Молодежь в церкви

Роль Церкви и общества в патриотическом воспитании молодежи

Дорогие друзья, уважаемые участники секции!
Из года в год мы с вами собираемся в этом зале, чтобы обсудить проблемы патриотического воспитания молодежи, обменяться мнениями, поделиться опытом, совместно осмыслить условия в нашей стране, содействующие или препятствующие нашей работе.
Лейтмотивом последних наших встреч было стремление к объединению усилий разрозненных организаций в информационной, методической, правовой и организационно-практической сферах. Это стремление уже сегодня начинает приносить добрые плоды, уже сегодня имеет много примеров совместных мероприятий, проектов и свершений.
Мы видели и видим, насколько недостаточны и фрагментарны государственные решения в области патриотического воспитания. О системном подходе или сформировавшейся политике здесь говорить не приходится. Эффективные результаты взаимодействия общественных объединений с властью мы видим лишь на уровне отдельных регионов или муниципальных образований. Каждому, кто не опустил руки, кто не утратил решимости к созиданию, понятно, что надеяться мы можем, преимущественно, на собственные силы, на братскую поддержку единомышленников, на помощь Божью, на наше единство.
В течение нескольких лет в периоды между нашими заседаниями регулярно собирается рабочая группа нашей секции. На базе ее актива, на площадке Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках создан Центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания «Национальное достояние». Трудами Центра не только издаются материалы нашей секции, учебные и методические пособия по патриотическому воспитанию, брошюры и буклеты, но и ведется большая аналитическая работа по сбору и обобщению информации о действующих организациях патриотического воспитания. Мы проводим рассылки и анкетирование с целью выявления общих и частных проблем, оказания посильной помощи и вынесения наиболее сложных вопросов на широкое обсуждение. Актуальные темы, связанные с правовым и материальным обеспечением деятельности организаций патриотического воспитания мы ставим перед властью и обществом.
Убежден, что расширение связей между объединениями патриотического воспитания самой разной направленности, проведение совместных массовых мероприятий, регулярный обмен опытом позволит быстрей и эффективнее разрешать назревшие проблемы.
Но всякий разговор об успехах и неудачах останется пустым разговором, если все мы не уделим особое внимание содержательному наполнению нашей деятельности.
Не будет новостью ни для кого из присутствующих, что большинство общественных организаций, осуществляющих работу с подрастающим поколением, держатся на энтузиазме, жертвенности и увлеченности руководителя. А руководитель, зачастую, будучи хорошим организатором, способным вовлечь молодежь, строит свою деятельность на базе собственного прошлого опыта. Кем он был — десантником, спортсменом, тренером по боевым искусствам, историком, археологом — от этого зависит специализация клуба или объединения, от этого зависят не только избранные методы, но и способ вовлечения, принцип отбора и многое другое. Но в какой идеологической среде воспитывались сами руководители — в среде, как правило, недавней советской действительности — со всеми ее плюсами и минусами. Плюс — это сохранение хотя бы части традиций, части исторических навыков и части нравственных оснований патриотизма. Минус в том, что с крушением режима, выбита из под ног и эта уцелевшая часть. Осталась любовь к Родине, но представления об этой Родине размыты, нравственные мотивации не универсальны. Не всё, с чем пришел к молодым людям воспитатель, он способен передать им, как незыблемые, бесспорные ценности, способные пробудить и побудить на доброделание.
Результаты анкетирования показали, что руководители клубов, отрядов, дружин и объединений патриотического воспитания вне зависимости от их мировоззрения в смысле принадлежности к той или иной религии признают и осознают, в большинстве своем, необходимость участия Русской Православной Церкви в процессе формирования полноценного поколения наших соотечественников в гуманитарном, духовном и нравственном отношении. Бесспорным представляется и системно-организационный ресурс Русской Православной Церкви. Иными словами, в каждом, без исключения, регионе России имеется церковная структура: епархия, монастырь или приход. По историческому опыту, земному призванию и современной практике каждая такая единица сообразно своему масштабу способна осуществлять эффективную просветительскую работу, как с лидерами, так и с воспитанниками организаций патриотического воспитания.
Духовно-нравственное начало в человеке определяет его мысли, слова, поступки, определяет его выбор. Патриотизм, в собственном смысле, — ЭТО НРАВСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ. Способность пожертвовать собой ради ближних не рождается вне нравственного выбора.
Сокровищница нравственных ценностей России находится в опыте и традициях, хранимых и живущих, прежде всего, в Церкви. Попытки ориентироваться на западные принципы и модели жизнеустройства явили невозможность эффективного государственного строительства без принятия традиционных, проверенных веками оснований.
Итак, духовную составляющую следует признать первостепенной в воспитательном процессе. Тренировка физических возможностей и навыков, обретение начальных военных знаний, знание военной истории, конечно, должны нами поощряться. Но главную роль в этом играют военные и спортивные специалисты, а не духовенство и широкая общественность. Наша роль состоит в формировании духа защитника Отечества. А защищать Отечество приходится не только на поле брани. Интересы Отечества в истории многократно приходилось отстаивать в тяжёлом противоборстве и в дипломатической, и в общественно-политической, и в экономической, и в научно-технической, и во многих других сферах. Совершённые при этом подвиги всегда основывались на духе защитника Веры и Отечества. Тем более это проявляется в нынешнее время, когда возникли совершенно новые способы и методы воздействий на целые народы. И только духовная составляющая позволит нашему народу ориентироваться в происходящих вокруг процессах.
