Монахиня Николая

Исполнилось 140 лет со Дня рождения Царя-Мученика Николая II, нашего последнего Государя Императора 6/19 мая 2008 года исполнилось 140 лет со Дня рождения Царя-Мученика Николая II, нашего последнего Государя Императора. Этот день руководитель Харьковского СРН с соратниками провели в Белгородской области, куда нас любезно пригласили местные жители.
Село Захарово – небольшое, хоть и старое поселение, которых в России не счесть. Сразу бросается в глаза заброшенность и запустение, безразличие со стороны центральной власти, характерное для всей РФ после гибельных «реформ». Однако это место не такое уж и простое: здесь находится Свято-Покровский храм, деревянный и без единого гвоздя — один из шедевров православного зодчества. Местным жителям довелось на личном опыте познать современные церковные болезни – праправнучка основателя села, р.Б. Алла, благодаря которой храм из гаража для комбайнов вновь стал храмом, получила несколько лет назад серьезнейшую травму, после которых обычно и не выживают. Слава Богу – Он поставил на ноги. Теперь она первая монахиня с именем Николая, в честь Царя Николая, искупителя Руси. Покровский храм отобран местным Владыкой и ныне закрыт. Выход подсказал Святой Государь, однажды явившись смиренной женщине: «Покаянные Кресты спасут Русь». И ведь действительно, раньше поклонные кресты были повсюду. Теперь же они особенно необходимы, как видимое исповедание нашей Веры, как колокол для уснувших соотечественников. Особенно же об этом свидетельствовать будут кресты покаянные, царские. Так вот первый и пока единственный такой крест, в честь Святых Царственных Мучеников, как раз и установлен в селе Захарово. Местные православные жители смогли сплотиться вокруг своей матушки в крепкую и дружную общину. Вообще, здесь ощущается особый дух. По пророчеству последнего дореволюционного священнослужителя, принявшего от богоборцев мученическую кончину, но не отступившего от Христа, место сие будет одним из центров возрождения Православной России, основан будет мощнейший монастырь. Здесь побывали столь почитаемые православным народом старцы Николай (Гурьянов), Рафаил (Берестов), многие с Афона.
Теперь в этих краях усилиями матушки и мiрян с Божией помощью проходит постепенное пробуждение всех жителей от векового греховного сна. Поклонными крестами были усмирены местные безчинствовавшие турки. Все больше людей со всех сторон земли приезжают к царскому покаянному кресту, прося у Бога прощение за грехи отступления от Него и Его Помазанника. Некоторые мусульмане принимают Святое Православие. Регулярно читается акафист всенародного покаяния святому благоверному Царю-великомученику Николаю II, искупителю России, покаянный канон Божией Матери, дабы Она умолила Своего Сына помиловать русский народ.
После того как мы отслужили канон и акафист, сразу замироточили несколько икон. Затем руководитель харьковских союзников сделал небольшое выступление перед захаровской общиной, поблагодарив жителей за гостеприимство, поведав о Союзе Русского Народа и его деятельности, подарил книги о СРН и с Обращением Владыки Диомида. Результат очень порадовал и воодушевил нас – захаровцы массово вступили в ряды нашего Союза.
Мы обращаемся к нашим соратникам, а также ко всем неравнодушным соотечественникам: мы воочию увидели, что Крест – истинное Знамя Христовой Победы, видимый символ нашей Веры, чрезвычайно эффективное средство на пути осознания наших прегрешений, нашего национального возрождения чрез Всенародное Покаяние. Поэтому Покаянных Царских Крестов, которые имеют сейчас огромное значение, в России должно быть больше. Для этого необходимо приложить немало усилий. Покаянием да возродится Русь!
С нами Бог! Прикрепления: 7942722.jpg(49.0 Kb)

Схимонахиня Николая (Гроян) — Собрание трудов [2002-2016, PDF, RUS] (обновление 18.09.16 — «Царский Китеж», «Отче любви»)

