Марфа и Мария

Житие святой блаженной схимонахини Марфы Московской

Миру – юроди, Богу – чада возлюбленная…

Икона святой блаженной Марфы Московской

Святая блаженная Марфа, Христа ради юродивая, подвизалась в Ивановом девичьем монастыре в начале XVII века1. Монастырское предание сохранило скудные сведения о земной ее жизни.

Кто были ее родители, какого звания, чем занималась она в миру, рано ли вступила в монастырь – неизвестно. Мы знаем только, что раба Божия Дарья, так называлась она в миру, не любила ни мир, ни яже в мире. Она разорвала все связи с ним, обрекая себя на всегдашнее девство, отказавшись от своей воли, заключилась в стенах монастыря и по прошествии годов искуса произнесла пред алтарем Господним обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Одно это говорит уже о ней, что она была истинной христианкой, ревновала о спасении души своей, искала не земных наслаждений, а вечного блаженства. При постриге получила она имя Марфы и, возложив на рамена свои крест Христов, шла к небесному отечеству тернистым путем монашества. Борьба инока с внутренними врагами спасения, успехи жизни нравственной, добровольные страдания, совершаемые из любви к Богу, большей частью и остаются ведомы только Ему.

Какие именно подвиги монашеские совершала Марфа и сколько лет подвизалась она простою монахинею, мы не знаем; но по всему видно, что как невеста Христова, она пламенно любила Жениха своего, подражая таинственной невесте, которая говорит в книге Песнь Песней: Возлюбленный мой принадлежит мне, а я Ему.2 Ревность подвижницы, усердие и успехи ее в исполнении монашеских обетов были столь велики, что удостоена была она и великого ангельского образа, великой схимы. Схимничество есть высшее проявление любви ко Христу, оно — вершина монашеского подвига; немногие удостаиваются ее.

Но и на этом не остановилась ведомая промыслом Божиим подвижница. Она не удовольствовалась тем, что разорвала окончательно все связи с миром, умерла не только для наслаждений, но и для естественных потребностей плоти. Сердце Марфы разгоралось любовью ко Господу все более и более. Отказавшись из любви ко Христу от всех земных радостей, Марфа взяла на себя один из самых труднейших, изумляющих христианских подвигов; отказалась от обычного употребления человеческого разума – стала юродивою.

Представьте же, насколько был высок и труден ее подвиг. Сколько нужно было ей иметь смирения, чтобы казаться хуже всех, глупее всех! Сколько терпения, чтобы переносить неизбежные при такой жизни насмешки и презрение. Сколько мудрости, чтобы в странных, по-видимому, безумных действиях не дозволить чего-либо греховного, соблазнительного, какой-либо несправедливости, неуважения к другим, оскорбления. К этому внутреннему кресту добровольная страдалица, быть может, приложила и внешний, обычный всем Христа ради юродивым, как-то: ходить босиком, полуобнажать свое тело; вообще терпеть голод и жажду, стужу и зной. Изголовьем святой служил камень, тот самый, который положен был под главу ея и в гробницу.

Особенно любила блаженная Марфа Воробьевы горы, куда в летнее время уходила на целые ночи, а к утру всегда возвращалась в монастырь. Совершить путешествие в одну ночь из Ивановского монастыря на Воробьевы горы, простоять там ночь на молитве (конечно, не гулять же туда ходила блаженная), утром вернуться в монастырь и выстоять все службы – труд беспримерный!

Чтобы избежать мирской славы, святая подвижница под видом юродства хотела скрыть подвиги своей благочестивой жизни; но как ни скрывала, свет внутренних достоинств отражался в каждом ее слове и деле; ее скоро узнали и стали уважать не только жившие с ней инокини, но и при дворе царском.

Собор Иоанно-Предтеченского монастыря

В последние десять лет ее жизни, когда она стояла на высоте своих духовных подвигов, ее особенно почитала благочестивая супруга царя Михаила Феодоровича, Евдокия Лукьяновна3. Из всех московских монастырей царица особенно любила Ивановский. Она часто бывала в нем, хаживала туда и пешком одна, и с детьми, «с своими царскими чадами», раздавала там милостыню, служила молебны, панихиды. После опустошительного пожара в Москве 1628 года, при котором выгорели деревянные монастырские постройки и бедные монахини-погорелицы потеряли кров, по указу царицы выдано было им из казны пособие на постройку новых келий.

Царица Евдокия была супруга многочадная: в течение двенадцати лет у нее родилось девять детей. Существует предание, что царица при своих частых посещениях обители просила молитв блаженной старицы Марфы о благополучном разрешении от бремени. Так возник и несколько веков сохранялся потом в Москве обычай среди благочестивых жен в период плодоношения служить панихиды на гробе блаженной Марфы, прося ее помощи облегчить предстоящие болезни рождения младенца.

Почила блаженная схимонахиня Марфа 1/14 марта 1638 года, в самый день Ангела царицы. При дворе царском получено было известие об этом в тот же день. По высочайшему распоряжению гроб ее в землю не зарыт, а поставлен в главном монастырском храме прямо на полу, обложен кирпичом и украшен надгробием белого камня с надписью: «Лета 7146 (1638) марта в 1 день на память святыя преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия Дария, во инокинях схимонахиня Марфа юродивая». Издревле на Руси, как и в Греции, так дозволялось хоронить только князей и архиереев. И вот такой чести удостоилась и юродивая старица Марфа.

