Митрополит макарий четьи минеи

МАКАРИЙ МОСКОВСКИЙ

Свт. Макарий Московский. Ватагина И.В. Икона. Москва. 1988 г. Икона написана к общероссийскому прославлению

Макарий (ок. 1482 — 1563), митрополит Московский и всея Руси, святитель

Память 30 декабря, в Соборах Московских святителей и святых

В миру Михаил, родился около 1482 года в Москве в семье благочестивых родителей. Известно, что отца его звали Леонтий и что мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния. Его дальним родственником, братом прадеда, был прп. Иосиф Волоцкий (+ 1515). Согласно поминальному синодику Успенского собора, в роду святителя Макария было и еще немало лиц монашеского и духовного звания: «инокиня Наталия, инок Акакий…, инок Иоасаф, игумен Вассиан, архимандрит Кассиан, священноиерей Игнатий…, инок Селиван…, инок Макарий». Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына скончался, мать постриглась в одном из монастырей.

Михаил поступил послушником в Пафнутьев-Боровский монастырь, где затем принял монашество и был назван при постриге в честь прп. Макария Египетского.

В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. Сохранилось свидетельство о трудах и подвигах инока Макария в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив».

15 февраля 1523 года он был возведен в сан архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Можайске.

Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь прп. Макария Египетского.

Архиепископ Новгородский

4 марта 1526 года был хиротонисан в архиепископа Новгородского. Хиротония была совершена в Успенском соборе Московского Кремля.

29 июля того же года он прибыл на кафедру, которая вдовствовала без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель. Летописец говорит: «сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия не токмо в Великом Новгороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».

Архиеп. Макарий заботился о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Он неоднократно посылал священников для проповеди Евангелия, повелевая разорять языческие требища и искоренять языческие обряды. Святительская грамота с этими, по выражению архиепископа Филарета (Гумилевского), есть «памятник апостольских трудов Макария для распространения света Христова между оставшимися язычниками». Благословение на миссионерские труды на самом севере Новгородской области, а также антиминс, священные сосуды и книги получил от святителя и преподобный Трифон Печенгский (+ 1583).

В 1528 г., исполняя постановление Московского Собора 1503 г., святитель предпринимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков.

Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, в Великого Новгорода. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор , над входом в когорт по его благословению были написаны образы Пресвятой Троицы и святой Софии, Премудрости Божией. В соборе устанавливают амвон, изготавливают новые царские врата с богато украшенной завесой. Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливается церковная утварь и сосуды во владычной мастерской.

Получив еще в Пафнутиево-Боровском монастыре навык иконописания, святитель «поновляет» великую святыню Новгородской земли — икону Богоматери «Знамение», которая сильно обветшала к тому времени. После окончания работы он сам с крестным ходом проводил икону в Спасский храм на Торговой стороне, где она постоянно находилась для поклонения благочестивым новгородцам.

Святитель Макарий много сил и забот отдавал служению ближним, равно относясь к богатым и бедным, малым н великим. Он сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена, посылает великому князю Василию III часть свечи, чудесным образом возгоревшейся у мощей преподобного Варлаама Хутынского . Во время приключившихся в Великом Новгороде народных бедствий, мора и засухи, святитель созывает клир, произносит проповеди, совершает молебны с особым чином омовения святых мощей и затем велит кропить все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекращаются.

Святитель сам неоднократно совершал длительные поездки как по всей епархии. Бывал он и за ей пределами — так, в период новгородского святительства, он дважды бывал в Москве: в 1535 году по вызову государевой власти; и в 1539 году, когда он возглавлял избрание и поставление нового Всероссийского митрополита, святителя Иоасафа .

Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 г. была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого.

В 1542 г. по повелению святителя Макария на владычнем дворе строится храм святителя Николая.

По благословению святителя в Великом Новгороде составляется новый летописный свод, пишутся жития и службы русским святым. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей (Топорков), работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в 1540 г. новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет.

Московский митрополит

Святитель Макарий Московский и всея Руси. Фрагмент иконы Одигитрия со свв. иконописцами на полях. Конюшевский А.В. (выпускник Иконописной школы 1998 года). Икона. Сергиев Посад. 1999 год. Дипломная работа.

