Монах и старец

В наши дни часто приходится слышать, что большинство святых, память которых вошла в общецерковный Месяцеслов, являются представителями монашеского чина, в то время как благочестивые миряне, жившие семейной жизнью, в основном остались на полях Святцев.

С этим утверждением, пожалуй, трудно не согласиться. Для современного мирянина актуальным остается все тот же вопрос: «Как спасаться в миру»? Именно поэтому жития святых мирян и сегодня не теряют своей значимости. К их числу относится неизвестное для широкого круга читателей Житие святой Марии Новой († ок. 907 г.), написанное в X–XI вв. Впервые этот ценный памятник византийской житийной литературы был обнаружен на Афоне (в библиотеке Великой Лавры) известным греческим исследователем Мануилом Гедеоном (1851–1943), после чего Житие стало предметом изучения специалистов. Гедеон внес память сына св. Марии, преподобного Ваана-Марина, в составленный им Византийский Месяцеслов, а память самой святой под 16-м числом месяца февраля включил в свой «Новый Синаксарь Православной Церкви» современный агиолог о. Макарий Симонопетрский.

Как повествует Житие, Мария родилась во второй половине IX в. в армянской аристократической семье, происходившей, как полагают, из рода Мамиконянов. Вместе с некоторыми иными представителями армянской знати родители святой переехали в Константинополь, где они с почестями были приняты императором Василием I (876–886). Василевс Ромеев пожаловал гостей подарками и государственными должностями. Так семья будущей святой обосновалась в Царьграде, а Мария была выдана замуж за военнослужащего Никифора из села Месина, что во Фракии (Восточные Балканы). Прошло недолгое время, и край облетел слух о необыкновенно доброй молодой госпоже. Сердобольная и отзывчивая, Мария не отказывала в помощи никому, кто обращался к ней. Изумление людей вызывало деятельное милосердие Марии. Так, однажды, когда в Месину прибыл сборщик податей, он стал арестовывать тех, кто не мог заплатить налоги. Мария, услышав об этом, поспешила взять займы от знакомых и заплатила налоги вместо бедных односельчан. Вызволенные из темницы бедняки, вместо того чтоб идти к себе домой, первым делом поспешили к Марии, благодаря ее за свое спасение. И это было не единичным случаем, когда проявилась любовь Марии к ближним. Каждый день утром и вечером она ходила в сельский храм, который неблизко находился от ее дома, нужно было перейти речку без моста. Марию от посещения храма могла оторвать лишь тяжкая болезнь.

Однако жизнь молодой четы не была безоблачной. Первый удар судьбы постиг Марию и Никифора, когда умер их пятилетний первенец Орест. Через несколько лет скончался и второй малыш по имени Вардан. Безусловно, Марии было крайне тяжело пережить боль потери двух младенцев, но она осилила горе и не потеряла своей веры и любви к Богу.

Тем временем семья из деревни переехала в г. Визию, т. к. Никифор, отличившись в войне против болгар, получил служебное повышение. Перемена обстановки не повлияла на жизнь Марии. Она по-прежнему была опорой для вдов и сирот, питательницей странников, нищих и монахов-пустынников. Мария с особой заботой относилась также к своим слугам, никого из них не наказывала, зная, что их положение и так тяжелое. Единственной переменой было то, что праведница теперь не ходила в храм ежедневно, не желая привлекать на себя любопытные взгляды горожан, а молилась у себя дома. Когда Никифор был дома, Мария постилась лишь Великим постом, а в другое время и вовсе отказывалась от мяса.

Вскоре Мария родила близнецов, старшего из которых назвали Вааном, а младшего – Стефаном. Мать предсказала, что один из новорожденных станет военным, а второй – монахом, но сама она этого не увидит. Жизнь потекла, кажется, своей привычной чередой, однако же Марию поджидало последнее и самое тяжелое испытание, которое могло свести к нулю все ее подвиги. Удар пришел с неожиданной стороны: брат и сестра Никифора – Алексий и Елена – стали наговаривать на праведницу, якобы она расточает имение мужа и изменяет ему с одним из слуг. Никифор поверил клевете. Он не особо внял уверениям Марии о ее верности и с тех пор изменил свое отношение к жене. За ней было установлено наблюдение, ее расходы контролировали. Поверив еще одной клевете, Никифор в первый день Великого поста избил Марию, у которой к тому же, вероятно, по причине душевных переживаний, усилились желудочные боли. Желая спастись от взбешенного Никифора, Мария поспешила укрыться в одной из комнат, но упала и разбила голову. Пролежав десять дней в тяжелом состоянии, она попросила Никифора прийти к ней. В последний раз Мария попросила супруга поверить в ее невинность и сообщила ему, уже рыдающему, о своем скором отшествии. В последние минуты жизни Мария увидела отверстые небеса, неизреченный свет и спускающийся венец.

