Мир фотографии

Журнал Time собрал 100 самых влиятельных фотографий за всю историю. Чтобы реализовать этот проект, сначала обратились к экспертам, затем к музейщикам, историкам и редакторам по всему миру. Более того, пришлось взять интервью у фотографов, героев снимков, их друзей и родственников, чтобы раскопать невероятные истории, стоящие за каждым снимком.

Нет универсального рецепта, делающего кадр значимым, подытожили в Time. Некоторые изображения вошли в этот список, потому что они оказались первыми в своём роде, другие же изменили представление людей о чём-либо, третьи – буквально повлияли на нашу жизнь. Создатели проекта утверждают, что каждый из этих 100 снимков стал поворотной точкой в пережитом людьми опыте.

В список вошли такие знаменитые кадры, как снимок «Вид из окна в Ле Гра» Жозефа Ньепса (1826), «Обед на небоскрёбе» неизвестного автора (1932), «Знамя Победы над рейхстагом» Е. А. Халдея (1945), «Горящий монах» Малькольма Брауна (1963), «Селфи на церемонии Оскар» Брэдли Купера (2014).


Лошадь в движении, Эдвард Мейбридж, 1878


Убийство Кеннеди, 313 кадр из документального фильма Авраама Запрудера, 1963


Горящий монах, Малкольм Браун,1963


Вторжение в Прагу, Йозеф Куделка, 1968


Голодающий ребёнок и стервятник, Кевин Картер, 1993


Прыжок в свободу, Петер Ляйбинг, 1961


Неизвестный бунтарь, Джефф Вайденер, 1989. Этот человек в течение получаса в одиночку сдерживал колонну танков во время волнений на площади Тяньаньмэнь.


Павший солдат, Роберт Капа, 1936

Последний бой Альенде, Луис Орландо Лагос, 1973

Бирмингем, Алабама, Чарльз Мур, 1963

День Д, Роберт Капа, 1944. Высадка союзнического десанта на Омаха-Бич в Нормандии.

Босния, Рон Хавив, 1992

Девочка на хлопчатобумажном комбинате, Льюис Хайн, 1908

Горилла в Конго, Брент Стиртон, 2007

Оперативная комната, Пит Соуза, 2011

Безымянный ковбой, Ричард Принс, 1989

Человек, бросающий коктейль Молотова, Сьюзан Майзелас, 1979

Вагон – Новый Орлеан, Роберт Франк, 1955

Голод в Сомали, Джеймс Нахтвей, 1992

Расстрел в штате Кент, Джон Пол Фило, 1970

Ужас войны, Ник Ут, 1972

За закрытой дверью, Донна Феррато, 1982

Серфинг бегемотов, Майк Николс, 2000

Смерть Неды, автор неизвестен, 2009

Расстрел в Иране, Джахангир Разми, 1979

Знамя Победы над рейхстагом, Е. А. Халдей, 1945

Мюнхенская бойня, Курт Штумпф, 1972

Майкл Джордан, Якобус Рентмейстер, 1984

Иракская девочка на контрольно-пропускном пункте, Крис Хондрос, 2005

Еврейский мальчик сдаётся в Варшаве, автор неизвестен, 1943

Гитлер на нацистском митинге, Генрих Гофман, 1934

Бульвар дю Тампль в Париже, Луи Дагер, 1839

Казнь в Сайгоне, Эдвард Адамс, 1968

Ганди и его прялка, Маргарет Бурк-Уайт, 1946

Лохнесское чудовище, автор неизвестен, 1934

Закрытый гроб, Тами Силицио, 2004

Первое фото на сотовом телефоне, Филипп Кан, 1997

Погибшие при Энтитеме, Александр Гарднер, 1862

Исчезающая раса, Эдвард С. Кертис, 1904

Вид из окна в Ле Гра, Жозеф Ньепс, 1826. Самая ранняя из дошедших до наших дней гелиогравюр, которую считают первой в мире фотографией, снятой с натуры.

Крушение дирижабля Гинденбург, Сэм Шер, 1937

Дали Атомикус, Филипп Халсман, 1948

Айлан Курди, Нилюфер Демир, 2015. Фотография стала символом трагедии беженцев. На ней изображён 3-летний сирийский мальчик, трагически погибший вместе с несколькими родственниками 2 сентября 2015 года при попытке семьи пересечь Средиземное море.

Поднятие флага над Иводзимой, Джо Розенталь, 1945

Пара в енотовых шубах, Джеймс ВанДерЗее, 1932

Обед на небоскрёбе, автор неизвестен, 1932

Сельский доктор, Юджин Смит, 1948

Долина теней смерти, Роджер Фентон, 1855

Критик, Виджи (Артур Феллиг), 1943

Гаага, Эрих Заломон, 1930

Снимок из серии Untitled Film Stills, Синди Шерман, 1978

Озеро в лунном свете, Эдвард Стайхен, 1904

Падающий человек, Ричарда Дрю, 2001

Соборная скала в Йосемити, Карлтон Уоткинс, 1861

Прощание Рута Бейба, Нат Фейн, 1948

Кровавая суббота, С. Х. Вонг, 1937

Восход Земли, Уильям Андерс, 1968

Горе, Дмитрий Бальтерманц, 1942

Бой подушками «ливерпульской четвёрки», Гарри Бенсон, 1964

Эмбрион, 18 недель, Леннарт Нильссон, 1965

Столпы Творения, НАСА, 1995

Ночь на Рождество, Малик Сидиб, 1963

Северная Корея, Дэвид Гуттенфельдер, 2013

Эмметт Тилл, Дэвид Джексон, 1955

Брайан Ридли и Лайл Хитер, Роберт Мэпплторп, 1979

Мухаммед Али против Сонни Листона, Нил Лейфер, 1965

Председатель Мао плавает в Янцзы, автор неизвестен, 1966

Человек на Луне, Нил Армстронг, 1969

Лодка без улыбок, Эдвард Адамс, 1977

Андрогиния (6 мужчин + 6 женщин), Нэнси Бурсон, 1982

Плотина Форт-Пек, Маргарет Бурк-Уайт, 1936

Восстание в Соуэто, Сэм Нзима, 1976

Деми Мур, Энни Лейбовиц, 1991

Довима со слонами, вечернее платье от Dior, Париж, август 1955 года, Ричард Аведон

Case Study House #22, Los Angeles, Джулиус Шульман, 1960

Уинстон Черчилль, Юсуф Карш, 1941

Американская готика, Гордон Паркс, 1942

Кубрик, Альфред Стиглиц, 1907

Бандитский ночлег на 59½ Малберри-стрит, Якоб Риис, 1888

Корона из молочной капли, Гарольд Эджертон, 1957

Каменщик, Август Зандер, 1928

Героический партизан (Че Гевара), Альберто Корда, 1960

Камелот, Хайман Пескин, 1953

Бетти Грэйбл, Франк Повольны, 1943

Мать переселенцев, Доротея Ланж, 1936

Человек в капюшоне, сержант Иван Фредерик, 2003

Слепая, Пол Стрэнд, 1916

Ядерный гриб над Нагасаки, лейтенант Чарльз Леви, 1945

Крушение пожарной лестницы, Стэнли Форман, 1975

Рука миссис Рентген, Вильгельм Конрад Рентген, 1895

За вокзалом Сен-Лазар, Анри Картье Брессон, 1932

День Победы над Японией на Таймс-сквер, Альфред Эйзенштадт, 1945

Распятие, погруженное в мочу, Андрес Серрано, 1987

Мальчик-альбинос, Биафра, Дон Маккалин, 1969

Black Power Salute, Джон Доминис, 1968. Афроамериканские спортсмены на церемонии награждения на Олимпийских играх в Мехико подняли кулаки в воздух, когда заиграл гимн «Звёздно-полосатое знамя» в знак борьбы за права небелых рас.

Авраам Линкольн, Мэтью Брэди, 1860

Овеваемая ветром Джеки, Рон Галелла, 1971.

99 центов. Диптих, Андреас Гурски, 1999

Селфи на церемонии Оскар, Брэдли Купер, 2014

Лицо СПИДа, Тереза Фрэйр, 1990

«Если твои фотографии недостаточно убедительны,
значит ты был недостаточно близко»
(Роберт Капа)

* * *

К журналистам, в том числе к фотожурналистам, относятся очень по-разному.
Начало событий в Беслане я встретил в спортзале. «Вот сволочи!», — комментировали увиденное по телевизору мускулистые ребята в спортивной форме. Это, думаете, о ком? О журналистах и телевизионщиках! За то, что вновь и вновь, каждые пятнадцать минут показывали одни и те же ролики о подлости и страданиях людских, заодно демонстрируя в прямом эфире сволочам истинным действия антитеррористических подразделений, комментируя планы освобождения заложников и т.п. Нечно подобное было и при захвате «Норд Оста». Слышал я и комментарии на эту тему людей, не понаслышке осведомлённых о малоизвестных подробностях чеченских войн.
Но не всё так однозначно. Сначала я это сообщение хотел назвать «Военный фотограф», но затем понял, что призвание великого фотожурналиста Джеймса Нахтвея (James Nachtwey), слово которому я и предоставляю далее, это не только документальная фиксация облика современных войн, но это борьба за жизнь, а следовательно, против … далее перечисление, которому нет конца: против войн и страданий людских — насилия, бесчеловечности, нищеты, голода, болезней — особенно в тех их формах, которые зачастую просто не укладываются в сознании «цивилизованных» буржуа. Говорят, одна его публикация в NYT спасла в Африке полтора миллиона жизней…

Очень советую посмотреть снятый Кристианом Фреем (Christian Frei) фильм о Джеймсе, который вы можете найти на трекере, или скачать вот отсюда, или посмотреть его online .

PS. Весной 2011 года в Москве состоялся мастер-класс Джеймса Нахтвея. Информацию об этом событии с переводом и расшифровкой я скопировал и поместил в сообщение «Джеймс Нахтвей — из первых уст».



* * *

«Почему я фотографирую войну? Возможно ли с помощью фотографии изменить поведение людей, которое было испокон века? Эта идея может показаться смешной, но именно это меня вдохновляет. Для меня сила фотографии в способности пробуждать человеческие чувства. Если война убивает человеческие качества, то фотография могла быть рождена как нечто противоположное войне. Как существенный компонент противоядия войне. Когда кто-то берёт на себя риск идти в центр военных действий, чтобы показать другим странам, что там происходит, тогда он пытается вести переговоры о мире. Поэтому, наверное, разжигатели войны не любят фотографов. На фронте всё воспринимается крайне непосредственно. Вы видите не фотографию на странице журнала в десяти тысячах миль от себя, рядом с рекламой часов Rolex. Вы видите страшную боль, несправедливость и нищету. Если бы каждый мог увидеть собственными глазами, хотя бы один раз, что делает белый фосфор с лицом ребёнка, какую нестерпимую боль приносит всего одна пуля, или как осколок снаряда вырывает ногу … Если бы все мы могли пережить этот страх хотя бы один раз, мы бы поняли, что ничто не может оправдать причинения таких страданий даже одному человеку, а тем более тысячам. Но все не могут там быть. Поэтому туда идут фотографы, чтобы показать этих людей, зафиксировать их и обратить внимание на то, что там происходит. Создавать сильные изображения, чтобы противостоять приукрашиванию СМИ, и встряхнуть людей и их безразличие. Протестовать, и этим заставить протестовать остальных.
Хуже всего, что как фотограф, я пользуюсь несчастьем других. Эта идея меня преследует. Каждый день. Потому что я знаю, если однажды моё честолюбие и моя карьера окажутся важнее моего сострадания, значит я продал свою душу. Единственный способ оправдать свою роль — это уважать тех, кто страдает. Именно благодаря этому уважению меня принимают другие, и тогда я могу принять себя сам.»

(James Nachtwey)

Наберитесь мужества и досмотрите этот набор фотографий до конца

«Всё труднее делать серьёзные публикации, которые не уводят людей от реальности, а напротив, демонстрируют эту реальность, говорят о чём-то, более важном, чем мы. И я думаю, что люди заинтересованы в этом. Я думаю издатели очень часто недооценивают своих читателей.

* * *

Самое непостижимое из того, что мне довелось пережить, было в Руанде. Мы не знаем точно, сколько было погибших. Считается, что от полумиллиона до миллиона. Убиты первобытным оружием: палками, камнями, мачете, в рукопашной схватке. Я был свидетелем резни и не представляю, как люди могут творить такие вещи. Откуда им приходит этот страх, эта ненависть? Это за пределами моего понимания. Очень тяжело переживать об этом. «

(James Nachtwey)

* * *



«Через неделю после столкновений между студентами и армией Джим мне позвонил в воскресенье в 10 часов: «Посмотри, что-то происходит! Горит церковь, снаружи есть люди, с саблями, с мачете … » Полчаса спустя они поймали трёх амбонианцев и убили их на месте, разрубили на части саблями. Четвёртого они преследовали по улицам. Джим был с ними почти всю погоню. У него есть чёрно-белые фотографии того парня, преследуемого дикой сворой, обливающегося кровью. Они развлекались тем, что его терзали, как дети мучают животных. Джим три раза становился на колени и умолял их: «У вас нет причин, чтобы его убивать! Только потому, что он амбонианец!» Они его всё же убили. Он их умолял 20 минут на коленях: «Пожалуйста, не убивайте его!»
В таких отвратительных ситуациях многие коллеги уходят из-за собственной безопасности, но ещё потому, что инстинктивно говорят себе: «Это меня не касается». Джим напротив, всегда в самой гуще. Он не остаётся в стороне. На фотографиях это видно. Поэтому он падал на колени посреди них. Мои друзья тоже там были. Но не рядом с тем парнем. Они были на мосту или в здании и фотографировали издалека.

Когда это становится близким, личным, это Джим.»

(киножурналист Des Wright о Джиме Найтвее)

* * *

Ниже под фотографиями, где это возможно, курсивом даётся прямая речь Джеймса Найтвея
Bosnia, 1993 — Mourning a soldier killed by Serbs and buried in what was once a football field.
Afghanistan, 1996 — Mourning a brother killed by a Taliban rocket.
Romania, 1990 — An orphan in an institution for «incurables».
Kosovo, 1999 — Ruins of Djacovica, destroyed by Serbs.
Kosovo, 1999 — Imprint of a man killed by Serbs
Войны на Балканах. Босния
Южная Африка, 2000 — Grandmother cared for young girl affected by HIV.
Судан, 1993 — Famine victim in a feeding center.
У этого человека в буквальном смысле ничего не осталось — кроме его воли к жизни. При том, что он был настолько истощен и болен, он все равно продолжал бороться. Он не сдался — а если уж он не сдался, тогда как хоть кто-то из окружающего нас мира может потерять надежду?(*)
Сомали, 1992 — Famine victim sewn into burial shroud.
Сомали, 1992 — Lifting a dead son to carry him to a mass grave during the famine.
Сомали, 1992 — Child starved by famine, a man-made weapon of mass extermination.
Судан, 1993 — Famine victim about to receive water in a feeding center.
Конго
Руанда, 1994 — A Hutu man who did not support the genocide had been imprisoned in the concentration camp, starved and attacked with machetes. He managed to survive after he was freed and was placed in the care of the Red Cross.
Этого человека только что освободили из лагеря смертников хуту (Hutu death camp). Он не мог говорить, поэтому мы общались с помощью взглядов и жестов. Он позволил мне сфотографировать себя и в какой-то момент даже повернул лицо к свету, чтобы я мог лучше все видеть — как будто понимал, как много могут рассказать его шрамы всему остальному миру.(*)
Ирак, 2003 год
As the vanquished Hutus fled into Tanzania, they had to leave at the border the weapons with which they had committed the genocide, Руанда, 1994.
At the Red Cross clinic in Nyanza, Tutsis who had been freed from the death camp were treated for their wounds, Руанда, 1994
Руанда, 1994 — Survivors of the death camp near Nyanza were in extremely poor condition when they were liberated by Tutsi rebel forces.
The massacre at Nyarabuye took place in the grounds of a Catholic church and school. Hundreds of Tutsis, including many children, were slaughtered at close range, Руанда, 1994.
The massacre at Nyarabuye took place in the grounds of a Catholic Church and school.
Hundreds of Tutsis, including many children, were slaughtered at close range in Rwanda, 1994 (left).
Thousands were buried anonymously in mass, communal graves in Zaire, 1994 (right).
Survivors of the death camp near Nyanza were in extremely poor condition when they were liberated by Tutsi rebel forces, Руанда, 1994.

«Армия хуту бежала в Заир, спасаясь от наступающих сил тутси. За один день более миллиона людей пересекли границу и разбили лагеря на каменной вулканической земле.Чистой воды не было, невозможно было вырыть место для справления нужды или вырыть могилы и захоронить умерших людей. За считанные дни эпидемия холеры разнеслась по всем лагерям. Несмотря на все усилия, за несколько недель погибли десятки тысяч человек. Несчитанное число детей стали сиротами и оказались брошены.» (*)

* * *

* текст из выступления Джеймса Найтвея на мастер-классе в Москве в весной 2011 года. Перевод Марии Турченковой.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Дополнительная информация

  • Джеймс Нахтвей о себе и своей профессии</em>

  • War Photographer — сайт, посвящённый фильму

  • James Nachtwey’s searing photos of war — фотографии и выступление Джеймса на присуждении премии TED в 2007 году.

  • Официальный сайт Джеймса Нахтвея

  • James Nachtwey’s Photo Gallery — потрясающие снимки 11 сентября 2001 года

  • Катастрофа 16 марта 2011 года в Японии — фотографии Джеймса Нахтвея

  • James Nachtwey’s «Inferno» — большое интрервью Джеймса (на английском)

  • James Nachtwey в facebook

  • Цитаты из публикаций и выступлений Джеймса Нахтвея

  • Neil Shea «Talking with Jim Nachtwey»

  • James Nachtwey on pinterest

  • Wim Wenders – Eulogy for James Nachtwey at the occasion of the Dresden Prize

  • The Fahey/Klein Gallery — Галерея работ Джеймса Нахвея

Мы продолжаем фотографический экскурс по истории человечества и предлагаем следующие десять фотографии цикла.

История в фотографиях (1 часть)

История в фотографиях. Александр Гарднер, «Казнь изменников», 1865 год

Фотография Александра Гарднера, «Казнь изменников», 1865 год

Александр Гарднер – шотландский фотограф, который вошел в историю своими фотоработами повествующими о гражданской войне в США, фотопортретами президента США Авраама Линкольна – им было сделано семь прижизненных фотографий президента. А так же фотографией казни убийц Линкольна. Гарднер был единственным фотографом, которого допустили провести фотосъемку заговорщиков.

Фотография, как и сама казнь, была выполнена 7 июля 1865 года в Вашингтоне. Фотография так же называется «Линкольнские заговорщики».

История в фотографиях. Феликс Бонфилс (Félix Bonfils), панорама Бейрута, 1867 – 1899 года

Фотография Феликса Бонфился (Félix Bonfils), панорама Бейрута, 1867 – 1899 года

Изображение было сделано фирмой «Maison Bonfils» и изображает город Бейрут, Ливан. «Maison Bonfils» был необычайно плодовитым предприятием французского фотографа Феликса Бонфилса, его жены и сына. Семья переехала в Бейрут в 1867 году и, в течение следующих пяти лет, семьей делаются первые и самые важные фотографии Ближнего Востока. Это были пейзажные фотографии, панорамы, фотографии на библейские сюжеты и этнографические портреты.

Панорама Бейрута – фотография, состоящая из четырех фотоснимков.

История в фотографиях. Чарльз Фелпс Кушинг, Мыс Пойнт, 1869 год

10 мая 1869 года торжественно окончилось строительство первой трансконтинентальной железной дороги. Она объединила центральные и западные штаты Америки с Тихоокеанским побережьем.

История в фотографиях. Каторжный заключенный 1870 год

Фотография каторжного заключенного 1870 год

Перед вами студийная фотография Уильяма Томпсона в каторжной форме и кандалах. По фотографии можно себе представить, как выглядели каторжные заключенные конца 19 века, работающие на угольных шахтах.

История в фотографиях. Мэтью Б. Брэди, Автопортрет, 1875 год

Фотография Мэтью Б. Брэди, Автопортрет, 1875 год

Мэтью Б. Брэди, одним из самых знаменитых американских фотографов 19-го века. Считается отцом фотожурналистики. Знаменит своими фотопортретами знаменитостей, а так же документальными фотографиями Гражданской войны в США. Первым, в 1875 году, сфотографировал сам себя, его портрет считается первым Автопортретом.

История в фотографиях. Томас Эдисон, 1878 год

Фотография Томаса Эдисона, 1878 год

Томас Эдисона – величайший изобретатель современности. Эдисон получил по всему миру более 4 тысяч патентов на свои изобретения. Он усовершенствовал телефон и телеграф, разработал электрическую лампу накаливания, изобрел аэрофон, тикерный аппарат, мимеограф, фонограф, угольный микрофон, кинетоскоп, железно-никелевый аккумулятор. Ежедневно, мы, приветствуя друг друга по телефону словом «Алло», не задумываемся о том, что именно это приветствие 1877 году предложил Томас Эдисон, доказывая, в своем письме к президенту телеграфной компании Питтсбурга, что это самое подходящее слово. На фотографии мы видим изображение Томаса Эдисона в возрасте 31 года с ранней версией его фонографа. Фотография находится в Библиотеке Конгресса США.

История в фотографиях. Эдвард Мейбридж, «Лошадь в движении», 1878 год

Эдвард Мейбридж, английский и американский фотограф, который первый в фотографировании стал использовать несколько камер одновременно. Фотография «Лошадь в движении» возникла на фоне спора Эдварда Мейбриджа и Л.Стэнфорда, владельца железных дорог, губернатора и будущего основателя университета. Последний утверждал, что при галопе есть момент движения, когда лошадь полностью отрывает от земли все конечности. Для того, что бы провести фотографический эксперимент Мейбридж выстроил специальный «фотодром». В эксперименте использовались 24 камеры, что в результате привело к появлению 24 кадров бега. Эксперимент показал, что в действительности в момент бега, на долю секунды лошадь отрывает от земли все четыре конечности.

История в фотографиях. Резчики тростника на Ямайке, 1880 год

Фотография резчиков тростника на Ямайке, 1880 год

Данная фотография была сделана через полвека после отмены на Ямайке рабства. До 1962 года Ямайка была колонией Великобритании. Колонизировав Ямайку, англичане превратили остров в сахарную плантацию, всё коренное население работало на плантациях сахарного тростника. На фотографии видно, как выглядели ямайцы к концу 19 века.

История в фотографиях. Наполеон Сарони, Оскар Уайльд, 1882 год

Фотография Наполеон Сарони, Оскар Уайльд, 1882 год

Фотография американского фотографа Наполеона Сарони, не единственная фотография Уайльда выполненная фотографом. Он известен циклом фотографий, изображающих элиту общества конца 19 века.

Оскар Уайльд – английский поэт, прозаик, философ, драматург позднего Викторианского периода.

История в фотографиях. Неизвестный фотограф, первый снимок торнадо, 1884 год

Фотография неизвестного фотографа, первая фотография торнадо, 1884 год

Торнадо – атмосферное явление, при котором в грозовых облаках образуются вихри, они опускаются на землю в виде хобота и диаметр такого хобота иногда достигает сотни метров. Движение воздуха в воронке распределяется, таким образом, при, котором внутри воронки ветер движется вниз, а снаружи – вверх. Таким образом образуя сильное давление. Первая фотография торнадо была сделана в Южной Дакоте, 28 августа 1884 года. Сегодня существуют целые отряды охотников за торнадо, которые неустанно, находясь в самых опасных местах, пытаются запечатлеть на фото это природное явление.

Вас может заинтересовать: