Митрополит феофан казанский и татарстанский

ФЕОФАН (АШУРКОВ)

Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан (Ашурков)

Феофан (Ашурков) (род. 1947), митрополит Казанский и Татарстанский, глава Татарстанской митрополии, ректор Казанской духовной семинарии

В миру Ашурков Иван Андреевич, родился 21 мая 1947 года в городе Дмитриеве Курской области в рабочей семье.

По окончании средней школы служил в рядах Советской Армии. В 1969-1970 годах нёс послушание у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона.

В 1970 году поступил во второй класс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1972 году и был зачислен в Московскую духовную академию.

В 1973 году был принят послушником в братство Троице-Сергиевой Лавры.

19 декабря 1973 года был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Феофана исповедника. Постриг совершен наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым).

14 января 1974 года рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Сергием (Голубцовым).

7 апреля 1976 года рукоположен в сан иеромонаха митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием в кафедральном соборе города Тулы.

В 1976 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу «Догматическое учение Василия Великого», и был зачислен в аспирантуру при Московской духовной академии.

22 июля 1977 года назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

28 августа 1979 года возведён в сан игумена с возложением наперсного креста с украшениями.

16 июля 1982 года освобождён от обязанностей члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

С 1982 по 1984 год пребывал в братстве Троице-Сергиевой Лавры.

6 сентября 1984 года направлен для пастырского служения в Экзархат Центральной и Южной Америки в Аргентину.

23 марта 1987 года освобождён от пастырского послушания в Аргентине.

В 1985 году возведён в сан архимандрита.

С 1987 по 1989 год нёс послушание в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.

6 июля 1989 года назначен экзархом Патриарха Московского при патриархе Александрийском.

Во время вооруженного противостояния между двумя ветвями власти в октябре 1993 года в Москве активно участвовал в переговорах конфликтующих сторон. Неоднократно лично проводил переговоры в осаждённом «Белом доме» с вице-президентом Российской Федерации Александром Владимировичем Руцким, председателем Верховного Совета Российской Федерации Русланом Имрановичем Хасбулатовым и другими участниками конфликта.

1 ноября 1993 года назначен заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, с освобождением от должности Экзарха Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки.

28 декабря 1999 года назначен представителем патриарха Московского при патриархе Антиохийском и всего Востока, с освобождением от должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

7 октября 2000 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Магаданским и Синегорским.

25 ноября был наречен, а 26 ноября — хиротонисан во епископа Магаданского и Синегорского. Хиротонию в Богоявленском кафедральном соборе в Москве возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Солнечногорский Сергий (Фомин); архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон (Долганов), Тверской и Кашинский Виктор (Олейник), Бронницкий Тихон (Емельянов); епископы Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), Красногорский Савва (Волков).

Перед самым началом войны в Ираке возглавлял делегацию Русской Православной Церкви, направлявшуюся спецрейсом в Ирак с миротворческой миссией в составе российской делегации, где были также и мусульмане.

Архиепископ Феофан (Ашурков)

7 мая 2003 года назначен епископом Ставропольским и Владикавказским.

30 июля того же года назначен ректором Ставропольской духовной семинарии.

25 февраля 2008 года возведён в сан архиепископа .

6 октября 2010 года назначен ректором Владикавказского духовного училища .

22 марта 2011 года переведен на Челябинскую кафедру, с выражением благодарности за многие труды по укреплению церковной жизни на Северном Кавказе. 30 мая того же года был освобожден от ректорства в Ставропольской духовной семинарии.

26 июля 2012 года назначен главой новообразованной Челябинской митрополии и временно управляющим Троицкой епархией .

1 августа 2012 года возведен в сан митрополита .

30 мая 2014 года был переведён на Симбирскую кафедру с возглавлением Симбирской митрополии .

13 июля 2015 года перемещён митрополитом Казанским, главой Татарстанской митрополии .

22 октября 2015 года назначен ректором Казанской духовной семинарии .

С 4 апреля по 7 июля 2019 года ему также было вверено временное управление Чистопольской епархией .

Награды

Церковные:

  • наперсный крест с украшениями (15 августа 1979)
  • орден прп. Сергия Радонежского III степени (1985)
  • орден блгв. князя Даниила Московского II степени (1995)
  • орден прп. Серафима Саровского II степени (18 июля 2012 года)
  • награды Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской Поместных Православных Церквей

Светские:

  • государственные ордена России дружбы народов; «За заслуги перед отечеством» 4-й степени (2007, от президента России Владимира Путина)
  • медаль государственного ордена «За заслуги перед отечеством»
  • Благодарность Президента Российской Федерации

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Русской Православной Церкви:
  • Страница официального сайта Челябинской епархии:
  • Страница сайта Русское православие:
  • Журналы заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года:

По другим сведениям — 25 мая. См.

В День тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия ряд архиереев Русской Православной Церкви удостоились церковных наград, официальный сайт Русской Православной Церкви, 25 февраля 2008 года:

Журнал № 106, журналы заседания Священного Синода от 6 октября 2010 года:

Журнал №63, журналы заседания Священного Синода от 26 июля 2012 года:

В день памяти преподобного Серафима Саровского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Серафимо-Дивеевском монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Питирима (Творогова) во епископа Душанбинского и Таджикистанского, официальный сайт Русской Православной Церкви, 1 августа 2012 года:

Журнал № 34, Журналы заседания Священного Синода от 30 мая 2014 года,

Журнал № 42, журналы заседания Священного Синода от 13 июля 2015 года, официальный сайт Русской Православной Церкви,

Назначены и утверждены ректоры 33-х духовных школ Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата —

«ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 4 апреля 2019 года», официальный сайт Русской Православной Церкви, 4 апреля 2019,

Святейший Патриарх Кирилл удостоил ряд архиереев, отмечающих юбилейные даты, высоких церковных наград, официальный сайт Русской Православной Церкви, 18 июля 2012 года:

Топ-пастырь: какие пути привели Феофана в Казань

Митрополиту Феофану пока везёт: хотя православные в Татарстане ропщут на него всё чаще, нет никаких признаков, что почва уходит у него из-под ног.

Впервые недовольство паствы митрополитом Казанским и Татарстанским перешло в публичную плоскость весной 2016 года. В мае в газете «Московской комсомолец Поволжье» было опубликовано письмо верующих патриарху Кириллу – оригинал с множеством десятков подписей под ним «делегация» из Татарстана доставила в Москву. Передавались жалобы Кириллу на Феофана и во время июльского визита Патриарха Московского и Всея Руси в Казань. Очередной скандал с участием Феофана вспыхнул этой осенью и, кажется, вновь разрешился в его пользу. Оппонент Феофана — настоятель Богородице-Успенского монастыря в Свияжске игумена Силуан (Хохиашвили) — отстранен от должности. Митинг противников Феофана, назначенный на 30 октября, в итоге отменен по непонятным причинам. Правда, новых сторонников продолжает собирать размещенная две недели назад на ресурсе change.org петиция с просьбой «призвать митрополита к порядку». На момент сдачи материала она насчитывала 2993 голоса.

Если учесть, что «выездным» он стал еще при Брежневе, неудивительно, что многие считают Феофана агентом компетентных органов

По крайней мере, в Татарстане Феофану уже удалось продержаться дольше, чем в Симбирской митрополии. Там он правил год и полтора месяца, в Казани – год и три с половиной месяца. В отличие от своего предшественника на посту митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия Феофан за свою церковную карьеру вообще довольно много успел поездить по стране и миру. А если учесть, что «выездным» он стал еще при Брежневе, неудивительно, что многие считают Феофана агентом компетентных органов.

«Idel.Реалии» изучили досье на Феофана и убедились, что его имя фигурирует в скандалах не впервые.

СКАНДАЛ С МОНАХИНЕЙ

1977г. — определением Священного Синода Феофан (Ашурков) направлен в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 года. С Иерусалимом связан первый скандал с участием Феофана. Скандал – тихий, внутрицерковный, но отголоски его, тем не менее, дошли до наших дней.

Вот как описывает эту историю диакон Андрей Кураев:

«Из журналов Священного Синода:

Слушали:

доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Постановили:

архимандрита Николая (Шкрумко) в связи с истечением срока командировки освободить от обязанностей начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме;

игумена Феофана (Ашуркова), в связи с истечением срока командировки, освободить от обязанностей члена Русской духовной миссии и направить в Троице-Сергиеву лавру для продолжения иноческого послушания.

Начальника Миссии вместо епископства тогда на три года сослали в Почаев, а игумена Феофана на тот же срок вернули простым монахом в Лавру.

Зато репутация у нового казанского митрополита точно не голубая, и в Казани он птичек погоняет

Одновременно из Иерусалима отозвали монахиню Горненского монастыря Варвару Третьяк в её родной киевский Покровский монастырь (её опала была дольше: лишь через через 6 лет её назначат толгской игуменьей). Причем официальная её биография говорит, что она поехала учиться в Московскую регентскую школу — хотя и до этого была прекрасным регентом. То есть классическая операция прикрытия: иерусалимским сестрам сказали, что она в Киеве; киевским — что она в Москве. А она в эти годы занималась самым настоящим, трудным и самым святым женским делом…

Зато репутация у нового казанского митрополита точно не голубая, и в Казани он птичек погоняет. Если разрешат…»

Если вчитаться между строк, то сложится следующая картина. Игумена вернули из длительной командировки за связь с монахиней, закончившуюся, как можно понять, беременностью. Архимандрита вернули на Родину за то, что допустил это.

Игумена вернули из длительной командировки за связь с монахиней, закончившуюся, как можно понять, беременностью

В братстве Троице-Сергиевой лавры Феофан пробыл до сентября 1984 года, после чего был направлен в Экзархат Центральной и Южной Америки в Аргентину, где служил секретарём данного экзархата.

В СССР Феофан возвращается в марте 1987 года. Следующие этапы карьеры:

1987-1989 гг. — нёс послушания в ОВЦС (Отдел внешних церковных сношений, с 2000 г. – связей) Московского Патриархата.

1989-1993 гг. — Экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всея Африки (Египет).

1993-1999 гг. — заместитель председателя ОВЦС Московского Патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

ДЕЛО — ТАБАК

Именно с ОВЦС был связан табачный скандал, разразившийся в девяностые. Напомним, этим термином обозначают события, связанные с беспошлинным ввозом в Россию подакцизных товаров структурами, близкими к РПЦ. По данным российской таможни, меньше чем за год в страну было ввезено 18 млрд беспошлинных сигарет (это 6,6% отечественного рынка табачной продукции в 1996 году).

