Митрополит Герман курский и рыльский

Русская Православная Церковь

Курская епархия

Дата создания: 1667 г. Описание:

Входит в состав Курской митрополии

17 мая 1667 г. на Большом Московском Соборе принято решение о создании Белгородской и Обоянской митрополии с центром в г. Белгороде. В состав митрополии вошли территории современной Курской, Белгородской, Харьковской, Донецкой, Сумской, части Орловской и Воронежской областей.

В 1779 г. было образовано Курское наместничество, а с 1787 г. епархия была переименована в Белгородскую и Курскую. В 1796 г. была образована Курская губерния. С 17 октября 1799 г. епархия стала именоваться Курской и Белгородской, но до 1833 г. епархиальные учреждения и управление оставались в Белгороде. В 1905 г. были учреждены Белгородское и Рыльское викариатства епархии, получившей название Курская и Обоянская (до 1943 г.). В 1943-1993 гг. — Курская и Белгородская.

22-23 февраля 1993 г. было восстановлено Белгородское викариатство и епархия стала именоваться Курской и Рыльской. Решением Священного Синода от 18 июля 1995 г. Белгородское викариатство было выделено в самостоятельную Белгородскую епархию.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 62) из состава епархии выделены Железногорская и Щигровская епархии. Курская епархия включена в состав Курской митрополии.

Епархия сегодня
(по состоянию на февраль 2019 года)

Благочиннические округа и благочинные

  • I Церковный г. Курска — протоиерей Владимир Моносилов
  • II Церковный г. Курска — протоиерей Андрей Иванов
  • Курский — протоиерей Евгений Бычков
  • Курчатовский — протоиерей Роман Братчик
  • Золотухинский — протоиерей Петр Юрочко
  • Поныровский — протоиерей Владимир Машлякевич
  • Суджанский — протоиерей Петр Немиришин
  • Большесолдатский — протоиерей Анатолий Волошин
  • Обоянский — протоиерей Геннадий Казанин
  • Медвенский — протоиерей Виталий Киреев
  • Беловский — протоиерей Роман Жуковский
  • Кореневский — протоиерей Михаил Басов
  • Рыльский — протоиерей Владимир Ефремов

Епархиальное управление

  • секретарь Курского епархиального управления — протоиерей Андрей Иванов
    тел. (4712) 51-21-60

отделы и комиссии:

  • религиозного образования и катехизации
    e-mail ierejoleg@yandex.ru
    руководитель — протоиерей Олег Чебанов
  • Консультативно-методический центр православного образования и воспитания при отделе религиозного образования и катехизации
    305009, г. Курск, ул. Маяковского, 101; тел. (4712) 55-32-72
    руководитель — Малютина Валентина Викторовна
  • миссионерский
    e-mail tigriy@yandex.ru
    руководитель — протоиерей Тигрий Хачатрян
  • молодежный
    e-mail v_shilin-82irbis@mail.ru
    руководитель — иерей Владимир Шилин
  • по культуре
    e-mail ke-culture@yandex.ru
    руководитель — иерей Олег Рудыко
  • по связям с УФСИН Минюста РФ по Курской области
    тел. (4712) 51-40-35
    руководитель — протоиерей Евгений Бычков
  • по связям с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
    e-mail voen-otdel46@mail.ru
    руководитель — иерей Дионисий Дыда
  • социального служения и взаимодействия с органами здравоохранения
    тел. (4712) 53-58-79
    руководитель — протоиерей Павел Костин
  • Историко-архивная комиссия по изучению материалов о репрессированных священно- и церковнослужителях Курской епархии
    e-mail rusinvm@yanfex.ru
    руководитель — иерей Владимир Русин; заместитель — иеродиакон Александр (Зимин)
  • по вопросам материнства и детства
    e-mail Konstantin.aristov@gmail.com; тел. (4712) 70-21-29
    руководитель — иерей Константин Аристов
  • по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
    e-mail press.eparhia@yandex.ru
    руководитель — протоиерей Сергий Клинцов; руководитель пресс-службы — Е.А. Волобуева
  • по приграничному межъепархиальному сотрудничеству
    руководитель — игумен Питирим (Плаксин)

Монастыри

мужские:

женские:

Статистика по храмам

  • храмов — 185
  • монастырей — 7
  • часовен — 12
  • молитвенных домов — 21

Количество священнослужителей — 296.