Именно поэтому, сегодня самым яростным и существенным антипатриотическим и антироссийским проектом является деятельность врагов России по умалению, умалчиванию и искоренению из народного сознания подлинной исторической роли Русской Православной Церкви в героической истории нашей Родины.
Церковь породила, вдохновила, благословила и сделала возможными: само государственное строительство — собирание русских земель, формирование нации — единого и неповторимого народа, преодоление рабства и внешних угроз, бесчисленные победы над интервентами с запада и востока, создание высочайшей в мировом масштабе культуры. Вокруг Православной Церкви формировалось российское образование, которым мы гордились до недавнего времени. Лучшие военачальники опирались на нравственный авторитет Церкви и примеры её святых. Крепкая, здоровая и счастливая семья создавалась на образцах христианского благочестия. Прервать эту связь, подорвать эту основу, значит совершить преступление против русского народа.
Мы часто стыдливо молчим об этой роли Русской Православной Церкви в становлении и жизни народа. И этим молчанием — льём воду на мельницу наших недругов.
Сегодня, среди военно-патриотических организаций весомую долю представляют клубы и отряды, действующие при храмах или воскресных школах. Есть и те, кто базируется на абсолютно светской почве, но опирается на поддержку и духовную помощь священников, неравнодушных к проблемам и духовному состоянию живущих вокруг людей, к той нравственной среде, в которой находится их приход, в ко-торой предстоит жить всем, кто оказался рядом.
Нам необходимо призывать этих добрых пастырей, которых немало по всей нашей земле, к более активной молитвенной, духовной и иной посильной поддержке общественных организаций и общественных инициатив, направленных на благо России.
Деятельность многих объединений осуществляющих патриотическое воспитание молодежи, уже опирается на помощь духовенства. Об этом свидетельствуют их руководители, инструкторы и участники, считая священников кормчими, духовниками своих организаций. Но этого недостаточно — к защите духовных ценностей, которые вверил нам Господь, необходимо привлекать все больше активных мирян.
Время напоминает нам о необходимости активной позиции граждан России по вопросам самоидентификации, сохранения преемственности и национального облика. Это требование времени особенно усугубляется в свете последних молодежных столкновений, имеющих и национальную подоплеку. Только уважение к своим национальным корням позволит большинству России сохранять твердость и национальное достоинство, а меньшинству — считаться с народом, даровавшим им свободу, мир и благополучие.
Должен добавить, что каждому из нас, священнослужителей необходимо преодолеть теплохладность и формализм в отношении молодежной работы, и, прежде всего, — в деле патриотического воспитания, духовного окормления клубов и организаций. Святейший Патриарх Кирилл многократно выступал с обращениями о необходимости идти навстречу молодежи, активно проповедовать, использовать современные формы и методы работы с подрастающим поколением. Однако, для многих это остается лишь призывом. Часто приходы относятся к такой деятельности формально, проводят мероприя-тия только для отчетности, предпочитают заниматься лишь с теми, кто уже пришел в Церковь и твердо стоит на ногах.
Если все мы не будем с сердечным горением участвовать в этой важ-нейшей работе, то на этом поле будут трудиться секты, безбожники, носители массовой культуры и прочие силы, способствующие разрушению общества.
Все здравомыслящие люди уже видят опасность, стоящую у порога нашей Земли — опасность полного, всеобъемлющего разрушения, опасность многогранную и несомненную. Специалисты высочайшего уровня в самых разных областях (экономики, социологии, политики, истории, культуры, военного дела и т.д.) пребывают в шоке от того, насколько стремительными и фатальными оказались негативные изменения в жизни страны, за сколь короткий срок были порушены ключевые системы жизнеустройства страны. И нет иного ответа на вопрос о причинах случившегося, кроме одного: подорван духовно-нравственный фундамент всего здания.
Восстановление этого фундамента в его проверенной веками конфигурации, проектирование возрожденной реальности, базирующейся на этом твердом камне — эта деятельность должна красной нитью проходить через всё служение делу патриотического воспитания подрастающего поколения.
Ключевой площадкой битвы добра и зла стала уже не сфера территориальных претензий, не борьба за природные ресурсы, а область содержательная, область духовного выбора. Сегодня главный удар наши недруги наносят по основам нашей веры, по нашему праву на духовный суверенитет, по нашим корням.
Формируются исторические мифы против правды о нашем прошлом, внедряются чужеродные идеологические парадигмы, подрывающие нашу волю и сознание. Взамен традиционных устоев предлагаются самые разные модели — исламизация России, подчинение новым глобальным псевдоценностям, полная деидеологизация, предлагается путь в пустоту, в тупик, путь к самоуничтожению.
***
Одним из отрадных событий минувшего года стало написание иконы святых Покровителей Воинства российского. Инициаторами были: Центр «Национальное достояние», объединение организаций патриотического воспитания молодежи «Восточный фронт», ряд военно-патриотических клубов и общественных организаций. Образ освящен 19 -го августа, в день праздника Преображения Господня, в центре православной духовности нашего Отечества — Троице-Сергиевой Лавре, у мощей преподобного Сергия Радонежского, благословившего более шести столетий назад, русских воинов перед Куликовской битвой.
Теперь Образ побывает во многих воинских частях России и в десятках военно-патриотических и военно-исторических объединений. Он хранится поочередно — в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках и в Новомосковске Тульской области. Икона включает лики более сорока святых, почитаемых покровителями благочестивого православного воинства и ратного служения в нашем Отечестве.