В данной статье мы постараемся рассмотреть вопрос о том, насколько достоверны их утверждения о том, что он почитал Распутина, нечестивую жизнь которого, как верно отметил автор предыдущей статьи, обличали святой праведный Иоанн Кронштадтский, святая великая княгиня Елизавета и священномученник Владимир Киевский. Использовать при этом мы будем запись радиобеседы «схимонахини» Гроян в передаче Жанны Бичевской «От сердца к сердцу» и ее упомянутую книгу «Небесный ангел»1.
В книге келейница прямо утверждает, что «старец Николай слезно молил Господа простить Россию за соборный грех клятвопреступления и попустительства в цареубийстве и заповедовал искреннее, глубокое, молитвенное почитание Святой Царской Семьи и молитвенника и предстателя за Россию пред Богом — духоносного Святого Пророка-Великомученика Григория Распутина (с. 11). Это говорит человек, находившийся в послушании у батюшки, и слова эти смутили немалое количество людей. По радио и в газетных публикациях эта же келейница приводит по своей памяти целые подборки высказываний о. Николая о святости Распутина. И это вопреки ясному и определенному суждению предстоятеля Русской Церкви о его порочности!
Но известны и другие свидетельства, например, следующий рассказ священника, духовного чада о. Николая: к батюшке пришла очередная активистка канонизации Распутина, которая принесла свои материалы. Села, материалы — «житие» и «иконки» положила на стул. И вот, во время беседы, на этот стул вспрыгнул и уселся батюшкин кот Липушка. Активистка вся встрепенулась: как же так, кошачьей задницей — на «духоносного великомученика»! А батюшка махнул рукой: «пускай сидит». Из той же беседы: активистка жаловалась о. Николаю, что на могиле Распутина кто-то написал: «здесь лежит собака». «Ну что ж, собаку тоже жалко» — отозвался батюшка.
Так кем же для батюшки был Распутин? «Духоносный Святой Пророк-Великомученик» или собака, которую «тоже жалко»? Почему «откровения» батюшки о его почитании Распутина слышали только Гроян да другая келейница — Валентина, ныне схимонахиня Иоанна, еще одна яростная почитательница Распутина и Ивана Грозного, но никто из вменяемых чад о. Николая ни разу не слышал от него ничего подобного? Почему все эти «иконки», эти слухи, эти рекомендации начались и усилились лишь после того, как старец ослабел и слег, полностью оказавшись в руках этих дам? Ответы на эти вопросы можно получить, рассмотрев личности этих келейниц, по крайней мере той, что написала книжку «Небесный ангел».
Татьяна Гроян, ныне неизвестно кем и при каком монастыре постриженная схимонахиня Николая, разъезжающая по Москве и регулярно выступающая по радио — яркая труженица на ниве насаждения псевдоправославного почитания Григория Распутина. Ее перу принадлежит огромный том «Мученик за Христа и Царя Григорий Новый» с «Житием» и «Акафистом», по ее почину написаны многие «иконы». На этой ниве начала она подвизаться, судя по всему еще до того как проникла в келейницы о. Николая. Это стало для нее идеей фикс, смыслом жизни, навязчивым неврозом, которым ей удалось заразить и многих других, а некоторые и независимо от нее были им заражены.
Если присмотреться внимательно, то во всех этих с виду спонтанных и невежественных действиях по насаждению культа «старца Григория» становится видна определенная логика, как в игре: ход Гроян & Co: прославили царскую семью — прославьте и Распутина. В этом был смысл бесчисленных иконок, на которых этот нечестивец изображен вместе с царской семьей или с одним из ее членов. Ответ на это Патриарха: Распутин не может быть канонизирован, прославление царской семьи не означает его святости. Следующий ход Гроян: признаете святость отца Николая — признайте святость и Распутина. И опять первая же иконка — отец Николай держит в руках «икону» Распутина. Прямо как в том анектоде: «Пушкин читает сочинения Сталина»…
Просматривая и иконку эту и книжку создается впечатление, что для этой женщины и старец и царственные страстотерпцы — лишь средства для достижения страстно вожделенной канонизации Распутина. И это ведь тот самый старец, что предсказал в далеком 1962 Святейшему патриаршество — намекает «схимница» на страницах книги. Что-то скажет Патриарх теперь?