Пока тело усопшей готовили к омовению, от него разлилось сладкое благоухание. Когда же стали искать платье, чтоб надеть его поверх нижней рубашки, оказалось, что покойная все свои одеяния и украшения отдала на нужды неимущих. Хитон Никифора пришлось срочно переделывать под женское платье, в которое и облачили тело святой. При стечении почти всего города визийский епископ Евфимий похоронил тело Марии в кафедральном соборе.

Через четыре месяца в Визию приехал неизвестный бесноватый по имени Стратигий, который стал уверять, что он должен получить исцеление от гробницы Марии. Епископ Евфимий крайне отрицательно отнесся к таким словам, заявляя, что благодать чудотворения дана монахам и мученикам, но отнюдь не семейным людям! Возмущенный же Никифор хотел подвергнуть бесноватого тюремному заключению, думая, что он притворяется одержимым по наущению родственников Марии. В одно воскресенье в присутствии епископа, Никифора и народа Стратигий потребовал, чтоб открыли саркофаг святой. К изумлению присутствующих, тело Марии оказалось нетленным. Бесноватый приложился к деснице святой, немедленно его стошнило кровью – и Стратигий получил исцеление. Один из священнослужителей, заметив кровь на лике святой и посчитав, что это кровь Стратигия, попытался очистить его, но оказалось, что живая кровь течет из носа святой!

После этого чуда в Визию стали стекаться многие болящие, особенно слепые, душевнобольные и одержимые, которые получали исцеление от мощей святой. В течение десятилетий ее тело оставалось целым и неповрежденным от тления. Как и предсказывала Мария, младший из ее близнецов, Стефан, стал монахом с именем Симеон, а старший, Ваан, – выдающимся военным, но в конце жизни принял постриг от своего брата с именем Марин.

Из Жития становится понятно, что еще в X в. идея о том, что монашеский подвиг выше подвига христианина в миру, была распространена в церковных кругах, и поэтому прославление Марии нетлением мощей и даром чудотворения вызывало возмущение у некоторых «ревнителей благочестия». Автор Жития особо отмечает, что слух о чудесах св. праведной Марии стали опровергать некие монахи, которые, движимые более завистью, чем ревностью, утверждали, что даже не все монахи, лишенные всяких утех, день и ночь проводящие в молитве и посте, сподобляются дара чудотворения, следовательно, невозможно, чтоб человек, вкусивший мясо, испытавший утехи супружеской жизни, стал чудотворцем. Ответ автора Жития предельно прост: секрет святости Марии Новой заключается в том, что она в чистоте и до конца выполнила обеты святого Крещения, что для мирян само по себе является мерилом совершенства! Уже одним этим, т. е. верным исполнением обетов Крещения, христианин заслуживает у Бога дара чудотворения! Кроме этого, Мария отличилась милосердием, этим плодом любви, которой Бог радуется настолько, что Сам желает именоваться Любовью! Еще одна важная мысль (ее высказывает неизвестный византийский агиолог) заключается в том, что никакие объективные и субъективные обстоятельства, в данном случае немощь женской природы, супружеские обязанности, заботы по воспитанию детей и семейные хлопоты, не только не могут воспрепятствовать человеку в его стремлении к Богу, но наоборот, если у человека есть благое расположение, то все способствует его духовному росту. Ибо, как говорил еще святой апостол Павел, «любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Таинственный монах и другие истории

Дионисиев монастырь, Афон

«Почему лампады не горят?»

Около 1740 г. насельник Дионисиева монастыря иеродиакон Иеремия тяжело заболел и по решению обители был направлен в кафизму Свв. Апостолов (что напротив монастыря), на попечение одного благоговейного старца. Положение молодого иеродиакона с каждым днем ухудшалось, так что смерть уже была неизбежна, и старец, видя состояние болящего, весьма горевал. Через несколько дней печальный старец увидел, как с горы спустились 12 мужчин, которые, благодушно поприветствовав его, спросили о причине его скорби. Старец показал на лежащего диакона, добавив, что наверняка через пару дней он попрощается с жизнью. Однако мужчины ответили:

Кафисма свв. апостолов – Диакон не умрет. Дерзай, старче, и расскажи прочей братии о том, что увидел и услышал. Но скажи нам, почему ты не зажег лампады храма, как ты обычно делал? Почему сейчас они не горят?