Епархиальные СМИ

  • официальный сайт Курской епархии http://курская-епархия.рф
  • «Курские епархиальные ведомости» (ежемесячная газета; e-mail cmyk2004@inbox.ru)
  • «Наше поколение» (ежемесячная газета епархиального молодежного отдела)

Учебные заведения

Страна: Россия Город: Курск Адрес: 305000, г. Курск, ул. Ленина, 55 Телефон: (4712) 51-21-60 Факс: (4712) 70-17-19 Web-сайт: www.курская-епархия.рф E-mail: ke701719@mail.ru Правящий архиерей: Герман, митрополит Курский и Рыльский (Моралин Лев Геннадиевич)

Владыка Герман, Митрополит Волгоградский и Камышинский

Владыка Герман, Митрополит Волгоградский и Камышинский

управляющий волгоградской Епархией Русской Православной Церкви, ректор Царицынского православного Университета преподобного Сергия Радонежского.

В миру монах Герман — Тимофеев Геннадий Евгеньевич, родился 11 ноября 1937 года в г. Ташкенте. Образование — Ленинградская Духовная академия. В 1968 году он становится епископом Тихвинским и ректором Ленинградской Духовной Академии и семинарии. В 1970 году Германа переводят заграницу, и там он проведет, с некоторыми перерывами, 20 лет: 1970 год — епископ Венский и Австрийский; 1974 год — епископ Виленский и Литовский, 1978 год — епископ Тульский и Белевский, 1986 год — архиепископ Берлинский и среднеевропейский, Патриарший Экзарх Средней Европы.

С 1991 года Герман назначается в Волгоградскую епархию Архиепископом Волгоградским и Камышинским. Митрополитом Герман становится к концу 90-х годов.

Кандидат богословия, опубликовал ряд богословских статей, председатель Волгоградского отделения Всемирного русского Собора.

Помимо своей проповеднической и богословской деятельности во славу РПЦ Владыка Герман не раз был замечен в делах светских, к церковным делам имевших весьма далекое отношение.

Так, в весной 1997 года в Волгоградской области были вскрыты массовые хищения бюджетных средств с участием работников ГАИ и руководства ГУВД Волгоградской области, а так же частной строительной фирмы. Схема хищений, по версии следствия, выглядела следующим образом: оштрафованный на трассе водитель, в том числе и за езду в нетрезвом виде, должен был выплатить определенную сумму штрафа, и, соответственно, перечислить деньги на государственный расчетный счет, специально для этого предусмотренный. Однако, в течение нескольких лет, по указанию неких руководящих работников ГУВД Области инспектора ГАИ заставляли водителей-нарушителей выплачивать штраф на тот счет, который им указывали специально.

Финансовая проверка показала, что деньги, которые должны были поступать в бюджет, на самом деле поступали на счета строительной фирмы, которую возглавлял ктитор (церковный староста, хозяйственник) Волгоградской Епархии – господин Горелов. Горелов был задержан и допрошен, а в его офисе были проведены обыски, что вызвало гнев Архиепископа Волгоградского и Камшинского Германа.

Несмотря на то, что уже к середине апреля 1997 года следствие установило, что 3540 водителей, задержанные за вождение в нетрезвом виде, под страхом лишения водительских прав внесли более двух миллиардов рублей в виде «пожертвований», архиепископ продолжал упорствовать. Более того, стало известно, что деньги с пьяных водителей шли так же на облагораживание помещений епархии, а часть даже «присвоена некими лицами из приходского совета».

Выяснилось так же, что ктитором одного из православных приходов являлся сам начальник Волгоградского областного ГУВД генерал-лейтенант Дергачев, что вызвало недоумение даже в МВД РФ.

24 апреля 1997 года Архиепископ Герман решается на отчаянный шаг. Он издает именной Указ «Об отлучении от Церкви раба Божия Вячеслава (Шестопалова Вячеслава Федотовича – прокурора Волгоградской области)».

В Указе было сказано: «что по указанию прокурора ведется кампания по шельмованию Русской Православной Церкви…», «…Репрессивные акты совершены в отношении хозяйственной жизни всей епархии…» «В духе воинствующего атеизма сталинских и хрущевских времен развернута проверка всего и вся, вплоть до финансовой деятельности…» В итоге Герман «Данной ему Апостольской властью архиерея…» призвал прокурора покаяться в своем грехе перед людьми и Богом, и до времени покаяния отлучил его от Святой Церкви. А уж какие кары на бедного прокурора бы обрушились и подумать было страшно. Но цитировать их мы их не будем, поскольку все-таки Герман свой Указ вскоре отменил.

Прокуратура выступила с заявлением, что действия Архиепископа можно охарактеризовать не иначе, как давление на следствие, тем более, что расследование уголовного дела продолжалось, его ход неоднократно проверяла Генеральная прокуратура, и никаких нарушений не нашла.

А вот со «священником-бизнесменом» Гореловым вышла закавыка. Владыка Герман в июле 2001 года сообщил мирянам и прессе, что господин Горелова (большой друг православной церкви) «глубоко духовно заболел», «стал называть себя старцем», и говорит пастве, «чтобы несли золото ему, так как указывает Святая Богородица и Святой Пантелеймон».