Противно было читать ее книгу и еще более омерзительно слушать радиобеседу. Со слов Гроян выходило, что главным духовным подвигом, смыслом жизни и центром всех устремлений о. Николая было молитвенное почитаение распутника и гипнотизера как святого: «у Господа он уже прославлен… Не о нем надо молиться, а ему надо молиться» — такие агрессивные антиканонические выражения она приписывает старцу Николаю, и утверждает, что он сам молился Распутину по написанным акафисту и канону. В первой же книге Гроян о Распутине, по ее утверждению, «батюшка благословил каждую строку», а в иконе Распутина «благословил каждую деталь этого образа»…
Интересно, что на 18 странице своей книги о старце Николае Гурьянове Гроян сама описывает, как о. Николай «как-то весомо и строго» не благословил ее писать что-либо о нем. Однако она «огорчилась и возразила благословенному старцу», настаивая, что миру «необходимо знать о духовном подвиге» батюшки и его «истинные мысли и наставления». На это старец (сама же Гроян пишет!) ответил: «Святые отцы, матушка, смотрели на скорби как на сугубую милость Божию и не замечали их… Так и я радуюсь, что бьют и пачкают… меня будут пачкать и дальше, когда я уйду домой, к своим, сколько неправды напишут те, кто ничего не понимают; прости их, Господи…»
Просто поразительно, как в духовном помрачении г-жа Гроян не замечает, что прозорливый старец, сказал это именно ей, в контексте разговора о ее писательской деятельности о нем, прозревая и эту ее книжку и эту же возню с Распутиным.
Далее схимница пишет, что потом батюшка все же, уступив ее просьбам, благословил ее писать о нем, подчеркнув: «пишите честно, откровенно, правду…» Но и этого, довольно прозрачного намека она, видимо, не поняла.
Пишет она откровенные выдумки и заранее выражает недовольство теми, кто ей не поверит: «им необходимо, чтобы на всем Божием (!) стояла печать с подписью: “это именно сказал старец Николай такому-то такого-то числа. Печать и подпись старца, заверенная нотариусом”… А лучше всего — наличие видеозаписи» (с. 19). Так к абсурду сводится любая критическая мысль о том, что говорят о батюшке «подвизающиеся при нем». То есть, верить надо на слово всему, что скажут о старце две женщины, носившие ему записки да готовившие еду!
И вот так, на слово, надо верить г-же Гроян не только в том, что батюшка почитал Распутина, но и в том, что он был тайным монахом, тайным схимником и даже тайным епископом! Обоснования этим утверждениям просто обезоруживающие: «схиму батюшки мы не видели и не знали, где она. Сердце не имело сомнений, что авва — схимник» (с. 28). Обоснование епископства еще более свободно: на одной старой фотографии о. Николай сфотографирован в священническом (!) облачении с двумя иподиаконами по бокам — значит, перед хиротонией, делает выводы келейница. Ну и, конечно же, слова самого батюшки, которых никто, кроме них не слышал.
Надо верить словам г-жи Гроян, что батюшка воскресил своего кота, в то, что он молился Распутину и называл его «тайным иеромонахом» и «духовником царской семьи», в то, что «на девятый день по блаженной кончине батюшка Николай явился священнику Евгению и благословил записать тропарь. Тогда же старец явился р.Б. Марие из Санкт-Петербурга и благословил ее написать его образ. Икона, переданная в благочестивую семью, вскоре обильно замироточила и благоухает» (с. 30). Ну и, разумеется, самой Гроян также, по ее словам, явился о. Николай «в полном святительском облачении» (с. 21). Этими видениями и явлениями переполнена книжка: Богородица является некоему «священномонаху» и надиктовывает пространное откровение о том, что на острове Залит должен «будет воздвигнут Храм Престола Божия» и называет о. Николая на католический манер «святым отцом»2 (с. 23). Распутин вместе со св. царевичем Алексием является иконописцу, повелевая написать их совместный образ. Этим монахам и монахиням следовало бы знать заветы святых Отцов об опасности разнообразных духовных видений: «Избегай видений, если только не в крайнее бесстрастие пришел ты» (св. Феогност. Главы о деянии и видении. 6.)
До «крайнего бесстрастия» им очень далеко, посему исходя из вышеописанного, нахождение всех этих людей в прелести не вызывает сомнений. А так как человек в прелести незаметно для себя движим иной волей, которая, как мы видели на примере анализа действий распутников (почему бы так не окрестить почитателей Распутина?), ведет довольно продуманную игру против Церкви, то вряд ли и эти новые слухи о том, что батюшка-де был тайным епископом случайны. Если наметившийся разрыв с Церковью действительно произойдет, можно будет вполне ожидать, что тотчас появятся «тайно рукоположенные» этим «тайным епископом» священники, как уже сейчас есть «монахи Григории», постриженные в честь Распутина! И — раскол, прикрывающийся именем одного из самых почитаемых подвижников веры наших дней — протоиерея Николая Гурьянова — уже готов. Не прозревая ли эту опасность, батюшка, по собственному признанию Гроян, неоднократно заповедовал им: «Только не оставляйте Церковь, любите и храните ее» (с. 13)?