Феофан, хотя и оставался в тени, всплыл как минимум в одной публикации журналиста «МК» Сергея Бычкова, который как раз и раскрутил табачный скандал

Как известно, под шквал обвинений тогда попал митрополит Кирилл (Гундяев), возглавлявший ОВЦС Московского патриархата с 1988 по 2009 гг.

Феофан, хотя и оставался в тени, всплыл как минимум в одной публикации журналиста «МК» Сергея Бычкова, который как раз и раскрутил табачный скандал. Правда, непосредственно на сайте газеты статью «Грехи табачного митрополита» обнаружить почему-то не удалось. Она имеется на ресурсе CompromatWiki.

Паломнический бизнес принес Феофану квартиру на Старом Арбате в элитном доме, коттедж на Николиной Горе, престижную иномарку

В статье, вышедшей, судя по всему, в первой половине нулевых, Феофану приписывается роль специалиста по финансам. Так же там упоминается темная история с паломническим отделом, развязкой которой тоже стал скандал. Якобы накануне визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Иерусалим вдруг выяснилось, что деньги за паломников в Израиль не перечислялись уже полгода. Впрочем, Феофан, пишет Бычков, исправился и быстро замял скандал. Паломнический бизнес, утверждается в публикации, принес Феофану неплохие дивиденды: квартиру на Старом Арбате в элитном доме, коттедж на Николиной Горе, престижную иномарку…

ЮБИЛЕЙ С РАЗМАХОМ

Недоброжелатели Феофана рассматривали это его назначение епископом Магаданским и Синегорским как ссылку, предположительно связанную с деятельностью в ОВЦС. А вот назначение его спустя три года, в мае 2003-го, епископом Ставропольским и Владикавказским было воспринято ими уже как добрый знак для Ашуркова. В Ставрополе Феофан пробыл до 2011 года. Причем скандалы начали сотрясать епархию с 2007 года.

Местное духовенство оказалось настроено против Феофана и попросило Синод «вернуть его обратно на Колыму».

Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции, и даже в несчастной Южной Осетии, еще не оправившейся от войны, он построил себе целый дворец

«Два года назад в своем обращении мы писали об астрономических суммах, потраченных арх. Феофаном на празднование своего шестидесятилетнего юбилея. Но чартерные самолеты из Москвы, астрономические суммы за банкет и перекрытие центральных улиц Ставрополя меркнут перед масштабами строительства, развернутого Ашурковым по всей епархии. Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции, и даже в несчастной Южной Осетии, еще не оправившейся от войны, он построил себе целый дворец», — цитирует обращение Ставропольского духовенства издание «Век».

При этом оппоненты Феофана ставят ему в вину «прогибание» перед властью, и хамство по отношению к духовенству, стоящему ниже его по рангу:

«Постоянные издевательства над священниками, особенно рукоположенными при Владыке Гедеоне, вымогание у них денег на фоне многомиллионных потемкинских деревень – это и есть наша епархиальная жизнь. Повторим, что о благочестии пастырей правящий архиерей Ставропольской епархии еп. Феофан (Ашурков) судит лишь по величине взносов в епархиальную казну».

Это всё кругом моё! Эти храмы все мои! А вы здесь все никто! Вы тут все вместе взятые – временное явление! Я, я здесь хозяин!

Публикация в «Открытой газете» подливает масла в огонь, описывая ряд других скандалов с участием Феофана.

«…руководство РПЦ получило еще одно коллективное письмо по поводу Феофана – на этот раз от духовенства неканонической Южноосетинской (Аланской) епархии, которое требовало «применить самые строгие адекватные санкции в отношении епископа Феофана, поведение которого совершенно не соответствует не только епископскому сану, но и званию рядового гражданина».

Поводом стало вызывающее поведение епископа на праздновании 15-летия независимости Южной Осетии: он-де грубил и панибратствовал с местными архиереями, а также (видимо, в крепком подпитии) позволил себе разоблачительную эскападу: «Это всё кругом моё! Я, русский архиерей, здесь хозяин! Эти храмы все мои! А вы здесь все никто! Вы тут все вместе взятые – временное явление! Я, я здесь хозяин!».

Но «самую серьезную критику, — пишет «Открытая», — вызвал его амбициозный проект перестройки трагически известной школы №1 Беслана в православный центр. Ведь хорошо известно, что из 364 погибших во время бесланского теракта 178 были мусульманами.

Кроме того, Ашурков намеревался оборудовать в горах Северной Осетии некий «реабилитационный центр» для матерей Беслана – были собраны огромные суммы денег от спонсоров, но ни единого кирпичика в основу будущего центра не легло».

Именно после этого, считает обозреватель газеты, «несчастные матери, разуверившись в епископе, перелетели под крыло скандально известного «воскрешателя» Григория Грабового».

ЦЕРКОВНАЯ ЧЕТВЕРТИНА

В марте 2011 года Феофан становится архиепископом Челябинским и Златоустовским. Этой очередной епархии на его пути тоже не обходится без скандала.

