Монастырский хлеб рецепт

Я Кулинарка

Рецепт выведения маточной закваски

Маточная закваска изготавливается только на воде и муке.

Маточной она называется, очевидно, потому что это исконная закваска, первородная. Именно так готовились первые закваски.

Берем литровую банку, заливаем ее на четверть водой, помешивая, всыпаем муку. Доводим до густоты сметаны, накрываем тканью и ставим в тёмное место.

Чем чаще и дольше вы будете перемешивать будущую закваску, тем быстрее она оживет.

Раз в сутки в банку нужно наливать немного, граммов 50, свежей воды, и добавлять муку, доводя раствор до консистенции сметаны. Через некоторое время (1–5 дней) закваска довольно резко увеличится в объеме, раза в 2–3, а потом также резко опустится. Вы вряд ли поймаете этот момент, но заметите подтеки на стенках банки и густые пузырьки на поверхности и внутри жидкости. Это признаки готовности закваски.

Инструкция по уходу за закваской

Консервация закваски:

· Разбавить закваску в два раза холодной водой.

· Закрыть крышкой и поставить банку в холодильник (не в морозилку!)

В таком состоянии закваска может храниться две недели без подкормки.

Расконсервация закваски:

· Нагреть закваску на водяной бане (поставить банку с закваской в кастрюлю, наполненную горячей водой из-под крана).

· Добавить муку до консистенции густой сметаны. Накрыть тряпочкой. Поставить в тёмное место.

· Через 3-4 часа закваска поднимется, на поверхности появятся пузыри и характерный запах брожения. Закваска готова.

Половину закваски используем для выпечки, половину — консервируем.

Подкормка закваски:

· Достать закваску из холодильника.

· Нагреть закваску на водяной бане (поставить банку с закваской в кастрюлю, наполненную горячей водой из-под крана).

· Добавить муку до консистенции густой сметаны. Накрыть тряпочкой. Поставить в тёмное место.

· Через 3-4 часа закваска поднимется, на поверхности появятся пузыри и характерный запах брожения. Закваска готова.

· Разбавить закваску в два раза холодной водой.

· Закрыть крышкой и поставить банку в холодильник.

Рецепт хлеба «Аскет»

Это очень простой рецепт приготовления полезного и вкусного ржаного хлеба.

Делать его будем из настоящей цельнозерновой муки, которая содержит и отруби, и зародыши. Хлеб из нее чудесно пахнет и вкусен без каких-либо пищевых добавок — просто мука, вода и закваска.

Начинаем замешивать тесто.

Выливаем половину банки закваски в замесочную посуду. Другую половину, в банке, разбавляем водой до консистенции кефира и ставим в холодильник. В дальнейшем её нужно подкармливать один-два раза в две недели, если вы печете регулярно. Если же редко, то закваску можно хранить в морозилке. В этом случае подкармливать ее не надо.

Готовить тесто будем опарным способом. Опара – то же самое, что и закваска, только в большем объёме.

Добавляем в дежу (замесочную ёмкость) немного воды, тщательно перемешиваем веслом. Добавляем муку до консистенции сметаны. Через 3-4 часа опара будет готова. Признаки готовности: пена и пузыри на поверхности, характерный запах брожения.

Добавляем в готовую опару муку.

Вымешивать тесто удобнее не руками, а веслом, так как ржаное тесто прилипает к рукам всегда, вне зависимости от его консистенции.

Доводим тесто до такой густоты, чтобы можно было скатать колобок. Тесто не должно быть слишком густым – если колобок положить в дежу, он должен медленно оседать и расплываться.

Вымесив тесто, оставляем его на 3–4 часа до того момента, как оно поднимется раза в полтора. Потом снова вымешиваем.

Смазываем формы маслом, мокрыми руками формируем колобки, смачиваем их водой и укладываем в формы (у меня формы круглые для куличей с антипригарным покрытием).

Потом брендируем будущие буханки — наносим свой фирменный вензель.