Эти невежественные псевдоревнительницы старца даже не замечают, что на деле своими лжеблагочестивыми фантазиями только возводят хулу на него. Ведь если он, как они говорят, был тайным схимником, то в таком случае, согласно церковным канонам, не мог вести служение приходского священника, а если, как мы знаем, вел, то значит, нарушал устав и главный схимнический обет. Так они выставляют о. Николая попрателем и презирателем священных канонов Церкви и святых отцов, их установивших. И если он, как они утверждают, молился непрославленному Распутину, и таким образом выказывал непослушание Предстоятелю Церкви и нарушал установленные ею правила прославления и почитания святых, то он, получается, канонический преступник. Но он таким не был! И потому все противоканонические «благословения», о которых они пишут — это ложь! О. Николай не мог насаждать посредством посмертных явлений свой культ вразрез с установленными Церковью канонами и обычаями, ибо он Церковь действительно любил, в отличие, увы, от его келейниц.
«Руководствуясь только святым Писанием, только уставом святой Церкви мы и сейчас говорим о мученике Григории» — заявляет схимница в радиобеседе с Ж. Бичевской. Что за наглая ложь! По уставу Церкви не положено ни писать иконы, ни акафисты, ни каноны, ни молиться по ним до соборного прославления. На каком соборе прославили Распутина? Нет такого собора и никогда не будет, и посему насаждаемое почитание его — антиканоническое, идущее врарез с уставом святой Церкви. Если г-жа Гроян солгала в этом случае, то что мешает предположить, что она столь же нагло лжет и о старце?
Мне самому довелось работать несколько лет в одном монастыре и я по личному опыту знаю, как часто люди заявляют, что настоятель дал им такое-то или такое-то благословение, а при проверке выясняется, что никаких таких благословений не было дано. Если подобное происходит там, где много людей и существует возможность сразу же проверить сомнительное утверждение, то чего уж ожидать от двух женщин, единолично распоряжавшихся всем, что касалось старца в последние годы его жизни? Как описывает сама Гроян: «Батюшка говорил, но телесные уши уже не могли внимать… понимала сердцем, не умом» (с. 13). А сердцем, исполненным страстей, можно напонимать что угодно, когда телесные уши не внимают подлинным речениям старца. Сама же она, как мы выше цитировали, описывает, как возражала старцу, когда он говорил, то, что ей не по нраву. Вот такое вот «полное послушание»…
И, видимо, навнимавшись сердцем, приписывает Гроян старцу следующее совершенно бредовое выражение: «Не может без воли Божией появляться икона (речь идет об иконах Распутина). А если икона появилась — значит человек уже прославлен на небе». А с католическими иконами, интересно, тоже так? Или вот в новообразованной обновленческой организации под названием «церковь православного возрождения», где проходят «пастырское» служение «протопресвитер» Г. Якунин и Я. Кротов, недавно канонизировали протоиерея Александра Меня, и его иконы, соответственно, у них имеются. Эти иконы тоже ведь не без воли Божией появились? Значит, и Мень тоже «на небесах прославлен»? Такие вот откровенно абсурдные мысли приписывают батюшке те, кто помешан на прославлении Распутина и пытаются по максимуму использовать для этого весь авторитет почившего в Бозе старца.
Такова же и упомянутая уже первая икона «святого праведного Николая Псковоезерского», распространяемая ныне огромным тиражом бесплатно (!) по всем епархиям нашей Церкви: старец держит в руках «икону» Распутина. Сама икона написана в манере «Богородичного центра»: неестественно большая голова, сияние вместо нимба… Надписи нет — то есть, по канонам это не икона. Но уже «замироточила» у «одной благочестивой семьи». Как и «иконы» Распутина также — мироточат… Ну разве не святой? Кто уж тут еще не признает?