Зимой 2012-го ресурс URA.ru публикует выдержки из письма «некоего гражданина, назвавшегося настоятелем одного из южноуральских храмов».

фото — Ura.ru А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе!

В письме критикуется финансово-экономическая политика нового владыки:

«Он обложил все приходы высокой ставкой. При Иове (предшественнике Феофана – ред.) мы отдавали епархии 10%, сейчас — 25. Не отчитывается перед нами, куда идут эти деньги… А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе!»

В письме упоминается, как под Новый год в храме Александра Невского Феофан пустил по кругу свой клобук, предварительно положив в него немаленькую сумму: «На нужды храмов!». В URA.ru утверждают, что нашли еще как минимум одного свидетеля этой сцены.

Клобук-то, между прочим, украшен золотым крестиком в бриллиантовой оправе. Уж очень смешно там смотрелись мятые десятирублевки!

«Батюшки просто растерялись, когда Феофан пустил клобук по рядам. Что могли из карманов выгребали, в том числе и те, что в сельских приходах служат. Клобук-то, между прочим, украшен золотым крестиком в бриллиантовой оправе. Уж очень смешно там смотрелись мятые десятирублевки! Кто-то в рядах робко пытался спросить, а будет ли отчет? Но на него цыкнули: «Ты что? Владыке не доверяешь?», — цитирует ресурс слова очевидца.

ПЫШНАЯ ВСТРЕЧА ПАТРИАРХА

30 мая 2014 года Феофан возглавляет Симбирскую митрополию. Это самая короткая «остановка» в его карьерном маршруте.

«С его приездом в Ульяновск цены на церковные требы и продукцию взлетели кратно, люди стали возмущались от таких поборов. Если раньше, к примеру, каждый приход в регионе сам закупал крестики, иконки и прочую продукцию, пытаясь найти подешевле, то с приездом Феофана в поставки всего этого были поставлены на поток, причем лишь строго через Епархию. Несмотря на, казалось бы, оптовую закупку, цены на всё взлетели. Епархия под руководством Феофана, накручивала стоимость на первоначальном этапе, а потом требовала еще и с каждого прихода от продаж порядка 20-25% возврата. То же самое произошло с церковными требами: отпеть покойника, крестить новорожденного – на всё это была установлена новая, более дорогая такса» — пишет ресурс ulnovosti.ru.

фото — ulnovosti.ru С его приездом в Ульяновск цены на церковные требы и продукцию взлетели кратно, люди стали возмущались от таких поборов

По этой причине, пишет сайт, приходы едва сводят концы с концами.

Феофану обычно ставят в заслугу визит патриарха Кирилла в Ульяновск. Однако и тут не обошлось без скандала. «Заштатный клирик РПЦ священник Димитрий Свердлов», как называют его СМИ, поделился у себя в блоге пикантной подробностью:

«дополнительная информация, которая не вошла в новости:
с каждого настоятеля собрали по 160 000 руб. на визит его святейшества

во избежание перевозбуждения в каментах:

мне, лично, всё равно. у меня нет ни злорадства от того, что вскрылся «грязный» факт. ни злобы. факт, просто нейтральный факт, который может помочь несведущим составить представление о системе. опять же, во избежание болезненных разочарований.

потому что, например, когда ты входишь в храм помолиться, а упираешься в лавку — не разочаровывайся: так надо. когда твой духовник внезапно, посреди полного здоровья, как говорится, начинает у тебя выцыганивать деньги — не удивляйся: так надо.

так – надо».

Другие блогеры умножили эту сумму на количество приходов, сообщает ресурс Vlasti.net, подытоживая: «при наличии в Ульяновской епархии РПЦ 145 приходов, общая сумма собранных «на визит» средств составила примерно 23 миллиона рублей».

Впрочем, как считают Ulnovosti.ru, именно визит в Ульяновск Кирилла и положил в итоге конец владычеству Феофана в Симбирской митрополии.

«…во время приезда в Ульяновск ульяновским православным удалось передать патриарху РПЦ Кириллу «челобитную», в которой они излили всё свое негодование по поводу деятельности Феофана, в том числе и коммерческой. Говорят, якобы после этого в регион из РПЦ нагрянула проверка, многие из фактов, указанных в письме, нашли свое подтверждение».

Феофан ведёт себя как топ-менеджер, а не как пастырь. Причем – топ-менеджер, явно рассчитывающий выжать все соки.

Впрочем, перевод в Казанскую епархию для Феофана является не ссылкой, а скорее повышением.

Так что, можно сказать, патриарх Кирилл убил своим решением сразу двух зайцев. И нижайшую просьбу исполнил, и одновременно отправил Феофана в более «хлебный» регион, который к тому же и к Москве поближе будет.

Недовольные Феофаном татарстанцы жалуются в общем на то же, на что и прихожане в других регионах. Феофан ведёт себя как топ-менеджер, а не как пастырь. Причем – топ-менеджер, явно рассчитывающий выжать все соки.