Вспрыскиваем тесто водой из пульверизатора и накрываем тканью. Через 1–2 часа тесто подойдёт раза в 1, 5. Характерные признаки достаточной расстойки – появление дырочек на поверхности теста. Они появляются, когда углекислый газ пробивает поверхность теста.

3 дырки – оптимальная расстойка. Если дырок будет более 5 – это характеризует перестойку. Поставив такое тесто в духовку, вы будете наблюдать его дальнейший подъём, но через некоторое время клейковина теста начнёт рваться и хлеб опадёт. После выпечки такой хлеб получится с закалом (с не пропёкшимся внизу слоем теста).

Вспрыскиваем тесто водой из пульверизатора и ставим форму в духовку, нагретую до 250 градусов. Через 15 минут уменьшаем температуру до 180 градусов и выпекаем ещё 30-45 минут.

Данный режим выпечки подходит для изделий массой 1200 – 1500 гр. Чем изделие меньше, тем второй этап, выпечка при (180 гр.), короче.

Минут через сорок после начала выпечки кухню заполнит густой запах ржаного хлеба.

Готовый хлеб сразу же вынимаем из формы. Корка со всех сторон должна быть хорошо пропекшейся.

Палочкой протыкать хлеб не стоит, так как степень готовности чисто ржаного хлеба таким образом не определить: он остается немного влажным и липким всегда. К тому же процесс «пропекания» продолжается и при остывании хлеба.

Для проверки его готовности нужно постучать пальцем по нижней корке. Если звук будет звонкий, барабанный – хлеб готов. Если глухой – поставить его допекаться.

Вкушать хлеб лучше на следующий день или хотя бы после его остывания. Иначе нарушите структуру мякиша, и он будет казаться непропеченым, слипшимся.

Структура у хлеба плотная, вкус насыщенны


Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным святыням Росси и мира:
zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=elitsyweb

Хлеб издавна считается продуктом номер один на столе славян. Стремительный прогресс, новейшие технологии, использование вкусовых добавок постепенно вытеснили хлебные продукты из списка здоровой пищи, но это не касается хлеба, выпекаемого в монастырях.

Монастырский хлеб — натуральный продукт, изготовляемый в христианских обителях исключительно вручную без добавления дрожжей, маргариновых производных, яиц и других добавок. Некоторые поклонники здорового питания специально приезжают в монастыри, чтобы купить этот уникальный, экологически чистый продукт.

В чем уникальность хлеба из монастыря

Автоматическое производство хлеба на дрожжевой основе позволяет значительно экономить денежные средства. Хлебные изделия конвейером поступают на прилавки, но кроме насыщения не несут никакой пользы.

Практика приготовления хлеба в монастырях сохраняется до сих пор

Монастырский хлеб, рецепты которого бережно хранятся во многих монастырях, изготовлен из бездрожжевого теста на основе специальной закваски. Только опытным пекарям удается приготовить невероятно вкусный, полезный хлебушек вне монастырских пекарен.

Огромным плюсом хлеба, выпекаемого монахами, является отсутствие дрожжей, вызывающих брожение теста, впоследствии способствующих размножению грибов и в организме. Больным онкологией в первую очередь накладывают запрет на дрожжевые продукты.

Особенности приготовления бездрожжевой выпечки

Удивительно, но дрожжи никогда не использовались при приготовлении монастырского хлеба.

На заметку! Главную роль при выпекании монастырского хлеба играет закваска, для приготовления которой необходимо несколько дней.

Основой хлебной закваски являются натуральные кисломолочные бактерии, способствующие в дальнейшем нормализации работы желудочно-кишечного тракта.

Отличный вкус и нежная текстура хлебных продуктов, изготовленных в обителях, способствуют быстрому перевариванию, что никаким образом не вредит фигуре. Несмотря на отсутствие консервантов монастырский хлеб прекрасно сберегается долгое время.

Что необходимо купить для закваски

Приготовить закваску невозможно без зерен таких растений, как ячмень, пшеница. Жителям села найти зерна намного проще, а вот горожанам придется побегать. Натуральные продукты предлагают магазины здорового питания или их можно заказать по интернету, чтобы иметь полную уверенность в высоком качестве, экологической чистоте зерен.

