Митрополит иоанн белгородский и старооскольский

ИОАНН (ПОПОВ)

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов)

Иоанн (Попов) (род. 1960), митрополит Белгородский и Старооскольский, глава Белгородской митрополии, председатель Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви, ректор Белгородской духовной семинарии, член Межсоборного присутствия РПЦ, член Высшего Церковного Совета РПЦ, настоятель Московского Никольского храма в Новой Слободе О сщмч. Иоанне (Попове) см. статью Попов Иван Петрович, о мч. Иоанне (Попове) см. статью Попов Иван Васильевич, Московский

В миру Попов Сергей Леонидович, родился 1 сентября 1960 года в Иркутске в семье служащих.

Окончив с отличием среднюю школу № 1 города Шелехова, в сентябре 1977 года поступил на исторический факультет Иркутского Государственного университета имени А. Жданова.

По окончании университета преподавал в институте и поступил в аспирантуру Новосибирского Государственного университета, однако в 1983 году, по собственному желанию, оставил преподавание в институте и был принят в церковный хор Знаменского кафедрального собора города Иркутска.

В 1984 году совмещал послушание иподиакона архиепископа Иркутского и Читинского Ювеналия, и директора свечного завода Иркутского епархиального управления.

В 1985 году, в связи с переводом архиепископа Ювеналия на Курскую кафедру, переехал в Курск, где нёс послушание келейника архиепископа, а затем личного секретаря.

В сентябре 1985 года поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1988 году в Ленинградскую духовную академию.

В декабре 1989 года был направлен в Курскую епархию, где 30 марта 1990 года был пострижен в монашество с именем в честь митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна, Чудотворца.

4 апреля 1990 года был рукоположен в сан диакона, а 7 апреля — в сан пресвитера.

В июне 1990 года был назначен ректором возрождающегося Курского духовного училища и возведён в сан игумена, а в декабре 1991 года в связи с преобразованием училища в семинарию был назначен ректором последней.

В 1993 году был возведён в сан архимандрита.

22-23 февраля 1993 года был избран епископом Белгородским, викарием Курской епархии, с сохранением обязанностей ректора.

4 апреля 1993 года был хиротонисан во епископа Белгородского, викария Курской епархии.

Решением Архиерейского Собора 1994 года назначен председателем Рабочей группы по планированию возрождения православной миссии на канонической территории Русской Православной Церкви.

18 июля 1995 года утверждён архиереем новообразованной самостоятельной Белгородской и Старооскольской епархии.

В декабре 1995 года создал Миссионерский Православный благотворительный Фонд Русской Православной Церкви.

26 декабря 1995 года назначен председателем новообразованного Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви.

26 декабря 1995 года был освобождён от должности ректора Курской духовной семинарии.

17 июля 1996 года был назначен ректором Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью).

Архиепископ Иоанн (Попов)

18 февраля 1999 года был возведён в сан архиепископа.

С 21 марта по 2 июня 2008 года также был временно управляющим Орловской и Ливенской епархией, с сохранением за ним Белгородской кафедры.

Является действительным членом — академиком Петровской академии наук, Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, а также почётным профессором Белгородского Государственного университета.

С декабря 2004 года возглавляет комиссию по духовной безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации по Центральному федеральному округу.

С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви по должности.

5 декабря 2011 года назначен настоятелем храма святителя Николая Мирликийского в Новой Слободе города Москвы, с поручением забот по возвращению храма Русской Православной Церкви и возобновлению в нём богослужений .

7 июня 2012 года назначен главой новообразованной Белгородской митрополии с поручением временного управления новообразованной Валуйской и Алексеевской епархией.

18 июля 2012 года возведён в сан митрополита .

26 июля 2012 года утверждён в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря пос. Чернянка Белгородской области .