Услышит ли патриарх Кирилл мольбы татарстанцев? В ближайшее время — вряд ли. В конце концов, не стоит забывать, кто в девяностые был его замом в ОВЦС.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

КАЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Казанский Никольский кафедральный собор, 21 февраля 2010 г. Фото Андрея Петровича Сычева, с сайта sobory.ru

Казанская и Татарстанская епархия Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви

В 1555 году по указу царя Ивана Грозного при Московском митрополите Макарии соборным определением была учреждена Казанская епархия, на которую в сане архиепископа Казанского и Свияжского был назначен игумен тверского Селижарова монастыря Гурий (Руготин), отправившийся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и «наказной памятью»: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). С 26 января 1589 года — митрополия.

Территориально Казанскую епархию составили: на юго-западе — до реки Суры Нагорная сторона (Козьмодемьянск, Васильсурск, Чебоксары, Цивильск, Свияжск, Тетюши) и Луговая сторона (Санчурск, Царевококшайск); на северо-западе — все земли до реки Ветлуги; часть Вятских земель до середины течения реки Вятки, которые с 1658 года отходят к новоустроенной Вятской епархии; на востоке — земли Казанского, Астраханского, отчасти Сибирского царств (с 1586 года вошла Уфа и Бирск); на юге — земли Астраханского царства до Терского городка на реке Терек, которые с 1602 года отходят к новообразованной Астраханской епархии. К 1917 году территория Казанской епархии ограничивалась пределами Казанской губернии.

С 1922 по 1938 год существовала одноименнная обновленческая епархия.

11 июня 1993 года из состава Казанской епархии была выделена Йошкар-Олинская епархия в пределах республики Марий Эл.

6 июня 2012 года были выделены самостоятельные Альметьевская и Чистопольская епархии, после чего в составе Казанской епархии осталась северо-восточная половина Татарстана — города Казань и Набережные Челны, а также Агрызский, Апастовский, Арский, Атнинский, Балтасинский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Елабужский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишевский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Тетюшский, Тукаевский и Тюлячинский районы. Тогда же Казанская кафедра была определена центром Татарстанской митрополии.

Исторические названия

  • Казанская и Свияжская (3 февраля 1555 — 26 января 1589)
  • Казанская и Астраханская (26 января 1589 — 1602)
  • Казанская и Свияжская (1602 — 16 октября 1799)
  • Казанская и Симбирская (16 октября 1799 — 10 февраля 1832)
  • Казанская и Свияжская (10 февраля 1832 — упом. 14 декабря 1930)
  • Казанская и Татарская (упом. 25 февраля 1948)
  • Казанская и Чистопольская (1949 — 26 декабря 1957)
  • Казанская и Марийская (26 декабря 1957 — 11 июня 1993)
  • Казанская и Татарстанская (11 июня 1993)

Статистика

  • 1904 — Церквей — 746, часовен и молитвенных домов — 326. Духовенство — 1521 (протоиереев — 40, священников — 713, дьяконов — 30, псаломщиков — 738). Православного населения — 1480216, старообрядцев — свыше 17399, иноверцев — 767238, протестантов — 735, католиков — 1203. Библиотек при церквях — 620.
  • 1912 — Архиерейских домов — 2. Церквей — 739, часовен — 336. Монастырей — 23 (10 женских), 2 женские общины. Духовная академия, Духовная семинария, 3 духовных училища, 589 церковных школ, центральная татарская школа при Братстве святого Гурия (1864).
  • 1 января 1958 — 31 зарегистрированный храм/молитвенный дом.
  • декабрь 2010 — приходов — 272, храмов — 221 (в т.ч. приписных — 36, монастырских — 23, часовен — 25, больничных — 4, тюремных — 8), священников — 330, диаконов — 68. В ряде населенных пунктов Татарстана действуют духовно-просветительские курсы. 13 печатных периодических изданий различного формата. 6 православных теле- и радиопередач .
  • 1 августа 2013 — 145 храмов, 35 часовен; 12 молитвенных домов, имеющих престол; 138 приходов, имеющих юридическую регистрацию, не имеющих — 9; молитвенных помещений любого вида на территории монастырей или при учреждениях (светских учебных заведениях, исправительных учреждениях, военных частях, больницах и т.п.) — 24; штатных клириков: 208 священников, 32 диакона; приходское духовенство: 152 священника, 26 диаконов; целибатных и вдовых священнослужителей: 36 священников, 5 диаконов; монашествующих приходских клириков (в мантии или рясофоре): 20 священников, 1 диакон; монашествующих, пребывающих в монастырях: мужское монашество без сана — 13, мужское монашество в сане — 49, женское монашество — 19. В ряде населенных пунктов Татарстана действуют духовно-просветительские курсы. 13 печатных периодических изданий различного формата. 6 православных теле- и радиопередач.

Архипастыри

Викарные епархии

География благочиний

  • Казанское:
    • г. Казань
  • Буинское
  • Верхне-Услонское
  • Елабужское
  • Закамское
  • Зеленодольское
  • Кайбицкое
  • Кукморское
  • Лаишевское
  • Мамадышское
  • Пестречинское
  • Спасское
  • Тетюшское

Монастыри

  • Елабужский Казанский (женский)
  • Зилантов Успенский (женский)
  • Казанский Богородицкий (мужской)
  • Казанский Введенский Кизический (мужской)
  • Казанский Иоанно-Предтеченский (мужской)
  • Макарьевский Вознесенский (мужской)
  • Раифский Богородицкий (мужской)
  • Свияжский Успенский (мужской)
  • Седмиезерная Богородицкая пустынь (мужская)

Епархиальные отделы

  • информационно-издательский
  • по работе с молодежью
  • миссионерский отдел
  • социального служения
  • религиозного образования и катехизации
  • по взаимоотношению с органами медицины и здравоохранения
  • по противодействию наркомании и алкоголизму
  • по взаимоотношения с вооруженными силами
  • по взаимоотношению с правохранительными органами
  • по канонизации святых
  • паломнический
  • православный центр глухих
  • Братство святителя Гурия

Учебные заведения

  • Казанская духовная академия (недейств.)
  • Казанская духовная семинария
  • Елабужское духовное училище (недейств.)
  • Казанское духовное училище
  • Свияжское духовное училище (недейств.)