В это время в советниках у Владыки были уже другие люди, которые и познакомили его еще с одним большим другом православной церкви — Евгением Ищенко, пообещавшим Владыке большую помощь в строительстве храмов. И не важно, что эти храмы были заложены задолго до приезда г-на Ищенко, Герман принял благообразного молодого человека со всеми почестями.

Участие в политической жизни Герман не очень афишировал. Но иногда информация все же просачивалась в прессу: так он выступал Председателем попечительского совета благотворительного комитета «Сталинград», созданного в ходе предвыборной кампании командой кандидата в губернаторы 2000 года Олегом Савченко.

Но, все же, именно Ищенко, как оказалось, и стал его большой финансовой надеждой и опорой, в результате чего во время предвыборной кампании Ищенко мог опираться и на голоса волгоградских прихожан.

Теперь, когда сам Ищенко в следственном изоляторе, Владыка Герман предпринимает все попытки повлиять на ход судебного процесса. Во всяком случае об этом говориться в заявлении прокуратуры и в открытом письме к Патриарху всея Руси Алексию Второму православные верующие из Волгограда.

В частности в нем сказано, цитируем:

«Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман открыто выступает в защиту арестованного бывшего Главы администрации Волгоград Е. Ищенко и председателя городской Думы П. Карева…

…Не может духовный пастырь в средствах массовой информации защищать человека, который будучи главой нашего города, лгал всем жителям, начиная со сведения о своем образовании…

Такие же его действия, как повышение тарифов за услуги ЖКХ, раздача денег чиновникам и депутатам городской Думы. Начиная с нынешнего председателя, а ныне подсудимого Кареева…

И, наконец, ликвидация санатория «Латошинка», где бывший мэр и его приближенные возвели себе особняки…И многое другое не могут квалифицированы иначе, как наносящие вред всем жителям города и идущим вразрез не только с законом но и нормам человеческой и православной морали…

Действия митрополита а защиту Ищенко в данных обстоятельствах выглядят как дискредитирующие русскую православную церковь, а некоторые могут расцениваться как давление на суд».

И так далее. Тем временем, Герман участвует в пресс-конференциях в защиту Ищенко, а листовки с его портретами разбрасываются по почтовым ящикам в огромных количествах. В Епархии же утверждают, что Герман имеет к данной кампании лишь косвенное отношение. И за его спиной стоят некие личности, которые его дезинформируют. Однако если история повторяется и превращается в фарс, слабо вериться что архиерей отстранен от принятия таких важных политичексих заявлений.

Митрополит Курский Герман: Архиерей должен быть доступным для всех

Каково быть епископом на краю света? Что главное в архиерейском служении? С какими трудностями сталкиваются иерархи, а что, напротив, вдохновляет и дает силы жить и служить дальше? Об этом и многом другом — в интервью с митрополитом Курским и Рыльским Германом.

Митрополит Курский и Рыльский Герман.

Митрополит Курский и Рыльский Герман (Моралин Лев Геннадиевич) родился 24 декабря 1956 г. в с. Ново-Языково Арзамасского р-на Горьковской обл.

Окончил Арзамасское медицинское училище по специальности фельдшер. Служил в армии, работал по специальности, учился на историко-филологическом факультете Горьковского ГУ. 8 марта 1984 г. пострижен в монашество, 10 марта рукоположен во иерея. Заочно окончил Московскую духовную семинарию и Православный Свято-Тихоновский богословский институт.

23 февраля 1993 г. Священным Синодом избран епископом Якутским и Вилюйским. Хиротония состоялась 28 марта 1993 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. С 1995 г. — епископ Якутский и Ленский. 25 февраля 2000 г. возведен в сан архиепископа.

17 августа 2004 г. назначен архиепископом Курским и Рыльским. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 62) назначен главой новообразованной Курской митрополии и временным управляющим Щигровской епархией. 1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита.

Архиепископ Курский и Рыльский Герман

— Владыка, в семье Вы не получили религиозного воспитания. Как и когда у Вас появилось желание посвятить себя Богу?

— Родители мои были далеки от Церкви, в храм не ходили, но по-семейному всегда отмечали Рождество Христово и Пасху. В детстве я не думал, что стану священником. Я хотел быть врачом-терапевтом, любил историю, но у меня всегда было ощущение близости Бога. Помню, что равнодушно не мог пройти мимо разрушенного храма, которых тогда было множество. И наверно, Господь, видя такое мое отношение к ним, дал мне послушание — восстанавливать храмы.

