Мифы психологии

Введение

Не так много лет прошло, как у нас в стране стало широко известно слово «психология» и такая профессия, как психолог. При этом популярность всего, что связано с психологией, огромна — об этом говорит и конкурс на психфаки (быть психологом модно), и количество «популярной» литературы по психологии… При этом любое явление, приобретающее такой размах, чаще всего теряет свою глубину. Начитавшись популярных книжек типа «Психоанализ в комиксах», многие, например новоиспеченные студенты психфака бывают сильно удивлены, что все гораздо сложнее и что психология, вообще-то, наука, и далеко не такая простая, как кажется. Итак, давайте прольём свет на суть деятельности этого загадочного специалиста — психолога. В нашем обществе, где психологическая наука только начала приобретать популярность, множество людей всё ещё с недоумением воспринимают слово «психолог», или же имеют смутное представление об особенностях его работы.

А когда о каком-то предмете существует недостаток информации — в силу вступают всевозможные догадки, легенды и мифы.

Мифы о психологии и психологах

Миф 1: Психолог, психотерапевт и психиатр — по сути, одно и то же. Психиатр — это специалист в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения, но также и разные виды психотерапии. Психиатр работает с людьми психически нездоровыми, имеющими серьёзные отклонения в психике. Ассоциативный ряд: таблетки, палата, электрошоковая терапия, маниакально-депрессивный психоз… Психолог — специалист, получивший психологическое образование. Психологическое — это не медицинское образование, и поэтому психолог (в отличие от психиатра) не имеет права выписывать лекарства. Области применения его знаний — психологическое консультирование здоровых людей. Ассоциативный ряд: рекомендации, кабинет психолога, «вы хотите об этом поговорить?»… В каких ситуациях может помочь психолог: при трудностях: в общении, в принятии решений, во взаимоотношениях; при стрессах и психологических травмах: развод, смерть близкого, физическое или моральное насилие… Психотерапевт — специалист (врач или психолог), который оказывает помощь чаще всего нефармакологическими методами. Упрощённо говоря, психотерапевт — человек, овладевший одним из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в «пограничных состояниях» , то есть в состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии…) Психотерапевт использует определённые психотехники, чтобы помочь клиенту решить его проблему. Ассоциативный ряд: рациональная психотерапия, психодрама, эриксоновский транс, NLP, трансперсональная психотерапия, телесноориентированная психотерапия, психосинтез. психолог морализатор психотерапевт миф

Миф 2: Некоторых людей пугает приставка «пси» в слове «психология».Представление об этой науке в их сознании тесно переплетено со словами «псих», «психушка», «психиатрия». Мнение, что психология имеет дело только с психическими отклонениями, что ее цель — обнаружить таковые у всех, кто обращается за помощью, очень живуче. В переводе с греческого «психе» означает «душа». Психология, т.е. наука о душе существует для самопознания. Лишь разобравшись в своей душе, можно понять всю сложность, все своеобразие и уникальность других людей и принять их.

Миф 3: Работа с психологом потребует много времени и денег. Или наоборот, психолог может организовать реальный, положительный и стойкий результат за 1 встречу. Все зависит от задачи, которую клиент хочет решить и от выбранного психолога. Если необходимо разобраться в себе, подробно понять причины своих поступков, разобраться с детскими страхами и обидами — это невозможно сделать ни за один, ни за ,скорее всего, даже за несколько сеансов. Могут потребоваться месяцы и годы работы в глубинной, например психоаналитической психотерапии, чтобы решить задачу. Если же человек хочет научиться уверенному поведению, понять, как управлять собой в ситуации стресса или как знакомиться, здесь психоаналитик не нужен. Можно посетить несколько сеансов у психолога, работающего в когнитивно — поведенческом подходе, для того, чтобы понять, как действовать. Так что все зависит от желанной цели клиента в первую очередь.

Миф 4: Психолог — морализатор. Морализатор — это смесь директивного родителя, учителя и священника, в функции которого входит научить человека как правильно жить с точки зрения нравственных, социальных и религиозных норм. На самом деле в функции психолога входит скорее наоборот освободить человека от давления различных норм. Это не значить, что человек должен стать бесшабашным разгильдяем, дебоширом или анархистом. Скорее психологическое освобождение означает приобретение большей внутренней свободы, освобождение от страхов и комплексов, которые ведут к естественному принятию своих личных и социальных свобод.

Миф 5: Психолог обязан всегда и во всем принимать и поддерживать своего клиента. Почему это не так? Термин «безусловное принятие» означает принятие человека таким, какой он есть, безотносительно условий и его поведения. Однако это не означает, что психолог обязан принимать и все поступки, которые совершает клиент, поддерживать его, если это противоречит ценностям специалиста. Например, если за психологической помощью обратился человек, задумавший совершить кражу, то психолог вовсе не должен его поддерживать в таких планах. Но быть открытым к диалогу, ценить такого клиента как индивидуальность, уметь разглядеть в нем достоинства психолог действительно обязан. Иными словами, психолог принимает человека, личность в своем клиенте, но совсем не всегда — то, что тот говорит или делает.

Миф 6: Если самому не удается разобраться в себе, то никто не сможет в этом помочь. За таким мнением часто скрывается нежелание встретиться лицом к лицу с проблемой. Ведь когда человек привычно «варится в своей каше», ему гораздо проще найти себе и оправдание, и придумать удобную для себя причину, по которой самому разобраться в себе невозможно. А если пойти к психологу, вдруг он найдет решение? И придется что-то в себе менять, в то время как изменения очень пугают. Но для того и нужно идти к психологу, который поможет достичь успеха в поиске выхода. Здесь можно сравнить тревожащую проблему с физической болью, которая очень неприятна, однако несет полезную защитную функцию, сигнализируя человеку о том, что именно в организме нужно привести в порядок. Можно смириться с болью, принять болеутоляющее средство, но причина останется (что может в конце — концов привести к непоправимым последствиям). Также и с психологической проблемой. У нее есть определенная позитивная функция. Например, лень может возникать из-за потребности организма экономить энергию или сигнал к тому, что дело, которым клиенту нужно заняться, совсем не его дело, а навязанное кем-то из значимых близких когда-то давно. Или излишняя эмоциональность может удовлетворять потребность быть замеченным другими людьми или разнообразить свою жизнь.