Старец стал оправдываться, ссылаясь на то, что дохиар ему не выдает масла на лампады.

– Передай дохиару, чтоб он не лишал лампады храма масла, иначе не избежать ему внезапной напасти.

Старец, изумившись словам незнакомых людей, спросил их:

– Но кто же вы, откуда приехали и где пребываете?

Незнакомцы ответили:

– Мы – господа этой кафизмы!

А 12 гостей тем временем, зайдя в храм, исчезли! Тогда старец и диакон поняли, что их посетили 12 апостолов Господних

Сказав это, они прошли в храм, а старец поспешил к диакону, желая рассказать ему о странных паломниках. Но, о чудо! Диакон, которого он оставил несколько минут назад полумертвым, сидел радостный на кровати, его состояние резко улучшилось, только из носа текла кровь. А 12 гостей тем временем, зайдя в храм, исчезли! Тогда старец и диакон поняли, что их посетили 12 апостолов Господних! Весть о чуде разлетелась по братии Дионисиева монастыря, и все славили Господа. Дохиар, который экономил на масле лампад, был предупрежден о своей небогоугодной бережливости, а исцеленный иеродиакон Иеремия впоследствии стал митрополитом одной из епархий северной Греции.

Серебро на пистолеты и монастырские весла

В 1821-м г. вспыхнуло восстание греческого народа против османского ига, в результате чего значительная часть Греции получила независимость. Турки, пытаясь задушить освободительную борьбу греков, нападали на населенные пункты, в том числе и на Св. Гору Афон. Игумен Дионисиевой обители Стефан (1817–1836), забрав Десницу Предтечи и некоторые другие святыни монастыря, стал искать прибежища в более безопасных местах, встречая множество опасностей и бед. Скитаясь, игумен Стефан прибыл на остров Порос, где его приняли добрые христиане. Но нашлись и другие, которые были не прочь ограбить игумена. Так, один из таких людей, придя к отцу Стефану, требовал от него столько серебра, чтоб покрыть им свои пистолеты. В случае отказа разбойник грозил прийти ночью и расправиться с монахами. Находясь в безнадежном положении, игумен отдал ему одну из серебряных лампад монастыря, оставив суд над нечестивцем Честному Предтече. И Креститель Господень не промедлил: через несколько дней несчастный человек заболел дизентерией и скоропостижно умер. Узнав о его жалком конце, игумен Стефан пригласил к себе брата умершего, который был наидобрейшим человеком, и рассказал ему обо всем случившемся. Глубоко скорбя и плача о нечестивом поступке своего брата, этот человек побежал в дом умершего, нашел серебро и вернул его игумену.

В другой раз главный капитан Пороса силой забрал весла монастырской лодки и уплыл на другой остров. По дороге на его судне вспыхнула ссора, в ходе которой произошла перестрелка. Одна пуля, прострелив монастырское весло, попала в висок капитана. Он срочно вернулся на Порос и, прося прощения у отца Стефана, вернул ему весла. Монахи два раза отслужили молебен за его здравие, освящая воду Десницей Предтечи, однако, несмотря на то, что ранение не казалось смертельным, капитан скончался.

Невидимая забота Предтечи

Одним из замечательных насельников Дионисиева монастыря являлся монах Виссарион, почивший в 1952-м г. Отец Виссарион был украшен смирением и именно поэтому сподоблялся явлений святых. Так, еще будучи мирянином, он удостоился посещения св. вмц. Параскевы Пятницы, которая утешила его в скорбных семейных обстоятельствах и прорекла, что он скоро примет постриг. Уже будучи монахом, отец Виссарион дважды сподоблялся явления покровителя Дионисиева монастыря – св. Иоанна Предтечи.

Первое посещение Крестителя Господня произошло в 1916-м г., когда отец Виссарион был назначен экономом монастырского подворья. Находясь не только за пределами Афона, но и в местности, где близкого храма не было, отец Виссарион очень горевал, что не может посещать службы даже в великие праздники. Одним холодным февральским вечером отец Виссарион, зайдя на кухню, увидел у огня греющегося седого старика. Он удивился, как старик зашел в келлию, однако радушно поприветствовал незваного гостя. Старик стал спрашивать монаха о его делах, и отец Виссарион не скрыл своего горя насчет отсутствия вблизи храма.

– Что ты говоришь, Виссарион, – возразил гость, – здесь, на этом месте, есть храм! В двух шагах от печи начинается храм. Копай, найдешь!

Монах не поверил своим ушам.