Вот уже 30 лет, всю свою церковную жизнь, я в основном занимаюсь восстановлением храмов. Если любишь свое дело, то нужно отдавать себя полностью, без остатка, и монашеский путь — путь человека, не отягченного семейными заботами, — для этого более приемлем.

Якутия и одиночество

— 1993 год — тяжелейший год для России. И в Вашей жизни этот год был значимым, так как Патриарх Алексий доверил Вам тяжелое и ответственное служение — быть епископом Якутским и Вилюйским. Как Вы восприняли это назначение, и какую роль в Вашей жизни сыграл Патриарх Алексий II?

— Святейший Патриарх Алексий сделал меня иерархом Церкви. Я совершенно не готовился к этому посту, ведь на архиереев нигде не учат. Одно дело — быть настоятелем храма, и совсем другое — иерархом. Это высокое церковное послушание и большая ответственность, поэтому когда Патриарх Алексий предложил мне стать епископом Якутского края, я не мог не согласиться сразу.

Изначально это предложение было сделано нескольким архимандритам, но они отказались, и Святейший очень тепло принял мое согласие, так как, наверно, был благодарен за мое послушание. Он всегда интересовался, как у нас обстоят дела, вникал во все проблемы, помогал.

— Что было самым трудным в Якутске: морозы, языковой барьер, расстояния?..

— Все было разрушено. В рабочем состоянии только один бедный деревянный храм. Но главное, что был храм и престол, и домик-сторожка, в котором можно было жить, а остальное, я решил, будет в зависимости от того, как молиться.

Зима в Якутске — школа выживания. 50–55 градусов ниже нуля — не редкость. Дышать при такой температуре тяжело. В храме газовое отопление. Бывало, газ замерзал и поступал очень плохо. К расстояниям я тоже привык, летал на самолетах и вертолетах, но чтобы попасть в далекие селения, приходилось преодолевать малопроходимые таежные тропы.

И все же самым тяжелым было отсутствие помощников. Первые полгода я служил вообще один, в том числе за дьякона и певчих, бывало, что возвращался вечером домой без голоса, к тому же исполнял все требы. Люди еще не привыкли к церкви, сторонились, даже хозяйственные работы были на моем попечении. Глухая стена, оставалось только кричать: Господи, помоги! Но отчаяния и страха не было.

Затем по моей просьбе Патриарх прислал четырех иеромонахов из тех, которые согласились, ведь многие отказывались. Я даже посещал духовные семинарии, звал выпускников к себе в епархию, но никто не соглашался. Тогда я понял, что надеяться следует лишь на свои силы и тех, кто меня окружал. И только на следующий год стали появляться кандидаты в священнослужители из местных жителей.

Потом, постепенно помощников стало больше. Многих я направлял в духовную семинарию, организовывались общины, строились храмы. Люди потянулись к вере. Жизнь церковная начала развиваться. И если в начале моего епископского служения был один приход, то через 11 лет, когда уезжал, было открыто 50 храмов и трудились уже 30 священнослужителей. Я очень им благодарен за настоящее миссионерство. Некоторые неделями были в поездках, жили в самых отдаленных селениях, переправлялись через реки, сутками пробирались по тайге, чтобы проповедовать слово Божие. Никогда никто не отказывался от поездок. Вот такие у меня были священники.

Не модернизм, а миссия

— За 11 лет епископства в Якутии было сделано немало, в том числе и введение богослужений на современном якутском языке. Почему необходимо было введение именно этого новшества?

— Сегодня все якуты знают русский язык, но мне приходилось общаться со старшим поколением, которые не владели русским. Моими помощниками был сделан перевод Священного Писания на якутский язык. К примеру, Апостол и Евангелие читались на двух языках. Это очень привлекало людей. Для них было очень важно, чтобы Богослужение совершалось на родном им языке. Сегодня в Якутске по воскресеньям служат две Литургии: на церковнославянском языке и на якутском.

Мои замечательные дореволюционные предшественники: святители Иннокентий (в будущем митрополит Московский) и Дионисий, прослуживший на якутской земле 30 лет священником и 14 епископом, — проповедовали на якутском языке. Несмотря на долгие годы гонений, их труд не пропал бесследно. До революции в Якутии богослужение совершалось в 130 храмах, почти все якуты были крещены, поэтому память о христианстве у них довольно сильно сохранилась. Я знал людей, которые переживали за своих сородичей-язычников. Был случай, когда я приехал в Вилюйск: несколько старичков заплакали, потянули руки для благословения. Это трогательно.

— В 2004 году Вам пришлось возглавить Курскую епархию. Это было неожиданно?