Постный монастырский хлеб готовится только на закваске

Помимо зерен для приготовления закваски понадобиться мука ржаная и пшеничная, а также сахар или изюм. Состав компонентов зависит от рецепта монастырского хлеба, бережно хранимого в обителях.

Процесс приготовления закваски

Только после того, как все ингредиенты, указанные в рецепте, будут куплены, можно приступать к приготовлению хлебной основы. Стоит заметить, что монахи ни один этап в приготовлении хлебной выпечки не начинают без молитвы, которой и заканчивают работу.

Прочитав «Отче наш» и поблагодарив Бога за дарованную милость своими силами приготовить самый главный продукт в питании, можно приступать к работе.

  • Смешав по полстакана зерен в глубокой миске, заливают их прохладной, желательно родниковой водой. Жидкость должна полностью покрыть зернышки.
  • Накрыть посудину натуральной простой тканью и оставить в тепле на сутки.
  • Через 24 часа не впитавшаяся жидкость сливается.
  • Ткань снова смачивается, ею накрывают набухшие зерна, оставляя так на несколько дней. Следует следить, чтобы салфетка постоянно была влажной.
  • Как только зерна прорастут, о чем засвидетельствуют проклюнувшиеся ростки, проросшие злаки измельчают при помощи мясорубки.
  • Смешанную ржаную и пшеничную муку с сахаром пересыпают в полученную смесь. Затем миску ставят на маленький огонь, нагревают, постоянно помешивая в течение 45-60 минут.
  • Снятая с огня хлебная основа еще день хранится в тепле, после чего ее помещают в холод. В современных квартирах на помощь вместо холодного погреба приходит холодильник.

Хлеб, выпеченный на закваске, отличается более нежной текстурой и отличным вкусом

Существует множество уникальных рецептов приготовления закваски, каждый монастырь хранит свой уникальный секрет, изюминку, позволяющую создавать шедевры здоровой, монастырской выпечки.

Рецепты других видов закваски

Вкус монастырского хлеба напрямую зависит от ингредиентов, входящих в закваску.

Закваска на рассоле

Ингредиенты:

  • рассол огуречный или капустный, не содержащий уксус −1 стакан;
  • мука ржаная — 2 стакана;
  • сахар — 30 г.

Пошаговый процесс:

  1. Рассол подогреть до температуры 36-38 градусов.
  2. Всыпать муку и все тщательно перемешать до однородности.
  3. Всыпать сахар и снова вымешать.
  4. Поставить смесь в теплое место и следить за подъемом теста, периодически его перемешивая, чтобы осадить.
  5. Чем чаще опара будет осаждаться, тем быстрее она поднимется.
  6. Через 5 часов закваска готова для выпечки монастырского хлеба.

Монастырский хлеб можно хранить достаточно долгое время

Закваска из хмеля

Ингредиенты:

  • сухой хмель — 1 стакан;
  • вода — 400 мл;
  • сахар-песок — 25 г;
  • пшеничная мука — 100 г.

Пошаговый процесс:

  1. Высыпать хмель в миску, влить воду и все перемешать.
  2. Поставить смесь на огонь, варить столько времени, пока воды не станет в 2 раза меньше.
  3. Отставить отвар на 8 часов для остывания.
  4. Процедив, получаем 200 мл отвара.
  5. В отвар добавляется мука и сахар, все тщательно вымешивается.
  6. Смешанные ингредиенты переливаются в литровую банку, которую накрывают салфеткой.
  7. Банку с закваской ставят в теплое место на 48 часов, после чего можно приступать к выпечке хлебных изделий.

На хмелевой закваске хлеб получается пышным и вкусным

Закваска с изюмом

Ингредиенты:

  • вода — 200мл;
  • пшеничная мука — 1,5 стакана;
  • мед — 1.5 ч.л.;
  • черный изюм с косточками — ½ стакана.

Пошаговый процесс:

  1. Изюм предварительно перемолоть.
  2. Воду подогреть до 30 градусов.
  3. В теплой воде растворить мед.
  4. Всыпать муку и все перемешать до однородной консистенции.
  5. Добавить перемолотый изюм и поставить смесь в теплое место на 36-48 часов.

Рецепт хлеба из монастыря

Приготовив закваску по всем правилам, можно приступать к выпечке монастырского хлеба, который станет действительно хозяином здоровой пищи на столе.

Ингредиенты:

  • закваска — 6 ст. л.;
  • вода — 0,5 л;
  • мука ржаная — 2 стакана;
  • мука пшеничная, высшего сорта — 2 стакана;
  • сахар-песок — 25 г;
  • соль — 10 г;
  • растительное масло — 30 мл.

Несмотря на отсутствие консервантов, монастырский хлеб сохраняется долгое время

Пошаговый процесс:

  1. Немного подогретую воду смешать с закваской.
  2. Всыпать ржаную муку, тщательно вымешивая тесто.
  3. Отставить смесь в теплое место на время, пока не покажутся пузырьки, и тесто не начнет подниматься.
  4. Хорошо вспененную опару вымешать, перелить в большую банку, накрыть все салфеткой и убрать в холодильник на 20-30 минут.
  5. В охлажденную смесь добавляются остальные ингредиенты, неплотное тесто ложкой тщательно вымешивается до однородности.
  6. Не стоит пугаться, что тесто более жидкое, чем обычная консистенция для хлебных изделий.
  7. Оставить готовое тесто в тепло на час, за это время оно загустеет и поднимется.
  8. За это время, если есть формочки, их надо подготовить, застелив пергаментной бумагой или смазав подсолнечным маслом.
  9. Увеличенное в объеме тесто разложить по формам так, чтобы масса занимала 1/3 объема и снова оставить на 60 минут. При отсутствии формочек хлеб можно печь круглой булкой.
  10. Предварительно нагреть духовку до 200-220 градусов, поставить в нее тесто на 30 минут, после чего температура выпечки понижается на 30 градусов, и хлеб печется еще 30 минут.

Поставленная в самом низу духовки мисочка с водой станет гарантом хорошей корочки и мягкости монастырского хлеба. Готовый хлебушек должен немного остыть в духовке, его смазывают простой водой и посыпают подсолнечными семечками, кунжутом, льном или семенами кинзы. Выбор за хозяйкой.

Внимание! Накрытый полотном горячий монастырский хлеб в течение пяти часов «отдыхает», после чего его можно кушать. Употребление горячего хлебушка может привести к завороту кишок.

Потратив несколько суток на приготовление уникального здорового продукт,а хозяйка обязательно будет вознаграждена благодарностью ближних.

Рецепт выпечки монастырского хлеба

Монастырский хлеб

«Хлеб – всему голова», – гласит народная мудрость. Для наших предков это была неоспоримая истина, а вот мы подчас склонны и сомневаться в ней: мучное, вредно для здоровья… Но все равно без хлеба не обходится ни одна трапеза, будь то обычный обед или праздничное застолье. В Москве немало хлебозаводов и пекарен, но есть и одна особенная, хлеб из которой не похож на испеченный в других местах. Это пекарня Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Из истории монастыря

Иоанно-Предтеченская обитель свою историю ведет с XV века. Первоначально это был мужской монастырь, который располагался в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. В 1530-е годы, после рождения у Василия III долгожданного наследника – будущего царя Ивана IV Грозного, обитель была перенесена на Кулишки. На новом месте монастырь стал женским.

Иоанно-Предтеченский монастырь Монастырь был почитаем царями и царицами. Московские княжеские семьи делали вклады в монастырь и имели в обители родовые усыпальницы. Представительницы многих княжеских семей принимали здесь монашеский постриг.

После пожара 1812 года монастырь было решено упразднить, а монастырский собор превратить в приходскую церковь. Возобновлена была обитель во второй половине XIX века стараниями митрополита Московского Филарета.