– Виссарион, ты мне не веришь, но знай: воля Божья, чтобы ты откопал храм и восстановил его! Когда найдешь столбик св. Престола, остановись, перекрестись трижды с поклонами, и увидишь, как земля, покрывающая престол, сама собой очистится!

Беседа еще продолжалась, когда отец Виссарион услышал какой-то шум на мельнице. Он побежал увидеть, что происходит, а когда вернулся в келлию, старца уже не было. В сомнениях отец Виссарион не решался начать работы, но через неделю, ночью, на него напала какая-то страшная, давящая тяжесть, и он услышал предупреждающий грозный глас. Устрашенный монах встал и с утра стал копать там, где ему указал св. Предтеча, явившийся ему в образе старика. Все произошло точно так, как говорил Креститель Господень: храм был откопан и восстановлен.

Во второй раз Предтеча явился отцу Виссариону, упрекая его в маловерии. Дело было так. Однажды на мельницу пришел один крестьянин, который, намолов муки, зашел в храм, приложился к иконе Предтечи и положил перед иконой значительную сумму как пожертвование. Отец Виссарион увидел деньги, но, будучи занят, пока не стал их брать. Уже вечером, пройдя мимо иконы, монах заметил, что денег нет: кто-то успел их украсть! Отец Виссарион был страшно расстроен и подавлен. Обратившись к иконе Предтечи, он сказал:

Иди, зажги мою лампаду и скажи людям, что иконы творят чудеса

– Святый Предтеча, не здесь ли ты? Как же ты позволил украсть деньги прямо перед твоей иконой? Сегодня я не буду зажигать тебе лампаду!

В растерянности, в смущении отец Виссарион ушел к себе. Ночью кто-то его разбудил, толкнув. Проснувшись, монах увидел перед собой исполина в одежде из меха, с распущенными волосами. Это был величайший из рожденных женами – сам Креститель Господень! Отец Висссарион от страха задрожал и смог лишь выговорить:

– Как ты вошел сюда?

– Как я вошел, не спрашивай. Лучше ответь, почему ты не зажег мою лампаду!

Горько плача, отец Виссарион припал к ногам Предтечи и стал просить у него прощения.

Св. Иоанн сладким гласом сказал:

– Виссарион, дитя мое! Ты говоришь, что меня здесь нет. Но если меня здесь нет, то кто же столько лет хранит тебя от разбойников и грабителей в этом пустынном месте? Итак, иди, зажги мою лампаду и скажи людям, что иконы творят чудеса, ибо многие здесь стали говорить, что иконы не чудотворят.

Сказав это, Креститель стал невидим. Отец Виссарион побежал в храм и с изумлением увидел, что деньги снова лежат перед иконой Предтечи.

«Или я не ведаю, кого назначу в начальники?»

Насельник Дионисиева монастыря монах Хрисанф на протяжении многих лет домогался начальственных должностей, часто досаждая игумену, однако все его многолетние и многочисленные попытки увенчались полным провалом. Тяжело переживая неудачу, о. Хрисанф впал в глубокое отчаяние и депрессию и принял решение покончить жизнь самоубийством! «Ты смотри, – думал он, – стольких молодых назначают на должности, а меня, столько всего сделавшего для монастыря, обходят и игнорируют. Я не потерплю этого! Спущусь к морю и утоплюсь на виду у всех. Пускай видят!»

Но Господь, по молитвам Честного Предтечи, внушил монаху, прежде чем покончить с жизнью, на трое суток закрыться в келлии, отказавшись от пищи и пития, и предаться усиленной молитве. Это было в феврале 1937 г. Монах так и сделал: он закрыл дверь и окна келлии и в совершенной темноте, почти без сна, молился. Вечером третьего дня келлия внезапно засияла небесным светом, и монах услышал грозный глас:

– Почему ты беспокоишься? Зачем ты смущен и хочешь спуститься к морю и утопиться?

От света и небесного голоса все дурные помыслы отца Хрисанфа исчезли, и из его глаз рекой полились слезы.

– Прости меня, святый Предтеча, прости меня!..

– Зачем ты бросил пение на клиросе вот уже целую неделю? И зачем ты бросаешься туда и сюда, прося назначить тебя начальником? Или я не ведаю, кого назначу в начальники? Как ты станешь начальником, если я не хочу этого?

Сияние исчезло, и вместе с ним исчезли все печали отца Хрисанфа. Он сподобился особого попечения св. Предтечи, т. к. имел великую простоту и с большой любовью пел на клиросе на протяжении целых 25 лет!

Литургия без священника?