С 19 марта 1542 г. — митрополит Московский и всея Руси.

В 1547 г. в Москве впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий.

На Соборах 1547 и 1549 гг. решался вопрос общецерковного прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси решением местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Макарьевские соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев», так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Хронология их имен охватывает чуть ли не весь период Христианства на Руси к тому времени. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.

Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий. Историк Е.Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше».

Летописи свидетельствуют о том, что Святитель ослеп на один глаз. Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть.

После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах.

В начале 1551 года в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамота, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. е. его материалы изложены в ста главах.

В 1552 году митрополит Макарий благословил царя Иоанна Грозного идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (+ 1563).

3 февраля 1555 года святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия (+ 1563), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI в.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря.

В 1555 году на праздник апостолов Петра и Павла из Вятки в Москву приносится чудотворная Великорецкая икона святителя Николая. Промыслом Божиим поновлял эту великую святыню митрополит Макарий с благовещенским протопопом Андреем, «бе бо иконному писанию навычен». Святитель трудился со многим желанием и верою, постом и молитвою над поновлением святого образа великого чудотворца.

Митрополит Макарий постоянно заботился не только о всей пастве, но и о каждом человеке, милостивно относясь к отдельным, даже заблудшим, чадам Церкви. Так, однажды, в Успенском соборе, после вечернего богослужения некто «вражьим научением умысли кражу сотворити», но невидимой силой был удержан и не смог этого сделать. Утром его обнаружили и, когда пришел митрополит Макарий, ему рассказали, как в церкви застали вора. Однако святитель повели отпустить его, но земские судьи хотели по закону судить преступника. Тогда митрополит строго воспретил это делать и послал церковного сторожа проводить «татя» в безопасное место. Придя на Кулишки, к церкви Всех святых, тот стал ходить там с неистовым видом и вскоре умер. Некоторые роптали на митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но святитель не досадовал на них, а тело умершего повелел предать погребению.

Один из неизвестных его современников писал:

«Митрополиту же святейшему Макарью на Москве неподвижно живущу и правящу Слово Божие истинное… от зольного воздержания и елико ему едва ходити, кроток же и смирен, и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаше, злобою отроча обреташеся умом всегда совершен бываше».

О высоте его духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Он предсказал взятие русскими войсками Казани в 1552 и Полоцка в 1563 году.

Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины:

«Не в кую нощную годину стояще святителю на обычной молитве и глагола великом гласом: «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего!» И слезы испущаше велии. И слышащу тогда его келейнику, некоему духовну, и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет?» И не виде никого же и удивися о сем. И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли».

Однажды попросил грозный царь митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения, он разгневался на святителя: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание почитает, и тот во веки не согрешит».

Кончина

Святитель Макарий Московский и всея Руси

Последние дни жизни, кончина и погребение святителя были описаны в особой повести, которая дошла до нас в 7-ми списках, причем ранние — в составе Хронографа.

15 сентября 1563 года святитель совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. Он повелел сообщить о своей немощи в место своего пострижения, в Пафнутьев-Боровский монастырь, и попросить игумена прислать ему старца духовного. К святителю был прислан старец Елисей.

4 ноября святитель в последний раз молился в Успенском соборе. Затем святитель у всех смиренно испросил прощения.

3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь Иоанн Грозный просить благословения. Святитель поведал ему о намерении удалиться в место своего пострижения — Пафнутиево-Боровский монастырь , но царь уговорил его остаться на кафедре. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться.

Скончался 31 декабря 1563 года, когда колокол ударил к заутрени.

Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев открыли его лицо, то оно было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Отпевали святителя 5 архиереев в присутствии царя и множества народа. После этого была прочитана первосвятительская прощальная грамота, которую перед концом своей жизни написал митрополит, прося у всех молитв, прощения и даруя всем свое последнее архипастырское благословение.

Почитание

Почитание Святителя началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 года, царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».

Имя святителя начиная с XVII в., встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа».

В 1988 году на Поместном соборе святитель был канонизирован для общецерковного почитания.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Яко великим пастырем единонравна, и учителем вселенныя единомысленна, Божии Премудрости служителя изрядна, иже блаженству тезоимениту днесь вернии вси воспоим: Христа Бога моли, святителю Макарие, умирити мир и спасти души наша.