До 1917 года в обители проживало более 300 сестер. А после революции Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. В монастырских зданиях разместили тюрьму. Но монастырские храмы действовали как приходские до 1927 года. После их закрытия последние сестры и священнослужители монастыря были выселены, одни из них были сосланы, а другие расстреляны по обвинению в антисоветской агитации.

В советское время на территории и в строениях монастыря располагались службы теплосети, архив Московской области, швейная фабрика. Часть территории и монастырских зданий и сейчас занимает Московский университет МВД.

Возобновление жизни общины Иоанно-Предтеченского монастыря относится к началу 1990-х годов. В 1992 году монастырская часовня святого Иоанна Предтечи, а затем и келейный (бывший больничный) корпус с домовым Елисаветинским храмом были переданы Церкви, началась постепенно возрождаться монашеская жизнь.

В 2000 году на заседании Священного Синода было принято решение об открытии монастыря. В Ивановский монастырь была назначена настоятельница из числа сестер никогда не закрывавшейся Успенской Пюхтицкой обители в Эстонии – матушка Афанасия (Грошева).

Монастырская пекарня

При открытии монастыря встал вопрос: на что будет существовать и возрождаться обитель?

Келарь Иоанно-Предтеченского монастыря инокиня Софрония О том, как при монастыре открывалась пекарня, рассказывает инокиня Софрония, которая уже несколько лет несет послушание келаря монастыря: в монастыре она заведует всей продовольственной частью, в ее веденье находится монастырская трапезная и пекарня:

– Когда открылся монастырь, средств очень не хватало, и хлеб начали печь для себя сами сестры. Затем было закуплено на средства благотворителей профессиональное оборудование для пекарни, и хлеб стали продавать.

Люди с радостью приобретали монастырскую продукцию, тем более что тогда она не была так широко представлена, как сейчас, например на православных ярмарках. Монастырь пригласил на работу профессиональных пекарей.

Работают в пекарне две Галины, и, как на обычном хлебозаводе, работа тут начинается рано – в 6 часов утра. В отличие от обычного производства, рабочий день в монастыре неизменно начинается с молитвы, затем все приступают к своим обязанностям.

Сначала замешивают тесто для хлеба, затем на булочки и пирожки. За то время, пока делают булочки, хлеб успевает подойти, и его ставят в печь. Рецепты хлеба самые разные: от традиционных, какие используют во всех хлебопекарнях, до старинных. Особенность заключается в том, что монастырская выпечка в основном постная, то есть в продукцию не добавляют яйца и маргарин. Весь хлеб делают на подсолнечном масле. Также пекут особый бездрожжевой хлеб на афонской закваске. Несмотря на то, что тесто все постное, хлеб мягкий и очень вкусный.

На каждый день существует план, сколько и какой продукции надо испечь. В будние дни и на церковные праздники пекут больше, в выходные и в летнее время, когда многие москвичи в отпусках, – меньше. Монастырь расположен в самом центре Москвы, вокруг много офисов, служащие которых охотно покупают продукцию в монастырской трапезной, где также можно и пообедать.

Выпечка продается всегда свежая. Если какой-либо вид, например, пирожков, заканчивается, в пекарню поступает заказ, и в течение нескольких часов пекут новую партию. Продукция поставляется на прилавок несколько раз в день. Каждый день печется несколько видов хлеба, булочки и пирожки с самой разнообразной начинкой: с картошкой, капустой, яйцом, с грибами, с повидлом и творогом.

Мать Софрония говорит, что москвичам особо полюбился афонский хлеб: он долго не черствеет и хорошо хранится. Некоторые за монастырским хлебом приезжают с окраин Москвы.

По мере необходимости сестры помогают в пекарне, например на большие церковные праздники, на которые в монастыре всегда собирается много народу. Когда совершаются ночные службы – на Пасху и на Рождество Христово, сестры пекут булочки с крестиком и раздают их после ночной службы прихожанам, пока метро не открылось и все остаются в храме.