Однако мироточение «иконок» Распутина и кощунственных неканонических изображений о. Николая — совершенно несерьезный аргумент. Из жития св. Василия блаженного мы знаем, что диавол даже в Церкви через неканонические иконы может совершать свои лжечудеса, прельщая людей. И действительно, по всему миру мы видим: индийские идолы сами пьют молоко, католические статуи кровоточат, а в прошлом году, на юбилей Элвиса Пресли у одного из его поклонников «чудесно» заплакала гипсовая статуэтка певца. Не станем же мы на основании этого считать их всех святыми!
Так что как раз церковная канонизация святого может быть основанием признания мироточения его иконы чудом от Бога, а не мироточение — основанием канонизации.
Осталась у нас еще одна тема. В качестве доказательства почитания о. Николаем Распутина распутники показывают фотографии, где старец сидит у иконостаса, а за спиной его — икона «великомученика Григория».
Конечно, факт наличия фотографий требует объяснения. Но вариантов может быть много. Нам доводилось слышать несколько мнений. Некоторые допускали, что это сами келейницы, пользуясь немощностью батюшки, делали такие снимки-инсценировки, возможно, во время одного из кризов, пережитых о. Николаем. И действительно, на фотографии, где о. Николай сидит рядом с иконой Распутина и держит в руке книгу Гроян, взгляд старца необычно смутный, а рука выглядит безвольно приставленной к книге, поставленной на колени… А вот другая фотография из той же книжки: батюшка строго смотрит в объектив и загораживает плечом «икону» Распутина. Что это: неудавшийся дубль?
Однако, на наш взгляд, это может иметь и более простое объяснение: у батюшки было слабое зрение, еще с молодости он носил очки (как видно по фотографиям). Иконография же Распутина очень вариативна и не всегда можно догадаться, кто изображен, если не вчитываться в надпись. Старец о. Николай несомненно был прозорливым, но прозорливость — это не всеведение, и он просто мог не обращать особого внимания, что за иконки его келейницы вставляют в их общий иконостас. Окончательную ясность в вопрос происхождения подобных фотографий может внести, наверное, лишь о. Валериан Кречетов, бывший духовником о. Николая.
Нам же надлежит не смущаться о дорогом батюшке и не доверять словам тех, кто пытается нечестно прикрыть его светлым именем свои кощунственные измышления. Это просто диавол, не возмогший победить о. Николая в земной жизни, таким образом в отместку пытается опорочить его после смерти. Да не преуспеет в наших сердцах!
Василий ЛЬВОВ
Примечания
1. Вообще в книге много и других странных моментов. Так, на 10 странице проводится, мягко говоря, неожиданное уподобление о. Николая Богородице: «тихая и смиренная жизнь Батюшки смирению и кротости Царицы Небесной… Царице Небесной за три дня до успения явился архангел Гавриил… Батюшке незадолго до его отшествия было явление архангела Гавриила с веточкой лилии в правой деснице (!)… Матерь Божия погребсти ее завещала между могилами ее праведных родителей… Батюшка завещал упокоить его тело головой у стоп незабвенной «мамушки» и так далее, параллели с погребением продолжаются еще долго. Все это очень напоминает идеи хлыстовства, которые сводятся к тому, чтобы объявлять каких-либо современных людей воплощениями Христа или Богородицы. Какой еще смысл может иметь это неуместное и навязчивое сопоставление?
2. По православной традиции, Святыми Отцами Церкви называют тех подвижников, кто сугубо потрудился на богословском поприще и чьи труды признаны Церковью как имеющие безупречный учительный и духовный авторитет, еще живых людей так не называют. А в римо-католической церкви как раз наоборот, это обычное обращение к священнику. Так что перед нами типичный пример дремучего невежества, столь характерного для Гроян с ее «правыми десницами» и «белыми медведями, убитыми в Индии с ритуальными целями».
В радиопередаче Ж. Бичевской «схимонахиня» Николая рассказала слушателям «таинственную» историю, поведанную ей якобы о. Николаем Гурьяновым. Императрица Александра Феодоровна отказалась исповедоваться у духовника Царской семьи епископа Феофана Полтавского из-за «навета» на «старца Григория». После этого батюшка поведал, что после этого Царская семья стала исповедоваться… у «старца Григория». Григорий Распутин был священником, имел священный сан. Он иеромонахом был. Григория Ефимовича Распутина, который был пострижен в монашество на Афоне, рукоположил во священники епископ Варнава Тобольский (Накропин). «Вот это да!» — воскликнула ведущая передачу Жанна Бичевская, услышав такую «тайну старца Григория».