Обращаясь к поддержке Церкви или призывая помощь святых, мы не пытаемся переложить на кого-то свою ответственность за будущее России, мы принимаем тысячелетний опыт осмысленной, целеустремленной жизни народа, приходим к убеждению, что нам предстоит многое сделать, чтобы изменить к лучшему себя и мир вокруг себя.
Будем же, подражая подвижникам прошлого, являть собою подлинную соборность — ту форму единения, которая неоднократно приводила Россию к победе над самыми страшными внешними и внутренними врагами, к новому расцвету, к преодолению всех кризисов и угроз. Соборность — это противоположность эгоизму, хаосу и раздроблению народа.
В нашей истории соборное единение всегда наступало или усиливалось перед лицом тяжелых угроз — татаро-монгольского ига или смутного времени, войн или разрухи. Церковь выступала всегда при этом объединяющей силой, наполняя общественную волю нравственной полнотой и высшим содержанием, позволяющим преодолеть распри, страх и нерешительность.
Очевидно, и сегодня есть условия для возрождения соборности — это и геополитические угрозы, это и беспощадная информационная война, ведущаяся против России, это и последствия десятилетий официального безбожия, а за тем — вседозволенности.
***
Слово «патриотизм» имеет глубокий смысл. Оно основывается на величайшем стремлении человека сохранить отцовские корни и традиции, то хорошее и доброе, что накапливается поколениями.
Время сильно изменило сознание современного человека. Во многом на это повлияли соблазны, непростая экономическая ситуация и те перемены, многие из которых нам искусственно навязываются: всевозможные реформы в образовании, в воспитании, в армии.
Всё это не могло не отразиться на человеке, потерявшем Бога, вернее утратившем постоянную органическую, укорененную в повседневной жизни связь с Ним.
К сожалению, сейчас само понятие патриотизма размыто. Мы наблюдаем, как искусственным образом создается «патриотизм для студентов», «патриотизм для учащихся», «военный патриотизм» и прочие виды «патриотизма», что во многом нивелирует смысл самого этого понятия. Размытое понятие — это все равно, что никакого понятия. Размывание, осквернение, искажение, маргинализация понятия ПАТРИОТИЗМ — это звенья одной цепи, звенья борьбы с нашим национальным самосознанием.
Но, слава Богу, в стране в последнее время происходят и положительные изменения. Если в 90-е годы было страшно называться патриотом и даже считалось постыдным говорить о патриотизме, то сейчас ввиду сильного давления извне, человек вольно или невольно начинает подтягиваться и стремиться быть причастным к чему-то большому. Эти изменения во многом проявились в год 65-летия Победы. Когда несколько лет назад началось глумление над историей Великой Отечественной войны, молодежь и люди среднего возраста встали на защиту памяти нашей великой Победы, выразив этим свою гражданскую позицию. За последние годы увеличилось число общественных военно-патриотических и военно-исторических объединений. По государственной статистике их сегодня более 300 тысяч. Важным собы-тием стало возрождение ДОСААФ России, как общественно-государственной организации, способной охватить значительное количество российской молодежи. Появились какие-то заявления и акции государственного масштаба, направленные на поддержание патриотического чувства у российских граждан.
Но, к сожалению, у большинства людей сохраняется все еще поверхностное понимание патриотизма. Как показывают данные социологических опросов, патриотизм связывается исключительно или с защитой Родины, или с обеспечением нормальной и безопасной жизни. Но такое понимание патриотизма несовершенно, это всего лишь части, без которых невозможна достойная человеческая жизнь в обществе. Если мы не будем противостоять злу, то мы получим либеральный «патриотизм», который по своей сути будет защищать только отдельные аспекты жизни человека, в не всю жизнь в целом.
На тех людях, которые имеют возможность быть ведущими, быть лидерами, вдохновлять других лежит особая ответственность. Это преподаватели, офицеры, писатели, актеры, журналисты, воспитатели — все те, кто имеет возможность влиять на собратьев.
Наша главная задача не только показывать молодым людям цель, но и всячески стремиться к тому, чтобы уцелевшим корням дать хорошую почву. Это позволит прорасти нормальному здоровому дереву. Надо поддерживать тех преподавателей и воспитателей, которые могут дать что-то доброе, надо стараться уходить от стадного чувства, от подражания навязанным кумирам, которые на самом деле не являются идеалом и образцом для подражания.
Самое главное, что здесь собрались единомышленники. Понятие служения на благо Отечества — для нас не пустой звук, — это кредо пройденного пути, а это значит, что есть надежда на победу.
Наша общая задача, — достойно воспитать новое поколение граждан и патриотов России, поколение, в руках которого завтра будет ответственность за прошлое и будущее Отечества.
Хочу напомнить то, о чем мне довелось говорить в этой аудитории два года назад. Для осуществления патриотического воспитания важно понимать: патриотами ЧЕГО должны стать наши дети, защитниками КАКИХ ценностей и каких идеалов. Этот вопрос является первостепенным по отношению к методике, технологиям и механизмам воспитания.
И еще одно. Сегодня важнейшими для развития патриотического воспитания остаются три вещи: духовное содержательное наполнение нашей работы, повышение уровня самих воспитателей и объединение наших разрозненных усилий.
Забота о благополучии, безопасности, суверенности и единстве Отечества должна начинаться с нашего единства.
Игумен Иоанн (Ермаков), руководитель Центра духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи «Национальное достояние» настоятель Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках
Впервые опубликовано на сайте Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках

Молодежь и Православие: мифы и правда

Второй по численности и влиянию религией в России является ислам. В течение многих столетий в нашей стране тесно сосуществуют православные и мусульмане при далеко не всегда простом развитии событий. Мы знаем, что исламская карта разыгрывается многими, кто пытается нанести вред нашему обществу. Поэтому я хотел бы отдельно остановиться на ответах молодых мусульман. Полученная нами информация показывает, что тот религиозный и цивилизационный конфликт, о котором так много говорят, и который сулит не самые блестящие перспективы России, на самом деле не такой острый

В июне это года социологическим факультетом МГУ было проведено исследование «Русская Православная Церковь и молодежь». Оно затронуло 26 регионов России, все семь федеральных округов. Было опрошено около 1500 молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, то есть сельские и городские жители, школьники, студенты и работающая молодежь.

О первых итогах этого исследования корреспонденту сайта милосердие.ru рассказывает профессор, доктор экономических наук Игорь Павлович РЯЗАНЦЕВ, заместитель декана по научной работе социологического факультета МГУ, вице-президент Российской социологической ассоциации.

Меня задевает, когда о современной молодежи говорят плохо. Я каждый день с радостью общаюсь с молодыми людьми. Многие жесткие, злые оценки нашей молодежи мне кажутся несправедливыми. Это стало одной из причин, почему лично я взялся за это исследование. Оно было проведено силами социологического факультета МГУ, а также представителями региональных отделений Российской социологической ассоциации (они помогали в сборе информации). Также в этой работе бескорыстно помогали многие сотни людей по всей России, в основном, православные представители интеллигенции. Мы бесконечно благодарны им всем.

Этот опрос показал, как обстоит дело с молодежью на самом деле, как наши молодые люди относятся к вере, к Православию, к Церкви, что они думают о важных религиозных вопросах, которые сейчас являются центом общественной дискуссии.

84% опрошенных сказали, что они хорошо относятся к вере и 63% – что они верующие (были опрошены не только православные молодые люди, ведь в Россия – многоконфессиональная страна). И только 15% заявили, что они атеисты. О своем хорошем отношении к Православной Церкви сказали 83,2% опрошенных. Это говорит о коренном изменении духовной атмосферы в стране. Таким образом, можно сказать, что в среде нашей молодежи изменилось не просто отношение к верующим людям, но еще более серьезно – к Русской Православной Церкви: 45% опрошенных признали, что ее влияние в обществе усилилось. Это значит, что в целом Россия распрощалась с атеизмом, он остался в прошлом.

Есть мнение, что Православие сегодня навязывается молодежи. Поэтому мы посчитали нужным спросить у самих молодых людей, что для них Православие – нечто внешнее или часть их собственной жизни. Так вот, 81% опрошенных ответили, что среди их друзей и родных есть православные, 71% – что в России большинство православных, для нас эта цифра была очень важной, так как из этих ответов складывается ощущение современного молодого человека о своей принадлежности к большой, влиятельной группе людей. «Я – православный» заявили 56,6% опрошенных. Но что молодой человек вкладывает о понятие Православной веры? 64% молодых людей ответили: «Православие не дает опуститься, оно спасает, духовно поддерживает». Вы заметили, что этот процент даже больше количества людей, назвавших себя православными? То есть благотворное влияние Православия выходит далеко за рамки тех, кто считает себя верующими. Это действительно новая миссия, новая роль Православия в современном российском обществе. Также очень важной для нас была информация, как молодой человек пришел к Православию. 19% верующих ответили: «Это вера моего народа», 24,4% сказали: «Это вера моей семьи», а 19% – «Это мой личный выбор». Как, оказывается, многослойна и многозначна мотивация молодого человека, обращающегося к православной вере.