Инокиня Софрония замечает:

– Многие спрашивают: ну почему у вас такой вкусный хлеб? А ответ простой. Жизнь монастыря начинается с молитвы и заканчивается молитвой; каждый вечер мы обходим всю территорию монастыря крестным ходом и кропим святой водой все помещения. И пекарню, как и весь наш сестринский корпус, окропляют святой водой.

Утром пекари молятся перед началом работы и добавляют в тесто крещенскую воду. И это сказывается на качестве и вкусе нашего хлеба. Конечно, очень важно и то, о чем ты думаешь и говоришь, когда готовишь. Ведь едой можно даже отравиться, если, готовя ее, что-то думать или говорить недоброе.

Хлеб насущный

В монастырской пекарне Столичные покупатели требовательные, поэтому хлеб в монастыре продается всегда свежий, а из вчерашнего хлеба делают сухари. Раздается хлеб и бедным. На монастырских воротах висит особое объявление о том, что ежедневно в определенное время в монастырь может прийти любой нуждающийся и получить еду. Еду бедным раздают за территорией монастыря; в самом монастыре настоятельница не благословляет кормить нищих: это может быть небезопасно для сестер и сотрудников, кроме того, территория обители очень маленькая, а здесь постоянно ведутся ремонтно-восстановительные работы.

Мать Софрония рассказывает:

– Люди приходят очень разные. Есть мирно настроенные, но есть не такие уж и миролюбивые. Вынесешь им чай с хлебом, а они могут тебе этим чаем в лицо плеснуть, сказав, что это они не будут, и потребовать другой еды. В день приходит где-то 40–50 человек. Информация среди обитателей вокзалов распространяется очень быстро, они передают друг другу, где и когда можно бесплатно поесть в Москве.

Мы находимся недалеко от трех вокзалов, на которых ведется большая социальная работа. Очень важно правильно продумать, как разумно помогать нищим. Нам в монастырь социальные работники приносят листовки с информацией о том, кто и какую помощь может оказать бедным: как отправить их домой, где можно им подработать или переночевать. Если кто-то к нам обращается с этими вопросами, мы даем такую информацию.

На вопрос о том, как отличить людей, действительно нуждающихся, от обманщиков и как правильно поступать, столкнувшись с мошенниками, инокиня Софрония ответила так:

– Конечно, есть обманщики и среди тех, кто к нам обращается. Ну что делать! Мы стараемся помочь, чем можем! Хотя бы продуктами. Господь нам заповедал помогать. «Просящему у тебя дай» (Мф. 5: 42), – говорит нам Христос в Евангелии. Мы находимся в очень неблагополучном мире, и надо с этим примириться. Бедные они как были, так и будут.

Сейчас я заметила: пошел поток совершенно других людей. До кризиса приходили, как правило, те, кто давно побирается и скитается. Это те люди, которые находятся на дне общества, и им уже очень трудно из этого выбраться, да они уже и не смогут жить по-другому. Но после кризиса стали приходить люди совершенно другого плана. Они хорошо одеты. Ведь кризис ударил не только по низшему слою общества, он ударил по всем слоям. Люди, которые были довольно обеспеченными и успешными и вдруг разорились, особенно если они приезжие, остались ни с чем. Некоторые, может быть, и хотели вернуться домой, но потом подумали: «А что там делать? Там же безработица…» И они стараются остаться в Москве любым способом. Пытаются искать другую работу… Но это не всегда получается, и потихоньку такие люди опускаются на дно.

Монастырская жизнь в современном мегаполисе

В часовне Иоанно-Предтеченского монастыря По особому ритму идет жизнь в монастыре. Утреннее монашеское правило, на котором присутствуют все сестры обители, начинается в 6:30 утра. После молитв сестры уходят на послушания. Литургия служится в монастыре каждый день.