Награды

Церковные

    • орден Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 2-й степени
    • орден РПЦ свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского
    • орден прп. Серафима Саровского II степени (2010)
    • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст. (2008)

Светские

    • государственный орден Дружбы.
    • медаль «За заслуги перед землей Белгородской» 1-й степени.
    • нагрудный знак коллегии главных редакторов региональных газет России «Четвертая власть. За заслуги перед прессой».
    • орден «За заслуги» 3-й степени (2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси)

В 2006 г. «за подвижническую просветительскую деятельность» был номинирован на национальную премию «Человек года — 2006».

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Русской Православной Церкви:
  • «Назначен временный управляющий Орловской епархии», портал Православие.Ru, 21 марта 2008 года:

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года —

Духовенство, сайт Никольского храма в Новой Слободе —

В день памяти преподобного Сергия Радонежского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, 18 июля 2012 года, официальный сайт Русской Православной Церкви:

Журнал № 79, журналы заседания Священного Синода от 26 июля 2012 года:

Патриаршее поздравление архиепископу Белгородскому Иоанну с 50-летием со дня рождения:

Патриаршее поздравление архиепископу Белгородскому Иоанну с юбилеем архиерейской хиротонии:

Указ Президента Украины № 409/2013 «О награждении государственными наградами Украины религиозных деятелей Русской православной церкви»:

Владыка Иоанн

Про священнослужителей в социальной сети

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн отметил, что большинство молодых людей проводит своё время в информационном пространстве, в социальных сетях, при этом необходимо, чтобы они там общались со священнослужителями.

«Почему это так важно сегодня? В дискуссии, касающейся актуальных вопросов о смысле жизни, семьи, вопросов будущего, важно сделать так, чтобы голос священнослужителя всегда присутствовал при этом. Нам важно создать такие площадки, потому что не хватит всех нас для того, чтобы встретиться, скажем, со студенческой аудиторией. Зная то, что множество молодых людей сейчас находятся в этой виртуальной реальности, нам необходимо участвовать в формировании направленности дискуссии по тому или иному вопросу. Я знаю священнослужителей, которые успешно осуществляют эти программы. Мне кажется, благочинным надо стимулировать, когда кто-то из священнослужителей ведёт форум. Надо помогать ему, обозначать проблемы, которые необходимо обсудить на этом форуме, тогда мы многие проблемы, которые встают перед нами сегодня, могли бы решить», – сказал владыка. (ИА «Бел.Ру»)

О крещении в сознательном возрасте человека

Владыка уверен, что если крещение происходит в сознательном возрасте человека, то с ним перед таинством необходимо проводить соответствующую беседу.

«Просто крестить сегодня губительно. Потому что люди, не зная веры, в дальнейшем наполняют своё сознание каким-то суррогатом», – сказал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (ИА «Бел.Ру»)

Про посещение кладбища в день Пасхи

Как считает глава Белгородской митрополии, традиция посещать кладбище в день Пасхи особенно укрепилась во времена Советского Союза, т. к. это был единственный способ отмечать праздник. Изначально же она идёт от первых христиан. Они праздновали Пасху в катакомбах и совершали Божественную литургию на могилах мучеников.

«Думаю, не существует запрета посещения кладбища на Пасху. Существует запрет на совершение заупокойных богослужений. Потому что Христос воскрес. Когда люди собираются на Пасху и приводят в порядок могилки своих предков, в этом нет никакого греха», – сказал владыка. (ИА «Бел.Ру»)

Про нравственность и основы православной культуры

«В обществе колоссально много нравственных запросов на чистоту, открытость взаимоотношений, верховенство закона. И сейчас, если бы восстановили преподавание основ православной культуры, то дети могли бы совершенно спокойно воспринять те ценности, о которых мы очень много говорим. Давайте сделаем так, чтобы это были наши жизненные ценности, а не просто рассуждения. Моё мнение, что сегодня как никогда востребована православная культура». (ИА «Бел.Ру»)

«Мы с каждым годом из-за нового закона об образовании теряем потенциал налаженной системы преподавания основ православной культуры, а ведь никто порой не понимает, что та мирная обстановка в нашей области в значительной степени обеспечивается теми молодыми людьми, которые прошли через обучение основам православной культуры, которым говорили о мире, о примирении, о необходимости почитания Бога, родителей, традиций. Это колоссальная воспитательная роль. А когда мы говорим о создании солидарного общества, то на какой основе мы можем его создавать, если наши дети не будут знать истинных ценностей, нравственных ценностей?» (ИА «Бел.Ру»)

Про любовь и семейные ценности

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн сказал, что демографическая проблема начинается с ответственного отношения к семье.

«Главное – любовь как дар Божий нуждается в постоянном воспитании. Семья, отношения внутри семьи, отношение к традициям. Самое большое достижение России сейчас — это защита семьи. Нам надо семью возвышать и охранять. Помогать молодым, чтобы у них был образец для подражания. Учиться любить, сострадать как венценосные страстотерпцы». (ИА «Бел.Ру»)

Про любовь и фанатизм

В чём отличие истинной любви от фанатизма? Подобно тому, как глобализация стандартизирует, так и фанатики. Например, закон шариата заменят светские законы. В чём главная проблема? Эти люди абсолютно не видят в другом человеке образ подобно Божьему. Они считают, что все должны ходить, как они. И этот фанатизм заключён в том, чтобы внешние формы сделать главными, чтобы все были одинаковы. Здесь нет любви, здесь есть только желание подлинного навязывания под видом религиозных благ, поэтому всегда Церковь говорит, что истинная любовь – это просветление, единство и многообразие. Любовь не ищет своего, а фанатизм всегда ищет своё в абсолютном послушании. (ИА «Бел.Ру»)

Про ток-шоу

Посмотрите, что происходит на телеканалах. Они же хамят друг другу. Плюют, проклятия шлют. Издеваются, как хотят. И это всё транслируют. А потом говорят: почему мы такие нетерпеливые.

Думаю, что надо выключать телевизор, когда начинается любое ток-шоу. Ничего хорошего там не скажут. Все роли распределены. Они получают деньги в одной кассе. Почему я должен смотреть этот спектакль, хамский, абсурдный? (ИА «Бел.Ру»)

Про параллельные миры

Мы не знаем, где, на какой планете есть ещё жизни. Планеты с обратной стороны солнца нам не видны, там возможна какая-то жизнь, цивилизация. Но, как у Вознесенского, параллельные миры, думаю, существуют. (ИА «Бел.Ру»)

О неоязычестве

Неоязычество, к сожалению, сейчас распространяется и в различных структурах, связанных с охраной государства. Это удобно: человек не отвечает за свои действия, способен на преступление, оправдывая это жертвой. В России мы ответственны за громадную территорию, на нас колоссальное напряжение, и если мы будем сталкиваться друг с другом, это может привести к гибели цивилизации. Неоязычники – губители России. (ИА «Бел.Ру»)

Про преграды для развития волонтёрства

Две причины, которые стоят на пути развития нашего добровольческого движения. Это политизация, от которой бежит большинство молодых людей, и поголовная коммерциализация этих проектов. Евгений Степанович правильно поднял вопрос: куда вкладывать средства на развитие добровольчества? С моей точки зрения важно иметь ресурсные центры, где будут готовы некие программы, куда добровольцы могут вложить свои знания, силы и время. (ИА «Бел.Ру»)

Про религиозные граффити в Белгороде

«Если эти граффити не кощунственны, являются выражением искренних чувств молодых людей, то это надо приветствовать. Потому что такой порыв изобразить Божью Матерь или ангела, если он родился у молодого человека, значит его сердце наполнено этими образами. Важно, чтобы это было сделано достойно, с любовью и хорошим вкусом».

Главное – это должно быть законно, отметил владыка.

«Тут ещё очень важно соблюсти какую-то меру, чтобы это не приносило неудобства людям, скажем, на фасаде частного дома – это будет нарушение закона. Это надо делать в каком-то отдельном месте. Может, властям надо подумать о том, чтобы перед праздниками отвести такое место и устроить конкурс на такой вид современного искусства». (ИА «Бел.Ру»)

Про гадания

Я должен сказать, что в крещенские вечера готовятся к Крещению. А вот это , как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»: всякая нечисть там восстаёт перед Рождеством, как Ирод Великий восставал. Гадание – это служение сатане, очень многие люди, которые были подвержены различным спиритическим опытам – вызываниям духа, гадания, где суженый должен появиться, – потом искалеченными оказываются духовно. Человек приходит на исповедь, а он безвольный человек. Нужно много приложить усилий, чтобы возвратить ему эту волю. (ИА «Бел.Ру»)

О моде на бороду

На Руси была такая традиция: борода подчёркивала прежде всего то, что человек живёт самостоятельно, что он является семьянином или монахом. То, что он уже избрал определённый путь жизни. Также борода – символ принадлежности к православной церкви. Это естественное наше состояние, это то, что из нашего тела. А не то, что мы приносим в наше тело. (ИА «Бел.Ру»)

Просмотры: 1 215

В редакцию «Ахиллы» прислали ссылку на видео, хоть и полугодовой давности, но вполне актуальное. В этой записи митрополиту Белгородскому и Старооскольскому Иоанну (Попову) редактор телеграм-канала belgorod01 Владимир Корнев задал такой вопрос: один священник Белгородской епархии рассказал редакции этого телеграм-канала, что суммы за визит митрополита Иоанна на приходы епархии могут достигать ста тысяч рублей и некоторым приходам приходится целый год копить на это.

Владимир Корнев напомнил историю с публикацией разговора личного секретаря епископа Саввы (Валуйская епархия) священника Вадима Лебедева и настоятеля церкви Игоря Рыбалкина. В этой записи Лебедев выражал Рыбалкину недовольство тем, что тот недоплатил нужные суммы и пригрозил, что в случае неуплаты епископ со своей свитой будет приезжать на приход еще чаще.

И, мол, такую практику епископы митрополии скопировали с практики митрополита Иоанна.

В ответ митрополит Иоанн вкратце сказал следующее: епископ Савва сам себе голова, секретаря он уволил, вопрос закрыт.

Практика конвертиков существует с советских времен, когда деньгами заведовали старосты, а священнику давали конвертик втайне от властей, чтобы священник не умер с голоду.

Сейчас надо брать пример с митрополита Псковского Тихона (Шевкунова) и искоренять практику конвертиков, мол, «если брата соблазняет, что я ем мясо — не буду есть его вовек». Но, тут же пояснил митрополит Иоанн, вообще каждый сам перед Богом ответит за себя, и за свои конверты митрополит тоже с Богом разберется.

Насчет ста тысяч митрополит посмеялся, мол, где такие суммы, расскажите, ему очень любопытно «чисто практически», потому что у некоторых сельских приходов сто тысяч — это годовой доход, и ему интересно, как бы они наскребали такую сумму для митрополита.

Соцсети и профессиональные критики, типа Невзорова, муссируют тему конвертиков — ну и пусть, а вообще митрополит Иоанн выступает, по его словам, за финансовую прозрачность, и чтобы зарплата священников поступала на карточки, потому что с епархии требуют финансовую отчетность налоговые органы, и чтобы все было на виду. И вообще митрополит «посмотрел бы в глаза» тому священнику, который смеет так нагло наговаривать на своего архиерея.

В итоге, митрополит так и не признался, какие именно суммы он получает за визиты на приходы. Есть слухи, что сейчас суммы за его визиты еще увеличились и перевалили даже за сотню тысяч.

Может, в епархии митрополита Иоанна и есть приходы, которые в год не набирают ста тысяч дохода (наверное, это приходы в хуторах с тремя бабушками), но есть и приходы, которые ежемесячно платят взносы в епархию в размере около ста тысяч, так что сумма за визит митрополита, равная одному месячному епархиальному взносу, является вполне естественной, а чаще она намного больше.

Русская Православная Церковь

Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский (Попов Сергей Леонидович)

Дата рождения: 1 сентября 1960 г.

Дата хиротонии: 4 апреля 1993 г. Дата пострига: 30 марта 1990 г. День ангела: 23 июня

Страна: Россия Биография:

Родился 1 сентября 1960 г. в г. Иркутске в семье служащих. Окончив с отличием среднюю школу № 1 г. Шелехова, в сентябре 1977 г. поступил на исторический факультет Иркутского государственного университета им. А. Жданова.

По окончании университета преподавал в институте и поступил в аспирантуру Новосибирского государственного университета, одновременно пел в хоре Знаменского кафедрального собора г. Иркутска.

В 1984 г. по собственному желанию оставил преподавание, после чего совмещал послушание иподиакона архиепископа Иркутского и Читинского Ювеналия (Тарасова) и директора свечного завода Иркутского епархиального управления.

В 1985 г. в связи с переводом архиепископа Ювеналия на Курскую кафедру переехал в г. Курск, где нес послушание келейника архиепископа, а затем личного секретаря.

В сентябре 1985 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1988 г. в Ленинградскую духовную академию.

В декабре 1989 г. по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) направлен в Курскую епархию, где 30 марта 1990 г. был пострижен в монахи с именем Иоанн в честь митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна, чудотворца.

4 апреля 1990 г. был рукоположен в сан диакона, а 7 апреля — в сан пресвитера.

В июне 1990 г. назначен ректором возрождающегося Курского духовного училища и возведен в сан игумена, а в декабре 1991 г. в связи с преобразованием училища в духовную семинарию назначен ректором Курской духовной семинарии.

В 1993 г. возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 22-23 февраля 1993 г. избран епископом Белгородским, викарием Курской епархии, с сохранением обязанностей ректора Курской духовной семинарии.

4 апреля 1993 г. хиротонисан во епископа Белгородского.

Решением Архиерейского Собора 1994 г. назначен председателем рабочей группы по планированию возрождения православной миссии на канонической территории Русской Православной Церкви.

Определением Священного Синода от 18 июля 1995 г. в связи с образованием Белгородской епархии был назначен епископом Белгородским и Старооскольским.

В декабре 1995 г. создал Миссионерский православный благотворительный фонд Русской Православной Церкви, в который в качестве учредителей вошли РАО «Газпром», банк «Кремлевский» и др.

Решением Священного Синода от 26 декабря 1995 г. назначен председателем новообразованного Синодального миссионерского отдела.

Решением Священного Синода от 26 декабря 1995 г. освобожден от должности ректора Курской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 17 июля 1996 г. назначен ректором новообразованной Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью).

18 февраля 1999 г. возведен в сан архиепископа.

Является действительным членом-академиком Петровской академии наук, Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, а также почетным профессором Белгородского государственного университета.

С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 49) назначен главой новообразованной Белгородской митрополии.

18 июля 2012 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 79) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря пос. Чернянка Белгородской обл.

С июня 2012 г. по ноябрь 2015 г. — временный управляющий Валуйской епархии.

Образование:

1982 г. — Иркутский государственный университет.

1988 г. — Ленинградская духовная семинария.

1992 г. — Ленинградская духовная академия.

Место работы: Белгородская духовная семинария (с миссионерской направленностью) (Ректор) Место работы: Синодальный миссионерский отдел (Председатель) Место работы: Белгородская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Белгородская епархия (Правящий архиерей) Награды:

Церковные:

Светские:

  • 2013 г. — государственный орден Украины «За заслуги» III ст.;
  • 2013 г. — почетный профессор Белгородского государственного института искусств и культуры;
  • государственный орден Дружбы;
  • медаль «За заслуги перед землей Белгородской» I ст.;
  • нагрудный знак коллегии главных редакторов региональных газет России «Четвертая власть. За заслуги перед прессой».