Миф 7:. Психологи — безотказные люди, готовые помогать всем, в любое время, при любых обстоятельствах. Некоторые люди полагают, что психологи — своего рода мессии, ощущающие потребность отдать жизнь на служение людям, и жертвовать собой ради всех и вся. На самом деле, психолог — это профессия. И хоть она и связана с оказанием поддержки и помощи людям, психолог совершенно не обязан превращать свою профессиональную деятельность в стиль жизни. Психолог — это не тот человек, который будет потaкать всем человеческим капризам и слабостям, не тот, кто обязательно подставит другую щёку. Как раз психолог лучше всех знает, что он никому ничем не обязан, и что он имеет право быть самим собой точно так же, как и все другие люди.

Миф 8: Психолог — добрейшей души человек, который всегда поддержит и подбодрит. Устойчив миф о том, что психолог, психотерапевт — это специалист, который не может по определению причинить боль, то есть данный специалист имеет право только на «поглаживания», и если клиент испытывает душевный дискомфорт в процессе работы, то это «неправильный» психолог, который «расстроил и обидел» клиента. Причем стереотип психолога, как персонажа, исключительно развлекающего и радующегося жизни, присущ не только дилетантам, но и начинающим психологам. Последние боятся причинить клиенту неприятные переживания, и стремятся вызвать его доверие и улучшение состояния путем соглашения со всем сказанным . Между тем, для того, чтобы произошло настоящее «продвижение» клиенту зачастую нужно испытать всю гамму чувств, обозначающих сопротивление изменениям: страх, растерянность, фрустрацию, агрессию и др. Профессия психолога предполагает не только «поглаживания», но и изрядную долю провокации, поскольку работа с сопротивлением, как правило, более плодотворна. Задача психолога — помочь клиенту принять эти негативные эмоции, уловить, о чем они «говорят» и справиться с ними.

Миф 9: Психолог должен помогать НЕ ЗА ДЕНЬГИ, а например, из благородства души. Тут сразу вспоминается про бесплатный сыр в мышеловке, о котором многие слышали, и даже попадались. Часто за благородством души скрываются совсем другие мотивы, и в этой «игре» благодетеля и облагодетельствованного клиенту достанется скорее роль проигравшего(или использованного). Оплата труда психолога — уже более понятный мотив его работы. Хороший психолог стал им не вдруг. Он долго и серьезно учился, повышал свой уровень, проходил свою длительную терапию(естественно оплачивая ее), нарабатывал опыт, иными словами вложил огромное количество времени, сил и финансов в то, чтобы стать профессионалом в выбранной профессии. Поэтому работа психолога, как и любой другой труд, должна быть оплачена. Профессионал всегда уважает свой труд и свои вложения. Когда человек идет к юристу или парикмахеру, он же не рассчитывает, что специалист окажет ему услугу бесплатно? При этом готовность клиента платить — это тоже одно из свидетельств того, что «уже пора что-то серьезно менять». Это тоже одна из составляющих готовности к психологической работе, как немаловажный личный вклад клиента в будущий результат.

Миф 10: Психолог решает за людей их проблемы. Отнюдь. Психолог лишь создаёт такую атмосферу и такие условия, при которых человек сам оказывается способен решить свою проблему. Сюда же следует добавить, что психолог работает только с человеком, обратившимся за консультацией. И помочь он может только в том случае, когда клиент готов к изменению себя, а не окружающего мира. Психолог не отвечает на просьбы вроде: Помогите вывести моего мужа на чистую воду; Что мне сделать, чтобы дочь перестала встречаться с тем хулиганом; Сделайте так, чтоб шеф повысил мне зарплату и т.д. Здесь как в анекдоте : — Раньше я очень переживал по поводу своего большого носа и веснушек. — А теперь что, сходил к пластическому хирургу и сделал операцию? — Нет, сходил к психологу — и перестал из-за этого переживать.

Миф 11: Психолог — это тот, кто тестирует. Протестирует, посчитает результаты и скажет, к какому типу людей ты относишься. Правда, непонятно, что с этим знанием делать. Выставление оценок происходящему в жизни клиента, как и вешание ярлыков, выдает как раз не самого хорошего специалиста. Ведь само по себе отнесение человека к тому или иному типу или определение какого-то уровня мало что дает для решения реальной проблемы. Однако в контакте с психологом клиент всегда себя проявляет(тем или иным способом), что как раз и стоит исследовать.

Миф 12: Психолог видит людей насквозь. Бытует мнение, что раз человек — психолог, он ведает чуть ли не все тайны бытия, человеческой природы и способен едва ли не предрекать будущее. Это слишком преувеличенный взгляд на вещи. На самом деле, психолог способен в некотором смысле прогнозировать возможные действия того или иного человека в той или иной ситуации. Но это скорее относится к тем случаям, когда психолог заинтересован в получении такой информации. Тогда он может использовать все свои профессиональные знания, чтобы эту информацию получить. Для этого требуются большие или меньшие целенаправленные усилия: определение особенностей темперамента и характера человека, анализ ситуации, в которой этот человек находится и т.д. С данным убеждением тесно связан похожий миф:

Миф 13: Психолог обладает сверхспособностями. Этот миф также является очень популярным. Многие представляют психолога ясновидящим или магом, который сможет за короткое время составить точный и исчерпывающий психологический портрет, дать характеристику человека, описать его прошлое или нарисовать картину его бытия. Психолог не знает всех тайн человеческой природы, он не мудрец и не гуру, знающий все на свете, он не является ясновидящим или экстрасенсом. Такие сверхспособности как ясновидение, открытие третьего глаза, управление энергией космоса не являются научными и не преподаются в психологических ВУЗах. Сверхспособностями занимается наука парапсихология. Приставка «пар» означает «около», то есть это область околопсихологических знаний. А сверх способности психолога — это ни что иное, как знания и навыки, полученные в ходе серьезного обучения и проверенные многолетним опытом.