— Абсолютно неожиданно, так как я уже привык и никуда не просился. Считал, что нахожусь на своем месте. Но Патриарх Алексий позвонил и сказал, что я достаточно побыл на севере, и предложил возглавить Курскую епархию. Конечно, я не мог не послушать Святейшего, но принял предложение с некоторым опасением: я привык к северному народу с его менталитетом, да и количество приходов в Курской епархии гораздо больше.

Не отгораживаться стеной секретарей

— Первые впечатления о Курской епархии? С какими проблемами пришлось столкнуться?

— Сразу много всего навалилось: строительство храмов, монастырей, много возникло проблем, посетителей, жалобы, которых в Якутии вообще не было. Здесь любят жаловаться. Однажды, думаю,что-то давно жалоб не было, открываю почту — четыре лежат! Не сразу я привык здесь. Было тяжело.

— Чему Вы, как архиерей, отдаете предпочтение?

Прежде всего — богослужение; предстояние у престола, молитва, проповедь. Архиерей должен быть доступным для всех, не отгораживаться от мира стеной секретарей, поэтому я никогда не убегаю после богослужений — остаюсь и отвечаю на вопросы прихожан. Конечно, это занимает много времени, но и решается много вопросов.

Когда веду прием в епархии, то принимаю всех, кто бы ни пришел. К сожалению, многие священники так не поступают. Большинство проблем, с которыми приходят люд,и вполне могли бы решиться на месте, если бы священнослужители не отмахнулись от них. Нужно дорожить каждым человеком, который приходит в храм.

— Есть ли проблемы, для которых не находится решения?

— Это разводы. Если люди повенчались, то должны терпеть и жить вместе. А зачастую бывает, такого натворят, что жить невозможно. Опять же, скажу, что это на совести священников, которые не проводят беседы перед венчанием, не объясняют, насколько велика ответственность — дорожить благословением Бога и Церкви. Совершают таинство венчания — и все. У нас, к сожалению, очень много разводов.

Духовники и младостарцы

— Владыка, скажите, что такое духовничество? Кто такие духовники епархии?

— Духовники — это опытные в духовной жизни священники. Найти духовника, чтобы получить совет в трудных житейских обстоятельствах, непросто. Священник должен раздавать советы не от своей головы, но опираться на опыт святых отцов, Священное Писание, должен сам быть молитвенником — только тогда этот совет принесет пользу. Сегодня выпускается множество духовной литературы, но читать следует больше святых отцов, учителей церкви. Там есть ответы на многие вопросы.

Священникам, как и мирянам, нужно иметь духовника, чтобы исповедоваться. Они так же нуждаются в советах, если не больше. Жизнь сложнее всяких правил. Духовник нашей епархии для священнослужителей —85-летний протоиерей Николай Давыдов, настоятель Никольского храма в Курске.

— Сталкивались ли Вы с проблемой младостарчества?

— Да. Боремся с этим явлением. Берут на себя ответственность благословлять те священники, которые сами еще нуждаются в руководстве. К примеру, приходит человек за благословением лечь в больницу, а он говорит: не лечись, мажься маслом. Ну что это такое!

Одним из первых вопросов, который я услышал, приехав сюда, был вопрос о том, как относиться к переписи населения. Тогда я подумал: что-то здесь не так. Как можно относиться к переписи? Ведь каждая хозяйка каждый день у себя во дворе кур считает. Что в этом страшного?

Или, к примеру, боязнь ИНН. Вместо того, чтобы направить свои силы на борьбу с грехами, люди направляют их на борьбу с ИНН и паспортами. Далее, разговоры о конце света. Конца света ждали с самых первых веков. Никто не знает, когда это произойдет. Мне печально, что есть такие священники, у которых есть склонность к таким вещам. Они, как правило, создают нездоровую атмосферу в приходе. Получается, не решаем насущные проблемы, а боремся с ветряными мельницами. Топчемся на месте.

«Модные» мозоли

— Сегодня стало модно становиться священником, и многие идут в семинарию в поисках легкого пути. Как Вы оцениваете современных кандидатов священства?

— Не соглашусь, что сегодня священником быть модно. Это нелегкий путь, и выбирают его немногие. В 90-х, когда появилась свобода вероисповедания, многие действительно выбирали этот путь из любопытства, но в настоящее время количество желающих стать священнослужителем уменьшилось.

Большинство священнослужителей в провинции живут очень скромно. В нашей епархии большинство приходов — это небольшие сельские приходы (10–15 человек), и не всегда с восстановленным храмом: на это нет средств. Поэтому сельские священники живут как настоящие крестьяне. Встают каждый день в 4–5 утра, чтобы накормит скотину. У них ладони в мозолях, потому что если они не будут заниматься хозяйством и огородом, то умрут с голоду.

— Как Вы оцениваете внутрицерковную жизнь в Курской епархии в целом?

— Трудный вопрос. Нельзя сказать, что мы вот такие хорошие, потому что делаем много. Нужно делать еще больше.

Матерь Божия в Курске

— В 2009 году состоялось довольно значимое событие в Русской Православной Церкви. Впервые за 90 лет на Родину вернулась (пусть пока на недолгое время) подлинная икона Божией Матери «Знамение». Курск в этот период стал центром паломничества России. Люди стояли в очереди в Знаменский Кафедральный собор по 14 часов. Как удалось избежать форс-мажорных ситуаций, и как Вы оцениваете это событие?

— Этому событию предшествовала большая подготовка. В Коренной пустыни был построен соборный храм для иконы на месте взорванного в революционные годы, в котором она находилась. Трудно проходили переговоры с Зарубежной Православной Церковью об объединении. Не было бы объединения, привоз иконы был бы невозможен. Мы неоднократно принимали Митрополита Лавра до и после подписания акта о каноническом общении Церквей.

Эти дни стали настоящим праздником и торжеством православия. Почти весь город вышел навстречу иконе. Это было потрясающее зрелище! Мы еще ехали от аэропорта, а люди вдоль дороги на коленях стояли. Иностранные гости плакали, видя такую любовь и память русского народа. Мы не ожидали, что на поклонение иконе приедет полмиллиона людей. Были огромнейшие очереди, собор был открыт круглосуточно. Молебны служились беспрерывно.

Архиепископ Курский и Рыльский Герман

Хорошо работала охрана, но напряжение было огромным. Слава Богу, все прошло хорошо. Святейший Патриарх Кириллбыл впечатлен огромным крестным ходом, благолепием нового храма, а мы в те дни заново открыли для себя наш народ, который по 15 часов стоял в очереди, некоторые не ели и не пили, чтобы с благоговением приложиться к чудотворной Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение».

— Вернется ли образ Божией Матери «Знамение» в Курск из Нью-Йорка навсегда?

— Даже боюсь пока говорить об этом. Слава Богу, что зарубежный Синод каждый год позволяет привозить к нам икону. Она для них бесконечно дорога, ее называют путеводительницей русского зарубежья, потому что она собрала многих, кому довелось в трудные годы покинуть Россию и рассеяться по всему свету. Поэтому когда заходит речь на какой-нибудь встрече о возвращении иконы, я стараюсь перевести тему, чтобы не смущать зарубежных гостей. Но будем просить, чтобы икона оставалась у нас дольше.

В этом году нам удалось посетить с иконой перинатальный центр, немного нарушив режим, в 2 часа ночи. Но какая была встреча! Все женщины вышли навстречу, многие не верили, что такое возможно. Радость была такая, какая описана в Евангелии: «…И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне»? (Лк. 2, 51). В следующем году обязательно посетим с иконой детскую больницу, онкологический центр и т. д.

Какие храмы строить?

— Владыка, сегодня существует такое мнение, что строительство храмов не самое главное, необходимо созидать души людей. Дескать, храмы строятся, а верующих не становится больше. Что Вы об этом думаете?

— Не согласен. У нас очень много верующих людей — и серьезно, глубоко верующих. Привоз иконы из Нью-Йорка вскрыл это сакральное чувство нашего народа. Много еще наносной грязи на душе человеческой, но и жажда по святому велика.

В последнее время в храм пришло очень много молодых людей, даже по сравнению с тем периодом, когда я только приехал сюда. В воскресные дни это особенно заметно. Помню эти серьезные красивые лица, умные глаза, на которые приятно смотреть. Поэтому говорить о том, что у нас все только плохо, не совсем правильно. Строительство храмов напрямую связано с воцерковлением народа, его духовностью и возрождением.

— Казалось бы, духовная жизнь в стране крепнет, но по статистике количество абортов, самоубийств, сирот не уменьшается. Почему?

— То, что мы имеем сейчас — это в большей степени последствия1990-хгодов, когда через СМИ в страну хлынула со всех сторон разрушительная информация. Это очень мощная сила, имеющая огромное влияние на человека. Мы еще не научились пользоваться информацией. Господь наделил человека свободным выбором, но по склонности к греху человек выбирает не то, что ему полезно для души, а то, что кажется приятным, потому что так легче жить.

Церковь, конечно, не должна оставаться в стороне. Она должна призывать к добру тех, кто способен услышать. У нас в епархии каждый год 1 июня проводится акция: молодые люди идут по центральной улице города и раздают листовки с информацией о губительности абортов. Работаем с женскими консультациями и родильными домами. Человека нужно по меньшей мере убедить родить ребенка, пусть даже оставить, только не убивать. Многие люди не могут иметь своих детей, и с радостью берут их в свои семьи.

— Вы верите, что можно переломить ситуацию?

— Думаю, пока еще не совсем поздно, поэтому возможно. Есть еще время, чтобы исправить ошибки.

Ответственность за веру

— Сегодня многие приходят в храм по привычке и традиции, мало понимая и осознавая ответственность веры. В связи с этим необходимо крестить каждого человека, или священнику следует проводить отбор?

— Одним из моих первых распоряжений в Курской епархии было запрещение крестить людей без всякой подготовки. Следует проводить не менее двух бесед с новокрещаемыми. Ведь Таинство Крещения — это начало новой жизни. У человека должно быть ясное представление о вере, он должен четко осознавать, Кто такой Иисус Христос, и прочитать хотя бы одно Евангелие, пусть самое короткое, от Марка.

Крестные обязательно должны присутствовать на этих беседах. Помню, это распоряжение вызвало сопротивление у людей. Многие стали возмущаться, почему от них что-то требуют, ведь им пришлось заплатить. Что еще? Остается только пожалеть этих людей, лишающих себя знаний о вере. Поэтому и вся последующая жизнь такого человека мало похожа на жизнь православного христианина.

— В этом году активно развернулась информационная война против Православной Церкви. Акции богоборцев вносят много смуты в сознание людей. Как относится к подобным акциям верующему человеку?

— Когда нападают непосредственно на меня, как это бывает в прессе, я не реагирую совсем. В этом случае необходимо брать пример с Патриарха Кирилла. Святейший подвергался небывалым травлям, на него вылилось огромное количество грязи, и он никогда не отвечал на это. Надо иметь такое достоинство. Но когда страдает Церковь, то здесь конечно нужно уметь отвечать.

Враг не дремлет, и мы видим это в кощунственных плясках в главном Соборе страны, осквернении многих икон, спиливании крестов… Я думаю, что все нормализуется. Надо молиться об этих людях, поскольку они сами не знают, что творят, и научиться терпеть. Это то, чего нам всем не хватает.

Дата рождения:
11 ноября 1937 г.
Дата хиротонии:
6 декабря 1968 г.
Дата пострига:
19 декабря 1965 г.
День ангела:
11 июля
Страна:
Россия
Биография:
Родился 11 ноября 1937 г. в Ташкенте в семье служащего.

В 1955 г. окончил среднюю школу и поступил в 1-й класс Саратовской духовной семинарии. В 1956 г. перешел во 2-й класс Ленинградской духовной семинарии.

В 1958-1960 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1960-1961 гг. работал делопроизводителем Ташкентского епархиального управления.

В 1962 г. окончил Ленинградскую духовную семинарию.

19 декабря 1965 г. в академическом Иоанно-Богословском храме Ленинградских духовных школ митрополитом Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество. 26 декабря того же года епископом Зарайским Ювеналием рукоположен во иеродиакона.

26 мая 1966 г. митрополитом Ленинградским Никодимом рукоположен во иеромонаха. В том же году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Оставлен при академии профессорским стипендиатом и преподавателем литургики в семинарии и догматического богословия — в академии.

17 января 1967 г. назначен старшим помощником инспектора Ленинградской духовной академии, а 11 августа — инспектором академии и семинарии.

12 сентября того же года возведен в сан архимандрита.

В 1967/68 учебном году преподавал каноническое право в академии.

В феврале-марте 1968 г. был членом делегации Московского Патриархата, посетившей приходы Западноевропейского экзархата в Швейцарии, Франции, Бельгии, Голландии.

В марте-апреле того же года в составе делегации Русской Православной Церкви присутствовал на 3-м Всехристианском мирном конгрессе в Праге, а в июле принимал участие в работе IV Ассамблеи Всемирного совета церквей в Упсале (Швеция).

С 29 августа 1968 г. временно исполнял обязанности ректора Ленинградской духовной академии. 28 ноября того же года утвержден в должности ректора Ленинградской духовной академии.

6 декабря 1968 г. в академическом Иоанно-Богословском храме хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, архиепископ Ивановский и Кинешемскй Феодосий и епископы Архангельский и Холмогорский Никон, Дмитровский Филарет, Зарайский Ювеналий, Подольский Гермоген.

С 20 марта 1969 г. — член Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства; 24 июня включен в состав делегации Московского Патриархата на конференцию представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами. В том же году (в декабре) участвовал в работе комиссии по изучению вопроса о причислении к лику святых приснопамятного архиепископа Японского Николая.

25 июня 1970 г. назначен епископом Венским и Австрийским.

16-18 сентября 1972 г. участвовал в торжествах освящения в г. Дебрецене (Венгрия) обновленного здания Реформатской коллегии.

3 сентября 1974 г. назначен епископом Виленским и Литовским.