Миссии

  • Кряшенская духовная миссия

Библиография

  • Официальный сайт епархии:
  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страница сайта Иерархия церквей:
  • Страница епархии на официальном сайте Московского Патриархата

По Богословской Энциклопедии и Амвросию Орнатскому даты иные: 7 февраля 1555 — 4. декабря 1563. Вторая дата повторяется и в Словаре историческом о святых….

Первый митрополит Казанский. По Амвросию Орнатскому — до 11.IV.1606. По архимандриту Иосифу (О Всероссийских Патриархах и патриаршей ризнице) — до 25.VI.1606.

По другим данным с 1616 года — .

По — с 13 марта. На кафедре не был.

По Амвросию Орнатскому (с. 100) титуловался «Казанским и Болгарским».

По другим данным до 28 марта 1724

По другим данным — c 29.X.1755. По Амвросию Орнатскому — 29.IX.1755-26.VII.1762.

По Истории Нижегородской епархии и Амвросию Орнатскому — с 26.VII.1762.

По другим данным — с 20.II.1828.

По другим данным — до 1917 по , до 1919 по .

КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Казанская духовная академия на дореволюционной открытке

Казанская духовная академия (недейств.)

  • Исторический адрес: Россия, г. Казань, улица Кремлевская, д. 4.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

История Казанской духовной академии начинается в 1797 году, когда Казанская духовная семинария именным указом императора Павла I вместе с Петербургской возведена была в звание академии. “Высочайше повелел оную снабдить всем званию сему соответствующем и для преподавания наук потребным, с тем, чтобы в оную присылаемы были из епархиальных семинарий отличившие себя успехами ученики для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям”.

Во исполнение Высочайшей воли Святейший Синод определил:

“Для усовершения в науках присылать отныне понятнейших из семинарий учеников в Академию Казанскую; В Академии, кроме общих для всех семинарий предметов, преподавать особые, а именно: полную систему философии и богословия, высшее красноречие, физику и языки- еврейский, греческий, немецкий и французский ; Полные системы философии и богословия, преподавая на языке латинском, оканчивать: философскую в два года, а богословскую, в рассуждении многих ее предметов, в три года, с тем однакож, что успевшие в богословии в начале третьего года могут быть отпускаемы в семинарии или производимы на места, когда потребованы будут…”

Для развития миссионерства в Казанском крае студенты дополнительно к общему курсу еще изучали местные языки: татарский, чувашский и черемисский (современный – марийский).

В 1814-1818 годах была произведена реформа духовного образования. Согласно этой реформе, духовные учебные заведения были поделены на классы:

  1. Академии,
  2. Семинарии,
  3. Училища уездные,
  4. Приходские.

Выпускники академий должны были стать учеными богословами, которые должны были повысить уровень церковной науки. Семинарии готовили для Церкви приходское духовенство, а также для лучших воспитанников являлись подготовительными курсами перед поступлением в академии. Училища уездные и приходские должны были служить делу просвещения среди простого народа.

На основании этой реформы Казанская Духовная Академия 21 сентября 1818 года была закрыта с целью проведения в ней ревизии, после которой Святейший Синод решил оставить статус Академии только у трех Высших Духовных Школ: Киевской, Московской и Санкт-Петербургской. В Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав ее подотчетной Санкт-Петербургской Духовной Академии.

В Казани духовая академия была вновь открыта 1842 году, когда была осознана потребность в наличии высшего духовного учреждения, которое бы занималось подготовкой кадров для осуществления миссионерской деятельности среди местного населения. Сразу же после открытия перед учебным комитетом академии встал вопрос о том, как и в каком соотношении на академическом курсе должны быть представлены светские и церковные предметы. Так как духовные академии XVII-XVIII вв. готовили научные кадры не только для Церкви, но и для государственной службы, поэтому воспитанникам преподавалось общее образование. С учреждением и развитием светских учебных заведений духовно-учебные заведения, в том числе и академии, должны были сделаться специальными заведениями для “образования благочестивых и просвещенных служителей Слова Божия”. Реформа духовного образования 1814 года не привела к полному преобразованию духовных академий в специальные духовные заведения. В 1860-х годах вопрос об изменении учебной программы вновь был поднят. Академический курс был разделен на три факультета: богословско-теоретический, исторический и философский. В 1884 году учебный план был вновь пересмотрен. Большинство богословских предметов стали общеобязательными, а к специальным были отнесены лишь немногие из наук богословских и общеобразовательных, с разделением их на два отделения. На последнем четвертом курсе академии преподавалось вдвое меньше лекций в сравнении с другими курсами для того, чтобы у студентов было больше свободного времени для написания курсовых работ и подготовке к лекциям.

Отличительной особенностью Казанской духовной академии было наличие еще и миссионерского отделения, на котором преподавались инородческие языки, этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика.

Метод преподавания богословских наук в Казанской академии до половины 1850 годов сводился к тому, что до 1850-х годов отдавался приоритет теоретико-риторическому направлению. Благодаря этому методу, у некоторых менее способных богословов лекции по богословию носили такой смешанный характер, что по своему содержанию могли быть отнесены сразу к нескольким богословским наукам. Введение миссионерских предметов преподавания в 1854 году открыло перед студентами новое обширное поприще увлекательных занятий исторического и этнографического характера. Прибытие в Академию Соловецкой библиотеки доставило новый обильный материал для изучения русской церковной и гражданской истории. По распоряжению ректора студенты были приглашены описывать сборники и другие рукописи Соловецкой библиотеки, составляли реестры их содержания, и, увлекшись ими, тут же прочитывали то, что казалось им интересным. Этот простой факт близкого соприкосновения студентов с архивным материалом повлиял на возникновение среди студентов интереса к историческому знанию.

Исторический метод преподавания богословских наук получил положительную санкцию в уставе 1869 года, где внушалось преподавание догматического богословия с историческим изложением догматов.

Преподавание в Академиях осуществлялось по конспектам, утвержденным начальством. По уставу 1814 года профессор при открытии каждого курса должен был представить конспект и время, которое отводилось для преподавания данного предмета. Конспект подавался ректору, а последним по исправлении Правлению Академии на утверждение. Подлинные профессорские конспекты оставались в академическом Правлении на хранении, а профессору выдавалась для руководства копия с представленного им конспекта, утвержденного Правлением. Кроме того, посылалась копия со всех конспектов в комиссию духовных училищ для сведения. В конспектах профессоры указывали авторов или учебные книги, которым они следовали в своих лекциях. Конспекты преподавания и учебные руководства, одобренные комиссией духовных училищ и разосланные по Академиям, имели значение руководственное. Но в то же время они не исключали произвольный отход лектора от изложенного материала. Со времени действия устава 1869 года потеряли свою силу прежние распоряжения духовно-учебного управления об учебных пособиях в Академиях. Выбор учебных руководств с тех пор предоставлен профессорам.

В Казанской Духовной Академии было создано большое количество учебных руководств и пособий, которые были одобрены высшим духовно-училищным начальством и использовались во многих Духовных Учреждениях. Прежде всего, следует отметить труд профессора И. Я. Порфирьева “История русской словесности”, два раза удостоенный премии митрополита Макария и принятый с уважением знатоками как светской, так и духовной литературы; П. В. Знаменского “Руководство к Русской церковной истории”, представляющее из себя краткий, но связанный и осмысленный очерк предмета, также удостоенный премии митрополита Макария, а во втором издании он был одобрен в качестве пособия наставникам и воспитанникам семинарий; Н. И. Ивановского “Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических”. Следует также упомянуть о “Кратком курсе церковного права” профессора И. С. Бердникова, назначенном для руководства в приготовлении к экзаменам студентов Университета – юристов, но могущем оказать помощь и студентам Академии. Этот труд был удостоен неполной премии митрополита Макария.

Значительнейший вклад в русскую богословскую науку был внесен В. И. Несмеловым при написании им обширной работы, известной под названием “Наука о человеке”.

При Академии выпускался богословский журнал “Православный Собеседник”, благодаря которому российская общественность могла знакомиться с новейшими исследованиями церковных деятелей и с современной жизнью Церкви.

Жизнь и быт студентов Казанской духовной академии регламентировался строгим распорядком. В будничные дни студенты вставали в семь часов утра, в половине восьмого совершалось утреннее молитвенное правило. В девять часов начинались занятия, которые продолжались до двух часов дня. В два часа совершался обед; с трех часов до шести у воспитанников было свободное время; с шести до девяти время отводилось на самоподготовку. В девять часов студенты ужинали, после чего совершались вечерние молитвы. До двенадцати часов все укладывались спать, после двенадцати свет в студенческих помещениях должен быть потушен. В воскресные и праздничные дни все воспитанники присутствовали на богослужении. Студенты соблюдали посты, а в первую и страстную седмицы Великого поста говели и приобщались Святых Таин. Студенты должны были держать себя “дружелюбно и предупредительно в отношениях к своим товарищам; посему не дозволяют себе действий, которые могут быть стеснительны для товарищей, каковы например: шум, пение, крики, музыка во время занятых часов; благообразное и благочинное пение, музыка, а также и гимнастические упражнения в академическом саду” дозволялись в свободное от занятий время. Особенно не могли быть терпимы шумные и пьяные компании. “Отлучки студентов из казенного общежития в учебные дни, хотя бы во время, свободное от учебных занятий, а равно и в праздничные, но не вакационные дни, отнюдь не должны быть разрешаемы далее одиннадцати или двенадцати часов ночи. Увольнения на ночь могут быть дозволяемы только по особо уважительным причинам, не иначе как с разрешения ректора”. На каникулярное время с 15 июня до 15 августа, с 22 декабря по 7 января и на Пасхальную неделю студенты имели право на отъезд домой. “Неопустительное посещение лекций составляет безусловную обязанность студентов, в исполнении которой произвол и свобода не должны быть терпимы”. Чтение книг и периодических изданий студентами должно было употребляться для более полного изучения преподаваемых наук и к духовно-умственному обогащению, а не к праздному или даже вредному препровождению времени. Поэтому литература “сомнительного содержания” не должна была быть в обращении у студентов.