Кондак, глас 3

Богомудрым учением и книжным списанием потщался еси, святителю Макарие, люди Российския просветити, и святых земли нашея прославити. Сего ради чуден пронаречеся, преемниче первопрестольников Российских. Моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.

Молитва

О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси. Архиереем и пресвитером у Господа испроси мудростъ, во еже право правити слово Божественныя истины, жертвенную любовь и ревностъ о спасении, да не погибнет ни един от паствы их; иночествующих в подвизех укрепи, в мире живущим истинный и потребньй им, иже во Христе Иисусе образ жительствования покажи; веру нашу укрепи, любви нелицемерней друг ко другу научи, в надежде на милосердие Божие утверди. Еще же молим тя, святителю, испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди; вся люди отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи; вся грады и веси добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное о нас предстательство во веки веков. Аминь.

Иконография

Самое раннее прижизненное изображение святителя Макария находится на четырехчастной иконе 1547 г. в Благовещенском соборе в Кремле. В левой нижней части ее среди других известных лиц написаны царь и митрополит. Другое прижизненное изображение 1560 года было создано в алтаре Успенского собора Свияжского монастыря на фреске «Да молчит всяка плоть человеческая…».

На иконах святитель изображается сухим, высоким, седым старцем. «Митрополит Макарий, стар и сед, в золотом саккосе и зеленом омофоре, на котором черные с золотом кресты; на голове святительская шапка, верх с разноцветными камнями; тушь белая, сбоку его надпись: «О агиос Макарий митрополит»; сияние над святителем празелень».

Труды

Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия (+ 1504). И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 году. Это начинание получило в истории именование Великие Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 году, вторая в 50-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви.

Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений. Так, он повелевает протопопу из кремлевского храма Спаса на Бору Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице и житие епископа Василия Рязанского. По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», непосредственно над составлением которой трудился царский духовник — протопоп Благовещенского собора, Андрей (в монашестве Афанасий), будущий митрополит, преемник и продолжатель трудов святителя Макария. Особо близок, очевидно, к митрополиту Макарию был плодовитый писатель Древней Руси иерей Василий, в иночестве Варлаам, прославлявший своими гимнографическими и агиографическими трудами псковских святых.

Святитель Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом Иваном Федоровым. В послесловии Апостола 1564 года, вышедшей уже после кончины святителя, и в двух изданиях Часослова 1565 года говорится, что они также напечатаны «благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси». Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним еще и учились грамоте.

Литература

Использованные материалы

  • Житие на сайте «Православный календарь»
  • Житие и иконы

Макарий (Веретенников), архим., «Церковный Собор 1549 года,» Альфа и Омега, 1998, № 2(16),

Книга «Великие Четьи Минеи» Митрополита Макария

«Великие Четьи Минеи» являются поистине историческим памятником христианства. Создание их относится к 16 веку. Это самый полный сборник церковно-учительных и агиографических материалов. В данной статье познакомимся с особенностями содержания фолианта. А также узнаем, кто написал «Великие Четьи Минеи».

Общие сведения

Древнерусский сборник представляет собой месяцеслов (четьи — чтения, минеи — книга для богослужений на месяц) и состоит из 12 книг (по книге на каждый месяц). Отправной точкой является 8 сентября. Сборник включает святоотеческие поучения, апокрифы и описание жития святых на каждый день.

«Великие Четьи Минеи» аккумулируют в себе практически все церковные произведения повествовательного и духовно-учительного характера. Материалами для сборника послужили переводы греческих церковных книг (жития святых Симеона Метафраста), а также Лимонари, Патерики, Отечники. Книги «Великих Четий Миней» собирались в различных городах и монастырях Древней Руси и представлены в четырех списках: Успенский, Царский, Софийский и список Чудова монастыря.

История списков

Первый список был привезен из московского Успенского монастыря. До 1917 года он хранился в синодальной библиотеке столицы. Это единственный полный список, дошедший до наших дней в рукописном варианте.

Второй список, названный «царским», был создан специально для Иоанна IV (Грозного). Он содержит все месяцы, кроме марта и апреля.

Последние два списка дошли до нас неполными. Софийский был привезен из библиотеки одноименного собора (Новгород).