3 марта 1976 г. избран в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений; в августе во главе паломнической группы Русской Православной Церкви посетил Святую гору Афон; 13-21 сентября с делегацией Московского Патриархата участвовал в собеседованиях между богословами Московского Патриархата и Союза Евангелических Церквей ГДР; в октябре возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на торжествах в Болгарии по случаю 1100-летия со дня рождения прп. Иоанна Рыльского.

10 апреля 1978 г. назначен епископом Тульским и Белевским.

С 6 по 20 октября 1978 г. с делегаций Русской Православной Церкви участвовал в собеседованиях с представителями Римско-Католической Церкви.

В ноябре 1979 г. совершил поездку на встречу представителей христианских Церквей из социалистических стран Европы и США («Карловы-Вары-IV»).

9 сентября 1983 г. возведен в сан архиепископа.

В июне 1984 г. с паломнической группой Русской Православной Церкви посетил Святой град Иерусалим.

Постановлением Священного Синода от 29 июля 1986 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим экзархом Средней Европы.

Определением Архиерейского Собора от 30-31 января 1990 г. экзархат упразднен. Титул архиепископа — «Берлинский и Лейпцигский».

С 31 января 1991 г. — архиепископ Волгоградский и Камышинский.

Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 февраля 2000 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 4) назначен главой новообразованной Волгоградской митрополии.

С марта 2013 г. по ноябрь 2013 г. — временный управляющий Калачевской епархией.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 109) почислен на покой с выражением благодарности «за многолетнее и плодотворное управление Волгоградской епархией, благодаря которому были открыты десятки приходов, построены новые храмы, увеличился штат духовенства, организована монашеская жизнь, на должном уровне происходит взаимодействие епархии с региональной властью и общественными объединениями, а также за несение обязанностей главы Волгоградской митрополии». Местом пребывания определен г. Волгоград.

Образование:
1962 г. — Ленинградская духовная семинария.

1966 г. — Ленинградская духовная академия (кандидат богословия).

1988 г. — орден «Дружба народов»;
2001 г. — орден Почета;
2008 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» IV ст.

Герман, митрополит Курский и Рыльский (Моралин Лев Геннадиевич)

Дата рождения: 24 декабря 1956 г.

Дата хиротонии: 28 марта 1993 г. Дата пострига: 8 марта 1984 г. День ангела: 11 июля

Страна: Россия Биография:

Родился 24 декабря 1956 г. в с. Ново-Языково Арзамасского р-на Арзамасской обл.

В 1975 г. окончил Арзамасское медицинское училище по специальности фельдшер. В 1975-1977 гг. служил в рядах Советской армии, затем работал по специальности и одновременно учился на историко-филологическом факультете Горьковского ГУ.

С 1983 г. нес послушание иподиакона при Владимирском епархиальном управлении.

19 августа 1983 г. архиепископом Владимирским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во диакона. Служил в Успенском кафедральном соборе г. Владимира.

8 марта 1984 г. настоятелем Успенского собора архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество, 10 марта архиепископом Серапионом рукоположен во иерея.

В апреле 1984 г. назначен настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Ликино Судогодского р-на Владимирской обл.

Заочно окончил Московскую духовную семинарию.

20 января 1987 г. возведен в сан архимандрита.

В 1989-1993 гг. — настоятель в Покровском и Никитском храмах г. Юрьев-Польского.

В 1991 г. назначен благочинным приходов Юрьев-Польского и Кольчугинского округов.

23 февраля 1993 г. Священным Синодом избран епископом Якутским и Вилюйским. Хиротония состоялась 28 марта 1993 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.

С 1995 г. — епископ Якутский и Ленский.

25 февраля 2000 г. возведен в сан архиепископа.

В 2000 г. заочно окончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт.

17 августа 2004 г. назначен архиепископом Курским и Рыльским.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 127) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Знаменского мужского монастыря г. Курска и Курской Коренной Рождества Богородицы мужской пустыни пос. Свобода Золотухинского р-на Курской обл.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 62) назначен главой новообразованной Курской митрополии.

1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита.

С июля 2012 г. по август 2013 г. временно управлял Щигровской епархией.

Образование:

1975 г. — Арзамасское медицинское училище.

Московская духовная семинария (заочно).

2000 г. — ПСТГУ (заочно).

Епархия: Курская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Курская митрополия (Глава митрополии) Награды:

Церковные:

  • 2002 г. ― орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2006 г. ― орден прп. Сергия Радонежского III ст.;
  • 2016 г. — орден прп. Серафима Саровского II ст.

Светские:

  • 2000 г. ― государственный орден Почета;
  • 2001 г. ― орден «Полярная звезда» Республики Саха (Якутия).