Царская чета продолжала почитать почившую старицу; богатый покров на ее гробницу прислан из дворца по указу царя Михаила Феодоровича4. Продолжали помнить ее и дети царя. Царь Алексей Михайлович был девяти лет, когда скончалась блж. Марфа. Не раз бывал он в Ивановом монастыре вместе набожною своею материю. Там видел он юродивую Марфу и добрую память о ней сохранил на всю жизнь. В 1669 году по указу царя писано стенное письмо в церкви на стене у северных дверей над юродивою. В этом распоряжении царя нельзя не видеть его уважения к блж. Марфе.

Примеру царей подражал народ: молитвы на гробе ее возносились за нее и к ней. Предание о святой жизни ее благоговейно сохранялось в монастыре. Уважение к памяти ее с годами возрастало и впоследствии имя ее занесено в Святцы как святой и праведной5.

Двести двадцать два года мирно почивали останки блаженной Марфы в древнем храме Ивановского монастыря. Когда же в 1860 году нужно было разбирать старый храм, возник вопрос, как поступить с гробом и останками схимонахини Марфы. Опустить ли их в могилу, или на время перенести их куда-либо? Храмоздательница обратилась к преосвященнейшему митрополиту Филарету. Владыка сказал: «Более двухсот лет она почивает в храме. Кто же мы, чтобы лишать ее этой чести? Как почивает она теперь в старом храме, так нужно упокоить ее и в новом». Затем приказал сделать ящик наподобие гроба из нового леса, кирпич с одной стороны надгробия разобрать и, отслужив панихиду, без посторонних свидетелей, с особой осторожностью передвинуть гроб, если он еще цел, в ящик и потом на время стройки перенести в монастырскую часовню при святых вратах. Приказание исполнено и о последствиях донесено владыке6. Оказалось, что крышка гроба сгнила совершенно, боковые стороны обгнили, нижняя доска цела. Кости сохранились все в полном составе; голова лежала на камне; руки сложены прямо на груди; ниже пояса сохранилась и одежда, покрывающая кости. Кости все светло-желтого цвета. С пением «Святый Боже» останки блаженной Марфы перенесены были в часовню, где и оставались на все время постройки храма. В 1875 году они перенесены в построенный храм, с благоговением положены в белую мраморную гробницу, изящно отделанную резьбой и орнаментами, в трапезной части храма у левого столба. 7

Собор Ивановского монастыря. Вид на иконостас. Фото кон. XIX века (РГБ)

Почитание блаженной продолжалось в новом монастыре, как и в древнем. Постоянно «при гробнице схимонахини Марфы» дежурила одна из сестер. Пение панихид на гробе ее не прекращалось в то время, когда он стоял в часовне, совершалось и в новом соборе. Как говорит один из описателей монастыря: «Молящихся много, и некоторые действительно получают помощь»8. Говорят, что по молитвам блаженной Марфы подаются исцеления страждущим от запоя и помощь заключенным в темнице.

Известно о двух явлениях ее наяву, из которых видно, как блаженная любит Ивановский монастырь, как заботится о нем. После 1812 года, когда монастырь, разоренный французами, был упразднен9, в сохранившихся келиях остались доживать свой век четыре старицы. Они грустили, вспоминая о прежнем монастырском пении, богослужении, монастырских порядках, и, чтобы себя утешить, приходили иногда в ночное время к окнам храма помолиться. И что же? Видели они то храм освященным, то некую схимницу, молящуюся с воздетыми руками среди храма. Они были убеждены, что молящаяся схимница есть Марфа, и что по молитвам ее рано или поздно монастырь будет возобновлен. Это рассказывали они и местному причту, и другим тогдашним жителям и посетителям монастыря.

Другой случай рассказала храмоздательница монастыря Мария Александровна Мазурина: «Как-то осенью 1878 года, часу в третьем дня сижу я одна, — так рассказывала госпожа Мазурина, — в своем доме (на Воронцовом поле) в зале против входной двери; направо от меня – комната, в которой на полу и стульях стояли новые иконы для иконостаса Ивановского монастыря. Вдруг слышу в комнате шорох; смотрю – какая-то монахиня, старушка лет шестидесяти, высокая ростом, худощавая, в черном платье, покрытая белым платком, поднимает с пола иконы и ставит их на диван и стулья. Я сначала испугалась, но потом пришла в себя и спросила ее:

— «Матушка, откуда ты?»

— «Я – Марфа из Ивановского монастыря», — ответила незнакомка. Больше спрашивать я не могла, сообразив, кто эта Марфа. Прошло минуты две, монахиня стала невидима; а иконы оказались все поднятыми с полу. Явлением этим дано мне вразумление – с благоговением обращаться с иконами, даже и неосвященными, и утешение: есть в монастыре праведница, которая заботится о нем и помогает мне в устройстве его», — так заключила свой рассказ Мария Александровна.

Блаженная Марфа была молитвенницей за первых царей Романовых и считалась покровительницей царской династии. День ее памяти совпадает с памятью убиенного императора Александра II.

В богоборческие времена начала ХХ века Ивановский монастырь, как и другие, был закрыт. В 1918 г. за монастырскими стенами на основной территории обители был размещен концлагерь. Собор Усекновения главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна вместе с домовой церковью прп. Елизаветы Чудотворицы продолжали действовать до конца 1926 – начала 1927 года. После закрытия собора и выселения более ста насельниц монастыря с игуменьей из обители община верующих обратилась в административный отдел МГИК с просьбой о перезахоронении мощей блаженной Марфы. В 1927 году получено разрешение вынести из собора гроб с останками схимонахини Марфы для погребения на Ваганьковском кладбище. Дальнейшая судьба мощей неизвестна; существует несколько догадок, питаемых надеждой, что святая покровительница монастыря сама все устроит.

В настоящее время почитание древней святой, в 2001 году прославленной в соборе Московских святых10, возрождается; и мы имеем многочисленные свидетельства того, что святая блаженная старица Марфа постоянно помогает вновь восстанавливающейся своей обители и скоро слышит молитвы всех, приходящих к ней с верою.

