержать в себе правила поведения, задавать отношение человека к тем или иным ситуациям, таким образом, и выступая в роли источника морали.

Мораль может исходить так же и от учений авторитетных духовных деятелей, формируя в дальнейшем целые религиозные учения. Религиозная мораль основывается на специфических духовных ценностях и приоритетах, носящих просветительский характер. Так, например, в христианстве придерживаясь закона Божьего, человек получает спасение души. Изучение источников морали сложный процесс. Чтобы изучить в полной мере все источники морали, которых большое количество необходимо знать, как складывалось исторически отдельно взятое общество, учитывая множество факторов.