Послушания у сестер самые разные: церковное, алтарное, регентское и клиросное. Главными, как в любом монастыре, являются послушания настоятельницы, казначеи, благочинной, среди других – послушания просфорницы, экскурсовода для паломнических групп, канцелярское, швейное, келарское, экономское, библиотечное, архивное. В 2008 году в обители открылся свой музей, обновился сайт. У монастыря есть небольшое подворье в селе Остров Московской области, на котором выращивают овощи и зелень. Там же в 2009 году открылась монастырская богадельня, где тоже несут послушание несколько сестер.

Только совсем несведущий в церковной жизни человек может думать, что монахи полностью удалились от житейских дел и жизнь современного мира их не касается. Контакт с миром неизбежен, особенно если монастырь находится в центе такого огромного мегаполиса, как Москва.

Мать Софрония, например, занимается всеми закупками продовольствия для монастыря, монастырской трапезной, пекарни и подворья. Раз в неделю она отправляется с водителем на машине на продовольственные базы, фирмы, рынки.

– На многих рынках нас уже знают. У нас есть даже помощники, которые помогают нам делать закупки. Это тоже своего рода путь милосердия, и таким путем люди спасаются. Необязательно что-то жертвовать, помощь тоже путь служения, – рассказывает сестра Софрония. И продолжает:

– Я много езжу и вижу: люди настроены миролюбиво к монашествующим в Москве. Иногда, бывает, нам жертвуют продукты, если есть у кого-то возможность. Конечно, кризис серьезно ударил и по тем, кто занимается закупками и продажами. Люди немножко ожесточились. Но все равно меня на рынках часто останавливают, чтобы поговорить или задать вопрос. Люди подходят, спрашивают о вере, о Боге. Получается своего рода миссионерское служение.

На церковные службы приходит множество обычных людей, и тут тоже происходит взаимодействие монастыря и мира.

– Основные наши прихожане – это семьи с детьми, – продолжает свой рассказ мать Софрония. – Конечно, мы учитываем то, что монастырь находится в центре Москвы и к нам заходят люди, работающие в офисах. Если человек не ходит в храм, но, когда он проходил мимо церкви, у него возникло желание зайти и помолиться, одежда не должна быть препятствием к этому. Например, для женщин у нас на входе в храм лежат юбки и платочки, всем этим они могут воспользоваться. Надо только приветствовать то, что человек зашел в храм, ведь Господь всех нас призывает.

Сейчас в монастыре живут 20 насельниц. Конечно, своими силами невозможно справиться со всеми делами, поэтому в монастыре много рабочих, особенно строителей. Реставрация главного собора монастыря уже завершается. На вопрос о том, трудно ли устанавливаются взаимоотношения между рабочими и сестрами обителями, мать Софрония ответила так:

– Конечно, когда люди приходят в монастырь работать, им сначала трудно перестроиться на монастырский уклад. Очень сложно учитывать тонкости монастырской жизни, особенно если учесть, что это женский монастырь.

Под руководством нашей матушки игумении Афанасии, настоятельницы монастыря, мы живем как одна семья. Как и должно быть в общежительном монастыре. По милости Божией у нас все очень спокойно. Матушка у нас понимающая, мы к ней идем со всеми нашими немощами, за советами. Ничего у нас в монастыре не делается без матушкиного благословения. Она очень мудро управляет обителью.

Конечно, в каждый монастырь приезжают паломники для поклонения святыням. Наиболее почитаемыми святынями Иоанно-Предтеченского монастыря являются древняя икона святого Иоанна Предтечи середины XVI века, которая находится в восстановленном соборе, и обруч в монастырской часовне у входа. Он прикреплен к списку с древнего образа с изображением святого. Считается, что этот обруч – мера главы Иоанна Предтечи. Исторические источники о том, откуда и когда появился обруч в монастыре, не обнаружены. Обруч стал известен с конца XIX века. После закрытия монастыря его хранили в двух московских храмах, последним местом был храм апостолов Петра и Павла на Яузе. После открытия обители святыню вернули монастырю.

Предварительно помолившись, паломники надевают обруч на голову, и по их горячей вере Господь многим подает исцеления от головных болей, психических расстройств и других болезней.