В местечке Карьес (Карея), являющемся административным центром Св. Горы Афон, находится небольшой храм во имя Св. первомученика и архидиакона Стефана. 14 июля 1958 г. представитель русского монастыря Св. вмч. Пантелеимона иеромонах Никострат был приглашен в этот храм, чтобы отслужить праздничную литургию. Отец Никострат прибыл в храм в конце утрени, однако не стал проходить в храм, но с большим умилением стал следить за службой из стасидии, что наружи. Когда его пригласили внутрь, чтоб начать проскомидию, отец Никострат отказался, сказав:

Тот, кого увидел иеромонах, был сам св. архидиакон Стефан

– Что мне делать внутри, если у вас уже служит священник?

– Внутри служит литургию священник? – в изумлении спросил пригласивший его монах.

– Как нет литургии, если диакон только что покадил всех людей и иконы и уже зашел в алтарь? Неужели он служит без священника?

Монахи пришли в умиление, т.к. в храме не было ни священника, ни диакона: тот, кого увидел благоговейный русский иеромонах, был сам св. архидиакон Стефан! Смиренного отца Никострата с трудом удалось уговорить войти в пустой алтарь и отслужить литургию…

Небесный посланник

Старец Анфим был одним из духоносных отцов Дионисиева монастыря. В начале своего монашеского пути отец Анфим нес послушание на кухне как повар. С великой любовью и заботой он готовил всевозможные вкусные яства для утешения братии и паломников обители, но сам довольствовался лишь сухарями и маслинами. Этот подвиг отца Анфима злил бесов, которые были готовы разорвать подвижника на куски, однако благодать Божья хранила его, и единственное, что могли делать демоны, – это собраться на кухне и всю ночь бить в кастрюли и в посуду, крича и шумя. До такого озлобления их доводили пост и молитва отца Анфима.

Монахи и паломники Дионисиева монастыря

Со временем отец Анфим получил благословение удалиться из монастыря и стать пустынножителем. В первые годы анахорету пришлось перенести много скорбей, лишений и искушений, т.к. он был абсолютно один. Так, на пятом году своего пустынножительства отец Анфим тяжело заболел и слег. На протяжении трех недель у него держалась высокая температура, однако у него не было ни лекарств, ни нормальной пищи. Несмотря на это, монах не переставал славить Бога за Его посещение болезнью. Через три недели старец услышал неожиданный стук в дверь келлии.

– Молитвами святых отец наших…

Отец Анфим с трудом поднялся и открыл дверь. Перед ним стоял незнакомый монах, который дал ему несколько свежих рыбок, сказав:

– Возьми эту рыбу и свари свой любимый суп. Если в чем еще нуждаешься, я в твоем распоряжении: я останусь у тебя и буду тебе прислуживать, пока ты не выздоровеешь.

Радости отца Анфима не было предела. Через пару дней он совершенно поправился, и незнакомый монах, попрощавшись с ним, стал невидим. Наверное, это был ангел Господень в облике монаха, посланный старцу на помощь в трудный час…

Подвижники-миряне. Том 1. [2010, PDF, RUS]

Подвижники-миряне. Том 1.
Год: 2010
Автор — составитель неизвестен
Жанр: Православие
Издательство: Святая Гора
ISBN: 978-5-902315-06-3
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 318
Описание: Сразу после публикации книга «Подвижники — миряне» обрела в православном мире большую популярность, выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах. Её автор — афонский иеромонах, ближайший сподвижник Старца Паисия Святогорца.
Подвижники, жизнеописания которых приведены в этой книге, — это проводники в Царствие Небесное. Открывая дорогу к святости, которую сами прошли до конца, они свидетельствуют, что стать святым можно и в миру. В каждую эпоху рождаются избранники Христовы, есть они, слава Богу, и сегодня. По их молитвам и существует ещё этот мир.
Доп. информация: Второй том книги на данный момент в России не издан. Примеры страниц
Оглавление
ТЕМАТИЧЕСКИЙ СПИСОК МОИХ РАЗДАЧ Святоотеческие творения. Толкования. Изъяснения. Беседы. Жития святых. Патерики. Исихазм. Старчество. Богословие. Библеистика. Догматика. Гомилетика. История и обряды Церкви. Церковнославянский язык. Словари. Энциклопедии. Литургика. Церковное пение. Каноны. Акафисты. Иконография. Иконопись. Православие и другие религии. Секты. Брак. Семья. Православие для детей. О поминовении усопших. Проповеди. Поучения. Наставления. Православие для новоначальных. Разное. *Названия и ссылки на новые релизы размещаются в конце разделов тематического списка.