Миф 14: Психологов стоит опасаться, потому что они могут что-нибудь внушить человеку без его ведома. В современном обществе действительно имеет место развитие подобного мифа. Подобные ситуации часто обыгрываются в кино и литературе. Делая подобное утверждение человек, с одной стороны, подозревает психолога в особых скрытых от него целях, а с другой стороны, представляет себя пассивным и не способным к сопротивлению объектом воздействия со стороны более сильного субъекта. Психотерапия — добровольный процесс, возможный только в случае хотя бы минимального осознания клиентом своих затруднений и наличия мотивации к изменениям. Уже на первой встрече в совмстном диалоге проясняется запрос клиента, и формулируется реально достижимые в терапии цели, соответствующие интересам клиента, которые становятся основным ориентиром в работе психотерапевта. Следует также особо подчеркнуть, что цель терапии определяет клиент. Терапевт со своей стороны отвечает, насколько ожидания клиента соответствуют реальным возможностям психотерапии и в случае необходимости помогает клиенту найти путь трансформации нереалистичных ожиданий в реально достижимые.

Так же как и при прояснении целей, так и в последующей работе клиент остается активным участником процесса, а не пассивным объектом воздействия со стороны психотерапевта. Психотерапевт никогда не сможет заставить клиента сделать что-то, с чем последний не согласен, даже если психотерапевт абсолютно уверен в правильности своей точки зрения. Даже такие психотерапевтические методы, которые используют гипноз и техники внушения не будут эффективными без согласия и сотрудничества клиента.

Миф 15: Психолог может решить все проблемы Следует заметить, что психолог не решает проблемы своих клиентов, а помогает им самим найти выход. Вероятность решения определённой проблемы с помощью психолога зависит от множества факторов. Это и факторы, зависящие от психолога, как то: — уровень его подготовки (и дело не только в том, сколько ВУЗов и курсов окончил или книг прочёл, а сколько из всего этого понял ); — его личные качества, важные для профессиональной деятельности (умение слушать, умение чувствовать эмоциональное состояние клиента, интуиция, креаивность…); Это и факторы, зависящие от клиента: — осознание своей ответственности за происходящее; — готовность вместе работать над проблемой и готовность к работе над собой; — степень честности и открытости перед психологом; Наилучших результатов можно достичь, когда клиент и психолог сумели установить доверительные отношения, и оба сфокусированы на работе над определённой проблемой. Лучше, когда клиент выбирает себе психолога. Продуктивная работа невозможна без взаимной симпатии. В то же время, психолог имеет право отказать в консультировании определённому клиенту. Причиной тому могут быть разные обстоятельства. Например, психолог не специализируется на данной тематике (какой бы ни был профессионал, охватить всё поле человеческих проблем довольно сложно) .Психолог также может направить человека к другому специалисту, будь то врач, психиатр или его коллега, работающий с подобными вопросами.

Миф 16: У психолога не может быть своих проблем. Если бы! Психологи — тоже люди. Не будем об этом забывать. Сказать, что у психолога не может быть личных проблем, это всё равно, что сказать, что врач-терапевт не может простудиться, а травматолог — сломать ногу. Зачастую, психолог способен более эффективно решать свои проблемы. Но они у него тоже могут быть и даже должны быть, потому, что на ошибках учатся. И, к сожалению, чаще всего только на своих собственных. Психологи также могут обращаться к своим коллегам за помощью. И в этом нет ничего предосудительного. Ведь мудрость состоит не столько в том, чтобы все проблемы решать самому, сколько в том, чтобы решить их наилучшим способом и с наименьшими затратами нервов. Уверенность в себе — это способность как оказывать помощь тогда, когда ты можешь помочь, так и попросить о ней тогда, когда самому тебе это не под силу.

Миф 17: Основной задачей психолога является как можно быстрее разобраться в проблеме клиента. И также быстро от нее избавить, например, дав верный совет, для чего он, конечно, должен обладать большим собственным жизненным опытом. Давать советы — не является задачей психолога. Основной задачей психолога является помочь клиенту разобраться в проблеме и решить ее. Психолог должен создать условия для того, чтобы человек смог сам разобраться в своих трудностях и принять решение. Для эффективного оказания помощи психологу не обязательно побывать в тех же ситуациях, что и клиент. Даже наоборот — это, скорее всего, может помешать, так как психолог может начать переносить собственную проблему клиента. По сути, ожидание советов — это попытка перекладывания ответственности на психолога, свидетельство некоей психологической незрелости человека. Если советы даются(тогда, кстати, имеет смысл коснуться вопроса и об их «правильности»), человек привычно продолжает находиться в своем незрелом, несамостоятельном и безответственном по отношению к самому себе состоянии. А это точно не является целью терапии.

Миф 18: Каждый человек — психолог, только у некоторых есть диплом, а у некоторых нет. Лучше поговорить с кем-то из близких, чем ходить к психологу. Безусловно, в разговоре на кухне по душам, в беседе хороших друзей присутствует некоторый психологический аспект: снимается напряжение, становится как будто легче, жаль только, что ненадолго. Однако специфика работы психолога, в отличие от простого поддерживающего разговора с другом, заключена в том, что он более осознанно и глубоко понимает происходящие процессы во время взаимодействия с клиентом, а, следовательно, управляет процессом взаимодействия. В ходе психологической беседы клиенту тоже может становиться легче(хотя и не всегда). Но одной поддержки бывает мало, чтобы вырваться из замкнутого круга нерешенных проблем. И в отличие от друга, психолог владеет инструментами для выявления деструктивных мыслей, реакций, моделей поведения клиента, после чего помочь осознать их и найти им позитивную замену. Здесь всплывает новая трудность, состоящая в том, чтобы сделать проблему явной для клиента. Один уважаемый психоаналитик на лекции как-то сказал: «Хорошему диагносту нужно иногда всего 10 минут, чтобы принять причины проблемы клиента. И несколько лет, чтобы то же самое понял клиент». Все дело в бессознательном, в его способности защищать свою территорию и разобраться в ситуации. Таким образом, основное отличие работы профессионального психолога состоит в том, что она является более эффективной потому,что более профессиональна.

Миф 19: К психологу стоит идти, когда уж совсем «приперло». Наши соотечественники так устроены, что многим кажется легче «тушить пожар», чем прогнозировать и «не дать ему разогреться». И в этом тоже есть особенность национального менталитета. Так ожидания клиента от психотерапии очень напоминают ожидания при скорой стоматологической помощи: когда зуб разболелся не на шутку, куда уж деваться? Однако в отличие от стоматологии, в жизни человека очень много граней, и выход из строя одной из них почти всегда влечет за собой обострение другой(-их). Сложности, накапливающиеся как снежный ком, затрагивают все сферы жизни, и чем больше сфер жизни затронуто, тем труднее со всем этим накопившимся разбираться. Кроме того, чем дольше человек оттягивает с решением проблемы, тем вероятнее эта проблема достигнет масштабов «болезни», которая в свою очередь потребует более длительного и серьезного «лечения» и основательной коррекции психотерапевтическими средствами на более глубинном уровне(что всегда дольше, сложнее и дороже). Поэтому совершенно необязательно ждать, когда «грянет гром и разразится буря», а лучше обратится за помощью тогда, когда возникает первичное ощущение дискомфорта или тревоги по какому-то значимоу поводу, или вы чувствуете, что не в состоянии разобраться в какой-то ситуации самостоятельно.

Миф 20: Психолог любит покопаться в «грязном белье» клиента и любит об этом посплетничать.

Если вы чувствуете, что такое происходит, прекращайте общение с таким «психологом». И подавайте на него в суд. Чрезмерное любопытство не входит в перечень профессиональных качеств психолога-профессионала. И он обязан хранить конфиденциальность!

Миф 21: В кабинете психолога люди всегда плачут.

Бывает, что плачут. Но также радуются и смеются. Иногда злятся или испытывают стыд. Если психолог служит для клиента «носовым платком», выслушивает бесконечные жалобы и стоны, то это очень грустно. Грустно, что этому человеку негде выплакаться, кроме как в кабинете психолога. Грустно, если жалобы и обиды это способ его жизни.

Миф 22: У самого психолога серьезные психологические проблемы. Действительно, на психологические факультеты поступает немало людей, которые хотят таким образом разобраться со своими психологическими проблемами. Но не сумев в той или иной степени разрешить их, профессиональными психологами такие люди часто не становятся. Психолог обязан овладеть навыками саморегуляции и обладать высоким уровнем рефлексии, чтобы отслеживать собственное поведение, осознавать свои границы, находить источники имеющихся комплексов, страхов и барьеров и работать над собой. Прежде чем приступить к практической работе, психолог сам проходит психотерапию, затем он работает под руководством супервизора — более опытного психолога, и только после нескольких месяцев обучения он сам может оказывать психологическую помощь. Бывает, что с точки зрения обывателя психологи позволяют себе некоторые странности, бывают эксцентричными, излишне самоуверенными, но на профессиональных качествах хорошего психолога это не отражается (или не должно отражаться). Тем не менее, этот миф устойчив и находит отражение в многочисленных анекдотах, книгах и фильмах.

Все люди — психи?

Далее я объясняю, что не всё так просто, что лоботомию делать ещё рано, скорее всего у вас, мой дорогой читатель, всего лишь акцентуация характера.
Потом я подумал, что будет ещё лучше — написать пост о «норме» и её видах, дабы закрыть этот вопрос.
Итак, приступим.
«Норма» — это неопределённое понятие, и видов это самой «нормы» есть несколько.
О социальной, статистической, правовой и медицинской норме я писать не буду, давайте сразу поговорим о психологии и психиатрии.
1. Норма в психиатрии. Если мы посмотрим, например, на шизофреника в психбольнице, то можем обнаружить, что у него просто целый ворох бредовых убеждений о преследовании, теориях заговора, своей богоизбранности и т.д…
Но. В том же ВКонтактике полно сообществ, где всерьёз пропагандируют идеи о Плоской Земле, вреде прививок, лечение гомеопатией и уринотерапией…
Почему эти люди не в психушке?
Здесь вот что получается. Чисто теоретически — почти каждый из нас верит в какую-нибудь непонятную/недоказанную/абсурдную идею или идеи.
Люди верят в приметы, ауру, Бога (может он всё таки есть, а?), переселение душ, вред ГМО и ещё тысячи самых разных по степени адекватности и неадекватности идей.
Так что же, нам всем пора к психиатру?
Нет, не сегодня (у психиатра выходной, поэтому приходите завтра).
Психиатры принудительно госпитализируют тех людей, у которых степень неадекватности чересчур сильная. Вплоть до того, что человек становится опасен для себя и окружающих.
Если же вы просто считаете, что соседка, тварь такая, следит за вами и хочет вас отравить — это ещё цветочки, и трогать вас никто не станет)
А вот если ваша убеждённость в этом так сильна, что вы уже начинаете представлять опасность для себя или общества — вот тут-то вам и вручат бесплатную путёвку в санаторий им. Кащенко.
2. Нормальный характер и расстройство личности. Ага, вот мы наконец-то добрались до расстройств личности (РЛ).
Бывают ли нормальные шизоиды/нарциссы, или у каждого из них именно РЛ и им нужно лечиться?
Здесь вот что получается.
Характер человека — это не какая-то бинарная штука типа «да или нет/чёрное или белое/нормальный или псих».
Характер — это целый спектр состояний, который, для простоты, мы можем показать шкалой от 0 до 100.
0 — максимальное значение нормы, отсутствие расстройства личности, человек максимально адаптирован.
100 — крайнее значение РЛ, самая тяжёлая форма, полная социальная дезадаптация.

А вот где-то посередине этого спектра у нас будет крайнее значение нормы, когда человек вроде бы псих, но вроде и не псих…
Психологи и психиатры называют это «акцентуация характера». То есть, характер (шизоидный/истероидный и т.д.) проявляется ярко, и он заметен, но он не настолько яркий, что человек страдает и его пора лечить.

Таким образом, у нас есть целый спектр состояний между нормой, акцентуацией и РЛ.

Поэтому, даже если вы обнаружили в себе черты того или иного характера (шизоидного/нарциссического/психопатического) — не спешите звонить людям в белых халатах. Скорее всего — у вас всего лишь акцентуация, а не РЛ.

Всегда помните, что главным критерием РЛ является социальная дезадаптация.
Если у вас всё в порядке в сфере взаимоотношений, работе и досуге — значит вы точно нормальный. Если же адаптация нарушена, то есть, какая-то сфера или даже все сферы вашей жизни плохо функционируют, например, вас постоянно выгоняют с работы из-за вашего раздолбайства, или же у вас нет друзей из-за вашего несносного характера — вот это уже повод задуматься.
3. Психологическая норма.
Тоже весьма занимательная штука. Иногда люди задают интересные вопросы о норме. Например: «А вот я не люблю своих родителей — это нормально?» или «А вот мне очень важно что обо мне думают люди — это нормально?»

То есть, здесь не вопрос психиатрии или вопрос адаптации, как при РЛ, а нечто другое.
И ответ на этот вопрос не так прост, как кажется.
Есть психологи, который считают, что «У каждого своя правда, поэтому сами и решайте, что норма, а что не норма».
Есть психологи, которые наоборот, придумывают критерии нормы, и мерят по ней (пример — 16 критериев нормы Нэнси Мак-Вильямс).

Что я сам думаю по поводу всего этого?

Моё мнение будет субъективным (поэтому вы можете не соглашаться) и банальным, но я всё же озвучу его:
1. Многие люди сомневаются в своей правоте, и поэтому жаждут подтверждения авторитета, который скажет им «Да, Вася, ты — нормальный, живи как живёшь». Поэтому они постоянно ищут подтверждения своей нормальности.
2. Этот путь бессмыслен, потому что правда у каждого своя, и мнения противоречивы. Одни говорят, что нужно любить и прощать, а другие говорят, что можно и злиться, если уж хочется.
Так где же правда???
3. А раз правды нет — определите сами, что для вас норма, а что нет. Вы — взрослый сознательный человек. Никто не знает, по каким правилам вам жить. Определите сами эти правила, и живите по ним.
4. Всегда помните, что у любого выбора есть последствия. У выбора своей «нормы» тоже есть последствия. Поэтому, выбирая свои правила — вы принимаете последствия жизни по этим правилам. Это — ваша ответственность.
5. У других людей есть свои правила, своя «норма». И она далеко не всегда согласуется с вашей. Помните об этом. Никто не обязан принимать вашу норму, и вы в свою очередь не обязаны делать то же самое.
Вот такие дела.
Ну что, нашли у себя акцентуацию характера?)

10 мифов о популярной психологии и их разоблачение

1. Улыбка может сделать человека счастливым

Приверженцы позитивной психологии говорят, что улыбка сделает вас счастливым, даже если день не задался. Звучит красиво, но на практике такая тактика не очень эффективна. Вы можете улыбаться до боли в щеках, но проблем, из-за которых у вас плохое настроение, это не устранит. Более того, некоторые исследования The Claim: A Fake Smile Can be Bad for Your Health опровергают то, что фальшивая радость может сделать вас счастливым.

Впрочем, как в любом мифе, в этом утверждении есть доля правды. Если вы не грустите, не злитесь, а просто сохраняете эмоциональный нейтралитет, улыбка действительно может улучшить настроение. Но это должна быть искренняя радость. Организм не обманешь: при настоящей улыбке вы двигаете не только губами, она активизирует мышцы вокруг глаз. И мозг получает сигнал, что случилось что-то приятное.

А вот попытка скрыть негативные эмоции под маской радости только заставит вас чувствовать себя ещё хуже. Исследования Not always the best medicine: Why frequent smiling can reduce wellbeing показывают, что подавление чувств повышает уровень стресса.

2. Поза силы способствует выделению гормонов уверенности

В одном из выступлений на TED психолог из Гарварда Эми Кадди рассказала, что некоторые позы силы могут снижать уровень гормонов стресса и повышать выделение гормона власти тестостерона, что заставляет вас выглядеть более уверено.

Её речь стала вирусной, и идеи о позах силы широко разошлись. Однако исследования не подтвердили эту теорию. В 2015 году группа учёных провела эксперимент Assessing the Robustness of Power Posing: No Effect on Hormones and Risk Tolerance in a Large Sample of Men and Women , отобрав для него в пять раз больше участников, чем были задействованы в опытах Кадди. И им не удалось зафиксировать изменений гормонального фона. Предполагается, что психолог и её коллеги в своём опыте допустили ошибку или намеренно манипулировали цифрами.

При этом многие люди после просмотра выступления Кадди на TED заявили, что позы силы им действительно помогли. Однако такой результат обусловлен скорее внушаемостью и доверием к мнению хорошо образованного спикера, чем биологическим влиянием, о котором говорит психолог.

3. Противоположности притягиваются и образуют крепкие пары

Этот миф основан на мнении, что двое людей с разными интересами, взглядами на жизнь, темпераментами более интересны друг другу. Исследования In Romance, Opposites Attract же показывают прямо противоположное: наиболее привлекательны люди, которые на нас похожи.

Сходство способствует долгосрочным отношениям, так как партнёрам легче договориться и у них в целом одинаковые взгляды на жизнь.

4. Мозговые штурмы эффективнее проводить в группе

Считается, что одна голова — хорошо, а две — лучше. Поэтому руководители неустанно сгоняют подчинённых на совещания, летучки, брейнстормы. Якобы в группах люди мыслят креативнее благодаря немедленному получению обратной связи и развитию идей друг друга.

Но, по данным Why you can’t brainstorm creative ideas Американского института графических искусств и других исследовательских институтов, групповые мозговые штурмы имеют три характеристики, ограничивающие творчество:

  1. Фиксация на первой хорошей версии приводит к тому, что участники штурма просто перестают думать о более удачных вариантах и отвергают другие достойные предложения.
  2. Давление со стороны других участников группы мешает слышать уникальные идеи и озвучивать их самостоятельно.
  3. Необходимость в режиме реального времени выдавать креативные идеи в условиях конкуренции может вогнать человека в ступор, и он не сможет ничего придумать.

Вместо командного мозгового штурма лучше дать людям возможность самостоятельно придумать как можно больше творческих идей, а затем поделиться ими с командой для обратной связи.

5. Активное проявление эмоций поможет справиться с гневом

Многие люди ошибочно полагают, что самый быстрый способ справиться с гневом — громко кричать, швырять предметы и всячески пытаться выплеснуть сильные эмоции.

Исследования Why Venting About Work Frustrations Actually Makes You Angrier показывают, что результат может быть прямо противоположным. Вы не успокоитесь, а только сильнее разъяритесь и потратите на негативные эмоции гораздо больше времени.

Лучше справляться с гневом более продуктивно: перестать участвовать в конфликтной ситуации, попытаться понять, что вас так злит, или направить ярость на физические упражнения.

6. Способности связаны с доминирующим полушарием мозга

Идея о том, что доминирующая половина мозга определяет, насколько человек артистичен или рационален, достаточно популярна. Якобы правое полушарие отвечает за творчество, а левое — за аналитику.

Только наука эту теорию не подтверждает. Исследования Left Brain vs. Right: It’s a Myth, Research Finds показывают, что человек использует оба полушария мозга одинаково, так как большинство действий выполняются за счёт связей между различными частями содержимого черепной коробки. В зависимости от образа жизни человека некоторые отделы мозга могут стать сильнее из-за адаптационных механизмов. Но речь не идёт о целых полушариях.

7. Мужчины и женщины общаются по-разному

Миф, что мужчины и женщины говорят на разных языках и, чтобы понять друг друга, им нужен специальный переводчик, кормит авторов книг с названиями вроде «Как понять женщину» и «О чём думает мужчина». Но если читать не их, а научные исследования Men and Women: No Big Difference , можно выяснить, что разница обусловлена не полом, а гендерными ролями.

В обществе, где на человека не навешивают ярлыков, основываясь на форме половых органов, мужчины и женщины общаются примерно одинаково.

8. Кризис среднего возраста неизбежен

Кажется, что в 40 лет просто обязательно надо осознать, что молодость уходит, а ты всю жизнь жил не так, наделать глупостей, купить мотоцикл, сменить имидж. На самом деле, по оценкам Forget The Red Sports Car. The Midlife Crisis Is A Myth исследователей, только 10% населения страдает от кризиса среднего возраста. Остальные не теряют рациональности и в 40 лет, и в 50. Не исключено, что вы столкнётесь с какими-то проявлениями стереотипных кризисных вещей, но пережить их можно с наименьшими потерями.

9. Вы перестаёте развиваться как личность, когда взрослеете

Распространено мнение, что к 25 годам личность человека созревает и после этого изменить его может только какое-то очень значимое событие вроде травматических переживаний. И многие полагают, что к этому возрасту должны точно знать, куда они идут по жизни, и стремиться к стабильности.

Но личность продолжает меняться после 25 лет, о чём свидетельствует масштабное исследование Personality changes for the better with age с участием 132,5 тысячи человек. Есть и общие черты, которые люди приобретают с возрастом. По мере старения они более расположены сотрудничать с другими, но при этом становятся менее открытыми.

10. Человек использует только 10% возможностей мозга

Этот миф возник в во второй половине XIX века, когда учёные сравнили способности к обучению вундеркинда и обычного человека. Теория укрепилась в XX веке, когда исследователи заметили, что многие части мозга людей остаются неактивными. Это заставило их думать, что люди используют только около 10% мощности мозга.

Современные исследования показывают, что в течение дня мы используем 100% Do People Only Use 10 Percent of Their Brains? мозга, но не все его части сразу. Каждый участок выполняет различные функции. Поэтому отделы, которые контролируют, например, дыхание, активны без остановки. Другие части подключаются при необходимости.

Голая правда о психологах

Эта статья является своего рода памяткой, содержащей 10 достоверных фактов о профессии психолога и той помощи, которую он может оказать.

Отличие психолога от психиатра

Психолог отличается от психиатра! До сих пор эти две профессии часто путают друг с другом. Хотя психология вообще не является медицинской специальностью.

Психиатр работает с душевнобольными людьми, нуждающимися в медицинском вмешательстве, порой не способными отвечать за свои поступки. Психолог же занимается консультированием здоровых личностей, способных нести за себя и свои действия полную ответственность. Нередко можно услышать от клиента просьбу: «Выпишите мне, пожалуйста, какие-нибудь таблетки…». Так вот, назначать или даже рекомендовать лекарства психолог не имеет права. Обращаться к нему за таблетками столь же нелепо, как приходить в аптеку, чтобы посмотреть новый фильм. Также психолог не может назначить своему клиенту лечение в специальной клинике. Смешно, но некоторые потенциальные клиенты этого опасаются. Сама не раз слышала в ответ на вопрос: «Почему бы тебе не сходить к психологу, чтобы разобраться в себе?» испуганный ответ: «А вдруг он решит, что у меня не все дома и отправит в психушку?!» Такая ситуация совершенно сюрреалистична. Что немаловажно, психиатр работает с пациентами, а психолог – с клиентами. А быть клиентом – это респектабельно, не так ли?