Прелесть! Схимонахиня Николая Сафронова 2016 (матушка Николая)

Recent Posts from This Journal

  • 10 известных людей рубят правду-матку. Русь нужно освобождать!

  • Зеленский завершает построение электронного концлагеря в Украине.

    Начавшаяся недавно эра биометрических паспортов, скорее всего, уже подходит к концу. В будущем мы будем вынуждены использовать биопаспорта, если…

  • ООН объявила о начале Нового мирового порядка

    Писавшие о гибели либерального глобализма из-за пандемии посрамлены. Буквально на днях портал Организации Объединенных Наций (ООН) известил…

  • Офис Youtube, удаляющего видео о Донбассе и продвигающей педерастов, закидали дымовыми шашками

    Путинская власть, сдающая наш народ глобальному Четвертому цифровому рейху, а заодно и ее «партнеры» — транснациональные…

  • 27 мая — День Священной Коронации Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны в 1896

    Сотни тысяч людей занимали кремлевские площади и стояли вокруг его стен. Это было сплошное море голов. «Площадь между соборами ярко облита…

  • Великобритания первой вводит «Цифровой паспорт здоровья». Россия следующая в электронный концлагерь

    newswars.com: Правительство Великобритании готовится к развертыванию нового «цифрового паспорта здоровья» для мониторинга почти…

  • Не всякая власть от Бога!

    Сегодня многих русских, осознающих, что над Россией царит иноверческое иго,пожирающее русский народ, смущает и останавливает в их праведном гневе…

  • О семье. И.А. Ильин. Фильмы из видеоцикла «Летопись Российской семьи»

    Семья есть первичный, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на…

  • Боже,Царя храни! С праздником, православные! С венчанием на царство

    Дореволюционный Тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему Николаю…

Лидия Крючкова. Любовь длиною в вечность

Услышав, что Крючков с женой и дочкой ютятся на тридцати шести метрах, Промыслов оторопел: «Мы же много раз встречались с Николаем Афанасьевичем, он о других хлопотал, а про себя даже не заикнулся».

Трехкомнатная квартира в районе Сивцева Вражка, которую мы получили, сдав двухкомнатную, казалась дворцом. Николай Афанасьевич ходил по комнатам и повторял:

— Как я рад, что у нас с тобой теперь будет спальня, а у дочки своя комната!

— А у тебя кабинет, — подхватывала я, а про себя добавляла: «Наконец-то ты поживешь в нормальных условиях, ведь большая часть жизни в коммуналках прошла…» Едва не с первых дней нашей совместной жизни стала замечать: как только садимся есть — у Николая Афанасьевича на глазах выступают слезы.

Спрошу: «Что с тобой?» — отвечает: «Все нормально».

Проснулась как-то ночью, смотрю — лежит с открытыми глазами.

— Николай Афанасьевич, ты почему не спишь?

— Не могу. Так внутри все болит!

Чего мне стоило заставить его обследоваться — отдельный разговор. Врачи поставили диагноз: «язва желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматизм» и еще нашли кучу разных болячек. Если прежде я, несмотря на просьбы мужа, никак не хотела бросать работу, тут решилась в одну минуту. Уволилась и стала по полдня проводить у плиты: готовила протертые супы, отвары, паровые котлеты.

Домработница Татьяна, которая вела холостяцкое хозяйство Крючкова и осталась с нами после свадьбы, смотрела волком: как же, работы ее лишаю! Я старалась сгладить ситуацию: «Мы с дочкой будем есть то, что тобой приготовлено, а Николаю Афанасьевичу нужна диета» — однако отношения становились напряженнее день ото дня. Таня невзлюбила меня с первой минуты. Впрочем, так она отнеслась бы, наверное, к любой женщине, ставшей супругой Крючкова. Вот я впервые переступаю порог квартиры мужа. Николай Афанасьевич говорит:

— Таня, знакомься: это Лида, моя жена.

Я протягиваю руку — Таня тут же прячет свои за спину:

— Они у меня мокрые.

— Татьяна! — укоризненно качает головой Крючков. — Если обидишь эту женщину, пойдешь гулять на улицу, поняла?

Домработница молчит.

— Будем считать: поняла. Давайте ужинать.

Чашку с чаем Таня передо мной не ставит, а швыряет. Делаю вид, что ничего не произошло, а позже говорю ей: «Если вы еще когда-нибудь захотите меня обидеть, делайте это, пожалуйста, в отсутствие Николая Афанасьевича. Я не хочу, чтобы он по этому поводу переживал — раз, и чтобы вы пошли «гулять на улицу» — два».

Следующие несколько дней домработница транслировала мне рассказы о «женщинах Крючкова». Рефреном звучало: «С виду вроде приличные дамы, а вешаются на шею!

Николаю Афанасьевичу сразу бы их отшить, а он начинает уговаривать, увещевать. Те принимают его доброту и нежелание обидеть за слабость и вконец наглеют. Я всегда Крючкова от этих нахалок защищала».

Наконец к концу третьего дня Танины истории, которые я слушала молча, иссякли. Спрашиваю:

— Это все?

— Все.

— Не знаю, чего вы хотели добиться своими повествованиями, но то, что я услышала, только лишний раз подтвердило, что Николай Афанасьевич честный и порядочный человек.

Были и другие «доброжелатели», которые в первые годы нашей супружеской жизни пытались разжечь во мне ревность: рассказывали о женщинах, которые ездят за Николаем Афанасьевичем по гастрольным маршрутам, приходят вечерами в гостиницы, провожают на вокзалах.

Одного эти «доброхоты» не ведали — что о каждой из настойчивых поклонниц я сразу узнавала от мужа.

— Не успел приехать в Ленинград, только в гостинице разместился — стук в дверь. И прямо с порога: «Я знаю, что вы женились, но увидите: этот брак будет недолговечным. Вашей молодой супруге нужны не вы, а ваш статус!»

— И что же ты ответил?

— «Не знаю, что ей нужно, но мне с ней хорошо». Но даже после этих слов она пришла провожать меня на вокзал. Я на прощание поблагодарил за отношение к моему творчеству, за внимание. А куда было деваться?

Не гнать же женщину…

Не стану лукавить: нисколько не сомневаясь в искренности мужа, я нет-нет да и испытывала уколы ревности. До тех пор пока Люда Хитяева не передала мне слова Тани Конюховой: «Как Крючков женился на Лиде, других женщин перестал замечать. Мы все стали для него одинаковые».

Я поводов для ревности Николаю Афанасьевичу не давала. Но иногда он находил их на пустом месте. Стоило кому-то из мужчин пригласить меня на танец два-три раза, Крючков заявлял, что нам пора домой. При этом я ни разу не услышала от мужа ни слова упрека, не перехватила ни одного укоризненного взгляда.

В состоянии шаткого перемирия с домработницей мы жили до тех пор, пока я не взяла на себя готовку для мужа.