Если мы вспомним начало и середину 90-х годов, тогда происходило буквально нашествие многочисленных сектантов, всяких проповедников. Многие люди относились к ним очень доверчиво, а ведь эти секты наносили серьезный вред не только человеческим душам, но и национальной безопасности России. Поэтому для нас стала важной информация, которую мы почерпнули из исследования: 69% опрошенных сказали, что существуют религии, наносящие ущерб обществу. То есть большинство молодых людей осознанно относятся к своему участию в религиозной жизни.

Мы часто слышим, как нашу молодежь обвиняют в непатриотичности, принимая порой за истину внешние атрибуты их стиля жизни и не пытаясь заглянуть глубже, чем то, что лежит на поверхности. Когда мы спрашивали о нравственных ценностях, в том числе был задан вопрос о значимости России лично для вас. Так вот, 86% опрошенных ответили, что для них Россия – лично значимая ценность.

Следующая острая проблема, о которой мы собирали информацию – это отношения Русской Православной Церкви и нашего государства с точки зрания молодежи. Один из попросов звучал так: является ли, на Ваш взгляд, Православие национальной государственной традицией России? 72% опрошенных ответили положительно. Также 75% опрошенных заявили, что Православие является основной русской культуры. Более того, 33,5% опрошенных сказали, что мнение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II должно обязательно учитываться при решении государственных вопросов.

Мы спрашивали и о том, считаете ли Вы, что президент России должен быть православным? 53% молодых людей вне зависимости от конфессиональной принадлежности ответили положительно. Для достаточно рациональной, прагматически мыслящей современной молодежи такой ответ означает их понимание глубокой укорененности основ российской государственности в Православии, потому что президент – это символ, глава государства. Мы не могли обойти вниманием и вопрос о включении предмета «Основы православной культуры» в школьную программу. 47%, почти половина опрошенных, считают это необходимым! Небольшая часть молодых людей считает, что это должен быть обязательный курс, и подавляющая часть – что это должен быть факультатив, то есть предмет по выбору.

Второй по численности и влиянию религией в России является ислам. В течение многих столетий в нашей стране тесно сосуществуют православные и мусульмане при далеко не всегда простом развитии событий. Мы знаем, что исламская карта разыгрывается многими, кто пытается нанести вред нашему обществу. Поэтому я хотел бы отдельно остановиться на ответах молодых мусульман. Полученная нами информация показывает, что тот религиозный и цивилизационный конфликт, о котором так много говорят, и который сулит не самые блестящие перспективы России, на самом деле не такой острый. Это не означает, что данной проблеме не нужно уделять внимание, но она не так катастрофична. 52% молодых мусульман считает, что Православие – это государственная и национальная традиция России, 22% – что президентом России должен быть православный. Это внушает нам надежду на благоприятное развитие межконфессионального диалога в современной России.

Результаты исследования обнадеживают и, на мой взгляд, говорят об оздоровлении духовной жизни нашей молодежи, а значит и всего нашего общества. Конечно, это лишь первые, основные итоги. Общий аналитический отчет еще не готов, он будет опубликован позже. Мы надеемся, что опросы такого рода станут традиционными, что нас поддержат и этот проект станет постоянно действующим, мониторинговым исследованием. Мы могли бы корретировать задаваемые вопросы, их актуальность.

Записала Елена Меркулова

Отзывы участников молодежной конференции «Поколение для Христа»

Виталий Занин, руководитель Молодежного отдела РСЕХБ:

— Виталий, тебя избрали руководителем молодёжного служения РС ЕХБ. Что у тебя на сердце сейчас?

— Я буду продолжать развивать это служение, рад послужить церквам, братьям и сестрам. С 2006 г. мы проводим такие конференции, эта – тринадцатая по счету. Слава Богу, Он приводит сюда молодёжь, которая хочет жить для Него, ради Него, благовествовать, влиять на окружающий мир. На этой конференции мы постарались вдохновить молодёжь на созидание поместной церкви и на жизнь по Евангелию. Название конференции — “В мире, но не от мира” — отражает эту идею. Мы живем в этом мире, но у нас другие ценности, другие цели, и наше призвание – влиять на окружающий мир, нести ему свет Евангелия, спасение, мир и благодать.

— На конференции были только молодёжные служители?

— Нет, это молодёжная конференция, и все желающие могли посетить её. До конференции проходил молодёжный лидерский саммит. Он длился два дня. Это было специальное время обучения для лидеров. Мы проанализировали вопросы, которые нам ранее задавали братья, и сделали саммит максимально практичным. Это было не богословское обучение, а обмен опытом по созиданию молодёжного служения в церкви и ответы на волнующие вопросы. Присутствовало более ста лидеров со всей России и Средней Азии.

— Что сейчас больше всего волнует христианскую молодёжь?

— Как не идти на компромисс со своей верой. И я желаю всем быть в мире, но не идти на компромисс с этим миром; быть теми людьми, кто влияет, а не на кого влияют!

Максим Чепель, координатор Молодежного служения по Дальнему Востоку, пастор церкви «Преображение» с. Вольно-Надеждинское, Приморский край.

— Твои впечатления от конференции?

— Я реально вдохновлен! Я, как организатор, не мог полностью насладиться происходящим, потому что думал о поставленных задачах, но очень порадовали новые знакомства. Мы заселились в хостел с братьями-служителями из разных мест, и я услышал много вдохновляющих свидетельств.

— Что важно для современной молодёжи?

— Сейчас молодёжь – это возраст с 13 до 30 лет. Разница все-таки есть, интересы разные. Я на конференции вел семинар “Отношения до брака” школьникам и студентам. Им было очень интересно, места в зале не хватало. А тем, кому за 25, кто уже женат, им, наверное, уже не интересно. Более зрелые думают о служении, о миссии, более юные думают об отношениях.

— Ваше пожелание молодым христианам?

— Только одно – доверять Богу! Выбор будет всегда и в разных сферах, поэтому надо доверять Господу во всем. Если так будет, то все остальное приложится. И работа, и семья и т.д., я в это верю!

Марк Никитин, 21 год, является шесть лет лидером музыкальной группы, Первая церковь ЕХБ, г. Белгород. Группа из г. Белгорода вела музыкальное служение в первый день конференции 1 февраля.

-Как ваша группа выбирала репертуар для этой молодежной конференции?

Репертуар подбирали разнообразный. Мы любим давать жизнь давно забытым христианским гимнам, например, гимну «Стою на скале Христа». Мы делаем свою музыкальную обработку. Любим исполнять и современные христианские гимны с хорошим и глубоким текстом. В современном мире много разных христианских песен, но с глубокими, качественными словами – очень мало.

— Есть разные стили в музыке. Что интересно для молодых христиан?

Не стоит стремиться в музыкальном служении гнаться за какой-то модой. Есть такой закон — чем ты молодежь привлечешь, тем ты ее и должен удерживать. Но тем не менее мы не должны замыкаться в каких – то рамках. Не зря девиз нашей конференции, что мы «в мире, но не от мира». Мы должны учиться не выживать в этом мире, а жить в нем. Должны показывать в своем служении, что мы и современная церковь.

-Какие темы для тебя были бы интересны на таких конференциях?

Темы личной святости, как жить в этом мире в учебе, работе, в контексте своей профессии, жизненно важной ситуации. Очень важная тема — душепопечение, наставничество, потому что современная молодежь сильно нуждается в этом. Нуждается в помощи, заботе, как нужно жить, а не просто делить каким- то житейским опытом, а как на основании Писания решать те или иные проблемы.

-У тебя есть душепеопечитель?

Да, это мой друг Борис Юрченко, брат во Христе, а самый главный душепопечитель – это мой отец Юрий Владимирович Никитин.

-Пожелание молодежи.

Жить Евангелием, а не просто знать его, применять его каждый день в своей жизни. Это очень важно сейчас и единственное ради чего стоит жить!

Дмитрий Кадацкий, старший пресвитер по Краснодарскому краю и Адыгее, пастор церкви г. Майкоп. Дмитрий был 4 года моложенным служителем по югу РФ.

-Важность таких молодежных конференций?

Такие конференции – хорошая площадка для встреч, обмена материалами, Библейского наставления. Такие конференции надо продолжать, их надо делать содержательными. Пусть благословит такие встречи!

-Какие темы для молодежи интересны с вашей точки зрения?

Христос- эта тема для верующего человека всегда неизменна! Она настолько многогранная, та много дает сердцу человека. Надо ее аккуратно и глубоко преподносить, чтобы молодые сердца загорались любовью к Богу сильнее. Я понимаю, что есть и текущие темы для молодежи, отвечающие на вызовы в современном мире, на важные вопросы в личной жизни. Но прежде всего молодежь волнуют самые смысловые вопросы жизни с Богом. Им также нужен очень хороший пример. Нужны яркие свидетельства жизни с Богом, понятный труд взрослых людей и реальная жизнь церкви сейчас, что сегодня Бог делает в жизни церкви и Божьих людей.

-Пожелания молодежи.

Любите Господа больше всего на свете! .

Дмитрий Шемена, молодежный руководитель по Новосибирской области на протяжении восьми лет.

-Что самое главное в служении молодежного лидера?

Наша цель – вести молодежь к посвященной жизни для Христа. Один из основных инструментов — воспитание подрастающего поколения, смены. Важно подготавливать молодежь для служения и взращивать учеников.

-Важность молодежной конференции?

Это всегда замечательная площадка встретиться с братьями, поделиться опытом, знаниями, узнать самому что-то новое. Это отличное время для молодежи для назидания, когда они могут услышать ответы на свои вопросы, обновить покаяние, обновиться в служении.

-Что актуально сейчас услышать молодежи?

Тем много. Но в центре стоит посвящение молодежи для Христа. Благосветие, является ли молодежь свидетелями Христа там, где они находятся — в школе, институте, на работе. Являют ли они там, где они находятся, добрый христианский пример.

Ваше пожелание.

Возрастать во Христе, преображаться в образ Христа. Для братьев – лидеров, мое пожелание, чтобы они воспитывали учеников, поддерживали молодых братьев и являли для них добрый пример.

Владислав Матыцин, руководитель молодежи церкви «Источник воды Живой», г. Воронеж.

-Важность такой конференции?

У некоторых были сомнения — ехать или нет на конференцию… Но когда сюда приехали, то ни о чем не пожалели… Все услышанное было важно и актуально. Очень хорошее время и полезное для души, и чтобы взять опыт для нашей церкви. Думаю для молодежи важна тема «Характер Христа, как пример для меня». С такой темой пройдет у нас в Воронеже молодежная конференция 28 февраля. Весь фокус нашей жизни должен быть на Христе, через Него надо строить свой образ жизни.

-Какие проблемы есть у христианской молодежи?

Есть некий холодок к служениям, равнодушие. Мы стараемся привлекать молодежь заниматься каким-то делом, служением в церкви. Чтобы молодые ревновали в служении и были действенными.

Виталий Туляков, 31 год, пастор церкви ЕХБ руководитель молодежного служения Краснодарского края, ст. Гостагаевская. Анапский район.

-Важность такой конференции?

Очень важная, классная площадка. Здесь есть обмен опыта, ресурсов, вдохновляющие проповеди, спектр разных служений там, где молодежь может реально себя реализовать, войти в призвание, служение.

-Что важно сейчас для христианской молодежи?

Самое первое — это личное отношение с Богом! Это очень ценно, потому что от этого исходит все. Далее очень важна тема – это культура христианской молодежи. Это просто сегодня крик души! И третья тема — как войти в свое призвание.

Петр Вальтерович Мицкевич, заместитель Председателя РСЕХБ по образованию, ректор Московской Богословской семинарии, пастор церкви Голгофа г. Москва.

-Важность таких конференций для молодежи?

Господь призывает к служению все поклонения. Эта молодежная конференция называется «Поколение для Христа». Но я вижу, что здесь присутствуют люди разных возрастов, потому что дух молодежного служения — дух благовестия, общения распространения Евангелия, важен всем братьям и сестрам. Это вдохновляет, направляет на служение, прославляет Господа.

-Какие темы надо поднимать на таких молодежных конференциях?

. Чаще всего на этот вопрос должны отвечать руководство молодежного служения и руководство братства. Любые конференции в нашем братстве должны быть ориентированы на изучение Божьего Слова, для созидания Божьего дела в нашей стране, для благовестия, укрепления церквей, укрепление личной духовной жизни.

-Ваши пожелания?

Познавать Христа самим и помочь познать другим.

Зоя Бардина

РЕЛИГИЯ МОЛОДЫХ

Тема молодежи в Церкви действительно является сегодня одной из самых важных. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл прямо назвал молодежную работу в Церкви приоритетным направлением. Но именно поэтому сейчас необходимо четко определить цели и задачи этой работы, чтобы все наши усилия приводили молодых людей именно ко Христу, а не куда-то еще.Сегодня можно с радостью констатировать очевидный факт: молодежь пришла в Церковь. Об этом свидетельствуют многочисленные Духовные школы, семинарии, православные молодежные объединения. Утверждать, будто Православие — религия старушек, сегодня может лишь тот, кто совершенно не осведомлен о реальном положении дел в Церкви.Но очевидные успехи на поприще молодежного служения ни в коем случае не должны заслонять от нас столь же очевидных проблем в этой области.

Ведь ни для кого не секрет, например, что не все молодые люди, пришедшие в Церковь, потом здесь остаются. Причин этому можно назвать множество. Но я бы в первую очередь хотел сказать об определенной степени нашей личной вины в таком положении дел. Ведь когда человек еще только приходит в храм, он надеется не просто получить формальные ответы на какие-то вопросы. Прежде всего он надеется увидеть эти ответы в жизни верующих людей. И если мой внутренний мир, моя духовная жизнь, выраженная в словах и поступках, не свидетельствуют о Христе, то, боюсь, что очень немногие люди смогут через общение со мной прийти в Церковь и остаться там навсегда.

Ведь говоря о молодежном служении, мы, в сущности, говорим о свидетельстве о воскресшем Христе. И самое главное наше внутреннее побуждение должно сравниваться с побуждением тех Жен Мироносиц, которые, узнав о Воскресении Христовом, бежали к Апостолам, бежали к другим людям, чтобы рассказать им о том, чему они сами стали свидетелями, о своей Пасхальной радости. Вот этот внутренний мотив уверенности в победе добра над злом, в победе света над тьмой, в победе Божией Любви, это торжествующее чувство должно быть самым главным нашим внутренним настроением. И из него мы уже находим методы общения и работы с той или иной молодежной средой. Только тогда, побуждаясь этим внутренним чувством Пасхальной радости, мы будем отыскивать тот язык, который сейчас более уместен и понятен в разговоре с молодежью.

Если же этого свидетельства в нас нет, тогда даже самые благие наши намерения могут порождать искаженные формы объединения молодежи, которые сегодня принято называть «православной тусовкой».

Очень печально, когда люди, считающие себя православными христианами, объединяются главным образом для совместного отдыха, общения и каких-то других способов времяпрепровождения, а евхаристическая жизнь становится для них лишь неким приложением, пускай даже и обязательным, но — второстепенным.

Мы должны стать для молодых людей друзьями, которые приведут их ко Христу, а не просто в компанию симпатичных людей, с которыми приятно бывает пообщаться на досуге. И если центром нашего общения является не Евхаристическая Чаша, а что-то другое, то такое общение с христианской точки зрения будет пустым и ошибочным.

Когда молодые люди кричат на рок-концерте вслед за любимым певцом: «Мы — православные!», но в храм не ходят, не исповедуются и не причащаются, то такое «православие» очень сомнительно. Ведь что такое правильно славить Бога? Это значит в первую очередь — жить по Евангелию, славить Бога не одними только словами, а делами и поступками. И если в твоей жизни нет места делам веры, то и Православие твое находится под очень большим вопросом. Оно может быть культурологически обозначено так — относящееся к православной конфессии, поскольку человек носит крест, в доме у него есть иконы и прочие атрибуты конфессиональной принадлежности. Но если его жизнь не наполнена поступками, продиктованными стремлением исполнить заповеди Христовы, то это еще не православный человек в подлинном понимании. Хотя подобное поведение тоже можно рассматривать как определенный этап на пути к обретению веры. Если человек сделал хотя бы такой, формальный шаг в сторону Православия и при этом серьезно относится к своему внутреннему миру, он обязательно задумается: что это за символика? Что она означает? И какой смысл стоит за возгласом «Христос воскресе»? Постепенно он может начать разбираться в этих вопросах. И если это серьезный человек, то он обязательно пойдет в своей вере дальше такого формального и ни к чему не обязывающего исповедания. А если человек поверхностно относится к своей жизни, то нам остается только молиться за него и, самое главное, продолжать наше свидетельство о воскресшем Христе. Потому что никакие формы молодежного служения Церкви не могут заменить ту внутреннюю работу, которую человек должен сам произвести в своей душе на пути к Богу. Мы можем лишь предоставить ему возможность выбора. Своей жизнью мы должны показать ему: смотри, вот кто такие христиане, вот как мы живем, как относимся к ближним, к своему делу, к миру вокруг нас. Хочешь жить так же?

Если у нас не будет такого свидетельства об истинности Православия, то все слова, даже самые умные и правильные, окажутся тщетными и никто нам не поверит.

И когда мы видим, что далеко не все молодые люди с симпатией относятся к Церкви, нам нужно иметь в себе мужество признать, что мы сами не смогли в достаточной степени засвидетельствовать своей жизнью истину воскресения Христова.

Именно поэтому Святейший Патриарх говорил недавно о насущной необходимости создания православных общин среди студентов высших учебных заведений. Наше христианство устремлено к храму, но ни в коем случае не должно замыкаться только в его стенах. И если студенты-христиане будут на виду у своих сверстников, если пример их жизни окажется привлекательным для тех, кто стремится к истине, тогда это и будет самой лучшей и убедительной проповедью.

С этой же целью Святейший Патриарх сегодня ставит перед Духовными школами задачу организации специальных курсов по воспитанию священников, которые смогут нести молодежное служение в высших учебных заведениях. В наших семинариях и академиях появится новое направление, готовящее специалистов для работы в светских учебных заведениях. Святейший Патриарх именно таким образом видит системный подход к подготовке широкого молодежного служения, и для этого необходима подготовка специальных кадров. Кроме того, на Сретенских чтениях Патриарх говорил о выявлении в православной молодежной среде неформальных харизматичных лидеров, о необходимости образования для них и о предоставлении им всеобщей церковной поддержки.

Все эти годы молодежное служение в Церкви осуществлялось добровольцами, которые несли его исключительно по зову собственного сердца. И сегодня, расширяя это служение, мы постараемся обязательно сохранить его добровольный характер. Оно ни в коем случае не должно превратиться для людей в служебную обязанность. Это как раз та самая возможность показать свою веру в своих делах. Не для отчета, не для галочки, а только по велению своего сердца.

Да, мы нуждаемся сейчас в специалистах. Но, возглавляя Комиссию по делам молодежи при Епархиальном совете города Москвы, я хотел бы сказать, что наша комиссия ни в коем случае не ставит своей задачей создание какого-то специального органа, который заменит собой уже существующие добровольные движения. Наша цель — координирование работы, представительство на различных уровнях. Если сказать проще, то мы должны быть печальниками о каких-то нуждах перед властями, быть заступниками перед чиновниками, быть теми, кто поможет наладить отношения с властью, открыть нужную дверь, добиться финансирования каких-то проектов.

То есть мы должны стать тем самым детоводителем, который поможет идти вперед. Но само молодежное служение будет осуществляться исключительно добровольным объединением православных молодых людей, движимых общей верой и желанием послужить ближним своими делами, тем самым исполняя закон Христов.

Фото Владимира Ештокина