Этика

В своей работе психолог обязан придерживаться этических принципов. Главный из них звучит так: «психологи уважают и ценят достоинство личности и стремятся обеспечить и защитить основные права человека. Они обязаны накапливать сведения о поведении людей, понимании людьми друг друга, самопонимании и применять эти сведения для обеспечения благосостояния общества».

Контракт

Во время первой встречи психолог-консультант и клиент заключают друг с другом «консультативный контракт». Он может быть, как письменным, так и устным. Психолог с клиентом договаривается о количестве и периодичности встреч, о способе оплаты и о различных нюансах их последующей совместной работы. Поэтому во время первой встречи психолог обязан предоставить клиенту максимум достоверной информации о процессе консультирования:

  • Об основных целях консультирования;
  • О своей квалификации;
  • Об оплате за консультирование;
  • О приблизительной продолжительности консультирования;
  • О целесообразности консультирования;
  • О риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;
  • О границах конфиденциальности.

Конфиденциальность

Только что упомянутая конфиденциальность – еще один важный этический принцип. Он заслуживает отдельного внимания. Психолог не имеет права на распространение какой-либо информации о клиенте без его на то согласия. Обязанность каждого консультанта – использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Например, он вправе использовать общую информацию для научных исследований, в которых не должны фигурировать ни имя, ни какие-либо личные данные клиента. Также консультант может обсудить ситуацию своего клиента со своим супервизором с целью улучшения качества оказываемых услуг. В этом случае также никакие личные данные клиента не распространяются. Однако, в этом принципе допустимы исключения. Конфиденциальность может быть нарушена, если клиент представляет риск для других людей; если жизнь клиента подвергается риску; если клиент причастен к преступным действиям; если клиент нуждается в госпитализации. Во всех остальных случаях все, что было в кабинете психолога – остается в кабинете.

Запрет на двойные отношения

Запрет на двойные отношения – еще один важнейший этический принцип психологического консультирования. Консультирование родственников, друзей, сотрудников, близких знакомых – нецелесообразно. Сексуальные отношения с клиентом – недопустимы. Именно поэтому порядочные психологи отказывают в консультациях своим друзьям и знакомым. Не все знают об этом правиле, поэтому искренне недоумевают, получая отказ. С одной стороны их претензии вполне понятны: «Я вот работаю айтишником, я ведь могу другу компьютер починить дешевле, чем чужому человеку. Почему же мой друг не может меня проконсультировать со скидкой?!» Однако, такой запрет имеет под собой вполне логичное обоснование. Находясь в личных отношениях с клиентом, консультант теряет объективность. А она необходима для того, чтобы консультации были успешными и приносили результат. Кроме того, клиент не всегда полностью раскроется своему другу, сотруднику, или даже знакомому. Ведь в глазах тех, с кем мы регулярно общаемся, мы хотим выглядеть как можно более красиво. Не всегда можем полностью «обнажить» свои чувства и мысли. В этом плане незнакомцу раскрыться бывает гораздо проще. Думаю, у многих из читателей были эпизоды в жизни, когда они заводили очень личные разговоры со случайными знакомыми, скажем, попутчиками в поезде; затрагивали с ними темы, которые неловко обсуждать с близкими людьми.

Необходимо прилагать усилия

Клиент несет ответственность за результат! В этом смысле консультации психолога сильно отличаются от тех услуг, которые мы обычно покупаем. Как правило, схема оказания услуги выглядит так: клиент оплачивает определенную сумму, а взамен получает услугу (конкретное действие). При этом сам клиент ничего не делает. Максимум, наслаждается процессом (например, массажем). В случае с психологом все не так просто. Клиенту необходимо прилагать собственные усилия для достижения результата. Более того, наибольшая ответственность – именно на его плечах! По сути, во время консультирования клиент сам решат стоящие перед ним задачи. А психолог сопровождает его, создает оптимальные условия.

Нет советам

Психолог НЕ дает советов. Вопреки распространенному заблуждению, вместо советов психолог помогает клиенту самостоятельно прийти к стоящим решениям.

Равенство партнеров

Психолог и клиент занимают равные позиции! Иногда человек отказывается от консультации психолога, объясняя свои опасения примерно так: «Психолог – наверняка высокомерный сноб, который думает, что знает все лучше меня и станет учить меня жизни!» Такая позиция в корне отличается от реальной позиции консультанта. В процессе консультации психолог прибегает куда больше к опыту и знаниям клиента, нежели к своим собственным. Вместо того, чтобы давать клиенту инструкции, или чему-то обучать его, консультант помогает ему раскрыть и использовать собственный потенциал!

Работа по запросу

Психолог работает по запросу. Консультант никогда не будет затрагивать те сферы жизни и те темы, которые не хочет обсуждать клиент. Например, если клиент обращается с вопросом насчет выбора профессии, психолог не полезет без приглашения в его отношения с родителями. Консультация начинается с того, что клиент озвучивает свой запрос, над которым и пойдет дальнейшая совместная работа. Конечно, разные сферы жизни человека связаны между собой. Бывает и так, что для решения одной задачи важно затронуть и другие аспекты жизни клиента. Например, случается, что корни супружеских проблем лежат в отношениях клиента с одним из родителей. Но, разумеется, если определенная тема для клиента неприятна, либо он не готов к ее обсуждению, он спокойно может сообщить об этом консультанту, чтобы избежать ее обсуждения.

Откровенность

Психологи НЕ владеют телепатией (в большинстве своем). Если в процессе консультирования клиента что-то смущает, пугает или расстраивает, следует сообщить об этом психологу. Не стоит ждать, пока консультант догадается о мыслях клиента. Все, что, по мнению клиента, заслуживает обсуждения, можно и нужно обсуждать! Причем желательно использовать слова! Даже если вам повезло, и ваш консультант владеет экстрасенсорными способностями, не стоит на них слишком полагаться. Словесное общение – надежнее!

Использованная литература:

  • Кочюнас Р. Основы психологического консультирования/ Пер с лит. – М.: Академический Проект, 2000. – 240 с.
  • American Psyhological Assotiation. Ethical principles of Psyhologist// American Psyhologist, 1990. Vol. 45. P. 390 – 395.

Мифы и реальность о психологах

Мифы и реальность о психологах (часть 1)

В нашей жизни есть много профессий, окружённых мифами, которые порой совершенно далеки от реальности. И особенно много мифов вокруг профессии психолога. Конечно, на то есть свои причины, например, кризисные периоды в развитии психологии, множество стереотипов, сформированных от незнания сути работы психолога, и основанных лишь на обрывках информации с её искажением. Итак, давайте разберемся кто же такой психолог на самом деле.

Миф №1 «Дайте мне таблетку от всех проблем/взмахните своей волшебной палочкой»

Некоторые люди идут к психологу, ожидая моментального решения всех своих проблем, и порой очень расстраиваются, узнавая, что психолог не маг и не волшебник.

Реальность: Волшебной таблетки не существует! И важно понимать, что проблемы, особенно, которые вы старательно копите годами, порой доводя ситуацию до критической, не решаются моментально. А также не решаются другим человеком, как бы ни хотелось перекинуть на кого-то ответственность за свою жизнь. При работе с психологом ответственность делится пополам и это важно для реальных и стойких изменений, а также для ощущения вами ценности того, что произошло (ведь вы тоже приняли в этом участие)

Миф № 2 «Я не псих, чтобы идти к психологу»

Кто-то видя в слове «психолог» первые четыре буквы, либо вообще не имея представления о психологии и психологах, ошибочно полагает что эта профессия исключительно для работы с людьми, страдающими психическими расстройствами.

Реальность: Психолог работает с людьми без психических заболеваний, с разными возрастными группами, и помогает решать большой спектр психологических проблем. Например, работа со страхами, комплексами, эмоциями, профориентация, поиск предназначения, личные и семейные кризисы, и многое другое.

Миф № 3 «Вы мне посоветуйте…»

Очень часто люди идут к психологу за советом. Причём ждут готовый совет на каждую ситуацию своей жизни, а ещё лучше чтоб это был один общий совет, применимый в любой ситуации.

Реальность: Психолог никогда советов не даёт! Да не удивляйтесь, это так…Что вообще в принципе происходит, когда вы даёте кому-то совет? Например, ваша подруга советует вам своего парикмахера, и вы со спокойной душой идёте на стрижку к нему. Но так случилось, что этот парикмахер оказался не ваш, и вам совершенно не нравится результат его работы с вашими волосами. Кто же виноват в этой ситуации? Да, подруга! Давая кому-то совет, хотите вы того или нет, вы автоматически берёте ответственность за совет на себя. Психолог же может дать рекомендации, показывая вам возможные последствия того или иного выбора (ситуации), а сам выбор уже за вами, ведь жизнь-то ваша

Миф № 4 «А поговорить и с подружкой можно…»

Ещё одно заблуждение о психологическом консультировании в том, что это «просто поговорить». И некоторые считают, что можно и подружке «душу излить», а кто-то и вовсе видит лучший способ на дне бокала при встрече с друзьями.

Реальность: Таким людям хочется задать вопрос: «Неужели вы и правда думаете, что человек будет тратить годы (а кто-то и всю жизнь повышает свою квалификацию дополнительными образованиями и курсами по психологии) на то, чтобы научиться «просто поговорить» с клиентом? В зависимости от направления и техник, которыми пользуется психолог в своей работе (а их очень много), процесс консультирования может быть разным (от постоянного «говорения» до абсолютного молчания в течение всей консультации). Да, чаще всего, первая консультация проходит в основном в форме диалога (хотя опять же не всегда) и это помогает найти истинные причины сложившейся ситуации, а также оценить сроки выполнения вашего запроса.

Миф № 5 «Я тоже психолог…»

Некоторые люди говорят о том, что они тоже стали психологами благодаря своему опыту и т.д. Однако, здесь важно различать житейскую и научную психологию. Да, опыт человека очень важен и это замечательно когда он учится на своих ошибках и может поделиться им с другими. Но опыт каждого уникален, и нельзя применить решение одной ситуации одним человеком, ко всем остальным людям.

Реальность: Психолог же благодаря своему образованию и опыту консультирования, имеет множество практически применимых знаний и навыков, которые помогают клиенту действительно изменить что-то в своей жизни, разобраться в текущих ситуациях, раскрыть свой потенциал, избавиться от факторов, мешающих развитию, например, страхи или неуверенность и т.д.

Миф № 6 «Психолог нужен только слабакам»

Если Вы придерживаетесь такого же мнения, что к психологам ходят лишь слабые люди, которые не в состоянии сами решить свои проблемы, то спешу Вас расстроить

Реальность: На самом же деле поход к психологу это забота о своей душе, о себе любимом и это не является показателем слабости. Наоборот, Вы проявляете свою силу и желание настоящих изменений своей жизни к лучшему. Например, многие успешные люди, достигшие огромных высот и побед в жизни обращались к психологу, а чаще продолжают обращаться к психологу за помощью в росте и развитии. Ведь профессиональный психолог поможет Вам преодолеть свои страхи, добиться успеха и т.д. гораздо быстрее и эффективнее, чем если Вы будете самостоятельно годами методом проб и ошибок искать верные способы достижения целей.

Продолжение статьи во 2 части