«Великие Четьи Минеи» содержат похвальные слова святым, статьи религиозно-дидактического содержания (Торжественники, Прологи, Требники) и сочинения Василия Великого и Григория Богослова. Несколько сборников вошли в состав «Миней» полностью. Это «Златоуст», «Маргарит» и «Златая цепь». Без предварительной редакции в состав фолианта вошли «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Хождение игумена Даниила» и другие памятники древнерусской литературы. И ценность сборника тем выше сейчас, что оригиналы материалов-источников не дошли до настоящего времени. И теперь он является самым полным сводом религиозных текстов, духовной энциклопедией 16 века.

Столетием позже создания «Великие Четьи Минеи» легли в основу других сборников: «Миней» Г. Тулупова (1632) и И. Милютина (1654). Они стали излюбленным чтением у грамотных христиан и особой популярностью пользовались у старообрядцев.

Об авторе

«Великие Четьи Минеи» были составлены под руководством Макария — архиепископа Новгородского, в последствии Всероссийского Митрополита. Сначала сборник носил название «Макарьевские Минеи». И лишь позднее был представлен как ныне известный памятник православной церкви.

Создание «Великих Четьих Миней» стало одним из самых важных дел архиепископа Макария на его религиозном пути. Вместе со своими помощниками он собирал церковно-дидактический материал около 25 лет. И лишь в 1541 году были изданы 12 книг месяцеслова и переданы в библиотеку Софийского собора. В команду составителей входили переводчики, переписчики, писатели, публицисты. Среди них были богослов Зиновий Отенский, писатель Василий Тучков-Морозов, дьяк Дмитрий Герасимов, священник-агиограф Василий-Варлаам и другие. Книжниками были обработаны труды всех новгородских и псковских библиотек, которые были подвластны митрополиту Макарию.

Вообще, фигура священнослужителя была очень весомая в Древней Руси. Он оказывал большое влияние на политику Ивана Грозного, выступал против князей Шуйских. При нем были построены новые храмы в Новгороде (собор Святителя Николая, Стоглавый Поместный). Большое внимание архиепископ уделял реставрации старинных икон и фресок. Также он содействовал развитию книгопечатания на Руси. Была построена первая типография для издания богословских книг.

Митрополит Макарий — единственный священнослужитель, который не подвергся преследованиям после падения Избранной рады (неофициального правительства Ивана Грозного). Он скончался 31 декабря 1563 года и был канонизирован в лике святителей православной церкви.

Издания

Главный труд митрополита Макария «Великие Четьи Минеи» претерпел несколько переизданий. Так, в 17 веке в Киеве этим занимался епископ Димитрий Ростовский. Он заметно сократил сборник и агиографические данные переписал в своем изложении. Также епископ частично дополнил «Великие Четьи Минеи» материалами из латинских и греческих книг, исключив некоторые русские апокрифы.

После этого издание сборника месяцеслова прекратилось. Имя митрополита Макария и его помощников-составителей было забыто, а автором «Великих Четьих Миней» стали считать Димитрия Ростовского. Сам сборник с 18 века именовали просто «Жития святых Димитрия Ростовского».

Во время императорской археографической комиссии в 1863-1916 году было сделано научное переиздание рукописного фолианта. В свет вышли сборники только с сентября по апрель. Книгами занимались Павел Саввоитов и Михаил Коялович.

Язык и стиль

Собственно жанр миней начал складываться еще в 10 веке в Византии. Бытовали два типа: служебные (для служителей клира) и общие (для более широкого круга читателей духовной литературы).

«Великие Четьи Минеи» Митрополита Макария объединили в себе оба типа. Они были написаны на древнерусском языке. Оформление их выдержано в торжественном стиле. Размер каждого тома книжного свода соответствует названию «великих», так как насчитывает 1500-2000 листов «александрийского» формата (примерно соответствует А4).

Стиль изложения сборников считается изощренным и витиеватым. Пышность и «лепота» слова «душеполезных для чтения» текстов выбраны неслучайно. Стиль должен был соответствовать возрастающему политическому значению Московского православного царства. Что же касается внешней монументальности фолианта, то она связана с идеей о том, что Москва является наследницей Византии в мировой истории, то есть «третьим Римом».