Святая блаженная мати Марфо, моли Бога о нас.

Поскольку блаженная Марфа прославлена как местночтимая (в соборе Московских святых), то в общецерковном календаре не отмечен день ее памяти – 1/14 марта. В 2008 году исполнилось 370 лет со дня ее преставления.

Яко человеческое мудрование не может разумети Божию мудрость, кто же поведает миру правду Божию, аще не юроди, от мира изшедшии, вся мирская презревшии и высшею премудростию одаренныя.

Тропарь, глас 1:

Взыскуя вышняго разума,/ нижний презрела еси,/ блаженною Христа ради наречеся,/ Марфо, старице богомудрая,/ сего ради велие дерзновение ко Господу стяжавшая,/ Его же моли спастися душам нашим.

Кондак гл. 8

Аще и житие твое неведомо миру, и мощи твоя от человек сокрыты,/ но духом близ есть всем чтущим тя,/ скоро слышиши и во всяких нуждах наших помогаеши;/ паче же Бога любити и вся терпети Его ради научаеши;/ темже вопием ти: Радуйся, блаженная Марфо, светом разума Божественнаго нас просвещающая.

1 Текст жития – краткий пересказ брошюры священника Василия Руднева «Блаженная схимонахиня Марфа, подвижница Московского Ивановского монастыря».

2 Песнь Песней, глава 2, стих 16

3 Царица Евдокия Лукьяновна происходила из рода дворян Стрешневых; став царицей, она сохранила простоту, скромность и любовь к богомолью. Сочеталась браком с царем Михаилом Феодоровичем 1628 года февраля 5 дня; скончалась в одном году с супругом 18 августа 1645 г. и погребена в Московском Вознесенском девичьем монастыре.

4 В Московском Архиве Оружейной Палаты сохранились подлинные документы о царских пожертвованиях на гроб старицы Марфы: столбец 148 года, № 18 и столбец 184 года, № 214.

5 В полном месяцеслове архимандрита Сергия (еп. Могилевского) под рубрикой «Русские святые, находящиеся в рукописных святцах, но не канонизированные», читаем: «Марфа святая, праведная юродивая преставися 1 марта, погребена в соборной церкви в Ивановском московском монастыре». Архимандрит Сергий. Полный месяцеслов Востока. М., 1876. Т. II, ч. 3, приложение, с. 65.

6 Переложение мощей совершено местным причтом в присутствии храмоздательницы М.А. Мазуриной и архитектора М.Д. Быковского. Рассказ подтвержден священником церкви св. Иоанна Воина на Якиманке, Сергеем Васильевичем Владиславлевым, непосредственным участником этого события, бывшим долгое время диаконом в Ивановском монастыре.

7 В подробной описи 1923 г. указывается точное место гробницы блаженной в новом соборе: «В трапезной части храма на столбах: на правом св. Филарета Милостивого и на левом пр. Марфы, обе живописные, на позолоч. фоне, мраморных с украшениями киотах. Перед образом пр. Марфы находится гробница из белого мрамора.

8 Брошюра неизвестного автора «Московский Ивановский монастырь». М., 1879. С.25.

9 Собор стал приходским храмом, уцелевшие строения отданы были под типографию.

10 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование Собора Московских святых в воскресенье пред 26 августа/8 сентября – днем Сретения владимирской иконы Божией Матери. Имя блаженной Марфы внесено в святцы для церковного почитания в Московской епархии.

Всё о святой Марте, что исполняет желание

Друзья, добрый день. Вы наверняка «заскочили сюда» для того, чтобы найти «очень мощную молитву к Святой Марте». И правда, интернет пестрит подробными «рецептами» исполнения желаний, избавления от любых невзгод, с молитвами к святой Марте. Причём, можно встретить сайты, где авторы «слепили в одну кучу» аж две разные исторические личности. Так кто же такая святая Марта, кто из них кто и, что это за «сильная молитва к святой Марте» — тема сегодняшнего поста.

Хочу начать с того, что в Православии католическое имя Марта читается, как Марфа.

Православная Церковь почитает память святых с именем Марфа:

  • 19 Февраля – Марфа Азийская, мц., дева
  • 16 Марта – Марфа (Коврова), прмц., послушница /новомуч./
  • 18 Апреля – Марфа Вифанская. . Перемещаемый: в Неделю св. жен-мироносиц
  • 25 Апреля – Марфа Вифанская.
  • 26 Апреля – Марфа (Тестова), прмц. /новомуч./
  • 17 Июня – Марфа Вифанская.
  • 22 Июня – Марфа Персидская, мц.
  • 17 Июля – Марфа Антиохийская, Едесская
  • 19 Июля – Марфа Персиянка, Римская, мц.
  • 3 Сентября – Марфа Дивеевская (Милюкова), прп.
  • 14 Сентября – Марфа Каппадокийская
  • 21 Ноября – Марфа Псковская, прп.

Кроме того, многие православные люди почитают память блаженной Марфы Царицынской. Сразу оговорюсь о том, что: «Блаженная Марфа Царицынская пока не причислена к лику святых, но сейчас проходит сбор исторического материала для комиссии по канонизации при Патриархии» (по материалам волжской газета «Верую» (июнь 2002) статья о блаженной Марфе, подготовленная Аллой Чудиновой).

Именно святую Марфу Вифанскую и Марфу Царицынскую многие блогеры соединили в одну историческую личность, приписав в свой рецепт мистическую молитву явно неправославного содержания.

Так кто же из них «исполняет» желания? Давайте разбираться.

Так как у меня нет цели подробного жизнеописания, я ограничусь краткими вехами их жития.

СВЯТАЯ МАРТА (МАРФА) ВИФАНСКАЯ

Сведений о святой Марфе совсем немного, но всё же Господь прославил её имя в лике святых. Давайте вкратце посмотрим, что нам известно об этой святой.

Святая Марфа Вифанская – это сестра Лазаря Четверодневного (которого Господь воскресил на глазах множества свидетелей) и Марии (которая любила слушать Господа, за что однажды укорила её Марфа). Кому интересны эти две удивительные истории, советую об этом узнать из от Луки и Иоанна. Именно из истории о Марфе и её сестре Марии мы узнаём о том, что бывает два вида служения Господу.

Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
()

Святая Марфа, впрочем, как и её сестра, горячо уверовали в Иисуса Христа ещё до воскрешения Лазаря, и с честью принесла эту веру до конца своих дней.

Ещё нам известно то, что святая Марфа, вместе с сестрой и братом, а так же святыми Максимином, Мартеллом и Кидонием отправилась проповедовать Христа в Галлию, где она, спустя 30 лет скончалась в отшельничестве.

В Православии святая Марфа почитается в чине жён-мироносиц святых праведных.

МАРФА ЦАРИЦЫНСКАЯ

Единственное фото Марфы

Марфа (есть мнение о том, что настоящая фамилия женщины Медвенская, хотя доподлинно не известно даже мирское имя женщины) родилась в 1880 году в Царицын (Волгоград).

Молодая девушка, окончив гимназию, отправилась в город Петербург, на встречу с Иоанном Кронштадтским и получила от него благословение.

Отец Иоанн предвидел, что девушке предназначен удел служения Господу и благословил её на трудный путь юродства Христа ради. Будущий святой велел ей назваться Марфой и отказаться от всего земного «чтобы она ходила и напоминала людям о Боге».

В конце 1908 года, после смерти Иоанна, Марфа возвращается в Царицын, где в первое время поселяется в сарае во дворе родительского дома, а потом начинает ночевать прямо на улице, под открытым небом.

По словам горожан, Марфа посещала только благочестивые семьи, предпочитая семьи простых тружеников. Как и святую Ксению Петербургскую, Марфу старались пригласить в свой дом. Люди стали замечать то, что после её посещения, в семье воцаряется мир, выздоравливают больные, появляется достаток. Духовными советами, чистотой сердца и чудесами излечения, Марфа снискала любовь горожан. Приезжавшие к ней люди по несколько дней ждали приёма матушки.

Кроме чуда исцеления, Бог даровал Марфе и дар предвидения. Она предсказала: русско-японскую войну, первую мировую, революцию, цареубийство, Великую Отечественную войну.

А вы знаете, что Марфу Царицынскую её ещё при жизни называли святой? Правда она очень негативно относилась к таким заявлениям.

Посещая состоятельные семьи, Марфа призывала жертвовать свои деньги на строительство храмов и церквей. По её молитвам и по её зову, почитавшие матушку горожане нашли средства и силы достроить Свято-Духовой монастырь, и даже в знак уважения выложили маленькую келью, специально для Марфы.

Григорий Распутин, приезжая в город Царицын, старался навестить Марфу, встречая её словами: «Здравствуй, Христова невеста!».

Умерла Марфа в возрасте 45 лет. Погребли её в Свято-Духовом монастыре. Сбылись пророческие слова Марфы о том, что хоронить её будут 3 раза. И действительно, после того, как в святой обители советские власти устроили тюрьму для кулаков, могилу Марфы перенесли к Алексеевской церкви, а после закрытия церкви, могилу перенесли на Центральное кладбище. А ещё сбылись слова Марфы о том, что к её могилке будут приходить страждущие люди за помощью и каждого пришедшего она выслушает и поможет.

Как я писал выше в настоящее время собираются материалы к прославлению Блаженной Марфы.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О «МОЛИТВЕ К СВЯТОЙ МАРТЕ НА ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ»

Теперь, когда вы узнали о земных жизнях обоих Марф (Март), пора поговорить об удивительной «молитве с рецептами исполнения желаний, о которой я говорил в начале поста.

Как вы, наверное, уже поняли, это не молитва, а чистой воды заговор. Причём заговор, который слегка напоминает католическую молитву к святой Марте Вифанской. Само собой никакая святая не отзывается на текст сомнительного содержания. Да, святые помогают нам, они молят Бога за нас и по их молитвам происходят чудеса, но это вовсе не означает того, что, к примеру, святая Марта исполняет желания, а святой Спиридон Мирликийский помогает разбогатеть.

ПОСМОТРИТЕ, ЧТО ПО ЭТО ПОВОДУ ГОВОРИТ БАТЮШКА

Конечно же, есть. И пусть я повторяюсь, но: «Самая сильная молитва – это та, что идёт из глубины сердца, та, что подкреплена сильнейшей силой любви и бескорыстным, искренним желанием помочь другому». Святые помогают нам не из-за комбинации определённых слов, произносимых для них, но помогают нам, глядя на наши сердца и стремления, во благо нам и по Воли Господа.

Если вы правильно меня поняли, то уверуйте и помолитесь всей силой души своей к святой Марфе. И эта молитва будет воистину «сильной».

О святыя и всехвальныя ученицы Христовы, Боголюбивыя Марфо и Марие! Умолите возлюбленнаго вами и вас возлюбившаго Сладчайшаго Иисуса, Егоже вы исповедали есте, Христа, Сына Божия, да даст и нам, грешным, грехов оставление, в вере правой нелицемерное и твердое стояние.

Вселите в сердца наша дух страха Божия, смиреннаго на Бога упования, терпения и к ближним милосердия. Избавите нас молитвами вашими от искушений житейских, бед и напастей, да, тихое и мирное житие поживше зде, с помыслы непорочными и сердцем чистым, с дерзновением веры и упования предстанем на оный Страшный Суд и, добрый ответ на нем воздавше, радости вечныя в Царствии Небеснем сподобимся.

Аминь.

На этом всё. Храни, всех Господь.

Олег П.

  • Категории:С Богом
  • Ключевые слова:Молитвы,Святые

Чудотворная молитва святой Марте об исполнении желания

Обычно верующие знают несколько имен наиболее известных святых и праведников, хотя на самом деле их намного больше. Одной из таких «неизвестных» личностей можно посчитать святую Марту, в православной церкви — Марфу. К ней нередко обращаются за помощью в трудных жизненных ситуациях. Молитва святой Марте на исполнение желания часто встречается в виде заговоров, хотя является обычным обращением к святой.

Биография святой

О Марте известно из Евангелия Иоанна и Луки, точнее, из истории о Лазаре. Марфа, Мария и Лазарь были сестрами и братом, которые жили вместе в одной из деревень. Мария часто забывала о домашних делах, постоянно слушала только проповеди Христа и вообще мало интересовалась земной жизнью, считая, что загробная намного важнее. Марта же, напротив, всегда старалась угостить гостей повкуснее, ухаживала за ними и хлопотала по хозяйству.

Видя, что сестра сидит возле Христа и не помогает ей, Марта упрекнула Марию: «Почему ты не хочешь помочь мне? Я не успеваю приготовить вкусный ужин для такого важного гостя». Однако сам Христос ответил, что Мария выбрала благой путь служения, а Марфа понапрасну заботится о многом, хотя ему (Христу) нужно только одно.

Еще раз Марта упоминается в истории о воскресении Лазаря. Она встретила спешившего проститься с другом Христа, в то время как Мария сидела с умершим братом, и сообщила, что Лазарь умер. Она же попросила воскресить его, и ей Иисус сказал: «Воскреснет брат твой».

Настоящее имя святой, сестры Лазаря, о которой говорится в Евангелие — Марта. Марфа — это вариант в православной церкви. Святая является одной из жен-мироносец, которые спешили к гробу Христа ночью накануне его воскресения, чтобы обмыть тело и положить благовония.

Само имя происходит от греческого имени, которое появилось из арамейского «Хозяйка» или «Госпожа». На иврите «Марта» — «горькая». Неудивительно, что в христианстве Марта — покровительница домашнего хозяйства и семьи, а также всех, кто связан с кухней и приготовлением пищи: поваров, официантов и т. д.

Марфа Царицынская

В православии почитаются сразу несколько святых с именем Марта или Марфа, но особенно известна блаженная Марфа Царицынская. Последнюю можно считать «уникальной» личностью: она родилась в конце позапрошлого века, всю жизнь сталкивалась с чудесами, оставила после себя много интересных пророчеств, но ее биография пестрит белыми пятнами и додумками.

Даже ее настоящая фамилия неизвестна (по некоторым данным она Медведская), некоторые исследователи подвергают сомнению и ее имя. Это связано с отсутствием какой-либо информации в газетах того времени: все данные оставлены современниками блаженной, самые старые из которых умерли более пятидесяти лет назад.

Она родилась в Царицыне (ныне Волгоград) в 1880 году в обеспеченной семье, закончила местную гимназию. Марфа была единственным ребенком в семье, выросшим в родительской любви. С детства она была набожной и смиренной, любила слушать рассказы паломников и даже несколько раз уходила с ними.

По окончании гимназии родители отпустили девочку в Санкт-Петербург к известному тогда отцу Иоанну Кроншдатскому — основателю Кронштадтского Андреевского собора. Он благословил ее, дав особое наставление. Отец просил ее распространять веру в Христа и учить людей правильному пониманию этой веры, ходить по земле и напоминать о Господе. Также существует легенда, будто бы имя Марфа дал девушке именно отец Иоанн, а также предрек, что она станет известной проповедницей в Поволжье.

Вернувшись домой, девушка заявила родителям, что принимает на себя подвиг юродства и возвращается в Санкт-Петербург, чтобы учиться у Иоанна. После смерти последнего в 1908 году Марфа все же вернулась в Царицын и поселилась в сарае на заднем дворе родителей. В городе она собирала деньги на храмы, молилась, предсказывала будущее, проповедовала. Блаженную постоянно приглашали в дома, считая, что дом, в котором она переночует, будет благословлен.

Блаженная призывала жителей построить Свято-Духовный монастырь: она собирала пожертвования, часто молилась за строительство, просила всех желающих помочь. Оно было закончено в 1911 году, для самой Марфы в монастыре была построена небольшая келья.

Она пережила революцию, Первую мировую войну и смену власти. Умерла Марфа Царицынская в 1925 году, предсказав перед смертью, что ее будут хоронить трижды. Так и произошло: в первый раз ее закопали на кладбище Свято-Духова монастыря. Когда его закрыли, мощи перенесли на Алексеевской кладбище — там находилась построенная купцом по настоянию Марфы церковь. После войны, когда Алексеевское кладбище оказалось уничтожено, ее перенесли на Дмитровское, где Марфа покоится ныне. На ее могилу постоянно приходили паломники даже в Советские времена.

Сегодня найти ее могилу можно по адресу г. Волгоград, улица Карла Либкнехта, 2а, Центральное Дмитровское кладбище. Добраться до него можно от железнодорожного вокзала на троллейбусе 7 или 10, остановка — «Техникум».

Чудеса и предсказания блаженной

При жизни блаженная часто предсказывала будущее, но делала это иносказательно. Ниже приведены некоторые ее предсказания, касающиеся семьи Ининых. В этой семье Марфа часто ночевала в хлеву с козами:

  1. Старшей дочери, Луше, святая как-то предсказала поездку в Москву. Луша ответила, что у них нет никого из родных в Москве, да и семью (мужа с сыном) не на кого оставить. Но Марфа повторила про поездку, добавив, что в «Москве» них много родных, они с семьей там и встретятся. Через три недели Луша умерла от сердечного приступа, а еще через месяц умер ее муж, вскоре сын;
  2. Средней сестре, Анне, Марфа предсказала трудную, но долгую жизнь, сказала, что та перенесет все испытания. Предсказание сбылось;
  3. Младшей, Евдокии, святая вовсе не советовала выходить замуж. Однажды она даже начала гонять девушку веником, приговаривая: «Где твоя коса? Зачем ты ее отрезала?». Евдокия, плача, показывала целую косу, но блаженная Марфа имела ввиду девичество, а под отрезанием ее — замужество. Когда через несколько лет Евдокия вышла замуж, супруг бросил ее с маленьким ребенком.

К Марфе Царицынской приезжала и императрица Александра Федоровна. Когда блаженная вошла в помещение, где ждала императрица, она бросила на пол восемь кукол, которые держала в руках, облила их красной жидкостью и подожгла, выкрикивая: «Это все вы, вы! Вот ваше будущее! Вы сгорите все! Я вижу много крови!».

Еще одна легенда связана с Мельниковой Антониной. В детстве девушка страдала водянкой и упросила отца отвезти ее к Марфе, о целительстве которой тогда ходили слухи. Отец долго не соглашался, но все-таки отвез дочь в деревню. Блаженную нашли только в полдень. Увидев ее, девушка расплакалась от боли и сказала, что, должно быть, скоро умрет. Марфа кивнула, посадила Антонину рядом, положила ее голову к себе на колени и начала молиться за нее. Спустя несколько часов вся лишняя жидкость вышла из тела девушки, и та полностью выздоровела.

Антонина сильно привязалась к Марфе, часто приезжала к ней, а после стала ходить с блаженной в качестве послушницы. После нее сохранились воспоминания о жизни и привычках Марфы.

Молитва блаженной

При жизни святая Марфа Царицынская помогала многим людям — предсказывала будущее или предостерегала, молилась о выздоровлении или благополучии. После ее смерти чудеса не исчезли: многие паломники, приходившие к святой, исцелялись или получали желаемое (новую работу, любовь). Об этом сохранилось много записей, они постоянно пополняются.

К святой Марте обращаются в следующих случаях:

  1. Для защиты семьи от неприятностей любого рода, о сохранении ее целостности, об избавлении от ссор и недопонимания;
  2. О нахождении любви, об удачном выходе замуж;
  3. Об исцелении, избавлении от физических и духовных болезней, особенно от бесплодия, также блаженная помогает забеременить;
  4. Об обретении просветления, нахожеднии праведного пути, возвращении к Господу;
  5. О решении финансовых проблем и любых имущественных споров: наследственных, семейных и т. д.

На могилу к блаженной обычно приезжают, чтобы попросить о чем-то особенно важном: здоровье для семьи, нахождении любви и т. д. Многие считают, что в этом случае слова быстрее «дойдут» до Марфы и будут иметь большую силу. Также обращение усилится при молитве в свой день рождения или 18 апреля (день памяти Марфы Вифанской, сестры Лазаря). С собой на могилу стоит взять хлеба или крошек для птиц — блаженная любила все живое и постоянно подкармливала зверей и пернатых.

Но для молитвы святой Марфе необязательно ехать на ее могилу: это можно сделать и дома, перед ее иконой.

Для этого необходимо соблюдать несколько рекомендаций:

  1. Необходимо приобрести в храме икону святой Марты, изображение которой вам приятно. Если икона имеется, но она не из храма (например, нарисована кем-то или вышита), необходимо сперва освятить ее;
  2. Перед молитвой важно «очистить» мысли и душу: на время забыть о земных делах и волнениях, не желать никому зла даже мысленно;
  3. Желательно молиться утром или вечером, когда никто не будет отвлекать. Перед обращением стоит умыться: это поможет очиститься и снаружи;
  4. По возможности перед иконой святой Марты Чудотворной стоит зажечь свечу или лампаду;
  5. Молитва должна идти от самого сердца. Неважно, какими словами обратиться за помощью — важнее чистая совесть и искренность;
  6. После молитвы необходимо поблагодарить Марфу. Если верующий просил святую молиться за него перед Господом, поблагодарить стоит и Бога;
  7. Считается, что лучше всего молиться во вторник. Одна из сильных молитв требует молиться пять или девять вторников подряд, но это необязательное правило.

В интернете легко найти молитву Марте на исполнение желаний (сильную или чудотворную, заговоров), например, молитва святой Марте «Проси о нас Иисуса». Стоит отметить, что блаженная не исполняет желания или просьбы по волшебству. Она является «посредником» между верующим и Господом, ее обращение к Богу усиливает высказанную просьбу. Сама же помощь в выполнении желания обычно заключается в создании условия для его выполнения. Например, человек, ищущий работу, наткнется на объявление о подходящей должности, но звонить ли по телефону, решать только ему.

Отзывы о чудесах

Святая Марфа или Марта — это сестра Лазаря, присутствовавшая при чуде воскрешения брата Христом. Но большую известность приобрела Марфа Царицынская — блаженная, жившая в конце XIX — начале XX веков. Она прославилась чудесными исцелениями и предсказаниями. К святой до сих пор обращаются с просьбой об исполнении желания.

В интернете можно найти большое число сообщений о совершенных чудесах.

После развода я осталась с двумя маленькими детьми, а муж требовал раздела единственной квартиры. Суд сильно затягивался, и я обратилась в Марфе за помощью — хотела вразумить бывшего супруга. На первом же заседании судья отказал в разделе квартиры, хотя у мужа был очень хороший адвокат.

Элла

Несколько лет назад меня сократили на работе, которую я обожала. Я сильно расстроилась, началась депрессия, совершенно опустились руки. Однажды, гуляя по городу (я живу в Волгограде), я проходила мимо Центрального кладбища. Вспомнив о том, что тут лежит святая Марфа, решила попросить у нее помощи. Всего через две недели я увидела объявление на сайте вакансий, написала им — и сейчас я работаю в прекрасной фирме на должности, о которой мечтала.

Виктория

У жены были проблемы с рукой: сильные боли, но определить причину врачи никак не могли. По совету матери мы с ней съездили на могилу Марфы, жена взяла оттуда немного земли и на ночь приложила к больному месту. К утру боль спала, а вскоре врачи смогли найти причину.

Виктор

Святые Мария и Марфа — Новый завет

Евангелие дало мировой культуре много ярких архетипических образов, которые были многократно осмыслены в различных музыкальных сочинениях, произведениях художественного искусства, не говоря уже о собственно религиозной рефлексии.

Две такие фигуры — сестры Марфа и Мария, являются, наверное, наиболее узнаваемыми после Христа и Девы Марии. Об этих персонажах священной Новозаветной истории мы и поговорим в этой статье.

Образ сестер в Библии

В Новозаветном повествовании Мария и Марфа появляются дважды — один раз в Евангелии от Луки, второй раз — в Евангелии от Иоанна. Эти два отрывка описывают две различные истории. Но в обеих сестры представлены как ученицы Иисуса Христа и даже более того — вместе со своим братом Лазарем они предстают как его друзья, дом которых всегда был открыт для Спасителя.

Притча от Луки

Автор третьего Евангелия передает историю о сестрах, как поучительное наставление, ключевыми символическими фигурами в которой являются Марфа и Мария. Притча строится как рассказ о Христе, который пришел в гости к упомянутым женщинам и стал наставлять их в Божьей воле. Марфа между тем готовила угощение, чтобы оказать другу необходимое гостеприимство, а Мария сидела возле Иисуса и, ни на что не отвлекаясь, слушала его наставления. Хлебосольную сестру это обстоятельство вывело из себя, и она пожаловалась Христу, что Мария оставила ее одну на кухне заниматься трапезой, а сама предалась разговорам. Иисус отреагировал на это неожиданно — он осадил Марфу, заявив, что ее хлопоты — это житейская суета, не имеющая большого значения, тогда как Мария выбрала то, что действительно важно и необходимо человеку, а именно слушание Воли Божией. Он назвал поведение младшей сестры благой частью, добрым выбором.

Значение притчи

В целом экзегетика этого места в писании достаточно очевидна: существуют вечные ценности, которые всегда актуальны, и именно они должны занимать приоритетное место в жизни христианина. Что касается бытовых и других обязанностей, то, речь, конечно же, не идет о том, чтобы ничего не делать вовсе. Но в ситуации выбора этот отрывок Евангелия учит верующего избирать главное. Другими словами, Христос у Марфы и Марии не призывает категорически к отказу от повседневных забот, но говорит о необходимости четкого осознания вечного и временного, абсолютного и относительного. В каждом человеке, особенно среди последователей каких-либо религий, духовных учений и практик, есть на уровне субличностей своя Мария и своя Марфа. От того, чей голос более слышен и авторитетен человеку, зависит качество его жизни, осмысленность и внутреннее, духовное развитие. И при встрече со своим Христом, то есть, когда речь в жизни заходит о вечных, высших ценностях, необходимо отдавать себе отчет, правильный ли образ действия был избран, потому что, заботясь об «угощении», рискуешь сам остаться без того, что Иисус называет «хлебом вечной жизни».

Воскрешение Лазаря

В Евангелии от Иоанна Мария и Марфа предстают участницами другого, более важного события. Речь идет, ни много ни мало, о воскрешении из мертвых Лазаря, который приходился сестрам родным братом. Как гласит повествование, Лазарь тяжело заболел, но сестры, которые знали Иисуса и верили в его силу, послали позвать его, надеясь, что он придет и исцелит их больного брата. Христос узнал, что Лазарь болен, но не пошел в Вифанию, где он жил, сразу же. Вместо этого он дождался, пока Лазарь скончался, и лишь затем объявил ученикам, сопровождавшим его, что идет к нему домой. Мария и Марфа встретили учителя и обе выразили сожаление, что он не оказался рядом с Лазарем, когда тот был еще жив. Они твердо верили, что, если бы это было так, он бы не умер. В ответ Иисус ободрил их, сказав, что смерть Лазаря не к славе Божией, то есть она предусмотрена для того, чтобы Бог мог проявить себя среди народа, дабы уверовали сомневающиеся. Христос попросил отворить камень от гроба. В то время могилами служили пещеры, вырубленные в скале, вход в которые после похорон затворялся большим камнем. Мария и Марфа сначала возразили, сказав, что с момента погребения прошло уже четыре дня и тело покойного сильно смердит. Уступив настойчивости гостя и подчинившись его авторитету, камень все же отворили. Затем, как повествует евангелие, Иисус взмолился и, обращаясь к Лазарю, как к живому, приказал ему выйти из гроба. К удивлению всех собравшихся, тот действительно вышел живым, окутанный погребальными пеленами. Это чудо воскрешения из мертвых стало одним из самых популярных евангельских эпизодов. А сам Лазарь вместе со своими праведными сестрами вошел в историю, как Лазарь четверодневный.

Значение воскрешения Лазаря

Для последователей исторического христианства, то есть православия, католичества, а также протестантизма, событие воскрешения Лазаря, описанное в Евангелии, воспринимается буквально, то есть как имевшее место быть. Мы же, оставив вопрос о его историчности за скобками, обратимся к богословской рефлексии. Во-первых, сама по себе эта история говорит о том, что Христос был не просто человеком. В повествовании он называет себя «жизнью» и «воскресением» и утверждает, что тот, кто верит в него — не умрет. Это подчеркивает неотмирность его подлинной природы — христиане считают, что Иисус Христос — это сам Всевышний Господь Бог, воплотившийся в образе человека. Власть Христа над жизнью и смертью, описанная в Евангелии, иллюстрирует и подчеркивает эту мысль. Святая Мария и ее сестра Марфа демонстрируют веру во Христа и по вере своей получают желаемое — воскрешение своего брата. Далее, его намеренное ожидание смерти и утверждение, что это событие было для славы Господа, говорит о том, что Бог проявляется себя в истории мира, и у него имеется промысел о каждом человеке. В принципе, на основании тех или иных стихов из данного отрывка можно извлечь еще много теологических выводов, но эти два — главнейшие.

Марфа и Мария, как исторические лица

В принципе ничто не мешает предположить, что реальные персонажи, описанные в данных двух отрывках Нового Завета, реально существовали и были связаны с Иисусом и его общиной. Об этом говорит и то, что они упоминаются дважды в Евангелиях в совершенно разном контексте. С другой стороны, трудно сказать, насколько реальные прототипы соответствуют изображенным в Библии лицам, ведь к моменту написания этих текстов они были уже, вероятно, мертвы. Достоверных исторических свидетельств о позднейшей их жизни тоже не осталось. Католическая традиция утверждает, что Мария, сестра Марфы — это святая Мария Магдалина. Поэтому с нею связывается предание, согласно которому она проповедовала в Иерусалиме, Риме, а затем в Галлии — на территории нынешней Франции, где и скончалась. Это же касается и Марфы, ее сестры. В православии это отождествление считается лишь гипотезой, а потому никакой оформленной житийной традиции относительно Марии и Марфы нет.

Православные христиане почитают нескольких благоверных жен с именем Марта, которое в русском произношение звучит — Марфа. Жили они в разное время, но обе вели праведную жизнь, посвящая её служению Господу.

Марта Вифанская

Святая Марта (Марфа) Вифанская почитается как в православном, так и в католическом христианстве. В обеих Церквях существуют жизнеописания и изображения святой мироносицы.

Святая Марта (Марфа) Вифанская

Сёстры Марта и Мария, а также брат их Лазарь жили в селении Вифания, что расположилось неподалёку от Иерусалима. Жили они во времена Господа нашего Иисуса Христа, который гостил в их доме перед въездом в священный город. Имя Марты трижды упоминается в Священном Писании:

  1. Однажды Марта и её родные принимали в своём доме Спасителя. Старшая сестра, стремясь оказать гостеприимный приём, суетилась по хозяйству. Младшая девушка — Мария — расположилась у ног Сына Божия и слушала речи его. Её сестра обратилась к ней с укоризной, в ответ на которую Иисус сказал, что Марта делает многое, забывая о самом главном деле — заботе о душе.
  2. Второй раз имя святой вифанской девы упоминается в истории о воскрешении её брата Лазаря, который по молитве господней восстал из мертвых спустя четыре дня после физической смерти.
  3. Третье упоминание о ней появляется в повествовании о земной смерти Иисуса Христа. Марта упоминается среди жён-мироносиц, принесших благовония к телу Спасителя.

После Воскресения Иисуса Христа вифанские девы и их брат отправились проповедовать слово Его по миру. В православной традиции они поселились на острове Кипр, где Лазарь принял сан епископа города Китиона. В священных текстах и жизнеописаниях нет описания даты смерти Марты.

Почитание

Святую Марту Вифанскую причислили к лику святых сразу же после завершения её земного пути. Она является покровительницей:

  • семьи и домашнего очага;
  • людей, чья деятельность связана с выполнением уборки;
  • поваров и официантов.

В православной иконописи существует несколько типов иконографии Святой праведной вифанской девы.

Икона святой Марты

  1. Многофигурная композиция, на которой изображают жён-мироносиц. Праведная Марта изображается на ней в полный рост, одетой в золотую нижнюю одежу с синим мафорием на голове. В руках она держит сосуд с благовониями.
  2. Часто в православных храмах можно встретить образ, на котором изображают святых вифанских сестёр вместе. Как и в многофигурной иконе, голову старшей девы покрывает синий платок.
  3. На индивидуальной иконе святая дева изображается в синем головном покрывале. В правой руке она держит крест. А в левой ладони размещается сосуд. В некоторых изводах кувшин с жидкостью отсутствует, а ладонь прижимается к груди.

Читайте о святых женщинах в православии:

  • День Жен-Мироносицы
  • Святые равноапостольные женщины

Интересно: по одной из версий Марта и Мария Вифанские приняли на Крите мученическую смерть, поэтому на некоторых образах стоит подпись «Святая мученица Марфа».

По молитве перед иконой святой вифанской девы происходят многие чудеса. У праведной Марты просят о следующем:

  • о здравии своём и близких людей;
  • об удачном замужестве;
  • о беременности и лёгких родах;
  • о помощи в важных делах и работе;
  • о финансовом благополучии.

На заметку! Считается, наиболее сильными будут молитвы, произнесенные в День святой Марты. Он празднуется 18 февраля. Верующие приходят в храм в этот день, чтобы поклониться иконе и поблагодарить за помощь. Житие святой праведной Марфы