Для вразумления и пресечения нарушений, совершаемых студентами, в Академии были разработаны ряд прещений, которые сводились к следующему: “Меры и взыскания за нарушение студентами установленных правил могут быть низшие и высшие. К первым относятся:

  • замечания помощника инспектора;
  • внушение и замечание инспектора;
  • лишение или сокращение отпуска из общежития;
  • выговор ректора;
  • выговор в присутствии Правления.

К вторым принадлежат:

  • понижение в годичном списке по успехам и поведению;
  • лишение казенного содержания или частной стипендии;
  • увольнение на год из Академии, с правом поступить в другое высшее учебное заведение вне г.Казани;
  • увольнение на один год с тем, чтобы не принимать ни в Казанскую Академию, ни в какое либо другое учебное заведение;
  • исключение из Академии с тем, чтобы в течение трех лет не принимать в другие учебные заведения, и притом не иначе, как под ответственностью начальства учебного заведения, которое решится принять исключенного, и с разрешения главного управления того ведомства, к коему учебное заведение принадлежит;
  • совершенное исключение из Академии”.

Революционные события 1917 года явились катастрофой для духовного образования в России. По богословским школам удар был нанесен уже на самом раннем этапе борьбы с Церковью декретом Совнаркома “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви”: “Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускаются”. Церковным и религиозным обществам запрещалось владеть собственностью, поэтому духовные школы, существовавшие на средства Святейшего Синода, практически теряли финансовую основу, а специальные богословские школы могли создаваться только заново, без предоставления им денежных средств и без права пользоваться учебными помещениями прежних академий, семинарий и духовных училищ, которые подлежали конфискации. Высшее церковное управление своим указом от 1 ноября 1918 года вынуждено было констатировать, что не располагает средствами для содержания духовных учебных заведений. Однако, профессура духовных академий предпринимала попытки в той или иной форме сохранить православные школы.

Перед угрозой прекращения существования Казанской духовной академии ее совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. 20 апреля 1918 года профессор К. В. Харлампович писал Н. Н. Глубоковскому, что “Луначарский стоит на непримиримой позиции и не допустит государственных богословских факультетов. Везде горе, мрак и позор, и просвета нигде не видно”. Как и в Петрограде, большевистские власти не допустили слияния Казанской Академии с университетом, и положение ее ухудшалось с каждым днем. О состоянии, в котором она оказалась к началу 1919 года, пишет ее последний ректор епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) все тому же профессору Н.Н. Глубоковскому: “Библиотека в наших руках и взята под свою защиту архивной комиссией. Половина наличных студентов (человек 20) и ваш покорный слуга, а равно и канцелярия, помещаются в здании академическом. В главном здании заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве. Остальные профессора почти все служат на советской службе и сравнительно немногие на епархиальной или совмещают должности в академии”. В марте 1921 года двадцать преподавателей Академии во главе с ректором епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком) были арестованы за нарушение декрета об отделении Церкви от государства. Епископа Анатолия этапировали из Казани в Москву и заключили в Бутырскую тюрьму, остальных преподавателей освободили, приговорив к одному году концлагеря условно. И уже в ноябре академическая корпорация организовала Богословский институт во главе с профессором Казанской Академии протоиереем Николаем Васильевичем Петровым и его помощником архимандритом Варсонофием (Лузиным). Коллегия Татарского Наркомпроса зарегистрировала институт, но просуществовал он менее года.

Администрация

Ректоры

Инспекторы

Помощники инспектора

Преподаватели

Профессора

Доценты

Известные выпускники

Литература

  • Сайт Казанской духовной семинарии:
    • (недейств.) — см. соотв. разделы
  • Страницы сайта Русское Православие:
  • Владимир Сорокин, прот., Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) / СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 549, 561, 571, 589, 618, 629, 647, 653, 658.
  • Групповой формулярный список ординарных и экстраординарных профессоров Казанской духовной академии, РГИА
  • Сухова Н.Ю., «Да благословит Господь плоды трудов твоих на пользу Святой Церкви и духовной науки…» (письма протоиерея Николая Виноградова к А.А. Дмитриевскому), Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1 (13). 2016, с.122, 132–209

А. В. Журавский «Православная Энциклопедия», Т. 4, С. 591-592,

Страница сайта Русское Православие:

А. Ю. Михайлов, Канонист Ипья Степанович Бердников (1839-1915): Университетский образ профессора КазДА,

Страница сайта «Русское Православие»:

Степанов А. Ф. История Казанской епархии в 1918-1924 гг. в свидетельствах современника. Петиция к иностранным державам о положении церковных дел в Казани (сноска 69),

Биографическая энциклопедия,

Биографическая энциклопедия,

Саблуков Гордий Семенович, Биографическая Энциклопедия,

Большая советская энциклопедия,

«Православная Энциклопедия», Т. 15, С. 490-491: