Могут ли крестные пожениться?

Можно ли жениться крестным родителям?

Здравствуйте «Дышу Православием»! Мы молодая пара и хотим пожениться, но недавно стали крестными одного ребенка. Можно ли жениться крестным родителям? Родители крестника (очень верующие люди), говорят, что по канонам нам венчаться нельзя, потому что мы крестные одного ребенка. Они ссылаются на 211-й статью Номоканона. Скажите, что нам делать? Олег и Евгения, г. Воронеж.

Прежде всего, следует помнить, что иметь двух крестных, это традиция, а не церковное правило. В разных поместных церквах, эта традиция соблюдается по разному. Например, в Сербской Церкви, согласно традиции, допускается только один крестный (для девочки – женщина, для мальчика – мужчина). В Грузии, к примеру, количество крестных может быть не ограничено, причем согласно некоторым традициям, крестным можно стать даже заочно. Русская Церковь приняла традицию иметь двух крестных от Греческой Церкви. Но подчеркиваю, это всего лишь традиция, а не обязательное церковное правило.

Но при таком рассуждении возникает вопрос – как быть с правилом, которое регламентирует запрет на вступлении в брак крестным родителям одного ребенка? Двести одиннадцатая статья Номоканона при Большом Требнике гласит — «Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем, ктому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются». В 1730 году по вопросу происхождения этого правила (и вообще его авторитетности), был создан запрос для богословской комиссии и 30 мая этого же года, Святейший Синод, высказал серьезное каноническое сомнение по поводу этого правила: «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, и тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, того не напечатано и весьма неизвестно» (подробнее см. в делах от 30 мая 1730 года, в Полном собрании постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания, т. VII, №2308).

Чуть позднее, Синод сформулировал Указ, с издания которого 211-я статья Номоканона утратила свою силу:

«Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола»

(Указ Святейшего Синода от 19 января 1810 г.).

Спустя несколько десятилетий, Святейший Синод закрепил это положение издав ещё один указ:

«Что касается второго восприемника, то он не создает духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого младенца с богословской точки зрения считается возможным»

(Указ Святейшего Синода от 31 декабря 1837 г.).

(цит. по С. Булгаков — Настольная книга священнослужителя, Т.4. Издание Московской Патриархии, М.: 1983 г., с. 234.)

По всей видимости, несмотря на предыдущие указы Синода, в народе ещё оставалось некоторое смущение и непонимание степеней духовного родства. Поэтому, спустя несколько десятилетий, Священный Синод издает ещё один указ, согласно которому, брак между крестными родителями допускается только с благословения правящего архиерея:

«Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея»

(Указ Святейшего Синода от 19 апреля 1873 г.).

Таким образом, до сегодняшнего дня, нет никаких оснований запрещать вступать в брак крестным родителям одного ребенка. Единственное, что вам нужно сделать, согласно правилам, написать прошение правящему архиерею вашей епархии, с просьбой благословить вас на церковный брак.

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»

Почему нельзя крестным быть мужем и женой

Обряд крещения в некотором смысле является вторым рождением ребенка, но уже перед Господом. Родители проводят старательную подготовку к такому серьёзному мероприятию, добросовестно подбирают крестную и крестного. Часто правильно подобрать крестных родителей довольно сложно, так как многие просто считают себя не готовыми к такой ответственности. По мнению церкви, окрестить малыша способен каждый, главное, чтобы он на самом деле стал духовным родителем на всю его жизнь. Выбирая крестных отца и мать для новорожденного, нужно учесть некоторые нюансы. Рассмотрим вопрос, почему нельзя крестным быть мужем и женой.

Причины запрета на крещение ребёнка супружеской парой

Согласно церковным канонам, парень и девушка, которых выбрали родители ребенка, после проведения обряда крещения становятся духовными родственниками. Это почитается столь высоко, что никакой иной союз не признается более важным (включая женитьбу). Есть некоторые моменты в православии, которые делают сомнительной возможность проведения обряда крещения чужого малыша супружеской парой.

Вот как объясняют священнослужители, почему нельзя крестным быть мужем и женой:

  • Крестить новорожденного не могут мужчина и женщина, которые состоят в браке. В случае, когда люди игнорируют такой запрет, между супругами перестанут существовать священные узы.
  • Также запрещено принимать участие в таинстве крещения одного младенца парню и девушке, которые собираются вступить в законный брак. Так как в процессе совершения обряда они становятся духовными родственниками, что превозносится больше, чем телесное родство, они будут вынуждены прекратить свои отношения, отдав предпочтение статусу духовных родителей.
  • Гражданские супруги также не могут окрестить одного ребёнка, так как церковь осуждает подобное сожительство и считает это грехом.

Несмотря на это, существуют некоторые нюансы, когда супружеской паре можно стать крестными малышей одних родителей. Делается это следующим образом: муж становится крестным одному ребёнку, а жена — другому. Другими словами, мужчина и женщина, состоящие в браке, вправе стать крестными родных сестры и брата. Участвуя в таинстве крещения отдельно друг от друга, супруги не смогут утратить священности собственного брачного единства.

Кто ещё не может стать крестным для ребенка

Разобравшись, почему нельзя крестным быть мужем и женой, остановимся ещё на таком моменте — кто еще не может стать крестным отцом и матерью:

  • кровные родители ребёнка;
  • не окрещенные люди, а также атеисты;
  • человек, отрицающий любые православные каноны;
  • лицо, относящееся к обряду, как к магическому ритуалу, и преследующее собственную цель;
  • люди, которые не желают становиться преемниками этому малышу;
  • приемные отец или мать;
  • лица другого вероисповедания;
  • дети, не достигшие 14-летнего возраста;
  • монахи и представители церковного сана;
  • женщины во время «критических дней».

Свадьба на Крещение: приметы

С древних времён в любой культуре свадьба являлась одним из ключевых событий в жизни человека. Она непременно сопровождалась многочисленными обрядами и ритуалами, призванными обеспечить молодой семье любовь и достаток, верность супругов и появление многочисленных наследников.

В наши дни влюблённые относятся к бракосочетанию почти так же серьёзно, как и тысячелетия назад, а потому придают большое значение многочисленным свадебным приметам и суевериям, накопившимся за многие века в кладезе народной мудрости. Молодые избегают планировать заключение союза на високосный (Касьянов) год, не любят жениться в мае, а также во время церковных постов. Зато такие христианские праздники как Покров и Красная Горка пользуются у влюблённых пар повышенной популярностью. Ведь браки, заключённые в эти дни считаются самыми крепкими и благополучными.

Однако кроме весенних и осенних «свадебников» для нетерпеливых влюблённых существовал ещё один период, когда считалось счастливой приметой отправиться под венец. Начинался он сразу после Рождественского поста и Святок, а точнее в День Крещения Господня 19 января.

  • Сам праздник Богоявления считается более подходящим для смотрин будущей новобрачной и сватовства. Наши предки подбирали себе жену из числа незамужних девушек, собиравшихся 19 января около проруби со святой водой – иордани. Здесь же свёкр и свекровь могли оценить не только внешние данные, но также добротность и стоимость наряда, а значит, и размер приданого кандидатки в невестки.
  • Период зимних свадеб начинался на второй день после Крещения и продолжался вплоть до Масленой недели и начала Великого поста. Однако считалось, что самые гармоничные супружеские отношения зарождаются именно в начале этого периода. Ведь первый месяц года как будто специально создан для любого нового начинания, позволяя оставить в прошлом холостую жизнь и все связанные с ней привычки.
  • Однако не стоит забывать, что для успеха любого нового предприятия недостаточно лишь покровительства высших сил. Ведь кроме поддержки только зародившийся год характеризуется атмосферой неопределённости, которая для новых отношений чревата разнообразными, зачастую не совсем приятными, сюрпризами. Это стоит учитывать и парам, соединяющим свои судьбы в День Крещения Господня, не полагаясь исключительно на счастливое провидение.
  • Начало года даёт крещенским молодожёнам уникальную возможность начать свою семейную жизнь с чистого листа. Для этого полезно будет знать, что за праздничным столом приветствуются свежие продукты и новые друзья. А вот о консервах и неприятных знакомых в день свадьбы стоит забыть, чтобы оставить за скобками новой жизни все удручающие моменты из прошлого.
  • Погода тоже вносит свою лепту в предсказания о будущем молодой семьи. Морозный денёк с яркими солнечными бликами на пушистых сугробах, так характерный для января, сулит жениху и невесте безоблачное счастье и множество радужных моментов. Если же небо покроется тучами, и начнётся обильный снегопад, то огорчаться новобрачным тоже не стоит. Ведь такая погода не только придаёт празднику особенную романтичность, но и сулит молодым супругам стабильный достаток на всю жизнь.

Возможны ли отношения между крестным отцом и родной матерью ребенка?

Помогите пожалуйста разобраться с очень важным для меня вопросом! Возможны ли отношения между крестным моего ребенка (дочери) и мною (матерью ребенка)? Я и крестный моей дочери не являемся кровными родственниками.

Добрый день, Любовь!

В широком смысле слова отношения между вами уже есть — это родственные отношения, поскольку вы породнились через восприемничество в Таинстве Крещения, что именуется духовным родством. Но, вероятно, речь в Вашем вопросе идет о тех «отношениях», которые для христиан возможны только в рамках законного брака. Так вот, согласно церковным канонам, не благословляется брак между лицами, находящимися в духовном родстве, а именно:

— брак восприемника (крестного отца) с им воспринятой во Святом Крещении (т.е. с крестницей), а также восприемницы (крестной матери) с ею воспринятым (крестником);

— брак восприемника (крестного отца) с матерью воспринятого (крестника), а также восприемницы (крестной матери) с отцом воспринятой (крестницы) (см.: 53-е правило Трулльского Собора, указы Святейшего Синода от 19 января 1810 года, от 19 апреля 1873 года и от 31 октября 1875 года; пункт Д раздела I документа «О канонических аспектах церковного брака», принятого на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29.11—2.12.2017 года).

Из последнего пункта можно было бы предположить, что этот запрет подходит и к Вашей ситуации, если бы не один нюанс: запрещен брак крестного отца и матери его крестника. Но у Вас не сын, а дочь. Разъясняя такую ситуацию, выдающийся русский канонист профессор С.П. Григоровский в своем труде «Препятствия к Венчанию и восприемничеству при Крещении» отмечал:

«…Указом Святейшего Синода от 31 декабря 1837 г., официально было объявлено несуществующим родство между восприемником и восприемницею . …В последующее же время … Святейший Синод разъяснил, что духовное родство должно быть признаваемо лишь между родителями крещаемого младенца и восприемлющими оного лицами одинакового с ним пола, так как в объяснении Требника пред последованием о Крещении сказано, что при совершении Таинства Крещения необходим лишь один из восприемников, а именно: при Крещении лица мужского пола – восприемник, при Крещении лица женского пола – восприемница…; вследствие сего нет основания, говорится в определении Святейшего Синода 1873 г. по делу Анны Гульдынской, относить родство на других церемониальных лиц, когда они будут присутствовать при Крещении и пожелают, согласно образцу метрической книги, подписаться при записи о событии как свидетели. Из приведенного разъяснения Святейшего Синода о духовном родстве, таким образом, явствует, что духовное родство признается и браки в оном родстве воспрещаются лишь между следующими лицами: а) между восприемником и матерью им воспринятого и б) между восприемницею и отцом ею воспринятой».

Итак, учитывая, что упомянутый Вами мужчина является крестным не Вашего сына, а Вашей дочери, то он может и не считаться в полном смысле слова восприемником (крестным отцом), конечно, если у девочки на Крещении была крестная мать, наличие которой для нее обязательно. В связи с этим, вопрос о дозволении вступить в законный церковный брак с данным мужчиной (при отсутствии каких-либо иных препятствий для брака, не упомянутых в Вашем вопросе) может быть оставлен на усмотрение правящего архиерея Вашей епархии, могущего своей властью благословить некоторое отступление от строгого понимания канона в сторону более снисходительного, если в этом будет усмотрена польза для спасения души человека.

Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Духовные нормы и гражданские законы — это абсолютно разные вещи. Вопрос: можно ли жениться кумовьям, в гражданском праве не вызывает сомнений, потому что такие законы не предусматривают ограничения брака по этому принципу. Проблема заключается в желании венчаться в церкви.

Почему нельзя жениться на куме

Между двумя людьми, принимающими участие в святом таинстве крещения ребенка, впоследствии возникают романтические отношения, которые приводят к свадьбе. Начались подготовительные действия, но при желании венчаться в церкви возникла проблема. Оказалось, мужчина, и женщина не могут заключить духовный союз в церкви, и возникает вопрос, можно ли жениться православным кумовьям.

Эта проблема больше надуманная и возникает из-за неверного толкования духовной связи между участниками обряда крещения. Такие вопросы следует изучить с точки зрения православной веры, а не других суждений. Но Церковь сформировала неоднозначное отношение к сексуальным отношениям и браку между крестными родителями.

Ранее такие брачные отношения запрещались императором Юстинианом, который считал, что крестные люди по факту крещения становятся духовными родственниками. Целостность духа превыше физического тела. Однако Синод православной церкви России дал разъяснение по этому вопросу еще 1810 году. Брак запрещался между крестными родителями и крестником, а также между крестником одного и того же крестного.

Вступать в брачные отношения кум и кума могут, потому что они не являются кровными родственниками, не ведут к кровосмешению, и такой союз не запрещаются церковью.

Можно куму жениться на куме

Когда два человека разного пола выступают крестными родителями, они дают клятву не вступать в сексуальные отношения. Таким образом, получается, что они не могут пожениться. Этим положением руководствуются многие священные служители, интерпретируя неверно положение «духовного родства».

Церковь не имеет однозначного ответа по этому вопросу, несмотря на разрешение такого брака Синодом. Но если кумовья решили пожениться и совершить таинство венчания в православной церкви, то следует спросить согласие епископа епархии. Но если это считается грехом, то где логическое объяснение получить разрешение на грех. В любом случае здесь можно поступать либо по совести, либо по зову сердца.

Многие священные служители, говоря о запрете брака, просто подстраховываются, не разбираясь в сути проблемы. Если руководствоваться постановлением Вселенского Собора, то брак невозможен:

  • между крестным, крестницей и матерью крещеного ребенка;
  • крестной, крестником и отцом ребенка.

Другие ситуации возможны. Следовательно, крестный отец и крестная мать могут вступить в брак.

Иногда неверное толкование доводит до разрушения семьи любящих людей. Когда одна семья услышала, что нельзя вступать в брак крестным родителям, то расторгла брачные отношения. Прежде чем делать быстрые выводы следует изучить проблему и спросить мнение православного священника.

Господь всегда с Вами!