Сегодня

В начале 21 века «Великие Четьи Минеи» Митрополита Макария так полностью и не были изданы ни в печатном, ни в электронном виде. Лишь в 2016 году по инициативе интернет-портала «Русская вера» был начат русский перевод летописного сборника. Переводчиком его является Кирилл Меламуд. Работы еще не окончены. Рукописный оригинал древнерусского памятника 16 века в настоящее время хранится в Москве в Государственном Историческом музее.

Великие Минеи Четии

Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI веке был святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси (1563; пам. 30 дек.). Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы, на которых был прославлен сонм русских святых, затем на Стоглавом Соборе последовало исправление недостатков в жизни Церкви и общества, наконец, соборное искоренение лжеучений. Его Первосвятительство пришлось на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного, которого Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом.

Святитель Макарий – это аскет, молитвенник, богослов, иконописец, патриот Московской Руси, государственный деятель и дипломат, выдающийся представитель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды, все с большим успехом, предпринимал попытки собрать воедино всю духовную литературу того времени, пока эта грандиозная задача не была воплощена в его знаменитых Минеях Четьях. С его именем связано первое систематическое изложение истории – составление Степенной Книги, а так же начало новой страницы в истории русской книжности – учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли Митрополита Макария чудным. Можно говорить, что именем Митрополита Макария может быть названо время середины XVI века. Он был канонизован в 1988 году на Соборе в дни празднования великого юбилея – Тысячелетия Крещения Руси. О Митрополите Макарии существует не малая разножанровая литература.

Главное книжное детище святителя Макария – это Минеи Четьи. В XIX веке при их издании Археографической Комиссией им было усвоено именование Великие Макарьевские Минеи Четьи. К сожалению, их издание прекратилось в 1917 году, не будучи доведенным до конца. Уже в наши дни была издана Майская Минея Успенской редакции. В процессе подготовки данного издания была выявлена недостающая Софийская майская Минея. Таким образом, это важное достижение нашего времени в вопросе изучения Макарьевского наследия.

Великие Макарьевские Минеи Четьи – сокровище духовной письменности, собранное под руководством святого иерарха Русской Церкви, просветителя Земли Русской. Макарьевские Минеи содержат агиографические, гомилетические, патриотические и другие творения. Наряду с переводными памятниками христианской письменности в Минеях в месяцесловном порядке помещены и творения русских авторов. Это духовное наследие использовалось в последующее время другими авторами – составителями Четьих Миней. Издания Великих Миней Четьих являются библиографической редкостью, и теперь, благодаря предпринятым усилиям, их содержание становится доступным современному читателю.

Архимандрит Макарий (Веретенников). 2009 г.

* * *

Великие Минеи Четии. Сентябрь. Выпуск 1. Дни 1–13

Великие Минеи Четии. Сентябрь. Выпуск 2. Дни 14–24

Великие Минеи Четии. Сентябрь. Выпуск 3. Дни 25–30

Великие Минеи Четии. Октябрь. Выпуск 4. Дни 1–3

Великие Минеи Четии. Октябрь. Выпуск 5. Дни 4–18

Великие Минеи Четии. Октябрь. Выпуск 6. Дни 19–31

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 7. Дни 1–12

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 7. День 11

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 8. Дни 13–15

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 1. День 16

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 2. Дни 16–17

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 3. Дни 17–22

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 2, тетрадь 1. Дни 23–25

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 10. Дни 1–5

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 11. Дни 6–17

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 12. Дни 18–23

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 13. Тетрадь 1. День 24

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 13. Тетрадь 2. Дни 25–31

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 14. Тетрадь 1. День 31

Великие Минеи Четии. Январь. Выпуск 15. Тетрадь 1. Дни 1–6

Великие Минеи Четии. Январь. Выпуск 15. Тетрадь 2. Дни 6–11

Великие Минеи Четии. Апрель. Выпуск 16. Тетрадь 1. Дни 1–8

Великие Минеи Четии. Апрель. Выпуск 16. Тетрадь 2. Дни 8–21

Великие Минеи Четии. Апрель. Выпуск 16. Тетрадь 3. Дни 22–30

Указатели к первому, второму и третьему выпускам Великих Миней Четиих. Сентябрь. Дни 1–30